Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
В частности, вносятся изменения в федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.
Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.
Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.
Если Прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.
Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:
- организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
- организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
- создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
- стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
- организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
- расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.
Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.
Минтруд обяжет службы занятости приходить к инвалидам
Министерство труда и социальной защиты готовит изменения в закон «О занятости населения в РФ». Новация будет состоять в том, что службы занятости обяжут связываться с инвалидами и предлагать им рабочие места. На сегодняшний день Гражданин с ограниченными возможностями здоровья вынужден сам обращаться в подобные службы в поисках потенциального работодателя.
Новый механизм будет работать так: учреждения медико-социальной экспертизы в рамках освидетельствования граждан и оформления им индивидуальной программы реабилитации зададут вопрос, хочет ли человек работать, и в случае положительного ответа уже служба занятости будет выходить к нему с предложениями.
Об этих грядущих изменениях «Известиям» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев.
— Сегодня работает чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24% от их численности, — сообщил Григорий Лекарев. — К 2020 году министерство ставит задачу удвоить уровень их занятости.
Также ведомство прорабатывает вопрос принципиального изменения механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. По действующему законодательству, работодателям, количество сотрудников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников.
Если количество работников составляет 35–100 человек, то такой показатель устанавливается в размере не выше 3%. Именно процентную составляющую предлагается изменить, однако как именно изменится квотирование, говорить еще рано.
Министерство также займется разработкой механизмов поощрения работодателей, которые примут инвалидов сверх установленной квоты.
Для реализации этих планов субъекты федерации обязаны представить в Минтруд до 15 декабря информацию о мерах по совершенствованию механизма квотирования рабочих мест, предложения по привлечению к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства о квотировании и инструментах аккумулирования регионами средств и образования соответствующих структур (фондов) для их эффективного использования в целях реального предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.
Замминистра добавил, что в начале августа ведомство направило письма в регионы с конкретными требованиями по обмену информацией между органами служб занятости, территориальными органами Пенсионного фонда РФ и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью создания в органах службы занятости персонифицированного учета потребностей всех нуждающихся в трудоустройстве инвалидов. Также в службах занятости потребовали выделить сотрудников и структурные подразделения, которые будут целенаправленно заниматься трудоустройством инвалидов, в том числе организацией содействия их занятости.
— Предлагаемая работа должна учитывать как тяжесть инвалидности, так и вид ограничения жизнедеятельности. Инвалидность не должна становиться преградой для трудоустройства, — заявил Григорий Лекарев.
Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев поддерживает предложения ведомства.
— Необходимо определить новые критерии работы служб занятости, чтобы они действовали не в заявительном порядке после визита к ним, а начиная с получения человеком самой инвалидности.
Инвалид уже сразу будет «подхвачен» службами занятости, и ему будут понятны его возможности в сложившихся условиях, — отметил Терентьев. — У нас инвалидов трудоспособного возраста около 3 млн человек, из которых работает менее 1 млн.
А остальные — может быть, у них нет возможности и желания, а может, они не знают, что могут работать, и им просто об этом не сказали.
По словам парламентария, предлагаемые изменения являются лишь одним пунктом большой и комплексной работы.
— Надо больше работать с инвалидами. Нужно рассказывать им о возможностях и больше освещать достижения инвалидов в жизни общества.
У человека может быть желание работать, но для этого он должен выйти из дома и добраться до работы. Это уже вопрос реализации программы «Доступная среда».
Подобная тема должна всегда быть в поле зрения законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, — подытожил Михаил Терентьев.
Вице-президент «Всероссийского общества глухих» Станислав Иванов также поддерживает инициативу.
— Предложения Минтруда — это результат серьезной совместной работы общероссийских общественных организаций инвалидов с министерством. Мы полностью поддерживаем необходимость разработки системы сопровождения инвалидов на пути к рабочему месту.
Эта система должна включать в себя программы профориентации старшеклассников, обучение их навыкам самостоятельного поиска работы, возможность прохождения собеседования, изучение своих трудовых прав, а также в случае необходимости включать фактическое сопровождение инвалида на определенный срок для успешной адаптации на рабочем месте, — сказал Иванов.
— Вопрос эффективности системы квотирования также очень важен, поскольку необходимо создавать условия, при которых работодателю будет интересно принимать людей с инвалидностью на работу.
По состоянию на 1 января 2016 года общее количество инвалидов составляет свыше 12 млн человек, из которых в трудоспособном возрасте — 3,8 млн человек (работает около 1,1 млн), в пенсионном возрасте — 8,1 млн человек (работает около 800 тыс). Рекордсменом по трудоустройству инвалидов является Москва — 160 тыс. человек. Меньше всего инвалидов работает в Ненецком автономном округе — 719 человек.
Изменения в квотах на инвалидов 2020: проект Минтруда
Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов всегда вызывало вопросы у работодателей, а судебная практика неоднозначно толкует нормы закона в данной сфере. Из статьи вы узнаете, какие предложения предлагает внедрить Минтруд для совершенствования механизма квотирования в 2020 году.
Как выполняется квота на прием инвалидов сейчас
Ст. 21 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает долю рабочих мест в компании (ИП), предназначенных для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями:
- при численности сотрудников более 100 человек — 2-4% от среднесписочной численности;
- при численности сотрудников от 35 до 100 человек — до 3%.
В рамках квоты работодатель обязан (ст. 24 Закона № 181-ФЗ):
- обеспечивать соответствующее количество рабочих мест для найма инвалидов;
- создавать условия труда с индивидуальным подходом;
- предоставлять сведения в целях организации занятости данной категории людей.
Отказать в найме человеку с ограниченными возможностями нельзя, иначе руководитель будет привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (Штраф до 10 000 рублей).
Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов
Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:
- с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
- с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.
Практика показала и другие проблемы. Квотируемые рабочие места:
- не оборудованы для инвалидов со значительными ограничениями по здоровью;
- не учитывают квалификационную структуру такой категории граждан;
- не соответствуют физическим способностям людей с ограниченными возможностями.
Показатели трудоустройства инвалидов
Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.
При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.
К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:
- Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
- Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.
Как планируется усовершенствовать механизм квотирования в 2020 году
Минтруд подготовил проект закона для проведения эксперимента в некоторых субъектах РФ по установлению и исполнению квоты для трудоустройства в новом порядке. Роль пилотных будет отведена регионам со средними показателями занятости граждан с ограниченными возможностями среди общей численности трудоспособных инвалидов по итогам 2018 года:
- Якутия;
- Воронежская область;
- Орловская область;
- Свердловская область;
- Тверская область.
Эксперимент рассчитан на период 2020-2025 годов.
Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.
Работа несовершеннолетнего по договору ГПХ
Размер компенсационной выплаты
Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:
- если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
- в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.
Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.
Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций
Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.
В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:
- обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
- обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
- надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
- повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
- сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.
Условия выполнения квоты в 2020 году
Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:
- инвалиды приняты на работу;
- по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.
Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.
Усиление ответственности работодателей 2020
Нововведения коснутся и ответственности работодателей. Разработаны поправки в КоАП РФ, которые впервые найдут применение в пилотных регионах.
Медкомиссия: направление от работодателя (бланк 2019)
Предусмотрены штрафы:
- за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой;
- за необоснованный отказ в приеме их на работу;
- за отказ от осуществления компенсационных выплат в случае нетрудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.
Штрафы для должностного лица увеличатся до 20 000 рублей. Ответственность на юридическое лицо до 300 000 рублей вводится впервые.
Подводим итоги
С 2020 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:
- Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
- Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
- Ответственность работодателей существенно возрастет.
При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.
Трудоустройство инвалидов
Содержание статьи:
Статус инвалида в 2019 году
На сегодняшний день в РФ насчитывается примерно 11 миллионов людей с инвалидностью.
Согласно федеральному законодательству, инвалидами считаются люди, которые имеют проблемы со здоровьем и не могут вести полноценный образ жизни, в связи с чем нуждаются в помощи от государства.
Выделяются три категории инвалидности со своими особенностями. Группа присваивается в зависимости от того, насколько тяжелым является заболевание у человека.
Инвалидность назначается при условии, что обнаружена стойкая дисфункция организма, которая мешает или ограничивает жизнедеятельность, а также если выявлена необходимость гражданина в поддержке государства.
Признание человека инвалидом происходит при помощи специальной медико-социальной экспертизы, на которой собирается комиссия из нескольких экспертов.
На процедуру гражданина могут направить из учреждения лечебно-профилактической помощи. В ходе экспертизы проводится оценка работоспособности человека, определяется его потребность в социальной помощи.
Процедура позволяет закрепить статус инвалидности юридически.
Такие граждане из-за своих ограниченных возможностей до недавнего времени не рассматривались работодателем как трудовой ресурс и часто получали отказыпри попытках найти работу. Проблемы трудоустройства инвалидов стояли действительно остро.
Ситуация несколько изменилась после принятия мер, а именно порядка о защите прав инвалидов, который позже в 2001 году был дополнен и расширен. В законе (ФЗ 181) прописаны положения относительно гарантий занятости данной категории лиц.
После этого трудоустройство инвалидов стало реальным.
Государство предприняло особые шаги, касающиеся:
- квотирования рабочих мест;
- налоговых привилегий.
Квота для приема на работу инвалидов в 2019 году
Квотирование в 2019 году означает обязательство компании трудоустраивать на своем предприятии некоторое количество работников с физическими ограничениями, которые не могут работать полноценно.
Число таких вакансий напрямую зависит от величины фирмы и размера штата. Самая большая квота налагается на крупные организации, в которых насчитывается более 100 сотрудников, она варьируется в пределах 2-4%. Точный показатель определяется исходя из региона, в котором организация осуществляет свою деятельность.
Если численность сотрудников на предприятии 35-100, то квота устанавливается на уровне 3%.
При определении размера квоты не учитываются работники, условия труда которых были признаны вредными и опасными.
Специальные рабочие места для инвалидов
Помимо того, что работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью, он также является ответственным за правильную организацию пространства для таких сотрудников и соблюдение всех необходимых условий труда. Число обустроенных мест должно соответствовать количеству работников с физическими ограничениями.
К организации специального рабочего места для такого сотрудника предъявляется ряд обязательных условий. Все сводится к тому, что компания обязана адаптировать оснащение рабочего пространства, а также оборудование специально для комфортной работы человека с инвалидностью. При организации также обязательно должны быть учтены индивидуальные ограничения сотрудника.
Условия труда инвалидов
Условия труда работников, имеющих физические ограничения, регулируются действующим законодательством, а также общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.
Санитарными правилами предусмотрено, что инвалиды с любым заболеванием не могут работать, если превышены гигиенические показатели по следующим параметрам:
- физическим (шум, вибрация, освещение);
- химическим (задымления, скопление газов);
- биологическим (присутствие вредоносных бактерий и микроорганизмов);
- социально-психологическим (повышенные эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации).
Также в отношении труда лиц с ограниченными возможностями действует перечень прав, регулирующих длительность рабочего дня.
- Если человек имеет инвалидность первой или второй группы, то количество часов, которые сотрудник проводит на рабочем месте, не должно быть более чем 35.
- Допустимое количество рабочих часов для человека с физическими ограничениями должна быть зафиксировано врачом в медицинской карте.
- Запрещается привлекать людей с инвалидностью к выполнению работы в выходные и праздничные дни, а также к ночным работам и сверхурочным.
- Работники с инвалидностью имеют право не только на ежегодный оплачиваемый отпуск, но и на двухмесячный отпуск за свой счет.
Ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
- Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
- Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
- После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.
Пример по трудоустройству инвалида
Гражданин хочет найти работу по совместительству, имея 3 группу инвалидности.
Третья группа инвалидности считается «рабочей», и лица, относящиеся к этой категории, имеют заметно меньше ограничений, чем люди с первой и второй группой.
Сначала можно обратиться в центр по трудоустройству или заняться поиском работы самостоятельно.
Организации передают информацию о вакансиях для инвалидов в службу занятости, а также публикуют на сторонних ресурсах по поиску работы.
На собеседовании необходимо обговорить все условия занятости. Нужно обратить внимание, как работодатель относится к нормам и правам, которые имеют инвалиды.
В примере рассматривается ситуация, когда работник хочет устроиться именно по совместительству. Законом не запрещается оформлять людей с инвалидностью на работу таким образом.
Исключением могут быть только медицинские показания работника.
Заключение
Подведем итог всему сказанному выше:
- Трудоустройство людей, имеющих группу инвалидности, возможно. Согласно законодательству, компании обязаны предоставлять таким гражданам рабочие места в размере, предусмотренном квотой.
- Фирмы, которые берут на работу людей с инвалидностью, получают существенные преимущества – налоговые привилегии. Однако одновременно с этим на них накладывается ряд обязательств по обеспечению соответствующих условий труда, которые необходимы этим работникам.
- Организация должна учитывать индивидуальные особенности человека, а также особенности, связанные с его заболеванием.
- Существует достаточно большое количество норм и правил, которые обеспечивают защиту и поддержку людей с инвалидностью. Эти нормы могут различаться в зависимости от заболевания человека, региона проживания и других факторов. Именно поэтому каждый конкретный случай трудоустройства должен рассматриваться работодателем индивидуально.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи:
Меры повышения занятости инвалидов обсудили на заседании Правительства
9 Марта 2017
Российских работодателей необходимо стимулировать к приёму на работу людей с ограничениями по здоровью. Сейчас в России насчитывается порядка 3,7 млн инвалидов трудоспособного возраста, из них работает только четверть.
К 2020 году в стране нужно создать условия, при которых подходящую работу могли бы найти не менее половины людей с инвалидностью трудоспособного возраста, заявил Премьер-министр Дмитрий Медведев 9 марта на заседании Правительства.
Далеко не все работодатели готовы брать на работу инвалидов.
Мы должны создавать условия, чтобы у них была возможность найти нормальную работу, получать за эту работу справедливую зарплату, достигать профессиональных успехов и, что самое важное, жить полной жизнью и чувствовать себя нужными и самодостаточными… Мы уже приняли ряд мер, чтобы снизить остроту проблемы. Этим вопросом мы занимаемся вместе с бизнесом, вместе с работодателями», — сказал Председатель Правительства.
Свои предложения по повышению занятости инвалидов подготовил Экспертный совет при Правительстве. Эксперты обращают внимание на развитие предпринимательской деятельности среди инвалидов и увеличение масштабов социального предпринимательства в России.
Речь идёт, в частности, о создании негосударственными организациями производств с рабочими местами для людей с инвалидностью.
Об увеличении числа таких социальных предприятий свидетельствуют итоги Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года», который в 2016 году проводился уже второй раз Российским государственным социальным университетом при поддержке Минэкономразвития, АСИ и Открытого правительства. На конкурс было подано 269 проектов из 54 регионов. Награждение победителей состоялось 27 февраля на площадке Российского инвестиционного форума «Сочи-2017», в церемонии принял участие министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Своим примером вы заражаете других. Социальные проекты становятся престижными, почётными и очень значимыми. Поэтому каждый год в таком формате мы поддерживаем те инициативы, которые вы представляете, и будем делать это в дальнейшем.
Помогите таким, как вы, пройти эту дорогу, научите других.
Потому что без этого сообщества людей, которые сопереживают, живут этим и дают свою энергию, мы не сможем построить активную социальную среду», — сказал министр, обращаясь к победителям конкурса.
Для упрощения трудоустройства инвалидов эксперты также рекомендуют расширять практику проведения в регионах конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и вовлекать в движение «Абилимпикс» больше работодателей и их объединений. Это будет способствовать непосредственной демонстрации будущим работодателям квалификаций и компетенций инвалидов, полагают в Экспертном совете.
Для эффективного содействия инвалидам в осуществлении предпринимательской деятельности, а также для поддержки субъектов социального предпринимательства в субъектах Российской Федерации создана институциональная инфраструктура, в частности центры развития предпринимательства и центры инноваций социальной сферы.
Оказать существенное влияние на увеличение числа специализированных вакансий для людей с инвалидностью, по мнению экспертов, может принятие решения о компенсации работодателям за счёт средств бюджета их расходов по оборудованию зданий и помещений, в которых предполагается создавать рабочие места для инвалидов.
Эксперты Открытого правительства обращают внимание на то, что инвалиды могут нуждаться в освоении программ дополнительного профессионального образования и в содействии в трудоустройстве после получения новых квалификаций.
Это актуально для людей, получивших инвалидность после окончания организаций среднего профессионального и высшего образования.
При этом обучение на программах ДПО может осуществляться за счёт средств инвалидов или работодателя, поэтому, по мнению экспертов, целесообразно, чтобы соответствующие программы финансировались за счёт средств бюджета, в том числе в порядке компенсации расходов инвалида или его работодателя.
Для улучшения трудоустройства инвалидов разработаны изменения в федеральный закон о занятости населения, которые устанавливают правовое регулирование содействию трудоустройству инвалидов, а также План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы.
Эксперты предлагают внести в проект закона ряд дополнений. Так, предлагается включить в документ пункт об участии ассистента в содействии занятости инвалида не только когда он находится на рабочем месте.
Кроме того, по мнению экспертов, требует дополнительной проработки финансовое обоснование принятия законопроекта.
При принятии решения о пилотной апробации в субъектах РФ механизма сопровождения инвалидов эксперты предлагают рассматривать эти Услуги как общественно полезные и использовать соответствующий механизм привлечения социально ориентированных НКО.
Планы увеличить число проверок на предприятиях на предмет приёма на работу инвалидов в пределах установленной квоты, по мнению экспертов, представляются спорными в контексте поручений Президента по снижению административного давления на предпринимателей и реформированию контрольно-надзорных функций. На практике реализация этого предложения приведёт к установлению новых или повышению размеров действующих штрафов, предупреждают эксперты.
Все события
Методическое письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 13.06.2019 N 22127/2019 "О порядке реализации положений нормативных правовых документов по сопровождаемому трудоустройству инвалидов"
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО от 13 июня 2019 г. N 22127/2019
- О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
- ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ
- Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе методическое письмо с разъяснениями по порядку реализации нормативных правовых документов по сопровождаемому трудоустройству инвалидов.
В целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) внесен ряд норм, вступивших в силу с 1 января 2019 года, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.
Так, Федеральным законом от 29.12.2017 N 476-ФЗ в Закон о занятости населения была введена статья 13.1 «Сопровождение при содействии занятости инвалидов».
Согласно положениям пункта 2 статьи 13.
1 «Сопровождение при содействии занятости инвалидов», под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов отнесена Законом о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с внесенными изменениями в Закон о занятости населения (п. 6 ст. 13.
1), «помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно при наличии такой потребности может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости».
Об утверждении плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2016 года №1507-р
Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы (далее — план).
2. Федеральным органам исполнительной власти (ответственным исполнителям, соисполнителям) осуществлять реализацию плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию плана.
- Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
- Д.Медведев
План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы
- УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерации
- от 16 июля 2016 года N 1507-р
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Вид документа, продукт | Срок реализации мероприятия | Ответственный Исполнитель,соисполнитель | |
1. | Определение потребности молодых инвалидов из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в трудоустройстве с использованием сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» | выработка государственной политики в отношении инвалидов из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в целях реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве | доклад в Правительство Российской Федерации | с 2017 года ежегодно, до 15 декабря |
|
2. | Профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | обеспечение 100-процентного охвата обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов 9 и 11 классов профориентационными мероприятиями | межведомственный комплексный план мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 2016-2020 годы |
|
3. | Инклюзивное профессиональное образование и создание специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования | создание специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы | 2016-2018 годы |
|
4. | Развитие практики целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций | повышение численности успешно трудоустроенных инвалидов | информационные письма в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации | 2016 год | Минобрнауки России |
5. | Утверждение единых требований к деятельности органов службы занятости | формирование регламентирующих документов в целях повышения качества услуг в сфере занятости | правовой акт Минтруда России | III квартал 2016 года | Минтруд России |
6. | Организация информационно-разъяснительной работы по вопросам трудоустройства с целью повышения качества предоставления услуг инвалидам в сфере занятости | повышение информированности инвалидов о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах органов службы занятости, а также по другим необходимым для трудоустройства вопросам | доклад в Минтруд России (в рамках исполнения плана мероприятий на 2016-2018 годы по повышению качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения) | с 2017 года ежегодно, до 15 февраля | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения |
7. | Разработка критериев для трудовых рекомендаций и формулировок таких рекомендаций для применения учреждениями медико-социальной экспертизы при разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы | усовершенствование индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида | правовой акт Минтруда России | 2017 год | Минтруд России |
8. | Обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами, в том числе по сопровождению при решении вопросов занятости (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с когнитивными нарушениями, с психическими нарушениями и иные) в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы | повышение квалификации специалистов органов службы занятости, в том числе обучение особенностям организации работы с инвалидами в зависимости от нарушений функций организма | ежегодный государственный контракт | 2017-2020 годы | Минтруд России |
9. | Разработка сборника по трудоустройству инвалидов, сформированного на основе успешно реализованных региональных практик и | выпуск универсального сборника по трудоустройству инвалидов с различными | правовой акт Минтруда России | 2017 год | Минтруд России,общественные организации инвалидов |
мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями, в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы | ограничениямивозможностей здоровья и распространение в субъектах Российской Федерации | ||||
10. | Актуализация сборника по трудоустройству инвалидов, сформированного на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями, в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы | выпуск актуализированного универсального сборника по трудоустройству инвалидов с различными ограничениями возможностей здоровья и распространение в субъектах Российской Федерации | правовой акт Минтруда России | 2018-2020 годы | Минтруд России,общественные организации инвалидов |
11. | Содействие развитию предпринимательских навыков и компетенций у молодых людей с инвалидностью, а также развитие социального предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках программы «Ты — предприниматель» | развитие предпринимательских навыков и компетенций у молодых людей с инвалидностью, а также развитие социального предпринимательства в субъектах Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | ежегодно, начиная с 2017 года, I квартал | Росмолодежь |
12. | Разработка и реализация в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы | реализация программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации | акты субъектов Российской Федерации | 2017-2020 годы | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,Минтруд России |
13. | Разработка и утверждение приказа об организации Минтрудом России мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве | организация мониторинга программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации | правовой акт Минтруда России | декабрь 2016 года | Минтруд России |
14. | Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве | реализация функций наблюдения и контроля, направленных на выявление недостатков при реализации в | отчеты субъектов Российской Федерации | февраль, август, начиная с 2017 года | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, |
субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста с целью принятия управленческих решений | доклад в Правительство Российской Федерации | апрель, октябрь, начиная с 2017 года | Минтруд России | ||
15. | Мониторинг трудоустройства инвалидов — выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с использованием сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» | реализация функций наблюдения, контроля, направленных на выявление недостатков при решении вопросов занятости инвалидов — выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с целью принятия(по результатам указанного мониторинга) управленческих решений | доклад в Правительство Российской Федерации | IV квартал 2017 года |
|
16. | Разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части дополнения перечня государственных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, услугой по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве | закрепление полномочий органа государственной власти субъектов Российской Федерации на оказание услуги по сопровождению инвалидов молодого возраста | федеральный закон | 2018 год | Минтруд России |
17. | Разработка стандарта услуги по сопровождению инвалида молодого возраста при решении вопросов трудоустройства | установление требований, обязательных при предоставлении государственной услуги по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве | правовой акт Минтруда России | 2018 год | Минтруд России |
Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:Официальный интернет-порталправовой информацииwww.pravo.gov.ru, 25.07.2016,N 0001201607250022