В данной статье ответим на актуальные вопросы, связанные с закупками через запрос котировок в электронной форме.
Этот фактически новый способ закупки вызывает массу вопросов у Участников закупок. Изменения в госзакупки вносятся Федеральном законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начали действовать с 1 апреля 2021 года.
Закупки через запрос котировок в электронной форме регламентируются статьёй 82.1 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме описаны в отдельной статье регламентируются частью 12 статьи 93 того же закона 44-ФЗ.
Подробнее о новых способах закупок в 44-ФЗ смотрите в наших вебинарах, а также на курсах повышение квалификации и профпереподготовки. Обучение в Школе Закупок для заказчиков и в Школе Закупок для поставщиков.
Статистика новых форм закупки
По статистике площадки Сбербанк-АСТ на 25 мая 2021 года, 653 организатора провел почти 2300 процедур нового запроса котировок в электронной форме на общую сумму 620 млн. рублей.
Статистика закупки через запрос котировок в электронной форме на Сбер А
Запрос котировок в электронной форме
Информация о закупке размещается в ЕИС (zakupki.gov.ru) путем публикации извещения для неограниченного круга лиц. Очень удобно искать, подбирать закупки по типу торгов в сервисе Контур.Закупки (читатели нашей статьи могут получить на 3 дня абсолютно бесплатный доступ к сервису).
В данном виде закупок победителем признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цены единицы товара, работы, Услуги. Второй критерий – соответствие требованиям, которые установил заказчик в извещении.
Условия проведения запроса котировок
Закупку путем запроса котировок в электронной форме заказчик вправе провести при соблюдении двух условий:
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей,
- Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика.
Следует отметить, что совместные закупки посредством запроса котировок в электронной форме не предусмотрены, но централизация таких закупок возможна и нет ограничений по предмету закупок.
Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
Схема проведения запроса котировок в электронной форме
- Первоначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и на подачу заявок даёт не менее 4 рабочих дней, которые отсчитываются со следующего дня после даты публикации заявки. При этом дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. Больше времени отвести на подачу заявок допускается, меньше – нет.
- Заказчик не вправе изменить извещение после размещения в ЕИС, но законодательство предусматривает возможность отмены запроса котировок – не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. Таким образом, при обнаружении ошибки в уже поданной заявке, заказчик может отменить эту закупку, чтобы позднее сформировать и подать новое извещение.
- Ответственность за ненадлежащее извещение, не соответствующее закону, возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации. Следовательно, полномочия внутри организации обязательно должны быть утверждены приказом.
- Участники подают свои заявки для участия в торгах до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок. Участники, которые подают заявки на запрос котировок, в течении часа получают идентификационные номера. Важно понимать — это не порядковые номера заявок! Идентификационные номера присваиваются случайным образом. Если у участника номер заявки равен 55, то это не означает, что ранее было подано 54 заявки.
- После истечения времени на подачу заявок комиссия заказчика проводят заседание и определяют победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью.
- После этого ответственное лицо заказчика размещает Протоколы на электронной площадке, и в течении 3 часов после их размещения обязуется направить победителю этой закупки проект контракта.
- У победителя – 1 рабочий день (следующий после получения) на подписание контракта.
- Далее – у заказчика также 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.
Ещё раз отметим, что в закупке через запрос котировок действуют ограничения:
- не допускается внесение изменений в извещение,
- не предусмотрена подача запросов на разъяснения со стороны участника в адрес заказчика,
- не предусматривается обеспечение заявки.
Извещение о проведении запроса котировок
Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:
- Адрес электронной площадки;
- Сведения о заказчике, специализированной организации;
- Краткое изложение условий контракта, содержащее:
- Наименование и описание объекта закупки;
- Информацию о количестве;
- Информацию месте поставки;
- Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
- НМЦК;
- Источнике финансирования;
- В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
- В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта.
- Идентификационный код закупки;
- Используемый способ определения поставщика;
- Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).
В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.
Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств.
Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму.
Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заявка поставщика
Участники закупки должны подавать заявку через электронную площадку (требуется регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке) до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В заявку включаются отдельные блоки:
- Сведения об участнике — наименование, юр.адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица);
- Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 (не банкрот, не ликвидация, нет приостановление деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.)
- Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении;
- Наименование страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ;
- Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуг) на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в эл.форме.
Оператор электронной площадки, на которой совершается закупка, после получения такой заявки присваивает ей идентификационный номер или возвращает её участнику при выявлении нарушений.
Существуют три основания, по которым оператор может не принять заявку:
- заявка подана без электронной подписи;
- заявка подана после окончания срока подачи заявок;
- заявка подана во второй раз одним и тем же участником.
При приёме заявки оператор проверяет наличие действующей аккредитации (при оставшемся сроке действия аккредитации менее 3 месяцев заявка отклоняется). Также оператор проверяет информацию в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчиком установлено такое требование.
В заявке поставщику необходимо указать характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (Товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики или товарный знак поставщик не указывает.
У поставщика есть выбор, либо в структурированной форме на площадке указать страну происхождения, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, либо внутри вложенного файла указать описание своего товара и в том числе указать страну происхождения.
В заявке предоставление документов, которые подтверждают соответствие товара, работы, услуги не предусмотрено в случае, если они предоставляются заказчику вместе с товаром.
В дополнение к тому, что участник сам приложит в состав заявки, оператор добавляет информацию путём взаимодействия с сайтом zakupki.gov.ru – это документы, которые участник загружает при своей регистрации, аккредитации, и должен следить за актуальностью указанных документов.
Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Основания для отклонения заявки участника:
- в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
- документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
- сам участник не соответствует требованиям;
- не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
- отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.
Совместное подписание протокола членами комиссии
На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.
Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.
Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).
При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.
Заключение контракта в электронной форме
Схема заключение контракта в электронной форме
После размещения протокола на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю необходимую информацию и направляет победителю.
Победитель имеет в распоряжении 1 рабочий день для подписания контракта. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это требовалось в извещении.
У заказчика также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Заказчику важно помнить, что контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Признание запроса котировок несостоявшимися
Основания для признания запроса котировок несостоявшимся:
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- все поданные заявки были отклонены комиссией;
- в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим.
Несостоявшейся будет у нас закупка, если в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Не имеет значения — он один принял участие в котировках или участвовало несколько, но их отклонили. В этом случае к заказчика обязанность заключить контракт с победителем по п.25 ч.1 ст.93, как с единственным поставщиком.
Если не подано ни одной заявки или всех отклонили, то заказчик вправе осуществить новую закупку, если у него такая потребность осталась.
Как рассчитать цену закупки под лимит запроса котировок
В статье покажем, когда выгодно выбирать новый способ закупки. Речь идет о запросе котировок, правила которого изменились с 1 апреля. Теперь закупку получится провести намного быстрее с ценой в шесть раз выше. На схеме и карточках увидите, чем новые правила отличаются от прежних.
Как изменились сроки запроса котировок
Половина сроков по новому запросу котировок значительно сократились. Например, если раньше отменить закупку можно было не позднее, чем за два календарных дня до окончания приема заявок, теперь это можно сделать за час. На схеме ниже видите, на каких этапах процедуры сокращение сроков сказалось сильнее всего: с нескольких дней до пары часов. Эти сроки на схеме выделены красным.
- Схема. Как изменились сроки запроса котировок с 1 апреля 2021 года
- правила запроса котировок. Новые сроки, лимиты и выгоды
Запрос котировок используют, когда надо закупить конкурентной процедурой недорогой товар в сжатые сроки. Теперь можно провести закупку на 3 млн руб. гораздо быстрее.
Это значит, что запрос котировок можно применять как альтернативу долгому аукциону. Последовательность действий заказчика в новом запросе котировок осталась прежней. А вот для поставщика исчез существенный этап: подача протокола разногласий.
Поэтому никаких правок внести будет нельзя, только отменить закупку.
Как изменились условия для запроса котировок
Новый максимальный объем закупки. Запрос котировок заказчик может проводить до тех пор, пока за год нарастающая сумма таких закупок не превысит 10 процентов от СГОЗ. Верхнего предела по сумме больше нет, раньше было ограничение 100 млн руб. Как теперь заказчику рассчитать сумму, которую можно потратить на запрос котировок, смотрите в примере.
Высчитать СГОЗ. Доведенное финансирование — 2 млн руб. Из них вычтите зарплату — 500 тыс. руб., налоги 400 тыс. руб. и стоимость долгосрочных контрактов — 100 тыс. руб. СГОЗ на закупки составляет 1 млн руб.Высчитать 10% от СГОЗ. 1 млн x 0,1 = 100 тыс. руб. На эту сумму за год можно провести закупки запросом котировок.Высчитать сумму заключенных контрактов по запросам котировок. В 2021 году вы уже провели два запроса котировок: контракт № 1 — 20 тыс. руб., контракт № 2 — 30 тыс. руб. Итого 50 тыс. руб.Вычесть сумму исполненных контрактов из 10% СГОЗ. Из 10% СГОЗ, который составляет 100 тыс. руб., вычитаем сумму заключенных контрактов по итогам запросов котировок в 2021 году. 100 тыс. — 50 тыс. = 50 тыс. руб.Провести запрос котировок на оставшуюся сумму. У вас остались неизрасходованные лимиты на запрос котировок в размере 50 тыс. руб. Лишь эту сумму можно потратить на запрос котировок до конца года. На закупки сверх этой суммы выберите аукцион или конкурс. |
Новая цена закупки. Максимальная цена для запроса котировок выросла до 3 млн руб. Поэтому в короткие сроки можно разместить меньше запросов по числу процедур, если нужна конкурентная закупка, а времени на аукцион не хватает.
Новый срок подачи заявок.
Теперь подать заявку участники могут в течение не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС. Поскольку срок подачи заявок стал меньше, можно сократить срок извещения и получить товар быстрее.
Новый срок отмены.
Отметить закупку теперь можно за 1 час до окончания срока подачи заявок. Это значит, что отказаться от закупки можно в более сжатые сроки, если внезапно поменялись обстоятельства и потребность в товаре.
Новые требования к участникам.
Требований к участникам стало больше. Если раньше участник подавал согласие на поставку и конкретные характеристики товара, сейчас ему понадобится собрать полный пакет документов, как на аукцион.
В извещение о запросе котировок больше нельзя вносить изменения. Нельзя и продлить запрос котировок, если не поступило заявок. В карточках видите весь перечень правил с примерами — в чем польза нового порядка в сравнении с предыдущим.
Если новое правило невыгодно, рекомендуем провести аукцион или конкурс.
Новая обязанность указывать страну происхождения товара.
Теперь заказчики обязаны указывать страну происхождения товара в реестре контрактов ЕИС по итогам электронного запроса котировок. Раньше указание страны происхождения было правом заказчика, а не обязанностью.
Новая структура извещения в ЕИС.
Заказчики должны теперь отдельными файлами загружать в извещение проект контракта и обоснование НМЦК. Раньше можно было прикреплять один общий файл со всей информацией.
Новая обязанность заказчика.
После подведения итогов запроса котировок заказчик должен успеть за 3 часа выяснить банковские реквизиты победителя, чтобы включить их в контракт. ЭТП такие реквизиты заказчику не передает.
Готовим документацию на электронный запрос котировок
Какие документы нужно прикладывать в котировочную заявку:
- одобрение крупной сделки;
- подтверждение права участника осуществлять закупаемый вид услуг или работ, поставлять закупаемые товары;
- декларацию, что участник соответствует требованиям пп. 3–5, 7–9, 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ;
- декларацию о принадлежности организации к учреждениям УИС, организациям инвалидов, СМП или ССП, если она к ним относится;
- подтверждение соответствия предмета поставки требованиям закона;
- подтверждение соблюдения национального режима.
Запрос котировок — это конкурентный способ закупок, Процедура которого проще по сравнению с конкурсом и аукционом. Упрощение состоит в следующем:
- сокращен минимальный период подачи заявок на участие;
- ускорена процедура согласования условий контракта и его заключения;
- заявки на участие не обеспечиваются;
- не устанавливаются требования по постановлению правительства № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам закупок;
- не нужна выписка из реестра российской и евразийской продукции;
- не применяют антидемпинговые меры.
При этом заказчики ограничены в возможностях применения этой процедуры:
- нельзя проводить электронные котировки, если НМЦК закупки превышает 3 млн рублей;
- провести через котировки заказчик вправе не более 10 % годового закупочного объема.
Закупочная документация для запроса котировок от заказчика
Правила проведения запроса котировок в электронной форме установлены статьей 82.1 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с правилами этой статьи документация о проведении запроса котировок в электронной форме размещается в ЕИС в течение как минимум четырех рабочих дней, а это значит, что после публикации документов заказчиком у участников есть как минимум столько же времени на подачу заявки.
Документация состоит из извещения о проведении процедуры и сопутствующих документов. Извещение содержит следующее:
- наименование и адрес площадки, на которой состоится закупка;
- наименование и контакты заказчика;
- условия контракта кратко;
- идентификационный код закупки;
- указание на то, что участником вправе выступить только СМП или СОНО, если такое ограничение устанавливается;
- размер обеспечения исполнения и требования к нему;
- преимущества для организации УИС и организаций инвалидов;
- информацию о запретах и ограничениях на допуск иностранной продукции;
- информацию о закупке по гособоронзаказу, если речь идет о такой закупке;
- размер аванса;
- момент окончания подачи заявок;
- сведения о возможности одностороннего отказа от контракта;
- требования к участникам.
Вместе с документацией заказчик готовит и выкладывает такие документы, как:
- проект контракта;
- расчет НМЦК.
Процедура проходит полностью в электронном виде, заказчик формирует и публикует электронные документы, подписывая их ЭЦП.
По новым правилам инструкции, как внести изменение в извещение по 44-ФЗ — электронный запрос котировок, нет. В ч. 4 ст. 82.1 44-ФЗ прописан прямой запрет на такие действия.
Котировочная документация для участия в запросе котировок
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми
Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.
На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.
Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.
Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.
В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Обязанности закупочной комиссии
С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.
28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.
Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.
1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть шпаргалка
РНП
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.
На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.
В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.
Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Закупка российских товаров отдельных видов
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал Эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Административная ответственность
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
Расширение перечня заказчиков
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.
Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.
Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Особенности закупок среди СМСП
С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:
- изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
- электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
- заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
- первая — предложение по предмету закупки;
- вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
- определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.
В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ
Скачать
Изменения 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года
С апреля 2021 года начинают действовать поправки, касающиеся 44-ФЗ, а именно новых правил проведения запросов котировок в электронной форме, порядка заключения контракта с единственным поставщиком, закупок малого объема. Рассмотрим их.
Запрос котировки в электронной форме является конкурентной процедурой и до 1 апреля 2021 года предполагал закупки товаров, работ и услуг у участника, который признавался победителем, на сумму до 500 тыс. рублей. С 1 апреля порог повысился до 3 млн рублей.
Вместе с повышением порога по запросу котировки есть некоторые нюансы, которые нужно учесть и заказчику, и поставщику. Первым нужно понимать, что общая квота по применению запроса котировок осталась прежней, то есть не более 10% совокупного годового объема закупок. Кроме того, заказчик должен знать, что порядок заключения контракта по запросу котировки сократился по срокам.
Сейчас процедура выглядит так:
- В течение 3 часов после подведения итогов проект контракта направляется поставщику.
- Поставщик в течение 1 рабочего дня с момента получения контракта рассматривает и подписывает контракт.
- Заказчик после подписания контракта поставщиком в течение 1 рабочего дня подписывает его со своей стороны.
Протокол разногласий отсутствует.
Обратите внимание! Если заказчик установил обеспечение исполнения контракта, то участник закупки должен иметь уже оплаченное обеспечение в виде денежных средств и загрузить платежное поручение в личный кабинет. Либо он должен представить полученную банковскую гарантию.
Запрос котировки и закупка у единственного поставщика их объединяет общий порядок заключения контракта. В остальных же моментах закупка у единственного поставщика по-прежнему остается неконкурентной процедурой. Но с 1 апреля 2021 года она обрастает новыми нюансами.
Заказчики вправе закупать товар (работы, услуги) до 3 млн рублей у единственного поставщика в электронной форме. Это право закреплено в п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Приобретать товары на указанную сумму можно единовременно, используя ресурсы электронных площадок.
Если заказчик покупает товар, работы или услуги до 600 тысяч рублей, может использовать стандартные схемы заключения контрактов (бумажная форма, порталы поставщиков и т.д.)
При общей суммы свыше 600 тысяч рублей он обязан использовать функционал федерального оператора торгов — в настоящее время их 9. Это позволит не дробить контракты. Размер квоты по 4 и 5 пунктам остается на том же уровне, но просто в рамках этой квоты вы можете не дробить закупки.
Предположим, совокупный годовой объем закупок небольшой, и квота составляет не более 2 млн рублей. Компания покупает, например, стройматериалы на 1,5 млн рублей.
Если раньше она должна была разделить эту сумму на три контракта, то теперь, используя функционал электронной площадки, можно заключить один.
Закупочная процедура проходит следующим образом:
- Поставщик размещает предварительно предложение. Указывает в нем наименование и цену предлагаемого товара, страну производства, объем поставок, регион, внутри которого планирует поставлять товар.
- Заказчик размещает извещение о закупке до 3 млн рублей в ЕИС.
- Получает от оператора предварительное предложение поставщиков.
- Обрабатывает и подводит итоги закупки.
- В течение 3 часов после подведения итогов направляет проект контракта поставщику.
- Поставщик в течение 1 рабочего дня с момента получения изучает и подписывает контракт.
- Заказчик в течение 1 рабочего дня после подписания документа поставщиком также подписывает со своей стороны.
Протокол разногласий отсутствует, но если возникли разногласия, поставщик может направить заказчику письмо на электронную почту или обсудить их иным способом.
С прочими изменениями вы можете ознакомиться в новой редакции 44-ФЗ. Разъяснения Минфина о закупках у единого поставщика через электронный магазин с 1 апреля 2021 года
Особенности нового запроса котировок
25.03.2021 С 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок.
Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, читайте о 14 особенностях нового запроса котировок.
Особенность 1. Максимальная цена для запроса котировок — 3 млн руб.
Заказчик может проводить электронный запрос котировок на большую НМЦК и размещать меньше запросов по количеству процедур.
Особенность 2. Годовой объем — не более 10 процентов от СГОЗ. Предел в 100 млн руб. отменен. Если годовой объем закупок больше 100 млн, заказчик смело может закупать больше товаров электронным запросом котировок.
Особенность 3. Требования к содержанию заявки — как в аукционе. Придется переработать извещение и приложения к нему с учетом новых требований к участнику.
Особенность 4. Протокол подведения итогов. Необходимо разработать шаблон протокола итогов электронного запроса котировок.
Особенность 5. Срок подачи заявок не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС. Срок подачи стал меньше, значит, можно сократить срок извещения и получить товар быстрее.
Особенность 6. Отмена закупки за 1 час. Заказчик может отказаться от закупки в более сжатые сроки, если внезапно поменялись обстоятельства и потребность в товаре.
Особенность 7. Внесение изменений в извещение о запросе котировок не допускается. Если заказчик допустил ошибку, у него есть возможность только отменить процедуру, а не изменить ее.
Особенность 8. Нельзя продлить извещение о запросе котировок. В случае подачи одной заявки или 0 заявок электронный запрос котировок признается несостоявшимся. Если подана одна заявка и она соответствует, заказчик сразу заключает контракт. Если все отклонены либо не поступило ни одной — проводит новую процедуру.
Особенность 9. Заключить контракт можно не раньше чем через 2 рабочих дня с момента размещения протокола итогов. Заказчик может быстрее заключить контракт, а значит, проводить больше закупок и тратить на это меньше времени.
Особенность 10. Нет протокола разногласий. Заказчику с первого раза надо верно сформировать проект контракта.
Особенность 11. Конкретные показатели можно не указывать, если в извещении есть товарный знак либо включена проектная документация. Комиссии заказчика меньше проверять документов и сведений.
Особенность 12. Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с ОКСМ при поставке товара всегда, а также при услугах и работах с поставляемым товаром. Заказчик всегда проверяет, указал ли участник страну происхождения товара.
Особенность 13. При установлении требований нацрежима в ЭЗК, если участники не предоставляют подтверждающие нацрежим документы, товар приравнивается к иностранному. Заказчик рассматривает заявки участников по правилам нацрежима, если он предусмотрел требования в извещении.
Особенность 14. Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в пределах от 0,5 до 30 процентов и до 10 процентов для СМП. Требования к обеспечению исполнения контракта при электронном запросе котировок не изменились.