До 22 ноября 2021 года у работодателей по Трудовому кодексу РФ не было законных оснований оформлять кадровые документы только в электронном виде. К ним относились, например, трудовой и ученический договоры, Договор о материальной ответственности и ещё порядка 30 видов других кадровых документов.
Всем давно было очевидно, что сфера трудовых отношений давно отстаёт в своей цифровизации.
Три новых статьи ТК РФ о кадровом ЭДО
Федеральный Закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ с 22 ноября 2021 года ввёл в ТК РФ следующие новые статьи:
- ст. 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений»;
- ст. 22.2 «Порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот»;
- ст. 22.3 «Взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота.
В ст. 22.1 ТК РФ дано определение кадрового ЭДО (электронного документооборота в сфере трудовых отношений):
Это понятие в полной мере распространяется и на лиц, поступающих на работу.
По обновленным правилам работодателям разрешено вводить кадровый ЭДО в том числе в отношении дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ в ред. Закона № 377-ФЗ).
Отметим, что помимо введения в ТК РФ новых статей, Закон № 377-ФЗ установил новые правила оформления приема на работу, изменив ч. 1 и изъяв ч. 2 ст. 68 ТК РФ. По новым правилам прием на работу оформляют не приказом (распоряжением) работодателя, а трудовым договором.
То есть, теперь приказ о приеме на работу можно не оформлять. Если же работодатель решил издать такой приказ, его содержание должно соответствовать условиям трудового договора.
Содержание новых статей ТК РФ раскроем в следующих разделах.
Переход на кадровый ЭДО: обязанность или право?
В ч. 1 ст. 22.2 ТК РФ прописано, что «работодатель вправе принять решение о введении электронного документооборота». Получается, что в настоящее время закон не обязывает в безусловном порядке переходить на кадровый ЭДО. Такое решение каждая организация принимает самостоятельно.
2 варианта кадрового ЭДО
Для организации кадрового ЭДО работодатель может использовать следующие информационные системы (ст. 22.1 ТК РФ):
- платформу «Работа в России», в том числе с доступом через сайт Госуслуг;
- собственную инфосистему (ИС), позволяющую подписывать электронные документы по нормам ТК РФ, хранить их, а также фиксировать факт их получения работником и работодателем.
В итоге, работники могут через применяемую в компании ИС предоставлять работодателю и получать от него электронные документы, а также знакомиться с ними.
Закон не заставляет работодателей в обязательном порядке создавать собственную ИС для кадрового ЭДО, но и не запрещает такой формы взаимодействия с работниками.
ВИД ИНФОСИСТЕМЫ | ПОЯСНЕНИЕ |
Подсистема ЭКДО портала «Работа в России» | Успешно апробирована в ходе эксперимента и включает взаимодействие с Госуслугами, которые в свою очередь завязаны на ЕСИА Нужна регистрация работодателя на платформе «Работа в России». |
Собственная или сторонняя информационная система | Должна обеспечивать:
|
Документы-исключения
Требования, установленные новыми статьями ТК РФ, применяют в отношении документов, оформление которых в письменном виде или ознакомление с которыми под роспись работника прямо предусмотрено трудовым законодательством.
При этом новые ст. 22.1 – 22.3 ТК РФ не применяют в отношении:
- трудовых книжек и электронных сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД, СТД-Р);
- акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в т. ч. лично подписываемых работником.
Электронные подписи на портале «Работа в России»
- С переходом на ЭКДО на первый план выходит применение электронной подписи и её необходимый вид.
- Работодатели могут подписывать электронные кадровые документы на платформе «Работа в России» с помощью усиленной квалифицированной (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП), выданной с использованием инфраструктуры электронного правительства.
- Работникам разрешено подписывать электронные документы на этом портале с помощью:
- УКЭП;
- УНЭП, выданной с использованием инфраструктуры электронного правительства;
- простой ЭП, ключ которой получен при личной явке получателя в порядке, определенном Правительством РФ.
Электронные подписи для собственной инфосистемы
Работники и работодатели могут применять УКЭП во всех случаях и для всех кадровых электронных документов. А для отдельных документов этот вид подписи обязателен (ст. 22.3 ТК РФ).
- 1. Электронные подписи работодателя
- Иные электронные кадровые документы работодатель может подписывать как УКЭП, так и с помощью неквалифицированных электронных подписей.
- 2. Электронные подписи работников
Для работников предусмотрены другие требования по виду электронной подписи для подписания электронных кадровых документов (ст. 22.3 ТК РФ).
При подписании иных электронных документов работник помимо УКЭП и УНЭП может применять простую ЭП (при оформлении специального соглашения между работником и работодателем).
Приказ о переходе на кадровый ЭДО
Если работодатель решил применять кадровый ЭДО, ему нужно издать приказ или иной локальный акт, в котором указать (ст. 22.2 ТК РФ):
- сведения об инфосистеме, с использованием которой будет происходить кадровый ЭДО;
- порядок доступа к ней (при необходимости);
- перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых применяется кадровый ЭДО;
- срок уведомления работников о переходе на кадровый ЭДО и сведения о дате его введения (не ранее даты истечения срока указанного уведомления).
Работодателю также нужно разработать и утвердить порядок кадрового ЭДО, в котором прописать:
- сроки и периодичность подписания работником электронных документов и/или ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника;
- порядок проведения инструктажа по вопросам применения кадрового ЭДО (при необходимости);
- исключительные случаи, при которых допустимо оформление электронных документов на бумажном носителе;
- порядок взаимодействия работодателя с профсоюзным органом и комиссией по трудовым спорам (при необходимости).
Приказ о введении кадрового ЭДО и порядок его применения нужно согласовать с профсоюзом (при его наличии в компании).
Согласие работников
Работодатель, решивший применять кадровый ЭДО, должен уведомить каждого работника об этом в срок, указанный в приказе.
Работник имеет право согласиться или отказаться от применения кадрового ЭДО. Согласие оформляют в письменной форме. Закон позволяет отказавшемуся работнику впоследствии передумать и дать такое согласие (ст. 22.2 ТК РФ).
Вновь принимаемых на работу сотрудников работодателю нужно проинформировать о применении кадрового ЭДО.
Изменения в госзакупках с 2022 года: новые правила в законе № 44-ФЗ
В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.
Сократятся сроки оплаты по всем контрактам
С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.
Только малый бизнес | 15 дней | 10 дней | 7 дней |
Все | 30 дней | 15 дней | 10 дней |
Увеличится количество закупок для малого бизнеса
Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.
Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.
Способов закупки станет меньше
Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.
Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.
Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.
Изменятся процедуры проведения закупок
Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.
Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.
Заявка | Из двух частей | Единая заявка |
Можно внести изменения в извещение | Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок | Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок |
Время на подачу ценового предложения | 10 минут | 4 минуты |
Общее время торга | Не ограничено | Не больше 5 часов |
Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.
Документы станут электронными
Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:
- акт приемки товара, работы или Услуги;
- односторонний отказ от исполнения контракта;
- обжалование.
Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.
Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно
Документация о закупке будет отменена
Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.
В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.
Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.
Появится универсальная предквалификация
Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.
Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.
Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.
Обеспечение заявки будет встречаться чаще
Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.
Появятся независимые гарантии
Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.
В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.
Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.
Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.
Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.
Кто подлежит обязательному аудиту?
В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).
Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита
Нормативно-правовая основа | Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) | Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам |
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй | |
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб. | |
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб. | |
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 | Акционерные общества |
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 | Кредитные организации |
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 | Страховые организации |
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 | Общества взаимного страхования |
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 | Организации — организаторы торговли |
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 | Клиринговые организации |
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 | Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда |
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 | Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые Законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 | Застройщики |
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33 | Кредитные потребительские кооперативы |
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 | Микрофинансовые компании |
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 | Негосударственные пенсионные фонды |
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 | Политические партии |
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 | Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность |
Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.
ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб.
, а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.
2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.
Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст.
5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах.
Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.
В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.
Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего.
Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор.
Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
- если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
- если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана Процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).
Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно.
А вот размещение сведений является платным.
При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.
За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %.
Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.
) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.
Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):
- нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или Штраф на должностное лицо 5000 руб.;
- непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
- повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.
Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.
Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?
В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.
2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.
2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.
ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.
Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.
Какой сервис выбрать для автоматизации управленчес… Что такое «Трибуна» и как будет развиваться этот п…
Заключение контракта по 44-ФЗ: сроки подписания и изменение условий
Из нашей статьи вы узнаете:
Заключение госконтракта регулируется законом о госзакупках и нормами ГК РФ. Часть условий всегда вносятся в контракт и обязательны для исполнения, другие остаются на усмотрение заказчика. Расскажем про обязательные и необязательные условия государственного контракта и про то, что делать, если победитель торгов не хочет подписывать контракт.
Обязательные условия контракта
Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:
- о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
- об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
- касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
- о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
- об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.
Ответственность за нарушение госконтракта
За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.
За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:
- 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
- 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
- 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
- 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.
Условия оплаты
Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов.
Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.
Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования.
Условия приёмки результатов контракта
В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.
При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки.
Какими ещё могут быть обязательные условия
Помимо прочего, в контракт обычно включают условия о сроках выполнения и о предоставлении обеспечения и его возврате. Требования к обеспечению содержатся в статье 96 44-ФЗ. Сроки исполнения могут быть закреплены в виде фиксированной даты, периода (1 год), интервала (1–15 число каждого месяца) либо срока действия (в течение 2-х месяцев с момента оплаты).
Что такое условие на усмотрение
Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта.
Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании.
Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
Необязательные условия контракта
Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:
- условия о гарантии;
- условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
- условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
- условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
- иные условия, не противоречащие законодательству.
Что входит в неотъемлемые части контракта
К тексту контракта могут прилагаться дополнительные документы, которые содержат более подробную информацию о желаемых результатах контракта: спецификации, акты, инструкции, техзадания, лицензии, специальные перечни, документы, подтверждающие характеристики объектов и пр. Эти документы считаются неотъемлемой частью контракта, и этот нюанс должен быть указан в тексте контракта.
Этапы и сроки заключения контракта
Первый этап контракта един для всех видов закупок. Сначала заказчик составляет проект контракта, который размещается на ЭТП вместе с иной закупочной документацией. В нём прописаны все обязательные и дополнительные условия. После объявления победителя контракт дополняется новой информацией — в него включают наименование и реквизиты исполнителя, цену и предмет контракта.
Затем поставщик вносит обеспечение и подписывает контракт. Сроки подписания зависят от способа проведения закупки.
Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.
В случае электронного аукциона течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта.
Победитель изучает его и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.
«Астрал-ЭТ» — электронная подпись для работы на электронных торговых площадках, в ЕИС и на других федеральных порталах. Кроме того, с ней можно сдавать отчётность, зарегистрировать онлайн-кассу и работать с маркировкой.
Срок подписания контракта по итогам запроса котировок — не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.
Уклонение от подписания контракта
Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик должен предложить это участнику, занявшему второе место.
Сначала составляется протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта, без указания причины. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.
Поставщик, занявший второе место, вправе выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. В случае согласия нужно сделать следующее:
- составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником;
- разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся;
- заключить контракт по стандартному порядку;
- в течение трёх рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
Если второй участник откажется от контракта, то заключить контракт с участником, занявшим третье место, нельзя.
Изменение существенных условий контракта
По общему правилу существенные условия контракта (СУК) изменять нельзя. Но есть исключения: в ряде случаев и по соглашению сторон изменения допустимы. Главное, чтобы такая возможность была заранее предусмотрена заказчиком в тексте контракта.
Допустимы изменения следующих условий:
- цена договора при условии неизменности количества товара, объёма работы или услуги, а также их качества;
- цена договора, если объём результатов изменяется не более чем на 10%;
- цена договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
- цена, объём планируемого результата, сроки выполнения, если казённому учреждению уменьшили лимиты;
- цена договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
- количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией и документацией об аукционе.
- качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.
Также следует помнить, что изменить договор на стадии подписания нельзя. Это можно сделать после подписания, во время его исполнения, заключив дополнительное соглашение.
Изменение сроков контракта
Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый срок с помощью допсоглашения. Также при наличии объективных причин можно продлить срок оплаты по контракту.
Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы.
Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.
Участвуйте в государственных и коммерческих закупках с помощью «Астрал.Тендер». У нас можно пройти обучение и участвовать в торгах самостоятельно или получить сопровождение на всех этапах торгов.
Нюансы договорных отношений: что нужно знать о заключении договора
Договор – дело добровольное
Понятие «договор» содержится в п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
По общему правилу договор заключается путем направления предложения о его заключении, которое называется офертой, и путем встречного согласия второй стороны, которое называется акцептом.
Изначально заключение договора является делом добровольным, что следует из п. 1 ст. 421 ГК РФ.
Понуждение к заключению договора возможно только в случае, если это предусмотрено законом или если сторона добровольно приняла на себя обязательство заключить договор, но уклоняется от его заключения, например, не исполняет обязательств по предварительному договору, что регулируется ст. 429 ГК РФ.
Оферта может представлять собой направленный второй стороне проект договора, с условиями которого вторая сторона может полностью согласиться, полностью отклонить либо вступить в переговоры о согласовании условий данного договора.
Действующее законодательство не содержит понятия переговоров и не устанавливает их порядка, однако переговоры зачастую являются важным этапом, предшествующим сделке, который может повлечь для сторон определенные правовые последствия.
Во время переговоров стороны должны действовать добросовестно.
Важно предоставлять друг другу необходимую и достоверную информацию и не скрывать важные детали о себе и своей деятельности, которые влияют на суть принимаемых сторонами решений при вступлении в договорные правоотношения. Нельзя неоправданно и неожиданно для партнера прекращать переговоры.
Ответственность за нарушения при переговорах
Ответственность за недобросовестные действия в ходе переговоров о заключении договора устанавливает ст. 431.1 ГК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 434.1 ГК РФ сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки.
При этом в п.19 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 24.03.
2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на истце лежит бремя доказывания того, что, вступая в переговоры, ответчик действовал недобросовестно с целью причинения вреда истцу.
Например, пытался получить коммерческую информацию у истца либо воспрепятствовать заключению договора между истцом и третьим лицом (пункт 5 статьи 10, пункт 1 статьи 421 и пункт 1 статьи 434.1 ГК РФ). При этом правило пункта 2 статьи 1064 ГК РФ не применяется.
При ведении переговоров следует также учитывать, что нельзя раскрывать другим лицам и использовать в своих целях полученную от второй стороны переговоров конфиденциальную информацию, даже если по результатам этих переговоров договор не будет заключен. Нарушившая это правило сторона должна будет возместить другой стороне убытки, что прямо предусматривает п. 4 ст. 434.1 ГК РФ.
Обсуждая условия договора, необходимо помнить, что для заключения договора сторонам в первую очередь нужно согласовать его существенные условия. Согласно положениям п. 1 ст.
432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, которые надо согласовать по заявлению одной из сторон.
Договор есть, а договоренности – нет
Если соглашения по всем существенным условиям договора стороны не достигнут, если такие условия будут отсутствовать в договоре, то, несмотря на то, что в распоряжении обеих сторон будет находиться письменный документ, именуемый договором, с точки зрения закона договор не будет считаться заключенным. Этот вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.
В п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 разъяснено, что «в случае спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства.
При этом суду следует исходить из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной ст. 10 ГК РФ.
» Это значит, что сторонам при заключении договора следует изучить вопрос о том, какие условия в соответствии с нормами действующего законодательства являются существенными для договоров данного вида, а также четко выразить свою волю на то, какие условия договора являются существенными для стороны этого договора.
Понятно, что свою волю об условиях заключаемого договора целесообразнее всего выразить в письменном виде.
По закону юридические лица и индивидуальные предприниматели в большинстве случаев обязаны соблюдать письменную форму, когда заключают сделки между собой или с гражданами. Это следует из положений п. 3 ст. 23 и п. 1 ст. 161 ГК РФ.
Если письменная форма договора не соблюдена, то придется прилагать дополнительные усилия к доказыванию факта совершения сделки и ее условий.
И вот в этом вопросе у сторон сделки зачастую возникает недопонимание. Многие считают, что если отсутствует документ, именуемый договором, то между сторонами и самого договора нет. Но здесь необходимо учитывать, что заключить договор в письменной форме можно разными способами.
Сделать это можно, составив единый документ, поименованный сторонами «договор», в том числе с указанием вида договора. Например, «договор поставки», «договор подряда» и т.д. Но также можно заключить договор, просто обменявшись документами.
Кроме того, договор может быть признан заключенным, если стороны начали исполнять договор в ответ на предложение его заключить. Например, одна сторона направляет второй стороне счет на оплату товара, в котором указаны названные в законе существенные условия договора поставки: наименование товара (п. 3 ст.
455 ГК РФ) и его количество (п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК РФ). Вторая сторона оплачивает счет и затем принимает весь товар, подписав накладную.
Несмотря на отсутствие документа, в котором прописаны все условия сделки, в данном случае договор поставки по общему правилу будет считаться заключенным и исполненным, поскольку в данном случае счет на оплату – это оферта, а платежное поручение, равно как принятие товара и подписание накладной, – это акцепт.
Например, во многом показательно Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.08.2018 г. по делу № А81-7300/2017, которым генподрядчику, заявлявшему, что он не подписывал присланный ему договор и стороны не согласовали существенных для него условий, суд отказал в иске о возврате денег по ст. 1102 ГК РФ.
Деньги генподрядчиком оплачены по счету, который субподрядчик направил ему вместе с подписанным только с его стороны договором.
Суд, принимая решение, указал, что генподрядчик знал о выполнении работ, был заинтересован в их результате, а значит – обязан их оплатить, поскольку вместо договора выполнение работ подтверждает электронная переписка, явно исходившая от сторон, и акт о выборе участка работ.