Хотят кардинально изменить правила, по которым вносят поправки в Налоговый кодекс

22 июля 2020 в 18:15

Хотят кардинально изменить правила, по которым вносят поправки в Налоговый кодекс

Налогоплательщиков ждут оперативный контроль, контрольные закупки, наблюдение за фиксацией расчетов.

Инициатива Минфина

Минфин считает, что камеральные и выездные проверки не позволяют в полной мере эффективно осуществлять налоговый контроль, так как они проводятся уже после подачи деклараций.

Чиновники предлагают вместо закона №54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники включить в НК новый раздел.

В чем суть изменений в налоговый кодекс

Проект предусматривает появление в НК раздела «Оперативный контроль».

Вместо применения ККТ планируется использовать термин «фиксация расчетов». Ее будут проводить как через ККТ, так и через онлайн-приложение на сайте налоговой службы.

Налоговый кодекс-2020: новые термины

Налогоплательщикам придется привыкать и к другим новым терминам. Помимо «фиксации расчетов» появятся «мнимый расчет» и «притворный расчет». Хотя смысл у них такой же, как у соответствующих сделок в Гражданском кодексе.

Оперативная проверка

Кроме уже привычных выездной и камеральной проверок, появится и оперативная.

Проверять правильность оформления расчетов теперь будут не за предшествующий год, а за три года.

  • Кроме того, один и тот же период смогут проверять несколько раз, если пожалуются клиенты.
  • Акты оперативного контроля будут составляться и направляться только в электронном виде.
  • К проведению проверок налоговики смогут привлекать ФСБ.

Контрольные закупки и наблюдение

  1. Налоговые органы будут осуществлять контрольные закупки, причем и в магазинах, и при осуществлении дистанционной торговли.
  2. Как свидетеля смогут допросить любое физическое лицо, которому «посчастливилось» в этот момент находится в магазине.

  3. Также налоговики смогут вести наблюдение за действиями кассира и любого лица, фиксирующего расчеты.

Без уведомления проверяемого лица налоговый орган будет проводить мониторинг — собирать всю информацию о какой-то компании или ИП.

При обнаружении нарушений налогоплательщик получит предписание. Если не устранит, проведут оперативную проверку.

Новые обеспечительные меры

  • В случае нарушения фиксации расчетов налогоплательщику заблокируют счета.
  • Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность через интернет, нарушения будут грозить приостановлением работы доменного имени, сетевого адреса, мобильного приложения, блога.
  • Также налоговый орган получит право блокировать торговые автоматы при обнаружении нарушений.

Новые налоговые санкции

  1. Помимо штрафов за нарушение фиксации расчетов планируется ввести в качестве административного наказания блокировку все интернет-ресурсы продавца.
  2. Применяться такая санкция будет за повторное нарушение при сумме расчетов в совокупности более одного миллиона.
  3. Читайте далее: Письмо из налоговой: что делать?
  4. Налоговая (ИФНС) и банкротство. Порядок действий для физических и юридических лиц
  5. Налоги: главные изменения с 2020 года

Новые поправки в налоговый кодекс: 4 закона под занавес 2020 года

23 ноября Президентом РФ были подписаны сразу 4 закона, вносящие изменения в налоговый кодекс Российской Федерации. Часть этих изменений были давно анонсированы, например, поправка о повышении ставки налога на доходы физлиц, превышающие сумму в 5 миллионов рублей за год.

Но были и те, что стали для налогоплательщиков сюрпризом. Подробнее о принятых законах и основных нововведениях, которые они привнесут в систему налогообложения – читайте в нашей статье.

А также о том, как учесть все нововведения, число которых перевалило только в последнем пакете законов за сотню, с помощью сервисов СБИС.

Последняя декада ноября 2020 года была богата на подписание различных законов главой государства, особенно продуктивным оказался понедельник, 23 ноября. В этот день Президент РФ подписал сразу четыре закона, вносящие изменения в налоговый кодекс РФ.

Какие законы были подписаны:

  • Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период». Суть закона: вводится прогрессивное налогообложение доходов, превышающих 5 миллионов рублей в год.
  • Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Суть закона: увеличен список видов деятельности, попадающих под патент (ПСН – патентную систему налогообложения).
  • Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть закона: вносит около 100 изменений в части первую и вторую НК РФ. Поправки в НК РФ неоднородные: часть из них носит сугубо технический характер, часть влечет за собой ощутимые изменения. В целом поправки оцениваются как послабляющие, дающие налоговые смягчения, льготы, прозрачность процедур.
  • Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Суть закона: до конца 2022 года продлено освобождение от НДС для предпринимателей, занимающихся племенным животноводством.

Наиболее весомым в списке новых законов эксперты называют Федеральный закон № 374, внесший целый калейдоскоп поправок в НК РФ. Именно этому закону мы посвятим значительную часть статьи, однако вкратце поясним и три другие закона от 23 ноября 2020 года, внесшие изменения систему налогообложения.

Более сотни изменений в одном законе: от процедурных до принципиальных

Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками.

В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9.

То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.

В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.

Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности — НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?

  • В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
  • В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
  • Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
  • Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
  • Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
  • В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
  • Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
  • По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
  • По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
  • По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
    • от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
    • матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
    • курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
    • расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2020 года,
    • датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
  • Уточнены способы удостоверения прав уполномоченного представителя налогоплательщика-индивидуального предпринимателя или физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
  • Определены случаи, при которых налоговая декларация считается непредставленной, в частности, если установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, физическое лицо, подписавшее налоговую декларацию, дисквалифицировано и срок дисквалификации не истек на момент подачи налоговой декларации, в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям.

Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.

В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.

Заработок выше 5 млн. руб. в год будет облагаться 15% НДФЛ

Федеральный закон № 372 меняет подход к налогообложению высоких доходов физических лиц. Он распространяется на тех, чей заработок в год превысит сумму в 5 миллионов рублей.

Закон вводит дифференцирующий подход к назначению ставки НДФЛ, ее величина будет зависеть от величины дохода и вида дохода. Вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.

Какие ставки НДФЛ вводятся:

  • 15% — на величину дохода, превышающего сумму в 5 миллионов рублей.
  • 13% — на доходы до 5 миллионов рублей включительно.

Повышенная ставка НДФЛ распространяется также на доходы по продаже ценных бумаг, но не распространяется на доходы от продажи имущества, страховые и пенсионные выплаты.

«Патент» станет доступнее

Федеральный закон № 373-ФЗ расширил возможности патентной системы налогообложения.

Во-первых, закон уточнил перечень видов деятельности, попадающей под ПСН и указал виды деятельности, которые не попадают по патентную систему налогообложения. Закон, по большому счету, адаптировал патент под реалии, под новые ниши, которые появляются в том или ином виде бизнеса.

Например, пункт о ремонте автотранспорта и мототранспорта в новом законе звучит так: ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.

Новый закон дает возможность работать на «патенте» рознице или общепиту площадью зала до 150 квадратных метров. Ранее эта площадь была ограничена 50 кв. м.

Также налогоплательщики получают право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, на платежи организации по добровольному страхованию работника на случай временной нетрудоспособности.

Племенных животных можно будет продавать без НДС

Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» продлил на два года (2021-2022 гг.) освобождение от уплаты НДС на ввоз и продажу для личных нужд племенных животных.

От уплаты НДС освобождаются те, кто ввозит и продает для личного использования племенной крупный рогатый скот, племенных лошадей, свиней, овец, коз, птицы и других животных, перечень которых установлен законодательно.

И это далеко не все изменения, которые ждут налогоплательщиков уже в ближайшем будущем. Изменения, уточнения, дополнения в НК РФ вносились на протяжении всего года, а также и в предшествующие годы были приняты изменения, действия которых начнется с 2021 года.

Нововведений следующий год привнесет множество, успеть за всеми уже невозможно без специальных автоматизированных сервисов.

СБИС Электронная отчетность поможет вести отчетность без сбоев за счет автоматического обновления форм и алгоритмов в соответствии со всеми законодательными новшествами.

Если же вам не поддается какой-то отчет и нужна помощь в его подготовке, мы готовы помочь. Готовы дать подробную консультацию по заполнению нужного отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности.

За подробностями о том, как с помощью сервисов СБИС учесть все нововведения в налоговом законодательстве, обращайтесь к нашим специалистам.

Изменения в налоговом законодательстве РФ, вступающие в силу с 2022 года — Юникон

17 января 2022

Новый год традиционно связан с ожиданием изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации. 2022 год не стал исключением из этого правила, и с 1 января вступил в силу ряд норм, о наиболее существенных из которых мы хотим рассказать сегодня.

Единый налоговый платеж

С 1 июля по 31 декабря 2022 года (включительно) организации и индивидуальные предприниматели вправе применить особый порядок уплаты (перечисления) в бюджет денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате (перечислению) налогов, авансовых платежей, сборов[1], страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов[2]. Данный порядок заключается в перечислении налогоплательщиком в бюджет указанных платежей одной суммой (единый налоговый платеж).

  • Для налогоплательщиков, принявших решение уплачивать единый налоговый платеж, в составе этого платежа будут учитываться как суммы, которые налогоплательщик перечислил в бюджет сам или третьи лица за него, так и излишне уплаченные (взысканные) суммы.
  • Для того чтобы применить единый налоговый платеж, организации (индивидуальному предпринимателю) нужно выполнить ряд требований, в частности:
  • 1) провести сверку расчетов с налоговым органом (без разногласий);

2) подать заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления) в налоговый орган по утвержденной форме[3] с 1 по 30 апреля 2022 года. Обратите внимание: заявление можно подать не позднее одного месяца после осуществления сверки расчетов с налоговым органом.

Кроме того, налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган помимо обычной отчетности по налогам и сборам уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежах по налогам, страховых взносах не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.

Полученный единый налоговый платеж налоговый орган самостоятельно засчитает в счет обязанностей налогоплательщика по уплате в установленном НК РФ порядке начиная с недоимки (с наиболее ранней даты ее выявления) и заканчивая штрафами.

Если при осуществлении зачета остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, зачет осуществляется в соответствии с указанной последовательностью, установленной пунктом 6 статьи 45.2 НК РФ, пропорционально суммам таких обязанностей.

Перечислить единый налоговый платеж может как сам налогоплательщик, так и иное лицо, а вот требовать возврата такого платежа из бюджета третье лицо не вправе. Вернуть денежные средства, по которым не произведен зачет, могут сами налогоплательщики, подав соответствующее заявление.

ФНС России указывает, что применяя такой порядок, при перечислении денежных средств в бюджет налогоплательщики должны будут указать только ИНН плательщика и сумму платежа. Использование такого платежа должно значительно сократить время, которое сейчас тратится на оформление нескольких платежных поручений, а также минимизировать ошибки плательщика при заполнении нескольких платежек[4].

Изменения для общепита (НДС и страховые взносы)

С 1 января 2022 года не подлежит налогообложению НДС (освобождается от обложения НДС) на территории Российской Федерации оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания) (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ). Освобождение применяется при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, ряда условий, в том числе касающихся того, что сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб., а удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов[5].

Антон Силуанов представил в Госдуме поправки в Налоговый кодекс

– Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый сегодня законопроект является частью бюджетного пакета на предстоящую трехлетку, который мы с вами рассматривали.

Предлагаемые поправки в первую очередь направлены на изменение системы налогообложения организаций черной и цветной металлургии, а также предприятий, занятых производством минеральных удобрений.

Целью законопроекта является более справедливые изменения подхода к налогообложению рентного дохода, а также сверхдоходов, получаемых в указанных сферах деятельности. Мы видим, что мировые цены на черные металлы увеличились, увеличились цены и на нашем внутреннем рынке.

Поэтому речь идет об изменении подхода к изъятию этой сверхренты, которая образовалась у наших предприятий, и ее направлении те цели и задачи, которые учтены в бюджете. Остановлюсь на основных позициях, по которым предусмотрено изменение подходов к налогообложению.

Черная металлургия. В результате анализа отрасли черной металлургии наиболее высокая маржинальность выявлена при производстве железорудного концентрата, коксующегося угля, а также продуктов, получаемых из жидкой стали.

Мы предложение по налогообложению, которое представлено в соответствующем законопроекте, обсуждали с предпринимателями, с металлургами, и эти предложения согласованы. Предлагается внести корректировки по порядку обложения налогом на добычу полезных ископаемых указанных отраслей, а также ввести акциз на жидкую сталь.

При этом уровень налоговых изъятий будет определяться в зависимости от цен на продукцию соответствующих отраслей.

Вы знаете, что по целому ряду позиций у нас предметом налогообложения являлась себестоимость продукции, что в нынешних условиях, когда выросли цены, а себестоимость осталась, явно не работает.

При текущем прогнозе цен на железорудный концентрат, коксующийся уголь и металлопродукцию из стали суммарный эффект от предполагаемых законопроектом изменений для металлургических холдингов оценивается от 4% до 8% прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации. То есть это незначительный уровень изъятий в условиях роста доходов.

Второе, цветная металлургия. Предлагается определить ставку НДПИ по отношению к многокомпонентным комплексным рудам с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, в зависимости от содержания металлов в руде.

Сегодня нет такого подхода, единая ставка. Предлагается оценить содержание металлов в руде, стоимость этой руды на мировых рынках (в первую очередь речь идет о меди, никеле, палладии, платине, золоте, кобальте), и соответственно применить уровень изъятия с коэффициентом 6.

До последнего момента этот коэффициент составлял 3-3,5%.

Следующее, минеральные удобрения. В отношении производителей минеральных удобрений предлагается повышение НДПИ для калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд за счет применения дополнительных коэффициентов изъятия.

В целом можно отметить, что вышеуказанные изменения не приведут к изменению цен, которые в первую очередь зависят от мировых биржевых котировок. И мы это прекрасно видели, я еще раз повторюсь, что мировые цены выросли, также выросли цены и на внутреннем рынке.

А также в связи с тем, что прирост налоговой нагрузки составит незначительную долю в структуре расходов компаний. В целом мы посчитали, что порядка 4% дополнительных налоговых изъятий. Причем мы будем изымать именно сверхренту, которую получают наши компании от роста цен.

Высокий уровень конкуренции как с производителями внутри страны, так и с зарубежными производителями, и наличие биржевых котировок товаров не позволит компаниям переложить повышение налогов на цены конечных потребителей.

По оценочным расчетам бюджетный эффект от предполагаемых изменений за трехлетний период составит около 550 миллиардов рублей, что учтено в трехлетнем бюджете.

Кроме того, законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде грантов, премий, призов, по результатам участия в соревнованиях, конкурсах и иных мероприятиях, полученных от некоммерческих организаций, включая и дочерние некоммерческие организации, учрежденные в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Также предлагается установить размеры государственной пошлины за проведение экспертиз в целях предоставления подтверждения разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для его диагностики, а также для предоставления и подтверждения разрешения на его применение. То есть мы несколько увеличиваем экспортные пошлины на проведение экспертиз в связи с ростом стоимости этих экспертиз.

Также предусмотрена индексация размеров государственной пошлины за совершение отдельных юридически значимых действий, связанных с регистрацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов. Аналогично это связано с ростом стоимости этих экспертиз.

Причем рост связан и с тем, что используется дорогостоящее оборудование, включая импортные составляющие. Бюджетный эффект в связи с изменением части государственной пошлины составит 3 миллиарда рублей. Он учтен в бюджете и полностью направлен на финансирование отрасли здравоохранения.

Уважаемые депутаты, просьба поддержать законопроект. Мы знаем, что есть предложения по корректировкам, мы готовы работать. Спасибо большое за внимание!

В первом чтении приняты поправки, уточняющие порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях

4 марта Госдума приняла в первом чтении законопроекты о внесении изменений в УК и УПК РФ, касающиеся освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба и совершенствования правового регулирования вопросов возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Законопроекты были внесены на рассмотрение депутатов днем ранее.

Поправки в Уголовный кодекс

Согласно законопроекту № 80714-8 поправки вносятся в ч. 3 ст. 76.1 УК «Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба». На сегодняшний день в соответствии с данной нормой лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 г.

либо до 1 января 2019 г. деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. 1–2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Такое освобождение возможно при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей декларации, поданной в соответствии с Законом о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов, и если такие деяния связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации.

Поправками предлагается продлить срок, указанный в данной норме до 1 января 2022 г. Авторы проекта отмечают, что он разработан в связи с поправками в Закон о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках.

Проектом предусматриваются осуществление четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, указывается в пояснительной записке.

Управляющий партнер юридической фирмы «Селютин и партнеры» Александр Селютин напомнил, что институт освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба был введен в систему уголовно-правовых норм в 2011 г. Эксперт подчеркнул, что в ч. 3 ст. 76.

1 УК РФ говорится о специальном виде освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, данная норма характеризуется как льготная, имеющая определенные закрепленные временные рамки, со специальными субъектами, а именно декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации.

По мнению Александра Селютина, смысл и суть указанной нормы состоят в легализации теневых активов, она выступает неким стимулом для субъектов рыночных отношений.

«Исходя из данных тезисов, мы можем сделать вывод, что при увеличении временных рамок снижается уровень репрессивности норм уголовного законодательства, это, в свою очередь, благоприятствует созданию благоприятного делового климата, защите предпринимательской деятельности, предупреждению рисков», – прокомментировал эксперт.

Адвокат АП Московской области, адвокат АБ «Забейда и партнеры» Руслан Зафесов разъяснил, что в сложившейся ситуации позволить гражданам раскрыть свои активы, не подвергаясь какой-либо ответственности, в том числе уголовной, – мера достаточно объяснимая. «Вопрос лишь в том, как технически это будет реализовано, в особенности при наличии активов в иностранных юрисдикциях», – отметил эксперт.

Юрист налоговой практики АБ А-ПРО (г.

Москва) Валерия Марчукова отметила, что благодаря амнистии капиталов появится возможность задекларировать наличные средства как в рублях, так и в валюте, а также финансовые активы, в список которых войдут не только ценные бумаги, но и производные финансовые инструменты (фьючерсные контракты, опционы и др).

Амнистия затронет и транспортные средства. При этом бизнесу гарантируют, что факт представления специальной декларации, а также сведения, содержащиеся в ней или в прилагаемых к ней документах, не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, добавила Валерия Марчукова.

«Именно во избежание уголовного преследования и вносятся поправки в п. 3 ст. 76.1 УК, продлевающие период действия иммунитета от уголовной ответственности по шести экономическим составам.

Но этого недостаточно», – полагает эксперт. По ее мнению, вне этого перечня осталась ст. 193.

1 УК, которая предусматривает ответственность за перевод денег на счета нерезидентов по подложным документам, а значит, вопрос доверия к амнистии капиталов остается открытым.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс

Законопроектом № 80928-8 вносятся изменения в ст. 140 и 144 УПК РФ в целях совершенствования правового регулирования вопросов возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  • УК РФ содержит следующие статьи, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с неуплатой налогов и страховых взносов:
  • — ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»;
  • — ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов»;

— ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

— ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов».

Законопроектом предлагается регламентировать порядок взаимодействия органов, осуществляющих дознание и предварительное расследование, а также налоговых органов и страховщиков при решении вопросов о возбуждении соответствующего уголовного дела, в том числе использование материалов, представленных налоговыми органами и страховщиками, с установлением сроков рассмотрения этих материалов и принятия необходимых процессуальных решений.

Так, проектом ст. 140 УПК дополняется ч. 1.3, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Вносятся поправки и в ч. 7 ст. 144, в соответствии с которыми предлагается, что при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК РФ, следователь направляет копию такого сообщения с приложением соответствующих документов в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете страхователь.

По действующему законодательству следователю также необходимо направлять данные документы в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов). Из ч.

8 указанной статьи предлагается исключить формулировку о том, что территориальный орган страховщика должен информировать следователя и направлять ему заключение о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах.

При этом остается пояснение о том, что данный орган направляет следователю заключение о нарушении российского законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по страховым взносам.

В соответствии с изменениями территориальный орган страховщика не должен информировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (п. 2 ч. 8 ст. 144).

Также планируется, что после получения заключения территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Заключение налогового органа не потребуется.

Комментируя процессуальные поправки, Александр Селютин указал, что ст. 140 УПК регламентирует поводы и основания для возбуждения уголовного дела и не подлежит расширительному толкованию. «Законопроект предлагает ввести в действие ч. 1.

3, отсюда логично следует вывод об увеличении числа поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, что, по сути своей, не характеризуется послаблением репрессивных мер.

Изменения также наделяют налоговые органы правом направления материалов для дальнейшего решения вопроса о возбуждении уголовного дела», – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что изменения в ч. 7 ст.

144 УПК РФ уменьшают круг составов преступлений, подпадающих под действие данной статьи: «Не осмелюсь говорить о правовом регрессе, законодатель, по поему мнению, делает это именно для защиты правоотношений, которые характеризуются своей специфичностью».

Изменения в другие части ст. 144 УПК РФ трактуются как улучшение механизма взаимодействия между следственными органами и налоговыми органами, данные нормы не новы, но конкретизируют имеющиеся, добавил Александр Селютин.

По мнению Руслана Зафесова, цель данного законопроекта – снижение давления на бизнес через ограничение полномочий оперативников собирать налоговые материалы и инициировать возбуждение уголовных дел.

«Данный законопроект направлен прежде всего на искоренение практики возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям до завершения процедуры налоговой проверки.

Именно данное обстоятельство вызывает бурую эмоций у бизнеса», – высказался эксперт.

Руслан Зафесов считает, что многие забывают, что инициатива форсировать возбуждение уголовных дел по неуплате налогов исходит прежде всего от налоговых органов, которые таким образом в целях давления на налогоплательщика используют потенциал правоохранительных органов.

«Таким образом, после принятия законопроекта уголовные дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться только на основании налоговых материалов, что, конечно же, не означает полное отсутствие различных лазеек при наличии задачи “прижать” несговорчивого налогоплательщика», – полагает эксперт.

Валерия Марчукова обратила внимание, что поправки в ст. 140 и 144 УПК способствуют уменьшению количественных и увеличению качественных показателей возбуждаемых уголовных дел за совершенные налоговые преступления.

«Количество дел не всегда свидетельствует об их качестве, что и показала российская практика последних лет.

Остается надеяться, что квалифицированная помощь налоговых юристов и адвокатов, которые, используя правовые инструменты и формируя у бизнеса понимание недопустимости нарушения налоговых норм, исключат реальную возможность обращения налоговых органов в правоохранительные органы.

В любом случае возврат к возбуждению уголовного дела на основании материалов налоговых органов демонстрирует нам тенденцию к цикличности всего происходящего, и сейчас мы столкнулись со смягчением уголовных норм», – заключила эксперт.

Управляющий партнер Sona Private Consulting Наринэ Беглярова подчеркнула, что рассматриваемые поправки являются лишь уточнением, так как процедура возбуждения уголовного дела невозможна без материалов налогового органа.

«В ином случае собрать доказательную базу и удостовериться в фактах нарушения законодательства по ст. 198–199.2 УК РФ правоохранительным органам не представляется возможным. Также это обусловлено тем, что налоговым органом производится расчет суммы неуплаченных налогов, а также факт наличия имущества.

Данная информация направляется правоохранителям для определения тяжести преступления», – считает эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *