Президент России Владимир Путин предложил освободить 42 млн физлиц и предпринимателей от просроченной задолженности по налогам на общую сумму 56 млрд руб. (на физлица приходится 41 млрд, на предпринимателей – 15 млрд руб.).
Станет ли налоговая амнистия очередным предвыборным подарком электорату? Как решение президента скажется на федеральном и региональном бюджете? И улучшит ли такая мера самочувствие малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей?
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Есть много оснований полагать, что данный жест в ходе пресс-конференции президента является красивым началом предвыборной кампании Владимира Путина. Дело в том, что речь идет о налоговых долгах, которые сформировались до 2015 года, то есть это те долги, которые граждане накопили и с них до сегодняшнего дня их никто практически не смог взыскать. Это такая категория долгов, которые формируются постепенно и в общей массе представляют собой сумму внушительную, а для конкретного физического лица несут не самый большой обременительный характер – в частности, например, имущественная категория долгов. По сути эти долги при отсутствии масштабной кампании по их взысканию являются скорее обременением для налоговых органов, то есть затраты на их взыскание и длительный временной период ожидания реакции, который они могут занять, могут не оправдать собранных сумм, которые все равно не превысят заветных 40 млрд руб. Соответственно, списав такие долги, президент получает и одобрение со стороны избирателей и в какой-то степени ослабляет степень обременения на налоговые органы, тем более что речь не идет о свежих долгах. То же самое и с 15 млрд руб. долгов, образовавшихся у малого и среднего предпринимательства, речь идет о тех предпринимателях, которые пострадали от санкционных обременений и от ослабленной экономики в период резкого обострения отношений с Западом. Фактически этот жест можно расценить как прощение долгов, которые образовались скорее не по вине бизнеса, а по причине дипломатических войн, переросших в обесценивание рубля и оскудение государственного бюджета из-за слишком дешевой нефти.
В целом на ближайшие три года государственный бюджет уже рассчитан и сумма в 56 млрд рублей вряд ли как-то повлияет на финансирование регионов, учитывая, что сейчас все субъекты федерации имеют гораздо больше самостоятельности, чем когда-либо, более того, как мы уже сказали, речь идет о долгах, которые уже давно вышли за рамки формирования новых госраходов.
По сути, это лишь та небольшая часть проблемных долгов россиян и бизнеса, на которую можно закрыть глаза ради благоприятного настроения электората.
В целом от сбора именно этой категории налогов бюджет мало что приобретает, в большей степени на пополнение госказны, например, влияет получение сверхдоходов от валютных интервенций на внешних рынках, а также за счет более высокой цены нефти, чем прогноза, заложенного в бюджете.
На налоговую дисциплину в стране влияет, как известно, законодательство. Данная налоговая амнистия никак не ослабляет рычаги влияния, а учитывая заявленные планы по росту налоговой нагрузки на бизнес, а также решение о преждевременной отмене налоговых каникул на Движимое имущество, можно предположить, что в будущем налоговая дисциплина станет жестче.
Что же касается обычных граждан, то да, решение Путина в какой-то степени может породить ложное восприятие об относительной мягкотелости властей, но с вновь приходящими «письмами счастья» с более крупными суммами в том числе, и с введением к 20-му году 100% стоимости налога на Недвижимость, данное мнение из мыслей общественников довольно быстро испарится.
Что же касается экономического эффекта, то вряд ли как-то это решение окажет воздействие на рост экономики, на это влияет комплекс государственных мер и объем сгенерированных действий в течение определенного промежутка времени. Гораздо больший экономический эффект дают не громкие заявления политиков, а реальные меры и работа с внешними инвесторами и бизнесом.
Алексей Панин, директор московского офиса UrusAdvisory: Определенно речь о предвыборной активности президента. Действие достаточно рациональное и в какой-то степени служит признанием того, что не все в экономической политике последних лет было безупречным. Краткосрочный положительный эффект от этого действительно может иметь место, но, безусловно, одноразовая мера не сможет решить проблемы с налоговой системой в принципе.
Между тем, 56 млрд руб. – это не такая уж и существенная сумма, если сравнивать ее с крупными статьями госрасходов последних лет. Только в этом году Москва на благоустройство улиц потратила в три раза больше (с другой стороны, 56 млрд – это больше всей расходной части бюджета многих российских регионов). Но в целом я не вижу какого-то критического давления на бюджет из-за этой «амнистии».
Любой популизм неприемлем, однако любая предвыборная кампания, в том числе и наступившая, без него не обходятся. Ни экономического эффекта, ни долгосрочного положительного влияния на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей мера не окажет – во-первых, она в масштабе объема малого бизнеса незначительна, во-вторых, однократна.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: С одной стороны, налоговая амнистия выглядит, как подарок электорату перед выборами: дескать, можно будет не выплачивать старые долги, а также вернуть капиталы на родину, декриминализовать их. Но это популистский взгляд, потому что с юридической точки зрения, амнистия не ставит под сомнение преступность деяний, описанных в акте амнистии, и в стране, где люди получили амнистию, продолжает действовать, например, Уголовный Кодекс, который предписывает устанавливать правомерность происхождения собственности на те или иные объекты. И люди, получившие амнистию, не могут рассчитывать на то, что впоследствии к ним не будут применены нормы уголовного кодекса. Хотя, конечно, за налоговые преступления их преследовать не будут, но есть же масса других, связанных с денежными потоками, с которых они не платили налоги, с объектами собственности, которые покупались на эти деньги, и так далее. Поэтому пользоваться амнистией будут, скорее всего, самые неопытные граждане и предприниматели, не просчитывающие последовательность дальнейших шагов.
Да, 56 млрд руб. — внушительная сумма для бюджета, но, наверное, стоимость взыскания этой суммы может оказаться даже выше, если учесть, что это долги примерно 42 млн россиян, то есть в среднем долг каждого может быть ненамного больше 1 – 1,5 тыс. руб.
Взыскивать такие небольшие налоговые задолженности дорого и долго, у налоговой ведь тоже есть свои затраты и условная эффективность, рентабельность взыскания. То есть, резюмируя, бюджет скорее выиграет от амнистии, а вдобавок президент заработает очки в предвыборной кампании.
Такое решение также можно назвать несправедливым в отношении тех, кто налоги платил исправно — это убивает их мотивацию поступать так и дальше, будет негативный социальный и экономический эффект.
Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»: Безусловно, налоговая амнистия абсолютно для всех, а не для определенных категорий должников (например, ранжированных по значимости их конкретного бизнеса для развития региона, от уровня задолженности, от намерений и возможности реструктурирования кредита) в той или иной степени является частью предвыборной программы. Необходимости списывать все долги без исключения отсутствует – наверняка какая-то часть могла быть погашена или реструктурирована. При этом пользы от такой «перезагрузки системы» для самой «системы» немного. Ни бизнес, ни физлица дисциплинированнее в фискальных вопросах от этого не станут. Более того, есть риск, зная наш родной менталитет, получить уже устойчивую категорию «принципиальных должников», рассуждающих: «Раз единожды все долги простили, значит, простят и в следующий раз».
Сумма для бюджета значительная, но не критическая. Мы полагаем, раз такое предложение было озвучено, варианты изыскания средств для данной амнистии уже были проработаны – наш президент обычно старается не давать краткосрочных обещаний, которые заведомо будут не выполнены.
Что касается регионов и того, какие потери они могут от этого понести, то мы пока не услышали источников финансирования данной налоговой амнистии. Если ту часть налогов, которая была не уплачена в местные бюджеты, планируется покрывать из средств регионалов, то для них это будет крайне неприятной новостью.
Если все возьмет на себя федеральный бюджет – наоборот, это станет подарком. А возможно, будет принят некий компромиссный вариант.
Мера крайне неоднозначная. Безусловно, для какой-то части предпринимателей, испытывающих финансовые трудности, освобождение от просроченного налогового бремени станет хорошим стимулом к развитию.
Возможно, какие-то из малых предприятий или ИП смогут продолжить развивать свой бизнес, в то время как без амнистии они бы были обречены на неудачу. С другой стороны, «халява», под каким бы соусом она ни преподносилась, никогда не улучшала итоговую дисциплину.
Тем более – фискальную. При том, что экономический эффект от такого маневра выглядит весьма неочевидным.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»: Налоговая амнистия подобного рода – хороший политический шаг.
Скорее всего, это действительно происходит в рамках предвыборной кампании, и в бюджете для таких предложений уже подготовлены средства.
Перезагрузить систему этой мерой не получится, потому что степень закредитованности физлиц и предпринимателей слишком высока. Чтобы снять напряжение в этом сегменте, подобного шага будет достаточно. Эффект данной инициативы – среднесрочный.
Скорее всего, деньги на инициативу пойдут из ФНБ через различные схемы. Иных «кубышек» под рукой у власти уже нет.
Общая налоговая дисциплина не поменяется. Как уже говорилось неоднократно, для действительного улучшения климата в секторе нужны структурные реформы, а не одноразовое списание долгов. В среднесрочной перспективе эффект от меры будет присутствовать, настроения предпринимателей локально улучшатся, но ровно до следующего пика кредитного обострения.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Крупные задолженности, которые можно признать потерянными, Россия уже списала с многих стран на десятки миллиардов долларов.
Это позволило перезагрузить инвестиционные отношения между ними и работать дальше (но условия теперь изначально ставятся им другие). Что касается граждан и бизнеса, то такая задолженность загружает судопроизводство, службы приставов, а банковские сети не принимают их на обслуживание или берут с повышенной ставкой.
Мера позволит не только помочь с выборами, но и разгрузить на время систему ФНС и поднять ее уровень эффективности еще выше, чтобы следующие задолженности были истребованы с большей долей вероятности.
Регионы получат возможность еще и сделать новые точки развития, опираясь на бизнес, который уже имеет необходимый опыт и готов работать далее.
В общем случае, такая амнистия не будет восприниматься, как постоянная мера, поэтому ФНС и другие ведомства с одной стороны получат передышку, а с другой стороны под нее вскроются схемы ухода от налогов сборов, которые еще были в тени и деньги которых будут предъявлены для аннулирования.
К сожалению, в тень уходят по большинству случаев не от хорошей жизни, но вернуться туда и нормально работать теперь будет еще сложнее. Государству требуются все возможные ресурсы уже в ближайшем будущем, поэтому имеющиеся резервы будут тратиться с решением нескольких попутных задач. Запланированные траты, в том числе на покрытие долгов, окупятся уже в течение следующих 2-3 лет, поэтому подача новости может быть и популистской, но все решает расчет.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Лишь президент знает, является ли его шаг предвыборным ходом. Но бесспорно – это повлияет на электоральные предпочтения тех, кому не придется платить. Хотя с другой стороны, никакой необходимости с точки зрения выборов в этом шаге не было: у Путина по всем оценкам огромное преимущество перед конкурентами.
Что касается влияния на экономику, то краткосрочный эффект будет положительным – у людей появятся деньги, которые они смогут потратить на рынке. Но вод долгосрочные последствия могут быть отрицательными, если это станет поводам к подрыву налоговой дисциплины. Если удастся этого не допустить, то и долгосрочный эффект может быть положительный.
Действительно, если прощеные недоимки будут изыматься из региональных бюджетов, это будет большой проблемой, так как в региональных бюджетах лишних денег нет. Но логично было бы, если все потери региональных бюджетов компенсирует федеральный бюджет. Инициатором списания была Федерация, пусть она и платит.
Экономический эффект и именно для малого бизнеса будет, так как люди со своими деньгами придут на рынок. Но абсолютно верно, что это будет удар по налоговой дисциплине. Вместо стимула платить вовремя, появляется стимул накапливать долги по налогам – авось опять простят. Но с этой болезнью можно бороться наказаниями.
Есть и еще одна проблема, психологическая: подобное списание ставит тех, кто не платит, в привилегированное положение, и на практике демонстрирует, что честность – это неэффективная форма поведения по отношению к государству. Поэтому мечты о внедрении морали в экономику так и останутся мечтами.
Налоговая амнистия для ИП: кому спишут долги по налогам и взносам в 2022 году
Государственные органы регулярно разрабатывают и вводят в действие меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Большая часть мероприятий рассчитана на длительный период, но принимаются и единоразовые акции. Одна из них — налоговая амнистия для ИП, начатая в 2018 и продолжающаяся в 2022 году.
Что такое налоговая амнистия
Налоговая амнистия представляет собой списание недоимок по неуплаченным в предыдущие годы задолженностям в государственный бюджет и по внебюджетным платежам.
Эти меры призваны снизить финансовую нагрузку на физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
На принятие решения о проведении амнистии повлияли и финансовые потрясения предыдущих периодов, после которых многим бизнесменам требуется время на восстановление деятельности и снижение долгового бремени.
Государство признает, что часть неплатежей носит безнадежный характер. Также учтены особенности российского законодательства в плане сроков давности по такого рода нарушениям.
Следует понимать, что цель мероприятия — списание долгов, которые физически не могут быть выплачены из-за возникших обстоятельств. Действия лиц, намеренно уклоняющихся от перечисления платежей или скрывающих имущество от наложения взыскания, противоречат духу и букве акции и амнистии не подлежат.
Важно! ФНС предупреждает, что такие акции не будут носить регулярного характера, поэтому не стоит накапливать задолженность, надеясь на списание в будущем.
Кому спишут долги в 2022 году
Попасть под амнистию могут следующие категории плательщиков:
- юридическим лицам могут быть «прощены» долги по взносам в социальные фонды и пени по этим взносам;
- частнопрактикующим лицам — недоимки по тем же платежам;
- физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей) — налоги (транспортный, имущественный, подоходный) и пени по ним;
- дополнительно для ИП — взносы по ОМС, ПФР, ФСС.
Государственные органы будут списывать неоплаченные задолженности по страховым взносам, возникшие до 1 января 2017 года, а по налогам — возникшие до 1 января 2015 года и пени, по этим долгам (даже начисленные позже указанного срока). Все задолженности, сформировавшиеся после указанных сроков, пени и штрафы по ним, должны быть уплачены в полном объеме.
Как и где проверить списание
Полную информацию о наличии неуплаченных налогов и платежей можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, там же можно в рамках амнистии по налогам для ИП в 2022 году проверить списание недоимок.
Другой путь для получения сведений — лично обратиться в местную налоговую службу с соответствующим заявлением. Также целесообразно узнать в филиале ССП о наличии дел по взысканию долгов, аресту имущества и счетов.
При их наличии и достаточных законных основаниях можно обратиться с заявлением о прекращении делопроизводства в рамках налоговой амнистии, чтобы избежать проблем с получением кредитов, выездом за рубеж и т. п.
Какие долги снимут с ИП
Индивидуальных предпринимателей амнистия коснется в наиболее широком объеме. Из всех категорий списанию подлежит самый большой спектр задолженностей, включающий как неуплаченные своевременно налоги, так и взносы в фонды соцстраха, а также пени по ним.
Дополнительно амнистия включает в себя прекращение дел в судах по этим направлениям, прекращение делопроизводства по линии деятельности службы судебных приставов, разблокировка банковских счетов, отмену списание средств со счета предпринимателя.
Эти действия инициируются инспекторами налоговой службы.
По налогам
С ИП, попадающего под амнистию, будут списываться долги по налогам:
- Налог на прибыль (включая все специальные режимы — УС, «вмененка», патент, НДФЛ);
- НДС списывается, за исключением операций по импорту — этот случай амнистированию не подлежит, так же, как и таможенные платежи;
- транспортный и имущественный налоги.
Также не будут погашаться долги по акцизам и по налогу на добычу полезных ископаемых.
По страховым взносам
Списанию по налоговой амнистии в 2022 для ИП подлежат задолженности:
- по неуплате взносов в Пенсионный фонд, ОМС, ФСС;
- пени и штрафы по этим взносам.
Также подлежат отмене неоплаченные штрафы и начисленные пени, связанные с непредоставлением деклараций по взносам в фонды страхования, попадающие в установленный период времени.
Куда обращаться
Для списания задолженности никуда обращаться не надо — перерасчет производится без участия должника. Следует понимать, что сроков для снятия задолженностей Закон не устанавливает, срок окончания мероприятия также не определен.
График списания долгов по ИП территориальные фискальные органы формируют самостоятельно.
Для уменьшения риска возникновения ошибок и недоразумений рекомендован следующий порядок действий при намерении в законном порядке погасить неоплаченные в срок долги:
- Проверить в ЛК налогоплательщика, имеются ли долги по налогам и сборам, возникшие до указанной даты и попадающие под амнистию.
- В случае сомнений уточнить вопрос в своей ИФНС.
- Написать обращение в налоговые органы с просьбой сверить задолженность и списать ее в рамках амнистии.
Выполнение этих шагов минимизирует риск того, что долг или его часть не будут погашены. Для еще большего снижения риска следует инициировать налоговые органы провести сверку задолженности на дату обращения.
Важно! Если налогоплательщик самостоятельно оплатил долги и пени, подлежащие амнистированию, до списания их государственными фискальными органами, то эти деньги возврату не подлежат.
Долги по страховым взносам после указанной даты переданы в Пенсионный фонд, и для выяснения их судьбы следует обратиться в ПФР.
Необходимость этого обращения подкрепляется тем, что, как показала практика, при такой передаче возникло множество ошибок, которые могут привести к дополнительным денежным потерям. Эти ошибки надо выявить (провести сверку) и обратиться в администрацию ПФР с запросом на устранение проблем.
Амнистия по налогам для ИП, как мера поддержки физических лиц, попавших в трудную ситуацию в результате кризисных явлений в экономике, направлена на помощь тем бизнесменам, кто в силу обстоятельств не смог выплатить налоги и страховые сборы.
Следует понимать, что амнистия применяется только в тем долгам, которые задекларированы или выявлены государственными фискальными органами до указанных сроков.
Тем недобросовестным предпринимателям, что скрывали доходы и прятались от налогов, воспользоваться амнистией для выхода из тени и списания возникших при этом в последние годы задолженностей, не получится.
В 2020 году малому бизнесу могут простить долги по налогам
- В 2020 году хотят провести налоговую амнистию для индивидуальных предпринимателей и компаний, которые относятся к малому бизнесу.
- Какие льготы действуют для малых компаний – таблица с пояснениями >>>
- «Инспектор не заметит» или пять опасных налоговых заблуждений в малом бизнесе >>>
18 октября Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил на Форуме малого и среднего бизнеса «Дело за малым» в Краснодаре. На нем от затронул «Стратегию роста» и Дорожную карту устойчивого развития несырьевого сектора экономики. Напомним, что стратегию разработали по поручению Владимира Путина.
Титов поделился своими идеями и предложениями для улучшения условий для малого бизнеса. По словам правозащитника, его предложения скоро направят в Правительство.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относят хозяйственные общества, товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а так же индивидуальных предпринимателей. Чтобы попасть в реестр МСП, надо подходить под определенные критерии >>>
Одной из мер по защите малых компаний и ИП Борис Титов предложил налоговую амнистию. По мнению уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей у государства достаточно средств, чтобы в 2020 году простить «малышам» налоговые долги.
Самое главное – закрыть страницу прошлого. Состояние бюджета сегодня таково, что государство может позволить себе жест великодушия – освободить малый бизнес от накопившихся налоговых недоимок. Можно считать этой одной из мер не только по поддержке рынка, но и по решению социальных проблем, потому что малый бизнес во многом выполняет и социальные функции
Помимо амнистии Титов предложил предоставить госгарантии на 75% процентов от суммы кредита, который предоставляют МСП в рамках проектного финансирования. Еще одна мера, которая вызвала ажиотаж на встрече, – возможность применять вычет по страховым взносам на все спецрежимы, которые использует малый бизнес. Это УСН, ПСН и ЕНВД.
Направим предложения в правительство. Надеюсь, следующий год станет годом предпринимателя, думаю, такие меры окажутся очень кстати
Кого освободят от долгов: россиян хотят отпустить на кредитные каникулы
Артем Коротаев/ТАССАртем Коротаев/ТАСС
В пояснительной записке к документу говорится, что речь идет о потребительских кредитах. Также отмечается, что срок кредитных каникул может быть продлен по решению правительства.
Кредитные каникулы — это отсрочка платежей по займу (или уменьшение размера платежей), которая предоставляется банком клиенту на некоторый период. Чтобы получить их, нужно подать заявку кредитору, проясняется на сайте Госдумы. В материале отмечается, что кредитные каникулы — это не прощение долгов, а перенос платежей на будущее.
В середине февраля сообщалось, что Центробанк разработал меры поддержки россиян в условиях падения доходов, в том числе планируется ввести кредитные каникулы.
«Такие каникулы должны предоставляться на срок до шести месяцев по всем договорам потребкредита вне зависимости от срока и суммы, если доходы человека упали», — пояснял в интервью «Известиям» руководитель службы ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Михаил Мамут.
По его словам, если у человека есть несколько займов в разных банках, он сможет взять каникулы по каждому, но только один раз.
Завкафедрой финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов предположил в эфире радио Sputnik, что такая инициатива призвана помочь людям, которые запутались в долгах из-за резкого снижения доходов.
«Три, четыре, пять кредитов связаны не с тем, что люди очень хотят купить все подряд, а с тем, что им приходится маневрировать между кредитами и погашать ранее выданные «, — сказал Эксперт.
Ранее в России уже вводились кредитные каникулы в связи в пандемией коронавируса. Они действовали с 20 марта 2020-го по 30 сентября 2021 года и с 1 ноября по 31 декабря 2021-го. На послабления могли рассчитывать россияне, чьи доходы резко упали.
Также в России с августа 2019 года действует закон об ипотечных каникулах. Для того, чтобы временно не платить проценты по жилищному кредиту, клиент банка должен подтвердить свое сложное финансовое положение.
Амнистия от президента: какие долги простят россиянам — Газета.Ru
Президент Владимир Путин пообещал россиянам налоговую амнистию. Простить могут долги, которые «не отвечают интересам граждан и бизнеса». В частности, амнистия коснется 42 млн россиян, накопивших задолженность по имущественным налогам до 2015 года.
Налоговые долги физических лиц и бизнеса спишут. Такие налоговые послабления пообещал президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что будет с налогами после 2018 года.
По словам президента, на что точно нужно обратить внимание, — это на налоги, которые не отвечают интересам граждан, бизнеса и государства в целом.
Например, «капремонт, или налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих долгих лет в силу обстоятельств», не всегда связанных с человеком, привел пример Владимир Путин.
Эти задолженности касаются около 42 млн человек и составляют больше 41 млрд руб., оценил президент.
Я думаю нужно освободить людей от этих выплат»,
— сказал Путин корреспонденту «Газеты.Ru».
Он также подчеркнул, что следует то же самое сделать для индивидуальных предпринимателей. По его словам, налоговые послабления для малого бизнеса могут коснутся около 2,9 млн человек. При этом размер списанной задолженности составит порядка 15 млрд рублей.
«Человек начал бизнес, а что-то не получилось»,
— объяснил он необходимость списать задолженность с бизнесменов.
Кроме того, стоит списать налоги на «условные доходы», добавил Владимир Путин. По закону «условные доходы» появляются, когда банки освобождают от выплат кредитов или фирмы-операторы связи списывают задолженность.
«Это условный доход и на него сразу начисляется налог», — пояснил президент. При этом такие налоги абсолютно «бессмысленная вещь» и накладывают «несправедливую налоговую нагрузку», считает Путин. Задолженности по таким налогам насчитываются несколько миллиардов рублей и касаются около 3 млн человек, отметил он.
При этом Владимир Путин пообещал, что в следующем году налоговая нагрузка не вырастет. «Собственно налоги до конца 2018 года расти не будут. И в целом, по основным видам налога, это выдерживается», — заявил президент.
Эксперты позитивно оценивают обещанную бизнесу и россиянам налоговую амнистию.
«Оплату капремонта на законодательном уровне никто не отменял. Речь идет о накопленных долгах физлиц по имущественным налогам и пени, которые образовались до начала 2015 года в результате временных финансовых проблем и которые наложили на должника обременение.
Иными словами, Владимир Путин разрешил налоговым органам «закрыть глаза» на категорию самых некомфортных по взысканию долгов, которые еще неизвестно сколько времени оставались бы незакрытыми»,
— поясняет генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
Прощение долгов для бизнеса затронет предпринимателей, у которых бизнес не задался. Как пояснил «Газете.Ru» глава «Опоры России» Александр Калинин, они обращались ранее с предложением в администрацию президента, в котором обращали внимание на проблему с накопленной задолженностью у индивидуальных предпринимателей.
«Если бизнес не пошел, то индивидуальный предприниматель все равно должен платить страховые взносы. Учитывая кризис, сумма таких долгов накопилась немаленькая. При этом, согласно действующей сейчас схеме, если ИП не платит страховые взносы, то налоговая начисляет ему огромные штрафы, и индивидуальный предприниматель не может работать потом официально, пока не уплатит Штраф.
В целом, если бизнес у старт-апа не задался, то должен быть цивилизованный механизм выхода», — объяснил предложение президента Александр Калинин. По его словам, законопроект, предоставляющий возможность получить «прощение» для ИП внесен в Госдуму и он надеется, что документ будет принят до конца этого года.
Механизм взимания налогов на вмененный доход сам по себе неплохой, но он нуждается в настройке, а не в отмене, говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. «В большинстве случаев, это единственный способ взимать налоги с тех предпринимателей, чей реальный доход установить практически невозможно», — добавляет он.
По мнению Кирилла Никитина,
налоговая амнистия — прекрасная вещь, однако это явно не жест в сторону законопослушного бизнеса, поскольку он в таких послаблениях не нуждается.
«Мы, конечно, приветствуем снижение налоговой нагрузки всегда, но в первую очередь это должно быть направлено на добросовестных налогоплательщиков, — говорит он. -— Считаем целесообразным, чтобы дополнительные доходы, полученные за счет улучшения администрирования, возвращались белому бизнесу снижением ставок».
Как пояснил в свою очередь «Газете.Ru» омбудсмен Павел Медведев, предложения освободить банкротов от налогов при списании долгов перед банками высказывались уже не раз, и он рад, что президент готов пойти на эту меру.
- «Сейчас получается, что человек только спокойно вздохнул, выплатив Кредит, и готов начать жизнь с чистого листа, но тут выясняется, что у него огромный долг перед налоговой, новый топор висит»,
- — поясняет омбудсмен.
- Председатель финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков также соглашается, что это правильная и своевременная инициатива.
Банкротов, которые не могут выплатить долги перед банками, насчитывается около 8 млн человек, тогда как решения о личном банкротстве вынесены всего по 40 тыс., поясняет Павел Медведев. Потенциально это очень полезная инициатива, если Процедура банкротства заработает в полную меру, резюмирует он.
В целом эксперты радуются обещанной президентом налоговой амнистии: вести «диалог» по-другому с налоговой невозможно.
«Спорить с налоговыми органами при наличии долгов по сути бесперспективно, поскольку сами налоговые органы ограничены сроками, установленными законодательством и внутренними регламентами, они не могут себе позволить не проводить взыскание в установленные сроки», — резюмирует руководитель правового департамента HEADS Consulting Диана Маклозян.
Понять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина
Президент России Владимир Путин предложил масштабную амнистию должников, она может затронуть 42 млн человек, которые имеют долги на сумму около 41 млрд рублей. «Ведомости» пишут, что речь идет о списании долгов по имущественным налогам и пени, накопленным на 1 января 2015 года. Еще 15 млрд рублей долгов необходимо простить почти 3 млн индивидуальных предпринимателей.
Налоговые амнистии — это очень часто действенный экономический инструмент, в первую очередь призванный повысить впоследствии дисциплину уплаты и собираемости налогов. На мой взгляд, налоговые амнистии могут объявляться по нескольким причинам.
- Путин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года
Во-первых, высокие административные затраты государства-регулятора по собираемости микродолгов. В данном аспекте амнистия — разумная мера прощения микродолгов в целях предотвращения еще больших затрат системы по их взысканию. Расчеты эффективности часто показывают, что лучше простить, чем взыскивать.
Во-вторых, амнистия — очень позитивно влияет на колеблющихся налогоплательщиков, которые находятся в промежуточном состоянии «платить-не платить», по моему наблюдению, налоговые амнистии влияют на решение граждан платить налоги. Тем самым собираемость налогов увеличивается на 15-20% в год.
В-третьих, налоговая амнистия носит очень стратегический, действенный и экономический характер для предпринимателей, которые имеют возможность списать свои задолженности в пользу использования данного оборотного капитала в реинвестиции и модернизацию в основные средства, в свои программы развития бизнеса, не прибегая при этом к излишнему кредитованию. В данном аспекте налоговая амнистия и налоговые каникулы — это инвестиции государства в развитие предпринимательской активности, малого и среднего бизнеса, доля которого еще очень мала в экономике страны. Задача регулятора как раз уловить и четко прочувствовать их экономический аспект для бизнеса.
В-четвертых, налоговые амнистии поддерживают ранее принятые законы в обеспечении собираемости бюджета, и отдельно их рассматривать нельзя.
Например, налоговая амнистия вкупе с действием антиофшорного закона о контролируемых иностранных компаниях помогут предотвратить отток валютного капитала из страны, а по некоторым проектам и программ вернуть интерес российских предпринимателей, ведущих зарубежный бизнес, к экономике России.
С мира по нитке
Хочу заметить, что налоговая нагрузка в России — не самая большая по сравнению с зарубежными аналогами, чтобы применять амнистию как регулярную и обыденную меру.
В категорию неплательщиков зачастую попадают автомобилисты, это как раз показывает интересную ситуацию не только с самим транспортным налогом, а с дисциплиной самого налогоплательщика. Чем меньше сумма взыскания, тем больше рисков, связанных с уплатой микроналога.
Мы видим картину такой: большое количество физических лиц имеет небольшие суммы к погашению. Нельзя однозначно сказать, что это — национальная культура и уровень дисциплины наших налогоплательщиков.
Сами факты неуплаты могут иметь множество причин — от технических сбоев в системе администрирования и взыскания до отсутствия денежных средств у налогоплательщика в тот период, когда он платит налоги.
То, что сегодня президент предложил рассмотреть возможность налоговых амнистий для ИП, — очень интересный, поворотный и знаковый момент. Такое предложение впервые звучит в подобной редакции.
Я бы не связывал это в чистом виде с предвыборными решениями, это, скорее, осознанная необходимость и дополнительная возможность для бизнеса.
Дело в том, что в России наблюдается стойкий рост числа регистрации новых ИП с 2015 года.
Почему число ИП растет, хотя многие эксперты говорят о трудностях малого бизнеса? Большая часть граждан принимает решение уйти в предпринимательство из корпоративной среды по разным причинам — от невозможности найти работу по найму до усталости от корпоративного бизнеса и его законов.
Некоторые открывают ИП, чтобы легально оформить свою самозанятость или перейти от формы ООО к ИП с целью оптимизации своей налоговой нагрузки при небольших объемах бизнеса.
Все это привело к тому, что ИП регистрируется действительно значительное количество, и многие из них имеют долги по даже небольшим налогам.
Важно помнить, что амнистия не обнуляет обязательства, амнистия приводит в порядок баланс налогов и сборов, косвенно авансируя бизнес на будущее.
Для тех, кто попадет под действие этой инициативы президента, важно помнить, что амнистия не общая, она адресная.
И если бизнес, получив ее, тем не менее не собирается платить налоги и не платит их впоследствии, к нему будут применены все установленные законом административные меры.
Амнистия по судебному решению, как мне кажется, не будет реализована, так как очень сложно реализовать административно механизм отмены вступившего в законную силу решения, тем более создавая негативные прецеденты с решениями суда. Скорее всего, решения по взысканию налогов судебными органами останутся в силе.
Программа амнистии, на мой взгляд, должна учесть очень конкретные критерии, например, отсутствие просроченной задолженности по долгам прошлых лет или совпадение фактической деятельности юридического лица с его уставной деятельностью.
Также было бы уместно обосновывать убытки ИП не только несовершенством налоговой системы, но и конъюнктурой рынка.
Точные критерии пока не известны, но можно предположить, что параметры программы налоговой амнистии были проработаны еще при подготовке к большой пресс-конференции Владимира Путина.
Я не советовал бы гражданам ждать амнистии, а все же погашать уже имеющуюся задолженность. Тем более, что если все остановятся и будут ждать новостей, ситуация может усугубиться, при том, что многие должники — как ИП, так и физлица — могут и не попасть под амнистирование.
Как списать налоги? Списание налогов
Наличие задолженности по налогам может стать серьезной проблемой: сейчас налоговики используют различные механизмы принудительного взыскания, в результате чего должники сталкиваются с самыми неблагоприятными для себя последствиями. В ситуации, когда у налогоплательщика нет возможности погасить долг, закономерно возникает вопрос о том, можно ли списать налоги. Такой путь решения проблемы действительно существует, однако этот процесс имеет множество нюансов.
Если у вас возникла необходимость списания налогов, в первую очередь нужно проконсультироваться со специалистом и выяснить, возможно ли аннулировать долг именно в вашей ситуации. Также Юрист по налогам поможет оформить документы и проведет всю процедуру в соответствии с нормами закона и в возможно короткие сроки.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 63 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Способы списания налоговой задолженности
В каких случаях по действующему законодательству должники могут рассчитывать на списание? Существует два основных способа освобождения физического лица (т.е. обычного гражданина) от налоговой задолженности — это признание долга безнадежным и банкротство.
Первый вариант предусматривает, что налог можно списать при условии истечения срока исковой давности или же если налоговой инспекцией в установленные сроки не было выставлено требование об уплате.
Также такие долги списываются на основании специальных законов.
Второй вариант применим в ситуации, когда Гражданин не может исполнять свои финансовые обязательства, в результате чего он в установленном порядке признается банкротом.
Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?
Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.
Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:
- не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
- не подал Исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
- не предъявил исполнительный документ к исполнению.
Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно.
Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию.
При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.
Важно, что налоговикам предоставляется право через суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок предъявления требований к налогоплательщику. Если срок будет восстановлен, то списать долг уже не получится.
Особенности списания задолженности по налоговой амнистии
Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.).
Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.).
При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.