Масштабное сокращение госслужащих было анонсировано Минфином еще в 2019 году. Авторы идеи предложили приступить к реализации реформы, начиная с 2020 года. А до конца 2021 аппарат чиновников должен был бы уменьшиться минимум на 15%. Однако глобальное распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в планы Министерства.
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
- до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
- в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000 государственных служащих в России |
|
до конца 2020 – численность сотрудников федеральных органов хотели сократить на 10%, территориальных – на 5%; | до конца 2021 сокращение в регионах должно было составить 15%. |
сейчас 148 чиновников на 10000 населения |
планируется 103 чиновника на 10000 населения |
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено.
За счет того что уволят немалую часть служащих, оставшимся сотрудникам смогут повысить денежное содержание.
Без этого на повышение ежемесячных выплат каждый год пришлось бы искать в казне дополнительные 100 млрд рублей, а зарплаты индексировались только на показатели инфляции.
Как проходит сокращение в 2022 году?
В начале марта 2020-го правительство рассматривало вопрос о сокращении госаппарата. На заседаниях звучала информация о прошлогодних цифрах и планируемых показателях, а ведомства получили поручения о начале подготовительных действий. Однако вскоре стало ясно, что власти решили временно отказаться от многочисленных увольнений.
В кризис уровень безработицы и так существенно вырос, поэтому было решено не усугублять ситуацию и пока что не увеличивать число безработных за счет служащих. Однако тема уменьшения количества чиновников постоянно на слуху, и уже в следующем году к решению этого вопроса, скорее всего, подойдут более основательно.
Порядок сокращения госслужащих
Сокращение должности – прекращение действия служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Нормативно такое основание увольнения закреплено в п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004.
Гражданского служащего также могут освободить от должности и уволить с гражданской службы при ликвидации госоргана (п. 8.3 ч.1 ст. 37 ФЗ №79).
В обоих случаях нанятое лицо теряет рабочее место не по своей воле, а по решению работодателя.
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79:
- Во-первых, даже если ликвидируется должность или упраздняется госорган, отношения с сотрудником не обязательно расторгнут. Человеку могут предложить альтернативу в том же органе, в органе, который примет функции ликвидируемой организации, или в другой госструктуре.
- Во-вторых, перевод осуществляется с письменного согласия служащего. Учитывается образование, квалификация и специальность, а также направления подготовки и стаж.
- В-третьих, работодатель обязан уведомить коллектив о грядущих увольнениях минимум за два месяца.
- В-четвертых, в течение этих двух месяцев в госоргане могут провести внеочередную аттестацию. Это нужно для того, чтоб определить профессиональный уровень сотрудника на момент сокращения штата. Аттестация должна быть организована в соответствие со ст. 48 ФЗ №79.
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Предоставление госслужащему альтернативной должности
Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации.
Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
- Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
- Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
- За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
- При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
- С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
- В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
- Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
- Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
- На финальном этапе оформляется перевод служащего.
Преимущество при замещении свободных должностей
Преимущество есть у сотрудника, который:
- владеет более высокой квалификацией, а также соответствующей специальностью и направлением подготовки;
- имеет более продолжительный стаж гражданской государственной службы;
- показал более высокие результаты профдеятельности.
Суммы, выплачиваемые при сокращении
Выплаты при сокращении штата – это стандартные и специальные выплаты, которые должны быть перечислены уволенному сотруднику.
Если обычный работник (не госслужащий) теряет свое место в связи с ликвидацией занимаемой должности, ему полагается выходное пособие в размере среднемесячного заработка и другие начисления. Это стандартное правило, установленное ст.
178 ТК РФ. Однако в случае с госслужащим порядок компенсирования утраты рабочего места немного другой.
Государственный гражданский служащий, увольняемый в связи с сокращением штата или по причине упразднения госоргана, может рассчитывать на следующие выплаты:
Денежное содержание
Независимо от основания увольнения сотруднику должны выплатить содержание за фактически отработанное время. В соответствие со ст. 50 ФЗ №79 денежное содержание госслужащего формируется из таких частей:
- иные ежемесячные и дополнительные выплаты – надбавки за выслугу лет, за особые условие службы, за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну, премии и поощрения.
Оклад подлежит ежегодной индексации. По некоторым должностям государственной службы может устанавливаться отдельный порядок оплаты труда.
Компенсация за отпуск
Госслужащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. На период такого отдыха за лицом сохраняется его должность и денежное содержание. Согласно ст. 46 ФЗ №79 оплачиваемый отпуск служащего состоит из:
- основного отпускного периода;
- дополнительных дней отпуска.
Основной отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительные дни предоставляются за выслугу:
- при наличии стажа от года до пяти лет – один календарный день;
- при наличии стажа пять-десять лет – пять календарных дней;
- десять-пятнадцать лет – семь календарных дней;
- пятнадцать и более лет – десять календарных дней.
При увольнении все неиспользованные дни отпуска должны быть компенсированы. При этом основание расторжения служебного контракта значения не имеет, не важно сокращение это или уход по собственному желанию.
Специальная компенсация
Плата за фактическое время службы и возмещение за неиспользованные отпускные периоды – это стандартные выплаты при увольнении госслужащего. Однако если причиной расторжения отношений выступает сокращение штата, то увольняемому должны также выплатить денежное содержание за 4 месяца. Это правило предусмотрено ч. 3.1 ст. 37 ФЗ №79.
Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст.
37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания.
Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:
- не позже одного месяца после расторжения отношений служащий обратился в центр занятости, стал на учет в качестве безработного;
- после увольнения прошло пять или шесть месяцев, а человека не смог трудоустроиться.
В случае сокращения обычного работника, который не является госслужащим, обязательна выплата выходного пособия. При этом увольняемый при расторжении трудового договора сразу получает пособие в объеме 1 среднего заработка за месяц. Далее человек может потребовать компенсацию за второй и третий месяц, но только если он:
- не устроился на другую работу;
- состоит на учете в службе занятости.
Возмещение за третий месяц перечисляется в исключительных ситуациях по решению органа службы занятости. Работники, которых уволили по сокращению из организаций, находящихся в Крайнем Севере или приравненных местностях, получают выплаты в размере среднего заработка за второй и третий месяц поиска работы, а в исключительных случаях – и за четвертый, пятый и шестой месяц.
Таблица №2. Сравнение выплат при сокращении государственных служащих и обычных работников.
Плата за фактически отработанный период | Денежное содержание | Зарплата |
Денежная компенсация неиспользованного отпуска | Полагается | Полагается |
Вых. пособие | Не полагается | Полагается в объеме 1-го среднемесячного заработка. Возможны выплаты выходного пособия:
Северяне и работники приравненных местностей, уволенные в связи с сокращением, имеют право на выходное пособие:
Примечание. Работодатель вправе сразу при увольнении, кроме обязательного выходного пособия, выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднемесячного заработка. |
Специальная компенсация | Выплачивается при сокращении госслужащего в размере 4-месячного денежного содержания. Работники Крайнего Севера и приравненных местностей могут получить содержание за пятый и шестой месяц в статусе безработного, но только при наличии соответствующего решения службы занятости. |
Не предусмотрена |
Возмещение за досрочное увольнение
При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.
Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ №79 представитель нанимателя расторгает служебный контракт до истечения предупредительного срока, если увольняемый субъект дал на это свое письменное согласие. При этом служащему должны выплатить дополнительную компенсацию.
Пример: госслужащего предупредили о том, что он будет освобожден от должности 1 ноября. Сотрудник нашел новую работу и решил не дожидаться установленной даты увольнения, а перейти на другое место как можно скорее. Человека уволили 1 октября. До конца предупредительного срока остался месяц. Это значит, что увольняемому полагается дополнительная компенсация в размере денежного содержания за один месяц.
Заключение
В 2019 году Министерство финансов сообщило о масштабных сокращениях штатов госслужащих по всей России. Массовые увольнения должны были стартовать в 2020 году, но в связи с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями реорганизация госаппарата фактически была отложена.
Сокращение государственного служащего осуществляется в строгом соответствии с положениями ФЗ №79. Процедуры увольнения чиновников и обычных работников очень схожи, однако есть и существенные различия.
При изменении штатного расписания служащему обязаны предложить альтернативные должности в том же или другом государственном органе.
Если подходящего места не нашлось, служебный контракт расторгается, а сотруднику выплачивают компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания.
Источники:
Вроде не бездельники и могли бы жить, только бы чиновников взять и сократить
В Минфине России озвучили идею масштабной реформы государственного управления, которая будет заключаться в сокращении числа госслужащих разного уровня. Предполагается, что это позволит проиндексировать зарплаты в госаппарате, не выделяя на это средства из бюджета. В чём угрозы этой инициативы?
Вопрос о раздутом штате госслужащих в России – один из самых обсуждаемых в последние годы. Несмотря на все разговоры, правительство пока не предпринимало каких-либо решительных шагов в данной области.
Точнее, предпринимало, но тогда, год назад, речь шла вовсе не о сокращениях. Госслужащие – это такие же рабочие люди, уверяют в кабмине.
Следовательно, им тоже необходимо повышать зарплаты сообразно темпам роста инфляции, а также вообще повышать их доходы.
При этом в вопросе, который условно можно назвать «о госслужащих», нет единого мнения: правительство официально молчит, глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы, а ряд экономистов полагают, что профессии госслужащего необходимо поднимать престиж, устраняя неравенство в доходах между служащими разного уровня.
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы. State Duma Russia / Globallookpress
Несмотря на новое предложение, прозвучавшее из стен Минфина, кабмин не торопится давать ход инициативе о сокращении штата, потому что просто не решил, что следует делать с госаппаратом, его доходами и численностью. Идей и мнений по-прежнему звучит очень много.
Зачем это нужно?
Ответ на вопрос о том, зачем необходимо сокращать армию чиновников в России, казалось бы, очевиден. Это и бюджетная экономия (прежде всего), и вероятное повышение «чистоты» профессии, в которой останутся только профессионалы, которые будут получать хорошие деньги за реальную, сложную и эффективную работу на благо страны и её граждан.
Однако Россия – большая страна, в каждом регионе которой есть свой достаточно широкий чиновничий аппарат. При разности уровня жизни в регионах нужны и разные критерии отбора чиновников для разделения их на эффективных и «неугодных».
В интервью «РИА Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что реформа назрела уже давно, и Минфин предлагает действовать.
Чиновница отметила, что если штат чиновников не будет сокращён, то в будущем служащие смогут рассчитывать только на индексацию на уровень инфляции, а роста зарплаты до конкурентного уровня не будет.
Или будет, но ценой дополнительных 100 млрд рублей в год.
Экономия – не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь,
– сказала Нестеренко.
В Минфине предложили провести реформу в два этапа. Первый – автоматический, предполагающий простое сокращение численности центрального госаппарата на 10%, территориальных органов – на пять процентов, а в регионах к 2021 году – на все 15%.
Это станет первой волной. Вторая волна – структурное совершенствование госаппарата. Оно должно заключаться в масштабных преобразованиях территориальных представительств министерств и ведомств. Из отделений с большой численностью служащих должны получиться компактные офисы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», – сказала Нестеренко.
На первый взгляд, идея очень хорошая, ведь любой профессии избыток кадров вредит не в меньшей степени, чем недостаток. При раздутых штатах падает эффективность работы, так как служащие часто «отбывают номер», занимаются бюрократией или работой, которая ничего не значит и ни к чему не приводит.
Elnur/Shutterstock.com
Именно поэтому вопрос сокращения штата госслужащих – это не вопрос увольнения, а вопрос отладки работы госаппарата. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что такая отладка пошла бы этому аппарату на пользу. Однако в этом ли истинная цель и только ли в размер штата упирается неэффективность работы?
Увольнять нельзя премировать
На самом деле кабмин уже разрабатывал инициативы, которые должны пойти на пользу госслужащим. В 2018 году в проект федерального бюджета закладывалось 138,6 млрд рублей в 2019 году и 208,9 млрд рублей в 2020 году на «материальную мотивацию» чиновников.
Армия чиновников разного ранга в нашей стране насчитывает порядка 2,5 млн человек. Однако было бы неверно полагать, что все эти 2,5 млн человек живут на широкую ногу. В аппарате госслужбы есть своя дифференциация по статусу, и зарплаты неначальствующего состава в регионах не так высоки.
Правительство также предложило выделить 375 млн рублей из общей суммы в 2019 году исключительно на поддержку госслужащих, которые участвуют в реализации федеральных и нацпроектов.
493 млрд рублей в 2020–2021 годах должны быть выделены чиновникам с формулировкой о повышении «гарантированной части денежного содержания», то есть зарплаты. По задумке, сюда же должно войти то самое «материальное стимулирование» и пенсионное обеспечение.
Суммарно к 2021 году на все эти цели будет истрачено более полутриллиона рублей.
Получается что после разговоров о том, что госслужащим необходимо повышать престиж профессии, спустя всего год (и, кстати, после разработки соответствующих бюджетных параметров) в правительстве уже говорят о том, что «денег нет, и вы уйдите». При этом следует напомнить указ президента России Владимира Путина от 2016 года, в котором он ясно давал понять – рядовой небогатый госслужащий должен получать достойную зарплату.
До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания,
– сказано в указе «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы России на 2016–2018 годы».
Именно подобные «чертыхания» сегодня вызывают большие вопросы.
Правительству, вероятно, необходимо, наконец, определиться – следует ли в рамках реформы госаппарата просто увольнять одних и поднимать зарплаты другим или нужно истратить более полутриллиона рублей из бюджета на тотальное премирование служащих, либо же проводить «вдумчивую люстрацию» на основании показателей эффективности работы, которых никто никогда не видел.
Хотя к последнему утверждению всё же следует добавить прошлогоднее заявление Алексея Кудрина, который предложил ставить госслужащим оценки за их работу, то есть ввести KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности).
Atstock Productions / Shutterstock.com
Согласно этой системе, которая работает во многих корпорациях, регулярный оклад или бонусы сотрудника зависят от того, насколько эффективно он работал. Кудрин даже включил положение о KPI для служащих в новую стратегию Счётной палаты, желая лично выставлять оценки чиновникам за их работу.
К чему это приведёт
Экономисты уже начали обсуждать новую идею Минфина о сокращении штата госслужащих. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Олег Сухарев в интервью Царьграду заявил, что Россия «болтается в хаосе», пока Минфин занимается сокращениями.
Вот так вот вякнуть: административная реформа, давай сократим кого-то – это проще всего. Но в каком объёме, кого ты будешь сокращать? Выявил ли ты эти избыточные функции, нужны ли они, какова их полезность? Ведь они же играли какую-то роль в управлении. Или не играли?
– заявил экономист, обратив внимание на отсутствие критериев для сокращения штата.
Такие критерии, по его мнению, выполняли бы роль плана, что необходимо, так как плана этого у России сейчас нет. Главное, по его мнению, состоит в том, что старые проверенные профессионалы, которые могли бы что-то подсказать, уже в принципе не работают.
«И вот это катастрофа для страны. Потому что если бы профессионалы были, вам было бы к кому приткнуться и к кому обратиться. А теперь вы ковыряетесь с таким реформированием, кого-то сократить, кого-то усмирить, кого-то убедить», – считает он.
«В плане полушутки я бы сократил, прежде всего, правительство, которое принимает такие решения. Потому что провинностей много: это и непродуманные налоговые изменения, и пенсионная реформа, и сдерживание роста вместе с аккумулированием ресурсов в ФНБ в профицитном бюджете и так далее», – заявил экономист.
Новая реформа госаппарата также вызвала много вопросов и у экономиста Михаила Делягина. В беседе с ИА Rengum он отметил, что сокращение госчиновников на 10% «замечательно только с точки зрения классовой ненависти».
По его мнению, ряд министерств и ведомств уже могут работать оптимально, и сокращения им только навредят.
Другие же учреждения, напротив, не захотят терять ценные кадры и специально нарастят штат на 20%, чтобы не пострадать в результате реформы.
И в итоге оказывается, что при применении сокращения на 10% одни ведомства станут просто хуже работать, потому что там будут уволены необходимые люди, а другие будут по-прежнему работать неэффективно,
– сказал Делягин.
Из этих мнений, а также инициатив самого правительства следует несколько выводов. Во-первых, если штат госслужащих раздут, то его сокращение пойдёт на благо. Во-вторых, любое сокращение не должно быть механическим или, как выражаются в Минфине, автоматическим урезанием штата.
Автоматизм – не критерий, а способ произведения действия. Под раздачу могут попасть госслужащие низшего звена, которые вовсе не имеют никакой заоблачной зарплаты. Их увольнение не только лишит учреждения «базовой рабочей силы», но и снизит эффективность, одновременно этим обогатив чиновников высшего ранга, которые и сейчас нередко обеспечены вполне хорошо.
Vanilllla / Shutterstock.com
В-третьих, если брать за основу требование Путина о поднятии престижа профессии, то разве такая профессия станет более престижной, если в ней пройдут масштабные сокращения? Или же если представителям этой профессии выписать высокие бонусы? Отнюдь нет.
Именно поэтому в правительстве крайне сдержанно реагируют на инициативу госпожи Нестеренко.
«Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно», – сказал пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов (цитата по «Интерфаксу»).
Очевидно, что настоящая реформа госаппарата должна быть многоуровневой и хорошо продуманной. Производиться она должна только на основании равных для всех служащих критериев оценки работы на должности конкретного уровня.
Беспорядочная реформа, конечно, сократит штат, высвободит средства, но и нанесёт удар по аппарату, престиж которого либо нуждается в повышении (если смотреть на низы), либо наоборот (если смотреть на верхушку). Так что пока заявления Минфина являются не более чем теоретическим предложением с перспективой дальнейшей проработки, но никак не поводом для оптимизма или инструкцией к действию.
Оптимизации не хватило мотивации
Правительство откладывает реформу системы оплаты труда госслужащих
Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб., следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих
Евгений Одиноков / РИА Новости
Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет.
Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).
Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.
Что предполагает реформа
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих.
«Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб.
ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».
Какие изменения предусмотрены в бюджете
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению).
Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года.
Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Сколько зарабатывают федеральные чиновники
Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.
Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.).
Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб.
, Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.
По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она.
«Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс.
населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.
Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета
Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.
Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.
«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.
Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот).
Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб.
в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.
Массовое сокращение: Россия избавляется от чиновников
РИА НовостиРИА Новости
С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, рассказала в опубликованном в понедельник интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
Реформа приведет к масштабному сокращению «армии» госслужащих и повышению зарплат оставшимся.
«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих», — сказала замминистра.
Если сокращение не провести, то зарплаты чиновникам правительство в дальнейшем сможет индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим в бюджете придется искать дополнительно по 100 млрд рублей в год.
Фронт-офис для бюрократов
Реформа пройдет, по словам Нестеренко, в два этапа. На первом этапе это произойдет «автоматически».
В 2020 году численность сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, а территориальных органов — на 5%.
К 2021 году этот показатель в регионах достигнет 15%.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности чиновников. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут укрупнены и преобразованы в филиалы без статуса юридического лица.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила замминистра Нестеренко.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин повысил зарплаты некоторым категориям госслужащих с 1 октября. Указ опубликован на портале правовой информации.
Оклад увеличится как раз на уровень инфляции — на 4,3%. Зарплата повысится у сотрудников МИД, диппредставительств, консульских учреждений, а также у гражданских служащих в соответствии с их чинами.
Документ вступил в силу со дня его подписания.
Работникам бюджетной сферы, которые не попали под действие указа президента, 1 октября 2020 года все равно проиндексируют зарплаты — на 3,8%. Об этом сообщила 13 сентября вице-премьер Татьяна Голикова.
Как отмечается, индексация коснется трудящихся в учреждениях социальной сферы и науки, ветеринарных лабораториях, гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, центрах гигиены Роспотребнадзора, спасательных центрах МЧС, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и других.
Повышать, нельзя сокращать
Ранее 13 сентября в интервью РИА «Новости» председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков оценил идею повысить зарплату госслужащим, в частности, полицейским.
Зарплаты полицейским необходимо повышать, но нельзя сокращать штат, особенно тем, кто работает на «земле». Низовые сотрудники уже сейчас перегружены работой, отметил Цветков.
Днем ранее глава Сбербанка Герман Греф, в прошлом министр экономики, предложил поднять зарплаты в полиции в 3-4 раза, сократив соответственно численность сотрудников.
«Мы можем радикально сократить расходы бюджета сегодня. Мы можем тем же самым милиционерам и так далее поднять зарплату в три, в четыре раза, соответствующим образом их сократив, они не нужны в таком количестве. Чиновников — сократить», — сказал Греф, выступая на Московском финансовом форуме.
Греф добавил, что таким образом можно значительно снизить расходы госбюджета.
Эксперт лишь частично согласен с такой позицией. «Зарплаты в полиции, безусловно, нужно повышать, равно как и соцобеспечение сотрудников, и мы об этом постоянно говорим… Но ни о каких сокращениях, тем более в несколько раз, не может быть и речи», — считает Цветков.
По его словам, уже прошедшие ранее сокращения привели к недокомплекту в подразделениях уголовного розыска, дознания, ППС, участковых.
Сегодня эти сотрудники перегружены работой, а это приводит лишь «к ухудшению криминогенной обстановки», заключил Цветков.
Он отметил, что общество удивлено самим фактом обсуждения вопросов о возможных сокращениях.
«У нас общество обеспокоено тем, что полиции «на земле», то есть на улицах, почти нет. Самый красноречивый пример – нехватка сотрудников ГИБДД», — подытожил эксперт.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что точка зрения Грефа об оптимизации зарплат госслужащих заслуживает внимания.
«Он вовлечен во многие процессы в экономике, в инновационной деятельности в нашей стране, поэтому, конечно, его точка зрения важна», — сказал он.
Напомним, в 2000-2007 годах Греф занимал должность министра экономического развития и торговли России. Он считается автором первой в новой России административной реформы, реализовать которую, в прочем, не удалось.
Песков добавил, что Греф высказывает много экспертных идей и у него есть «изрядный опыт», в том числе работы в правительстве и в управлении Сбербанком. В связи с этим его точка зрения принимается во внимание, добавил пресс-секретарь президента.
Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое устанавливает предельную численность госслужащих и фонд оплаты труда. Реформа, о которой было объявлено в ноябре 2020 года, предполагает сокращение к 1 апреля 2021 года 32 тысяч штатных единиц «в основном за счёт имеющихся вакансий», говорится в постановлении. При этом фонд оплаты труда сохраняется.
Одновременно произойдут изменения в структуре аппарата правительства.
«Появятся семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики. Департамент здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры будут упразднены», — говорится в сообщении пресс-службы.
Департамент сопровождения законопроектной деятельности преобразуют в департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования, а также будет создано Сводно-аналитическое управление правительства.
Судя по всему, реальные сокращения будут минимальны, да и бюджет от реформы ничего не выиграет. Как скажется на эффективности работы создание более специализированных департаментов, пока сказать сложно.
Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, представитель фракции КПРФ Вера Ганзя не ждет от реформы серьезных подвижек в плане сокращения бюрократизации.
— Живая мысль уже умерла в чиновничьих коридорах, бумагах, нормативах и остальном. Такие же законы. И вообще, зачем 450 депутатов в Государственной Думе? Я многих ни разу не видела на трибуне, не слышала их голоса. Где они работают, как — сказать сложно.
Предлагаемые изменения саму концепцию госаппарата не меняют.
Сейчас достаточно большое количество должностей вакантны: цифры дают разные, но где-то около 20%. Чтобы фонд зарплаты позволял платить более высокую заработную плату, есть вакантные должности. Средства на выплаты по ним прописаны в бюджете. Сокращать будут не людей, а эти должности.
Как это отразится на зарплате чиновников, сказать не могу. Но в нормативных документах прописано, что фонд заработной платы при сокращении штатных единиц сохраняется. Следовательно, бюджет от этого сокращения ничего не получит.
«СП»: — Зачем тогда вообще нужна эта реформа?
— Во-первых, в 2021 году выборы в Государственную думу. Так как наши чиновники сегодня это притча во языцех (то есть такой нелюбви у народа по отношению к административному персоналу я не припомню, даже во время перестройки такого не было), то считаю, что это очередной пиар-ход.
По сути, идет оптимизация, но она мало кого затронет. Если брать самый высший аппарат, то абсурдом можно назвать то, что у министров и других руководящих работников высокого ранга по несколько первых замов. Это что такое? Столько замов просто не надо, поэтому они и попадают под сокращение.
Слишком много руководящих работников у нас расплодилось, в том числе и в госаппарате.
Все норовят руководить, а исполнители работают за копеечную плату, не успевая обрабатывать все хотелки руководящих работников, стоящих над ними.
Здесь надо наводить порядок, конкретно с этой позицией я согласна: не надо нам столько указующих перстов. Это единственный положительный момент, который я нашла в этой административной реформе.
Что касается упорядочения, то вместо четырех департаментов, где объединялись некоторые направления, теперь будет семь. Будет ли при этом здесь рост чиновничьего аппарата — неизвестно.
Вообще, не факт, что чиновники будут сокращены. Они могут быть выведены за штат, то есть выполнять те же функции, но не состоять в штате, считаться государственными служащими, хотя лишатся определенного ряда льгот.
Не ждет особого положительного эффекта от реформы и директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
— Реформа того же порядка, что и всегда. Последняя похожая была, когда премьер-министром стал Дмитрий Медведев. Также пытались сократить около 30% чиновников, в результате их просто перевели на работу в дружественные структуры, типа ФГУП и т. д.
Они перестали быть служащими, но продолжили заниматься тем же, хотя и лишились возможности получать госпенсии и стали получать меньшую зарплату.
Какая-то экономия для бюджета была, но, с другой стороны, у нас ни одна реформа не обходится без того, чтобы в итоге при сокращении госаппарат не вырос.
Мишустин также пошел по этому пути. Так, было 3−4 департамента, которые он сократил, и сделал семь.
«СП»: — Может, работа в результате станет более эффективной?
— Вряд ли. Сокращение затрагивает в основном низовые звенья. Тех людей, которые, условно говоря, в окошке общаются с населением.
«СП»: — Но заместители министров тоже попали под сокращение.
— Кого-то могут сократить, но в итоге разрастутся. Департаменты тоже сократили, в итоге расширили. Сокращают тех, кого не жалко. А это, как правило, рядовые работяги. В итоге услугу нужно будет ждать не день, а два-три.
Возможно, Мишустин, как цифровизатор, это все выправит. Посмотрим. Пока это, скорее, ожидание чуда, чем реальные предпосылки.
«СП»: — Зачем вообще понадобилась эта реформа, да еще так спешно?
— Сложно сказать, но, наверное, в преддверие выборов в Госдуму хотят показать, что правительство эффективно. Думаю, это политический запрос.
Думаю, будет глобальная реформа правительства в плане смены вице-премьеров. Это будет более глобальная реформа, которую подадут как позитивный фактор перед выборами. Но в конечном итоге это будет перестановка чиновников с одного места на другое. А Мишустин постарается усилить свои позиции.