Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку 1. Изменение срока контракта по 44 ФЗ2. Изменение сроков исполнения контракта3. Сроки внесения изменений в контракт4. Видео-инструкция изменение сроков оплаты по контракту по 44 ФЗ Одним из самых важных составляющих любого договора является срок действия контракта и период времени, в течение которого происходит исполнение обязательств сторон, между которыми он и был заключен. В настоящее время все чаще возникают случаи, из-за которых контрагент при возникновении непредвиденных обстоятельств, просто не укладывается в установленные сроки и поэтому не может выполнить свои требования в срок. На основании данных причин возникает вопрос, можно ли изменять, продлить сроки исполнения контракта? В соответствии с нормами, которые прописаны в ГК России, а точнее п 1 ст 425, на основании этих норм, Договор и начинает действовать, после того, как с даты подписания договора сторонами.
Из этого срока и происходит вычет времени исполнения обязательств прописанных в муниципальном договоре. Этот срок в обязательном порядке должен быть указан в тексте контракта и будет выступать в качестве существенного условия данного документа.
Из норм ч 2 ст 34 44 ФЗ следует, что проведение процедуры по введению существенных изменений условия контракта запрещается. До этого со стороны законодательства предполагалось наличие нескольких исключений из данных требований. Хотите побеждать в тендерах и торгах? Мы можем в этом помочь, наш «Центр» оказывает комплексное сопровождение при участии в торгах на всех этапах.
Как только были введены правки в данный Закон было запрещено заключать дополнительные соглашения о продлении периода поставки и порядка действий контракта. Все изменения имеют подтверждение письмом Министерства финансов под номером 02-02-15/24252, а также письмом Министерства экономики и развития под номером ОГ-Д28-4011.
2. Изменение сроков исполнения контракта
Процедура по продлению срока исполнения контракта предполагается в особых ПП. В 2016 г было введено действие постановление под номером 191, это позволяло пролонгировать все обязательства, которые предусмотрены в контракте.
Стоит сказать о том, что все правки, которые могут быть внесены должны быть объективно обоснованными.
Из судебной практики России следует, что к объективным обстоятельствам могут быть отнесены ниже представленные обстоятельства: При уменьшении финансирования работ, которые связаны с сокращением средств выделяемых из бюджета, на основании этого и происходит правка сроков рост объема поставок, которые осуществляются на основании государственных контрактов, но не больше чем на 10%. Указание на эти обстоятельства можно встретить как в 44 ФЗ, так и в п 1 ст 767 ГК России.
3. Сроки внесения изменений в контракт
Возникают такие ситуации, при которых суд будет настаивать на действии по расторжению договора между сторонами и на выплате назначенных штрафных санкций. Это может произойти даже, если у двух сторон имеется согласие на продление срока выполнения обязательств по контракту.
Внесение изменений срока оплаты по контракту будет относиться к существенным условиям договора, который был заключен между двумя сторонами, поэтому для правки такого род изменений потребуется наличие аргументированных причин.
В некоторых из случаев возможно продление контракта, когда его расторжение может привести к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства.
К тому же, если произошло расторжение контракта, то это может повлечь наложение определенных штрафов. Подробнее о том, как происходит заключение государственного контракта смотрите в этой статье.
Возможно заключение договора на новых условий или его расторжение, если не предполагается появление значительных денежных потерь. Так, если гос организация по принятию работ хочет продолжать дальнейшее сотрудничество с заказчиком, то в этом случае запрещено действие по продлению срока контракта. Но есть выход и можно заключить новый контракт на тех же самых условиях. Если условия по продлению срока контракта устраивают две стороны, то можно при этом подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон не дает свое согласие и ее не устраивают новые изменения, то в этом случае можно решить возникшее противоречие, только при помощи суда. При любом исходе, требуется соблюсти досудебный порядок и направить второй стороне обращение с указанием обстоятельств изменения сроков. Но стоит учесть, что все причины должны обладать обоснованность и не иметь зависимости от желания исполнителя. При наличии существенных причин, то это будет выступать в качестве доказательной базы при судебном разбирательстве. Со стороны законодательства ситуация связанная с контрактами по 44 ФЗ является неоднозначной и единой трактовки в данном случае не разработано. Поэтому каждый случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке, так как в общих правилах по внесению изменений существует множество исключений.
4. Видео-инструкция изменение сроков оплаты по контракту по 44 ФЗ
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2021 году
Срок оплаты по государственному контракту по 44-ФЗ:
- Для обычных закупок — до 30 календарных дней.
- Для соглашений с СМП — до 15 рабочих дней.
- Для госконтрактов, заключенных федеральными заказчиками, — 10 рабочих дней.
В период с 2022 по 2024 годы будут действовать другие правила.
В госконтракте необходимо прописать порядок взаиморасчетов сторон: это одно из существенных условий. В ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ закреплено, сколько по времени идет оплата по госконтракту, — максимум 30 дней после подписания документов о приемке.
В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные Услуги необходимо отразить следующие сведения:
В госконтрактах применяется такой порядок оплаты по 44-ФЗ:
- единовременная (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ) — производится только после выполнения поставщиком своих обязанностей. В договоре необходимо установить, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания установить срок перечисления денег (товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи и др., согласно ч. 7 ст. 94);
- предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ) — до того, как участник исполнит обязательства. Выделяют полное авансирование (100% от цены) или частичное, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения обязанностей по договору. 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Но в отдельных нормативных правовых актах предусматриваются ограничения в отношении аванса. Заказчику необходимо внимательно изучить постановления правительства, субъекта РФ или муниципалитета, раскрывающие особенности исполнения бюджета соответствующего уровня. К примеру, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту предоплата не превышает 30%. Есть ли аванс, его размер и сроки выплаты необходимо указать в договоре;
- расчет по завершению отдельных этапов выполнения работы, оказания услуг (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Стороны вправе предусмотреть условие о выплатах частями. В договоре следует указать период исполнения каждого этапа, размер платежа по ним и дату окончательного выполнения обязательств и расчета.
По правилам, срок оплаты контракта в общем порядке не может превышать 30 дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Но для федеральных заказчиков в 2021-2024 годах предусмотрен иной порядок.
Сроки оплаты
44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34.
В Федеральной контрактной системе указано, в какой срок оплачиваются допработы по 44-ФЗ (как и основные), — период оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания документов о приемке.
А если в закупке участвуют только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.
В ФКС прописано, можно ли изменить срок оплаты по контракту по 44-ФЗ, — да, но это является изменением существенных условий договора (ст. 95 44-ФЗ).
Даже, просчитав наперед срок действия соглашения, у сторон есть возможность изменения сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в силу тех или иных причин, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.
Увеличивать срок в 30 дней нельзя. Но заказчик вправе уменьшить этот период. Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени.
Правила для федеральных заказчиков
В 2021 года правила взаиморасчетов для некоторых заказчиков изменились. Постановление правительства № 667 от 28.04.2021 определяет, кто должен оплачивать по контракту в течение 10 рабочих дней, — федеральные заказчики.
Это же касается и организаций, чьи заказы софинансируются за счет федерального бюджета.
Если закупка проводится за федеральные деньги, в проекте контракта и заключенном госконтракте необходимо прописать условие о взаиморасчетах в течение 10 рабочих дней после подписания документов приемки.
Изменились правила оплаты по декабрьским контрактам.
Теперь, если исполнение госконтракта выпадает на 1-20 числа декабря, то заплатить поставщику необходимо не позднее 1 рабочего дня до окончания финансового года в рамках лимитов бюджетных обязательств этого же года. По госконтрактам с исполнением с 21 по 31 декабря заказчики оплачивают обязательства в следующем финансовом году за счет лимитов очередного года.
Есть и исключения. Новые правила взаиморасчетов не распространяются на декабрьские госконтракты:
Что делать с госконтрактом в марте 2022 года?
Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОНМария Нащекина | Юрист антимонопольной практики КГ ЭТАЛОНЕвгения Соловьева |
Весной 2022 года российский бизнес столкнулся с проблемами, которые сложно было представить и спрогнозировать. Бизнес испытывает сложности с исполнением обязательств.
Изменения в законодательстве:
В ближайшее время вступят в силу законы по поддержке поставщиков по госконтрактам.
Суть изменений:
- право закупать в электронной форме у единственного поставщика лекарственные препараты, расходные материалы и медизделия, произведенные единственным производителем на территории РФ или других стран, не вводивших антироссийские санкции
- право закупать у единственного поставщика лекарственные препараты или медизделия, которые не имеют российских аналогов, но при условии, что их производство осуществляется единственным производителем, происходящим из страны, не вводившей антироссийских санкций
- по решению государственных органов или местной администрации возможно изменение существенных условий контракта (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.) по соглашению сторон.
Как сейчас участвовать в закупках
К сожалению, на данный момент не приняты никакие разъяснения государственных органов по вопросам заключения и исполнения контрактов в условиях нынешней обстановки. Несмотря на существенные изменения экономической ситуации, порядок участия в закупках остается прежним. Площадки работают, закупочные процедуры проходят в штатном режиме.
Если вы подали заявку, но уже не готовы сохранить ту же цену предложения или те же условия, то по 44-фз и 223-фз отозвать заявку можно только до истечения срока подачи заявок.
Если Вы приняли участие в закупке и признаны победителем, то обязаны заключить контракт. Иначе Вас включат в РНП.
Что нужно иметь ввиду: Если на возможность заключения и исполнения контракта повлияли текущие события, то необходимо обосновать, как эти события отразились именно на Вас, что исполнить обязательство невозможно и почему Вы не могли это предотвратить.
Например, Вами предложен импортный товар, но производитель прекратил поставки в Россию и складские остатки у дистрибьюторов отсутствуют. Нужно представить официальные ответы от производителя, дистрибьюторов, поставщиков, что товар в Россию больше не поставляется. При этом такой отказ в поставке должен относиться к периоду после подачи заявки. В таком случае ФАС может не включить Вас в РНП.
По 44-фз у заказчика есть право в случае форс-мажора отменить закупку в любой момент до заключения контракта (ч.1 ст. 36 Закона).
Что пока точно не поможет избежать ответственности:
- увеличение курса валют;
- удорожание закупочной стоимости товаров;
- отсутствие необходимых денежных средств;
- девальвация национальной валюты;
- экономический кризис и и.д.
Указанные обстоятельства пока будут признаны предпринимательскими рисками.
Как юридически готовиться к возможному неисполнению обязательств и досудебному урегулированию споров?
Форс-мажор
Для того чтобы снять с себя ответственность за нарушение обязательств, необходимо подтвердить, что экономические и политические санкции отразились на порядке исполнения Вашего контракта. Таким подтверждением будет заключение Торгово-Промышленной палаты (ТПП).
Получение заключения ТПП – сложный процесс, требующий особого внимания к доказыванию и описанию причин и следствия. Особенно проблематично это доказать, когда по контрактам поставляется российский товар, изготовленный с применением импортного сырья или упаковки.
Если Ваша ситуация относится к форс-мажору обязательно своевременно уведомите заказчиков и своих партнеров о случившемся. Если не будет уведомления, то потом ссылаться на эти обстоятельства не получится.
- Существенное изменение обстоятельств
- Существует статья 451 Гражданского кодекса, согласно которой договор может быть изменен или расторгнут, если обстоятельства из которых стороны исходили при заключении договора, существенно изменились.
- Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
- Стороны могут использовать это условие как для заключения дополнительных соглашений, так и для разрешения спора в суде.
- Существенное изменение также нужно подтвердить документами, обосновать влияние именно на Вас и Ваши обязательства.
Как юристы КГ ЭТАЛОН могут сейчас Вам помочь?
- Мы готовы бесплатно провести экспресс-анализ Вашей ситуации и сформулировать видение Вашей ситуации с юридической точки зрения.
- Сформировать для Вас и Ваших заказчиком письменную позицию о влиянии текущих обстоятельств на возможность исполнения Вашего контракта.
- Защитить Ваши интересы перед Заказчиком и в ФАС при рассмотрении вопроса о РНП.
- Подготовить документы для обращения в Торгово-Промышленную палату для получения заключения о форс-мажоре.
Бесплатная юридическая консультация по тел.
+7495-509-41-19, почта для документов etalon@etalon-cons.ru
С этой статьей читают:
- Юридическое сопровождение закупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ
- Консультация юриста по закупкам
- Обжалование закупок, жалоба в ФАС
- Защита от включения в РНП
- Подписание контракта по итогам аукциона
- Уклонение от подписания контракта
- Экспертиза документации по закупке
- Подготовка заявки на участие в аукционе
- Закупка у единственного поставщика
Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения
Из этой статьи вы узнаете:
- Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
- Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
- Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
- Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
- Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
- Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ
Соблюдение сроков и порядка выплат может обезопасить от халатного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за выполняемые контрактные обязательства вовремя. За всем этим неуклонно следит закон, в котором оплата контракта по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих данную процедуру.
Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее подробно расскажем, как теперь производится оплата контракта по 44-ФЗ, какие нововведения коснулись этой области, какие сроки установлены сейчас.
Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
jpg»>
Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО.
Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.
После внесенных в 2019 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие.
Теперь если другой Нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА.
Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.
Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.
Данная норма распространяется на торги, в которых:
- участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
- все исполнители представляют собой субъекты МСП;
- заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.
Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.
В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений относительно сроков оплаты работ по контракту. Иными словами, организатор торгов самостоятельно выбирал время оплаты, основываясь на собственных пожеланиях. После вступления в силу 83-ФЗ были зафиксированы жесткие сроки оплаты для всех соглашений, инициируемых государственными предприятиями.
Нужно понимать, что сроки оплаты относятся к наиболее важным положениям контракта. В 2020 г. в каждом документе должна содержаться полная сумма выплат, валюта, в которой средства будут переданы, и время, отведенное заказчику на их передачу исполнителю.
1. Закон предполагает несколько подходов к оплате:
- Единовременная выплата, то есть заказчик производит полный расчет с поставщиком после выполнения условий заключенного соглашения.
- Авансирование или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Заказчик имеет право самостоятельно установить размер предоплаты с учетом ограничений, зафиксированных в постановлении правительства № 1551. Так, при работах по строительству либо при капитальном ремонте максимальный аванс составляет 30 % от полной суммы соглашения. Чтобы получить оставшуюся часть средств, Исполнитель должен выполнить взятые на себя обязательства по договору.
- Поэтапная оплата – используется, когда договор предполагает определенный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ осуществляется после завершения исполнителем отдельной части работ.
Стороны выбирают один из перечисленных вариантов на основе собственных интересов и особенностей договора. В соглашении обязательно содержится список документов, свидетельствующих о поставке продукции или завершении работ.
Часть 13.1 ст. 34 устанавливает, что у заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить полученные по госконтракту товары или услуги. Отсчет срока начинается после предоставления документов, свидетельствующих о выполнении исполнителем обязательств. Это может быть акт приема-передачи, товарные накладные, счет-фактура, пр.
Но стоит оговориться, что закон предусматривает возможность отступления от данного правила. Иной срок оплаты услуг по контракту 44-ФЗ возможен в ситуациях, установленных Правительством РФ. Допустим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.
Когда заказчик устанавливает в контракте большие сроки оплаты, чем указаны в законе, его действия считаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и влекут за собой привлечение к ответственности.
2. Аванс в госконтракте в 2020 г.
Часть 13 ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам установить авансовые платежи при заключении контракта.
Нужно понимать, что размер аванса при оплате муниципального контракта по 44-ФЗ ежегодно определяется на правительственном уровне. На 2020 г.
данная сумма зафиксирована в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
Чтобы добиться большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями в положения ст.
30 ФЗ была внесена новая норма, согласно которой бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика и предусматривающее авансовые выплаты при заключении контракта на поставку ТРУ, обязано соблюдать требования нормативно-правовых актов.
При этом во внимание принимаются акты РФ, субъектов РФ, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать предоплату по договорам на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности РФ. Однако законодательство не должно устанавливать для конкретного случая иное правило. Авансовый платеж составляет:
- До 30 % от суммы договора, заключенного на сумму до 600 миллионов рублей.
- До 30 % от суммы договора более чем на 600 миллионов рублей. При этом в договор обязательно включается условие об авансировании после подтверждения поставки ТРУ. Средства переводят в объеме, соответствующем размеру поставки товара, согласно порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином. Общая сумма предоплаты не может составлять свыше 70 % от суммы договора.
Названные выше ограничения действуют только в случае с договорами на строительные работы, реконструкцию и капремонт. Если предметом соглашения является текущий ремонт, данные положения не имеют силы. Подобные ремонтные работы проводятся для обеспечения надлежащего технического состояния зданий, сооружений.
Надлежащим техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех перечисленных показателей нормам, установленным техническими регламентами, проектной документацией.
По остальным госконтрактам допускаются авансовые платежи в размере 30 %, 30–80 %, 30–90 % и 100 % от суммы соглашения.
Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
В первую очередь назначается номер платежного поручения, его дата. Перечисляемая сумма прописывается от руки, как и все следующие за ней цифры.
Далее необходимо внести данные плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, наименование кредитной организации, открывшей расчетный счет, и ее БИК.
После этого вписывается информация об исполнителе или получателе. При этом указываются аналогичные сведения, а также ЭТП. Также на данном этапе нужно обозначить операцию «01» и поочередный порядок платежа «5».
Далее указывается назначение платежа, при необходимости можно проставить номер аукциона в электронной форме. Также нужно будет отметить: «без НДС» либо «НДС не облагается».
Если ИП или организация собирается выступить в роли исполнителя госконтракта, то им необходимо внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП либо предоставить в качестве обеспечения другой вид гарантий.
Размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается заказчиком и может варьироваться в пределах 0,5–5 % от начальной максимальной цены контракта. Прежде чем перечислять денежное обеспечение, важно проверить реквизиты получателя, то есть ЭТП, на которой будут проходить торги. Реквизиты всех действующих электронных площадок выложены на официальном сайте.
Предоставляемая оплата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ является для заказчика гарантией выполнения работ либо того, что при нарушении поставщиком условий соглашения он сможет вернуть понесенные убытки.
Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании требований госконтракта. Данная сумма не может быть меньше авансового платежа при условии, что данный размер был заблаговременно прописан в документах по торгам.
В документации обязательно указываются реквизиты получателя обеспечения исполнения контракта, то есть заказчика. Если данная информация не была внесена либо в ней допущена ошибка, необходимо обратиться к покупателю, чтобы уточнить реквизиты.
Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этой графе ставят «01», если перечисление обеспечения исполнения контракта входит в бюджетные платежи. Если в поле «101» отметить любую другую цифру, придется также заполнить налоговую строку (поле 104–110).
Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.
В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:
- оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
- окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.
Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.
Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ
- Проверяйте текст соглашения, чтобы не допустить ошибок при выставлении сроков оплаты. Для СМП/СОНО они составляют 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Закон позволяет выбрать меньший срок, то есть временной отрезок не более 15 рабочих дней.
- Данный период времени не должен зависеть от поступления средств на соответствующую статью расходов, ввода объекта в эксплуатацию. Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует такую информацию об оплате контракта по 44-ФЗ: исполнитель должен получить положенную ему сумму в течение 30 дней после проведения приемки и подписания соответствующих документов. Другие сроки здесь не допускаются.
- Для каждого этапа работ должен быть установлен срок оплаты. Если заказчик укладывается в 30 дней после подписания первого документа о приемке, а поставщик за это время успевает сделать несколько поставок, допускается их одновременная оплата. Если заказчик не укладывается в месяц, лучше подготовить график поставок и оплаты контракта по 44-ФЗ.
Оплата по контракту 44-ФЗ в 2020 году: сроки, условия
Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ Срок оплаты контракта по 44-ФЗ Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта
В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.
Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ
Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.
Выделяют три варианта оплаты по договору:
- с авансом;
- поэтапная;
- единовременная.
Остановимся подробнее на каждом варианте.
Оплата с авансом
Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.
Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.
Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.
Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.
Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:
Размер аванса | Предмет закупки | Примечания |
Не более 50 % |
|
Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803). До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта. |
От 30 % до 80 % | закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции. | Должны выполняться условия:
|
От 30 % до 90 % | в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. | Исключение – закупки из предыдущего пункта. |
до 100 % | в таких закупках как:
|
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком. |
Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:
- постельное белье;
- блокноты, записные книжки;
- стиральные и моющие средства;
- легковые автомобили;
- услуги по ремонту компьютеров и др.
- Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.
Поэтапная оплата
Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.
В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.
Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:
- поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
- заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
- заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).
После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.
Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.
Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.
Единовременная оплата
Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.
В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:
- товарная накладная;
- счет-фактура;
- акт приемки-передачи выполненных работ и другие.
С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.
Срок оплаты контракта по 44-ФЗ
Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:
- не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
- не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла.
Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия.
Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).
Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта
За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.
Наказание должностного лица заказчика | Нарушение | Ссылка на статью КоАП РФ |
Штраф 3 000 рублей | Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты | п. 4.2 ст. 7.30 КоАП |
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей | Если не оплатит контракт вовремя | п. 1 ст. 7.32.5 КоАП |
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет | Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты | п. 2 ст. 7.32.5 КоАП |
Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.
Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.
В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.
Что делать, если контракт не оплачивают
Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.
В текст претензии обязательно включите:
- ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
- требования к уплате суммы, включая пени;
- срок, в который заказчик должен устранить нарушения.
К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.
Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу.
Если денег вы так и не дождались, подавайте Иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.
Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.