Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

Заработная плата работника, помимо вознаграждения непосредственно за труд (оплата труда) и компенсационных выплат (в частности, за работу во вредных или опасных условиях, в особых климатических зонах и т. п.), дополнительно может включать в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера.

Частные работодатели, чтобы повысить трудовую мотивацию работников и улучшить качественные и количественные показатели труда, вправе по своей инициативе устанавливать работникам любые стимулирующие выплаты.

Весьма распространенными, например, являются надбавки за сложность и напряженность работы, за интенсивность труда, за высокие показатели в работе, за напряженный характер работы и т. п.

  • Разумеется, работодатели не обязаны устанавливать работникам подобные надбавки — это их право, поэтому наименование, размер и основания для их выплаты определяются на усмотрение работодателя.
  • Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют
  • Каким документом ввести в организации надбавку

Стимулирующие (мотивирующие) надбавки работодатель устанавливает (ч. 2 ст. 135 ТК РФ):

  • в коллективном договоре (при наличии) (приложение 1 на с. ??) либо
  • локальном нормативном акте (например, Положение об оплате труда работников, Положение о мотивации персонала и т. п.; далее — ЛНА).

В документе, регулирующем порядок и условия выплаты мотивирующей надбавки, определяются:

  • условия, при которых работникам устанавливается надбавка;
  • размер надбавки и порядок ее расчета;
  • момент начисления и выплаты.

Работников необходимо ознакомить с ЛНА или коллективным договором под роспись на самом документе, в листе или журнале ознакомления (абзац 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

  1. Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в Положении об оплате труда работников (фрагменты):
  2. Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют
  3. Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют
  4. Одно из обязательных условий трудового договора — это условие оплаты труда.
  5. Извлечение из Трудового кодекса РФ
  6. Статья 57. Содержание трудового договора[1]
  7. […]
  8. Обязательными для включения в трудовой Договор являются следующие условия:
  9. […]
  10. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  11. […]

Очевидно, что слово «размер» относится только к словам «тарифной ставки или оклада (должностного оклада)», но не к поставленным в именительном падеже словам «доплаты, надбавки и поощрительные выплаты».

Следовательно, ввиду отсутствия прямого требования в трудовом договоре можно не указывать наименование и размер надбавки — вполне достаточно сделать отсылку к соответствующему ЛНА или коллективному договору, которые предусматривают основания и условия таких выплат.

Роструд разъяснил[2]: «что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка[3]к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты».Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в трудовом договоре (фрагменты):

Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

[1] Абзац 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности является весьма значимым документом, определяющим возможность повышения уровня заработной платы работников. Рассмотрим, что представляет собой этот документ.

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».

Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний Нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах.

При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд.

Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда.

Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного).

На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам унифицируют

Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова в ходе онлайн-совещания «Единой России» по реализации социальных инициатив партии заявила о необходимости систематизировать компенсационные и стимулирующие выплаты сотрудникам бюджетной сферы. Как сообщает «Парламентская газета», чиновница уверена, что они должны быть едиными по всей стране.

Читайте также:  Изменение Земельного кодекса РФ с 1 сентября 2023 года

Федеральные правила оплаты труда муниципальных бюджетников

Правительство провело тщательный анализ региональных систем оплаты труда с начала года.

Чиновники пришли к выводу о необходимости создания новой модели оплаты труда региональных работников бюджетной сферы.

По словам Татьяны Голиковой, приоритетной задачей является систематизация компенсационных и стимулирующих выплат для приведения их к единой системе по всей России. Как заметила вице-премьер:

Конечно, нам нужно установить некий фиксированный размер постоянной зарплаты. Я умышленно говорю о фиксированном размере, потому что у нас зачастую есть путаница в применении терминологии, и поэтому нам очень важно, когда мы будем обсуждать это законодательство, принять единые требования к формулировкам и понятийному аппарату, что мы в это вкладываем.

Чтобы привести все зарплаты к единой схеме формирования, правительство намерено получить возможность определять требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Это значит, что на федеральном уровне будут определены требования к установлению:

  • окладов;
  • ставок зарплаты;
  • перечней и условий назначения стимулирующих выплат;
  • компенсаций.

Эти требования будут едиными по отраслям, то есть будут различаться в системе здравоохранения и образования, но в одной сфере деятельности новые правила формирования зарплаты будут распространяться на всех работников. После установления единой системы доходы бюджетников в большинстве российских регионов должны вырасти. Финансировать выплаты, как и сейчас, будут за счет местных бюджетов.

Регионам дадут срок, чтобы привести условия оплаты труда бюджетников в соответствие новым нормам.

Ожидается, что единую систему оплаты труда бюджетников запустят с начала следующего года, так как Госдума согласна принять правительственный законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.

В рабочую группу войдут представители Минтруда, Минздрава, Минпросвещения и Минобрнауки, Минкультуры, профсоюзов (ФНП) и экспертов.

Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам

Зарплата работника, помимо оплаты за труд, может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Рассмотрим, что они из себя представляют и чем различаются.

Виды компенсационных и стимулирующих выплат

Отдельным видом денежного поощрения являются надбавки и доплаты. Эти выплаты, в отличие от разовых премий, включаются в систему оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Надбавки и доплаты бывают двух видов:

Схожи по своему назначению с премиями и устанавливаются для стимулирования работника к повышению профессионального уровня и получению новых знаний. К надбавкам и доплатам стимулирующего характера можно отнести выплаты за классный чин, звание, ученую степень, высокий разряд и т. д.

Выплачиваются в целях компенсации сотруднику издержек и затрат, связанных с выполнением им трудовых обязанностей. К доплатам и надбавкам компенсационного характера можно отнести выплаты за совмещение разных профессий, работу в ночное время или сверх установленного графика работы.

Надбавки и доплаты бывают обязательным и устанавливаемыми на усмотрение работодателя.

Обязательные доплаты и надбавки

Виды обязательных доплат и надбавок Основание
За вредные и опасные условия труда ст. 147 ТК РФ
При совмещении профессий или должностей   ст. 151 ТК РФ
При расширении зон обслуживания
При увеличении объема работы
При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (без освобождения от основной работы)
За сверхурочную работу ст. 152 ТК РФ
За работу в выходные и праздничные дни ст. 153 ТК РФ
За труд в ночное время суток ст. 154 ТК РФ
За работу в сложных климатических условиях ст. 148, 317 ТК РФ
За работу вахтовым методом ст. 302 ТК РФ

При установлении доплат и надбавок можно воспользоваться Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должным окладам работников, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175.

Стимулирующие выплаты

Надбавки и доплаты стимулирующего характера выплачиваются на усмотрение работодателя. Условия их применения и размер устанавливаются:

  • положением о премировании персонала;
  • коллективным или трудовым договором;
  • иным локальным нормативным актом организации.

Унифицированной формы положения о премировании нет. Работодатель разрабатывает этот документ самостоятельно. Обычно положение содержит следующие сведения:

  • список критериев, по которым будет производиться оценка эффективности труда работника;
  • правила расчета критериев оценки;
  • периоды, за которые назначаются премии;
  • цели, для достижения которых вводятся стимулирующие выплаты;
  • алгоритм действий работников при несогласии с оценкой их деятельности.

В положении о премировании может быть предусмотрен специальный оценочный лист работника. Обычно он выносится в приложение к документу и содержит информацию, позволяющую принять решение о премировании работника. В оценочном листе отражается также мнение самого сотрудника о проделанной им работе в оцениваемом периоде.

Подводим итоги

  • К выплатам стимулирующего и компенсационного характера относятся надбавки и доплаты.
  • Эти выплаты, как и регулярные премии, включаются в систему оплаты, но не отражаются в трудовой книжке и личной карточке сотрудника.

Сведения о зарплате работников бюджетной сферы – 2020: детали начислений, доплат и надбавок | ВДГБ

Совмещение должностей государственной гражданской службы Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ не регулирует. В данном случае следует руководствоваться ТК РФ (ст. 60.2 и 151).

Заносить в форму следует доплаты за совмещение должностей, установленные служебным контрактом, трудовым договором с учетом содержания и объема дополнительной работы, определенных приказом (распоряжением) работодателя.

В графе 20 отражают иные компенсационные выплаты. Речь идет о выплатах, предусмотренных ТК РФ, НПА по соответствующей должности (ставке, условиям занятости), кроме тех, что указаны в графах 18–19. Сюда следует включить доплаты:

  • за работу в ночное время;
  • сверхурочную работу;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами и т. д. 

В графе 21 нужно отразить сумму прочих компенсационных выплат (не вошедших в графы 18–20).

Исключение составляют начисления по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Если эти выплаты есть, их нужно указать в графе 34.

Графа 22 предназначена для отражения поощрительных выплат:

  • премий за производственные результаты;
  • надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство;
  • вознаграждений по итогам года, за выполнение особо важных заданий и т. п.

Две графы – 23 и 24 – предназначены для отражения сведений, связанных со стажем работы.

В графе 23 нужно указывать стаж работы, дающий право на доплату (надбавку) за стаж непрерывной работы (выслугу лет). Стаж надо указывать в виде четырех цифр, разделенных точкой по две («ГГ.

ММ»). Если стаж менее десяти лет (месяцев), то первой цифрой будет ноль (0). Например, непрерывный стаж сотрудника, дающий право на надбавку, составляет 5 лет и 2 месяца. В графе 23 нужно указать «05.

02».

Если доплата (надбавка) за непрерывный стаж (выслугу лет) в организации не применяется, то необходимо указать общий стаж работы по должности в организации. При отсутствии данных о стаже в системе бухучета необходимо указать значение «н/д».

А вот сумму доплаты (надбавки) за стаж работы (выслугу лет) следует указать в графе 24.

Еще одна графа – 25 – предназначена для отражения доплат (надбавок). В данном случае речь идет о доплатах (надбавках) за работу в сельской местности и районах, приравниваемых к ней, в соответствии с локальными нормативными актами.

На федеральном уровне начисление таких доплат не урегулировано.

В ТК РФ (ст. 263.1) лишь сказано, что, например, женщинам, работающим в сельской местности, может быть установлен повышенный размер оплаты труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Согласно Постановлению ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (п. 1.7) оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), устанавливается в повышенном на 30 % размере.

С учетом сказанного меры социальной поддержки (установление повышенных окладов и доплат) могут быть предусмотрены региональными законами для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

Такие меры поддержки могут распространяться на лиц, являющихся специалистами государственных областных и муниципальных организаций социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи.

В графе 26 нужно отразить квалификационную категорию работника по должности (при наличии). Квалификационную категорию надо указывать вне зависимости от наличия доплат (надбавок) в организации.

Читайте также:  Ковидные выплаты врачам продлят, а за работу в новогодние каникулы — удвоят

В соответствии с квалификационным справочником (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) квалификационная категория обозначается римскими цифрами I, II и III.

В форме по зарплате предусмотрен формат заполнения словами – «вторая», «первая», «высшая».

Если работник по должности не имеет квалификационной категории или у работодателя нет данных о квалификационной категории, то графу 26 заполнять не надо.

Если по приказу (распоряжению) руководителя работник получает доплату (надбавку) за квалификационную категорию по должности, отразите ее сумму в графе 27.

Если в организации есть работники с ученой степенью, то нужно заполнить графу 28. В противном случае графу не заполняют. Варианты заполнения – «кандидат наук», «доктор наук».

Ученые степени кандидата наук и доктора наук должны быть подтверждены дипломами в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней (Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842).

Информацию об ученых степенях нужно вносить в графу 28 вне зависимости от того, получает ли сотрудник доплату (надбавку) за ученую степень согласно приказу. Если доплата (надбавка) выплачивается, ее указывают в графе 29.

Еще в форме указывают суммы доплат (надбавок) работникам:

  • за наставничество (графа 30);
  • молодым специалистам (графа 31). Законодательством такие доплаты не регламентированы. В некоторых регионах определено, кто относится к молодым специалистам и какие дополнительные гарантии они имеют. Доплаты и надбавки молодым специалистам могут быть установлены приказами, коллективными договорами, соглашениями;
  • доплаты и надбавки, не зависящие от результата труда (графа 32), которые не вошли в графы 22, 24, 25, 27, 29–31;
  • прочие выплаты, не включенные в графы 16–32, 34 (графа 33). 

Итоговая сумма всех начислений отражается в графе 35. Эта сумма равна сумме граф 16, 18–22, 24–25, 27, 29–34.

Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. Их учитывают при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений. Положения документа во многом сходны с теми, которые были утверждены на 2019 год. Но есть и дополнения.

Рассмотрим основные из них.

Комиссия рекомендовала учитывать мнение Конституционного Суда РФ и поручения Президента РФ

Устанавливать оклады (должностные оклады), ставки зарплаты работников необходимо с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. В соответствии с ними при сравнении зарплаты с МРОТ нельзя брать в расчет следующие выплаты: — оплату сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники; — «северные» надбавки и районные коэффициенты; — доплаты за совмещение должностей.

Кроме того, фиксируя оклады и ставки, необходимо принимать во внимание перечень поручений президента по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

Определяя размер зарплаты, нужно ориентироваться на достижение национальных целей

При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений необходимо обеспечить достижение национальных целей, определенных президентом. Также нельзя допускать снижение показателей оплаты труда отдельных категорий работников.

Если у работников госучреждений регионов и муниципальных учреждений нет нужного образования, нельзя применять понижающие коэффициенты

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе утверждать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия среднего профессионального или высшего образования. Такой запрет распространяется на случаи, когда на должность принимается лицо, у которого отсутствует среднее профессиональное или высшее образование. Ранее запрет распространялся только в отношении служащих, не имеющих высшего образования.

Зарплата педагогов в фонде оплаты труда образовательного учреждения не может быть ниже 60%

Органы власти и руководители образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования должны определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40%.

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты медработников должна составлять 55%

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда должна быть активизирована работа по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников. Речь идет об обеспечении доли выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55%.

Уменьшить зарплату медработников нельзя без улучшения условий труда

  • Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.
  • Проведение данных мероприятий должно быть в плане мероприятий по улучшению условий труда, подтверждено актами выполненных работ, приема в эксплуатацию оборудования и производственных участков, другими документами и последующими инструментальными измерениями уровня воздействия вредных производственных факторов.

Работники сельских учреждений культуры вправе получать повышенную зарплату

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Доля окладов работников учреждений физкультуры и спорта в фонде оплаты труда не может быть ниже 70%

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли, совершенствования систем оплаты труда работников рекомендовано перераспределять средства на зарплату. На установление окладов (должностных окладов), ставок зарплаты должно направляться не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда на компенсационные выплаты).

Работники учреждений физкультуры и спорта могут получать дополнительные выплаты за определенные достижения

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Комиссия рекомендовала устанавливать стимулирующие выплаты следующим работникам: — тренерам этапа начальной подготовки и тренировочного этапа — за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку; — тренерам, которые трудоустроились в организацию, где они проходили спортивную подготовку в качестве спортсменов на этапах спортивной подготовки; — тренерам осуществляющих спортивную подготовку организаций, расположенных в сельской местности; — тренерам и иным специалистам, участвующим в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГТО.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты ветеринарных работников должна составлять 70%

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в госучреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест нужно обеспечить долю выплат по окладам ветеринарных работников в структуре зарплаты не ниже 70%.

Работники учреждений ветеринарии могут получать доплату за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных

Устанавливая выплаты стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников, следует предусмотреть показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности.

Главным ветеринарным врачам, ведущим ветеринарным врачам, ветеринарным врачам, ветеринарным врачам 1 и 2 категорий, ветеринарным врачам-эпизоотологам, ветеринарным врачам-бактериологам, ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам могут устанавливаться стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Источник: Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год

Читайте также:  Студентов и бюджетников переводят на карту "мир"

О компенсационных и стимулирующих выплатах

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » О компенсационных и стимулирующих выплатах

Распечатать

Как указано в постановлении КС РФ от 28.06.2018 N 26-П компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 153 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни.

  • Вопрос:
  • Можно ли трактовать указанную позицию КС РФ как указание на удвоение размера оплаты не только тарифной части заработной платы, оклада, но и удвоение компенсационных и стимулирующих выплат (премии) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни?
  • Ответ юриста
  • Компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда, должны учитываться при оплате работы в выходной и нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени, если другой день отдыха не предоставлялся.

Заработная плата (оплата труда работника) состоит из (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  1. — вознаграждения за труд;
  2. — компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
  3. — стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 153 ТК РФ):

  • — сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • — работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
  • — работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 2 ст. 153 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных.

В соответствии со ст. ст. 113 и 149 Кодекса работа в выходные и нерабочие праздничные дни определяется как разновидность работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.

2018 N 26-П).

В связи с этим работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, должна оплачиваться в повышенном размере по сравнению с платой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

При привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда (п. 3.5 Постановления Конституционного Суда РФ N 26-П).

Выявленный в Постановлении N 26-П конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 153 Кодекса является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

  1. С учетом изложенного полагаем целесообразным в системах оплаты труда работников организации предусмотреть порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.
  2. {Вопрос: Учитываются ли компенсационные и стимулирующие выплаты при оплате работы в выходной и нерабочий праздничный день? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2019) {КонсультантПлюс}}
  3. Подборка документов:

Компенсационные выплаты: какие бывают и как их получить

Педагоги кроме оклада получают и другие выплаты — компенсационные и стимулирующие. Разбираемся из чего состоят компенсационные выплаты, от чего зависят и как их получить.

Что такое компенсационные выплаты?

Это доплата за труд в условиях, которые отличаются от обычных. Педагоги в школе получают оплату за ставку, компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за ставку зависит от количества уроков в месяц, стимулирующие выплаты — от эффективности педагога.

Компенсационные выплаты зависят, сколько и и в каких условиях работает педагог, должны быть прописаны в трудовом договоре или допсоглашении к нему.

В федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат: организация сама должна составить положение об оплате труда и включить в него все или некоторые виды выплат или установить их сама.

Какие бывают компенсационные выплаты?

Список выплат отличается в каждом регионе. Рассмотрим на примере Пермского края, где список зафиксирован в «Положении о системе оплаты труда», созданном Министерством образования. В этом списке такие выплаты.

Выплаты за вредные и опасные условия труда. У педагогов не настолько вредный труд, как у шахтеров, но некоторые привилегии есть и у них. Доплачивают учителям информатики, учителям технологии за работу в некоторых видах мастерских, также выплата полагается за работу с классами, в которых больше 25 человек.

Выплаты за работу в особых климатических условиях. Эти надбавки платят не в каждом регионе РФ, а только в районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом. Считают ее так: умножают сумму оплаты труда на коээфициент (в Пермском крае 1,2). Полный список коэффициентов представлен в таблице.

Выплаты за выполнение сверхурочных работ. Сверхурочной работой считается весь труд сверх установленной месячной нагрузки. Первые два часа работы должны оплатить в полуторном размере, остальные — в двойном. То если педагог работает в неделю 36 часов, а его заставляют работать 40, то он получит 36+2*1,5+2*2. Педагог отказаться от оплаты и попросить лишний выходной день.

  • Если педагог работает ночью, например, дежурит в летнем лагере, то ему должны доплатить за каждый час не меньше 35 процентов.
  • Оплата работы в выходные дни оплачивается не меньше, чем в двойном размере.
  • Конкретные размеры всех этих доплат должны устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата за выполнение работ различной квалификации и совмещение должностей. У учителя есть своя должность и оклад, у заместителя директора — свои.

Но иногда заместитель директора числится учителем и получает доплату за совмещение должностей. Размер оплаты зависит от договоренностей сторон.

Согласны должны быть не только работник и работодатель, но и профсоюз или комиссия по охране труда.

Если педагог замещает другого, находящегося в длительном отпуске (творческом, по уходу за ребенком), то он также получает доплату. Ее размер и срок замещения оговариваются всеми сторонами. Идеально, если они заключат дополнительное соглашение к трудовому договору.

Иные выплаты компенсационного характера.

Педагоги могут получать доплаты за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими, предметными или цикловыми комиссиями.

Размеры этих доплат определяются организацией — можно установить абсолютное значение или процентное. Например, определить доплату за классное руководство в 1500 рублей или 10 процентов от оклада.

Также педагоги могут получать доплаты за работу в сельской местности, с слишком малыми группами учеников, за работу с учениками-иностранцами и так далее.

Как получить компенсационные выплаты?

Во-первых, нужно внимательно читать трудовой договор и допсоглашение к нему. Если вам на словах предложили классное руководство, а в договоре оно не прописано, запросите локальный акт о системе оплаты труда. Возможно, выплаты за классное руководство считаются стимулирующими, хотя это запрещено.

Если вы выполняете работу и не получаете за нее оплату, обращайтесь в администрацию. Если администрация не идет на контакт, подключайте профсоюз, далее — министерство образования и прокуратуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *