Самое главное нововведение 2022 года произошло в области дорожного движения. Появилась предварительная версия нового КоАП РФ с внесёнными изменениями и полностью переработанной концепцией проекта наказаний. Впрочем, об обновлении Кодекса говорили ещё в прошедших годах.
Но официальный документ появился впервые, где многие издания сразу заметили существенное повышение штрафов ГИБДД и некоторые новые правила административных процедур.
Давайте рассмотрим, когда вступают в силу изменения в новом Административном кодексе, что конкретно меняется по пунктам и правда ли всё это!
Новый КоАП в 2022 году – это правда? Последние новости
Это сущая правда! Официальный документ опубликован на портале нормативно-правовых актов Российской Федерации в конце января 2020 года. И в настоящий момент это предварительная (сырая) версия проекта нового Кодекса.
Среди наиболее важных изменений:
- вся глава, отвечающая за штрафы ГИБДД, ранее располагавшая в разделе 12 КоАП, переехала в новый раздел – 21, который делится на соответствующие статьи нарушений,
- произошло повышение штрафов за ряд правонарушений, включая превышение скорости, тонировку, езду без страховки ОСАГО и опасное вождение,
- вместе с тем, согласно новой концепции, увеличились сроки лишения за наиболее грубые нарушения ПДД,
- термин «право управления» после изменений переименуется в «право заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами» (при этом, в других законах всё остаётся по-старому).
Также можно скачать и посмотреть новую редакцию Административного кодекса.
Что меняется?
Итак, несмотря на то, что правонарушения в дорожном движении переехали аж в другой раздел КоАП, не все штрафы были пересмотрены, и многие из них остались в пределах тех же размеров, равно как и сроки лишения прав сохранились за одни и те же нарушения.
Однако, целый ряд наказаний в проекте Административного кодекса претерпел серьёзные изменения – во всех нижеперечисленных случаях штрафы увеличились.
Обновление от 15.03.2020: После негативной реакции на повышение санкций Министерство Юстиции РФ решило оставить штрафы ГИБДД на прежнем уровне – не ужесточать их. Однако, так как это решение непосредственно не вносит изменения в проект КоАП, то официальной отменой увеличения наказаний такое назвать пока нельзя. Мы обновим информацию, если отвена будет утверждена на уровне вступления в силу.
Давайте рассмотрим, какие санкции претерпели обновления!
Новый Штраф – отсутствие техосмотра
Мы ранее уже писали о том, что вместе с ужесточением правил прохождения технического осмотра появится и наказание за это. Летом 2020 года соответствующий законопроект должен вступить в законную силу.
Вот и в новой редакции предусмотрели санкцию за отсутствие действующей диагностической карты в размере 2 тысяч рублей.
Статья 21.5, часть 2. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Повышение санкции за тонировку
Любителей ездить с затемнёнными стёклами ждёт ужесточение наказания, проявляющееся в виде двух новых норм ответственности. Давайте в виде таблицы штрафов рассмотрим их!
Управление автомобилем с тонировкой со светопропускаемостью менее 70% по результатам замера. | 500 рублей | 1 000 рублей |
Повторное такое нарушение | 500 рублей | 3 000 рублей |
Скачать полную таблицу.
Повторная езда без прав
Ещё один штраф за повторное нарушение появится в новом КоАП 2022 года при управлении транспортным средством лицом без прав. Он составит вилку сумм от 20 до 30 тысяч или обязательные работы как более жёсткая мера наказания.
Статья 21.7, часть 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, либо административный арест на срок до пяти суток.
Обратите внимание, что эта норма применяется при следующих условиях езды без права управления:
Новое наказание за езду пьяным с детьми
Ранее Санкция за опьянение не различалась от разного рода условий. После изменений, если вы едете в состоянии опьянения и при этом в салоне машины находятся дети до 16 лет, то срок лишения может быть увеличен до 3 лет, а штраф – до 50 тысяч.
Давайте для удобства сравним эти 2 нормы наказания за пьянку за рулём авто!
Штраф 30 тысячЛишение прав на срок от 1,5 до 2 лет | Штраф 50 тысячЛишение прав на период от 2 до 3 лет |
Скачать полную таблицу.
Увеличение штрафа за скорость
Самое главное, затрагивающее большинство россиян на дорогах, изменение произошло со штрафом за скорость. Ранее мы уже писали о том, что власти очень хотят отменить допустимое превышение на 10-20 км/ч. В новой редакции КоАП этого пока не произошло. ЗАТО санкцию за превышение на 20-40 км/ч подняли в 6 раз – до 3 000 рублей.
И снова таблица новых штрафов!
0-20 км/ч | Нет наказания | Не будет наказания |
20-40 км/ч | 500 | 3 000 (часть 1 статьи 21.9 нового проекта КоАП) |
40-60 км/ч | 1000-1500 | 4 000 (часть 2) |
60-80 км/ч | 2000-2500 или лишение на 4-6 месяцев | 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 3) |
Более 80 км/час | 5 000 или лишение на полгода | 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 3) |
Повторное превышение на 40-60 км | 2000-2500 | 10 000 или лишение на 1 год (часть 4) |
Повторное превышение более чем на 60 км | Штраф 5 000 на камеру или лишение на 1 год | 10 000 или лишение на 1 год (часть 4) |
Скачать полную таблицу.
Как видим, часть штрафов в проекте нового Кодекса сгруппировали и назначили общие наказания.
За ж/д переезд
Есть на сегодняшний день в статье 12.10 действующий штраф 1 000 рублей или лишение на 3-6 месяцев за следующие нарушения ПДД:
- пересечение ж/д путей вне переезда,
- проезд через закрывающийся или закрытый шлагбаум,
- проезд на красный сигнал светофора на переезде,
- остановка и стоянка на переезд.
В новой редакции КоАП за эти нарушения вы заплатите уже 5 тысяч, или же вас лишат прав на тот же срок от 3 месяцев до полугода. Но в указанный список добавляется ещё один проступок – проезд через нерегулируемый переезд, если к нему в зоне видимости приближается поезд.
За неостановку по требованию ГИБДД
А вот если вы проедете, проигнорировав требование об остановке от инспектора ДПС на дороге, штраф за это остался неизменным – от 500 до 800 рублей. Зато появились целых 2 новых наказания.
Первое из них за попытку скрыться с погоней. Вас лишат прав на большой срок – от 2 до 3 лет или наложат штраф 40 тысяч рублей за неостановку со следующими условиями:
- вы не выполнили именно неоднократное требование об остановке сотрудника ГИБДД,
- пытаетесь скрыться,
- при попытке скрыться вы создаёте угрозу безопасности дорожного движения.
Обратите внимание, что последний пункт в принципе будет выполняться при погоне, так как без нарушения других пунктов ПДД – по меньшей мере превышения скорости – вы не обойдётесь.
Кроме того, санкция 500-800 рублей будет ожидать водителей, служащих в вооружённых силах, за невыполнение требований сотрудников военной инспекции, Росгвардии, военных спасателей. Однако, ранее мы писали о праве таких сотрудников останавливать автомобили на дорогах.
Отказ от освидетельствования
Здесь также штрафы увеличились, а сроки лишения ужесточились. И снова в зависимости от наличия детей в салоне машины.
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования | Штраф 30 000 плюс лишение на 1,5-2 года | 40 000 плюс лишение на 2-3 года |
То же нарушение, если в салоне находится ребёнок | Наказание такое же | 50 000 рублей плюс лишение прав на срок от 2 до 3 лет |
Скачать полную таблицу.
Обратите внимание, что речь идёт именно об отказе от освидетельствования в медицинском учреждении. За отказ от проверки на алкоголь на дороге вы можете отказаться без последствий по КоАП, но это является основанием для направления вас на медосвидетельствование.
Систематические нарушения ПДД (балльная система)
О том, что Госдума планирует ввести изменения, дополнив Кодекс наказанием за неоднократные различные нарушения, мы также вели речь ранее. Теперь же появилась реализация этой идее, отражённая в проекте нового КоАП РФ.
Если вас 3 и более раза за последний год привлекали по следующим статьям:
- части 3 и 4 статьи 21.9 (превышение более 60 км/ч и повторные превышения),
- за нарушения правил проезда ж/д путей (кроме представленных в списке выше нарушений (части 1 и 2 ст. 21.10),
- за проезд на красный сигнал автомобильного светофора (ч.1 и 3 ст. 21.12),
- не уступили дорогу другой машине (ч.3 ст. 21.13),
- разворот или езда задним ходом в нарушение ПДД (ч.2 ст. 21.14),
- езда по встречке, в том числе повторная (ч.5 и 6 ст. 21.15),
- поворот налево или разворот в нарушение предписания дорожных знаков (ч.2 ст. 21.16),
- непропуск пешехода на переходе (статья 21.18 КоАП).
То в этих случаях вас могут законно и официально лишить прав на срок от 1 года до полутора лет, либо наложить штраф от 10 до 30 тысяч рублей, если вы относитесь к категории граждан, которых нельзя лишать.
Обратите внимание, если указанные нарушения Правил зафиксированы на камеры автофиксации, то они не учитываются для назначения наказания как систематические. То есть вас должен для этого остановить именно инспектор ДПС и выписать 3 и более штрафа за год за эти нарушения.
Штраф за опасное вождение
И снова хорошо забытое старое власти вспоминают в проекте изменений Административного кодекса 2022 года.
На этот раз речь идёт о санкции за опасное вождение, которая по новым правилам составит 5 000 рублей. Что считается опасным вождением, вы можете прочитать в нашей специальной статье.
За страховку ОСАГО
А вот за нарушения по части страхового полиса автогражданки штраф увеличился совсем незначительно:
- если вы не вписаны в действующее ОСАГО или управляете без полиса – 800 рублей (до изменений 500),
- если же договора автострахования на автомобиль нет (само неисполнение обязанности, кроме управления) – 1 000 рублей (было 800).
За езду по дорогам на механизмах, не предназначенных для этого
Например, если вы выедете на дороги общего пользования на гусеничном тракторе, кроссовом мотоцикле или питбайке (который значится как спортинвентарь). Штраф для вас на первый раз будет составлять от 5 до 15 тысяч.
А за повторное нарушение в течение года вас привлекут уже с санкцией от 20 до 30 тысяч.
Отмена скидки
Пожалуй, самым неожиданно неприятным изменением, которое, к слову, вы вряд ли найдёте освещаемым в последних новостях на многих ресурсах сети, станет отмена 50-процентной скидки на оплату штрафа в течение 20 дней после его вынесения.
К сожалению, такую возможность полностью убрали из переработанного КоАП РФ в 2022 году. Впрочем, не исключено, что убрали для того, чтобы указать в каком-либо другом нормативно-правовом акте.
Новый срок давности привлечения
Увеличен и срок давности привлечения к административной ответственности. То есть тот период времени, в течение которого водителя могут привлечь к наказанию со дня нарушения (соответственно, это относится только к недлящимся правонарушениям).
Если ранее этот срок составлял 2 месяца, если данное Правонарушение уполномочено рассматривать должностное лицо (например, сотрудник ГИБДД); или 3 месяца, если рассматривается судьёй, то после изменений его увеличат до 1 года.
Когда вступит в силу?
А вот самое главное заблуждение в интернете, которое вы можете встретить на многих ресурсах и сайтах – это информация, что в законную силу новый КоАП вступает с 1 января 2021 года.
Это неправда и миф. На сегодняшний день, 17 Марта 2022 года, точной информации о дате приобретения проекта поправок статуса официальных нет. Проект опубликован пока ещё только для обсуждения на Федеральном портале проектов.
Для того, чтобы обновлённый Кодекс вступил в силу, требуется, чтобы его окончательная форма была опубликована именно на портале опубликования. После такой публикации вступление в силу происходит по истечении 10 дней. И, так как на сегодняшний день вы не найдёте нового КоАП РФ по указанной ссылке, то и о дате вступления говорить рано.
Сводная таблица поправок
Давайте теперь как итог рассмотрим итоговый перечень всех изменений, согласно проекту поправок в Административный кодекс!
Сохранить эту таблицу.
«Изменение подходов к назначению наказаний»: разработана концепция нового КоАП России
На сайте правительства России представлена концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Среди предлагаемых мер — изменение величины штрафа в зависимости от уровня доходов нарушителя и его семьи. Также новая концепция КоАП предлагает расширить скидку на уплату штрафов.
При этом отмечается, что документ в дальнейшем может видоизменяться. Новый КоАП должен будет вступить в силу 1 января 2021 года.
На сайте правительства РФ представлена концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Отмечается, что предыдущий КоАП был составлен в 2001 году и за прошедшие 17 лет в него было внесено более 4800 изменений. В связи с этим, как отмечается в документе, возникла необходимость систематизации всех поправок.
«Вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и в конечном счёте негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц», — говорится в документе.
Отмечается также, что эффективность КоАП снижают и проблемы применения кодекса во время возбуждения и рассмотрения административных дел. Помимо этого в рабочей группе указали на «несовершенство действующих федеральных норм», которые разделяют компетенции РФ и её регионов.
«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — подчеркнули составители концепции.
Предлагается также сократить число нарушений, по которым арбитражный суд будет привлекать к административной ответственности.
Категории тяжести
Среди конкретных шагов предлагается установить категории нарушений по степени тяжести их последствий.
«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте.
Также по теме
«Гуманизация уголовного законодательства»: Путин предложил частично декриминализовать 282-ю статью УК РФ
Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект, согласно которому однократное и несерьёзное нарушение статьи 282 УК РФ…
В зависимости от таких категорий будет назначаться и наказание. Для них же будут разработаны и максимальные сроки давности, в которые можно привлекать к ответственности. По мнению рабочей группы, они не должны превышать срок давности для уголовных преступлений небольшой тяжести — два года.
Категории административных нарушений будут разделены не только по уровню тяжести, но и по их характеру — длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные и повторные.
Стоит отметить, что в концепции предлагается установить зависимость величины штрафа от имущественного и финансового положения нарушителя и его семьи. При этом в том случае, если негативные последствия были предотвращены или ущерб был возмещён, штраф должен быть назначен минимальный или и вовсе заменён на предупреждение.
Предлагается ещё одно нововведение — скидка в 50% при оплате штрафа. Пока такая возможность существует только при нарушении правил дорожного движения. Однако такая скидка не будет действовать в том случае, если были совершены тяжкие правонарушения.
В новый КоАП предлагается внести также и правонарушения, которые посягают на общественный порядок и безопасность.
«В новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства», — отмечается в концепции.
«Нужна систематизация»
Отмечается, что концепция формулирует лишь общие подходы и в дальнейшем они могут быть изменены при работе над самим кодексом.
Также по теме
Отмена роуминга, омбудсмен по ОСАГО и узаконенный тюнинг: какие изменения ждут россиян в июне
С 1 июня на территории РФ окончательно отменён роуминг, а звонки с таксофонов стали бесплатными на все российские стационарные…
«Настоящей концепцией не ставится задача ограничить дальнейшую дискуссию по вопросам реформы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем содержащиеся в ней подходы могут быть изменены в ходе работы над текстом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — говорится в документе.
Это уже вторая попытка переработки КоАП, и она займёт продолжительное время, отметил в разговоре с RT первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
«Пока систематизации нет, это концептуальный подход и общие черты будущей работы над КоАП. Попытка переработки Кодекса об административных правонарушениях уже вторая, но займёт очень много времени. Тем не менее совершенно правильно замечено, что требуется систематизация кодекса», — сказал он.
Лысаков подчеркнул, что работа над документом будет вестись также при помощи консультаций с научным сообществом.
«Нужна переработка текста, его регламентация. Это объёмная работа. Кодекс об административных правонарушениях — большой документ, и работа с ним требует консультаций с научным сообществом. Пока мы говорим только о концептуальном подходе, который имеет место со стороны правительства», — добавил депутат.
Предполагается, что новый КоАП вступит в силу 1 января 2021 года.
Срок административной наказанности при добровольной уплате штрафа и другие изменения КоАП РФ
В конце прошлой недели Президент РФ подписал ряд федеральных законов, которыми внесены поправки в КоАП РФ. Изменения коснулись, в частности, следующих вопросов (Федеральные законы от 11 июня 2021 г. № 162-ФЗ, № 200-ФЗ, № 201-ФЗ, № 202-ФЗ, № 203-ФЗ, № 204-ФЗ, № 205-ФЗ и № 206-ФЗ).
Урегулирован порядок исчисления срока административной наказанности в случае добровольной уплаты штрафа.
В новой редакции изложена ст. 4.6 КоАП РФ, определяющая срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
По общему правилу состояние административной наказанности продолжается со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Поправками вводится исключение из этого правила для тех случаев, когда административный штраф уплачен правонарушителем до вступления соответствующего постановления в силу – в подобной ситуации лицо будет считаться подвергнутым наказанию до истечения одного года со дня уплаты штрафа.
Одновременно ст. 32.2 КоАП РФ дополняется общей нормой, предусматривающей возможность уплаты административного штрафа до вступления в силу постановления о его наложении.
Рассматриваемый Закон принят в целях реализации постановления КС РФ от 23 июня 2020 г. № 28-П (подробно о нем мы рассказывали ранее).
- Изменения вступят в силу 22 июня 2021 г.
- Усилена административная ответственность за следующие виды административных правонарушений:
- Перечисленные положения вступят в силу 22 июня 2021 г.
- Установлена административная ответственность:
- за нарушение правил, связанных с переводом денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. Данные нормы вступят в силу 1 октября 2021 г. Напомним, что требования, связанные с использованием резидентами указанных средств платежа, введены Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 499-ФЗ, вступающим в силу 1 июля 2021 г.;
- ввод в оборот товаров с нарушением установленных правил нанесения маркировки или информации, производство или продажу лекарственных препаратов с нарушением порядка нанесения средств идентификации, нарушение правил представления сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Соответствующие нормы вступят в силу 1 декабря 2021 г.
Определены правовые последствия заключения лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу о неправомерном использовании инсайдерской информации манипулировании рынком, соглашения с Банком России о содействии в установлении обстоятельств дела и об устранении последствий совершенных действий. Данные положения начнут применяться с 1 января 2022 г., одновременно с вступлением в силу норм, регулирующих условия и порядок заключения указанного соглашения.
Уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Документы по теме:
В коап внесены изменения, касающиеся ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком
Федеральный закон принят Государственной Думой 19 мая 2021 года и одобрен Советом Федерации 2 июня 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом устанавливается,
что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном
правонарушении, предусмотренном статьёй 15.21 или 15.
30 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (неправомерное использование
инсайдерской информации и манипулирование рынком), освобождается от административной ответственности в случае исполнения им соглашения,
предусмотренного Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты
Российской Федерации», заключённого с Банком России.
https://www.youtube.com/watch?v=R6M5jGE5E5c\u0026t=28s
Федеральный закон носит взаимосвязанный характер с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 763 Федерального
закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию
инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым устанавливаются
содержание указанного соглашения, порядок принятия решения о признании
соглашения исполненным либо неисполненным, а также порядок обращения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном
правонарушении, с ходатайством о заключении соглашения.
Соглашение может быть заключено до дня вынесения
постановления по делу об административном правонарушении. Решение о его
заключении принимается Комитетом финансового надзора Банка России. Соглашение
вступает в силу со дня принятия такого решения.
- Соглашение от имени Банка России подписывается
председательствовавшим на заседании Комитета финансового надзора Банка России,
а от имени юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу
об административном правонарушении, – законным представителем юридического
лица. - Со дня, следующего за днём вступления соглашения в силу,
приостанавливаются производство по делу об административном правонарушении и течение срока давности привлечения к административной ответственности за административное
правонарушение. - В случае исполнения соглашения и признания его Банком
России исполненным производство по делу об административном правонарушении
прекращается. - В случае неисполнения соглашения лицом, в отношении
которого ведётся производство по делу об административном правонарушении,
течение срока давности привлечения к административной ответственности
возобновляется со дня, следующего за днём принятия Банком России решения о признании такого соглашения неисполненным. - Заключение нового соглашения с лицом, не исполнившим ранее
заключённого с ним соглашения, не допускается.
Неисполнение соглашения лицом, в отношении которого ведётся
производство по делу об административном правонарушении, а также совершение
административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.
21 или 15.
30
Кодекса, лицом, с которым ранее было заключено такое соглашение, если со дня
его исполнения прошло менее одного года, может учитываться как обстоятельства,
отягчающие административную ответственность.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Соглашение может быть заключено с лицом, в отношении
которого ведётся производство по делу об административном правонарушении,
возбуждённому до указанной даты, если по этому делу не вынесено постановление.
Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года – ilex
Новые КоАП и ПИКоАП опубликованы на официальном правовом портале. Оба кодекса вводятся в действие специальным законом. Они вступают в силу 1 марта 2021 года.
Общая характеристика изменений КоАП
В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.
В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм, изложенных в КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии .
- Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
- — устное замечание;
- — предупреждение;
- — меры воспитательного воздействия.
- Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны .
- Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения .
Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей . Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП .
- Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
- 1) разъяснение законодательства;
- 2) принесение извинений потерпевшему;
- 3) обязанность загладить причиненный вред;
- 4) ограничение досуга.
- В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия .
- Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.
- Новшества в системе взысканий
В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения .
Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в БВ . Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены ниже в таблице:
Категория правонарушителей | Размер штрафа, БВ |
Физлица | ≤ 10 |
ИП | ≤ 25 |
Организации | ≤ 50 |
Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как Конфискация, депортация либо штраф .
При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем:
Категория правонарушителей | Размер штрафа, БВ |
Физлица | > 10 |
ИП | > 25 |
Организации | > 50 |
Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность .
Новшества в видах взысканий
Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий . В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права . Предупреждение более не является административным взысканием.
Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.
- Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения .
- Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
- — признание факта совершения правонарушения;
- — согласие на освобождение от административной ответственности;
- — вынесение предупреждения;
- — отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
- — неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
- Общественные работы – новый вид административного взыскания
Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы . Между ними есть существенная разница.
Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев.
Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.
- Общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:
- — пенсионеры;
- — несовершеннолетние;
- — беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- — инвалиды I и II группы;
- — иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;
— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.
В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом .
Изменения в составах правонарушений и санкциях
В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм. Так, гл.
23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные правонарушения сгруппированы в гл.
24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.
Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. При этом в некоторых из них также был значительно снижен размер административных санкций.
Примеры:
Прежний КоАП | Новый КоАП | |||||
№ | Нумерация статей | Состав правонарушения | Размер штрафа, БВ | Нумерация статей | Состав правонарушения | Размер штрафа, БВ |
1 | Ч. 1 ст. 9.19 | Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты | От 4 до 20, а на юрлицо – до 100 | Ч. 3 ст. 10.12 | Невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя | От 4 до 50 |
2 | Ч. 4 ст. 9.19 | Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику | От 2 до 20 | Ч. 6 ст. 10.12 | Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а также причинившие вред работнику нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП | От 2 до 20 |
В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.
Примеры:
№ | КоАП | Состав правонарушения | Нумерация статей | Размер штрафа, БВ |
1 | Прежний | Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению | Ст. 23.2 | От 10 до 50 |
Новый | Ст. 24.2 | От 10 до 30 | ||
2 | Прежний | Оскорбление должностного лица госоргана (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе |
Ст. 23.5 | От 20 до 50 БВ |
Новый | Ч. 1 ст. 24.4 | От 20 до 30 | ||
3 | Прежний | Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных госстатотчетности, либо ИП искаженных данных госстатотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики | Ч. 1 ст. 23.18 | От 10 до 50 |
Новый | Ч. 1 ст. 24.12 | От 10 до 30 |
В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.
Примеры:
№ | КоАП | Состав правонарушения | Нумерация статей | Административные взыскания |
1 | Прежний |
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом |
Ч. 1 ст. 23.34 | Предупреждение, или штраф до 30 БВ, или административный арест |
Новый | Ч. 1 ст. 24.23 | Штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест | ||
2 | Прежний | Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.34 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения | Ч. 3 ст. 23.34 | От 20 до 50 БВ или административный арест |
Новый | Ч. 3 ст. 24.23 | От 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест |
Изменения в ПИКоАП
Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено.
Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением.
Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex