Российские студенты вновь смогут кредитоваться в образовательных целях на льготных условиях

Российские студенты лишились доступа к образовательным кредитам с государственной поддержкой.

О приостановке кредитования на специальных условиях объявил единственный выдававший такие займы банк — Сбербанк, объяснив это оптимизацией государственной программы.

В Минобрнауки заявили, что выдача кредитов заморожена из-за необходимости привести в соответствие с новыми требованиями правительства документы, а сокращение финансирования программы не планируется.

Как рассказал «Ъ» уполномоченный по правам студентов РФ Артем Хромов, он направил обращения в правительство РФ с просьбой способствовать решению проблемы доступности для студентов образовательных кредитов с государственной поддержкой.

Российские студенты полностью лишились возможности взять Кредит на образовательные цели на льготных условиях после того, как единственный банк — выдававший кредиты на образовательные цели на льготных условиях Сбербанк — объявил о приостановке кредитования.

«В связи с оптимизацией программы поддержки образовательного кредитования Министерством образования и науки РФ Сбербанк временно приостановил предоставление» таких кредитов, сообщили «Ъ» в пресс-службе банка.

В Сбербанке отметили, что «сроки возобновления приема заявок напрямую зависят от оперативности внесения министерством изменений в Законодательные акты».

Российские студенты вновь смогут кредитоваться в образовательных целях на льготных условиях

В Минобрнауки «Ъ» заявили, что оптимизация программы не предполагает сокращения ее финансирования: «Таких планов у министерства нет».

Там пояснили, что Сбербанк приостановил выдачу образовательных кредитов в связи с вступлением в силу постановления правительства N702 от 20 июля 2016 года «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам…». Новые правила требуют внесения изменений в документы, регламентирующие реализацию программы: без таких изменений произойдет повышение рисков для получателей кредита, уточнили в Минобрнауки. «Банк крайне заинтересован в завершении юридических процедур до начала нового учебного года»,— отметили в пресс-службе Сбербанка. Предоставление траншей по договорам, заключенным до 31 декабря 2016 года, производится без ограничений, уточнили в банке.

Программа поддержки образовательного кредитования позволяет банкам выдавать образовательный кредит на сумму до 100% стоимости обучения сроком на период обучения плюс десять лет с процентной ставкой 7,5%. При этом 3/4 ставки рефинансирования субсидируется государством.

До недавнего времени в программе помимо Сбербанка участвовал и Росинтербанк, но в сентябре 2016 года Центральный банк отозвал у него лицензию. По данным Сбербанка, в последнее время наблюдается существенный рост интереса к образовательным кредитам. Ранее там сообщали, что с июля по сентябрь 2016 года по программе было выдано около 480 млн руб.

, что в два раза превышает объем кредитования за тот же период 2015 года.

Российские студенты вновь смогут кредитоваться в образовательных целях на льготных условиях

«Образовательные кредиты, к сожалению, не пользовались популярностью долгое время, существовало какое-то недоверие со стороны населения»,— рассказал «Ъ» ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров.

По его словам, сейчас все больше абитуриентов пользуется этим типом кредитования, особенно те, кто поступает на редкие специальности.

«Конечно, возникший сбой и то, что этот инструмент поддержки пропал в момент, когда ему только начали доверять, положительного ничего принести не может»,— считает господин Александров.

По закону «Об образовании» каждый учащийся в вузе имеет право на получение образовательного кредита с господдержкой. Для этого университет должен заключить соглашение с банком и Минобрнауки.

По данным Артема Хромова, такой возможности лишены студенты примерно 85% российских вузов, потому что только 15% из них заключили необходимые соглашения: «Образовательные кредиты — вынужденная мера для тех, кто получает действительно качественное образование и у кого в семье случилась трагедия: потеря кормильца, увольнение с работы, сокращение зарплаты и т. д. Практика показывает, что студенты из обеспеченных семей и заочной формы обучения их не берут». По словам Артема Хромова, в последнее время число желающих взять образовательный кредит значительно увеличилось, «поэтому необходимо не просто возобновлять программу в ближайшее время, а увеличивать ее финансирование и добиться, чтобы все вузы заключили соглашение об участии в программе». В Минобрнауки надеются завершить внесение изменений до «пика обращений», то есть до начала приемной кампании 2017 года.

Анна Макеева

Студенты вузов смогут получать кредит на образование на льготных условиях. Новости. Первый канал

Ставка на отличника. Как под льготный процент взять кредит на учебу? Когда нужно вернуть долг? И кому взаймы не дадут? Об этом сегодня «Народная экономика».

Репортаж Натальи Семенихиной.

Уволили — отправьте домой. Генпрокуратура предлагает обязать работодателей резервировать деньги на билеты для трудовых мигрантов, чтобы безработные иностранцы не оставались в России без средств к существованию. Потраченное компаниям, впрочем, предлагается возвращать — за чей счет, в каком порядке, видимо, станет ясно уже после рассмотрения инициативы в правительстве.

Реклама на доме — доход жильцам. Совет Федерации одобрил Закон о договорах на наружную рекламу в многоквартирных домах. Без согласия собственников жилья, заключать такие впредь будет невозможно.

Если в доме не создано ТСЖ, жильцы могут выбрать уполномоченного представителя, который будет вести переговоры с рекламщиками.

Ну а рассчитаться последние могут и наличными, и услугами — к примеру, по ремонту здания.

Так дешево доллар в этом году еще не стоил — 30 рублей 24 копейки новый курс. Аналитики, в этой связи, отмечают ослабление американских денег на мировых площадках на фоне стабилизирующихся нефтяных цен.

Утром деньги — вечером знания. Вузы, хоть и пошли навстречу студентам — не повысили плату за образование, но в долг учить не готовы. И в долги влезают родители, занимая у кого угодно — у родственников, знакомых, но только не у банков. Лишь 5% из тех, кто платит сейчас за учебу, платит кредитными деньгами. Получить их непросто, а возвращать — дорого.

Впрочем, уже в следующем семестре кредит можно будет взять под беспрецедентно низкий для нынешнего рынка процент — государство готово частично оплатить долги студентов. Список вузов и банков — участников программы, сейчас составляют в Министерстве образования. А вот индивидуальные требования к будущим заемщикам уже известны.

Репортаж Татьяны Ионовой.

Федя, как папа, силен в математике. Для него посчитать ставку по льготному кредиту на образование — секундное дело. Она не может быть выше одной четвертой ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной на 3 пункта. Получается, на сегодняшний день — меньше 6% годовых.

Федор Молюков, студент: «Мои родители будут спокойны, не придется просыпаться с больной головой, думать: куда же бежать, как заработать эти деньги. Я могу проучиться 5 лет, спокойно закончить учебу».

Подключиться к госпрограмме можно на любой стадии обучения: начиная с зачисления в вуз и до его окончания. Главное, чтобы это было первое высшее образование и очная форма обучения.

Владимир Миклушевский, заместитель министра образования и науки РФ: «Студенту не нужно предоставлять Залог или поручительство. То есть, по сути, поручителем является государство. В бюджете в 2009 и в 2010 году заложено по 706 миллионов на эти цели».

Сумма, которую может получить студент по кредиту, равна стоимости обучения. Но предоставляется не единовременно, а траншами: перед каждым учебным семестром, то есть дважды в год.

На погашение основного долга — отсрочка: весь период учебы, плюс еще три месяца по окончании вуза — это время на поиск работы. Ну а потом еще 10 лет, чтобы рассчитаться с банком.

Что касается процентов по кредиту — в первый год банку нужно отдать не меньше 40% от набегающей суммы. Во второй — не меньше 60. Остальное — потом.

Читайте также:  Материнский капитал в хабаровске и хабаровском крае: размер региональных выплат в 2023 году, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

Например, взяли кредит 50 тысяч рублей на оплату 1 семестра. По нынешней льготной ставке банк насчитал бы 1400 руб. Отдать достаточно лишь 40%, то есть 560 рублей. Делим на 6 месяцев, выходит меньше ста рублей в месяц.

Андрей Хандруев, председатель правления банка: «Очень существенным отличием является еще и то, что кредитование здесь осуществляется исключительно в российских рублях. И соответственно, заемщик по кредиту не несет никаких валютных рисков».

А вот у некоторых вузов есть риск, что не смогут участвовать в этой программе. Главное условие тут — качество образования и подготовка востребованных специалистов.

Владимир Миклушевский, заместитель министра образования и науки РФ: «Прежде всего, это специальности инженерной направленности, то есть те, по которым осуществляется дефицит специалистов. Но я хочу сказать, что те учебные заведения, которые готовят хороших специалистов в области экономики, права, менеджмента, они тоже могут принять участие в эксперименте».

Для оформления кредита, нужно: заполнить анкету, предоставить счет на оплату семестра, а если студенту не исполнилось 18 лет, еще и нотариально заверенное согласие обоих родителей. Двоечников просят не беспокоиться. Важна хорошая успеваемость. Одна «тройка» в сессии еще простительна, но если ее не исправить в следующем семестре, банк денег может не дать.

Строили и, наконец, построили. Британские супруги Кокс последние семь лет потратили на дом своей мечты — три этажа, семь спален — все исключительно из натуральных материалов. Но переехать из трейлера, где ютились все эти годы, не смогли.

Оказалось, что обслуживание дома им просто не по карману. Покупателей на особняк ценой в три миллиона фунтов стерлингов тоже нет, и супруги решили разыграть жилье в лотерею.

И теперь любой желающий за 5 фунтов может купить шанс стать в этом доме хозяином.

В госдуме предложили снизить ставку на образовательные кредиты

МОСКВА, 17 МАР — РИА Новости.

Депутат Госдумы Виктор Зубарев (ЕР) предложил снизить в России ставку на образовательные кредиты до ставки рефинансирования ЦБ в 6%, а также ввести льготную ставку не более 2% для многодетных и малоимущих семей, соответствующее письмо парламентарий направил главам Минобрнауки и Минфина.

Соответствующая инициатива была разработана совместно с Институтом прогрессивного образования. Копия письма имеется в распоряжении РИА Новости.

Министерство науки и высшего образования России и Сбербанк в 2019 году подписали соглашение о господдержке образовательного кредитования.

Согласно нему, с 1 августа 2019 года при оформлении образовательного кредита студентам лицензированных вузов будет предоставлен льготный период на весь срок обучения и дополнительно три месяца.

Ставка по образовательным кредитам за счет субсидий государства составляет сейчас 8,86%.

«Чтобы сделать для студентов вузы и профессии мечты более доступными, мы предлагаем приравнять ставку по образовательным кредитам к ставке рефинансирования для всех граждан. На сегодняшний день это 6%. А для льготных категорий – сделать ее 2%», — сказал Зубарев РИА Новости.

В письме он предлагает «расширение госпрограммы образовательного кредитования для граждан на получение высшего образования под процент, не превышающий ставку рефинансирования Центрального банка». Ключевая ставка ЦБ сейчас 6%.

Кроме того, парламентарий предлагает установить ставку в 2% для льготных категорий граждан, берущих заем на получение высшего образования. «В данную категорию предлагается включить членов многодетных и малоимущих семей, сирот, оставшихся без попечения родителей, граждан с ограниченными возможностями здоровья», — говорится в письме.

Половина студентов в России учатся бесплатно, а образовательные кредиты выдают всего четыре банка по ставкам от 8,6% до 16,7%, прокомментировала пояснила директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.

Помимо этого авторы инициативы предлагают ввести льготный период по выплатам целевого кредита на высшее образование на весь срок обучения, с началом выплат через три месяца после официального трудоустройства. Для льготных кредитуемых на этот же срок предлагается предусмотреть и отсрочку по выплатам процентов.

Также в письме предлагается рассмотреть возможность последующего расширения кредитной амплитуды госпрограммы, предполагающее варианты «карманного кредитования» с займом небольших сумм на «карманные расходы» студентов.

Институт прогрессивного образования – общественная организация, объединяющая экспертов в сфере просвещения и науки для повышения качества и доступности системы образования, а также развития образовательных технологий — EdTech.

Учеба в кредит: новые льготы государства — новости Право.ру

10 сентября 2009 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». 

В Российской Федерации введение системы государственного образовательного кредитования предусмотрено законом «Об образовании». Выход Постановления Правительства РФ от 28 августа продлил срок проведения эксперимента по государственной поддержке образовательных кредитов, который ранее был ограничен  2010 годом, до 2013 года.

  Напомним, что о грядущих изменениях в эксперименте на совещании по вопросу подготовки образовательных учреждений к началу учебного года заявил в августе Владимир Путин. Премьер-министр тогда подчеркнул: «Учащиеся, при условии хорошей успеваемости, теперь смогут рассчитывать на целый ряд льгот.

Речь, в том числе, идет об отсрочке платежей по основной сумме кредита на весь срок обучения в вузе».

Начало эксперимента

В феврале 2008 года при непосредственном участии Министерства образования и науки России и Федерального агентства по образованию (Рособразование) началась реализация эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов.

В рамках эксперимента Федеральным бюджетом в 2007 году на эти цели было предусмотрено 63,6 миллионов рублей, а на период до 2010 года были запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008-й  — 129,8 миллионов рублей, на 2009-й — 198,7 миллионов рублей, на 2010 год — 198,7 миллионов рублей.

Основной целью проводимого эксперимента являлась отработка и анализ механизма государственной поддержки образовательного кредитования.

Подписанное Правительством РФ постановление об условиях проведения эксперимента включало в себя цели его проведения, сроки предоставления в 2008 году заявок на участие, механизм предоставления кредитов, а также конкретные участники и механизм их взаимоотношений.

Реализация основной идеи эксперимента базировалась на двухсторонних договорах и соглашениях. Право на участие в проекте получили 112 государственных и пять не государственных учебных заведения.

Однако реально, как отмечает «Росийская газета» , в программе приняли участие порядка 20 — 30 вузов и 5 банков. Свою «неоценимую» лепту внес в эксперимент мировой финансовый кризис. Рискнувшие банки и студенты оказались в сложной ситуации.

Банки вынуждены были прекратить кредитование, а студенты, взявшие кредит, оказались в подвешенном состоянии. Одних перевели на бюджетное отделение, другим пришлось бросить учебу.

Читайте также:  Налоговые декларации по УСН отменяют

По информации Министерства образования и науки,  в 2009 году по инициативе Президента России Дмитрия Медведева 28 тысяч студентов были переведены с платных на бюджетные места из-за трудностей с оплатой обучения.

Эксперимент продолжается

Как мы уже отметили выше, с 1 сентября проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов будет проходить по новым правилам.

В соответствии с новым постановлением заемщику (студенту) образовательный кредит будет предоставлен на льготных условиях. По словам заместителя Министра образования и науки РФ Владимира Миклушевского, в течение всего срока обучения в вузе и три месяца после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту.

В течение первого и второго года пользования образовательным кредитом он выплачивает только часть процентной ставки — 40 и 60 процентов соответственно. «При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет, — подчеркнул Миклушевкий.

 — Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечения по кредиту, а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются».

Согласно новым правилам эксперимента, студенты смогут получать кредиты на оплату обучения под поручительство государства, которое будет на 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ субсидировать действующую процентную ставку кредитора.

Максимальная процентная ставка по таким кредитам, заключаемым между банком и студентом, не может быть выше 1/4 ставки рефинансирования, увеличенной на 3%.

«На образовательные кредиты могут рассчитывать те студенты, которые, во-первых, хорошо учатся, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях, и, в-третьих, в тех вузах, которые дают качественное образование. Это три принципа, которых мы придерживаемся», — отметил Владимир Миклушевский.

Кроме всего прочего, государство берет на себя обязательство субсидировать банкам-участникам эксперимента суммы невозвращенных образовательных кредитов в размере до 20% от общего объема выданных образовательных кредитов.

Мнение эксперта

Несмотря на то, что мнения экспертов разделяются, в одном большинство единодушно — идея образовательного кредитования может стать действенной системой развития образования в целом.

«Разговоры о необходимости развивать образовательное кредитование со стороны государственных властей идут уже достаточно давно, и любые реальные шаги в этом направлении могут вызывать только одобрение и поддержку, — подчеркивает менеджер по развитию молодежных программ банка Сосьете Женераль Восток Мария Власюк.

— Хотя рынок образовательных услуг не испытывает такого существенного влияния финансового кризиса в части спроса, как рынок недвижимости или автомобильный рынок, однако его поддержка стратегически важна.

Ведь образование является социальной сферой, в развитии которой государство заинтересовано ничуть не меньше отдельного гражданина или вуза. При этом сегодня мы наблюдаем сокращение числа бюджетных мест в государственных вузах и рост числа платных мест.

Образовательные кредиты являются реальным инструментом, который государство посредством банков может дать каждому гражданину, способному учиться и повышать свою квалификацию».

О том, как повлияют изменения на ситуацию с образовательными кредитами, покажет время. Но его, несмотря на продление сроков эксперимента, отпущено не так много.

Некоторый оптимизм внушает то обстоятельство, что Постановление Правительства   РФ обязывает Министерство образования и науки Российской Федерации разработать и утвердить нормативные правовые акты, предусмотренные Положением, в месячный срок.  

Сергей Перов, аналитик «Право.Ru«

Студенческий долг: образовательные кредиты станут доступнее

Правительство готовит постановление, которое улучшит условия предоставления образовательных кредитов для студентов.

Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев во время встречи с учащимися и преподавателями Российского института театрального искусства (ГИТИС). В День российского студенчества он посетил учебный театр.

По словам главы кабмина, на этот год для предоставления абитуриентам заемных средств на оплату обучения зарезервировано 130–150 млн рублей.

Возобновить практику образовательных кредитов было решено в конце прошлого года после полутора лет заморозки. Ставка по образовательным кредитам с господдержкой составит примерно 10–11% годовых.

По новым правилам максимальный срок пользования составляет 120 месяцев с момента окончания льготного периода кредитования (срок обучения плюс три месяца). Банк, выдающий кредит, сможет увеличивать ставку до 7 п.п. дополнительно к одной четвертой величины базового индикатора.

Раньше процентная ставка по такому займу составляла порядка 19%. Именно на это посетовала одна из студенток ГИТИСа.

— Сейчас у нас готовится проект постановления на эту тему, и даже, насколько я помню, зарезервированы деньги на эти цели в бюджете для того, чтобы с банками эти расчеты проводить, чтобы они не отбивались от студентов, как от наиболее опасной категории заемщиков, а все-таки эти риски могли немножко компенсировать. Ну и, соответственно, кредитную ставку по линии Сбербанка и других банков сделать пониже, — ответил Дмитрий Медведев.

Он уточнил, что речь идет о сумме в 130–150 млн рублей ежегодно. Также преподаватели обратились с просьбой вернуться к прежней схеме, когда будущие артисты музыкальных театров могли бы учиться пять лет, поскольку физические данные студентов после четырехлетнего обучения не позволяют им исполнять ряд произведений.

— Я думаю, что вы правы, потому что по отдельному творческому направлению здесь нужно прислушиваться к мнению педагогов, руководству вузов, университетов, чтобы они сами выбирали. Это, конечно, отчасти вопрос денег, но эти деньги можно перераспределить определенным образом так, чтобы те, кто должен учиться пять лет, учились все-таки пять лет, — сказал премьер-министр.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский обратил внимание и на то, что преподаватели, которые имеют большой стаж и опыт работы, не могут получить необходимое научное звание без наличия статуса заслуженного или народного артиста. Сейчас такая норма закреплена на законодательном уровне.

— Этот вопрос, действительно, не связан с государственной оценкой. Не надо давать всем заслуженных и народных, но любой приличный педагог должен стать и доцентом, и профессором. Я просил бы вас рассмотреть, что можно в порядке исключения сделать для творческих вузов, — обратился председатель правительства к вице-премьеру Ольге Голодец и министру культуры Владимиру Мединскому.

До общения с преподавательским составом и студентами Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию, посвященную 140-летию ГИТИСа, и побывал на открытой репетиции спектакля «Аршин мал алан».

Образовательное кредитование в Российской Федерации

Образовательные кредиты открывают широкие возможности как для населения, так и для государства в целом. В данной статье рассмотрены основные характерные особенности образовательного кредитования, проблемы и перспективы роста данного рынка в России.

Во всех странах мира кредитование выполняет важную функцию перераспределение доходов населения и инвестиций предприятий в наиболее рентабельные и перспективные области экономики. В целях извлечения прибыли в форме процента банки осуществляют кредитование физических и юридических лиц.

При этом потребительское кредитование является наиболее рисковым по сравнению с другими видами кредитования, так как физические лица не осуществляют предпринимательскую деятельность и принимают деньги банка не с целью увеличения будущего дохода.

Таким образом, потребительское кредитование для банковского сектора сопряжено с высокой степенью риска, что требует тщательного анализа различных кредитных линий и оценку наиболее выгодных из них.

Образовательное кредитование является разновидностью потребительского кредитования, так как предоставляется населению от банков и других кредитных организаций. Образовательное кредитование регулируется ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, где определены основные характерные особенности данной сделки.

Читайте также:  Поднаем жилья у военнослужащих в 2023 году: выплата компенсации, приказ, процедура оформления и документы

Образовательный кредит является целевым кредитом, который перечисляется сразу на счет организации предоставляющей Услуги. Кредитная организация таким образом сокращает риск направления средств в несоответствующем первоначальной цели направлении.

Выделяют основное образовательное кредитование (непосредственная оплата учебы) и сопутствующий образовательный кредит (оплат питания, проживания литературы и прочих связанных с образованием расходов).

Также государство оказывает поддержку при предоставлении кредита на образование по основным образовательным программам, что делает данный вид кредита более выгодным для потребителей [1].

Распространение образовательного кредита определяется степенью выгоды данного кредита для банковской сферы.

Образовательный кредит является более рисковым по сравнению с кредитами, обеспеченными залогом (Ипотека, коммерческий кредит).

Экономический смысл данного вида кредитования заключается в том, что заемщик будет получать больше средств в будущем за счет возможностей, которые открываются с получением образования.

Образовательное кредитование выгодно не только банку или клиентам, но также самим университетам. Рейтинг университетов повышается за счет обучения большего числа студентов и большей вероятности обучения талантливого студента, который прославит данный университет.

Также при тех же затратах увеличивается прибыль университетов. Таким образом, образовательное кредитование представляет собой не независимую инициативу банков, а кооперацию банков и университетов, в ходе которой также формируются выгодные условия кредитования.

Выгоду от образовательного кредитования также получает государство за счет увеличения человеческого капитала страны, увеличения квалифицированных кадров и ее рейтинга в числе стран мира.

Вследствие этого государство активно участвует в распространении образовательного кредитования, предоставляет помощь в получении кредита и предоставляет более выгодные условия.

Для наиболее талантливых студентов существует возможность выйти на бюджет, то есть получить неоплачиваемый кредит на образование за счет государства.

В 2009 году была принята поправка к закону об образовании, в результате которой было определено две основных разновидности образовательного кредита [1]:

  1. Выдаваемый коммерческими организациями образовательный кредит на общих рыночных условиях
  2. Льготный образовательный кредит с государственной поддержкой по приоритетным профессиональным направлениям

Первая форма образовательного кредитования представляет собой обычный целевой банковский кредит. Условия на данный вид кредитования могут быть мягче за счёт объединения целей банков и университетов.

Однако в России данный вид кредитования не получил широкого распространения. Таким образом, для банков данный вид кредитования не является выгодным и стратегически значимым.

Данная линия кредитования сохраняется банками в целях диверсификации рисков и поддержания конкурентных преимуществ.

Вторая форма образовательных кредитов доверяется определенному кругу кредитных организаций, список которых устанавливает Министерство образования и науки. Так же четко определен список вузов и факультетов, поступление на которые финансируется за счет льготного кредитования. Список вузов и факультетов ежегодно обновляется в соответствии с целями государство.

Таким образом, образовательное кредитование имеет ряд отличительных особенностей, которые делают данную форму кредитования выгодной для клиентов — потенциальная возможность увеличить будущие доходы и получить кредит под менее высокую ставку процента.

Однако об увеличение будущих доходов не является обязательным условием, в результате чего банку необходимо оценить потенциал заемщика, востребованность выбранной профессии, финансовое состояние и другие факторы.

Таким образом, сдерживающей силой для роста образовательного кредитования выступает высокая степень риска.

Для поощрения данных кредитных линий часть кредитов предоставляется на льготных условиях за счет государственного участия, в результате чего данный рисковый кредит становится дешевы относительно инфляции. На 2016 год кредит на образования без участия государства предоставляется в среднем по ставке 16%, а с участием государства — 7,5%. [4]

На сегодняшний день, несмотря на усилия государства, поддержку образовательного кредита, данный вид услуг остается непопулярным в России. Рынок платного образования РФ исчисляется миллиардами [3], в то время как объем рынка образовательного кредитования в 2016 году дошел до 230 млн. руб.

При этом при поддержке государства ставка на данный вид кредита ниже инфляции. [2] С экономической точки зрения населению выгодно брать кредит даже в том случае, если хватает денег на самостоятельную оплату образования, так как государство принимает на себя часть рисков по изменению инфляции.

Тем не менее, данная кредитная линия до сих пор не получила распространения, так как ими пользуются лишь 1-1,5% заемщиков банков. [4]

Как показал опыт внедрения различных моделей образовательного кредитования, системы образовательного кредитования с государственной поддержкой кредита не только не обеспечивают прибыли по кредитам, но и обычно являются финансово нерентабельными. Как правило, данная ситуация возникает из-за низкого процента отдачи кредитов.

Причем это верно не только для стран с низким уровнем развития (например, Кения — 19 %), но и для стран с высоким уровнем (например, США в 1980-е и 2010-е гг. — 17–20 %) [4]. Исключением из данного списка являеются Швеция, Гонконг, Австралия и Канада. Во всех странах эти программы являются высоко затратными для государства.

(Так, затраты на проведение самой программы, например в ряде стран Латинской Америки, доходят до 30 %.) В большинстве стран их эффективность оценивается прежде всего по достижению нефинансовых результатов.

В частности, результаты программ могут быть связаны с повышением имиджа определенных социально значимых или важных в текущий период развития экономической системы страны образовательных программ и увеличением спроса на формируемые ими образовательные услуги

Таким образом, развитие образовательного кредитования происходит в РФ крайне медленно. Отличительной особенностью данного рынка в России является то, что связующее звено между банками и населением составляет государство.

Государственные реформы, с одной стороны, побуждают банки выдавать кредит, предлагая им поддержку, с другой стороны, сокращает ставку процента для населения ниже инфляции. Ни население, ни банковский сектор оказываются не заинтересованными в данной форме кредита в такой степени, как государство.

[2] Возможной причиной такого неприятия образовательного кредитования может быть отсутствие опыта у населения и недоверие к форме кредита.

Так же негативное влияние оказывают макроэкономические условия: кризис, низкий уровень образования в среднем по стране, отсутствие рабочих мест для высокообразованных сотрудников и т.д. В результате граждане РФ не рассматривают данный вид кредитования даже при его выгоде.

Грамотные маркетинговые мероприятия позволят увеличить осведомлённость потенциальных клиентов и при разъяснении реальных выгод повысить спрос на данную кредитную линию. Однако без поддержки данной отрасли со стороны государства она не будет пользоваться спросом в существующих макроэкономических условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *