Порядок применения результатов СОУТ изменится

Плановая СОУТ проводится в двух случаях:

  1. Вы открыли предприятие и наняли сотрудников по трудовому договору. Учтите, что спецоценка касается только работников, принятых в штат именно по трудовому договору (гражданско-правовой Договор не подойдет) и, конечно же, СОУТ не проводится для сотрудников, которые не трудоустроены в вашей организации. Для того, чтобы вновь организованному юридическому лицу провести СОУТ на рабочих местах, дается год.
  2. Выходит 5-летний срок с даты проведения спецоценки. Обратитесь к схеме ниже

Порядок применения результатов СОУТ изменится

Если Вы по каким-то причинам не знаете, была ли подана декларация на проведенную СОУТ. то уточнить это можно по ссылке https://declaration.rostrud.gov.ru/ (достаточно кликнуть кнопку «просмотр реестра» и ввести ИНН организации в строку поиска)

Внеплановая СОУТ всегда связана с наступлением изменяющих условия труда обстоятельств. А именно:

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Здесь важно не путать с переименованием рабочего места. Если ставка менеджера по кадрам переименована в ставку специалиста по кадрам и не повлекла за собой изменений в трудовой функции и условиях труда, это не вновь организованное рабочее место, здесь внеплановая СОУТ не нужна. А вот если раньше кадрами занимался бухгалтер, а теперь вводится штатная единица кадровика – это новое рабочее место. Провести по нему СОУТ нужно в течение года с даты ввода рабочего места в штатное расписание.
  2. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Также дается 12 месяцев со дня наступления изменяющего обстоятельства.
  3. получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований ФЗ-426 «О спецоценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Срок проведения СОУТ составит 6 месяцев.
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Срок проведения СОУТ также составит 6 месяцев.
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Срок проведения СОУТ 6 месяцев.
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Срок проведения СОУТ 6 месяцев.
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников. Срок тот же, 6 месяцев.

В каких случаях спецоценку проводить не нужно?

  • Во-первых, СОУТ вообще не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с ФЗ-125 от 26.09.1997 года. Если среди ваших сотрудников есть работники «на удаленке», и это прописано в трудовом договоре, такие рабочие места не оцениваются. Если в трудовом договоре о месте нахождения рабочего места ничего не сказано, считается, что работник трудится по месту нахождения предприятия, и для таких сотрудников СОУТ должна быть проведена.
  • Во-вторых, несмотря на то, что декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет, по закону если не произошло ни одного вышеперечисленного повода для проведения внеплановой СОУТ, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет. В таком случае проводить спецоценку или вновь подавать декларацию не нужно.

До января 2020 года датой начала действия отчета по спецоценке считалась дата его утверждения (подписания).

С 2020 года такой датой считается дата выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.

  • В-третьих, изменение имени, фамилии или отчества работодателя — индивидуального предпринимателя также не влечет за собой проведение СОУТ.
  • В-четвертых, реорганизации работодателя — юридического лица – не повод для проведения внеплановой спецоценки в случае, когда новое юридическое лицо в части трудовых отношений стало правопреемником предыдущего.
  • В-пятых, изменение наименования рабочего места или структурного подразделения само по себе не является поводом для внеплановой СОУТ, если у работника ничего не меняется, кроме названия должности или отдела.

Однако если такое переименование предусматривает изменение трудовой функции, места нахождения рабочего места, иное оборудование, материалы, сырье, технологический процесс, отличное время рабочей смены или ВЛИЯЕТ НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПО ВРЕДНОСТИ ИЛИ ПЕНСИОННЫЕ ЛЬГОТЫ, СОУТ сделать нужно.

Решение о не проведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией по спецоценке  и оформляться в письменном виде.

Этап 2: Cоздание приказа об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда; утверждение графика проведения СОУТ

После принятия решения о необходимости провести СОУТ, нужно приказом назначить комиссию по ее проведению и определить порядок ее деятельности. Число членов комиссии по СОУТ (включая ее председателя) должно быть нечетным.

Кого включать в комиссию?

Порядок применения результатов СОУТ изменится

Закон не дает строгих указаний, кого назначить председателем комиссии по СОУТ. Им может быть как директор, так и руководитель структурного подразделения, специалист по охране труда – «Комиссию возглавляет работодатель или его представитель». Обычно председатель комиссии это начальник, главврач, заведующий, инженер по охране труда, но возможны и другие варианты.

Членом комиссии может быть любой работник предприятия, но обычно в состав включают ответственных за охрану труда, кадры и финансы.

Кроме того, если на вашем предприятии есть какой-либо представительный орган работников (например, первичная профсоюзная организация), то его представитель и специалист по охране труда в комиссию включаются в обязательном порядке.

Обычно если предприятие большое, проблем с составом комиссии не возникает. А что делать, если вас двое? Или Вы один?

Для малого предпринимательства закон дает возможность включать в состав комиссии индивидуального предпринимателя лично, руководителя организации, любых сотрудников организации, представителей профсоюзных органов, а также лиц, привлекаемых по гражданско-правовому договору для осуществления функций специалиста по охране труда.

Для микропредприятий вопрос решается проще. Полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель лично, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. То есть в приказе может быть один человек, только он исполняет не роль члена комиссии, а роль всей комиссии целиком.

Приказ – это отправная точка для спецоценки, поэтому датируем его не позднее договора с организацией, которая будет проводить СОУТ, и уж никак не позднее начала работ.

Смысл приказа – назначить ответственных внутри предприятия за ее проведение и определиться с графиком проведения СОУТ – в нем расписываются все этапы и сроки выполнения работ. График – это обязательное приложение к приказу.

Этап 3: Подготовка перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ

По рабочим местам, на которых планируется проведение спецоценки, сделайте выписку из штатного расписания, включающую название структурного подразделения, название должности и количество ставок по каждой, внесите в этот перечень ФИО и СНИЛС сотрудников, а далее дополните его информацией:

  • о количестве сотрудников, количестве женщин, лиц с инвалидностью и несовершеннолетних на каждом рабочем месте
  • о продолжительности рабочей смены по каждой должности
  • об используемом оборудовании, материалах и сырье
  • о том, проводилась ли ранее СОУТ на каждом рабочем месте из списка (если да, какой был присвоен номер рабочего места, класс (подкласс) условий труда)
  • какие гарантии и компенсации за вредные условия труда сейчас фактически получает сотрудник – повышенную оплату труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко, лечебно-профилактическое питание, прохождение медицинских осмотров. Добавьте пункт, имеет ли работник данной профессии право выйти на пенсию досрочно по вредности.

Обратите внимание! Есть профессии с изначально сокращенным рабочим днем. С всегда положенным доп. отпуском или льготным выходом на пенсию. Например, это работники образования и медики. Ваш отдел кадров должен четко видеть разницу между гарантиями и компенсациями за вредные условия труда и гарантиями и компенсациями из-за особенностей профессии.

Читайте также:  С 3.06.2019 г. мфц г. москвы начнут оказывать 25 дополнительных госуслуг в сфере соцзащиты

Эксперта по СОУТ будет интересовать только первое – гарантии и компенсации, которые сейчас даются сотруднику или по результатам предыдущей СОУТ (АРМ) (то есть сейчас у рабочего места класс условий труда 3.1-3.4, 4), или по Постановлению № 298/П-22 от 25.10.1974 г., или по коллективному договору с обязательным в нем указанием, что гарантии даются именно за вредные условия труда.

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

Порядок применения результатов СОУТ изменится

Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).

С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда.

Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.

Обязанности работодателей и работников

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ.

С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности Кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях.

С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз.

6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ.

В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст.

2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст.

221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный Нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда.

«Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают.

Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки.

Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ», – пояснил Иван Шкловец.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст.

14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ).

Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда.

Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться.

Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец.

В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Читайте также:  Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н).

Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда.

Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст.

218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать Услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст.

214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма).

Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию.

Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.

Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст.

96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

***

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.

Порядок специальной оценки условий труда

Со вступлением в силу закона №451-ФЗ от 27 декабря 2019 г., специальная оценка условий труда в РФ изменилась: хотя собственно порядок проведения СОУТ остается прежним, с 1 января текущего 2020 года введены важные изменения, которые профильным специалистам необходимо учесть в работе.

Напомним, кто должен проводить СОУТ в 2020 году: так как результаты оценки действительны в течение пяти лет, в этом году Процедура является обязательной для всех организаций, оформивших спецпроверку до 2015 года.

Назначение СОУТ в организации

Решая задачу обеспечения права граждан трудиться в нормальных условиях и гарантированно получать компенсацию за наносимый при выполнении рабочих обязанностей вред здоровью, государство использует комплекс процедур, известных ныне как спецоценка условий труда (прежнее название — аттестация рабочих мест).

Данная процедура регламентируется законом №426-ФЗ, ее цель состоит в выявлении вредных и опасных факторов на рабочих местах, а по ее результатам осуществляется классификация рабочих мест (классы (подклассы) условий труда согласно ст. 3, п. 2).

Процедура для всех работодателей является обязательной к проведению. Проводится в четыре этапа, последовательность которых не может быть изменена (каждый этап стартует только после окончания предыдущего).

За непроведение СОУТ или нарушение предписанной процедуры установлена административная ответственность — Штраф в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27.1, ч. 2) в размере:

  • для организаций — 6080 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — 5-10 тыс. руб.

Этапы проведения СОУТ

Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:

  • подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
  • технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
  • организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
  • заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.

На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).

Выбор экспертной организации-оценщика

Процедура выбора оценщика практически одинакова для коммерческих и бюджетных структур, требования к исполнителю содержатся в законе №426-ФЗ (ст. 19).

Выбор осуществляется так:

  • составление ТЗ (ответственный — специалист по охране труда), запрос коммерческих предложений в экспертных организациях, регистрация полученных ответов;
  • формирование конкурсной комиссии, передача ей поступивших коммерческих предложений, выбор оптимального варианта (в состав комиссии обычно входят специалисты контрактно-договорного отдела или юридического подразделения);

Проверить полномочия претендентов можно на сайте Минтруда РФ по реестру организаций, уполномоченных проводить спецоценку.

Читайте также:  Как оплачивается больничный после декретного отпуска. расчет больничного листа после декретного отпуска в 2023 году

Законодательные новшества 2020 года

Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).

Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.

Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:

  • отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
  • отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).

Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС.

Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.

Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.

Профессиональная подготовка к процедуре от UCMS Group

Как уже было отмечено, подготовительный этап СОУТ отличается наибольшей трудоемкостью, поэтому к его выполнению целесообразно привлекать профессионалов. Задача особенно сложна и трудоемка, если спецоценка условий труда проводится впервые.

Эксперты UCMS Group в установленные сроки и без ошибок подготовят для вашей организации все необходимые документы, а также заблаговременно выявят возможные несоответствия и предоставят практические рекомендации по их устранению.

Профессиональная поддержка позволит провести комплекс мероприятий по СОУТ в короткий срок и без привлечения внутренних трудовых ресурсов, необходимых для решения стратегически важных бизнес-задач.

UCMS Group также готова взять на себя задачи прочих этапов, включая оформление доп. соглашений с работниками и консультации для персонала в части доступных им компенсаций и льгот.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по подготовке к проведению cпециальной оценки условий труда.

Наши специалисты безошибочно и в срок подготовят для вас все необходимые документы и предоставят соответствующие рекомендации по устранению возможных несоответствий.

Это позволит вам в короткий срок провести комплекс мероприятий по СОУТ, не привлекая внутренние трудовые ресурсы, которые необходимы для решения стратегически важных задач, стоящих перед вашей организацией.

Ответы на частые вопросы о проведении СОУТ

18 июня 2021 | Просмотров 10000

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация “Получи ответ на свой вопрос о СОУТ”, в рамках мероприятия Эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!

Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место.

В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно.

Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров – не освобождает от исполнения требований законодательства.

В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции.

Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг – внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении  надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями – религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

  • Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”
  • Ответ:
  • Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.
  • Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.
  • Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”
  • Ответ:
  • Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.

17 426-ФЗ  гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? – Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:

  • по телефону – +7 (495) 260-11-47
  • по эл. почте – info@srg-eco.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *