Минэкономразвития России решило больше не вносить поправки в действующий Федеральный Закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а разработать совершенно новый законодательно-правовой акт.
Его проект опубликован на едином портале проектов нормативно-правовых актов и доступен для обсуждения до 13 июня 2019 года.
Хотя сами разработчики назвали свой документ законом, ему больше подходит название кодекса, ведь он охватывает целиком государственный и муниципальный контроль и надзор в Российской Федерации.
В документе собраны все требования к надзорной деятельности, виды контрольных мероприятий, принципы, регламенты, права и обязанности организаций и ИП, а также проверяющих.
Рассмотрим подробнее некоторые положения нового закона.
Вместо проверок другие виды контроля
Законопроектом МЭР предусмотрено существенное сокращение количества видов проверок, их место займут другие, более прогрессивные виды контрольных мероприятий. Некоторые из них в России еще не применялось. В частности, в перечень надзорных мероприятий войдут:
- выездное обследование (инспектор приходит и сам осматривает территорию и помещения, если видит нарушения, –— фиксирует их на фото- или видеокамеру);
- мониторинговая закупка (получение образцов для направления в лабораторию на исследование. Исполнение требований Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» не проверяется);
- выборочный контроль (получение образцов товара для исследования);
- инспекционный визит (проверка инспектором визуально, без проверки документов и предупреждения): подробнее об этом мы писали в статье «Введут новый тип проверок: визит без предупреждения».
При этом рейды и контрольные закупки останутся и будут использоваться шире.
Надзор разделят
Некоторые виды надзора будут, как и сейчас, осуществляться в отдельном порядке. Под такое исключение попадают:
- банковский надзор;
- финансовый надзор;
- акционерный надзор;
- налоговый надзор;
- оперативно-розыскные мероприятия;
- надзор за соблюдением законодательства о рекламе (новое исключение).
При этом прокурорский надзор из списка исключений уберут, и он, как сказано в проекте, будет проводиться «на общих основаниях».
Требования, оформленные законами СССР и РСФСР, а также актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года больше проверять не будут.
Термины и понятия
В проекте МЭР разделены контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. В частности, действиями названы процедуры, направленные на добычу доказательств и информации:
- осмотр;
- допрос;
- отбор проб;
- эксперимент;
- отбор письменных объяснений.
Фактически действия являются частью мероприятий, которые как раз и являются самостоятельными процедурами:
- проверка;
- рейд;
- контрольная закупка;
- инспекционный визит;
- выездное обследование.
Помимо этого законопроект предусматривает расширение профилактических надзорных мероприятий — инспекторы будут:
- выдавать рекомендации;
- осуществлять профилактические визиты.
Для тех, кто не допускает нарушений, будут предусмотрены меры поощрения за добросовестность.
Во всех надзорных органах сотрудники, задействованные в контроле, будут называться одинаково — инспекторы. Они должны будут носить форменную одежду при осуществлении надзорных мероприятий.
Такие инспекторы получат право опрашивать свидетелей (очевидцев) на добровольной основе, но под подписку об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Представители проверяемого лица свидетелями быть не могут.
Инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица (съел некачественный продукт, например).
Профилактика превыше всего
Законопроектом предусмотрено профилактическое сопровождение бизнеса по договору. Такой Договор будет заключаться между контролируемым лицом и надзорным органом после проведения оценки соблюдения требования законодательства.
В ходе сопровождения прикрепленный инспектор будет предоставлять организации или ИП рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Будет законодательно закреплено субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения.
То есть трактование законодательных норм и правил по-своему.
Также в законодательстве появится такое понятие, как профилактический визит. В ходе такого визита проверяющий инспектор сможет оценить ситуацию на месте и дать необходимые рекомендации.
При этом ему будет запрещено выдавать предписания, а тем более наказывать организацию или ИП по итогам профилактического визита.
Чаще всего такие визиты будут осуществляться к новым организациям и ИП — в течение первого года работы.
Документация и реестры
Для надзорных мероприятий основания будут оцениваться не по угрозе или причинению вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, а по «наличию достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований». Факт причинения вреда жизни/здоровью также остается основанием для проведения внеплановой проверки и выборочного контроля.
МЭР собирается собрать все виды надзора; они будут занесены в специальный реестр. Кроме того, все сведения о контрольных мероприятиях должны будут оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия информации о нем в реестре проверок нет — инспектора можно не пускать.
Для взаимодействия с надзорными органами у каждого ИП и организации появится собственный электронный личный кабинет на едином портале контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган.
По результатам любого надзорного мероприятия инспектор должен будет выдать контролируемому лицу не только акт, предписание и протокол, но и рекомендации по соблюдению обязательных требований законодательства.
Приняты законы об обязательных требованиях и государственном контроле
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Документы разработаны Минэкономразвития России во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Федеральным законом устанавливается, что понимается под обязательными требованиями, определяются цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
Также Федеральным законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 г.
обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих свое действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.
Закон вступит в силу с 1 ноября 2020 г. за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки.
Закон о госконтроле, который также называют контрольно-надзорным кодексом, закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.
Одно из главных положений правового акта – создание полноценной системы анализа и учета рисков. В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в 34 видах контроля. После вступления в силу закона о контроле он будет распространяться более чем на 200 видов федерального государственного контроля.
По видам контроля, где применяется плановый контроль, будут установлены критерии и категории риска, а плановые надзорные мероприятия будут проводиться с периодичностью, установленной для каждой из данных категорий.
Например, для объектов высокого и значительного риска плановый контроль будет осуществляться не чаще одного раза в два года, а объекты, отнесенные к категории низкого риска, освобождаются от планового контроля.
Также плановые контрольные мероприятия не будут проводиться по тем видам контроля, где критерии и категории риска не установлены. Утверждаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований станут одним из оснований для проведения внепланового контроля.
Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 г. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.
Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. Помимо этого, законом расширяется линейка профилактических инструментов.
К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое.
Также законом вводится институт независимой оценки соблюдения обязательных требований. Такая оценка может проводиться аккредитованными органами инспекции. Еще одним новым институтом системы контроля станет механизм досудебного обжалования.
Его особенности – процесс «без бумаги», а также сокращенные сроки рассмотрения и реагирования на жалобы. Единой точкой входа для подачи жалоб станет новый цифровой сервис Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Закон вступит в силу с 1 июля 2021 г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Реализация и применение Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ о государственном (муниципальном) контроле и надзоре с 1 июля 2021 года
1.
2.
Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ
3.
4.
На какие сферы не распространяется Закон № 248-ФЗ
5.
Защита прав при проверках
6.
7.
Где действует своё законодательство
8.
Основной объект государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по Закону № 248-ФЗ – обязательные требования, установленные законом.
Проверяющие действуют на предупреждение, а также выявление и пресечение нарушений таких требований.
Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.
Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ, к госконтролю и надзору не относятся:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях ОВД и иными органами дознания;
- оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
- производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
- рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
- проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для административного приостановления деятельности;
- деятельность судов, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
- деятельность органов прокуратуры по прокурорскому надзору;
- расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
- деятельность органов внешней разведки РФ (СВР);
- деятельность органов государственной охраны;
- деятельность органов ФСБ;
- деятельность федерального органа исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.
Перечисленные виды деятельности регулирует не Закон № 248-ФЗ, а свои профильные законы в каждой сфере.
Лицензирование
Процесс лицензирования в России происходит в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон № 248-ФЗ здесь действует частично и применяется в отношении проведения:
- плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиаты);
- внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий лицензиатов;
- профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.
Важно, что проведение планового контроля в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям. Это такая госуслуга.
На какие сферы не распространяется Закон № 248-ФЗ
Согласно ст. 2 Закона № 248-ФЗ, его положения не применяются к организации и осуществлению:
- госконтроля (надзора) в пунктах пропуска через госграницу РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом;
- госконтроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства РФ об экспортном контроле; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;
- государственного портового контроля;
- контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, госконтроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
- надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД;
- госнадзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
- контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств госкорпорациями;
- контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
- контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об АО и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в АО;
- контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере в отношении госзаказчиков и организаций – исполнителей госконтрактов, предусматривающих проведение НИОКР и технологических работ;
- контроля за деятельностью специализированных НКО, которые занимаются обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ) и контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ);
- контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;
- контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности;
- лесной охраны.
Далее хоть и перечислены виды государственного контроля (надзора), но нормы Закона № 248-ФЗ не применяются к их организации и осуществлению. Это:
- налоговый контроль;
- валютный контроль;
- таможенный контроль;
- контроль противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий;
- федеральный госконтроль (надзор) за оборотом оружия (кроме соблюдения лицензионных требований при разработке, производстве, испытании, установке, монтаже, техобслуживании, ремонте, утилизации и реализации вооружения и военной техники; разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов; разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов);
- федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной деятельности;
- федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной деятельности;
- федеральный госконтроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
- федеральный госконтроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
- федеральный госконтроль (надзор) в сфере миграции;
- федеральный госнадзор за деятельностью НКО;
- надзор и контроль за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях;
- федеральный госнадзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
- госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профезаболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
- федеральный госнадзор использования атомной энергии; федеральный госнадзор ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; федеральный госнадзор в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны РФ, а также на ядерных объектах выполнения заказов в интересах обеспечения обороны РФ; госконтроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, кроме ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны;
- лицензионный контроль деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при работах по использованию атомной энергии в оборонных целях, вкл. разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
- контроль при ввозе в РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из РФ в государства, не входящие в ЕАЭС, драгметаллов, драгкамней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
- госконтроль за соблюдением законодательства РФ о СМИ без взаимодействия с контролируемым лицом;
- госконтроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию без взаимодействия с контролируемым лицом;
- госконтроль и надзор за обработкой персональных данных без взаимодействия с контролируемым лицом;
- госконтроль в области связи без взаимодействия с контролируемым лицом;
- контроль за излучениями радиоэлектронных средств и/или высокочастотных устройств (радиоконтроль).
Защита прав при проверках
С 1 июля 2021 года вступает в силу федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в рф
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
- Основные положения:
- Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
- Федеральным законом устанавливаются:
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора); полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
- принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правовые и организационные основы информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правовые основы организации и деятельности контрольных (надзорных) органов, должностных лиц контрольных (надзорных) органов, включая виды контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и к контрольным (надзорным) действиям;
- гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;
- комплекс профилактических мероприятий;
- правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;
- правовые основы исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
- специальные режимы государственного контроля (надзора): мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор).
- Понятие государственного контроля (надзора), муниципального контроля
- Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Федеральном законе понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, по устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до нарушений.
- Предмет правового регулирования
- Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
- соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
- соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
- соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
С учетом предмета правового регулирования определены исключения из сферы его применения.
Документом предусматривается, что:
- в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерацией и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор);
- в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам ведения субъектов Российской Федерации — региональный государственный контроль (надзор);
- в рамках полномочий по решению вопросов местного значения — муниципальный контроль.
- Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
- Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля
- Федеральный закон определяет систему нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Для деятельности контрольно-надзорных органов всех уровней будет создана обширная нормативно-правовая база.
При этом порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет устанавливаться на подзаконном уровне различными положениями.
Такой порядок может существенно различаться как по субъектам Российской Федерации, так и по муниципальным образованиям внутри одного региона.
- Использование информационных технологий при проведении контроля
- Федеральным законом предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении контроля.
- В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
- единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- информационная система досудебного обжалования;
- реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
- информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Правила формирования и ведения указанных реестров утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
- Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)
- Важной основой осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля является применение системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), исходя из которого выбираются профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
- Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты контроля относятся к одной из шести категорий риска:
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
Профилактические мероприятия
Федеральный закон содержит широкий набор профилактических мероприятий, которые направлены на внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- самообследование;
- профилактический визит.
- Проведение профилактического мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, возможно только с согласия контролируемого лица.
- Контрольные (надзорные) мероприятия
- Федеральным законом предусматриваются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
- Основания для проведения контрольных (надзорных мероприятий)
- Федеральным законом устанавливается закрытый перечень оснований для проведения контрольных (надзорных мероприятий) в целях ограничения возможности осуществления злоупотреблений при проведении государственного контроля (надзора).
- В соответствии с положениями Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся на плановой и внеплановой основе.
- Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением указанных в Федеральном законе случаев, может быть:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
- При этом в целях обеспечения законности контрольных (надзорных) мероприятий закрепляется механизм участия органов прокуратуры в согласовании их проведения.
- По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
- Периодичность проверок
- Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска.
- При этом должно быть учтено, что:
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год;
- для категории высокого или значительного риска — средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
- для категории среднего и умеренного риска — минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся для объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
Положения с более поздними сроками вступления в силу
- До 31 декабря 2023 года информирование контролируемых лиц, а также подготовка документов в рамках муниципального контроля может осуществляться на бумажных носителях.
- Федеральным законом предусмотрено введение обязательного досудебного обжалования действий (бездействий) контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Данное положение вступает в силу с 1 января 2023 года.
- С 1 января 2022 года Правительство Российской Федерации ежегодно направляет в Совет Федерации и в Государственную Думу сводный доклад о государственном и муниципальном контроле
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 июля 2020 г.
Действие: с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений).
Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года
В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.
Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках
Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.
План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.
Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.
Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.
Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.
До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Какими способами могут проверить организацию или ИП
Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».
«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.
Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.
Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.
Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.
Где посмотреть информацию о проверках
Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.
Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.
«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.
На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.
Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.
Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:
- сведения открыты;
- сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
- сведения открыты, но только после окончания конкретного события.
Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.
Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.
При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.
Как долго могут проверять
Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).
Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
- Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
- Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
- Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Должны ли предупреждать о внеплановых проверках
Предварительно не уведомят:
- о контрольной закупке;
- мониторинговой закупке;
- выборочном контроле;
- инспекционном визите.
О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.
Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.
Будут ли использовать проверочные листы
Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.
Как обжаловать результаты проверки
Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.
Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.
Профилактика нарушений
Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
- самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
- профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.
Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).