Организация оплаты труда на предприятии 2021

Основная цель, с которой создается Положение об оплате труда и премировании работников (далее — Положение) – отразить механизмы, в соответствии с которыми производится расчет и выплата зарплаты на предприятии.

Положение разрабатывается работодателем с учетом специфики хозяйственной деятельности, финансовой возможности и штата компании. Данный документ не может противоречить Конституции РФ, трудовому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда.

К примеру, когда устанавливается система оплаты труда в муниципальных и госучреждениях, одним из регуляторных документов являются Единые рекомендации.

Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон — Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей (в 2021 году действуют рекомендации, принятые решением от 29.12.2020, протокол № 13).

Указанный документ зачастую является ориентиром и для составления положений на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Основным источником правового регулирования Положения в организации является ст. 135 ТК РФ. Однако чтобы прописать оптимальные условия, устанавливающие данный вид отношений, нужно учитывать и принимать к сведению и другие нормативные документы, а именно:

Основные функции положения об оплате труда и сфера его правового регулирования

Для понимания значения документа необходимо определить сферы его правового регулирования. Положение содержит нормы, регулирующие конкретный аспект трудовых единоличных или коллективных отношений, поэтому относится к локальным нормативным актам.

Основная функция таких актов — источник сведений для сотрудников организации о порядке и правилах расчета и выплаты зарплаты. Имея ограниченную сферу действия, такие акты конкретизируют НПА, учитывая при этом особенности и условия труда на конкретном предприятии. Иными словами, этот документ регулирует отношения внутри одного предприятия.

Исходя из положений ч. 1 ст. 135 и ст. 372 ТК РФ, Положение составляется с учетом мнения представительных органов, сотрудников предприятия, а также профсоюзов.

Какой должна быть форма и срок действия документа

  • Положение не имеет типовой формы, поэтому каждое предприятие формирует его самостоятельно, устанавливая и продумывая собственную структуру и алгоритмы оплаты труда — с учетом региональной и отраслевой специфики, но в рамках федеральных законодательных норм.
  • По общим правилам трудовых отношений Положение с момента его издания на предприятии становится обязательным для исполнения как работодателем, так и работниками.
  • Срок действия Положения устанавливает работодатель. Как правило, документ действует бессрочно и подлежит корректировке в случаях, если:
  • предприятие планирует открытие новых видов деятельности, для которых потребуется привлечение специалистов различных профессий;
  • изменяются условия оплаты труда для уже работающих сотрудников компании.

Выступать инициаторами поддержания актуального состояния локальных актов могут как работодатели, так и работники.

Положение может существовать в форме приложения к трудовому договору или приниматься в качестве самостоятельного нормативного акта.

Законодательные требования к структуре документа

Унифицированных требований, касающихся структуры Положения, закон не устанавливает. Рекомендуемая структура Положения включает несколько разделов:

  1. Общие положенияВ данном разделе приводится терминология, употребляемая в Положении, и ее толкование. Раскрываются общие принципы действия Положения. Даются ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы трудового законодательства, на основании которых была разработана устанавливаемая Положением система оплаты труда. А также оговариваются другие общие вопросы.
  2. Порядок оплаты труда и условия осуществления выплат

    Этот раздел является основным. В нем работодатель описывает систему оплаты для каждой категории своих работников: размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также основания, на которых они могут быть пересмотрены.

  3. Доплаты, надбавки и другие компенсационные выплаты

    Вопрос дополнительных выплат достаточно подробно регламентирован Трудовым кодексом, поэтому, как правило, составление этого раздела не вызывает особых трудностей. Он должен содержать информацию о порядке, в котором проводятся дополнительные и компенсационные выплаты, например ночным работникам, совместителям и т. д.

  4. Премирование и стимулирующие выплаты

    Применение стимулирующих выплат зависит от финансового положения компании. Работодатель имеет полное право устанавливать любую политику поощрения своих сотрудников. В частности, поощрять сотрудников можно:

    • за мастерство и профессионализм;
    • получение ученой степени;
    • повышение квалификации и т. д.

    Премирование может быть как систематическим, так и единоразовым. Назначение премии зависит от эффективности работы сотрудника.

    Во избежание в будущем конфликтных ситуаций, которые могут привести к трудовым спорам, следует исключить возможность назначения премии на основании субъективной оценки руководителя. Ситуации, в которых сотрудник подлежит премированию, и размеры премий, а также их периодичность следует оговорить в локальном акте предприятия.

    Разрабатывая данный раздел, следует уделить внимание четкости и однозначности формулировок, чтобы исключить конфликт с работниками.

  5. Ответственность работодателя

    В Положении следует оговорить ответственность работодателя в случае нарушения законодательных норм, касающихся оплаты труда. В частности, можно включить в данный раздел норму, устанавливающую увеличенные размеры компенсации за несвоевременную выплату зарплаты по сравнению с нормами, предусмотренными Трудовым кодексом.

  6. Заключительные положения

Итоговый раздел должен содержать информацию о вступлении Положения в действие, порядок его изменения и дополнения, место хранения документа, информацию о лицах, ответственных за его хранение. Также в этот раздел включаются вопросы, которые не вошли в предыдущие разделы.

Важно! Приведенный перечень разделов Положения может дополняться и видоизменяться работодателем. К примеру, могут быть добавлены разделы о материальной помощи и индексации зарплаты.

Издание приказа об утверждении положения об оплате труда

Разработанный макет Положения согласовывается с руководителями кадровой службы и финансового отдела (главным бухгалтером). Положения ст. 162 ТК РФ предписывают согласовать данный документ с профсоюзом, в случае если он создан на предприятии.

После согласования Положения с финансовой и кадровой службой издается приказ об утверждении положения об оплате труда за подписью первого руководителя организации.

Заполненный пример этого приказа можно скачать ниже.

Организация оплаты труда на предприятии 2021

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием Положений под подпись.

С готовым образцом положения об оплате труда можно ознакомиться здесь. 

Организация оплаты труда на предприятии 2021

Типичные ошибки при составлении положения

Исходя из анализа образцов положений об оплате труда и премировании работников, принятых некоторыми компаниями, можно выделить основные ошибки, которые работодатели допускают при их составлении.

К наиболее типичным ошибкам относится игнорирование требований ст. 136 ТК РФ. Согласно положениям данной нормы локальные акты предприятия должны в обязательном порядке содержать информацию о дате выплаты зарплаты на предприятии. Однако на практике данное требование зачастую не выполняется.

Помимо этого, положения указанной нормы содержат требование осуществлять выплату зарплаты два раза в месяц. Даже если работник изъявит желание получать зарплату один раз в месяц, работодатель не вправе это сделать, поскольку одноразовая выплата зарплаты нарушит требование трудового  законодательства, регламентирующее периодичность ее выплаты.

Важно! Предусматривать в Положении какие-либо штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей работником неправомерно. Трудовое законодательство предполагает в данном случае только дисциплинарную ответственность.

Работнику можно объявить выговор или замечание, а также уволить его.

Допустимо также предусмотреть в Положении условия, позволяющие не начислять сотруднику премию или уменьшить ее размер за определенные дисциплинарные проступки.

Доказывать неисполнение трудовых обязанностей необходимо со ссылками на письменные документы, с которыми сотрудник ознакомлен под подпись (трудовой договор, внутренний трудовой распорядок, должностная инструкция).

  1. Если Положение об оплате труда работников образца 2020-2021 годов содержит вышеперечисленные нарушения, их необходимо исключить.
  2. ***
  3. Таким образом, Положение об оплате труда и премировании полезно как работодателям, так и работникам.

Работодателям с его помощью гораздо легче обосновать перед налоговиками включение в затраты различных зарплатных выплат. В соответствии с требованиями ст.

 255 НК РФ компаниям разрешено включать в затраты расходы на оплату труда, в том числе стимулирующие и премиальные выплаты, установленные на предприятии локальными актами.

Положение позволяет объединить в одном документе все правила и условия, в соответствии с которыми оплачивается труд наемных работников.

  • Работники же благодаря Положению приобретают дополнительные гарантии своевременной выплаты установленных компенсаций и надбавок и при необходимости могут потребовать их уплаты в судебном порядке. 
  • ***
  • Еще больше материалов по теме — в рубрике «Зарплата».

Оплата труда в учреждениях: новые рекомендации

Панина Д.Ю., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2022

В конце прошлого года приняты очередные Рекомендации по системам оплаты труда[1] на 2022 год. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финобеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных НПА по оплате труда работников указанных учреждений.

Рассмотрим, чем новые рекомендации отличаются от ранее действовавших.

Читайте также:  С января 2019 г. изменятся параметры исчисления военных и приравненных к ним пенсий

Формирование систем оплаты труда

В разделе, посвященном принципам формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, сделаны дополнения, касающиеся конкретизации обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, – это один из принципов, по которым формируется система оплаты труда.

Итак, для обеспечения указанного уровня в том числе:

  • следует не допускать снижения уровня зарплаты работников, достигнутого в 2021 году;
  • выплаты компенсационного и стимулирующего характера должны производиться в пределах средств фонда оплаты труда учреждений. При индексации должностных окладов (тарифных ставок) указанные выплаты (ежемесячные надбавки), установленные работнику до индексации в процентном соотношении от должностного оклада (тарифных ставок), нельзя уменьшать в абсолютном размере (пп. «е» п. 4 Рекомендаций по системам оплаты труда[2]).

 Еще одна корректировка связана с установлением окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников (пп. «ж» п.

4) Обратите внимание: в 2022 году они формируются в зависимости от сложности выполняемых работ с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений[3], в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. В Рекомендациях-2021[4] о сложности выполняемых работ не упоминалось, о коэффициентах пилотных проектов тоже.

При формировании систем оплаты в 2022 году, как и в предыдущем периоде, требуется учитывать минимальный размер оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона[5] и правовых позиций КС РФ[6].

Данное требование применяется при установлении минимальных окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

Правовые позиции КС РФ необходимо иметь в виду и при обеспечении права работника на своевременную и в полном размере выплату ему справедливой заработной платы не ниже МРОТ (пп. «з» п. 4).

Перечень норм и условий оплаты труда

В разделе «Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ» изменения не очень существенные.

Обратим внимание на то, что при составлении трудового договора с работником (дополнительного соглашения к трудовому договору) следует учитывать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе применение коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (пп. «в» п. 5).

Системы оплаты труда работников учреждений

В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).

 Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.

При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда.

При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.

В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» появился целый перечень документов, которые необходимо учитывать, чтобы обеспечить прозрачность порядка, условий и критериев установления выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера. К Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций[7] добавились:

  • Рекомендации по организации работы классных руководителей[8] ;
  • Разъяснения по классному руководству[9];
  • Разъяснения по классному руководству в группах профобразования[10];
  • Отраслевое соглашение Минпросвещения[11] (положения, рекомендованные к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров);
  • Отраслевое соглашение Минобрнауки[12] (положения, рекомендованные к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений, к использованию в деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Минобрнауки, в том числе при заключении коллективных договоров);
  • Положение об оплате труда работников федеральных учреждений[13] (применяется при разработке Положения об оплате труда образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации; ставки не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов), предусмотренных Положением об оплате труда работников федеральных учреждений по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп).

Пункт 36 Рекомендаций по системам оплаты труда достаточно объемный. Следует обратить внимание на еще одно новшество.

Определение размеров стимулирующих выплат педагогам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также компенсационных выплат, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. Ранее определение размера стимулирующих и компенсационных выплат было более сложным.

В разделе появилось дополнение, согласно которому на 2021–2023 годы целесообразно устанавливать ЛНА организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора – не более 800 часов.

При расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.

При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу № 1601[14], в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности с 01.09.

2022 определяется в соответствии с п. 25–28 Порядка деятельности вузов[15].

При этом нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, по-прежнему организация определяет самостоятельно и утверждает своим локальным нормативным актом.

Оплата труда работников учреждений здравоохранения

Раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» содержит ряд значимых нововведений.

Согласно новому пп. «б» п. 37 при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников следует предусматривать единые размеры окладов в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям).

В подпункте «в» п. 37 появилось важное дополнение: теперь доля выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55% будет исчисляться без учета компенсации за работу в особых климатических условиях.

Нововведением является и то, что порядок повышения уровня оплаты труда младшего и прочего персонала, не участвующего в реализации базовой программы ОМС, будут определять органы исполнительной власти субъекта РФ (пп. «м» п. 37).

Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта следует учесть нормы п. 37.1 Рекомендаций по системам оплаты труда.  В целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников необходимо:

а) утвердить НПА субъектов РФ, ЛНА учреждений здравоохранения, направленных на формирование систем оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ об утверждении размера расчетной величины, групп должностей медработников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат, размеров и условий осуществления указанных выплат;

б) при введении новых систем оплаты труда медработников обеспечить гарантию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 847, в части неснижения уровня оплаты их труда.

Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта

В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» рассмотрим только одно существенное дополнение – стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано устанавливать не только в государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, имеющих право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», но и в имеющих право использовать слова «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания (п. 39).

Читайте также:  Что будет после отмены ЕНВД? Знают в ФНС

Оплата труда работников учреждений ветеринарии

На особенности формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии повлияло принятие Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу[16], которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в агропромышленном комплексе и совместные действия сторон по их реализации.

Именно в рамках реализации данного соглашения следует повышать оплату труда работников госучреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (пп. «е» п.

40), а также производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (ранее было – лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет (пп.

«н» п. 40).

Отметим также, что, как следует из пп. «л» п. 40 Рекомендаций по системам оплаты труда, надо установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в госучреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% при выслуге от 1 до 3 лет. Ранее данного условия не было, проценты по выслуге начислялись от 3 лет (10%).

* * *

Мы рассмотрели наиболее существенные дополнения в Рекомендациях по системам оплаты труда.

Разделы «Общие положения», «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», «Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях», «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» остались без существенных изменений.

[1] Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11.

[2] Далее в скобках – ссылки на Рекомендации по системам оплаты труда.

[3] Утверждаются Правительством РФ.

Образец и примерная структура Положения об оплате труда 2021

22 января

14586

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Положение об оплате труда — не обязательный локальный документ в организации. Однако его наличие поможет вам при возникновении конфликтных ситуаций. Кроме того, налоговый кодекс разрешает признавать расходами в целях уменьшения налога предусмотренные в локальных актах доплаты и компенсации.

Ключевые темы и готовые решения по нововведениям в сфере трудового права и кадрового делопроизводства вы найдете в кадровом интенсиве от Валентины Митрофановой.

Структура документа не отличается от остальных ЛНА — заголовок и общие положения, затем основная часть с указанием конкретных условий в вашей организации и в заключение — дата вступления в силу и порядок внесения изменений. Типовых бланков положения об оплате труда работников нет, поэтому вы оформляете его так, как вам удобно, придерживаясь общепринятых форм.

Давайте подробнее рассмотрим, что должно содержаться в средней, главной части Положения, а именно:

  • Системы оплаты труда на предприятии. Здесь вы перечисляете все системы, которые применяются в вашей организации.
  • Из чего состоит базовая оплата. Конкретные цифры вы укажете в трудовом договоре и штатном расписании. Здесь  раскройте порядок ее установления.
  • Надбавки и компенсации. Укажите, какие выплаты гарантированы ТК, а какие введены руководством организации. Если таких нет — ничего не пишите. Если на предприятии практикуется выплата доплат — распишите их размеры, виды, порядок начисления.
  • Система премирования. Если у вас есть отдельное положение о премировании, сошлитесь на него, чтобы избежать дублирования ЛА. Если нет, в этом пункте положения об оплате труда учреждения вы перечисляете периодичность премиальных выплат, категории сотрудников, основания. Необходимо обосновать условия, при которых возможно депремирование. Если в Положении не прописаны эти условия, лишение премии возможно только в случае невыполнения работником оснований назначения премии. Тогда в распоряжении на лишение премии перечисляются пункты из ЛНА, которые не выполнил сотрудник.
Важно! Условия назначения премий работодатель определяет сам, они прописываются в локальных нормативных актах.Основания для депремирования он тоже вправе предусмотреть. Однако, если распоряжение о лишении премии не основано на ЛНА, не получивший поощрение работник вправе оспорить это решение в суде.
Совет Депремирование не относится к видам дисциплинарных взысканий по ТК. Однако частый критерий для начисления премии — отсутствие нарушений и взысканий. Поэтому вы вправе прописать условия лишения денежного поощрения, если работник привлечен к дисциплинарной ответственности.
  • Материальная помощь также прописывается в этом разделе. Указываются ее размер и основания выдачи.
  • Следующее, что вы укажете в Положении об оплате труда — сроки выплаты зарплаты. Это —периодичность, даты выплаты зарплаты и аванса, отпускных, других платежей.
  • Укажите, каким способом выплачиваются деньги — наличными в кассе, переводом на карту и т.д.
  • Распишите порядок индексации. Напоминаем — систему индексации зарплат организация определяет самостоятельно — ТК ст.134.

В заключительной части ЛНА можно прописать, как вносятся изменения в положение об оплате труда, чем они вызываются и регламентируются.

Скачать памятку по примерной структуре Положения об оплате труда

Ответственных за разработку ЛНА по разным направлениям деятельности работодатель определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные специалисты, разрабатывающие положение целиком или отдельные его части.

Также ответственность за разработку локальных актов может быть поручена специально созданной рабочей группе.

Дополнительно возможно согласование текста проекта Положения с конкретными специалистами или профильными отделами — бухгалтерией, юридическим отделом и т.д..

Утверждается документ также стандартно. Есть два способа утверждения положения об оплате труда, они равноценны, делайте так, как вам удобно:

  1. Издать приказ об утверждении локального нормативного акта.
  2. Разместить резолюцию «утверждаю» в тексте документа, тогда приказ не нужен.
Важно! Перед тем, как положение будет введено в действие, с его текстом должен ознакомиться профсоюзный орган компании, если он есть.

Положение об оплате труда вступает в силу со дня его принятия работодателем, либо со дня, указанного в нем, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Сроки, когда локальный нормативный акт об оплате труда в организации прекращает свое действие, законом не определены. В части 8 ст. 12 ТК РФ изложены принципы определения таких сроков. Прекращением действия Положения может быть одно из следующих событий:

  • истечение срока действия, указанного в документе;
  • отмена (признание утратившим силу) другим локальным нормативным актом;
  • вступление в силу закона или иного нормативного акта, содержащего нормы трудового права более высокого уровня гарантий работникам по сравнению с установленными.

После ввода в действие Положения с ним необходимо ознакомить работников — ст.22 ТК. Претенденты на вакантные должности знакомятся с Положением по оплате труда до подписания трудового договора — ст.68 ТК. Конкретного срока ознакомления в нормативных актах не предусмотрено.

Скачать Примерное Положение об оплате труда

Усовершенствуйте свои компетенции, необходимые специалисту по кадрам, после нашего обновленного дистанционного курса.

 

Как составить положение об оплате труда работников в 2022 году: образец и пример заполнения

Трудовой кодекс гласит: системы оплаты труда (включая размеры тарифных ставок и окладов), а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

А поскольку выплата заработной платы — одна из основных обязанностей любого работодателя (ст. 22 ТК РФ), то каждая организация или ИП, нанимающий сотрудников, должны либо издать отдельный локальный акт — Положение об оплате труда, либо включить нужные данные в другой внутренний документ, к примеру, в Правила внутреннего трудового распорядка.

В частности, в нем необходимо отразить систему оплаты труда и размеры тарифных ставок или окладов.

Составить положение об оплате труда и правила внутреннего трудового распорядка по готовым шаблонам

Издавать локальные нормативные акты (ЛНА), содержание нормы трудового права, могут как работодатели — организации, так и работодатели — индивидуальные предприниматели (ст. 8 ТК РФ).

Типовой формы Положения об оплате труда и премировании не предусмотрено.

Поэтому работодатель может самостоятельно разработать структуру и содержание такого документа, исходя из специфики деятельности, финансовых возможностей и штата.

При этом, как уже упоминалось, Положение должно включать минимальный набор сведений — о системе оплаты труда и размерах тарифных ставок или окладов, действующих у работодателя.

Требования к структуре Положения об оплате труда

При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.

Читайте также:  Меры поддержки арендодателей в 2021 году

Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями.

В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений.

В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.

Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.

Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.

Существует две основных системы оплаты труда: повременная и сдельная. В первом случае оплата производится за отработанное время, а во втором — за выполненный объем. Каждая из основных систем оплаты имеет свои разновидности.

Так, повременная система бывает простой и повременно-премиальной. А сдельная может быть прямой, сдельно-премиальной, сдельно-прогрессивной, косвенно-сдельной, аккордной или комиссионной. Также см.

  «Шпаргалка по начислению зарплаты, отпускных и больничных».

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда

Также допустимо закрепить одну из систем оплаты в качестве основной, и установить исключения для отдельных категорий работников. В этом случае основная система будет применяться ко всем сотрудникам, кроме тех, которые относятся к числу исключений.

Второй раздел основной части Положения обычно посвящен правилам оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Здесь нужно детально расписать доплаты, которые полагаются сотрудникам за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, при совмещении профессий или расширении зон обслуживания.

Сюда же помещают правила оплаты сверхурочной работы, труда в выходные и праздничные дни, в ночное время, а также при выполнении работ различной квалификации или временном увеличении объема работ. Отдельно фиксируется порядок оплаты при невыполнении норм труда и при простое.

Следующий раздел Положения, как правило, касается гарантийных и компенсационных выплат. В частности, в нем прописывается порядок оплаты командировок и работы в пути (см. «Инструкция по оформлению командировок и учету командировочных расходов»). Также в этом разделе фиксируются выплаты, перечисляемые работникам в следующих случаях:

Далее следует раздел, в котором предусматривается порядок начисления и выплаты заработной платы. Здесь нужно установить требования, которые должны соблюдать работники в целях начисления заработной платы.

А также зафиксировать форму оплаты труда: наличными деньгами через кассу или перечислением на банковские карты работников, и процент возможной оплаты труда в натуральной форме.

В этом же разделе указываются порядок, место и срок выплаты заработной платы, а также правила, форма и сроки представления работникам расчетных листков.

Пятый раздел основной части Положения обычно касается индексации заработной платы. Тут фиксируются сроки и порядок повышения оплаты труда.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Шестой раздел Положения об оплате труда чаще всего посвящается премированию. Здесь нужно зафиксировать виды премий, которые будут применяться у работодателя (текущие, периодические, единовременные, индивидуальные, коллективные и т.д.

), и для каждой из них установить показатели премирования. Следует учитывать, что данные показатели должны быть максимально четкими, понятными и объективными.

При необходимости можно прописать порядок определения критериев для назначения премий и указать ответственных за это лиц.

Показатели премирования могут быть количественными (рост объема производства, продаж, чистой прибыли) или качественными (отсутствие брака, обеспечение бесперебойной работы, выполнение требований техусловий и стандартов).

Далее в разделе о премировании следует установить категории премируемых работников и размер каждого бонуса (или порядок его определения).

Величина премии может быть указана как в абсолютных цифрах, так и в относительных (в процентах от оклада, прибыли, стоимости контракта и т.п.).

После этого можно переходить к фиксации лиц, принимающих решение о назначении и выплате премии, а также прописать сроки и порядок выдачи бонусов.

На этом составление основной части Положения об оплате труда заканчивается. Остается подготовить разделы из заключительной части документа.

Сюда входят нормы об ответственности работодателя за задержку или невыплату заработной платы и за другие нарушения порядка оплаты труда и премирования. А также раздел с прочими условиями.

Обычно в нем фиксируются правила вступления документа в силу и внесения в него изменений, и другие процедурные моменты.

Как составить Положение об оплате труда

В большинстве случаев инициатива по разработке данного локального акта принадлежит работодателю. Также именно он решает все вопросы, связанные с содержанием Положения. Исключение составляют организации, где действуют профсоюзные ячейки. В этом случае ЛНА, устанавливающий системы оплаты труда, нужно формировать с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ).

Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет

Ошибки при составлении Положения об оплате труда

При разработке локального акта об оплате труда важно соблюдать основное правило — нормы этого документа не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными законодательством и коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Поэтому при составлении Положения нужно принимать во внимание соответствующие нормы Трудового кодекса. Также необходимо сверяться с требованиями обязательных для работодателя отраслевых и межотраслевых соглашений.

Работодатели присоединяются к соглашениям автоматически. Избежать этого можно лишь в том случае, если в установленный срок направить официальный отказ от участия в соглашении (ст. 48 ТК РФ).

Следующая распространенная ошибка, которую допускают при составлении любого локального акта, — путаница в терминологии. Нужно следить, чтобы в тексте документа термины и определения не подменялись и не заменялись на другие.

Также важно, чтобы они использовались именно в том значении, которое указано в глоссарии. К примеру, если в вводной части введен термин «премия», то именно он и должен применяться во всем тексте Положения.

Подмена этого термина иными (надбавка, поощрение, бонус и т.п.) недопустима.

Отдельное внимание нужно уделить формулировкам, которые используются в разделе, посвященном премированию. Дело в том, что термин «премия» в трудовом законодательстве носит двойственный характер. Так, согласно статье 129 ТК РФ, премия — это стимулирующая часть заработной платы. А в силу статьи 191 ТК РФ — это разновидность поощрения за труд, не являющаяся частью оплаты труда.

Премия, установленная в рамках статьи 129 ТК РФ, положена любому сотруднику, который выполнил норму труда. А премия, предусмотренная статьей 191 ТК РФ, выдается только тем работникам, которые добросовестно выполняют трудовые обязанности.

Решение о выплате «поощрительной» премии (а не о применении иных мер поощрения — благодарности, ценного подарка и т.п.) принимает работодатель.

То есть, это уже не обязательная выплата, право на которую есть у любого сотрудника, а некая факультативная доплата за добросовестный труд.

В связи с этим при составлении раздела о премировании нужно четко указать, какие премии входят в систему доплат и надбавок стимулирующего характера и являются частью заработной платы, которая должна быть выплачена работнику, выполнившему норму труда. А какие — являются поощрением за труд, и решение об их выплате может принимать работодатель в каждой конкретной ситуации.

Составлять локальные акты по готовым шаблонам и готовить всю кадровую отчетность

Раздел о премировании лучше начинать с премий-поощрений, используя «нейтральные» формулировки: «премия может выплачиваться», «по решению руководителя организации…», «при наличии финансовых возможностей…» и т.п.

 А премии, которые являются частью заработной платы, лучше выделить в отдельный подраздел о стимулирующих доплатах и надбавках.

При их установлении можно использовать «обязывающие» формулировки: «премия выплачивается…», «имеют право на получение одновременно с заработной платой…».

Назовем еще один момент, связанный с установлением премий, в котором часто допускаются ошибки. Все критерии выплаты премий (вне зависимости от их вида) должны быть объективными. Недопустимо закрепить право работодателя по своему усмотрению выплатить премию одному сотруднику и при тех же обстоятельствах не начислить ее другому работнику (определение Верховного суда от 27.11.17 № 69-КГ17-22).

Также см.: «Премируем работников правильно: как оформить премии в организации» и «Премируем работников правильно: сроки выплат премий и лишение премии».

Рассчитывайте зарплату и премии со всеми налогами/взносами Рассчитать бесплатно

Порядок принятия Положения об оплате труда

Подготовленный проект Положения утверждается работодателем. Это можно сделать одним из двух способов: поставить соответствующую надпись на самом ЛНА или принять отдельный документ (приказ или распоряжения), приложением к которому станет Положение об оплате труда.

Утвержденный документ необходимо довести до сведения всех работников организации под подпись (ч. 2 ст. 22 ТК РФ, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Работники могут проставлять подписи в листе ознакомления, который является частью Положения, либо в журнале ознакомления с локальными нормативными актами (в нем нужно указать реквизиты документа).

Если в компании введен кадровый электронный документооборот, либо сотрудник трудится дистанционно, то он может подтвердить факт ознакомления с Положением своей электронной подписью. Подробнее см.

 «Кадровые документы переводят в электронный вид: читаем свежие поправки в Трудовой кодекс» и «Дистанционная работа в 2021 году: читаем новый закон об «удалёнке»».

Если новое Положение вводится взамен существующего и при этом изменяются условия оплаты труда, то об этом необходимо известить работников не менее чем за два месяца до вступления в силу нового документа (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Положение об оплате труда  вступает в силу для всех работников одновременно. Либо со дня принятия этого документа работодателем либо со дня, оговоренного в самом Положении, вне зависимости от факта ознакомления с ним всего коллектива (ч. 7 ст.

 12 ТК РФ, определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.10 № 11564, апелляционные определения Архангельского областного суда от 04.07.13 № 33-3933/2013, Московского городского суда от 20.06.12 № 11-6193, Челябинского областного суда от 30.09.

13 № 11-10255/2013).

Образец Положения об оплате труда в организации

Скачать образец Положения об оплате труда в 2022 году.

В заключение отметим, что Положение об оплате труда и премировании — важный документ, который должен быть у каждого работодателя.

На закрепленные в нем нормы будут ориентироваться бухгалтеры при начислении заработной платы, надбавок, доплат и премий, и работники при получении этих выплат. Этот документ могут запросить проверяющие из трудинспекции.

А налоговики на основании Положения проконтролируют правильность начисления налогов и страховых взносов на выплаченные работникам суммы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *