Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок

Налоговики совместно со Следственным комитетом разработали методические рекомендации (Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 г.

№ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)») по  установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц компании, направленных на неуплату налогов (сборов).

Рекомендации налоговиков следует изучить руководителям и главным бухгалтерам компаний, ведь «информирован – значит вооружен».

Методические рекомендации разосланы в адрес территориальных налоговых инспекций, а также следственных органов. Теперь сотрудники Следственного комитета в рамках представленных им полномочий будут проводить проверочные, следственные и иные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговиками, и установление дополнительных доказательств.

Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Умышленные и неумышленные деяния

Прежде всего, отметим, что наличие умысла в неуплате (неполной уплате) налогов (сборов), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, карается штрафом в повышенном размере — 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Установленные в ходе проверки налоговиками доказательства совершения умышленной неуплаты налога (сбора) направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, как это предусмотрено п.3 ст.32 НК РФ.

Как свидетельствуют статистические данные за 2016 г., количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно выросло. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК РФ).

Важно!

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

  • При этом следует различать виновные деяния (умышленные и по неосторожности) и невиновные деяния (например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога).
  • АУДИТОРСКИЕ Услуги ЦЕНА
  • В рекомендациях приводятся конкретные примеры умышленных и неумышленных действий.

Например 

  1. К налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера компании.

  2. В рекомендациях отмечено, что не могут быть правомерными основаниями невиновности компании личностные и профессиональные обстоятельства сотрудников компании, что в итоге влечет налоговую ответственность в виде штрафа размером 20% от неуплаченных сумм.
  3.  ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Примеры схем уклонения от уплаты налогов (сборов)

В качестве примера умышленного совершения налогового правонарушения налоговики приводят заключение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Использование фирмы-однодневок происходит, как правило, умышленно. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

Классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) — завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной компанией.

КРИТЕРИИ ФИРМ — «ОДНОДНЕВОК»

Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Отметим, что такие понятия, как «схема дробления бизнеса» либо «дробление бизнеса», не установлены ни в НК РФ, ни в иных федеральных законах, в том числе регулирующих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тем не менее на практике основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что юридические лица (через которые происходит перераспределение доходов — для сохранения права на применение УСН, либо передача «излишних» площадей — для сохранения права на применение ЕНВД) созданы исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды.

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Важно!

В последнее время сложилась обширная судебная практика (как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов) в отношении возможности дробления бизнеса для сохранения применения специальных налоговых режимов. Если в результате дробления бизнеса созданные компании или ИП самостоятельно не осуществляют хозяйственную деятельность, то суд поддерживает позицию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2015 г. №А27-8705/2015). 

 СПЕЦРЕЖИМЫ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ

Как доказывается умысел

Как отмечено в рекомендациях, субъективная сторона устанавливается прямыми и косвенными доказательствами. К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

В рекомендациях приводятся конкретные примеры того, как суды мотивируют вину.

ПРИМЕР

Так, в одном из дел в подтверждение вины ИП налоговым органом были представлены соответствующие доказательства:

  • чеки незарегистрированных ККТ;
  • авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию компании, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента;
  • приобретение векселей у таких «контрагентов» с использованием налички в крупных размерах;
  • указание во всех копиях документов (договоров, актов приема-передачи векселей) руководителем «контрагента» одного физического лица, в то время как по учредительным документам и данным ЕГРЮЛ руководителем созданного общества значится другое физическое лицо;
  • отсутствие до момента создания юридического лица возможности получения из официальных источников сведений о его государственной регистрации.

Важно!

Суть этих примеров сводится к тому, что компанией создан формальный документооборот между участниками сделок в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Об этом свидетельствуют следующие факты: документы от имени контрагентов фактически оформлялись представителями самого общества (учредитель и руководитель организации-налогоплательщика одновременно являлся учредителем и руководителем фирм-однодневок, работник налогоплательщика одновременно являлся руководителем фирмы-однодневки, при этом в ходе допроса оба показали, что фактически руководство фирмами-однодневками не осуществляли, ставили подписи на документах).

Об умысле может свидетельствовать наличие в помещении компании печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций и другие следы создания фиктивного документооборота.

Работа по установлению умысла проводится одновременно с работой по установлению и закреплению фактов совершения налоговых правонарушений, предусмотренных ст.122 НК РФ.

Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок

В рамках проводимых мероприятий налоговиками в ходе налоговой проверки исследуются:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
  • Договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

С целью качественного сбора доказательств умысла налоговикам рекомендовано организовывать проведение выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД и сотрудниками следственных органов.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» — 1 ЧАСТЬ

Опросники для сотрудников и руководителя компании

При доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) налоговикам рекомендуется запрашивать пояснения налогоплательщиков.

В приложении к рекомендациям приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению при проведении проверок.

Важно!

Налоговикам рекомендовано обязательно задавать вопросы, связанные с выбором контрагентов, процедуре подписания договоров, учету ТМЦ сотрудникам и руководителю компании (Приложения №1,№2 к рекомендациям).

Руководителя компании могут ожидать вопросы следующего характера:

  • вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность компании?
  • если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность компании, то каким образом это происходит?
  • Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
  • какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
  • одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное?
  • если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
  • знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?
  • какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
  • кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад? 

Ничего принципиально нового в рекомендациях не содержится. Приведенные схемы уклонения от уплаты налогов (сборов) размещены на официальном сайте налоговиков и приведены в Концепции планирования системы выездных налоговых проверок. 

 ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

 НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА? 

Счетная палата перешла на самозанятость

Государственные аудиторы предложили стимулировать переход предпринимателей на новый налоговый режим

Число легальных самозанятых в России приблизилось к 1,5 млн человек. Счетная палата видит в новом налоговом режиме потенциал для вывода предпринимателей из тени, но для этого, по мнению аудиторов, нужны дополнительные стимулы

Счетная палата выявила схему ухода от налогов с помощью уточненок

Владимир Астапкович / РИА Новости

Введенный в России налоговый режим для самозанятых подходит для легализации широкого круга неформальных предпринимателей, но для повышения его привлекательности нужно продумать дополнительные стимулы для налогоплательщиков.

К такому выводу пришла Счетная палата по результатам мониторинга нового режима.

Читайте также:  Начали действовать новые тарифы ОСАГО

В начале 2019 года он начал тестироваться в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области, а с октября этого года действует во всех регионах страны.

Вопреки опасениям, что «самый льготный налоговый режим» будут использовать для ухода от налогов, массовых злоупотреблений пока не наблюдается.

Однако такой риск существует, поскольку режим предлагает выгодные ставки налогообложения (4% на доходы физических лиц, 6% на доходы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), следует из отчета государственных аудиторов, поступившего в РБК.

На льготный режим могут претендовать предприниматели без наемных работников с доходами не более 200 тыс. руб. в месяц, или 2,4 млн руб. в год. Основная часть доходов самозанятых находится в диапазоне до 500 тыс. руб. в год, отмечает Счетная палата.

На 1 декабря число зарегистрированных самозанятых в России достигло 1,434 млн человек, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе (ФНС). По данным ведомства, они вывели из тени в общей сложности 209 млрд руб. доходов. По данным анализа вставших на учет в 2019 году 390 тыс.

самозанятых, за год до регистрации 40% из них не имели никаких официальных доходов, а 85% — официальных доходов от предпринимательской деятельности. Средний возраст самозанятых — 30–40 лет. В основном это таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи или программисты, сообщала ФНС.

Молодежь (до 30 лет), как правило, работает в ИТ, самозанятые в возрасте 40–50 лет сдают жилье в аренду.

В России неформально заняты 14,58 млн граждан, или 20,7% занятых в целом, следует из последней оценки Росстата на третий квартал 2020 года. РАНХиГС оценивала теневой рынок труда в 28% ото всех занятых.

Эффект от режима для государства

«По итогам 2019 года 70% самозанятых, которые впервые открыли государству доходы от предпринимательской деятельности, заплатили 420,2 млн руб. налогов.

Это, наверное, и есть чистый эффект от легализации», — прокомментировал аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.

Приток налогов вырос более чем на 44% по сравнению с 2018 годом, подсчитала ФНС, сравнив суммы налогов самозанятых за 2019 год с поступлениями от этих же граждан за 2018 год до появления нового налогового режима.

Новый налоговый режим «стимулирует граждан выходить из «тени» — вести свою деятельность в правовом поле, уверены в Минфине. Предыдущие попытки вывести из тени доходы неформально занятых, в частности налоговые каникулы на три года, себя не оправдали, указала Счетная палата в отчете. Лишь 4,6 тыс. человек вышли из тени почти за три года.

Провал этой инициативы, по мнению аудиторов, связан с тем, что государство не предложило неформально занятым ясных перспектив в плане налогообложения после окончания налоговых каникул.

Фактически это означало, что им пришлось бы регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, платить страховые взносы, выбрать режим налогообложения или же снова «уйти в тень».

Налог на профессиональный доход — «самый льготный режим налогообложения», отмечал глава ФНС Даниил Егоров. Кроме пониженных ставок вместо стандартного подоходного налога (НДФЛ) в 13% самозанятым предоставляется налоговый вычет 10 тыс. руб. Государство дало гарантию не повышать ставки налога для самозанятых и не уменьшать верхнюю планку доходов в течение десяти лет, подчеркивает Минфин.

Для поддержки в кризис государство вернуло самозанятым налоги за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тыс. руб. (минимальный размер оплаты труда). Это фактически обнуляет налог, объяснял Егоров. Потерявшие доход самозанятые имеют право на пособие по безработице.

Чтобы сделать этот режим более привлекательным, самозанятым предоставлена возможность участвовать в закупках. Самозанятые могут получить льготные кредиты по ставке до 8,5%.

Быть самозанятым выгодно — предприниматель чувствует себя комфортно и защищенно, выполнив свою конституционную обязанность по уплате налога, считает председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. Это также удобный налоговый режим для тех, кто только начинает профессиональную карьеру, для молодежи, сказал он РБК (стать самозанятым можно с 16 лет).

Темпы роста вновь зарегистрированных самозанятых ежедневно растут и сейчас составляют более 5 тыс. новых пользователей в сутки, отмечает ФНС. Но, по прогнозу Счетной палаты, прирост будет снижаться, поскольку потенциал расширения границ эксперимента будет исчерпан — новый налоговый режим уже ввели все регионы.

Новый всплеск числа самозанятых может обеспечить отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 2021 года — в статус самозанятых перейдет часть ИП на «вмененке». По мнению аудиторов, понадобятся дополнительные стимулы, чтобы легализовать больше теневых доходов.

Например, Счетная палата предложила индексировать планку доходов самозанятых. Для этого нужно ввести специальный коэффициент-дефлятор. Мера позволила бы учитывать инфляцию и расширить круг потенциальных самозанятых. ФНС поддержала эти выводы и предложения, отмечает Счетная палата.

Ранее Торгово-промышленная палата (ТПП) предлагала разрешить регионам снижать ставку налога для самозанятых до 1%, чтобы в ручном режиме развивать разные отрасли микробизнеса. Глава ФНС скептически воспринял эту идею из-за сложностей в администрировании.

Переход ИП на режим самозанятых

Хотя перейти на более благоприятный налоговый режим вправе индивидуальные предприниматели (ИП) без наемных работников, Счетная палата не фиксирует массовой перерегистрации ИП. В основном самозанятые — это «новые лица в правовом поле», которые ранее не имели статус ИП. Доля ИП, которые перешли в статус самозанятых, не превышает 7%, уточнили в ФНС.

Сравнив заявленные доходы граждан в качестве ИП и после перехода в статус самозанятых, Счетная палата выявила негативную тенденцию снижения выручки:

  • заявленный доход ИП, перешедших в самозанятые с упрощенной системы налогообложения (УСН), упал на 19%, а сумма налогов — в 1,6 раза;
  • суммы налогов от самозанятых, которые ранее являлись ИП на режиме единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упали в семь раз;
  • переход части ИП в самозанятые отразился на доходах внебюджетных фондов: выпадающие доходы Пенсионного фонда (ПФР) составили 1,87 млрд руб., Фонда социального страхования (ФСС) — 74 млн руб. Вместе с тем на 1,07 млрд руб. выросли доходы Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Нужно дополнительно изучить, не связано ли падение доходов с тем, что после перехода в статус самозанятых бывшие ИП их занижают, чтобы платить меньше налога, указала Счетная палата.

Делать «далеко идущие выводы об уходе от налогов» пока рано, считает Кирьянов: «Выручка предпринимателей снижалась и до пандемии по объективным причинам».

37% налогов самозанятых поступает в ФОМС, остальные 63% — в бюджет региона. Работа самозанятым не учитывается как трудовой стаж. Самозанятые могут добровольно отчислять деньги в ПФР на будущую пенсию. Тем, кто не отчисляет взносы, государство гарантирует только минимальную пенсию по старости.

ФНС фиксирует попытки злоупотребления налоговым режимом — в частности, легализации «конвертной» схемы оплаты труда. Так, выявлены компании, которые перечисляют деньги самозанятым, которые раньше нигде официально не работали или работали в различных несвязанных компаниях.

Одним из рисков является перевод работников на режим самозанятых в целях минимизации налогов, подлежащих уплате в бюджет, заявил аудитор Андрей Батуркин.

Организации и раньше оформляли работников как ИП и заключали с ними гражданско-правовые договоры (ГПХ). Теперь же, чтобы не платить 30% страховых взносов и не исчислять с зарплат сотрудников 13% НДФЛ, некоторые предприятия увольняли работников, чтобы привлекать их уже в качестве самозанятых.

Но в отличие от ИП «в случае с самозанятыми ФНС видит все операции в режиме онлайн», подчеркивает налоговая служба. Привлечь бывшего сотрудника в качестве самозанятого можно только спустя два года после увольнения. Налоговая служба анализирует все организации, привлекающие самозанятых, и автоматически выявляет признаки подмены трудовых отношений. Нарушителям доначисляют НДФЛ, штрафы и пени.

ФНС проанализировала деятельность организаций с существенными выплатами самозанятым.

  • Признаки злоупотреблений при автоматизированном анализе выявлены лишь у 1766 компаний (менее 1,8%).
  • Всего 1234 (0,38%) самозанятых выполняли работу для своих бывших работодателей.

Однако недобросовестный бизнес может регистрировать новые фирмы и привлекать своих работников уже не как штатных сотрудников, а как самозанятых. Всего 254 компании (менее 0,3%) имеют признаки перевода бывших сотрудников в самозанятые с использованием аффилированных компаний.

Опасения о массовой маскировке сотрудников под самозанятых для ухода от налогов не подтвердились, указала Счетная палата.

Счётная палата выявила новую схему мошенничества при уплате НДС

Электронная система администрирования НДС, введенная в 2015 году, стала инструментом новой мошеннической схемы по уходу от налога, выявила в ходе проверки Счетная палата.

Благодаря системе АСК НДС (автоматизированная система контроля) собираемость налога в последние несколько лет выросла, признают в ведомстве. В среднем рост составил 13% в год, по итогам 2018 года сумма уплаченного НДС составила 3 761 млрд рублей.

Однако и в такой системе бизнес нашел способ уходить от налога. «Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков», — сообщают в Счетной палате.

Сначала недобросовестный бизнес подает первичную декларацию, в которой заявлен и начислен НДС к уплате, за ней подается уточненная декларация, «которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате», объясняет суть схемы аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Налоговый орган, в силу особенностей автоматизированной системы, может сделать вывод, что налог уплачен, хотя на самом деле это не так. Описанная ведомством схема – это вариант обмана компьютерной программы, объясняет адвокат Forward Legal Григорий Нистратов.

По его словам, недобросовестные плательщики используют недоработки программы, которые, во-первых, позволяют подать декларацию так, будто обязанность по предоставления налоговой отчетности таким плательщиком исполнена.

Читайте также:  Образец приказа о премировании сотрудников 2023 | Скачать форму, бланк

«С другой стороны, бизнес использует недоработки и сбои системы, связанные с нумерациями корректировок (декларации), — плательщик манипулирует информацией, которая отражена в личном кабинете плательщика. В результате налоговый орган в автоматическом режиме будет видеть, что якобы задолженности по НДС нет», — поясняет Нистратов.

Однако описанный механизм не влияет на размер обязательств компаний, и налоговый орган рано или поздно в результате камеральных проверок выявит неуплату налога, считает партнер компании «НАФКО» Павел Иккерт.

  Применение таких схем может иметь негативные последствия для бизнеса в целом, предупреждают оба юриста.

«Из-за этого любое изменение суммы, подлежащей уплате при подаче уточненных деклараций, может вызывать у ФНС подозрения, а это чревато запросом дополнительных сведений, обоснований и проверками», — резюмирует Иккерт.

Кроме того, ведомство выявило, что налоговые органы Москвы часто не штрафуют сотрудников компаний, ответственных за предоставление налоговых деклараций по НДС, когда они не сдают их вовремя. Счетная палата связывает это с небольшими суммами штрафов – смысла начислять их нет – и предлагает поднять этот вопрос в правительстве.

Заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров сообщил в комментарии Счетной палате, что служба постарается исправить эту проблемы. «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ», — сказал чиновник. Forbes ожидает ответа от Счетной палаты и ФНС.

Счетная палата выявила новую схему ухода от налогов

Ее породила новая система подачи деклараций ФНС

Автор фото: СП

За несколько последних лет в администрировании НДС произошли значительные изменения. Начиная с 2015 года введено обязательное электронное декларирование. В налоговую декларацию по НДС были погружены данные обо всех транзакциях покупки и продажи.

Это дало возможность создать систему по автоматизированному выявлению всех расхождений в цепочке формирования добавленной стоимости. Такая идентификация уклонения от налогообложения и адресный контроль повлияли на рост поступлений налога в бюджет.

В целом, с момента ввода АСК НДС-2 собираемость НДС в среднем росла более чем на 13% в год и составила в 2018 году 3 761 млрд рублей, сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу Счетной палаты.

При этом цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом. Так, Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

В частности, проверка показала, что после введения с 2014 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки.

С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно представить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема – так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 – уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате.

А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности«, — пояснил схему аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

И добавил, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

УФНС 4-5 апреля 2019 года в Межрайонной инспекции ФНС России № 9 прошли дни открытых дверей по информированию налогоплательщиков о налоговом законодательстве по налогу на доходы физических лиц и порядке заполнения налоговых деклараций.Уссурийская газета Коммунар фото pixabay.com Госдума приняла в третьем чтении правительственную поправку в Налоговый Кодекс.Деловой еженедельник Конкурент УФНС Vl.Ru фото pixabay.com В третьем чтении принят Закон с очередными поправками в Налоговый кодекс.Деловой еженедельник Конкурент Согласно новым данным, растущая инфляция оказывает влияние на продажи продуктов питания в Соединенном Королевстве, которые упали на 6,3 процента в первом квартале 2022 года. Газета Далекая окраина фото KONKURENT Сбербанк до 6 апреля включительно будет принимать заявки на ипотеку в рамках госпрограмм по старым условиям, говорится в сообщении банка. Деловой еженедельник Конкурент PRIMPRESS В Пенсионном фонде рассказали о дополнительной денежной выплате, которая придет вместе с пенсией в апреле. PrimPress.Ru 21.03.2022 г. в районе ул. П. Кашина, дома № 22, водитель, управляя ТС ТОЙОТА КОРОЛЛА, совершил наезд на препятствие — опору линии электропередач, а также опору дорожного знака 5.19.1, 5.19.2, после чего с мета ДТП скрылся, ОМВД по Партизанску 01 За период с 14 по 21 марта подразделения пожарной охраны Партизанского городского округа на ликвидацию пожаров выезжали семь раз и восемь раз на тушение горящих сухой травы и мусора. Газета Вести В Приграничье сформированы добровольные пожарные дружины. Таким образом округ готовится к пожароопасному периоду. Газета Вестник Приграничья Владивостокский базовый медицинский колледж – старейшее учебное заведение среднего медицинского образования на Дальнем Востоке- находится на пути к 100-летнему юбилею. Базовый медколледж По состоянию на 01.04.22 в Лесозаводском городском округе случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией подтверждены у 5653 (+8 чел. Лесозаводский городской округ pexels.com Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) перечислила штаммы COVID-19, которые стали встречаться реже, сообщает PRIMPRESS. PrimPress.Ru Встреча авторов литературного объединения «Родник» с поклонниками их творчества прошла накануне Дня культуры в России в городском Дворце культуры. Газета Вести Депутат Законодательного Собрания Приморского края Татьяна Косьяненко приняла участие в торжественном мероприятии, посвященном 35-летию со дня основания Приморского краевого совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Законодательное Собрание Кот Базилио, Жар-птица, Буратино, старуха Шапокляк и их друзья словно шагнули со страниц известных книг, придя в гости к юным и взрослым читателям нашего округа. Газета Вести

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых налоговым органом комиссий (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Более того на сегодняшний день вызов в налоговую на комиссию такого рода является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

  • «заседание рабочей группы по добровольному уточнению налоговых обязательств»;
  • «рабочая группа по побуждению налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств в связи с совершением налогоплательщиком операцией с контрагентами, имеющих признаки „схемных“, с контрагентами „среднего“ и „высокого“ уровня риска»;
  • «заседание комиссии по рассмотрению налоговой декларации по НДС за первый квартал … в связи с предположениями об участии налогоплательщика в схемах уклонения от налогообложения»
  • и т.п.
  • Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.
  • По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).
  • Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.
  • Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
  • При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период.

Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1  НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

  1. Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, Юрист).
  2. Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.
  3. Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросоветности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа.

Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами.

Итак, что говорить, если попал на комиссию по НДС в налоговую? Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.

), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.

), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 3 квартал 2021 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка».

По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.).

В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 3 кв. 2021 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в сентябре 2021 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2020-2021 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

  • В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.
  • На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».
  • Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Не следует идти на поводу налогового органа в случаях, когда претензии касаются не вашего непосредственного контрагента, а контрагентов третьего, четвертого и последующих звеньев (при условии отсутствия подконтрольности и сговора на уклонение от налогообложения между вашей компанией и такими организациями).

Тем более, что позитивные выводы Верховного Суда РФ по спорам о сомнительных контрагентах дают хорошие шансы отстоять вычеты НДС в такой ситуации (см. Определения Верховного Суда РФ 14.05.2020 No 307-ЭС19-27597 по делу «Звездочка», от 28.05.2020 No 305-ЭС19-16064 по делу «Красцветмет»).

В частности, ВС РФ указал, что отказ в праве на вычет НДС возможен лишь при условии, что налогоплательщик-покупатель преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с контрагентами и иными лицами действий либо в отсутствие такой цели он знал или должен был знать о нарушениях налогового законодательства контрагентами (о неуплате ими НДС в бюджет).

В заключении отметим, что комиссии по НДС при всем неприятном для налогоплательщика характере позволяют последнему оценить налоговые риски по операциям с сомнительными контрагентами и лучше подготовить свою позицию к выездной налоговой проверке (в том числе в части доказательной базы по проблемным операциям) либо дают возможность налогоплательщику с меньшими налоговыми потерями урегулировать разногласия с налоговиками, не доводя до выездной налоговой проверки и доплатив спорные суммы НДС (без применения штрафных санкций — по п. 3 ст. 122 НК РФ Штраф 40 % от суммы неуплаченного налога).

В любом случае рекомендуем привлекать налогового юриста, как только получено уведомление о вызове в налоговый орган на комиссию. Он проведет всесторонний анализ возникшей ситуации, определит тактику и стратегию поведения вашей компании.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы помочь Вам в разрешении налоговых споров по НДС. Обеспечиваем подготовку к визиту в налоговый орган, а также можем представлять интересы компании на комиссии и в суде.

Счетная палата РФ выявила нарушения почти на триллион рублей и проверит выплаты медикам за COVID-19

 Аргументы НеделиАргументы Недели

Возникает вопрос: стоило ли повышать налог на добавленную стоимость (НДС), пенсионный возраст и частично менять ставку подоходного налога? Обосновывая повышение ставки НДС с 18 до 20%, Минфин рассчитывал в 2019 году обеспечить федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб., а в 2020 и 2021 годах — 678 и 728 млрд руб. Наведение порядка в использовании бюджетных средств добавило бы экономике больше средств, чем мера, которая экономику сдерживает. Что касается столь спорной и непопулярной меры, как повышение пенсионного возраста, то за ее счет федеральный бюджет, как ранее сообщалось, начнет экономить с 2020 года чуть более 9 млрд руб., а в 2021-м экономия составит 156,3 млрд. Стоит отметить, что при неправильном использовании средств, по словам Кудрина, из заявленной суммы напрямую украдено только 2-3 млрд рублей.

Кудрин сообщил, что в 2020 году СП проверит выплату медикам дополнительных средств за риск в условиях COVID-19, а также использование бюджетных средств на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких, бесконтактных термометров и другого оборудования. При этом он считает, что медицина в стране недофинансирована, расходы бюджета на нее необходимо увеличивать, а здравоохранение требует серьезной перестройки и реформирования.

Директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев обращает внимание на то, что нет каких-либо громких дел по итогам проверок.

«Каждый год палата находит нарушения на миллиарды рублей, связанные с откровенными махинациями с госзакупками, но в основном все ограничивается формальной ответственностью, без реального наказания», — подчеркивает Эксперт.

В Счетной палате отметили, что традиционными нарушениями остаются — использование средств без достижения социально-экономического результата, нарушения в сфере закупок, нарушения при исполнении полномочий, установленных законодательством, неправильное отражение в учете фактов хозяйственной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *