Реклама перед киносеансом за рамками правового поля

Об этом говорится в официальном ответе Роспотребнадзора по Петербургу известному петербургскому общественному активисту Красимиру Врански.

«Сходил в кино. Перед сеансом посмотрел 18 минут рекламы. Оставил запись в книге жалоб и отправил обращение в Роспотребнадзор», — пояснил Красимир Врански на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», выложив сканы ответов Роспотребнадзора.

Ссылаясь на правила киновидеообслуживания населения, утвержденные постановлением правительства РФ, представители ведомства написали: «В стоимость услуги, оплаченной Вами при покупке, входит просмотр художественного фильма без учета просмотра рекламных роликов». Кроме того, они уточнили, что кинотеатр должен указывать время начала показа художественного фильма, а также его продолжительность без учета рекламных роликов.

В Роспотребнадзоре указали, что по закону ведомство имеет право проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении бизнеса только после того, как заявитель сам обратится в организацию, нарушившую его права. 

«В материалах, приложенных к обращению, в действиях продавца усматриваются признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.

8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы»», — сделали вывод в управлении.

При этом в Роспотребнадзоре указали, что по закону ведомство имеет право проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении бизнеса только после того, как заявитель сам обратится в организацию, нарушившую его права. «Общественный контроль» писал о соответствующих изменениях в законодательстве.

Красимир Врански уверен, что он выполнил это условие, поскольку выслал в Роспотребнадзор скан билета и фото обращения в книгу жалоб кинотеатра.

«По факту я им все предоставил для проверки и штрафа, но действий они не предприняли», — заявил активист «Общественному контролю». В этой связи он намерен обжаловать ответ Роспотребнадзора.

«Соответственно вышлю жалобы в прокуратуру и повторно в Роспотребнадзор», — сказал Врански.

Сообщение активиста вызвало бурный отклик у других пользователей «ВКонтакте». «Они всем так отвечают!!! Сколько раз обращалась! Пишут, что не предоставила доказательств!!!»; «Сколько ни писала в Роспотребнадзор (не по рекламе в кино), они только и умеют отсылать в УФАС», — такие комментарии были оставлены под записью Красимира Врански.

Бороться с рекламой перед показом кинофильмов пытались и ранее. В 2013 году адвокат из Саратова подал иск о защите прав потребителя и выиграл суд у кинотеатра, отсудив стоимость билета, а также компенсацию морального вреда. Было ли оспорено это решение, не сообщалось. Но двумя годами раньше суд в Москве признал показ рекламы перед фильмами не нарушающим права потребителей.

Реклама перед киносеансом за рамками правового поляРеклама перед киносеансом за рамками правового поля

Почему на киносеансах перед фильмами бывает так много рекламы?

Когда в кинотеатре фильм длительностью 2,5 часа сопровождается еще более чем 30 минутами рекламы, понимаешь, что здесь есть определенная проблема. Некоторые зрители не выдерживают и отправляются требовать жалобную книгу или возврат денег за билет, а иногда доходит и до суда, как это было осенью в Санкт-Петербурге.

На этот случай ссылался депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок, который выступил с инициативой ограничить время показа рекламных роликов перед началом сеанса в городских кинотеатрах 20 минутами.

Замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов предложил ограничить рекламный блок 10 минутами, видимо, уже в рамках всей страны. Он отметил, что особенно сложно длительную рекламу переносят дети, для которых она превращает праздник похода в кино в мучение.

Мы решили выяснить, из чего состоит рекламный блок, какие его части следует подсократить и каким видят оптимальный объем рекламного блока игроки рынка.

Рекламный блок перед началом сеанса в кинотеатре может состоять из коммерческой и социальной рекламы, роликов о правилах пожарной безопасности и эвакуации зрителей, заставки о выключении мобильного телефона и другой важной информации, которую необходимо донести до зрителя, а также из трейлеров, прикрепленных к фильму самими кинотеатрами на коммерческой основе или бесплатно для продвижения проектов на своей площадке, и, собственно, из роликов, прихардлоченных к фильму прокатчиком. Генеральный директор «Оптима кино» Елена Костюкович рассказывает, что в кинотеатрах ее компании рекламные блоки разные – от 3-х до 30 минут. «Длительность рекламного блока зависит от кинотеатра, жанра фильма, времени суток и прочего», – комментирует она. Наталья Милосердова, управляющая сетью «ГриннФильм», говорит, что рекламные блоки делятся по жанрам и тематике. «Не сказать, что их меньше на детских проектах, они там в таком же количестве», – отмечает она. По времени суток рекламные блоки не отличаются, хардлоки «ГриннФильм» показывает на всех сеансах, и изменить их нельзя. «Если речь идет о нашей рекламе, то есть коммерческой, тут все идет от пожеланий заказчика. Конечно, они ориентируются на свою аудиторию, поэтому и меняется время размещения», – добавляет Милосердова.

Потенциальное законодательное ограничение длительности рекламных блоков, особенно если оно составит 10 минут, может нанести урон их коммерческой части. От этого или пострадают кинотеатры, или увеличится цена билета. Для показчиков коммерческая реклама – это один из пунктов прибыли, заложенный в бизнес-план, как и концешн.

Оценить доходы в принципе не так просто, потому что часть коммерческой рекламы – бартер. Но важно, что прибыль, получаемая от рекламы, чистая, и там не заложены ни доля прокатчика, ни стоимость оборудования, ни зарплата сотрудников, ни закупка продуктов.

По словам Елены Костюкович, доходы от коммерческой рекламы в «Оптима кино» составляют в среднем 1%.

«Коммерческой рекламы за МКАДом не много, – с улыбкой говорит Костюкович, – но она есть. Это может быть до пяти роликов в зависимости от сезона».

«Мы пытаемся сделать так, чтобы блок из коммерческих роликов с нашей стороны был бы не более 3-4 минут, это самый оптимальный вариант», – убежден управляющий киноцентром «Вавилон» Борис Собко. Наталья Милосердова называет те же цифры.

«Поскольку у нас кинотеатры расположены в торговых центрах, мы априори рекламируем и показываем трейлеры близлежащих развлекательных объектов – катка, боулинга и так далее, так как должен быть синергетический эффект от нашего сотрудничества, – уточняет управляющая сетью «ГриннФильм». – Идут коммерческие и рекламные ролики, и к Новому году рекламодатели активизируются, поскольку понимают, что будет стопроцентная заполняемость залов».

Ограничение длины рекламного блока может сказаться и на количестве трейлеров, которые показчики прикрепляют самостоятельно, чтобы прорекламировать ближайшие релизы. Крупные сети иногда прикрепляют ролики на коммерческой основе и, соответственно, тоже получают с этого доход, которого могут лишиться.

Другой вариант развития событий: чтобы не терять деньги, кинотеатры сделают вообще все дополнительные прикрепления роликов платными.

Директор по прокату Russian World Vision Дарья Рязанцева считает практику коммерческого размещения трейлеров в кинотеатрах спорной: «По сути продается контакт, который привлекается именно на контент (допустим, мейджора), но выгодоприобретателем остается только кинотеатр.

Я за бесплатное размещение трейлеров перед фильмами на аналогичную аудиторию, как это было раньше, так как и прокатчики, и кинотеатры (должны быть) заинтересованы в продвижении проектов, которые они запланировали в репертуаре».

Без опции бесплатной подклейки трейлеров проекты независимых дистрибьюторов могут и вовсе остаться без внимания, да и для блокбастеров дополнительный трейлеринг уж точно не лишний. Однако директор по прокату ООО «Кинокомпания «Каро Премьер» Ия Лебедева хотела бы, чтобы партнеры подходили к вопросу дополнительного трейлеринга (и коммерческой рекламы) более сдержанно. «В первую очередь страдает зритель, и довольно часто мы наблюдаем, как то в одном, то в другом городе вспыхивает недовольство слишком большими рекламными блоками, и периодически это попадает в СМИ», – подчеркивает спикер.

И, наконец, еще один блок, который при введении ограничения должен будет «ужаться» – хардлоки. По данным нашей рубрики «Трейлеринг» за 2019 год (по состоянию на середину ноября), в среднем дистрибьюторы прикрепляли к своим проектам 2,99 трейлеров – своих и полученных в результате обмена с другими прокатчиками.

Средний хронометраж прикрепленного блока составил 4:45 минут. Максимальный средний хронометраж и, соответственно, количество роликов у «Централ Партнершип» – 8:26 минут и 4,77 проектов. Такие цифры кажутся не совсем разумными.

«К сожалению, то, что сейчас происходит у компании ЦПШ, которая присылает хардлоки по 10 минут и больше, вызывает возмущение у наших зрителей, – сетует Наталья Милосердова. – Очень надеюсь, что они услышат кинотеатры. Мы все понимаем, что дистрибьютор продвигает фильм, а мы хотим его показывать.

Но даже в этом желании должен быть здравый смысл. Какой резон от такого размещения, если у людей это вызывает негатив?». 

Реклама перед киносеансом за рамками правового поля

На втором месте по длительности блока «Двадцатый Век Фокс СНГ» (6:02 минут), на третьем – «Каро Премьер» и «Каропрокат» (5:44 минут). Далее следует WDSSPR с 5:39 минутами. UPI с 5:02 делит шестое место с «Вольгой».

Из независимых наиболее длинный блок хардлоков у Megogo Distribution – 5:16.

При этом по среднему количеству прикрепленных проектов прокатчик на третьем месте после «Централ Партнершип», а также «Каро Премьер» и «Каропрокат».

«Продолжительность хардлоков к нашим фильмам составляет всегда не более 6 минут, – говорит директор по прокату ООО «Кинокомпания «Каро Премьер» Ия Лебедева. – Эта договоренность была достигнута рынком энное количество лет назад, мы считаем ее оптимальной и придерживаемся».  Об этой договоренности рассказывает и Дарья Рязанцева.

Компания Russian World Vision по продолжительности хардлока входит в топ-15 прокатчиков. Ее блок длится в среднем 4:40, проектов в нем в среднем 2,7. «Обычно мы крепим три ролика, общая продолжительность блока составляет не более 6 минут, – подтверждает эти данные директор по прокату компании.

– Также мы считаем допустимым в рамках 6 минут прикрепить четыре ролика и даже более на усмотрение прокатчика, хотя в таких условиях сложнее заявить проект».

Хардлоки любого типа, даже не самые длинные, могут стать проблемой для малозальных кинотеатров. Однозальники, двухзальники и трехзальники физически не могут показать все фильмы, ролики которых порой прихардлочены к текущему релизу.

Поэтому Елена Костюкович считает, что у кинотеатров должна быть возможность разобрать и собрать блок хардлоков самостоятельно и оставить себе ролики тех фильмов, которые будут демонстрироваться в кинотеатре. «Очевидно, что индивидуальный рекламный блок – это всегда эффективно, – уверена генеральный директор «Оптима кино».

– Было бы идеально, если бы у кинотеатра была возможность собирать хардлок самостоятельно, зная свой репертуарный план на ближайшие три месяца и рекомендации дистрибьютора».

Одна из проблем с рекламным блоком перед сеансом – порой низкое качество видеоряда и звука, которое автоматически ассоциируется у зрителя с некачественным кинопоказом в целом. Уровень громкости у материалов может быть разным, что тоже приводит к сложностям.

Читайте также:  Военная пенсия за выслугу лет: размер в 2020 году, условия и порядок назначения, дополнительные надбавки

«Проблема со звуком – это большая проблема, потому что некоторые трейлеры иногда идут с повышенной громкостью, – говорит Наталья Милосердова. – Особенно это чувствуется на детских/семейных релизах, потому что возмущение и негатив от зрителей начинают идти уже во время демонстрации трейлеров.

Наверное, ролики фильмов, если уж они прикреплены к релизу, должны иметь единые звуковые требования. Видео – еще бог с ним, но со звуком нужно что-то делать». Елена Костюкович рассказывает, что из-за несовершенного звукового ряда оборудование может выйти из строя.

«Убавлять звук только на рекламном блоке сложно, все кинотеатры стремятся к оптимизации расходов, и на старте каждого сеанса сейчас не стоит отдельный человек, который может это контролировать», – объясняет она. 

Борис Собко удивляется тому, что хоть пленка, с которой скакал звук, и забыта, проблемы остаются: какая-то реклама шепчет, а какая-то – орет. Достается за это киноинженерной группе от зрителей.

«Люди стали озлобленными, жестокими, – говорит управляющий киноцентром «Вавилон». – Они могут прибить за копейку. Поэтому такие раздражающие факторы, как скачки звука, задержка сеанса, длинная реклама, очень плохо влияют на нас.

Порой приходится успокаивать людей, потому что администраторы сами не справляются».

Главный минус слишком длинных рекламных блоков, конечно, в том, что они могут по-настоящему разозлить зрителей. Большое количество роликов сливается в кучу, и блок уже не достигает своей цели, зрители устают и потом хуже воспринимают фильм.

За полчаса можно успеть и съесть весь закупленный попкорн (что, может быть, и хорошо – потом в течение сеанса зрители меньше хрустят), и задуматься о том, не лучше ли было остаться дома и посмотреть что-нибудь в онлайн-кинотеатре или вообще на пиратском ресурсе – это куда экономнее и нервов меньше.

Наверно, не смущает большой блок только группы подростков, которые приходят в кинотеатр в первую очередь ради социального взаимодействия, а не ради фильма. Остальные потихоньку приучаются опаздывать на сеанс, чтобы пропустить рекламу.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину: люди сидят в кафе, гуляют по фойе, и уже когда прошло 10–15 минут с начала сеанса, они начинают подтягиваться в зал, уже наученные, – подтверждает Борис Собко.

– То есть для кого мы показываем такое количество роликов? Единственное, что люди хорошо запоминают – это противопожарные ролики об эвакуационных выходах». «Нынешние блоки в 15–20 минут, думаю, никого не напрягают: просто все уже привыкли, что можно немного опоздать на сеанс, – говорит Дарья Рязанцева.

– Делаем выводы об эффективности коммерческих размещений, о братской могиле из роликов и задаемся вопросом: какой из них запомнит зритель?». У тенденции есть и обратная сторона – некоторые зрители по привычке приходят позже и в кинотеатры, где рекламы практически нет, опаздывают к началу сеанса и тоже получают негативный опыт. Законодатели уже предлагают обязать кинотеатры сообщать фактическое время начала показа, но тогда рекламный блок в принципе потеряет смысл. 

Ия Лебедева считает, что в теории здоровый рынок должен быть в состоянии регулировать себя самостоятельно и реагировать на недовольство своих клиентов-зрителей.

И если игроки рынка не хотят потерять возможность использовать инструмент трейлеринга, не хотят приучить зрителя приходить не к началу сеанса, а 20 минут спустя, то всем участникам индустрии стоит задуматься, как этого избежать, без привлечения государственных органов.

«Западный рынок регулируется в том числе организациями, образованными самой киноиндустрией, – комментирует Лебедева. – У нас есть несколько профессиональных объединений, в частности, АКД и АВК, но их влияние на сегодняшний день не очень велико, возможно, из-за того, что созданы они не так давно.

Будем надеяться, что в ближайшее время мы как профессиональное сообщество сами придем к отлаженным механизмам, и в этом случае помощь государства не потребуется». Дарья Рязанцева также считает, что рынок самостоятельно успешно регулирует процессы.

«Если зритель будет игнорировать кинотеатры с большими рекламными блоками или рекламодатели поймут, что реклама часто идет в полупустых залах, или сами кинотеатры решат, что им выгоднее добавить сеанс фильма за счет сэкономленного времени, то рекламные блоки сократятся», – уверена она.

В качестве продолжительности рекламного блока, которую среднестатистический зритель кинотеатра скорее всего назовет комфортной, Дарья Рязанцева называет 7–10 минут. Ия Лебедева считает оптимальной среднюю продолжительность блока в 10–12 минут. Наталья Милосердова рассказывает, что весь блок в кинотеатрах сети «ГриннФильм» длится около 10 минут.

«Это позволяет более-менее лояльно удерживать мнение аудитории относительно трейлеров и рекламных роликов, – подчеркивает она. – Я лично могу запомнить 3-4, но не больше роликов, далее у зрителя наступает коллапс. Зачастую один актер снимается в нескольких фильмах, и зритель уже путается, видя его в разных проектах».

Елена Костюкович считает, что рекламный блок не должен превышать 12 минут, тогда это эффективно. «Жертвовать ничем не придется, – уверена она. – Если составляется индивидуальный рекламный блок под каждый фильм и кинозал, тогда он будет максимально эффективным для продвижения будущих релизов и необходимой информации».

Чисто технически сокращение рекламного блока может привести к высвобождению дополнительного времени и возможности добавить в расписание еще один сеанс.

Можно сделать вывод: чтобы не доводить дело до введения очередных законодательных ограничений, всем игрокам рынка нужно как можно скорее объединиться для решения проблемы. Ну или как минимум начать следить за своим сегментом работы.

С развитием стриминговых сервисов рынок меняется не в лучшую для кинотеатров и дистрибьюторов сторону. Задумываясь о способах привлечь в кинотеатр новых зрителей, нужно не забывать и про старых.

Они жаждут не только хорошего кино и качественного кинопоказа, но и умеренного рекламного блока на сеанс, за который они заплатили деньги.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Мы на Яндекс.Дзене

02.01.2020 Аня Корниенко, Дмитрий Некрасов, Ольга Куликова

Долгожданный фильм: рекламный блок перед киносеансом могут сократить

Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении проект поправок в закон «О рекламе». Питерские законотворцы предлагают ограничить рекламный блок перед просмотром фильмов в кино — на трейлеры и коммерческую рекламу планируют отвести не более 20 минут.

Проект постановления «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О рекламе» будет предложен на рассмотрение депутатам Госдумы, но представители кинорынка уже озадачены.

В чем суть инициативы и что ждет потребителей — разбирались «Известия».

«Джокер» вдохновляет

Как поясняет автор проекта постановления Денис Четырбок, сейчас нет никаких временных рамок. Где-то реклама длится 8 минут, где-то и 10, 15. В практике случаются и беспрецедентные случаи.

«Мы хотим прописать некие максимальные значения — 20 минут, это максимальное время, которое может быть затрачено на рекламу перед началом сеанса. Сейчас ограничений нет. Мы выяснили, что в некоторых кинотеатрах реклама длится по 35 минут. Эти данные меня немного шокировали», — цитирует Дениса Четырбока «Комсомольская Правда в Петербурге».

Парламентарий приводит пример: недавно жительница Северной столицы обратилась в суд: ей пришлось 15 минут ждать мультфильм. Московский районный суд согласился с доводами гражданки, обязал указывать в билете точное время начала фильма, но городской суд решение отменил.

Впрочем, парламентариев это не остановило — ситуация имела место быть, а значит, нужно исключить подобное в будущем. Чувствуется, что инициатор разработанного еще в начале года законопроекта всё больше и больше убеждается в правильности взятого курса.

Причем, на личном опыте.

— Если я иду на «Джокера», то я иду на «Джокера». Никакой рекламы напитков, подгузников и подарочных карт там быть не должно, — отметил депутат.

Кроме ограничения по времени, депутаты законодательного собрания хотят обязать кинотеатры указывать в билете реальное время начала фильма. О полном запрете коммерческой рекламы речи нет.

— Наблюдаемые 30–40-минутные блоки перед фильмом «Джокер» в отдельных кинотеатрах, сыгравшие роль триггера для законодателей, состояли из трейлеров — рекламы будущих фильмов, поставленных в большом количестве и кинотеатрами, и дистрибьютором фильма «Джокер».

Киноотрасль понимает минусы такой накладки и сама находится в поиске решения, позволяющего в будущем избегать таких ситуаций. Это называется саморегулированием, — поясняет «Известиям» директор по маркетингу рекламного агентства «Синема 360» Сергей Болотин.

— Так, например, блок коммерческой рекламы по всей стране имеет естественное самоограничение в 5–6 минут и очень редко превышает эту планку без какого-либо специального закона.

Похитители времени?

Жесткого регламента для предваряющих фильм роликов действительно нет. В законе «О рекламе» лишь прописано, что реклама не должна прерывать демонстрацию фильма, а также запрещается пускать «бегущую строку» или допускать иные способы наложения рекламы на кадр идущего на экране фильма.

По словам Сергея Болотина, кинозритель не может и не должен смотреть без раздражения 30–40-минутную рекламу, но по факту эти цифры кажутся маловероятными.

— Рекламный блок перед сеансом имеет свою структуру: как правило 2–3 минуты занимает коммерческая реклама, 9–12 минут — трейлеры будущих фильмов, часть времени занимает промо услуг кинотеатра, антипиратские, пожарные и социальные ролики — это еще 1–2 минуты. Итого 14–17 минут, — отмечает эксперт.

В прошлом году один из интернет-пользователей так описал свое разочарование от показа фильма. Заявленное начало сеанса — 11:35. В 11:50 в зале выключили свет и запустили рекламный блок. Фильм, уточняет зритель, начался в 12:03.

«Настроение слегка испорчено. За мои же деньги мне показывают полчаса рекламы с запредельным уровнем громкости. К слову, билет стоил около 300 рублей. Следил за временем, поскольку уже столкнулся с этой проблемой в этом же кино пару недель назад», — написал Patriotos.

— Я думаю, что все, кто часто ходит в кино, уже нашли варианты решения этой проблемы.

Да, это доставляет неудобство: когда люди приходят в обозначенное в билете время и при этом 10 минут ожидают начало показа, — говорит «Известиям» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Так что указание в билете точного времени начала фильма — действительно выход.

— Люди не готовы ждать больше 10 минут. Есть такая проблема: люди действительно предполагают, что сеанс длится 120 минут, а на самом деле он выходит не через 2 часа, а через 2,5, — говорит Дмитрий Янин.

Читайте также:  Президент ввел прогрессивную ставку ндфл

— Если человек знает хронометраж фильма, он уже понимает, когда ему, например, надо забрать ребенка или возвращаться домой. Из-за недостоверного информирования у него могут возникать как переживания, так и убытки, если он из-за этого куда-то опоздает.

Это воровство времени, поэтому это неправильно. Было бы честно говорить людям правду.

Полезный блок или свобода выбора

В пресс-службе сети кинотеатров «КАРО» пояснили «Известиям», что компания не поддерживает инициативы петербургских парламентариев. По их мнению, законопроект ограничивает право компаний на осуществление коммерческой деятельности и нарушает принципы свободы предпринимательства. К тому же рекламно-информационный блок в начале показа — это еще и полезный для зрителей блок.

«Рекламно-информационный блок перед началом фильма включает в себя не только коммерческую рекламу, но также информационные ролики социального характера, например, о правилах пожарной безопасности, о порядке действий посетителей в случае возникновения пожара, обязанность по показу которых закреплена в Правилах противопожарного режима в РФ; об уголовной ответственности за несанкционированную запись фильма; информацию о фильмах текущего и планируемого репертуара, которую кинотеатры обязаны предоставлять в соответствии с Правилами по киновидеообслуживанию населения», — отмечают в сети кинотеатров.

Показ рекламно-информационного блока бесплатный, добавляют в пресс-службе, поэтому у каждого посетителя есть выбор: всегда можно уточнить, сколько длится фильм и киносеанс в целом, и посмотреть рекламно-информационный блок или, если не хочется смотреть рекламу, зайти в кинозал непосредственно перед началом фильма.

«Формулировка, приведенная в данном законопроекте, — «не допускается демонстрация рекламы после установленного времени начала кино- или видеосеанса, указанного лицом, осуществляющим кино- и видеообслуживание» противоречит как вышеуказанным нормативным актам, так и здравому смыслу, ведь в этом случае теряется весь смысл показа рекламно-информационного блока, потребители лишаются возможности получить необходимую информацию», — сообщили в пресс-службе.

Хардкор с «хардлоком»

Сергей Болотин считает, что парламентарии действительно не учитывают особенности формирования рекламного блока и его необходимости для функционирования кинотеатра.

— Во-первых, инициатива входит в противоречие с действующим законодательством, касающимся билетов как таковых и определений киносеанса. Во-вторых, указание длительности рекламного блока приведет к падению рекламных доходов кинотеатров, крайне для них важных.

В-третьих, законодатели не принимают во внимание существование «хардлока» — роликов, прикрепляемых дистрибьюторами к фильмам, — замечает эксперт.

— «Хардлок», заполнивший всё отведенное законом время рекламного блока, не оставит кинотеатрам законного способа показать коммерческую рекламу, свои трейлеры, противопожарные и антипиратские ролики.

Сергей Болотин напоминает, что кинотеатр — это низкомаржинальное коммерческое предприятие, которое окупается лет 7–12.

— Любой доход, тем более рекламный, крайне важен для его эффективного существования, в том числе развития, своевременной замены оборудования и кресел, — отмечает представитель рекламного агентства.

— При этом стоимость билета в кино в России одна из самых низких — около $4, что и делает кинотеатры одним из самых доступных видов развлечений в нашей стране.

Сравните со стоимостью билета в других странах: в Европе — €12 (около 855 рублей), США — $15 (961 рубль), Англии — 17 фунтов (1,4 тыс. рублей).

Вопрос цены

Как пояснял однажды в интервью на тот момент руководитель отдела аналитики журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Андрей Белый, кинотеатры зарабатывают только на тех роликах, которые не имеют отношениея к кино.

— Кто-то действительно крутит по 20 минут коммерческой рекламы, кто-то строго ограничивает ее хронометраж. В зависимости от этого ее доля от общей выручки кинотеатра может варьироваться от 1% до 7–8%, — отмечал эксперт.

Не придется ли кинотеатрам наверстывать упущенную прибыль за счет зрителя? Здесь мнения разнятся, многое зависит от конкретного кинотеатра. Директор кинотеатра «Мори Синема СПБ» Надежда Быстрова считает коммерческую составляющую ролика важным дополнительным источником дохода, поэтому цену на билет придется повысить.

— И речь идет не просто о прибыли кинотеатра, данный доход необходим кинотеатру для обновления кинооборудования, ремонта и прочих производственных расходов.

Кинотеатр не завод и не продовольственный магазин, куда потребитель ходит стабильно за продуктами, — цитирует «Деловой Петербург» Надежду Быстрову. — Посещаемость зависит даже от времени года и от того, какая погода на улице.

Многие небольшие частные кинотеатры в регионах вынуждены были закрыться, так как окупаемость одного только зала может быть только через 3–5 лет.

Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, напротив, считает, что закон (если его действительно примут) не повлияет на доходы кинотеатров.

— У нас коммерческой рекламы гораздо меньше, чем в Европе. Доход от нее несущественный в стране, кроме двух субъектов — Москвы и Санкт-Петербурга, — цитирует Эдуарда Пичугина «Коммерсант». — Возможно, некоторые владельцы кинотеатров будут находить для себя пользу, потому что, бывает, дистрибуторы навязывают в контрактах к фильмам пакет роликов.

Впрочем, законопроект пока только на начальной стадии. Одни участники рынка воздерживаются от комментариев до полного понимания перспектив, другие сомневаются в жизнеспособности инициативы.

— Ежедневно появляется огромное количество законодательных инициатив. Большая часть из них забывается максимум через неделю. Эту, скорее всего, ждет та же судьба, — говорит «Известиям» главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев.

— Продолжительность рекламного блока перед фильмом в данный момент никак не регулируется, и у рынка, по-моему, нет единого мнения, насколько необходимо регламентировать этот момент.

Проблема чрезмерно длинных рекламных блоков не повсеместна и уж точно не входит в список самых острых проблем кинопоказа в стране.

Накажут ли кинотеатры за рекламу перед фильмом? — новости Право.ру

Право.Ruсообщало вчера о том, что общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» подало в Пресненский суд Москвы иск к кинопрокатчикам «КАРО Фильм Менеджмент», «Кинокомпания «Парадиз Продакшнз», «Фролокс» («Формула кино»).

Общество защиты обвиняет кинопрокатчиков в том, что они нарушают права зрителей, показывая им коммерческую рекламу в начале сеанса. Спор обещает быть интересным.

И если иск общества защиты прав потребителей суд удовлетворит, это будет означать, что любой зритель сможет потребовать от кинотеатра компенсации стоимости билета и морального вреда.

Мы попросили нашего автора адвоката Сергея Золотоверхова из коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» оперативно высказаться по поводу этого спора и его возможных перспектив. Представляем вашему вниманию его комментарий.  

Ситуация только кажется простой: если зритель пришел на фильм, а ему вопреки его желанию показывают рекламу, то вроде бы можно говорить о нарушении его прав. Оно выражается в том, зрителю навязывают просмотр («потребление») рекламы. Об этом нам говорит природное чувство справедливости. Однако, если обратиться к законодательству, не все так просто.

Закон «О защите прав потребителей» вроде бы запрещает навязывать рекламу. Но если бесплатно,  то запрета нет

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» содержит норму, которую некоторые люди могут счесть той самой, которая запрещает организаторам кинопросмотров транслировать рекламу.  Вот как она звучит:

«Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя…2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

  • Иначе говоря, нельзя дополнительно к свободно выбранному потребителем благу, которое он желает обрести и оплатить, скажем, к просмотру фильма (билету в кино), навязывать что-либо еще (товар, работу, услугу) за деньги.
  • Но бесплатно навязывать эта норма не запрещает.
  • Закон о рекламе запрещает прерывать фильмы рекламой или демонстрировать фильм и рекламу одновременно

Об этом говорится в статье 17 «Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании»  Закона о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Звучит эта статья так: «При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма».

Обратите внимание:  из статьи 17 следует, что при кинопоказе нельзя лишь прерывать рекламой ход фильма или осуществлять ее одновременно с показом фильма.

Но организаторы показов так и не делают: они показывают рекламу до начала или после окончания фильма.

Как зритель, соглашусь — это очень неприятно. Но формально — законно. Организаторы не нарушают указанных норм закона.

  1. Таким образом, чтобы прекратилось навязывание бесплатной рекламы при кинопоказах, надо изменить закон, а пока он не изменен, кинопрокатчики законно разводят руками: «мы законопослушные лица».
  2. Суд может признать действия кинопрокатчиков противоречащими закону
  3. Суд имеет право на оценку обстоятельств и фактов, на судейское усмотрение.

Поэтому все же нельзя исключать, что суд в своем решении укажет примерно следующее: «Организаторы показа, указывая время начала сеанса, но несколько минут после его наступления демонстрирующие рекламу, фактически берут с потребителей оплату за ее просмотр, так как бесплатно смотреть только рекламу они никого в зал не допускают. Таким образом, оплата просмотра рекламы скрытым образом включена в стоимость билета, а следовательно, имеет место нарушение запрета, установленного ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

У указанной логики есть свой порок: та же реклама, как правило, демонстрируется по мониторам, обильно развешанным в холлах кинотеатров. Поэтому всем очевидно, что организаторы кинопоказов не имеют целью продажу зрителям показа рекламы.

Но есть и верная основа: организаторы кинопоказа, действительно, не устраивали и не будут устраивать показ только рекламы с продажей билетов в самих кинозалах. Ведь организаторы преследуют одну-единственную цель: заработать деньги.

Никто из них не питает иллюзий, что им удалось бы продавать билеты и собирать полные залы на просмотр рекламы подгузников и стиральных порошков.

А поскольку никто из зрителей без билета на фильм не будет допущен смотреть рекламу в кинозале, то это ведет к выводу, что примерно десять минут перед фильмом мы смотрим оплаченную нами из своего кармана рекламу — те, кто купил билет, оплатили и право десять минут смотреть рекламу перед фильмом.

Прямого указания на то, что время начала сеанса — это начало фильма, нет. А предсеансное обслуживание разрешено

Пункт 13 «Правил по киновидеообслуживанию населения» и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не дают оснований для упреков в адрес кинопрокатчиков: время сеанса они  указывают точно.

И в самом деле показ начинается в установленное время. А прямого указания на то, что начало сеанса следует понимать как  именно начало фильма — нет.

Такое понимание можно выводить толкованием, но это как раз и есть область судейского усмотрения: может быть, выведет, а может быть — нет.

Также стоит отметить, что п. 9 «Правил по киновидеообслуживанию населения» разрешает организовывать предсеансное обслуживание зрителей (в том числе выступление музыкальных ансамблей, артистов-исполнителей, демонстрация киножурнала), — которое, кстати, зрители также могут и не желать видеть). Пункт 14 запрещает только такое предсеансное обслуживание, которое осуществляется за плату.

Читайте также:  Обучение по охране труда руководителей и специалистов в 2021 году

Поэтому, исход спора будет представлять немалый интерес как для юристов, так и для простых зрителей, хотя и по разным причинам.

Имеет значение, что именно рекламируется

Закон «О рекламе» содержит многочисленные запреты, которые, однако, сводятся к тому, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. В многочисленных описаниях закон лишь казуистично раскрывает, какая именно реклама является недобросовестной, а какая — недостоверной.

Это также регулируется антимонопольным законом (ст. 14 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Например, недобросовестно сравнивать свой товар (работу, услугу) с товаром (работой, услугой) других производителей некорректным способом, порочить другие товары, либо других производителей (распространителей).

Реклама также не должна содержать недостоверные сведения, формировать ложное впечатление, в том числе путем замалчивания части сведений.

Реклама не должна содержать оскорбления, не должна быть направлена на побуждение к противоправным действиям, явно противоречить принятым в обществе моральным ценностям.

Отдельно указывается, какие приемы нельзя использовать в рекламе, ориентированной на несовершеннолетних.

Все вышеперечисленное как бы отвечает на вопрос: «какую рекламу нельзя распространять?»

Закон содержит прямое указание на то, какие товары, работы и услуги нельзя рекламировать (например, наркотические вещества), а реклама каких — жестко ограничена (например, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия).

Закон содержит еще список случаев, описывающий, каким способом нельзя распространять рекламу и предписания относительно того, каким образом только и можно распространять рекламу определенного вида.

Например, в телепрограммах и телепередачах реклама должна быть определенной продолжительности, она регламентируется также по времени, когда должна выходить, устанавливается и размер изображения в кадре и так далее.

Сколько может длиться реклама перед сеансом в кинотеатре?

«БелПресса» отвечает: пока закона, ограничивающего максимальное время показа рекламных роликов, нет. Но есть вероятность, что эта норма скоро появится.

На сегодня же в ст. 17 Закона «О рекламе» есть единственное правило для кинотеатра на этот счёт – не прерывать киноленту рекламными роликами. Всё остальное можно. Показывать рекламу после фильма никому не выгодно, поэтому её транслируют сначала.

Ролики в кинотеатрах делятся на несколько категорий: трейлеры, которые прикреплены к картине, трейлеры, которые выбирает сам кинотеатр или присылает Фонд кино и коммерческие ролики не о кино вовсе. Первые и вторые не приносят прибыли, а последние – это заработок кинотеатра.

В ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» сказано, что при приобретении одного товара или услуги нельзя навязывать что‑то ещё. И уточняется, что в случае нарушения права на свободный выбор убыток потребителю возмещается.

Но это в том случае, если вы заплатили за этот навязанный товар. Так что за бесплатный показ рекламы кинотеатр не накажут. Но суд может решить, что если без билета не пускают посмотреть рекламу, то она включена в стоимость. Тогда это будет нарушением права выбора.

Но что решит суд в таком деле, знает только суд.

В Правилах по киновидеообслуживанию населения не запрещается включать в сеанс развлекательную программу, трейлеры, рекламу. Главное – чтобы за это дополнительно не брали деньги.

Поэтому упрекнуть кинотеатр в том, что он неверно указывает время начала фильма, нельзя. Можно было бы спорить, если бы на билете написали, что демонстрация кинофильма начинается, к примеру, в 19:00.

Но кинотеатр сообщает, что в это время начинается именно сеанс.

Кстати, в ближайшее время, кинотеатрам всё‑таки могут сократить время показа рекламы перед сеансами.

В конце октября 2019 года петербургские депутаты предложили ограничить её 20 минутами. Они предложили ещё и отмечать в билетах два времени: начала киносеанса и самого фильма.

Тогда зритель, если захочет, сможет зайти в зал попозже. Следить за исполнением закона, если его примут, будет Роспотребнадзор.

Инициативу о внесении изменений в закон «О рекламе» питерцы направили в Госдуму.

Кстати, в США есть способ заставить посмотреть рекламу: иногда билеты продаются без указания мест. Если не хочешь сидеть на самом неудобном месте, то придётся прийти пораньше и посмотреть все ролики. В Турции рекламу иногда показывают прямо в середине фильма. Поэтому российский вариант ещё не самый плохой. Просто у нас всегда есть возможность опоздать на сеанс, но успеть на кино.

Кинотеатры и реклама

Реклама в кинотеатрах постепенно занимает высокие позиции в рекламном деле. Изначально формат у рекламы был только один — ролики перед началом киноленты.

Некоторые кинотеатры, в основном несетевые, вообще не размещают рекламные видеоролики о товарах и услугах, показывая зрителю только трейлеры киноновинок. Это тоже относится к разделу коммерческой рекламы, однако такие ролики являются тематическими.

В противовес такой позиции, крупные сети кинотеатров перед началом фильма демонстрируют рекламную подборку, и лишь затем краткие анонсы новинок кинопроката.

Продажа рекламного времени в кинотеатрах реализуется по-разному: в случае с сетевыми компаниями чаще всего реализацией занимаются посредники, а не сама сеть. Небольшие или локальные кинотеатры могут осуществлять продажу экранного времени самостоятельно, с помощью собственного рекламного отдела.

Наиболее популярные сети кинотеатров в России

п/п Название сети Города размещения
1 Баргузин Иркутск
2 Иллюзион Владивосток, Находка, Уссурийск
3 Империя грез Нижний Новгород
4 Каро Фильм Москва и область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Калининград, Самара
5 Киномакс Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Тагил, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Тамбов, Томск, Челябинск, Ярославль
6 Киномир Барнаул
7 Киноплекс Екатеринбург, Волгоград, Тольятти, Самара, Волжский
8 Кронверк Синема Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Мурманск, Магнитогорск, Харьков
9 Линия кино Москва
10 ЛЮКСОР Москва и область, Рязань, Липецк, Ростов-на-Дону
11 Метелица-Байкал Ангарск, Братск, Иркутск, Шелехов, Усолье-Сибирское
12 Мираж Синема Санкт-Петербург
13 Мир Кино Благовещенск
14 Монитор Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, Республика Чечня
15 Парнас Белгород и область
16 Планета Кино Уфа, Стерлитамак
17 Премьер-зал Екатеринбург
18 Пять звезд Кострома, Курск, Самара, Волгоград, Калуга, Киев, Москва
19 Ролекс Ижевск, Пенза, Чайковский (Пермский край)
20 Сеть кинотеатров группы «СОК» Самара
21 Синема парк Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Набережные Челны, Новосибирск, Пермь, Уфа, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург
22 Синема Стар Москва, Белгород, Коломна, Ярославль
23 Формула Кино Москва
24 ЦентрФильм Москва и область
25 Kinostar De Lux Москва, Санкт-Петербург
26 Mori Cinema Санкт-Петербург, Красноярск, Череповец
27 VERY VELLY Пермь, Ижевск

Согласно исследованиям специалистов, операторами кинотеатров федерального уровня можно назвать:

  1. «Формула кино» (27 кинотеатров в Москве, Подольске, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде);

  2. «Каро Фильм» (18 кинотеатров по России);

  3. «Киномакс» (15 кинотеатров);

  4. «ИнвестКиноПроект» (сеть кинотеатров «Киноплекс»);

  5. Rising Star Media (кинотеатры Kinostar De Lux);

  6. «Парадиз Продакшн» (сеть «Пять звезд»)

Существует 5 основных видов кинотеатров:

  1. Киноплекс — располагается в торговом или торгово-развлекательном комплексе;

  2. Миниплекс — отдельный комплекс с количеством залов от 2 до 8;

  3. Мультиплекс — кинотеатр с количеством залов от 9 до 15;

  4. Мегаплекс — комплекс с 16 кинозалами и больше;

  5. Моноэкран — кинотеатр с одним экраном.

Классификация также возможна по дате показов:

  1. Кинотеатры «первого экрана», показывающие киноленты в день российской премьеры;

  2. Кинотеатры «второго экрана», которые организуют прогоны кинофильмов через 2-3 недели после премьеры на «первом экране». Как правило, к этой группе относятся локальные кинотеатры в провинциальных городах.

Ранее мы отмечали, что самым популярным методом рекламы в кинотеатрах является демонстрация рекламных роликов различной направленности перед трейлерами киноновинок. Однако, это не единственный применяемый в это направлении формат. Существуют также:

  1. Прогон рекламных видеороликов перед сеансом (рекламный блок может достигать 15 минут, так как для данного формата не установлены законодательные рамки);

  2. Показ рекламы на экранах в фойе кинокомплекса (чаще всего установлены в барах, столики при этом повернуты в сторону рекламных конструкций);

  3. Размещение рекламной информации на билетах (хороший метод донесения информации до конечного пользователя, но обладает спорной репрезентативностью);

  4. Рекламная полиграфия в кинокомплексе (напольные рекламные стойки, размещаемые на входе/выходе кинотеатра, кинозала или в районе касс);

  5. Сэмплинг продукции перед киносеансами в фойе кинотеатра;

  6. Прогон аудиообъявлений в фойе и кинозалах (важным моментом является необходимость подбора правильного уровня громкости, чтобы аудиообъявление не перекрывало звук на экранах в фойе, хотя иногда эти два формата сочетаются)

  7. Размещение рекламного баннера и стендов-диспенсеров в фойе (чаще всего формат используется в рекламе новинок кинопроката). Эффектный рекламный стенд в состоянии привлечь потенциальных рекламодателей и обеспечить приток посетителей;

  8. Спонсорство фильмов (как правило, в дни кинопремьеры). В качестве примера можно рассмотреть спонсорский пакет Группы кинотеатров «СОК» в Самаре, предлагающая следующие рекламные поля на сумму 150 тыс. рублей:

    • Размещение логотипа или спонсорской информации на фасадном баннере кинотеатра (модуль не больше 1×2,4 м, вертикальный, срок размещения — две недели);
    • Размещение информации при трансляции на радиостанциях города («Компания «N» представляет фильм…» или «…спонсор показа — фирма «N», размещается на одну неделю);
    • Выходы на радиостанциях (Love Radio — 9 вых/день, Наше Радио — 6 вых/день)
    • Размещение информации при трансляции на городских телеканалах(«Компания «N» представляет фильм…» или «…спонсор показа — фирма «N», показ логотипа в ролике; размещается на одну неделю);
    • Выходы на ТВ (СТС — 4 вых/день);
    • Плакат спонсора (сити-формат 1,2×1,8 м) в фойе кинотеатра на три недели;
    • Плакат спонсора 0,7×1 м в фойе кинотеатра на три недели;
    • Информация в анонсе фильма на сайте kinosok.ru в форме «спонсором фильма является компания «N» на четыре недели;
    • Трансляция аудиоролика в фойе кинотеатра и кинозале перед каждым киносеансом (срок — 2 недели);
  9. Логотип на афишах кинотеатров;

  10. Логотип на страницах меню баров и кафе в кинотеатрах;

  11. Реклама на столиках в барах и кафе (тейбл-стендс);

  12. Реклама на стаканах с попкорном;

  13. Реклама через кассы (либо при передаче билета кассиром вручную, либо с помощью присоединения скобкой к купленному билету.

Самостоятельным пунктом в системе рекламных форматов для кинотеатров является событийный маркетинг (special events), но в большей степени он относится к PR и паблисити, нежели к рекламе.

У рекламы в кинотеатре есть несколько неоспоримых преимуществ. Первое и самое главное — высокая репрезентативность ЦА.

Нет необходимости проводить сложные психографические анализы целевой аудитории посетителей, чтобы определить какие группы людей ходят на различные виды кинолент.

Основываясь на характеристиках демонстрируемого кинофильма, можно точно подобрать рекламные материалы для прогона перед киносеансом.

Неурегулированным законодательно до нынешнего момента вопросом является размещение социальных рекламных роликов в кинотеатрах (в рамках установленных нормативными актами 5% от общего времени). ФАС с трудом может держать под контролем удельную долю этого вида рекламы, и поэтому социальных видеороликов в кинотеатрах очень мало, а иногда и вовсе нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *