Как повлияет на бизнес требование об обязательном российском ПО на всех гаджетах

Мрачные пророчества об уходе иностранных корпораций из-за закона о предустановке российских приложений на ввозимые в РФ гаджеты не сбылись. Что выиграют попавшие в списки Минцифры разработчики приложений, почему равный доступ, а не ограничения – самый эффективный способ защиты внутренних цифровых рынков, при чем здесь Германия и что думают обо всем этом эксперты рынка – в статье.

Равные возможности

С 1 апреля на всех продаваемых в России смартфонах, планшетах, ПК и умных телевизорах должны стоять отечественные приложения. Продажа цифровой техники без предустановленного российского ПО будет считаться нарушением федерального законодательства. Даже на торговые полки нельзя будет выставлять такие устройства.

Если человек купил гаджет в упаковке без предустановленных отечественных приложений, он может пожаловаться в Роспотребнадзор. Наказывать за продажу электроники без предустановленных приложений начнут позже – с 1 июля штраф для физлиц составит от 30 тыс. до 50 тыс., для компаний – 50-200 тыс. рублей.

Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ 16 марта приняла Госдума.

Поправки в закон «О защите прав потребителей» об обязательной предустановке российского софта были одобрены президентом Владимиром Путиным в 2019 году. Они должны были вступить в силу в середине 2020 года, но из-за пандемии коронавируса дату перенесли на 1 января, а затем на 1 апреля нынешнего года.

Новый закон уменьшит количество злоупотреблений со стороны иностранных корпораций и обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, говорится в пояснительной записке к документу.

В Минцифре подчеркивают, что предустановка отечественного ПО — это часть стратегии импортозамещения и развития собственных цифровых продуктов.

Нововведение обеспечит равные условия конкуренции для иностранных и отечественных разработчиков ПО, отмечают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «В конечном счете [от этого] выиграют все: разработчики, производители устройств, разработчики приложений и потребители, у которых появится дополнительная возможность для выбора», – сказали RSpectr.com в ФАС.

Соавтор закона, председатель комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Сергей Жигарев объясняет требование по предустановке отечественного ПО заботой о российском потребителе.

«Чтобы человек сам выбирал, пользоваться ли ему зарубежными или российскими приложениями. Например, когда вы покупаете айфон, там уже стоят приложения Apple. Если же там будут установлены привычные “Яндекс”, Mail.

Ru, “Кинопоиск” и прочее, у человека будет выбор, какими приложениями пользоваться, а какие удалить», – пояснил он.

Не только в России

Идея о том, что пользователи могут сами выбирать приложения, а между глобальными цифровыми гигантами и местными IT-компаниями должны быть равные конкурентные условия, реализуется не только в России.

В январе этого года в Германии вступил в силу закон об ограничении конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen, GWB).

С его помощью правительство ФРГ намерено ограничить влияние транснациональных корпораций и добиться более справедливой конкуренции в сфере цифровых услуг.

  • Инициатива Германии может вдохновить ЕС на создание закона, который предоставит Европейской комиссии широкие полномочия для регулирования цифрового рынка, пишет немецкий журнал Business & Diplomacy.
  • Эксперты из ФРГ позитивно оценивают аналогичный процесс в нашей стране.
  • Россия приняла закон о предустановке при покупке гаджетов в стране собственного ПО, но не стала вводить ограничения против глобальных корпораций, отмечает издание: «Вместо этого был принят подход, при котором всем IT-компаниям предоставляется одинаковый доступ к платформам, что обеспечивает соблюдение принципа честной конкуренции».

Депутат федерального парламента Германии от Свободной демократической партии Александр Кулитц (Alexander Kulitz) предлагает понаблюдать, сможет ли РФ с помощью нового закона изменить рыночную монополию иностранных цифровых транснациональных корпораций и продвинуть собственное ПО. Он подчеркивает, что Россия и Евросоюз одновременно занялись защитой своих цифровых рынков от монополии IT-гигантов.

Что станет обязательным

На какие типы устройств должно быть установлено российское ПО, говорится в постановлении правительства №1867 от 18 ноября 2020 года. В канун нового года кабмин утвердил перечень из 16 классов программ для предустановки. В список вошли наиболее популярные браузеры, поисковики, навигационная система «Яндекса», электронная почта и новостной агрегатор Mail.

ru, антивирус Kaspersky, а также «Мой офис», «Госуслуги» и платежная система «Мир». В аудиовизуальные сервисы для телевизоров включены «Яндекс», ivi, More.tv, Okko, Premier, Start, Wink, «Кинопоиск», «НТВ Плюс», «Первый канал», «Смотрим».

Предустановленные программы будут доступны на смартфонах, планшетах, умных телевизорах, ноутбуках и ПК, произведенных после 1 апреля 2021 года, разъяснило Минцифры 15 марта.

Однако появление в гаджетах предустановленного ПО увеличит разрыв между лидерами отечественного рынка и небольшими компаниями, констатируют эксперты.

Чтобы попасть в перечень предусмотренных программ, разработчик должен представить приложение с не менее чем 500 тыс. скачиваний за предыдущий год.

Поэтому в списке нет ни одного стартапа, хотя магазины мобильных приложений часто становятся платформами для продвижения многих успешных проектов, отмечают они.

Также появление предустановленных приложений соцсетей на смартфонах может негативно сказаться на рынке аудиовизуального контента, прогнозирует заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (АНО «ИРИ») Борис Едидин. «Пока там [в соцсетях] еще много нелицензионного контента, и таким образом он станет доступнее», – отмечает он.

На этом фоне компании – разработчики отобранных в перечень приложений расширят свою пользовательскую аудиторию, отмечает технический директор компании «Техносерв» Юрий Корчуков.

«Сначала [пользователям] будут предложены версии продуктов с базовым функционалом для дальнейшего стимулирования перехода на расширенные версии и другие продукты», – рассказал RSpectr.com Корчуков.

По его словам, рост клиентской базы будет способствовать улучшению программ за счет получения отзывов о качестве их работы и актуальности наполнения.

B Apple тоже

Продукция Samsung уже продается с пакетом приложений от «Яндекса». Huawei и LG Electronics пообещали Минцифре, что все их новые модели будут соответствовать требованиям российского законодательства. Компания Apple долго думала, но также согласилась с новыми правилами, сообщили СМИ в середине марта.

Корпорации пришлось подстроиться под законодательство РФ для обеспечения своей ценовой политики, считают в компании «Информзащита».

«Продукция Apple успешно продается на отечественном рынке, выручка составляет в России почти 200 млрд рублей, прибыль растет, и вряд ли корпорация допустит ослабление своих позиций», – говорит представитель «Информзащиты».

Но согласие с требованием о предустановке приложений страны – это прецедент для Apple, отмечают участники рынка. «Он показывает всему миру, что это возможно, поэтому в ближайшие годы мы можем увидеть аналогичные требования к компании от правительств других государств», – считает гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков.

Впрочем, опыт локализации своих устройств для отдельных рынков у американской корпорации все же есть.

«Apple перенесла данные iCloud на территорию Китая, изменила набор программного обеспечения App Store и конструкцию телефона – в стране продавался iPhone с двумя физическими SIM-картами», – рассказывает директор по IT компании Oberon Дмитрий Пятунин.

Иностранным производителям для выполнения требований нового закона необходимы прочие технологические контакты с российскими разработчиками софта.

Так считает гендиректор «Доктор Веб» Борис Шаров. «Процесс предустановки требует полной технологической совместимости устанавливаемого софта и железа – это становится заботой как для производителей устройств, так и для разработчиков.

Нетрудно догадаться, что процесс довольно хлопотный, и каждый хотел бы получить за это какую-то компенсацию», – прокомментировал он RSpectr.com.

Эксперт отмечает, что для производителей такой компенсацией станет сохранение доли на российском рынке, для разработчиков – увеличение аудитории.

За и против

Закон о предустановке отечественного ПО добавил юридических и технических проблем производителям электроники, говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

«Многие производители жалуются, что разработчики не хотят заключать никаких договоров: берите [наше ПО], мол, и все. Но без договора в этой ситуации невозможно», – рассказывает он. При этом отношения между производителем устройств и разработчиком ПО должны быть безвозмездными, отмечается в регулирующем выполнение требования о предустановке постановлении.

Но Налоговый кодекс РФ не предусматривает безвозмездных отношений между юридическими лицами, обращает внимание Гуськов.

Требование об обязательной предустановке, которое планировалось ввести летом 2020 года, могло бы вызвать на рынке коллапс.

К счастью, правительство сдвинуло старт проекта сперва на январь, а затем на апрель нынешнего года, отмечает директор ассоциации АПКИТ, председатель совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики Николай Комлев. «Разработчикам ПО и производителям железа требовался переходный период. Теперь, полагаю, все пройдет без потрясений. Небольшие накладки будут, но рынок их практически не заметит», – говорит он.

Влияние нормы о предустановке российских мобильных приложений на российский IT-рынок не будет ощутимым, уверен директор Центра Solar appScreener компании «Ростелеком-Солар» Даниил Чернов.

«Последует незначительный прирост использования российского ПО на устройствах, предназначенных для нашего рынка.

Просто большее количество пользователей узнает о существовании некоторых отечественных продуктов», – сказал он RSpectr.com.

Тем не менее в условиях, когда уровень локализации зарубежных цифровых продуктов и устройств оставляет желать лучшего, предустановка – это хороший шаг, полагает директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин.

В конечном счете сам потребитель будет решать, какими приложениями он будет пользоваться, подчеркивает он.

«Предустановленные программы можно рассматривать, как рекомендацию, мы не всегда используем все, что установлено, например, в Windows», – напоминает Паршин.

Выбор остается за пользователем

Для пользователей нововведение не повлечет каких-либо негативных последствий, считают участники рынка. Напротив, отечественные сервисы лучше ориентированы под запросы россиян, чем абстрактные услуги глобальных корпораций, отмечает гендиректор DZ Systems, создатель «Яндекс.Маркета» Дмитрий Завалишин.

«Те, кто ездит по России, предпочитают использовать “Яндекс.Карты”, они детальнее, быстрее обновляются, их создатели лучше понимают нашу страну и ее особенности», – сказал он RSpectr.com.

Но при установке предлагаемых приложений нужно быть готовыми, что они займут полтора гигабайта памяти в смартфоне или другом устройстве, предупреждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Впрочем, те, кому не нравится какая-то программа, смогут отказаться от ее установки или самостоятельно удалить этот софт, если он предустановлен.

«Пользователям, которые меняют старые смартфоны на новые, будет немного удобнее – им не нужно будет устанавливать самостоятельно уже привычное ПО, а всего лишь нужно будет войти и авторизоваться», – отмечает руководитель центра бизнес-аналитики ГК «РАМАКС» Сергей Левашов.

Возможно, в переходный период производители могут почувствовать некоторый рост издержек из-за предустановки российского ПО, говорят эксперты. Но они отмечают, что влияние предустановки софта на себестоимость производства гаджета минимально и розничные цены устройств из-за этого вряд ли вырастут.

В целом, заключают эксперты, преимущества нового закона ощутят несколько категорий участников рынка:

  • компании – разработчики ПО, чьи продукты попадут в списки Минцифры, расширят пользовательскую аудиторию;
  • пользователи по умолчанию получат доступ к локализованным базовым версиям привычных сервисов;
  • государство обеспечит улучшение бизнес-климата для IT-индустрии, что повысит ее конкурентоспособность и увеличит число рабочих мест.

Смартфонам прописали отечественное. Как повлияет на россиян «закон против Apple»

Противники нововведения утверждают, что он приведёт к значительному снижению уровня конкуренции на российском рынке. Минцифры России разрабатывает список приложений, которые должны быть предустановлены на гаджеты.

Однако как и по каким критериям формируется перечень — неясно. Скорее всего, в него будут входить только продукты крупнейших представителей рынка. А значит, более мелким разработчикам будет ещё сложнее выйти на аудиторию.

Повод для таких опасений есть: российский рынок никогда не был для Apple самым значимым. Но компания уже нарушала собственные принципы — например, разрешив предустановку приложения YouTube или выпустив двухсимочные аппараты для китайского рынка.

Уверен, что и в случае с предустановкой ПО компания найдёт изящное решение. Тем более что в бета-версии новой iOS, доступной пока только разработчикам, обнаружена функция, которая позволит Apple выполнить требования нового закона.

Остаётся лишь понять, как решат вопрос с бесконтактной оплатой картами «Мир».

Рост цен возможен, если возникнет дефицит устройств. А это произойдёт только в том случае, если кто-то из несогласных поставщиков уйдёт с российского рынка. Судя по тому, что ключевые игроки подтверждают возможность установки российского ПО, подорожания не случится.

Возможно, возрастёт клиентская база у перекупщиков, которые привозят смартфоны из других стран и продают их в России. Но не будем забывать ещё об одном законопроекте — о контроле устройств через IMEI.

Предполагается, что с июня 2021 года все официально проданные на территории России или купленные в частном порядке за рубежом смартфоны, а также любые другие устройства, имеющие SIM-карту и выходящие в Сеть, необходимо вносить в единую базу данных.

Устройства, не внесённые в этот реестр или не имеющие уникального IMEI, попросту не будут работать.

Российское ПО поможет ускорить реализацию другого контролирующего закона — «об устойчивом Рунете». Механизмы фильтрации трафика, регистрация устройств по IMEI, использование eSIM — это только часть последовательной политики государства. Всё началось с принятия «пакета Яровой», что будет дальше — пока неизвестно.

Что остаётся участникам рынка? Как минимум соблюдать новые требования и готовиться к усилению контроля. Учитывая, что уже сейчас к данным обычного пользователя легко получить доступ, мало что изменится, но утаить что-либо от «всевидящего ока» государства станет намного сложнее.

depositphotos.com/paikong

Угрожает ли 5G человечеству? Всё о технологиях будущего в специальном разделе «Секрета».

Эксперты рассказали о последствиях предустановки российского ПО на технику

Apple может уйти из России, небольшие разработчики проигрывают, а антивирусы негодуют

Алексей Чувашов, директор 65apps, подчеркивает, что закон не запрещает пользователям использовать зарубежные приложения. Это не ограничивает пользователей в работе с привычными сервисами Google или Apple, а лишь предлагает российские аналоги.

«Соответствие требованиям закона повлечёт определенные затраты для производителей техники. С аппаратами на Android сложностей скорее всего не возникнет, производители вряд ли откажутся от российского рынка. А вот реакция Apple непредсказуема — компания уже выступала против этого закона, однако ее мнение не было принято в расчет законотворцами.

Принятие закона — это лоббирование чьих-то интересов. Бенефициарами в данном случае можно считать крупные интернет-компании, которым выгодно массово подсадить аудиторию на свои сервисы.

Предустановленные приложения всегда можно удалить, но если таким образом будут популяризованы различные госсервисы — Госуслуги или новые инициативы вроде «Помощника ОСАГО» — это большой плюс для пользователей.

АГН «Москва» / Иванко Игорь

Из негативных последствий можно назвать возможное подорожание техники, цены могут подняться лишь в условиях дефицита устройств, если кто-то из поставщиков все же уйдет с российского рынка. Обходить закон будут скорее покупатели, чем официальные вендоры или продавцы.

Продажи «серой» техники получат второе дыхание, если государство переборщит с правилами установки приложений.

Но лишь в том случае, если не будет принят разрабатываемый законопроект о контроле устройств с помощью IMEI — правительство планирует зарегистрировать в единой базе все официально проданные на территории РФ мобильные устройства, тем самым ограничив нелегальный импорт гаджетов».

В перечень программ для предустановки входит и антивирусное программное обеспечение. Борис Шаров, генеральный директор ООО «Доктор Веб», замечает, что, несмотря на положительные стороны, в законе есть много спорных моментов.

«Первое на что хочется обратить внимание в Постановлении, это то, что приложение должно быть бесплатным на протяжении всего жизненного цикла с возможностью покупки расширенного функционала.

Это весьма странное требование — почему производители софта, который будет предустановлен, должны отдавать его бесплатно? Каких-либо внятных разъяснений по этому поводу профильное министерство не дает.

Второй момент, который вызывает вопросы — это то, что программному обеспечению, производителем которого является компания из стран Евразийского экономического союза, отдается приоритет. Российским компаниям придется сначала побороться с бюрократами за право попасть в реестр.

Фактически, если говорить об антивирусе с его классическими функциями, то не для всех операционных систем его можно разработать, например, iOS не предусматривает возможность разработки антивирусной защиты.

Важно отметить, что Постановление в сегодняшней трактовке отрицает закон о конкуренции. То есть российским пользователям не дают даже опосредованного выбора — им предустановят только самые популярные опции.

Постановление в том виде, в каком оно принято, работает против отечественной IT-индустрии. Никакой выгоды для производителей российского ПО не просматривается.

Более того, те ограничения, которые правительство придумало, заставляют нас отказаться от предустановки, несмотря на довольно большой путь переговоров, испытаний и согласований, который мы уже прошли с нашими контрагентами — производителями зарубежной компьютерной техники, смартфонов и планшетов».

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, предполагает, какие приложения будут предустановлены на новую технику: среди них сервисы Госуслуг, «Почты России», РЖД.

«Обязательность установки отечественного ПО в гаджетах не означает, что сама операционная система, на которой работает устройство, должна быть российского производства.

Компании, которые разрабатывают международные популярные приложения, могут создать их российские аналоги, как это делается в Китае, и после регистрации российского юридического лица осуществлять предустановку ПО.

Если у пользователей останется возможность удалять эти приложения, то ничего плохого в такой предустановке нет.

Вопрос заключается в том, возможно ли будет предустанавливать и зарубежное ПО. В негативном варианте отсутствие такой возможности ведет к монополизации круга предустановленного ПО. Дорога открывается, в первую очередь, крупному бизнесу, а ИТ-компаниям поменьше придется сложнее — они не смогут из этого извлечь никакой выгоды».

Читайте также:  Таможенная декларация на транспортное средство – образец 2021

Почему это не так плохо, как может показаться на первый взгляд

Антон Куранда, технический директор финтех-компании RBK.money, рассказывает, что соревноваться с международными корпорациями российским разработчикам даже на отечественном рынке довольно сложно. «Предустановка российского ПО на гаджеты, которые продаются в нашей стране, в этом смысле выглядит вполне разумной мерой поддержки.

В России есть по-настоящему классные продукты, и им в таких условиях будет проще расти и находить своего потребителя. Решение устанавливать отечественный софт на устройства для внутреннего рынка это не попытка пересадить всех с «Мерседеса» на «Ладу» указом сверху, а вполне сложившаяся мировая практика.

В Китае не так давно приняли решение полностью перевести все госслужбы на свое ПО и компьютеры через несколько лет.

Depositphotos

Мы живем в эпоху кастомизации, индивидуального подхода, когда человек может сам настроить под себя вид и функции компьютера или телефона и работать с тем, что ему удобно.

Поэтому важно давать возможность юзерам использовать российское ПО, показывать отечественные сервисы, но агрессивно заставлять нет смысла — эффект будет обратный.

Если с предустановкой российского ПО удастся соблюсти баланс между поддержкой отечественных разработчиков и интересами конечных пользователей, то у этой инициативы есть все шансы на успех».

Директор департамента инфраструктурных решений и сервиса компании Oberon Сергей Сидоров, также дает инициативе положительную оценку. «Это полезно как для самих пользователей, так и для ИТ-индустрии в целом.

Предустанавливать будут только то программное обеспечение, которое за прошлый год скачали не менее 500 тысяч пользователей. Таким образом, некоторые потребители, которые не были знакомы с теми или иными популярными отечественными приложениями, получат их на свое новое устройство сразу после покупки.

Благодаря этому укрепятся позиции российских разработчиков, решения от которых уже давно не уступают по качеству и удобству заграничным аналогам».

Павел Катков, владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» напоминает, что закон должен был вступить в силу еще 1 июля 2020 года, но в апреле срок начала его действия перенесли на 1 января 2021 года из-за пандемии и ухудшения экономической ситуации в стране.

«После выхода постановления правительства, конкретизирующего закон в части установки отечественного ПО, уже звучат предложения о новой отсрочке действия закона.

С такой инициативой на днях выступил депутат Госдумы и председатель комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. По его мнению, до 1 января участники рынка не успеют подготовиться.

Однако новый перенос маловероятен, так как обостряется технологическое противостояние с западными ресурсами, и отсрочка такого закона может выглядеть неразумно». Напомним, что Минцифры уже выступило с инициативой о переносе срока вступления закона в силу на 1 апреля 2021 года.

«Толчок для индустрии»: зачем нужен закон об отечественном ПО — Газета.Ru

С 1 января 2021 года отечественный софт будет обязателен к предустановке на всех устройствах, реализуемых на территории России. Перечень таких приложений еще утверждается — планируется, что он будет составлен уже к 15 декабря.

Между тем, эксперты считают, что такой законопроект поддержит разработчиков и положительно скажется на IT-сфере страны.

Подробнее о предназначении обязательной предустановки российских приложений и о том, какие сервисы могут войти в окончательный список — в материале «Газеты.Ru».

  • Российское программное обеспечение будет предустанавливаться на все электронные устройства, выпущенные после 1 января 2021 года и продаваемые на территории страны, сообщают РИА «Новости».
  • На официальном портале правовой информации вышло постановление правительства РФ, из которого можно узнать, что отечественный софт будет предустановлен на все реализуемые в стране гаджеты, среди которых смартфоны, планшеты, ПК и даже Smart-телевизоры.
  • Известно, что в список приложений, которые появятся на мобильных телефонах, вошли навигаторы, поисковики, социальные сети, мессенджеры, сервис «Госуслуги», антивирусы и многое другое.
  • На компьютерах появятся отечественные антивирусные программы и российское офисное ПО, а в «умных» телевизорах установят российские браузер, поисковик и соцсети.

Авторы законопроекта утверждают, что такая обязательная предустановка отечественного софта позволит пользователям использовать устройства без необходимости установки дополнительных приложений, ориентированных на россиян. В постановлении отмечено, что правом на предустановленный софт должны обладать Россия, субъекты РФ, российское юридическое лицо или гражданин страны.

На данный момент времени Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций РФ принимает заявки на внесение приложений в список ПО, обязательного для предустановки на электронные устройства.

Заявки на отбор будут приниматься до 1 декабря этого года. Предполагается, что все рассмотренные предложения будут направлены в правительство до 15 декабря.

Сроки вступления в силу законопроекта могут быть изменены — об этом заявил накануне замглавы Минцифры Максим Паршин. По его словам, предустановка может начаться не 1 января следующего года, а 1 апреля. Это может быть сделано для удовлетворения интересов всех участников процесса, в числе которых разработчики приложений, производители электроники, профильные ассоциации и другие.

Для удобства россиян

Несмотря на то, что окончательного списка приложений, которые в обязательном порядке появятся на смартфонах и других гаджетах, пока нет, уже сейчас можно представить, о каких сервисах идет речь. По мнению гендиректора АНО «Цифровые платформы» Арсения Щельцина, в пакет предустановленного софта будут входить наиболее популярные и проверенные российские приложения.

«Российское пользовательское ПО более востребовано в России, это уже сложившийся факт. С другой стороны около 40% пользователей выбирает иностранное, потому что не знает про возможности российских приложений. Такой политико-технический ход позволит гражданам познакомиться с наиболее успешными отечественными приложениями», — объяснил эксперт.

Кроме того Щельцин отметил, что стереотип о том, что российское ПО «сырое», нужно искоренить.

«Российские разработчики создают интерфейс, формулируют архитектуру и создают бэкенд для сотен зарубежных приложений… И наверное логично, что стоит поддержать наших разработчиков, которые решили вложить душу и сделать свое приложение, чтобы прибыль и налоги оставались в России для развития нашей экономики», — рассуждает Щельцин.

Также эксперт заметил, что использование зарубежного софта подрывает суверенитет страны, так как иностранные платформы собирают данные о своих пользователях.

«А как мы знаем, трансграничные платформы сегодня — как шестая власть, они имеют все инструменты для манипуляции и стараются максимально игнорировать законодательство и правило локальных стран», — сказал Щельцин.

Депутат Госдумы и член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин отметил, что речи о создании какого-то специального ПО не идет, в перечень будут внесены приложения, которые уже сейчас используются рядовым россиянином. Однако он будет избавлен от необходимости скачивать их из магазина приложений самостоятельно.

«Эти приложения уже пользуются популярностью у россиян. Но, покупая новый телефон или планшет, их приходится устанавливать самим.

  1. Производители техники предустанавливают, как правило, приложения зарубежных разработчиков, что несправедливо по отношению к российским», — сказал Горелкин.
  2. Также Горелкин отметил, что о коммерческой выгоде в цифрах говорить еще рано, но новый закон будет работать в пользу отечественных компаний, что, на взгляд депутата, будет честно и заслуженно.
  3. Директор по развитию бизнеса департамента информационных технологий IT-компании КРОК Игорь Бонев также отметил, что принятие закона должно облегчить жизнь пользователя.
  4. «Предполагается также, что пользоваться устройствами станет проще, ведь не надо будет самостоятельно устанавливать приложения.
  5. Другое дело, захотят ли потребители работать именно с этими приложениями.

Это уже скорее вопрос пользовательских привычек. Есть ощущение, что принудительно никого заставить изменить привычный набор программ не получится. Люди продолжат работать с теми приложениями, которые входят в их экосистему», — рассуждает эксперт.

Также Бонев рассказал о том, как будет происходить предустановка российского софта.

«Предустановкой могут заниматься либо сами производители, либо уполномоченные организации, в том числе поставщики и продавцы в России. Думаю, что зарубежные производители скорее всего переложат ответственность за исполнение норм постановления на российских партнеров.

Постановление предполагает три варианта предустановки приложений: в полном объеме на жесткий диск устройства, в виде иконки для скачивания, а также установку при первом запуске.

При этом важно, что можно не предустанавливать приложения, которые не соответствуют характеристикам устройства или несовместимы с его операционной системой. Так что больших технических сложностей возникать не должно», — объяснил Бонев.

«Принципиальных отличий нет»

Как заявил директор департамента инфраструктурных решений и сервиса компании Oberon Сергей Сидоров, законопроект о предустановке станет полезным не только для потребителей, но и для развития ИТ-индустрии.

Читайте также:  Закупки 2022: статьи, новости и другие полезные материалы - ППТ

«Во-первых, пользователь, который далек от информационных технологий, сможет полноценно использовать электронные устройства без дополнительной настройки. Во-вторых, это решение даст серьезный толчок российской индустрии разработки ПО», — считает Сидоров.

Он отметил, что между программами от иностранных производителей и отечественными сервисами принципиальных различий нет, однако некоторые российские приложения намного удобнее в использовании, в отличие от своих зарубежных аналогов.

«Например, онлайн-кинотеатр ivi или почтовый клиент Mail.Ru не менее, а иногда более эффективны и популярны», — отметил эксперт.

Предпринимателям больше не придется соблюдать ненужные обязательные требования

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.

Legal

«Регуляторная гильотина» освободила бизнес от обременительных обязанностей: теперь во время государственных проверок будет оцениваться выполнение новых правил, а не устаревших.

Но эта реформа законодательства не коснулась некоторых важных сфер – налоговой, таможенной и др.

В условиях экономического кризиса, помноженного на пандемию коронавируса, государство пытается уменьшить административную нагрузку на бизнес. Этой цели служит и «регуляторная гильотина» – реформа законодательства на основе Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступившего в силу 1 ноября 2020 г.

Этот закон отменяет многочисленные нормативы времен СССР/РСФСР, принятые в условиях государственно-плановой экономики и не соответствующие современным реалиям.

До последнего времени эти правила оставались обязательными, а их несоблюдение предпринимателями могло повлечь наложение административного штрафа, приостановление деятельности, лишение лицензии и прочие негативные последствия.

По новому закону отменяются и содержащие обязательные требования акты государственных органов и Правительства РФ, утратившие свою актуальность. Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых отменяются устаревшие нормативные акты, утвержден федеральным правительством 15 декабря прошлого года. С 1 января 2021 г.

при осуществлении государственного контроля (надзора) проверке и оценке подлежит соблюдение только тех требований, которые вступили в силу с 1 января 2020 г. и позже. Таким образом, исполнять акты с обязательными требованиями, принятые до этой даты, не потребуется даже в том случае, если они не были отменены.

Однако «регуляторная гильотина» затрагивает не всё законодательство. В силе остаются нормативные акты, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г.

№ 2467, среди которых постановления правительства и нормативы основных министерств и ведомств – Минтранса, Минздрава, Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития и др.

Кроме того, действие нового закона не распространяется на обязательные требования в сфере обороны и оборонного заказа, налогов и сборов, таможенного, валютного регулирования и контроля, стандартов оказания медицинской помощи и в некоторых иных отраслях, имеющих большую публичную значимость.

Помимо отмены устаревших норм, налагавших на предпринимателей обязательные, но на деле ненужные и обременительные обязанности, «регуляторная гильотина» вносит в жизнь бизнес-сообщества и другие позитивные изменения.

В частности, любые обязательные требования теперь изначально должны соответствовать принципам законности, обоснованности, правовой определенности и системности, исполнимости, открытости и предсказуемости.

Эти принципы призваны сделать условия взаимодействия власти и бизнеса сбалансированными, понятными и прогнозируемыми.

Важным проявлением принципа законности является запрет на применение обязательных требований по аналогии, что исключает для органов государственного контроля возможность в отсутствие специальных требований распространять на предпринимателей действие похожих требований.

Принцип обоснованности предусматривает необходимость установления обязательных требований не произвольно, а для устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям при условии, что это будет возможной и достаточной мерой защиты таких ценностей. При этом оценка наличия риска причинения вреда должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации.

Принцип правовой определенности и системности означает, что обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными для тех, кому они адресованы, а также для контрольно-надзорных органов. Обязательные требования не должны дублировать друг друга и вступать между собой в противоречие.

Принцип открытости и предсказуемости чрезвычайно важен для предпринимательского сообщества. Так, проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению.

Сроки их вступления в силу должны определяться с учетом времени, необходимого бизнесу для подготовки к ведению деятельности в соответствии с вводимыми обязательными требованиями.

Не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах.

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов.

Обязательные требования должны быть исполнимыми и учитывать затраты предпринимателей на их исполнение. Эти затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым соблюдением обязательных требований при обычных условиях ведения предпринимательской деятельности.

Перечисленные принципы, закрепленные в ст. 4–9 Закона «Об обязательных требованиях», помогут предпринимателям отстаивать свои права в спорных ситуациях, связанных с проведением государственных и муниципальных проверок. Обязательные требования, не соответствующие этим критериям, не подлежат исполнению и могут быть эффективно оспорены в суде.

С 1 января этого года при проведении проверок, выдаче лицензий и иных разрешений, аккредитации государственным органам запрещено оценивать соблюдение обязательных требований, содержащихся в не опубликованных официально нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.

С 1 февраля этого года начал действовать п. 1 ст. 3 Закона «Об обязательных требованиях».

Согласно этому пункту обязательные требования должны вступать в силу с 1 марта или 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования акта законодательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.

Это положение направлено на реализацию принципа открытости и предсказуемости обязательных требований, оно позволит предпринимателям подготовиться к исполнению будущих требований и заранее спланировать свою деятельность.

По новым правилам большинство актов с обязательными требованиями должны действовать не более 6 лет со дня вступления в силу. Срок может быть продлен не более чем на 6 лет. Это правило направлено на своевременное и систематическое обновление обязательных правил для того, чтобы нормативная база не устаревала, соответствовала текущим реалиям и отвечала потребностям бизнеса и общества.

Если имеются противоречащие друг другу обязательные требования, установленные нормативными актами разной юридической силы, следует руководствоваться актами большей юридической силы. Например, если в противоречии оказались приказ министерства и постановление правительства, нужно руководствоваться последним.

Для систематизации обязательных правил и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень таких требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.

Федеральные органы исполнительной власти, от которых исходят нормативные правовые акты с обязательными требованиями, обязаны давать официальные разъяснения таких требований. Это позволит избежать их ошибочного толкования и упростит исполнение.

Органы исполнительной власти должны информировать контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, об их правах и обязанностях, о полномочиях федеральных контролирующих и надзорных органов и их должностных лиц и т.д.

Такое информирование осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований.

Необходимость отмены устаревших нормативных актов, содержащих обязательные требования и учитываемых госорганами при проведении мероприятий по контролю и надзору, назрела давно.

Тормозящий развитие экономики эффект этих правил заключался в том, что их соблюдение налагало на предпринимателей дополнительную финансовую и организационную нагрузку, что негативно сказывалось на конечных результатах их деятельности.

Хочется надеяться, что с применением «регуляторной гильотины» большая часть таких проблем уйдет в прошлое вместе с массивом отмененных правовых актов, а новые обязательные требования будут приниматься государством на гораздо более понятных и приемлемых для бизнеса условиях.

Плюсы нововведений очевидны: вести бизнес станет немного проще; требования госорганов станут более адекватными текущей экономической ситуации в стране; предпринимательское сообщество будет избавлено от лишних расходов, связанных с соблюдением никому не нужных, но обязательных требований. Это позволит высвободить часть ресурсов для развития бизнеса и увеличения зарплат работников.

Минусы состоят в том, что законодатель, как это часто бывает, ограничился полумерами. Реформа, направленная на сокращение числа обязательных требований и отмену устаревших правил, не коснулась некоторых важных сфер, таких как налоговое и таможенное законодательство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *