Формат могут использовать также плательщики сборов, страховых взносов и налоговые агенты. Он нужен для передачи доверенности в электронном виде. Ведомство подготовило также порядок ее направления по ТКС.
Доверенность передают до начала электронного документооборота с представителем. Документ направляют с усиленной квалифицированной ЭП в инспекцию, где доверитель стоит на учете по любому основанию.
Формат действует с 22 августа.
Документ: Приказ ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи»
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс» и представлен ООО «Фактор Плюс» – информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Краснодаре
Указанный документ вы можете получить из справочной правовой системы КонсультантПлюс
Минфин сослался на позицию ВС РФ: пониженную ставку применяют, если код товара есть в перечне по ТН ВЭД, а не по ОКПД2. […]
Минтранс опубликовал новый порядок предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС. Документ вступит в силу 1 сентября. Его будут применять вместо аналогичного […]
Для расчета пособия в случае, когда больничный взяли для ухода за ребенком, большое значение будет иметь возраст ребенка: 8 лет и больше […]
Установлены форматы электронных документов, прилагаемых к заявлению о кадастровом учете и регистрации прав. Ужесточены требования к таким документам. Например, одним из допустимых форматов являются […]
Как оформить доверенность на сдачу отчетности
Из нашей статьи вы узнаете:
Правила выдачи и использования сертификатов электронной подписи изменились. Сертификат выдают не во всех удостоверяющих центрах, а сотрудники должны подписывать документы компании личными подписями.
Расскажем, что ждёт бизнес в 2022 году: какие обязанности появятся у сотрудников, что для них меняется в подписании документов и зачем нужно применять машиночитаемую доверенность (МЧД) при сдаче электронной отчётности.
Кто может сдавать отчётность компании или ИП
Сдавать электронную отчётность могут:
- гендиректор, учредитель компании, сам ИП;
- уполномоченный сотрудник — замдиректора, главный бухгалтер;
- уполномоченный представитель — сторонняя компания или ИП, оказывающие Услуги по сдаче отчётности.
Отчётность относится к юридически значимому документообороту, поэтому каждый отчёт перед отправкой подписывают электронной подписью.
Если директор компании или индивидуальный предприниматель сдаёт отчётность сам, то никаких дополнительных документов не нужно — он пользуется своей электронной подписью.
Если же отчётность от лица компании или ИП сдаёт уполномоченный сотрудник или представитель, то ему необходима доверенность.
Бумажная и электронная доверенность
Форма доверенности зависит от того, в какой ситуации она составляется:
- Отчётность подписывается ЭП, выданной на бухгалтера данной организации.
- Отчётность ведётся сторонней организацией с указанием ответственного лица, уполномоченного представлять отчётность.
- Отчёность индивидуального предпринимателя ведётся другим индивидуальным предпринимателем, причём доверенность заверена нотариально.
- Доверенность в ПФР
Такая доверенность содержит сведения:
- адрес регистрации организации и дату составления бланка;
- текст, указывающий на то, для какого контролирующего органа составлена доверенность;
- информация о компании-доверителе:
- наименование;
- ФИО и должность руководителя или заместителя;
- ФИО и должность уполномоченного сотрудника;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность уполномоченного сотрудника;
- список функций, которые подлежат выполнению от имени компании;
- срок действия доверенности;
- подписи доверенного лица и доверителя.
Если срок действия не указан, то доверенность действует один год.
Если обязанность сдавать отчётность возлагается на сотрудника организации или ИП, например, на штатного бухгалтера, то заверять доверенность у нотариуса не нужно. Если же полномочия передаются сторонней организации или ИП, то документ заверяют у нотариуса.
Такая доверенность обычно оформляется в бумажном виде. Для того чтобы сдавать электронную отчётность, нужна цифровая версия доверенности. Электронная доверенность содержит ту же информацию, что и бумажная. Её прилагают к отчёту в электронной форме, подписывают УКЭП доверителя и отправляют через ТКС.
Ресурс «Доверенность» на базе ФНС
Для работы с доверенностями ФНС разработала специальную систему хранения данных. Информационный ресурс «Доверенность» — это электронная база документов, которая хранит в себе информацию об уполномоченных на предоставление деклараций представителей.
Доверенность составляют и передают в налоговую инспекцию. Документ создают на бумаге или в виде электронного файла, подписанного УКЭП доверителя. В тексте указывают обязательные реквизиты, утверждённые приложением 2 приказа ФНС от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200.
Работник ведомства заносит доверенность в базу данных. Сданные сведения хранятся в налоговой три года. После этого уполномоченный сотрудник вместе с налоговой отчётностью отправляет информационное сообщение, в котором указаны представленные ранее реквизиты доверенности.
Поданную доверенность можно отозвать. Заявление составляют в произвольной форме. Передача сообщения об отзыве осуществляется теми же способами, что и подача документа на предоставление полномочий.
Если организация меняет своё название или руководителя, то отзывать доверенность не требуется.
Отчётность по доверенности в ПФР и ФСС
Сдавать отчётность в ПФР за руководителя организации без доверенности нельзя. Документ можно оформить в бумажном или электронном виде. Типовая форма доверенности размещена на сайте ПФР.
Доверенность для ФСС нужна только в том случае, если отчётность сдаёт сторонняя организация. Доверенность наделяет представителя правом не только сдавать отчётность, но и получать различные документы: справки, запросы, заявления, сверки по платёжным поручениям, выплаты страховых взносов и т.п. Её может составить Юрист или секретарь компании, а согласовать и подписать — только руководитель.
Доверитель составляет документ, дающий право на действия представителя в ФСС от имени организации, без ограничений или наделяет его частью полномочий. Во втором случае создаётся доверенность:
- единовременная — для выполнения определённой функции;
- специальная — ограниченная по времени для использования.
Доверенность необходимо зарегистрировать на портале ФСС. Этим занимается сам уполномоченный представитель. Он должен сначала зарегистрировать свою организацию на портале, авторизоваться с логином и паролем, а затем загрузить на портал сертификат своей личной электронной подписи, указать список представляемых организаций и загрузить на портал отсканированные оригиналы доверенностей.
Машиночитаемая доверенность
С 2022 года должны были измениться правила использования электронной подписи и составления доверенностей. В частности, бумажные доверенности должна была заменить машиночитаемая доверенность определённого формата. Но бизнес и госорганы оказались к этому не готовы.
Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации № 443-ФЗ» смягчил требования к переходу на обязательные машиночитаемые доверенности (МЧД).
Ранее предполагалось ввести новый регламент уже с 1 января. Однако обязательное применение МЧД отложили и ввели переходный период, предусматривающий добровольное применение электронных доверенностей до конца 2022 года.
Как сотруднику получить электронную подпись в 2022 году?
Сотрудники подписывают документы электронной подписью, которая получена на организацию. Владельцы сертификата такой подписи — юридическое лицо и сотрудник, который действует по обычной бумажной доверенности. | Сотрудник получает подпись на своё имя как физическое лицо. Машиночитаемая доверенность передаёт ему право подписывать документы организации своей подписью физического лица. Такие документы будут действительны. |
До конца 2022 года допускается использование КЭП, выдаваемой и по новой, и по старой схеме. Действующий сейчас регламент позволяет выдавать сертификаты на сотрудника, с указанием его ИНН как физлица, а также ИНН организации, от имени которой он подписывает документы.
Требования к формату машиночитаемой доверенности
Единые требования к МЧД содержатся в приказе Минцифры России от 18 августа 2021 года № 857:
- Формат — XML;
- Электронная подпись в доверенности в формате XMLDSIG или в соответствии с форматом, утверждённым приказом Минцифры от 14.09.2020 № 472.
- В доверенности нужно обязательно указать:
- название документа;
- данные доверителя (для юрлица: наименование организации, ИНН, КПП, ОГРН, СНИЛС руководителя, юридический адрес; для ИП — ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРН);
- данные представителя: ФИО, дату рождения, сведения документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ), СНИЛС и ИНН;
- дату выдачи (совершения) доверенности, для МЧД такой датой считается дата создания метки доверенного времени;
- срок действия (если он установлен);
- полномочия доверенного лица, кстати, здесь ещё придётся указать специальный идентификатор из классификатора полномочий, а при его отсутствии внести описание просто текстом;
- сведения об информационной системе, с помощью которой будет получена информации о прекращении доверенности (до окончания срока действия);
- номер документа;
- отметка о возможности передоверия;
- УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) руководителя (ИП), который выдал доверенность.
Приказ № 858 дополняет эти требования. Например, уточняется, что МЧД может формироваться «в ином формате, предусмотренном соглашением между участниками информационного взаимодействия».
Учитывая, что к приёму новых доверенностей не все системы могут вовремя подготовиться, в Приказе сделана оговорка: если в информационной системе нельзя автоматически обработать и визуализировать (т.е. представить в легко читаемом, обычном виде) электронную доверенность, то её можно представить в машиночитаемой форме в формате pdf.
Возможность создать машиночитаемую доверенность в новом формате и отправить её в ФНС в виде формализованного сообщения реализована в сервисе «1С-Отчётность». Но это работает только в конфигурации «1С Бухгалтерия предприятия 3.0».
Уполномоченному представителю налогоплательщика придётся заверять доверенность — новости Право.ру
Новые требования поставят дополнительную преграду для мошенников, но замедлят работу и увеличат издержки налогоплательщиков, считают эксперты.
Правительство подготовило поправки в Налоговый Кодекс, согласно которым уполномоченному представителю налогоплательщика придётся заверять доверенность у нотариуса, сообщили «Ведомости» со ссылкой на текст законопроекта. Сейчас достаточно печати компании и подписи её руководителя.
В этом сюжете
Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации» предлагает уточнить статус уполномоченного представителя, который закреплен в ст. 29 НК.
Согласно действующей версии кодекса, это физическое или юридическое лицо, которое плательщик уполномочил представлять его интересы в отношениях с налоговыми и таможенными органами.
Законопроект уточняет, что представитель осуществляет эти полномочия на основании нотариально заверенной доверенностью или её электронным вариантом с усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Опрошенные изданием эксперты разделились в оценке новшества.
Глава департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Антон Степанов отметил, что новые требования могут значительно замедлить получение доверенности, ведь для этого нотариуса должен будет посетить глава компании-доверителя. Степанов также отметил, что для представительства в суде нотариально заверенной доверенности не нужно, и неясно, почему у налоговой требования другие.
Партнер налоговой практики Федеральный рейтинг.
группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Страховое право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая Недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 18место По количеству юристов
Гайк Сафарян отметил, что подделать нотариально заверенную доверенность сложнее. А значит, новые нормы помогут защититься от мошенников.
Ранее «Ведомости» уже сообщали о другом положении того же законопроекта, которое касалось арифметических ошибок в налоговых декларациях. Как отмечает издание, в документе, судя по всему, собраны разнородные инициативы, которые предлагали в течение многих месяцев. Результат оказался очень объёмным и довольно спорным.
Официально законопроект ещё не опубликовали.
Образцы доверенностей для ИФНС | Пример доверенностей для налоговой
В соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.
2014 N ММВ-7-6/398@ при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.
Потребуется предоставить в ИФНС копию доверенности в бумажном или сканированном виде. Также в системе Контур-Экстерн потребуется заполнить Сообщение о представительстве (см. Особенности отправки налоговой отчетности через уполномоченного представителя).
- Предлагаем ознакомиться с примерами доверенностей для следующих случаев:
- 1.Отчетность подписывается ЭП, выданной на бухгалтера данной организации
- 2.Отчетность ведется сторонней организацией с указанием ответственного лица, уполномоченного представлять отчетность
- 3. Отчетность индивидуального предпринимателя ведется другим индивидуальным предпринимателем, причем доверенность заверена нотариально
- Также изучите инструкцию по формированию доверенности в новом интерфейсе Экстерна.
- 1. Отчетность подписывается электронной подписью бухгалтера
Такую доверенность следует оформить в случае, когда сертификат ЭП оформлен не на руководителя организации. Например, руководитель ООО «Организация 1» в лице генерального директора Иванова И.И. уполномочивает главного бухгалтера Петрова П.П. представлять интересы в ФНС.
Сохранить образец данной доверенности (ситуация 1)
2. Отчетность ведется сторонней организацией с указанием ответственного лица, уполномоченного представлять отчетность
Такую доверенность следует оформить в случае, когда отчетность Организации 1 ведется сторонней фирмой — Организацией 2. При этом в доверенности явно указывается уполномоченное лицо в Организации 2, имеющее право подписи. Таким образом, сдавать отчетность смогут либо руководитель Организации 2, либо ее уполномоченный представитель, указанный в доверенности.
Обслуживающие бухгалтерии могут видеть в Экстерне сроки действия всех сертификатов и доверенностей.
Сохранить образец данной доверенности (ситуация 2)
3. Отчетность индивидуального предпринимателя представляется другим индивидуальным предпринимателем, доверенность заверена нотариально
Такую доверенность следует оформить в случае, когда отчетность индивидуального предпринимателя Иванова И.И. представляется индивидуальным предпринимателем Сидоровым С.С., причем доверенность заверена нотариально.
- Сохранить образец данной доверенности (ситуация 3)
- Уже заполненную доверенность можно распечатать из реквизитов плательщика.
- При работе с доверенностью на этапе проверки отчета ФНС может появиться сообщение об ошибке или отказе в приеме. Порядок действий для разных случаев описан в статьях:
Позиция ФНС и Минфина
21 декабря 2020 г.
Об участии адвоката в допросе свидетеля в налоговом органе
Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.
О статусе представителя свидетеля
В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:
– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;
- – Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;
- – законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;
- – поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;
- – полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;
- – допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.
- Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок
В письме ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства»[1] одним из признаков «номинальных» налогоплательщиков (непричастных к ведению финансово-хозяйственной деятельности) был указан и такой: допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).
После обращения ФПА в Генпрокуратуру РФ[2] ФНС РФ с корректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был удален: слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» были исключены.
Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.
О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля
В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.
ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст.
92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст.
90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.
Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.
То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.
Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст.
95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7).
Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.
Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п.
1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д.
Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.
Анализ аргументов «против»
- Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:
- – представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;
- – Свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;
- – проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).
Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.
Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины.
Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.
Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.
Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4].
Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика.
Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.
В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).
Налоговый контроль предполагает сотрудничество и взаимодействие проверяемого и проверяющего: НК РФ презюмирует, что налогоплательщик не будет чинить препятствий в его проверке.
С другой стороны, проверяющие имеют законный интерес получить доброкачественные доказательства налоговозначимых событий.
Без помощи проверяемого налогоплательщика инспектор рискует отправить повестку по неактуальному адресу либо вызвать на допрос того, кто не имеет отношения к устанавливаемым событиям.
В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.
Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ
Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.
Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.
Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст.
90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.
[1] Документ утратил силу.
[2] В своем обращении президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ссылался на то, что спорное положение письма ФНС фактически «направлено на ущемление конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе».
[3] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
[4] На основании ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, ЕСПЧ в постановлении от 22 июля 2008 г.
по делу «Ханну Лехтинен против Финляндии» (№ 32993/02) решил, что непосредственное участие свидетелей при рассмотрении судами налоговых споров, включающих вопрос применения налоговых санкций, обязательно, если на этом настаивает налогоплательщик, оспаривающий такие санкции.
Прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются для российских судов обязательными, поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней являются составной частью российской правовой системы.
[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.
Кто может быть законным представителем налогоплательщика
В одних случаях роль представителя налогоплательщика определяет только закон, в других — сам налогоплательщик. Налогоплательщик может быть физическим или юридическим лицом — рассмотрим, как в обоих случаях осуществляется представительство его интересов в ИФНС.
Законный представитель налогоплательщика: кто это
Представители налогоплательщика могут быть:
- законными (ст. 27 НК РФ);
- уполномоченными (ст. 29 НК РФ).
В отношении законных представителей нужно учитывать, кого они представляют — юрлицо или физлицо:
- Законными представителями налогоплательщика-организации могут быть лица, представляющие ее интересы на основании закона либо учредительных документов. Как правило, законный представитель компании — это ее руководитель. Такому представителю не требуется доверенность. Действие (или бездействие) такого законного представителя, связанное с участием представляемого им юрлица в налоговых правоотношениях, расценивается как действие (бездействие) самой организации, которую он представляет (ст. 28 НК РФ), поэтому и ответственность будет нести она. Например, при несдаче руководителем декларации в срок Штраф по ст. 119 НК РФ будет наложен на организацию.
- Представителями физлица по закону могут быть только лица, определенные гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 26, 35 ГК РФ, ими могут быть родители, усыновители или попечители несовершеннолетних физлиц, а также опекуны и попечители недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
Что касается второй категории представителей — уполномоченных лиц, то их роль одинакова во взаимодействии и с физлицами, и с юрлицами: такие представители действуют на основании выданной им доверенности.
Уполномоченным представителем юрлица или ИП может быть:
- штатный работник;
- внештатный субъект (адвокат, юрист, юридическая организация и т.д.).
Представлять интересы физлица, не являющегося ИП, может другой человек (например, тот же адвокат) или организация.
Уполномоченными представителями налогоплательщиков не вправе быть сотрудники ФНС, ОВД, таможенных органов, прокуроры, судьи, следователи (п. 2 ст. 29 НК РФ).
Таким образом, законным представителем налогоплательщика признается, строго говоря, только то лицо, которое прописано в положениях нормативных актов и в учредительных документах.
Вместе с тем, в обиходе под «законным представителем» часто понимается как раз представитель уполномоченный.
В этом случае он считается «законным» не в силу положений НК РФ или ГК РФ, а в силу «законной» доверенности.
Условимся, что законным представителем налогоплательщика являются по существу как раз доверенные лица. Ознакомимся с особенностями составления документа, на основании которого они действуют — доверенности.
Доверенность на главного бухгалтера в налоговую: образец
Как оформить представителя физлица (не ИП)
Типичный законный представитель налогоплательщика-физического лица — это организация или ИП, которые помогают ему подать декларацию о доходах, оформить и получить налоговый вычет и т.п.
Отметим, что в общем случае такие фирмы не требуют от налогоплательщика каких-либо доверенностей, поскольку пользуются «хитрым» способом взаимодействия с ИФНС, отправляя туда документы от имени физлица-заказчика по обычной почте.
Если нужно, оформляется необходимая сопроводительная документация, или же выписываются обычные гражданско-правовые доверенности (не продиктованные положениями НК РФ) на отправку писем почтой.
Но в особо сложных случаях (например, если требуется согласовать с налоговой большой объем документации) оформляется доверенность, соответствующая требованиям НК РФ.
Главная ее особенность в том, что она должна быть заверена нотариально (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Забегая вперед, скажем, что такое же требование установлено и по доверенностям от лица индивидуальных предпринимателей, поскольку они считаются физлицами (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
В определенных случаях возможно использование документа, приравненного к нотариальной доверенности. Перечень таких документов приведен в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ (доверенности военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками таких мест и т.д.).
Содержание доверенности, особенно в части полномочий, передаваемых доверенному лицу, стороны оговаривают в индивидуальном порядке.
Как проверить нотариальную доверенность
Как оформить представителя организации и ИП
Одна из основных причин, при которых привлекается законный представитель налогоплательщика, являющегося юрлицом или ИП — необходимость подготовки или сдачи налоговой отчетности. Как мы уже отметили выше, таким представителем может быть и штатный работник, например, бухгалтер. Либо привлекается сторонний специалист или бухгалтерская служба.
На представителя хозяйствующего субъекта оформляется доверенность, в которой указаны:
- дата и место составления документа;
- наименование, ИНН, адрес хозяйствующего субъекта;
- ФИО, паспортные данные, адрес представителя (если это юрлицо — наименование, ИНН, адрес);
- перечень полномочий, передаваемых по доверенности;
- права уполномоченного представителя;
- срок действия документа (если не указан, то доверенность по умолчанию действует 1 год).
Если говорить о типичных полномочиях, передаваемых по доверенности на сдачу отчетности, то в их число входят:
- представление в ИФНС деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности, прочих документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- подача в ИФНС заявлений на получение различных справок, актов сверки;
- право подписи документов, предоставляемых в ИФНС;
- присутствие при проведении мероприятий налогового контроля;
- участие в рассмотрении материалов проверок и иных актов ИФНС;
- внесение изменений в сдаваемую налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Типичные права доверенного лица по рассматриваемой доверенности:
- право обращения в ИФНС по всем вопросам, связанным с реализацией полномочий по доверенности;
- право на получение от имени доверителя информации и документов от ИФНС.
Если доверенность оформляется юрлицом, то для ее заверения достаточно подписи руководителя. Доверенность от ИП, как мы уже знаем, требует обязательного нотариального заверения.
Копия доверенности на сдачу отчетности всегда прилагается к декларациям (а в самой декларации в установленном порядке указывается, что сдает ее законный представитель налогоплательщика).
При сдаче представителем декларации в электронном виде нужно направить в ИФНС копию (или скан) бумажной доверенности (письмо ФНС России от от 10.08.2016 № ГД-4-11/14578@).
Если в доверенности предусмотрено Передоверие, то при его практическом осуществлении новый документ, оформляемый в порядке передоверия, подлежит нотариальному заверению. Когда доверенность в порядке передоверия выдается юрлицом, ее нотариального удостоверения не требуется (п. 3 ст. 187 ГК РФ).
Как заверить копии документов для налоговой
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Налоговая отчетность через представителя
Кто может выступать в качестве законного или уполномоченного представителя организации в налоговых органах? Каковы особенности передоверия полномочий уполномоченным представителем? Какие существуют типы посредников при сдаче отчетности по ТКС?
Налогоплательщик вправе направить налоговую декларацию в инспекцию через своего представителя. Об этом говорится в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Выразитель интересов организации в ИФНС может быть законным или уполномоченным. Обязательным условием сдачи отчетности при помощи посредника является документальное подтверждение его полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 26 НК РФ).
Законный представитель
Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание — пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:
- для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — их единоличный исполнительный орган. Это генеральный директор, президент или другое лицо (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
- для производственного кооператива — его председатель (ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ);
- для полного товарищества — его участник, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).
Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.
Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Важный момент
Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).
Уполномоченный представитель
Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст.
29 НК РФ).
В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.
Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):
- дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
- данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
- должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя — работника организации (полное наименование, место нахождения представителя — юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес — представителя — стороннего физического лица);
- сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
- права уполномоченного лица;
- срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
- подпись представителя;
- подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
- оттиск печати доверителя.
Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций
Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:
Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю. Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./ |
Внимание
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).
Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г.
№ Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности — обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г.
по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).
Передоверие полномочий
Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.
Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.
Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.
Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).
Внимание
О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:
- документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
- документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.