Конвенция о социальном обеспечении в России вступила в силу. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения Международной организации труда (МОТ) вступила в силу в России с 1 января 2019 года.
Конвенция была принята в ходе 35-й сессии Генеральной конференции МОТ 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. Ее ратифицировали 55 государств, в т. ч. большинство стран Европы, Япония, Израиль, Бразилия, Мексика и др.
Конвенция 102-я включает следующие разделы:
- медицинское обслуживание;
- выплаты по болезни;
- пособие по безработице;
- пособие по старости;
- пособие в случаях производственного травматизма;
- семейное пособие;
- пособие по беременности;
- пособие по инвалидности; и
- пособие по случаю потери кормильца.
По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.
На ратификации 102-й Конвенции МОТ много лет настаивали профсоюзы, выдвигая это требование на каждой коллективной акции, в т. ч. ежегодно на первомайских демонстрациях и митингах. В частности, профсоюзы требовали обеспечить российским пенсионерам размер трудовой пенсии не ниже 40% от утраченного заработка, как это определяется в 102-й Конвенции МОТ.
Документ охватывает все основные сферы социального обеспечения по старости, болезни (в т. ч. профзаболеванию), безработице и т.д. По всем этим разделам имеется определение покрываемых рисков, фиксируются минимальные требования по денежным выплатам, объему услуг и времени их обеспечения.
В одном из разделов документа закрепляется соотношение между средним размером пенсии и средней заработной платой. В соответствии с международным договором, коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости для лиц с 30-летним стажем должен достигать 40 процентов.
Согласно настоящему Федеральному закону, Россия ратифицировала указанную Конвенцию с принятием обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».
Скачать Федеральный Закон от 03.10.2018 N 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)»
Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Еще статьи:
Государственная инспекция труда о расследовании тяжелых несчастных случаев
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
ГОСТ Р 7.0.97-2016: Общие требования к созданию документов
Трудовой сезон энергетического стройотряда «Фотон» завершился в «Архэнерго»
Госдума поддержала законопроект о ратификации 102 Конвенции о минимальных нормах соцобеспечения
19 июля 2018, 15:01
Конвенция устанавливает соотношение между средним размером пенсии и средним заработком
Государственная Дума на заседании приняла в первом чтении законопроект о ратификации 102 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. Проект закона был внесен на рассмотрение Госдумы правительством 16 июня наряду с законопроектом об изменении пенсионной системы.
Ранее принять проект в первом чтении палате рекомендовал профильный комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
«Конвенция устанавливает четкое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком. Предусмотрено, что коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%», — указывается в материалах.
Соотношение пенсии к уровню зарплаты на отметке 40% в долгосрочной перспективе будет обеспечено в соответствии с требованиями конвенции заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов, выступая в Госдуме.
«Согласно Конвенции, обеспечение по старости в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка, должно гарантироваться лицам, которые имеют соответствующих стаж.
Российская Федерация сможет в долгосрочной перспективе обеспечить выплату пенсий и других периодических выплат на требуемом конвенцией уровне», — сказал Пудов.
Замминистра пояснил, что 102-я Конвенция устанавливает минимальные нормы для всех разделов социального обеспечения, каждому из них дается определение покрываемых рисков и фиксируются минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг.
Законопроектом об изменениях в пенсионной системе предусматривается постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). В настоящее время пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно.
Накануне в нижней палате парламента было принято решение о продлении срока обсуждения поправок ко второму чтению до 24 сентября. Кроме того, сегодня Госдума ратифицировала 102 Конвенцию Международной организации труда. Согласно конвенции, пенсия не может составлять ниже 40% от утраченного заработка и ограничивает верхний предел возраста выхода на пенсию 65 годами.
Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения
- Федеральный закон принят
Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3
октября 2018 года. - Справка Государственно-правового управления
- Федеральным законом
ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения
(Конвенция № 102). - Конвенция подлежит ратификации
на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных
договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции. - Статья 2 Конвенции позволяет
государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими
принимаются международные обязательства. - Федеральным законом
предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи
разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни,
обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству,
обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца. - Анализ российского законодательства в сфере охраны
здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты)
показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые
риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также
беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды
медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление
основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского
работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское
обслуживание». - В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует
положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты
обеспечения по болезни. - Пособие по временной
нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни,
предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения
по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых
взносов). - Российское законодательство (в отличие от Конвенции)
не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности
периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для
предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого
дня трудовой деятельности.
Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем
это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае
заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию
беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином
застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи,
признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно
после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается
выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации
такие пособия существуют многие годы.
- Пособие по временной
нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы
выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления
инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть
ограничен. - Законодательство Российской
Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным
случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет
более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных
случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной
области). - Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат
значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.
Кроме того, названный
Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда
по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части,
превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным
законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств
обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального
вреда.
- Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение
в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем
предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные Иждивенцы. - Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам,
имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие
обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным
стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе
предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям
выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления. - В ряде случаев
законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции
установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют
требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам
предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также
женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).
Согласно Конвенции
продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской
Федерации пособие выплачивается суммарно за весь
период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого
составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых
случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также
отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.
Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам
социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её
ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции
(приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам
для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов
заработной платы.
Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100
процентов заработка.
Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной
женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный
месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100
процентов заработка).
- Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой
необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской
Федерации. - Порядок и условия назначения
страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX
«Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению
с нормами Конвенции. - Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца»
Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях
федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» и «О страховых пенсиях».
Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим
30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических
выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка.
Согласно позиции
Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления
обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.
В целях оценки уровня
пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента
замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости,
инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам,
которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции
(в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).
Таким образом, Федеральный
закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации
пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования
правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том
числе пенсионного, обеспечения граждан.
Конвенция обладает собственным
контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет)
представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств,
взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что
выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой
Конвенции.
Гд ратифицировала конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения
Сегодня на пленарном заседании депутаты приняли закон, ратифицирующий Конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения.
Она охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское
обслуживание, обеспечение по болезни, безработице, старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием,
семейное обеспечение, обеспечение по материнству, инвалидности, по случаю
потери кормильца.
По каждому из этих разделов Конвенция фиксирует минимальные
требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или
объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого
стажа для его получения.
Размеры текущих выплат по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
(исключая выплаты в случае нетрудоспособности), по инвалидности и по случаю
потери кормильца должны пересматриваться при существенных изменениях в общем
уровне заработков, наступающих в результате существенных изменений в стоимости
жизни граждан.
Применительно к пенсиям по старости Конвенцией предусмотрен
ее минимальный размер – 40% от прежнего заработка получателя.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин ранее
отмечал, что тема ратификации Конвенции «обсуждалась десятилетиями и впервые
вынесена для принятия решения».
Он также подчеркивал, что повышение пенсий является
одной из целей совершенствования пенсионного законодательства, а гарантией этого являются
положения Конвенции Международной организации труда. «Мы в Государственной Думе
приняли решение о том, чтобы пенсия была на менее 40% заработной платы
человека, который выходит на пенсию. Это ратификация Конвенции МОТ», — говорил
Вячеслав Володин.
По словам члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольги Павловой, «ратификация данной Конвенции является
неотъемлемой частью пакета изменений параметров пенсионной системы и призвана
обеспечить гарантии защиты социальных и экономических прав российских граждан».
В свою очередь член Комитета по бюджету и налогам Андрей
Исаев отмечал, что ратификация Конвенции означает, что «Россия возьмет на себя
соответствующие международные обязательства, из которых важнейшая — гарантия
того, что человек должен получать не менее 40% утраченного заработка в качестве
пенсии».
Конвенция принята 35-й сессией Генеральной конференции
Международной организации труда в г. Женеве 28 июня 1952 года и вступила в силу
27 апреля 1955 года. К настоящему времени Конвенцию ратифицировали 55
государств.
Пенсии, больничные, медицина. Что значит для нас ратификация Конвенции № 102
Владимир Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ от 03.10.2018 «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».
Документ опубликован накануне вечером на официальном интернет-портале правовой информации.
Улучшится ли жизнь россиян после этого? Судя по м властей, в нашей стране с соцобеспечением и так все неплохо по сравнению с нормами, диктуемыми Конвенцией.
Разделы Конвенции
Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.
Федеральным законом предлагается принять от имени РФ обязательства в отношении семи разделов Конвенции:
- медицинское обслуживание;
- обеспечение по болезни;
- обеспечение по старости;
- обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
- обеспечение по материнству;
- обеспечение по инвалидности;
- и обеспечение по случаю потери кормильца.
Медицина
В плане медицины Россия вполне укладывается в нормы Конвенции, отмечается на сайте Кремля.
- Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».
- Отметим, в статье 10 Конвенции говорится:
1. Обеспечение должно включать как минимум:
- а) в случае болезненного состояния:
- обслуживание врачами общей практики, включая визиты на дому;
- обслуживание врачами-специалистами стационарных и амбулаторных больных в больницах, и обслуживание, которое может оказываться врачами-специалистами вне больниц;
- предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого квалифицированного практика;
- госпитализацию в случае необходимости;
b) в случае беременности и родов и их последствий:
- обслуживание до, во время и после родов, оказываемое либо врачом, либо дипломированной акушеркой;
- госпитализацию в случае необходимости.
2. Бенефициарий или его кормилец могут привлекаться к долевому участию в оплате стоимости медицинского обслуживания бенефициария в случае его болезненного состояния; правила такого долевого участия должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оно не оказалось слишком обременительным.
Больничные
В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» в Кремле также отметили, что законодательство РФ полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.
- Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).
- Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.
- Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.
- Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в РФ такие пособия существуют многие годы.
- Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.
Производственные травмы
Законодательство РФ предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учетом международных норм в данной области).
Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.
https://www.youtube.com/watch?v=SQZaG5b-l88
Кроме того, застрахованные лица имеют право на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.
Потеря кормильца
Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в РФ значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.
Материнство
Нормы законодательства РФ, предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.
В ряде случаев законодательством РФ по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в РФ пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).
Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в РФ пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов, а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.
Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства – члены, ее ратифицировавшие. Согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.
Пособие по беременности и родам в РФ выше указанной минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.
Инвалиды
Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.
Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в РФ (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.
Пенсии
Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка.
Согласно позиции Правительства РФ в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца, сообщается на сайте Кремля.
В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя РФ в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения минимальными нормами Международной организации труда).
Отметим, в статье 25 Конвенции говорится, что обеспечение по старости должно гарантироваться защищенным лицам определенного возраста. Установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране.
Итог
Как сообщает пресс-служба Кремля, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного обеспечения, граждан.
Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.
О внесении в госдуму законопроекта о ратификации конвенции международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения
16 июня 2018 14:50
Постановление от 16 июня 2018 года №685. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция №102) принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1952 года в Женеве.
Проект федерального закона «О ратификации Конвенции о минимальных нормах
социального обеспечения (Конвенции №102)» (далее – законопроект) внесён
Минтрудом и МИД России.
Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция №102)
принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда
28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. В
настоящее время Конвенцию №102 ратифицировали 55 государств.
- Конвенция №102 – основополагающий документ международного права
социального обеспечения, определяющий содержание Европейского и
Ибероамериканского кодексов социального обеспечения, а также соответствующих
статей Европейской социальной хартии и Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах человека, участницей которых является Россия. - В Конвенции №102 зафиксированы главные принципы организации и управления
социальным обеспечением, такие как гарантированность пенсий и пособий, размер
выплат, предотвращающий бедность, социальная солидарность и коллективное
финансирование, финансовая устойчивость системы на основе актуарных расчётов,
демократическое управление с участием социальных партнёров, право обжалования
решений администрации и общая ответственность государства за функционирование
системы. - Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции №102
показал, что параметры системы социального обеспечения в России отвечают
положениям Конвенции.
В частности, Конвенция устанавливает чёткое
соотношение между средним размером пенсии и средним заработком.
Предусмотрено,
что коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости
должен достигать 40%.
Аналогичный показатель зафиксирован в Стратегии долгосрочного развития
пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р).
В соответствии с требованиями Конвенции №102 в отношении
национальных систем обязательного пенсионного страхования наёмных работников
Минтрудом России разработана Методика расчёта коэффициента замещения прежнего
заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю
потери кормильца. Эта Методика соответствует юридическим обязательствам,
которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в Конвенции.
- Законопроект одобрен на заседании
Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений 15 сентября 2015 года. - В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О международных
договорах Российской Федерации» Конвенция №102 подлежит ратификации. - Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
Российской Федерации 14 июня 2018 года.
Подготовка к ратификации Россией Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения»
«РФ-сегодня»
Совет Федерации будет содействовать тому, чтобы подготовка законодательства, необходимого для ратификации Россией Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», была ускорена.
Об этом заявила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова по итогам состоявших в Государственной Думе парламентских слушаний, посвященных перспективам ратификации Российской Федерацией одного из основополагающих документов международного права.
Ратификация Конвенции, несомненно, важна и для страны, и для каждого человека, — отмечает сенатор. «Мы присоединяемся к международным стандартам социального обеспечения, будь то медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и т.д.
По словам вице-спикера СФ, российское законодательство в целом соответствует международным требованиям. В законодательстве страны отражены все девять видов социального обеспечения, закрепленных в Конвенции.
Более того, наша система социального страхования является достаточно отработанным и совершенным механизмом, благодаря которому соблюдаются главные принципы Конвенции в организации и управлении социальным обеспечением — от гарантированности пенсий и пособий; социальной солидарности и коллективного финансирования до ответственности государства за функционирование системы.
Эксперты сходятся во мнении, что по некоторым видам социального обеспечения, таким как, например, страховые пенсии по инвалидности или пособия по временной нетрудоспособности, по условиям их предоставления, продолжительности выплат российское законодательство превосходит требования и стандарты Конвенции. Однако по многим позициям минимальный размер пособия не установлен, и это снижает эффективность социального обеспечения.
Сегодня ведется очень сложная работа по подготовке методик расчета коэффициентов замещения заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, потере кормильца, проинформировала Галина Карелова.
«Варианты есть, но они нуждаются в доработке. Кроме того, при принятии они должны быть нормативно закреплены в национальном законодательстве и официально признаны МОТ.
Это является сегодня главной задачей, к решению которой будет подключаться и Совет Федерации», — сказала сенатор.
Галина Карелова также сообщила, что проект закона о ратификации Конвенции уже подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Россия в соответствии с законопроектом намерена первоначально ратифицировать 7 разделов Конвенции.
Сферы социального страхования, касающиеся семейных пособий и защиты от безработицы, не включены, поскольку построены на иных принципах, чем принципы, закрепленные в Конвенции.
Так, например, охват населения системой защиты в России шире, однако сам размер пособия по безработице ограничен.
Галина Карелова проинформировала, что Россия уже ратифицировала 60 конвенций МОТ.
Они применяются при регулировании правовых отношений, касающихся, например, минимального возраста допуска детей на работу в различных сферах промышленности и различного рода ограничений для детского труда, равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ежегодных оплачиваемых отпусков, политики в области занятости. «Ратификация Россией Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» будет содействовать развитию трудового законодательства в стране и подтвердит ее приверженность нормам и принципам международного права».
Пенсии в 40% от заработка: Дума рассмотрит вопрос о ратификации конвенции МОТ
Контекст
ОП РФ не против повышения пенсионного возрастаПенсионные реформы: мировой опыт
Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ.
Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции.
Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.
РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.
Конвенция МОТ
Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал.
Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках.
Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.
Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения.
Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.
Пенсии
В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.
Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве.
Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено.
Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.
Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка.
Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.
Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости.
Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов.
Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.
Россия готовится к ратификации
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.
«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения.
Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.
Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом.
Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга.
Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.
С 27 февраля 2020г для россии становятся обязательными стандарты конвенции № 102 международной организации труда
| 27 февраля 2020 г.
С 27 февраля 2020 года для нашей страны становятся обязательными стандарты Конвенции № 102 Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения».
Самая известная из них — размер пенсии должен быть не менее 40 процентов от заработной платы. Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего — семь позиций.
Закон о ратификации конвенции вступил в силу 1 января 2019 года. А теперь — и сама конвенция.
Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали нормы МОТ. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью «Российской газете» профессор Финансовой академии при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Александр Львович, так по каким стандартам мы уже добились ориентиров МОТ?
Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается разделов по обеспечению в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.
Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых.
А что нужно «подправить» в обеспечении по материнству?
Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками — еще с советских времен.
Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после рождения длится 14 месяцев, а у нас — 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.
Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо идти вперед и добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами.
С медициной мы укладываемся в стандарты?
Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.
И все это одинаково доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс достаточно много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медицинскую помощь по расширенному пакету. Конечно, недостатки есть. Мы их знаем.
Еще один раздел — «Обеспечение по болезни». Здесь еще со времен СССР мы имеем развитую систему страхования.
Все жду, когда вы скажете: «Но…»
Сафонов: По больничным — скажу. Но… есть проблема. Она связана с тем, что обеспечение по болезни предусматривает участие человека в нормальных трудовых отношениях. За него работодатель производит отчисления во внебюджетные фонды: соцстрахования и обязательного медицинского страхования. По аналогии с Пенсионным фондом, только там другие проценты.
У фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования (ОМС) те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики. Все эти люди не защищены через инструмент социального страхования на случай болезни.
Как решить эту проблему? Обязать самозанятых и «индивидуалов» платить взносы?
Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.
А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, как в СССР, сделать 100-процентную оплату? Или государство не потянет?
Сафонов: Вопрос не в силах государства. Вопрос в тарифе: сколько люди готовы за это заплатить.
А ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. В условиях, когда возникают разного рода заболевания, как коронавирус, это фактически угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.
Мы должны понимать, что нахождение человека на больничном — это не преференция, а логичная тема, которая вытекает из программы увеличения продолжительности жизни населения. Причем здорового периода жизни. Потому что любая недолеченная болезнь превращается в хроническую, а то и приводит к инвалидности.
Так сколько мы должны заплатить, чтобы не терять на больничном заработок?
Сафонов: Это надо считать в каждом конкретном случае. Но сначала необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.
Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая — Стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году максимальный размер дневного пособия не должен превышать 2301,37 рубля. Умножьте на 21 рабочий день, получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.
Понятно, переходить, например, с 200 тысяч рублей зарплаты на 48 тысяч — тяжело. И если человек хочет иметь более высокий уровень защищенности на случай болезни, то для него надо предусмотреть дополнительно вторую программу — добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный Тариф.
Какие разделы Конвенции № 102 ратифицировала Россия
Раздел II «Медицинское обслуживание», III «Обеспечение по болезни», V «Обеспечение по старости», VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», VIII «Обеспечение по материнству», IX «Обеспечение по инвалидности» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца». rg.ru/2020/02/27/reg-cfo/vyplaty-po-bolnichnym-listam-mozhno-uvelichit.html
Исаев: Ратификация Конвенции о нормах соцобеспечения укрепит социальную сферу России
ER.RU В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения»
Принятие Россией международных документов, расширяющих социально-трудовые права работников, – серьезный шаг на пути укрепления социального государства. Об этом в ходе парламентских слушаний в понедельник, 16 ноября, заявил заместитель председателя Государственной Думы, заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Андрей Исаев.
«За последние годы наша страна проделала огромный путь в этом направлении, ратифицировав десятки важнейших международных норм.
Так, в 2009 году была частично ратифицирована Европейская социальной хартия, а возможность ее полной ратификации обсуждалась в Госдуме в апреле этого года на «круглом столе», организованном комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов», — напомнил парламентарий.
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и за прошедшие три года была проведена огромная работа по приведению российского законодательства в соответствие с положениями этой Конвенции.
«Обсуждаемая сегодня тема уже неоднократно рассматривалась в формате «круглых столов», парламентских слушаний в российском парламенте.
Государственная Дума в 2007 году официально обращалась к правительству Российской Федерации с предложением об ускорении внесения проекта федерального закона о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения.
Подчеркну, что в соответствии с Конституцией международные договоры, к которым, безусловно, относится и Конвенция, могут быть внесены в парламент для ратификации только президентом или правительством. Сама Госдума инициировать такое решение не может», — пояснил Исаев.
- Депутат уточнил, что главное, что было сделано за эти годы, – под влиянием общества, при активном участии сторон социального партнерства последовательно создавалась сбалансированная система социальной защиты и социальной политики.
- В качестве примера он привел принятые парламентом в 2013 году законы о пенсионном обеспечении, которые создали хорошую базу для ратификации 102 Конвенции.
- Министерством труда и социальной защиты уже подготовлен проект федерального закона о ратификации 102 Конвенции МОТ.
«По отдельным видам социального обеспечения наше законодательство значительно превосходит ее требования, например, по условиям предоставления страховых пенсий по инвалидности, являясь более гуманным по отношению к наиболее уязвимой части населения. Однако есть и проблемы – например, с пособиями по безработице и семейными пособиями. Ключевое и наиболее обсуждаемое в России обязательство Конвенции связано с пенсионным обеспечением», — добавил депутат.
102 Конвенция предусматривает, что коэффициент замещения трудовой пенсией по старости должен достигать 40% утраченного заработка. Исаев отметил, что аналогичное обязательство зафиксировано в правительственной стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
Вместе с тем, Конвенция предусматривает определенную гибкость в реализации принимаемых обязательств.
Имеется в виду, что страна может выбрать метод расчета предоставляемого обеспечения, конкретизировать категории его получателей.
Так, Минтруда России уже разработало проект Методики расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
«Проект Методики необходимо внимательно рассмотреть и обсудить в рамках сегодняшних парламентских слушаний. Сейчас, когда мы вплотную подошли к ратификации 102 Конвенции, наша задача сделать так, чтобы это не стало формальным шагом, а действительно привело к улучшению уровня благосостояния и благополучия наших граждан», — подчеркнул парламентарий.