Накладная 2022: статьи, новости и другие полезные материалы — ППТ

Сравним старую и новую форму. Скачайте образец новой транспортной накладной

Транспортная накладная — это первичный учетный документ, который обязательно применять при заключении договора на перевозку грузов автомобильным транспортом:

  • ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Информация Минфина России № ПЗ-10/2012;
  • ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Составлять такую транспортную накладную нужно по установленной форме:

  • Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200.

В конце статьи есть шпаргалка

В этой накладной грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия перевозки. Для бухгалтерского и налогового учета она подтверждает прием и сдачу груза, а также расходы на перевозку (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696).

Отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной само по себе не является основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (Письмо ФНС России от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 26 от 26.06.2018).

Чтобы документально подтвердить реальность сделки — факт транспортировки и перехода рисков потери и повреждения товара к продавцу до момента передачи его на складе покупателя, транспортная накладная все же необходима (ст. 796 ГК РФ, Письма ФНС России от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, Минфина России от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540).

Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель заинтересованы в правильности заполнения транспортной накладной:

  • с 1 января 2022 года можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • с 1 марта 2022 года — по обновленной форме (Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 и от 30.11.2021 № 2116).

Транспортная накладная: правила, изменения

  1. С 1 января 2022 года транспортная накладная оформляется на бумажном носителе либо создается в электронном виде (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 336-ФЗ).

    Электронная транспортная накладная формируется в форме электронного документа, заверенного усиленными квалифицированными электронными подписями (УКЭП) участников информационного взаимодействия. Сформированные документы нужно будет направлять в специальную информационную систему.

    Формат электронной транспортной накладной утверждается ФНС совместно с Минтрансом по согласованию с Минцифры (Приказ ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@).

  2. С 1 марта 2022 года:
    • Нужно составлять на бумаге еще и четвертый ее экземпляр для грузоотправителя в случае, если транспортная накладная используется как первичный документ (подп. 4 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116). В остальных случаях на бумажном носителе транспортная накладная, как и прежде, составляется в трех экземплярах (оригиналах): для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 10 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200).
    • Если транспортная накладная применяется в качестве первичного учетного документа, то нужно заполнить новый раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в рублях (при необходимости)» (подп. 27 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116).
    • Если перевозчик меняет автомобиль или водителя, то он обязан уведомить стороны договора перевозки. Сведения о замене нужно отразить в разделе 6 «Перевозчик» и (или) 7 «Транспортное средство» (подп. 5 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116).
    • Договор перевозки считается заключенным, если произведена погрузка груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнен обеими сторонами раздел 8 «Прием груза» транспортной накладной (подп. 12 п. 3 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116).

Сравнение прежней и новой формы

  • В новой транспортной накладной сокращено количество разделов с 17 до 12. Теперь в бланке этой накладной нет разделов «Условия перевозки», «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», «Оговорки и замечания перевозчика», «Прочие условия», «Подписи сторон».
  • Более детальные изменения в составе транспортной накладной описаны в таблице:
Разделы новой формы Новые правила по заполнению Прежние правила заполнения
1 При указании данных об иностранных лицах:

  • юрлицо: вместо ИНН указывают иные реквизиты, позволяющие идентифицировать юрлицо, в том числе страну, резидентом которой эта организация является;
  • физлицо: вместо ИНН указывают данные о стране, резидентом которой это физлицо является, а также данные документа, удостоверяющего личность
В предыдущем порядке заполнения такой оговорки нет
2
3 Объявленную стоимость можно указывать при необходимости В предыдущей форме такой оговорки нет
4 Название раздела дополнили словами «при наличии», то есть раздел не является обязательным для заполнения В предыдущей форме такой оговорки нет
5 Переименовано название раздела, теперь это «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки». В этом разделе обновленной формы по сравнению с действующей нужно указывать новые сведения:

  • маршрут перевозки, дату и время доставки груза (при необходимости);
  • контактную информацию о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка
В предыдущей форме раздел называется «Указание грузоотправителя». Сведения о характеристиках транспортного средства, которое необходимо для перевозки, теперь не предусмотрены 
6 При указании данных физлица вместо ИНН можно указать серию и номер водительского удостоверения водителя. Также изменился номер раздела  В предыдущей форме это раздел 10
7 По сравнению с действующей формой в разделе пять типов владения вместо трех. Появились новые типы владения: «совместная собственность супругов» и «безвозмездное пользование». Также появились новые сведения:

  • реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды, лизинга и безвозмездного пользования);
  • номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз (при наличии).

Изменился номер раздела

В предыдущей форме это раздел 11. Информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения и установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз в предыдущей форме указывают в разделе 13
8 В разделе нужно будет указывать новые сведения:

  • реквизиты лица, осуществляющего погрузку груза в транспортное средство;
  • наименование (ИНН) владельца объекта инфраструктуры пункта погрузки.

Изменился номер раздела 

В предыдущей форме это раздел 6
9 По сравнению с действующей формой заполнение этого раздела необязательно. Также есть изменения, где требуется указать вид переадресовки: на бумаге или в электронном виде. В действующей форме — устно или письменно. Изменился номер раздела В предыдущей форме это раздел 14
10 В разделе появился новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т.д. Изменился номер раздела В предыдущей форме это раздел 7. В предыдущей форме оговорки и замечания перевозчика указывают в разделе 12 
11 Изменился номер раздела В предыдущей форме это раздел 17
12 Изменился номер и название раздела. Содержание раздела также изменилось. Это связано с тем, что транспортную накладную с заполненным разделом 12 можно использовать в качестве первичного учетного документа. В разделе 12 теперь указывают:

  • стоимость услуг перевозки без налога;
  • налоговую ставку;
  • сумму налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимость услуг перевозки с налогом;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны перевозчика;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя;
  • основание, по которому экономический субъект является составителем документа со стороны грузоотправителя и со стороны перевозчика;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать лицо, от которого будут поступать деньги
В предыдущей форме это раздел 16. В предыдущей форме указывают только стоимость услуги в рублях с детализацией расходов. В новой форме такой детализации не предусмотрено

Образец заполнения формы транспортной накладной начиная с 1 марта 2022 года см. во вложении.

В конце статьи есть шпаргалка

Оформление транспортной накладной в зависимости от обстоятельств

По общему правилу транспортную накладную выписывает грузоотправитель (организация, которая заказывает перевозку груза), если в договоре перевозки не установлено иное.

В договоре перевозки стороны могут установить, что накладную должен выписать сам перевозчик (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.

 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200).

Транспортную накладную оформляют, когда товар (груз) покупателю доставляет:

  • транспортная компания. Если перевозку в транспортной компании заказывает покупатель, то в этом случае он является грузоотправителем и по общему правилу должен составить транспортную накладную;
  • продавец (поставщик) собственным транспортом, при условии что стоимость доставки в договоре купли-продажи (поставки) указана отдельно от стоимости товара. В таком случае договор является смешанным, содержащим элементы договора купли-продажи (поставки) и договора перевозки (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

При доставке товара (груза) с привлечением экспедитора по договору транспортной экспедиции экспедитор должен оформлять транспортную накладную независимо от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@).

Когда груз покупателю доставляет сам экспедитор, то договор транспортной экспедиции содержит элементы договора перевозки груза (п. 3 ст. 421 ГК РФ). И тогда в транспортной накладной в качестве грузоотправителя указывается продавец, перевозчиком является экспедитор, а грузополучатель — покупатель.

Если экспедитор в рамках договора транспортной экспедиции заключает договор перевозки груза с транспортной компанией, то при заключении экспедитором такого договора:

  • от имени продавца — экспедитор оформляет транспортную накладную на основании выданной ему доверенности и указывает продавца в качестве грузоотправителя;
  • от своего имени — экспедитор оформляет транспортную накладную от своего имени, указав себя в качестве грузоотправителя.

Расходы на экспедиторские услуги еще надо подтверждать поручением экспедитору, экспедиторской распиской и актом оказания услуг (Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-03-06/1/15512).

Особенности заполнения транспортной накладной при доставке товара (груза) продавцом

Распространенный способ доставки, когда по договору купли-продажи товара обязанность по доставке возложена на продавца. В этом случае заполнение транспортной накладной зависит от обстоятельств:

  • как сформирована стоимость доставки (включена в цену товара или установлена сверх нее);
  • где переходит право собственности на товар (на складе продавца или покупателя).

Когда товар передан в собственность покупателю на складе продавца, то продавец доставляет уже «чужой» товар. А значит, он оказывает покупателю транспортную услугу. Продавец выступает в качестве автоперевозчика, а покупатель — заказчика.

Если стоимость доставки включена в цену товара, то покупателю для отражения расходов на доставку и продавцу для учета доходов, кроме товарной накладной, никакой другой документ не требуется (Письмо Минфина РФ от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413).

Когда товар в собственность передается на складе покупателя, то продавец везет свой товар. И если стоимость доставки выделена отдельно, то оформить транспортную накладную необходимо для подтверждения расходов у покупателя и выручки у продавца.

Разделы новой транспортной накладной, по которым наиболее часто возникают вопросы, можно заполнить так:

Стоимость доставки Переход права собственности на товар Разделы новой транспортной накладной:
Грузоотправитель (раздел 1) Перевозчик (раздел 6) Грузополучатель (раздел 2)
Включена в цену товара На складе покупателя Транспортная накладная не оформляется, так как договор перевозки не заключается
На складе продавца Покупатель Продавец Покупатель
Установлена сверх цены товара На складе покупателя Продавец
На складе продавца Покупатель

Транспортную накладную оформлять не надо:

  • продавцу, если товар доставляет он и стоимость доставки товаров в договоре поставки не указана отдельно (включена в стоимость товаров), а товар передан в собственность покупателю на складе покупателя;
  • покупателю, если он перевозит товар собственным транспортом.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец транспортной накладной 52.7 КБ

Скачать

Новая форма транспортной накладной с 1 марта 2022 года

С 1 марта 2022 года вводятся изменения Постановления Правительства Российской Федерации No2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».

Данный документ вводит новый бланк транспортной накладной, необходимой при перевозках грузов каждому водителю для проверки сотрудниками ГИБДД.

Количество разделов в новой транспортной накладной сократился с 17 до 12 , правда, объем сведений, которые нужно вносить в накладную не уменьшился, а наоборот увеличен.

Кто составляет транспортную накладную?

До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику. С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

Важно помнить, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

  • Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.
  • Раздел 1 «Грузоотправитель».
  • Раздел 1а “Заказчик услуг по организации перевозки груза” (при наличии).

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах. Подписывается накладная также представителями трех сторон «живой» подписью, усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или водитель может использовать простую электронную подпись либо усиленную неквалифицированную ЭП. Но только в том случае, если перевозчик впоследствии подпишет накладную своей УКЭП. Заполняется грузоотправителем по договору перевозки. Данные, которые вносятся в накладную, должны соответствовать договору. Если кроме договора перевозки груза есть еще и договор на выполнение услуг по организации перевозки груза, то есть, есть экспедитор, в разделе 1 «Грузоотправитель» нужно указать: лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки проставляется отметка «является экспедитором»; лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза, если нет передачи груза во владени

Раздел 1а нужно заполнить, если есть договора на выполнение услуг по организации перевозки груза. А разделе 1а нужно указать реквизиты договора и данные Заказчика: ИНН, название, адрес, телефон. Если Заказчик ИП вместо названия указывается фамилия, имя, отчество.

Раздел 2 «Грузополучатель».

Заполняет получатель груза. Реквизиты,ИНН, название, адрес, телефон. Если Грузополучатель ИП вместо названия указывается фамилия, имя, отчество.

Раздел 3 «Груз». В разделе несколько строк, в которые вносится: — наименование груза — количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки — реквизиты документа на отгрузку товаров: наименование, номер, дата —  масса груза брутто в килограммах, масса груза нетто — объявленная стоимость (ценность) груза. Если перевозится опасный груз, указывается дополнительная о его состоянии, требованиях транспортировки, обеспечении целостности и т.п. Объявленной стоимости может не быть, если стороны договора не считают нужным согласовать цену груза на случай потери или кражи. Но, если стоимость указывается, она не должна превышать действительную стоимость груза. Если груз перевозится в контейнере, в разделе 3 в наименовании груза пишут «Контейнер» и его идентификационный номер. Если контейнеров несколько, нужно указать их количество, и в сопроводительной ведомости обязательно отметить характеристики и наименования груза (если контейнер заполнен) отсутствие груза (если контейнер пустой).

  1. Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз» (при наличии).
  2. — реквизиты документов, реквизиты сопроводительной ведомости, если перевозка в контейнерах.
  3. Реквизиты каждого документа должны включать наименование, номера, дату, ИНН составителя, ФИО – для иностранцев.

В накладную вписывают: — перечень прилагаемых к транспортной накладной документов — перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений и т.п. Раздел 5 «Указания грузоотправителя по особым условиям перевоз». Заполняется грузоотправителем в том случае, если есть: — особые условия перевозки, отличающиеся от стандартных

  • — условия, содержащие строгие требования либо условия, требующие особо отношения к груз
  • Раздел 6 «Перевозчик».
  • Раздел 7 «Транспортное средство».
  • — регистрационный номер транспортного средства

Этот раздел необходимо заполнить, если предусматриваются особый температурный режим, ограничения по скорости автомобиля, опасность переворачивания груза.  В этом разделе указываются реквизиты организации, которая по договору перевозки обеспечивает доставку и передачу груза. Данные о перевозчике — традиционные: название, ИНН, адрес. В этом же разделе указывают данные водителя: — ФИО — ИНН — серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения. Если происходит смена водителя, новые данные нужно вписывают в этот же раздел. В этом разделе нужно указать все данные транспортного средства, на котором перевозится груз — тип — марку — грузоподъемность (в тоннах) — вместимость (в кубических метрах)

Здесь же указывают на каком основании перевозчик используется транспортное средство.

В отличие от предыдущей формы накладной добавлены еще два возможных вида владения автомобилем — безвозмездное пользование и совместная собственность супругов Из предложенных вариантов выбрать нужный тип владения несложно. Вопросы вызывает только тип «5» — безвозмездное пользование.

Его нужно выбрать, если перевозчик использует транспорт по доверенности или по договору. Если автомобиль придется заменить в процессе перевозки, в этом разделе нужно указать новые сведения об автомобиле

Раздел 8 «Прием груза». В этом разделе указывают данные компании или ИП, у которого Перевозчик принимает груз и указываются запланированные и фактические данные о прибытии и отправке автомобиля Важное в этом разделе то, что он заверяется двумя или тремя подписями ответственного за выдачу груза водителя представителя грузоотправителя (его подписи может не быть)

  1. Раздел 9 “Переадресовка” (при наличии).
  2. Раздел 10 «Выдача груза».
  3. Раздел 11 “Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков” (при необходимости)

Этот раздел заполняет перевозчик, если у него есть указания от грузоотправителя о переадресовке груза. Перевозчик должен указать адрес нового пункта выгрузки груза дату и время выгрузки после переадресации реквизиты документа (дату и номер), на основании которого изменен план доставки Заполняет Грузополучатель в присутствии перевозчика/водителя В данном разделе фиксируется вся информация о выдаче груза: время, место, дата, количество грузовых мест, вес и т.п. Указывается максимальное количество данных, включая состояние тары, пломб, маркировки и т.п. Если у перевозчика есть замечания к состоянию самого груза, упаковке, маркировке, таре и пр., их можно отметить в этом разделе. Этот раздел должны подписать — грузополучатель или уполномоченный грузоотправителем лицо — водитель, сдавший груз грузополучателю или уполномоченному грузополучателем лицу Здесь нужно указать сведения об актах, которые могли быть составлены в процессе подготовки накладной. Например, груз взвешивали, составили акт о состоянии контейнера, составили акт о перегрузке и т.п.

По предыдущим правилам перевозки не предусматривалось оформление акта взвешивания.

Теперь определено, что акт составляется после определения общей массы груженого транспортного средства и нагрузки на его оси и прилагается к транспортной накладной.

Акт оформляется по требованию одной из сторон перевозки. При приеме к перевозке груженого контейнера или съемного кузова акт взвешивания является обязательным.

Раздел 12 “Стоимость перевозки груза в рублях” (установленная плата) (при необходимости). Раздел требует самого внимательного заполнения в случаях, если транспортная накладная будет использована бухгалтерией в качестве первичного документа, подтверждающего расходы в соответствии со статьей 9 Федерального закона No402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сюда вносится: — стоимость услуг перевозки без НДС — налоговая ставка — сумма НДС, предъявленная покупателю — стоимость услуг перевозки с НДС Раздел подписывается ответственными за оформление фактов хозяйственной жизни со стороны перевозчика и грузоотправителя. Уточнения, сколько составили расходы перевозчика на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр., в новой форме транспортной накладной не предусмотрены.

Варианты, когда транспортная накладная не нужна.

Если покупатель забирает груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную можно не оформлять, поскольку услуг по доставке никто не оказывает. В этом случае для подтверждения транспортных и погрузо-рагрузочных расходов, а также расходов на ГСМ используют путевые листы, зарплатные ведомости и другие документы. Есть еще один случай, когда транспортная накладная не нужна — если стоимость доставки включена в стоимость товара. В этом случае ее заменит товарная накладная. Заказчик перевозки может принять товары на учет по товарной накладной по форме ТОРГ-12. Учтите, за отсутствие транспортной накладной водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей

Скачать бланк и образец можно ниже.

Новая транспортная накладная с 2022 года

В 2022 году транспортную накладную опять изменят. Вступит в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116, которое обновит форму действующей транспортной накладной. Кроме того, появится и новый документ – электронная транспортная накладная. Воспользоваться этими документами получится уже с 1 марта 2022 года.

Для чего нужна транспортная накладная

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Ее оформляют грузоотправитель – заказчик перевозки и перевозчик. Поэтому, каждая из этих сторон заполняют транспортную накладную в своей части.

Грузоотправитель вместе с перевозчиком выписывает транспортную накладную при отправке груза. При получении груза в ней расписывается грузополучатель.

Транспортную накладную по обновленной форме с 1 марта 2022 года должны подписывать:

  • грузоотправитель – лицо, осуществляющее погрузку груза в транспортное средство;
  • грузополучатель или уполномоченное им лицо;
  • перевозчик или водитель. При этом водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.  

Предусматривается возможность использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В таком случае нужно составить 4-ый экземпляр транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

С 1 марта 2022 года в транспортной накладной появляется новый раздел

С 1 марта 2022 года в транспортной накладной появляется новый раздел. Это раздел 12 – «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)».

Раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» заполняют в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» транспортной накладной предназначен для отражения сведений о:

  • стоимости услуг перевозки без НДС;
  • ставке по НДС, сумме налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с НДС;
  • подписях и должностях лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни со стороны перевозчика и грузоотправителя;
  • иных реквизитах, необходимых для идентификации этих лиц.

С 1 марта 2022 года появится электронная транспортная накладная

Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.

Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать:

  • простую электронная подпись;
  • усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но в таком случае транспортную накладную следует дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

Электронную транспортную накладную потребуется направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит Правительство.

Новая транспортная накладная 2022

С 1 марта 2022 года Правительством РФ вводится новая форма транспортной накладной (ТрН). К данному письму мы приложили её образцы (пустой бланк и пример его заполнения), а также подробную справку с обзором изменений.

  • Образцы и документы:
  • Образец заполнения новой ТрН
  • Новая форма ТрН (с 1 марта 2022)
  • Электронная ТрН
  • Справка — новая форма ТрН
  1. Самое важное в новой форме — привычные всем участникам перевозки поля «Прием груза» и «Сдача груза» теперь не находятся рядом друг с другом, а разнесены по двум сторонам ТрН: «Прием груза» теперь поле №8 (на лицевой стороне ТрН), а «Сдача груза» отныне называется «Выдача груза» (поле №10 на оборотной стороне).

Поля 1 «Грузоотправитель» и 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)» немного поменяли свое расположение физически, но остались такими же по сути, как и в предыдущей форме — тут ничего нового.

Также в поле «Транспортное средство» добавлены два новых типа владения — совместная собственность супругов и безвозмездное пользование — первое будет полезно тем перевозчикам, чьи ТС зарегистрированы на супруга, а второе при ситуациях, когда в поле «Перевозчик» необходимо вписать непосредственно ООО «ТРАФТ», а не ИП/ООО Перевозчика (готовы более подробно лично поговорить на эту тему с теми сотрудниками, у кого эта часть вызвала интерес ).

Обновился раздел «Стоимость услуг перевозчика», теперь он называется «Стоимость перевозки груза». Раздел стал очень подробным, заполняется при необходимости — то есть он не обязателен к заполнению, его надо заполнять только, когда ТрН будет использоваться в качестве первичного учетного документа (акта выполненных работ).

  1. Также с 1 марта 2022 года формально (!)появляется возможность использовать Электронные транспортные накладные — ЭТрН (Постановление Правительства №2200 от 21.12.2020 узаконило ЭТрН). Почему формально?— Потому что на деле помимо разрешения со стороны законодателя нужна глубокая документальная подготовка процесса.

Чтобы поехать с ЭТрН уже завтра, нужно соглашение между всеми сторонами о ведении документооборота в электронном виде (формат соглашения стороны выбирают сами).

 Юридический отдел ТРАФТ имеет в наличии образцы «Соглашения об использовании ПЭП» — заключается между ТРАФТ и водителем, а также «Соглашения о порядке и области применения простых электронных подписей» — между грузоотправителем, перевозчиком и получателем. Образцы подготовлены системой Контур.

Диадок, если кто-то из клиентов захочет попробовать перейти на ЭТрН в ближайшее время, мы готовы начать процесс подготовки.

Алгоритм обмена ЭТрН (известный на сегодняшний день) приложен к настоящему письму. Сама ЭТрН выглядит точно также, как и бумажная ТрН, просто заполняется в электронной форме. Для обмена ЭТрН создана государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), к ней подключаются операторы ЭДО, это происходит прямо сейчас — процесс идет, но не окончен.

С 1 марта 2022 года перевозчики, отправители и получатели грузов по закону смогут в добровольном порядке формировать ЭТрН — для перехода на её использование необходимо, чтобы все участники цепочки поставки были зарегистрированы в системе Электронного документооборота (ЭДО). По состоянию на 28 февраля 2022 года операторы ЭДО (Контур Диадок, СБИС, Корус) уже собирают заявки на участие в системе обмена ЭТрН.

Мы будем информировать вас о внедрении ЭТрН по мере появления свежих новостей и законов о полном её запуске.

  1. Кратко об изменениях для перевозчиковТРАФТ:
  • с 1 марта 2022 года в России появится новый штраф за езду на не прошедшем техосмотр автомобиле — 2 тысячи рублей.
  • с 1 марта 2022 года водителей, которые придут получать медсправку после лишения прав за пьяное вождение или отказа от медосвидетельствования, отныне будут подвергать дополнительному тесту на алкогольную или наркотическую зависимость. Для этого им придется сдать анализы крови и мочи.
  • с 1 марта 2022 года вступает в силу закон, позволяющий Минздраву и МВД обмениваться информацией о водителях, у которых когда-либо находили противопоказания к водительской деятельности (в течение 10 лет действия текущего водительского удостоверения). Если у водителя заподозрят наличие медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, ГИБДД сможет приостановить действие прав. Восстановить в/у можно будет только после лечения и дополнительных обследований, доказывающих, что водитель излечился от критичной для нахождения за рулем болезни.

На этом все — спасибо за внимание!

подробнее можно прочитать на ati.su

Эдо и маркировка в 2022 году станут неразлучны

С 1 января 2022 года передавать УПД в «Честный знак» по ряду товарных групп возможно только через операторов ЭДО.

Согласно данным оператора системы маркировки ЦРПТ, в первой половине 2021 года с использованием ЭДО в систему «Честный знак» передавались примерно семь документов из десяти.

С 1 января 2022 года первичка от продавцов пяти маркируемых товарных групп должна уходить в систему маркировки только через операторов электронного документооборота.

В чем суть предстоящих изменений и как перейти на обязательный ЭДО – в нашей статье.

  • Для кого ЭДО с 2022 года станет обязательным.
  • Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2464, «обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга информации, передаваемой в составе универсальных передаточных документов (УПД) и универсальных корректировочных документов (УКД), исполняется участником оборота товаров путем направления таких документов оператору электронного документооборота на основании заключенного между ними договора».
  • В постановлении утверждён перечень маркированных товаров, для которых с 2022 года ЭДО становится обязательным.
  • 5 категорий маркируемых товаров, передача УПД и УКД по которым должна проходить через операторов ЭДО:
  • обувь,
  • одежда,
  • шины,
  • парфюмерия,
  • фототехника.

Почему государство решило переводить маркировку на ЭДО?

До 1 января 2022 года у компаний, являющихся участниками оборота маркируемой продукции (производители, импортеры, оптовики, розничные продавцы), была возможность отправлять сведения об обороте товаров напрямую в личный кабинет системы маркировки «Честный знак». Накладную можно было составить на бумаге, а информацию об отгрузке направить в «Честный знак». Каждый участник сделки – то есть продавец и покупатель, отправлял данные по отдельности.

Как утверждают представители ЦРПТ, такой функционал был разработан для «мягкого» вхождения малого бизнеса в систему маркировки.

По заключению Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющегося оператором системы «Честный знак», маркировка по указанным выше группам товаров была запущена в срок и без сбоев.

Как следствие хорошего старта проекта, государством было приняло решение о прекращении возможности прямой передачи данных в систему и переходе на целевой метод обмена данными — с помощью операторского ЭДО.

  1. 20-25% документов передавались по ЭДО в систему маркировки при продаже обуви в первой половине 2021 года.
  2. 74% документов передавались по ЭДО в систему маркировки в целом по всем маркируемым товарам в первой половине 2021 года.
  3. В чем преимущества перехода на ЭДО при маркировке:
  • экономия денег: за счет отказа от работы с бумажным документооборотом. Затраты на операторский ЭДО ниже затрат на бумажный документооборот,
  • экономия времени: за счет отказа от проведения процедуры передачи документации, подтверждающей переход права собственности в систему маркировки «Честный знак». Из ЭДО информация уходит в «Честный знак» автоматически.

Справедливости ради нужно отметить, что государство пытается смягчить отказ от прямой работы с «Честным знаком».

Центром развития перспективных технологий был разработан сервис «ЭДО Лайт», через который возможно передавать данные бесплатно и который доступен в личном кабинете системы маркировки.

Однако у этого сервиса электронного документооборота есть одно ограничение – он локален, то есть поддерживает только функцию обмена между контрагентами УПД и УКД по маркированным товарам. Другие возможности ЭДО этот сервис не предоставляет.

СБИС Маркировка наладит работу с системой маркировки всем без исключения. СБИС берет на себя задачи по маркировке «под ключ»: от регистрации в системе «Честный знак», маркировки остатков, подключении ЭДО, встройки системы электронного документооборота в учетную систему до помощи в подборе и настройке оборудования.

Исключение из нового правила.

Передавать прямые сообщения в систему маркировки с 1 января 2022 года можно будет только в одном случае — если маркированный товар выводится из оборота.

При продаже конечному потребителю маркируемого товара продавец может, как и прежде, подать прямое сообщение об отгрузке с выводом из оборота.

Если же конечный покупатель работает с оператором ЭДО, продавец может выбирать: выставить электронный УПД на вывод из оборота или направить прямое сообщение в «Честный знак».

Как работать с маркируемой первичкой в ЭДО.

  • Сторона, передающая право собственности маркируемого товара, формирует УПД, в которое вносит в том числе коды маркировки. В УПД могут быть указаны как коды товаров одной товарной группы, так и несколько кодов, принадлежащих разным товарным группам
  • Далее отправитель товара подписывает УПД электронной подписью и направляет через ЭДО документ покупателю. Сделать это нужно оперативно: на отправку дается три дня с даты отгрузки, если речь идет о передаче конечному потребителю, то отправка УПД должна состояться не позже дня передачи товара.
  • Далее получатель сканирует маркируемый товар и сверяет коды с указанными в УПД, переданном по ЭДО. Если документ не содержит ошибок, получатель подписывает его. После подписания УПД контрагентом, оператор ЭДО информирует систему маркировки о факте сделки.
  • Если же при приемке в УПД обнаруживаются ошибки, то получатель запрашивает уточнение. В ответ на уточнение отправитель должен отправить корректировочный документ или дополненный УПД. В случае, если в уточненном универсальном передаточном или корректировочном документе все верно, получатель его подписывает и данные «автоматом» через ЭДО уходят в «Честный знак». Если ошибка обнаруживается повторно – документ вновь возвращается отправителю. Подписывается УПД только в случае отсутствия неточностей.
  • Не лишним будет убедиться, что обработка документов в системе завершилась. До этого момента право собственности на маркируемый товар остается у продавца. Следовательно, покупатель до момента завершения регистрации сделки в системе не имеет право реализовать его.

Как перейти на ЭДО, чтобы остаться в правовом поле?

Шаг первый. Выбор оператора ЭДО. При выборе оператора нужно отталкиваться от целей и задач, которые стоят перед бизнесом. Локальную задачу по передаче УПД маркируемых товаров государство предлагает решить с помощью сервиса ЭДО Лайт.

Решение базируется на госплатформе, срок его жизни и все другие «правила игры» на нем в руках государства. Однако компании вправе выбрать оператора ЭДО самостоятельно. Важное условие – оператор ЭДО должен участвовать в работе с системой маркировки.

При выборе эксперты советуют исходить из того, сможет ли предлагаемая оператором система ЭДО помочь вам закрыть множество задач и в итоге увеличить доходность бизнеса.

СБИС надежный оператор ЭДО для маркировки. СБИС ЭДО для маркировки обеспечит быстрый обмен документов между контрагентами, автоматическую передачу данных в систему маркировки, обеспечивает серьезную защиту данных. Решение поддерживается специалистами в круглосуточном режиме. Это одно из наиболее популярных операторских решений ЭДО.

Шаг второй. Заключение договора с оператором ЭДО. Отношения с оператором ЭДО должны быть оформлены официально.

Шаг третий. Получение электронной подписи. Важно помнить, что для работы в ЭДО с «Честным знаком» потребуется УКЭП – усиленную квалифицированную электронную подпись.

Шаг четвертый. Убедитесь, что ваши контрагенты подключены к ЭДО. Если они пока этого не сделали, вы можете предложить им решение своего оператора ЭДО. Работа в одной системе упростит взаимодействие.

Однако, если системы разные, это не является препятствием для совместной работы, так как существует такое явление, как операторский роуминг.

Чтобы настроить роуминг данных, нужно подать заявку своему оператору ЭДО.

Шаг пятый. Заранее убедитесь, что система заработала. Протестируйте процесс накануне, чтобы к моменту обязательной передачи данных через операторский ЭДО у вас были закрыты все технические вопросы, а сотрудники точно знали, как работать по-новому.

Подробнее о том, как подключиться к сервисам СБИС и наладить работу с маркируемыми товарами, вам готовы рассказать наши специалисты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *