Изменение Уголовно-исполнительного кодекса РФ с 8 января 2022 года

О внесении изменения в ст. 99 УИК РФ (Челябинская прократура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях)

Разъясняет старший помощник Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юрасов Е.В.

Законодателем приняты меры на стимулирование осужденных к получению образования и ресоциализации в обществе после освобождения

В связи с чем, издан Федеральный закон от 21.12.2021 № 432-ФЗ
«О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым расширен перечень категорий осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, имеющих право на бесплатное предоставление коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены.

  • Согласно указанному документу, помимо осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, правом на бесплатное получение коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены наделяются осужденные, относящиеся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или проходящих профессиональное обучение за счёт средств соответствующих бюджетов системы Российской Федерации, получающим высшее образование.
  • Также указанным правом наделяются осужденные, относящиеся к категории лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
  • Указанные изменения вступили в силу 21 декабря 2021 года.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет старший помощник Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юрасов Е.В.

Законодателем приняты меры на стимулирование осужденных к получению образования и ресоциализации в обществе после освобождения

В связи с чем, издан Федеральный закон от 21.12.2021 № 432-ФЗ
«О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым расширен перечень категорий осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, имеющих право на бесплатное предоставление коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены.

  1. Согласно указанному документу, помимо осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, правом на бесплатное получение коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены наделяются осужденные, относящиеся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или проходящих профессиональное обучение за счёт средств соответствующих бюджетов системы Российской Федерации, получающим высшее образование.
  2. Также указанным правом наделяются осужденные, относящиеся к категории лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
  3. Указанные изменения вступили в силу 21 декабря 2021 года.

Выход по УДО и экстремизм: Пленум ВС переписал свои «уголовные» постановления — новости Право.ру

Первый блок поправок касается постановления от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». Пленум Верховного суда уже в четвертый раз вносит изменения в этот документ.

Если осужденный или его адвокат обратятся в суд с ходатайством о смягчении оставшейся части наказания раньше срока, прописанного в ч. 3 ст. 79 Уголовного кодекса, ходатайство им должны вернуть. В этой статье указано, сколько должен отбыть заключенный, прежде чем подавать прошение. Сроки разные в зависимости от тяжести преступления.

Это же правило применимо и для случаев, когда наказание один раз уже смягчили, но заключенный нарушил, например, правила УДО. Если такое обращение поступило в суд меньше чем через год (ч. 12 ст. 175 УИК), суд его вернет.

Один из пунктов обновленного постановления может помочь выйти на свободу тяжелобольным заключенным. 

ВС подчеркивает: отрицательная характеристика сотрудников колонии, отсутствие поощрений за время заключения, отсутствие постоянного места жительства и «социальных связей» не должны мешать освобождению заключенного по причине болезни. Как и тот факт, что заключенный отбыл лишь незначительную часть назначенного наказания.

При решении вопроса об отсрочке наказания, на которую имеют право, например, родители несовершеннолетних детей, суд должен учитывать характеристику и другие данные о личности подсудимого, условия его жизни и положение его семьи. Следует также выяснить, есть ли у него жилье и необходимые условия для проживания с ребенком.

 «При этом суд должен располагать документом о наличии ребенка либо медицинским заключением о беременности женщины, а также иными документами, необходимыми для разрешения вопроса по существу», — подчеркивает Пленум.

Также Пленум в четвертый раз вносит поправки в постановление 2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Большинство изменений носит технический характер, но есть и заслуживающие внимания новые формулировки.

Пункт постановления о возможности заключения несовершеннолетнего под стражу, то есть в СИЗО, дополнили новым абзацем. Согласно обновленной позиции Верховного суда, разрешается арестовать такого подозреваемого в совершении преступления средней тяжести. Предыдущая версия постановления такого указания не содержала.

Это допустимо в случаях, если такая мера пресечения «единственно возможная в конкретных условиях с учетом обстоятельств инкриминируемого деяния». При этом должны учитываться и данные о личности предполагаемого преступника.

Пленум делает поправку: отправить в СИЗО еще не достигшего 16-летнего возраста подозреваемого можно только в случае, если он совершил преступление средней тяжести не впервые.

Иногда осужденный достигает 18-летия в процессе обжалования приговора. Предыдущая версия постановления Пленума предусматривала, что в таком случае законные представители могут принимать участие в заседаниях как апелляционной, так и кассационной инстанции. Теперь упоминание кассации из документа убрали. 

В пункте о возможном примирении сторон ВС дал судам новое указание. По делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, совершенных несовершеннолетним впервые, суд должен выяснять у потерпевшего, заглажен ли причиненный вред и не желает ли он примириться с подсудимым. Всем участникам процесса нужно также разъяснить порядок прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.

В некоторых случаях следователь или прокурор могут ходатайствовать перед судом о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.

При рассмотрении ходатайства судья должен убедиться, что выдвинутое в отношении несовершеннолетнего подозрение или обвинение обоснованно и подтверждается доказательствами. А в материалах дела должны содержаться «достаточные данные», подтверждающие возмещение ущерба или заглаживание другим образом причиненного преступлением вреда.

ВС подчеркивает: судебный штраф, назначенный несовершеннолетнему, могут заплатить его родители или опекуны, но на это нужно их согласие.

Пленум напоминает судам, что наказание несовершеннолетним по делам небольшой и средней тяжести можно заменить «принудительными мерами воспитательного воздействия». Суд может принять такое решение как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и после основного разбирательства.

Больше всего изменений Пленум вносит в постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

В новой редакции постановления Пленум обратил внимание на экстремистские публикации в интернете. 

Раньше документ указывал только на изображения, аудио- и видеофайлы, содержащие «признаки возбуждения вражды и ненависти».

Все эти форматы материалов остались и в новой версии разъяснений, но теперь появилось указание и на «текст».

А «вражда и ненависть» уступила место «призывам к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Это изменение появилось в связи с тем, что многие пункты постановления применимы теперь не только к преступлениям по ст. 282 УК, но и к ст. 280 и 280.1 УК. Поэтому такие поправки были внесены во все пункты документа, где упоминается «вражда и ненависть».

Пленум ВС подчеркивает: привлечь к уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности РФ можно только в случае, если это деяние оказалось повторным: должно пройти меньше года после того, как человека привлекли к административной ответственности (ст. 20.30.2 КоАП).

Годичный срок после административной ответственности, необходимый для привлечения к уголовной, нужно проверять. Судам следует уточнять, вступило ли постановление о привлечении к ответственности по КоАП на момент совершения повторного нарушения, исполнено ли оно и не пересматривалось ли. 

В случае если, например, год уже прошел, уголовное дело нужно вернуть прокурору. Аналогично суды должны поступать даже тогда, когда обвиняемый пошел на сделку со следствием и признал свою вину.

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, сопряженное с истязанием, должно квалифицироваться по двум составам УК — по ст. 282 и по п. «з» ч. 2 ст. 117.

Руководитель экстремистского сообщества или организации, который вовлекал других людей в деятельность формирования, должен нести ответственность только по статье об организации такого сообщества — по ч. 1 ст. 282.1 (или 282.2 УК). 

Иных лиц, которые привлекали других людей, осудят по совокупности ч. 2 ст. 282.1 (или 282.2 УК) и ч. 1.1 этих статей. То есть одновременно за участие и «вербовку».

Пленум подчеркивает: если религиозную или общественную организацию в судебном порядке признали экстремистской, индивидуальные ее участники могут реализовывать свои права «на свободу совести и свободу вероисповедания», но только если они не пытаются продолжить или возобновить деятельность запрещенной экстремистской организации.

Постановление Пленума Верховного суда от 28.10.2021 № 32 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам».

Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в республике тыва (тува) в 2020 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

Минюст предлагает законодательно закрепить момент начала исчисления срока для УДО

Минюст опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в УК и УИК, направленных на уточнение применения УДО, а также срока, после которого возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами и после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.

Относительно поправок в ст. 79 УК в пояснительной записке отмечается, что в 2018 г. внесены изменения в ст. 53.

1 и 80 УК: были сокращены сроки фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения. Таким образом, отметили авторы, у осужденного в первую очередь возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем – право на условно-досрочное освобождение. Между тем реализация данных норм на практике фактически ухудшает положение осужденных при исчислении судами сроков возникновения права на условно-досрочное освобождение после замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В связи с этим поправками в ст. 79 УК предусматривается, что осужденному, неотбытая часть наказания которому заменена более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено УДО, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

Изменениями в ст. 80 УК предусматривается корректировка сроков, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами.

Поправками в ст. 78 УИК предлагается сократить с двух третей до половины срок фактически отбытого наказания, после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.

Авторы отметили, что таким образом у осужденных за совершение особо тяжких преступлений будет возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее наступать право на обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы, посчитали они.

«Вместе с тем законопроектом предусмотрено исключение для осужденных за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, а также за преступления, связанные с террористической деятельностью или организацией преступного сообщества (преступной организации) или участием в нем (в ней), согласно которому изменение вида исправительного учреждения для них будет возможно по отбытии не менее двух третей срока наказания», – подчеркивается в пояснительной записке.

Для положительно характеризующихся осужденных, отбывших не менее одной четверти срока наказания, предлагается установить возможность перевода из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение независимо от условий содержания, поскольку условия не учитываются при переводе из тюрьмы в исправительную колонию или из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.

КС не стал рассматривать жалобу на проблему исчисления срока для УДОСуд посчитал, что неопределенности в вопросе самостоятельного исчисления срока, дающего право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, назначенного в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, нет

Адвокат АП Ленинградской области Виктор Ермолаев отметил, что предлагаемые Минюстом изменения в полной мере соответствуют процессуальной позиции защиты по делу Ильи Ерехинского, которую адвокат последовательно отстаивал во всех судебных инстанциях, включая ВС и КС РФ, и с которой на разных этапах обжалования и в особом мнении соглашались некоторые судьи ВС РФ и Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям (включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. – Прим. ред.) Ольга Подоплелова отметила, что законопроект, запрещающий судам аннулировать срок для возможности обращения с ходатайством об УДО при переводе на принудительные работы, очень важен.

«В заключении, направленном в ВС по делу Ильи Ерехинского, мы отмечали, что с точки зрения современных европейских подходов необходимо ставить вопрос об УДО в пределах срока отбывания наказания.

Минюст, по сути дела, не соглашается с позицией, высказанной ВС по этому делу и поддержанной КС, и пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами. Отдельно важно подчеркнуть, что поправки должны по смыслу ст.

10 УК РФ распространяться не только на тех, кто переведется на принудительные работы после их вступления в силу, но и тех, кто уже воспользовался возможностью замены наказания. Мы надеемся, что практика будет развиваться в этом ключе», – отметила Ольга Подоплелова.

Советник ZKS Геннадий Есаков указал, что механизм «обнуления» срока, достаточного для применения УДО при предшествующей замене наказания более мягким видом наказания, давно вызывал вопросы, поэтому отказ от этого правила (которое, к слову, напрямую не следовало из закона, а было скорее продуктом судейского толкования) нельзя не приветствовать. Однако, отметил он, это лишь маленький фрагмент из общей картины применения УДО в последние годы.

«Не секрет, что его добиться осужденным (в том числе осужденным за совершение ненасильственных преступлений) в настоящее время достаточно тяжело. Ежегодно падает число ходатайств об УДО (в 2020 г. было подано 82 тыс. ходатайств), а из поступивших было удовлетворено менее половины (38 тыс.).

Причин этого явления много, однако это ведет к тому, что УДО становится скорее исключением, тогда как в системе уголовных наказаний, направленных на исправление (как то зафиксировано в УК РФ), оно должно быть правилом, если считать систему исполнения уголовных наказаний эффективной.

Иными словами, разве можно говорить об эффективности системы исполнения уголовных наказаний, если осужденные полностью отбывают срок назначенного им наказания? Где тогда гарантия того, что они исправились по истечении всего срока отбытого наказания? Поэтому система УДО сама по себе требует пристального анализа», – посчитал он.

По мнению Геннадия Есакова, смягчение условий для изменения осужденным вида исправительного учреждения тоже можно приветствовать.

«Нельзя забывать о том, что российское законодательство в последние годы пополнилось целым рядом норм (новых или тех, в которых законодатель резко ужесточил санкции), которые не включают насильственные преступления, тем не менее включают особо тяжкие преступления (коррупционные статьи).

И в этих случаях строгий режим отбывания наказания должен как можно быстрее облегчаться, поскольку ненасильственные преступления, как представляется, вообще не заслуживают строгого режима отбывания наказания», – резюмировал советник.

Адвокат АП Тульской области Сергей Сорокин посчитал, что особого внимания заслуживает внесение поправок о том, что исчисление срока для применения к осужденному условно-досрочного освобождения при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (в том числе принудительными работами) будет исчисляться из фактического отбытия срока наказания, назначенного осужденному по приговору суда. Таким образом, указал адвокат, суды не будут придавать закону расширенное толкование о начале исчисления срока, необходимого для реализации права осужденного на условно-досрочное освобождение при замене неотбытой части наказания принудительными работами.

Вместе с тем, отметил Сергей Сорокин, поправки в ст. 78 УИК и ст. 80 УК улучшат уже имеющиеся права для определенной категории осужденных. В связи с гуманизацией уголовного законодательства они являются ожидаемыми и будут действенными.

Адвокат АП Белгородской области Борис Золотухин отметил, что сегодня вставший на путь исправления осужденный за особо тяжкое преступление после отбытия двух третей наказания стоит перед выбором: ходатайствовать об изменении вида исправительного учреждения или об УДО.

При этом в случае удовлетворения ходатайства по виду учреждения право ходатайства об УДО для него откладывается. «Законодатель оставляет возможность после отбытия двух третей срока просить об УДО и, что важно, предлагает исчислять этот срок от момента начала фактического отбывания наказания», – указал адвокат.

Борис Золотухин полагает, что законопроект не встретит препятствий на своем пути; тем более он не требует финансовых затрат.

Новое в Уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации

В Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ) Федеральным законом от 27.12.2018 № 548 внесены изменения в статью 73 УИК РФ, которую существенно дополнили, расширив круг лиц осужденных, которые подлежат направлению для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. 

Так, в соответствии со статьей 73 УИК РФ по общему правилу осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. 

Читайте также:  Осзн в ближайшее время должны создавать подходящие условия для профобучения женщин с маленькими детьми

Однако осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.

2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. 

Вместе с тем, действующая с 08.01.2019 редакция ст. 73 УИК РФ предусматривает направление в соответствующие исправительные учреждения осужденных за преступления, предусмотренные частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.

2, статьей 317, а также за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных. 

Указанным Федеральным законом также внесены изменения в статью 81 УИК РФ, которая предусматривает возможность перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, перечисленные в статье 73 УИК РФ, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, только по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. 

Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2018 № 547-ФЗ внесены изменения в статью 175 УИК РФ.

Так, согласно ч. 6 ст. 175 УИК РФ осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-­социальной экспертизы и личное дело осужденного. 

Положения данной нормы закона дополнены и с 08.01.2019 начальник учреждения или органа, исполняющего наказание в случае невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд, направляет в суд соответствующее представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. 

Также, часть 8 статьи 175 УИК РФ дополнена, согласно которой теперь определен порядок направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, утверждаемый Правительством Российской Федерации, при этом в ранее действующей редакции был предусмотрен только порядок медицинского освидетельствования в отношении данной категории осужденных. 

Наряду с этим, Федеральным законом от 27.12.2018 № 516 в связи внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 

Так, часть 7 статьи 74, статья 130 УИК РФ, устанавливает категории осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах, которые дополнены — и с 08.01.2019 предусматривают отбытие наказания в тюрьмах, осужденных за преступления совершенные по ст.ст. 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 -279, 281, 317, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 78 УИК РФ в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения. 

В новой редакции данного Федерального закона осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах за вышеуказанные преступления в порядке, предусмотренном пунктом «а» части 2 статьи 78 УИК РФ лишены права (возможности) обращения в суд с ходатайством о переводе из тюрьмы в исправительную колонию, по отбытии осужденными половины срока в тюрьме.

Два шага назад из колонии. Предложенные Минюстом поправки улучшат жизнь одних заключенных и ухудшат — других

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными.

Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения.

Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов.

Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма.

Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Как следует из пояснительной записки, поправки «должны позволить осужденным, имеющим право перейти на принудительные работы, не лишаться возможности УДО».

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей.

Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

«По сути дела, предлагается альтернатива: либо человек подает на УДО, либо просит перевести его в исправительный центр»,— указывает эксперт.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины.

Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон считает, что поправки ударят по одной из самых многочисленных категорий заключенных — людям, которые отбывают сроки за распространение наркотиков.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили.

Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы».

Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отмечает, что «осужденные за наркопреступления — чаще всего молодые люди, нередко — студенты, которые оступились по молодости»: «Возможность смягчения наказания только после двух третей срока — это очень долго.

То же самое и с осужденными за экономические преступления. В последние годы организация и соучастие в преступном сообществе вменялись почти всем обвиняемым по экономическим статьям.

Получается, что им нужно отсидеть 10 из 15 лет на строгом режиме, прежде чем они смогут попросить о смягчении наказания».

Мария Литвинова

Источник — Коммерсант

Уголовная амнистия и амнистия капиталов с 14 марта 2022 г для мошенников. Кого освободят от наказания и по каким статьям?

Будет ли в этом году амнистия для заключенных и по каким статьям? В марте 2022 года депутаты в очередной подняли вопрос об освобождении некоторых осужденных. Рассмотрим эту новость подробнее.

Что такое амнистия

Амнистия – это законодательный акт, который освобождает граждан, совершивших определенные преступления из мест лишения свободы, где они пребывают в качестве наказания за содеянное.

Как правило, амнистия появляется по причине знаменательных дат и событий в жизни общества.

Так, в 2015 году амнистию проводили в честь 75-летия Великой Победы. Сущность амнистии основывается на соображениях гуманизма, амнистия нацелена на практические задачи.

Сам законопроект поступает в разработку Государственной Думы, и если Президент одобрит его, то он начинает действовать по всей стране.

Читайте также:  Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов: право и условия выхода, порядок оформления и необходимые документы, размер и расчет выплат

Какая бывает амнистия?

Амнистия бывает как полным, так и частичным освобождением от примененного наказания. Осужденный может рассчитывать на меру амнистии, как замена наказания на более мягкое – это частичная амнистия.

Полная амнистия – это:

  • прекращение уголовного преследования;
  • снятие судимости;
  • сокращение наказания, которое было назначено судом или замена его на более мягкое;
  • освобождение преступника от дополнительного наказания;
  • освобождение осужденного от назначенного судом наказания или от дальнейшего отбывания наказания;
  • освобождение совершившего преступление от уголовной ответственности.

Амнистии не подлежат лица, которые совершили тяжкие преступления, связанные с насилием и особой жестокостью.

Источник.

Кого могут амнистировать в 2022 году?

Под смягчение наказания попадают те, кто уже осужден по решению суда или находится в следственном изоляторе на предварительной стадии расследования. Помилование носит индивидуальный характер, а амнистия касается целой группы лиц. По форме это может быть сокращение срока или досрочное освобождение. Амнистии подлежат административные правонарушения, уголовная судимость может быть снята полностью.

Преступления, подлежащие амнистии, должны быть незначительными. Умышленное нарушение закона может быть легкой или средней тяжести. Рецидивистам послабления не положены.

В России регулярные амнистии раз в 5 лет почти стали традицией, однако на этот раз ожидания не оправдались.

Очередную амнистию ожидали в 2020-м, инициатива исходила от депутатов Государственной Думы.

Однако на первый план вышла проблема коронавируса, и освобождений не последовало. Новое предложение поступило от органов ФСИН – часть заключённых предлагалось амнистировать из-за ухудшения эпидобстановки в стране.

Не одобрили.

В 2021-м на рассмотрении в Госдуме оказались 5 вариантов проекта амнистии, каждый из которых приурочивал освобождение к одной из праздничных дат. Определённости не внесли ни пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, ни председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Важность вопроса при этом они признали.

Последней тему амнистии поднимала в мае 2021-го Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Её предложение касалось тех, кто осужден за преступления не выше средней тяжести. Погашенная судимость могла бы решить их проблемы с трудоустройством.

Курьер. Среда.

По каким статьям будем амнистия?

Авторы законопроекта предлагают освобождать от наказания граждан, впервые совершивших преступление по следующим статьям:

  • ч.1,2,5 ст. 159 УК РФ (Мошенничество)
  • ч.1,2 ст.159.3 УК РФ (Мошенничество с использованием электронных средств платежа)
  • ч.1,2 ст.160 УК РФ (Присвоение или растрата)
  • ст. 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство)
  • ч.1.1 ст.171.1 УК РФ (Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт продукции без маркировки)
  • ст.177 УК РФ (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности)
  • ч.1,2,3 ст.180 УК РФ (Незаконное использование средств индивидуализации товаров)
  • ч.1 ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов)
  • ч.1 ст.199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента)
  • ч.1 ст.199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества)
  • ст. 199.3 УК РФ (Уклонение страхователя-физлица от уплаты страховых взносов)
  • ст. 199.4 УК РФ (Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов)
  • ч.1 ст.201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями)

РБК.

Амнистия капиталов. Денежные средства и финансовые активы

С 14 марта 2022 года стартовал новый этап амнистии капитала: четвертый по счету. Федеральный закон от 09.03.2022 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Новый этап, как и предыдущие, предлагает следующие гарантии:

Будет ли повышение зарплаты в МВД, МЧС и ФСИН на 8,6% в 2022 году в России – последние новости

Военнослужащие и силовики: полицейские, сотрудники ФСИН и МЧС — это отдельный вид госслужащих, зарплата у них официально называется денежным довольствием и к ней привязаны пенсии сотрудников, вышедших на законный отдых.

Можно утвердительно ответить на вопрос, будет ли повышение зарплаты военнослужащим, полицейским МВД, служащим МЧС и ФСИН в 2022 году в России. Последние новости также говорят о том, что рассматриваются варианты доведения показателя индексации до уровня сверх инфляции.

Обычно всем военным и силовикам зарплаты и пенсии поднимаются единовременно, одним постановлением Правительства РФ и в одинаковом порядке.

Как будет произведена индексация в 2022 году, пока до конца не ясно, уже рассматривается закон об индексации пенсий военных и силовиков на 8,6% вместо заложенных в бюджет 4%, и не с 1 октября, как планировалось, а с 1 января.

Чем гарантирована индексация зарплат военных и силовиков

Как производится индексация в соответствии с законодательством:

  • общая обязанность государства как работодателя повышать реальное содержание денежного довольствия закреплена в ст. 134 Трудового кодекса РФ, без конкретизации сроков и размеров;
  • профильными федеральными законами о денежном довольствии военных и силовиков ФЗ-306, ФЗ-247 и ФЗ-283 закреплено практически идентичное правило о том, что зарплата военным, полицейским, сотрудникам иных органов внутренних дел индексируется ежегодно на уровень инфляции в соответствии с законами о бюджете;
  • осуществляется повышение на основании постановления Правительства РФ. Так, 2021 году на основании постановления №772 от 24.05.2021г. индексация была произведена с 1 октября на 3,7% военным, полицейским, сотрудникам ФСИН и МЧС;
  • денежное довольствие формируется из нескольких частей: оклады по должности, по званию, надбавки и премии. В качестве индексации всегда производится повышение окладов, все остальные выплаты привязаны к ним;
  • в закон о бюджете на 2022 год было заложено повышение на 4%, потом президент обещал довести его до 9%, точное значение будет известно ближе к установленной дате индексации.

В 2020 году была произведена индексация довольствия на 3%.

Когда повысят пенсии военным пенсионерам на 8,6% – с 1 февраля или с 1 марта 2022 года?

Когда состоится индексация в связи с последними изменениями

Государственная Дума уже одобрила законопроект о повышении пенсий пенсионеров военнослужащих и силовиков, она состоится не как обычно, с 1 октября, а с 1 января.

Хотя закон еще не принят, повышение состоится ни с 1 февраля 2022 года или с 1 марта, нормам закона будет придана обратная сила, пенсии за январь пересчитают.

С 1 января 2022 года также уже произведена индексация пенсий гражданским пенсионерам.

Но пока нет оснований считать, что сроки индексации будут пересмотрены, такие решения не были анонсированы.

Несмотря на ожидания, не произошло повышение зарплаты в МЧС с 1 января 2022 года. Когда будет индексация, сказать можно только на основании закон о бюджете — 1 октября 2022 года. С 1 января на основании постановления Правительства РФ №2458 от 24.12.2021г.

была произведена индексация на 4% различных социальных выплат и единовременных пособий, выплачиваемых военным и силовикам при повреждении здоровья и в иных случаях. Это было сделано в соответствии со сроками, указанными в законе о бюджете.

Таким образом, пока из общего графика индексации выбивается только повышение пенсий.

В феврале-марте 2022 года, скорее всего, исходя из опыта прошлого года, будет подготовлено постановление об индексации.

Каким будет процент индексации

Изначально в закон о бюджете было заложено повышение денежного довольствия военных и силовиков на 4%, а в 2023 году на 4,2%. Таков был прогнозный уровень инфляции. Однако с учетом того, что цены на услуги и товары в 2021 году по данным Росстата повысились в среднем на 8,4%, президент пообещал провести индексацию даже сверх инфляции.

На сколько процентов повысят зарплату полицейским в 2022 году, а также военным и другим силовикам — в соответствии с заявлениями президента и официальных лиц на 9%.

Заявления официальных лиц

На пресс-конференции 23 декабря президент подчеркнул, что денежное довольствие военных и силовиков должно быть достойным и пообещал увеличить их доход.

Не раз в СМИ появлялись новости, что будет проведена индексация зарплаты сотрудников ФСИН МВД и МЧС в 2022 году на уровень сверх инфляции.

На расширенном заседании военного ведомства в декабре 2021 года Сергей Шойгу заверил, что индексация денежного довольствия военных будет произведена сверх заложенных значений.

Он также сообщил о планах повысить число военнослужащих-контрактников примерно на 15 тысяч человек, на что уже выделено финансирование. При том, что идет оптимизация штата гражданских госслужащих.

Также в декабре 2021 года Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам объявил, что в последующие два года довольствие силовиков будет расти усиленными темпами, чтобы ликвидировать разницу в зарплате с военными.

Другие новости по теме повышения зарплат и пенсий

Пенсия военным и силовикам, в отличие от зарплаты, должна по общему правилу индексироваться два раза в год, с 1 января за счет ежегодного повышения доли денежного довольствия при учете пенсии на 2%.

Но в декабре 2021 года действие этой законодательной нормы было повторно заморожено до 1 января 2023 года. Индексация были произведена всегда на 0,32% вместо 2.

То есть, теперь при расчете пенсии учитывается 74% денежного довольствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *