Многие граждане из-за низких доходов вынуждены обращаться в банки и МФО за потребительскими кредитами. При этом зачастую заемщики не рассчитывают свои силы, допускают просрочку и по решению суда начинают отдавать займодавцу до пятидесяти процентов своих доходов.
А если единственным доходом гражданина является пенсия или пособие, то в большинстве случаев остающихся на руках у должника денег не хватает даже на самое необходимое. Действующее законодательство никак не защищает должников, но уже принят Закон, который вскоре изменит ситуацию к лучшему.
Запрет на взыскание долга с пенсий и социальных выплат
21 февраля 2019 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», запрещающий производить взыскание в ходе исполнительного производства с пенсий и социальных выплат.
Вышеуказанный закон должен вступить в силу 1 июня 2020 года. Основной его целью является защита от взыскания денежных средств с пенсий, пособий и иных социальных выплат. Это должно защитить наиболее уязвимые категории граждан.
Какие выплаты будут защищены от взысканий?
- Все эти выплаты перечислены в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
- К ним относятся:
- • выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
- • пенсии по случаю потери кормильца;
• монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и т. д.);
- • компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах;
- • средства, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью;
- • Алименты;
- • материнский капитал;
- • пособия гражданам, имеющим детей;
- • социальное пособие на погребение.
И множество других социальных выплат. Редакция вышеуказанной статьи была расширена: в список выплат, защищенных от взыскания, вошли пособия для пострадавших при чрезвычайных ситуациях – выплаты по случаю гибели граждан, причинению вреда здоровью или имуществу.
Пути реализации закона
После того как закон вступит в силу, на банки и ФССП будут наложены дополнительные обязанности: они будут обязаны проводить проверку источников доходов должников для того, чтобы не допустить взыскания долгов с пенсий и социальных выплат.
Со вступлением в силу указанного закона у бухгалтеров предприятий значительно прибавится работы: в платежных поручениях появится код вида дохода.
Стоит отметить, что неприкосновенность социальных выплат существовала и ранее, но из-за несовершенства механизма из них постоянно производились удержания, а в некоторых случаях счета, на которые перечислялись данные выплаты и вовсе арестовывались.
Чего ждать после вступления закона в силу?
- После того, как социальные выплаты начнут маркироваться соответствующим образом, их получатели будут защищены от неожиданных списаний.
- Вместе с тем, вступление данного закона в силу ударит по микрофинансовым организациям и банкам, что может негативно сказаться на кредитных условиях для остального населения.
- Но перемены произойдут не завтра: закон вступит в силу только через полтора года.
С выплат социального характера долги взыскивать не будут
Иллюстрация: Rebecca Zisser / Axios
Что случилось?
Президент России подписал Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
В чём суть документа?
В Закон об исполнительном производстве внесены поправки с целью исключения случаев обращения взыскания на соцвыплаты, в том числе с помощью введения обязанности для работодателей и иных лиц, выплачивающих денежные средства, помечать такие соцвыплаты.
Зачем потребовались такие поправки?
Поправки приняты с целью защиты прав граждан и исключения возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.
Подобные выплаты и сейчас формально защищены от взыскания ст. 101 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако по причине того, что судебному приставу-исполнителю и банку изначально не известны источники поступления денежных средств на банковский счёт должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращается на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.
Поправка потребовалась для того, чтобы приставы и банки могли отличить, с каких доходов можно удержать долги.
Какие выплаты относятся к социальным?
В ст. 101 Закона об исполнительном производстве представлен внушительный перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание.
В частности, к ним относятся: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, алименты, выплаты в связи с рождением ребёнка, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского капитала и другие.
Кроме того, поправками перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, дополнен денежными средствами, выделенными гражданам, пострадавшим в результате ЧС:
- в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
- в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинён вред различной степени тяжести.
Как приставы и банки узнают о социальном характере доходов?
Лица, выплачивающие на счёт должника в банке зарплату или иные доходы, на которые не может быть обращено взыскание, обязаны будут указывать в расчётном документе соответствующий код вида дохода.
Это позволит отличать денежные средства, защищённые «иммунитетом», от других средств, поступающих на счёт должника. Какой код и как именно нужно будет указывать, пока непонятно.
Порядок утвердит Банк России.
Что ещё принёс Закон?
Если кратко — должникам будет сложнее спрятать деньги. Судебный пристав сможет получить сведения о любых видах банковских счетов должника: номера счетов, информацию о количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте.
Пока можно получить информацию только по расчетным счетам.
Кроме того, поправками предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-Исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Когда Закон № 12-ФЗ вступает в силу?
Документ вступит в силу 1 июня 2020 года.
Взыскание долгов с пенсии: новые законы и поправки к ФЗ 229 о запрете списания долга | Юридические Советы
Последнее обновление: 07.03.2020
Многие пенсионеры ждут наступления 1 июня 2020 года, когда вступит в силу изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» иногда называемые «закон о защите пенсий», якобы запрещающий судебным приставам списывать долги с пособий и пенсионных начислений. Так ли это на самом деле? Какова ситуация со взысканием долгов с пенсий сейчас и какие изменения ожидаются в ближайшее время, читайте подробнее в нашей статье.
Ст. 101 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»
Именно данная норма закона устанавливает перечень доходов, на которые взыскание по исполнительным листам запрещено:
- денежные средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда здоровью. К примеру, если Иванов В.В. попал в ДТП и серьезно пострадал, то выплаченные ему средства на лечение, находящиеся на счету в банке, не могут быть удержаны.
- средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
- денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей. К таким лицам относятся не только проходящие военную службу, но и сотрудники МЧС, пострадавшие в ходе спасательных операций, сотрудники полиции и т.д. Неприкосновенными являются и суммы, которые выплачены родственникам погибших при исполнении служебных обязанностей.
- компенсации, выплаченные гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К примеру, не могут списать со счета и тем самым лишить выплат граждан, пострадавших вследствие катастрофы чернобыльской АЭС.
- компенсации за счет бюджета (как федерального, так и местного) тем, кто ухаживает за нетрудоспособными гражданами. К примеру, компенсации в размере 1200 рублей за патронаж над пожилыми людьми.
- так называемые «монетизированные» льготы. Имеются ввиду компенсационные покрытия льгот на проезд, на лекарства, когда Гражданин выбрал деньги вместо этой самой льготы.
- денежные средства, начисленные в качестве алиментов на содержание родителей или детей, а также выплаты детям на период, пока разыскиваются их родители.
- компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. К примеру, выплата работнику предприятия за увольнение вследствие аварии или несчастного случая на производстве.
- денежные средства, выплаченные гражданину в качестве оплаты командировочных расходов, или в связи с переводом в другой регион по условиям трудового договора, или в связи с изнашиванием инструмента, используемого работником для выполнения своих трудовых обязанностей.
- начисления, произведенные организацией-работодателем по случаю рождения ребенка, вступления в Брак или смерти близкого родственника.
- выплаченная страховка в рамках обязательного социального страхования.
- пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
- пособия от государства на содержание детей, в том числе средства материнского капитала — лишение должника даже части таких денег приставу запрещено.
- единовременные выплаты в связи со стихийным бедствием, террористическим актом, гуманитарная помощь и т.д.
- компенсации путевок и санаторно-курортного лечения, в том числе на не достигших совершеннолетия членов семьи должника, а также возмещение проезда к месту лечения.
- так называемые «похоронные» (пособие на погребение).
Обращаем внимание, что среди указанных пунктов нет страховой пенсии по старости, по инвалидности, а также накопительной пенсии и пособия по временной нетрудоспособности. Эти доходы не включены на сегодняшний день в список тех, которые защищены законом от судебных приставов.
Таким образом, в настоящее время ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен четкий перечень доходов, на которые невозможно обратить взыскание по долгам. Законодательством обязанность отслеживания вида дохода и соблюдение запрета списания социальных денег возложена на судебного пристава, в ведении которого находится исполнительное производство.
На практике, конечно, не всегда пристав обладает полной информацией о происхождении дохода должника. В этой связи нередки случаи, когда арестовывают деньги, не подлежащие аресту. Законом предусмотрена Процедура отмены блокировки счета, но она занимает время, в течение которого должнику необходимо на что-то жить, питаться, оплачивать коммунальные расходы и т.д.
Если судебный пристав не спешит снять арест, его действия можно обжаловать руководителю ФССП, в прокуратуру или в суд. В 2020 году в указанную статью будут внесены изменения.
Новшества в законодательстве об исполнительном производстве
Еще в феврале 2019 года в статью 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в ряд других связанных норм были внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июня 2020 года:
- статья 101 дополняется еще одним пунктом, согласно которому запрещено забирать за долги денежные средства, выплаченные в качестве материальной помощи пострадавшим в результате ЧС или утратившим имущество первой необходимости. К примеру, семьям пострадавших в результате пожара и утратившим частично или полностью имущество, включая жилье, положена финансовая помощь. Эти деньги нельзя блокировать на счете по исполнительному листу.
- чтобы исключить необоснованные списания, работодателям необходимо будет в отношении каждого вида дохода работника проставлять индивидуальный код. Линейка кодов разработана и утверждена Центральным Банком России.
- вводится обязанность банков и иных кредитных учреждений высчитывать размер денежных средств, на которые предполагается наложить арест, с учетом кодовой маркировки. То есть, при наличии в этом учреждений счета должника банк рассчитывает возможную сумму списания за исключением тех денежных средств, которые предусмотрены статьей 101 Закона «Об исполнительном производстве». Порядок расчета утвержден Приказом Минюста РФ №330 от 27.12.2019. Если у должника несколько счетов, то расчет проводится в отношении каждого счета в отдельности. Для банков предусмотрена ответственность в виде штрафов за невыполнение этих требований. После расчета кредитная организация обязана уведомить судебного пристава или взыскателя в течение 3-х дней о размере денежных средств на счетах должника, с отдельным указанием видов дохода, не подлежащих списанию.
Примечательно, что в начале 2019 года, когда еще перечисленные изменения были законопроектом, во втором чтении от КПРФ были внесены поправки с предложением правила взыскания задолженности по исполнительному листу с пенсий с обязательным остатком в размере прожиточного минимума.
Пояснения к поправкам содержали доводы о том, что в подавляющем большинстве клиентами микрофинансовых организаций являются именно пенсионеры, которым долги выставляются в огромных суммах, и после списания единственного источника дохода они обречены на нищенское существование.
В 2019 году данные поправки не были приняты.
Закон о запрете взыскания долгов с пенсии должника
Пенсионеры в России – люди далеко небогатые. По данным ПФР, средний размер пенсии по старости в четвертом квартале 2019 года составила 15495 рублей.
Располагая даже этой суммой, хотя большинство пожилых россиян получают существенно меньше, затруднительно оплачивать коммунальные Услуги, обеспечивать себя продуктами и лекарствами.
При этом практически в каждом банке есть кредитная линия, ориентированная на пенсионеров. Многие из них оформляют Кредит, который потом не в силах погасить.
Как мы указывали выше, пенсия по возрасту не входит в число доходов, на которые распространяется запрет ареста в рамках исполнительного производства. И на сегодняшний день иного закона, который бы запрещал обращение взыскания на пенсии, не существует.
Вместе с тем, в декабре 2019 года от представителей Минэкономразвития были внесены два законопроекта, в которых предусмотрены требования по ограничению обращения взыскания на пенсию.
В одном из них содержится изменение в ту самую ст.
101 Закона «Об исполнительном производстве»: предлагается дополнить список «неприкосновенных» доходов пенсией по старости, страховой пенсией по инвалидности (о чем ранее заявлялось КПРФ поправками), накопительной пенсией. В то же время, предлагаются и исключения.
К примеру, с пенсий все же можно будет удерживать деньги в счет погашения долгов за услуги ЖКХ, а также по исполнительным листам о взыскании административного, судебного штрафа, возмещения вреда вследствие преступления.
Другим законопроектом предусмотрено, что при любых взысканиях, в том числе и с пенсий, должен оставаться Прожиточный минимум. Это изменение планируется внести в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в п.
4 этой нормы содержится общее правило о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для должника и членов его семьи. Изменения вносят конкретизацию – неприкосновенность прожиточного минимума дохода предлагается закрепить в федеральном законодательстве.
По официальным данным Пенсионного фонда РФ, в 2019 году величина прожиточного минимума для пенсионера составляла 8846 рублей, с 1 января 2020 года – 9311 рублей.
Это установлено на федеральном уровне, но для расчета неприкосновенного минимума будут исходить из размера, установленного в регионе, где проживает должник.
Из правила о неприкосновенности прожиточного минимума в законопроекте также есть исключения. Ограничения не коснутся исполнительных производств, содержащих требования:
- о погашении алиментной задолженности на содержание несовершеннолетних детей;
- о возмещении ущерба в связи со смертью кормильца;
- об уплате административного или судебного (уголовного) штрафа;
- об иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (к примеру, налоги и сборы);
- об уплате задолженностей за все виды услуг ЖКХ.
Подробнее о предлагаемых изменениях можно прочитать здесь. Законопроекты уже были одобрены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в настоящее время (январь 2020) находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.
Вопрос-ответ
Предлагаем вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы читателей. Обращаем внимание на то, что ответы даны на основании законодательства, действующего на 31.01.2020 (т.е., без учета законопроектов).
Вопрос:
Могут ли арестовать пенсию за долги по кредиту?
В соответствии со ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут, если это только не пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
Вопрос:
Сколько процентов могут снимать судебные приставы с пенсии?
В соответствии со ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», приставы не вправе удерживать, в том числе и с пенсии, более 50 %, а по некоторым взысканиям (к примеру, алименты на детей или возмещение вреда здоровью) – не более 70%.
Вопрос:
Имеют ли право приставы высчитывать долги за квартиру с пенсии?
Да, имеют, если указанные долги взысканы по судебному решению или судебному приказу (читать подробнее).
Вопрос:
Могут ли арестовать пенсию по потере кормильца за долги?
Нет, не могут – согласно положению п. 10 ч. 1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вопрос:
Могут ли приставы арестовать пенсию по инвалидности за долги?
Могут, но взыскать вправе только в пределах установленных ограничений – 50 или 70% (ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве»).
Вопрос:
Могут ли банки с пенсии удерживать долг по кредиту?
Могут, если основанием для этого служит исполнительный документ и если это не пенсия по потере кормильца.
Куприянова Вера Николаевна
Принят закон о запрете взыскания долгов с пенсий и пособий: подробности
Как ни странно, но несмотря на законодательный запрет, на практике встречается взыскание с пенсии и социального пособия долгов.
13 февраля 2019 года Совет Федерации одобрил принятый Госдумой Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве». Он исключает возможность обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.
Рассказываем, что это означает для обычных пенсионеров и льготников и когда новые правила начнут действовать.
Причина несоблюдения действующих правил
Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Среди них:
- денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
- различные компенсационные и единовременные выплаты;
- социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
- средства материнского капитала и другие.
Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:
1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.
2. Их назначение.
В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.
По данным территориальных органов ФССП России за 2016 год, было совершено 1,2 млн платежей по возврату денежных средств социального характера на сумму 4,1 млрд руб., что составляет 0,7% от общей взысканной суммы.
В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.
ФНС запускает пилотный проект по приему жалоб по ТКС
Попытка исправить ситуацию
Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст.
101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).
Однако выяснилось, что указанный механизм является действенным только в случае, когда должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства и ему разъяснены права и обязанности. Иначе внесудебные и судебные взыскания с пенсии, пособия продолжают иметь место.
Что будет с обращением взыскания на пенсию, пособие
Депутаты в очередной раз подготовили поправки в ФЗ «Об исполнительном производстве» (т. н. Закон о запрете взыскания долгов с пенсии, пособия) для защиты прав лиц, получающих пенсии и социальные пособия.
Они исключают возможность обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера – взыскание на пенсию должника, а также получаемые им социальные пособия от государства.
Предложено открывать специальные социальные банковские счета, предназначенные только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
Кроме того, предложено обязать банки исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом ч. 4 ст. 99 (размер удержания) и ст. 101 Закона № 229-ФЗ.
Также банкам запрещено исполнять исполнительные документы или постановления судебного пристава-исполнителя, если денежные средства, находящиеся на счете должника, относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Законом № 229-ФЗ.
Тренды в банковской сфере к 2019 году: ТОП-10
Предусмотрено, что в процессе обращения взыскания на имущество должника, кроме информации о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций приставы также запрашивают сведения о назначении платежа.
Также см. «Роструд сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате».
Когда начнут действовать новые правила
Считается, что принятие рассмотренного закона позволит исключить возможность обращения взыскания на выплаты социального характера, а также снизить напряженность в обществе из-за случаев обращения взыскания на социальные выплаты.
Законодательный запрет на обращение взыскания на пенсию должника, а также его социальные пособия вступит в силу с 1 июня 2020 года.
Президент подписал закон о запрете взысканий с соцвыплат
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» о запрете обращения к взысканию в ходе исполнительного производства выплат социального характера. Государственная Дума приняла закон 12 февраля. Он вступит в силу с 1 июня 2020 года.
«Принятия данного закона ждут люди. Он позволит защитить граждан», — говорил Председатель ГД Вячеслав Володин.
Какие именно выплаты будут защищены от взысканий?
Все они перечислены в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В частности, к ним относятся:
- пособия гражданам, имеющим детей;
- средства материнского (семейного) капитала;
- алименты;
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью;
- пенсии по случаю потери кормильца;
- компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах;
- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
- монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.)
И целый ряд других. Тем более, что действующую редакцию ст.101 данный закон дополнил, включив в перечень доходов,на которые не может быть обращено взыскание, пособия гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, — это выплаты по случаю утраты имущества, причинения вреда здоровью либо гибели граждан.
Могут ли приставы в каком‑то случае все же эти средства взыскать или заблокировать?
Нет. Закон гарантирует неприкосновенность социальных выплат от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства, они не могут быть ни списаны, ни арестованы.
Такой запрет, кстати, существовал в законодательстве и ранее, но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают. Потому возникала опасность их списания.
А как они поймут, какие средства — это соцвыплаты, а какие — нет?
Социальные выплаты будут соответствующим образом маркироваться — в расчетных документах будет указываться соответствующий код вида дохода (порядок указания этого кода установит Банк России).
Также закон обязывает банки при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста учитывать требования норм, устанавливающих перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Такая же обязанность возлагается на судебного пристава-исполнителя при обращении им взыскания на наличные денежные средства должника. При этом должник обязан представить документы, подтверждающие наличие у него таких льготных выплат.
На какие доходы не может быть обращено взыскание по исполнительным листам: какие изменения вступят в силу с июня 2020 года по ФЗ-12 от 21.02.2019 года
С 1 июня 2020 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами.
По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера.
На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?
Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года
Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов.
Закон подписан в феврале 2019 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2020 года.
Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно.
Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня.
Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.
Нововведение дополнительно защитило права должников через требование об обязательной маркировке защищенных от взыскания поступлений граждан.
Это позволит не допустить ошибочного ареста социальных выплат приставами, что достаточно часто происходит сегодня: приставы не знают источника получения денег и блокируют средства, после чего должникам приходится проходить длительный этап опротестовывания такого решения и предъявления доказательств того, что на эти средства нельзя наложить взыскание по закону.
Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.
Какие выплаты будут освобождены от взыскания
В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:
- Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
- Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
- Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
- Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
- Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
- Алименты.
- Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
- Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
- Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
- Детские пособия.
- Материнский капитал.
- Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
- Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
- Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
- Социальное пособие на погребение.
Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:
- Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
- Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.
Эти выплаты с 1 июня 2020 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.
Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:
- Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
- Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
- Выплата относится к единовременным.
Могут ли наложить взыскание на пенсию
В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.
На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.
При взыскании задолженности с пенсионера необходимо учесть тип пенсии. На основании ст. 101 ФЗ-229 при взыскании задолженности с пенсионеров имеет значение тип их пенсии. Если это пенсия по инвалидности или старости, то удержания производят в общем порядке, как и с зарплаты.
Если речь идет о пенсии по потере кормильца, то задолженность из нее не удерживают.
Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами.
Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.
А если пенсия ниже прожиточного минимума?
В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2017 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.
Как приставы узнают о том, что доход является социальным
Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.
Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.
Дополнительные обязанности возлагаются на должника и банк.
Должник должен будет оповещать приставов о наличии у него средств, на которые не может быть наложено взыскание, и подтвердить данный факт документально.
Банк или иная кредитная организация должны будут осуществлять расчеты с учетом ограничений и запретов на обращение взыскания.
Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.
Выводы
Таким образом, с июня 2020 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.
2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов.
У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.
Новый закон о запрете взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу с 1 июня 2020 года
Должники, получающие государственную помощь, с этого года будут защищены законодательством от удержаний со счетов судебными приставами.
Новый законопроект примется и будет действовать с 1 июня 2020 года. Он подразумевает запрет на материальные взыскания с физических лиц, которые получают пенсии и другие меры материальной социальной поддержки.
Список мер материальной помощи, защищенных от внезапного списания, по этому закону дополнен новыми пунктами.
Все перечисленные в нем поступления на счет физического лица должны быть промаркированы банками отдельным кодом.
Это необходимо для того, чтобы защитить некоторые перечисления от неожиданного списания. По этому коду будет легко различить, что за перевод пришел на лицевой счет должника и возможно ли накладывать на него арест.
Каким образом стал рассматриваться новый закон об исполнительном производстве
Рассмотрение данного законопроекта началось с принятия закона ФЗ-12 в феврале 2019 года, в котором говорится о внесении некоторых поправок к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».
В нем уже отмечалось, что измененные постановления будут приняты в начале июня 2020 года.Законопроект будет отражать реальные обязательства, ограничения взысканий и прочие нормативы с должников Службой судебных приставов.
Основные моменты изменений, внесенных в ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»
В сущности, здесь говорится об ограничении удержаний некоторых сумм с пенсионных переводов, предназначенных для компенсации ущерба при потере кормильца, а также других мер социальной помощи, значащихся в 101 статье ФЗ-229. Однако этот закон и так ограничивал возможность взыскивать деньги у должников с данных денежных переводов.
В пунктах 2 и 10 статьи 101 ФЗ-229 отмечается, что единовременные отчисления по причине гибели кормильца, а также помощь в связи с потерей кормильца, должны сохраняться у человека нетронутыми. Это говорит о том, что новый закон лишь повторяет имеющийся запрет на взыскание средств с должника в данном аспекте. В этом нет ничего нового.
Следует отметить, что ФЗ-12 отменил удержание долга с данных средств, только при возникновении определенных ситуаций и условий, прописанных в самом законе. В частности:
- Должники, которые сами пострадали в результате ЧС, являются субъектами пенсионной поддержки.
- У погибшего человека в результате чрезвычайного происшествия остаются близкие, которые также являются субъектами пенсионных выплат.
- Возникает необходимость компенсировать потерю имущества и здоровья в результате ЧС на какое-то время.
- Помощь должна носить разовый характер.
Суть возникших поправок в ФЗ-229
Основной смысл изменений заключается в том, что с начала июня 2020 года в документах о переводах и перечислениях мер материальной поддержки на счета граждан Российской Федерации, операторы банков и, в том числе, работодатели должны пользоваться неким кодом, который определит назначение переводимого денежного средства. Это позволит разграничить и отделить те выплаты, не рассматривающихся при определении средств, с которых можно осуществить взыскание.
Этим законопроектом устанавливается новый алгоритм движения денег у имеющих задолженность, с учетом кодов, которые определяют вид перевода. Будь то пенсия, стипендия, зарплата и т.д. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сохранность средств, направленных на поддержку населения в тех моментах, что освещены в статье 101 ФЗ-229.
В связи с вышесказанным, нужно понимать, что:
- Не каждая пенсионное отчисление запрещено для удержания долга приставами. Это относится только к материальной поддержке по причине смерти кормильца. А помощь по старости и инвалидности не является исключением, попадающим под запрет взыскания. И на них тоже распространяется осуществление денежных взысканий.
- Подписанный президентом Российской Федерации документ не защищает все виды государственного обеспечения населения от внезапных списаний. В действительности, он подразумевает только то, что необходимо установить определенный порядок перевода арестованных денежных средств, с помощью маркировки платежной операции неким кодом, который будет говорить о том, с какого именно средства было произведено взыскание и почему.
- Удержаниеот возврата долга из средств мер социального обеспечения существовал и ранее. Новым законопроектом запретным, в частности, является один вид выплат – компенсация пострадавшему по причине чрезвычайной ситуации, если, конечно, соблюдены некоторые важные условия.
- Важно понимать каким образом происходит возврат долга у пенсионеров. В ФЗ-12 от февраля 2019 года говорится, что арест не запрещен в отношении пенсий, получаемых гражданами по старости. Однако в пункте 9 ч.1. ст. 101 Федерального закона 229 отмечено, что это не касается страховой части пенсии, обеспечиваемой по обязательному социальному страхованию. То есть взыскание производится только с пенсии по старости и инвалидности.
- Приставами может осуществляться изъятие имущества у самого пенсионера, которым он владеет. Поскольку тут не предусматривается запрет ареста, накладываемого на собственность должника. Это относится и к заработной плате пенсионера, если таковая имеется.
- Особый интерес привлекает к себе вопрос о том, могут ли производить списание долга с пенсионера, если сумма является ниже прожиточного минимума. Но в ФЗ-229 данный пункт отсутствует. И сумма может варьироваться от 50 до 70 процентов. Следует отметить, что Конституционный и Верховный суды Российской Федерации отмечали, что необходимо внимательно рассматривать вопрос определения процента удержания денежных средств. Ведь эти деньги являются основным доходом для пожилого населения страны. И у должника, с имеющимися у него на попечении иждивенцами, могут возникнуть трудности. Поэтому закон разрешает приставу подходить к определению суммы ареста с учетом интересов всех сторон. И ходатайство о снижении процента ареста вполне возможно перед судом и приставами.
С декабря 2019 года на рассмотрении у правительства РФ находится новый законопроект о запрете накладывания ареста на пенсионные отчисления граждан, который предусматривает расширенный перечень пенсионных выплат.
К ним относятся страховые пенсии, страховые пенсии по инвалидности, накопительные выплаты, по государственному обеспечению, помощь военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, а также пособии временно нетрудоспособных граждан.
Путин запретил судебным приставам делать взыскания с социальных пособий
21 февраля 201915:10
Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому судебным приставам станут недоступны монетизированные льготы, средства материнского капитала, пенсии по потере кормильца или выплаты пострадавшим от ЧС и другие социальные выплаты.
Закон вносит изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» о запрете обращения к взысканию в ходе исполнительного производства выплат социального характера. Государственная Дума приняла закон 12 февраля. Он вступит в силу с 1 июня 2020 года.
Будут защищены взыскания, перечисленные в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В частности, к ним относятся пособия гражданам, имеющим детей; средства материнского (семейного) капитала; алименты; денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью; пенсии по случаю потери кормильца; компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах; выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами; монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.).
«И целый ряд других соцвыплат, — пояснили в Госдуме. — Тем более что действующую редакцию ст. 101 данный закон дополнил, включив в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, пособия гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, — это выплаты по случаю утраты имущества, причинения вреда здоровью либо гибели граждан».
Приставы не могут эти средства взыскать или заблокировать. Закон гарантирует неприкосновенность социальных выплат от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства, они не могут быть ни списаны, ни арестованы, указали в нижней палате парламента.
«Такой запрет, кстати, существовал в законодательстве и ранее, но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают. Потому возникала опасность их списания», — говорится в пояснении.
Подчеркивается, что социальные выплаты будут соответствующим образом маркироваться — в расчетных документах будет указываться соответствующий код вида дохода (порядок указания этого кода установит Банк России).
Также закон обязывает банки при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста учитывать требования норм, устанавливающих перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Такая же обязанность возлагается на судебного пристава-исполнителя при обращении им взыскания на наличные денежные средства должника. При этом должник обязан представить документы, подтверждающие наличие у него таких льготных выплат.
Запрет взыскания долгов с пенсий и пособий гарантирует неприкосновенность соцподдержки россиян
Подписанный Путиным закон о запрете взыскания долгов с пенсий и пособий существенно улучшит финансовую и социальную защищенность россиян. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
«Подписанный закон о запрете взыскания долгов с социальных выплат сам по себе лишь совершенствует систему финансовой защиты россиян, Некоторые категории выплат, запрещенных к взысканиям за долги, указывались в законодательстве и раньше — к примеру, компенсации за причиненный вред имуществу или здоровью.
Однако подписанный Путиным Нормативный акт помогает наладить более эффективную работу уже имеющейся базы.
Ведь исполнительный орган не знает, что за деньги лежат на счету у должника — приставу важно зафиксировать наличие средств и снять указанные судом суммы в пользу кредитора.
И даже если на счету пенсионные выплаты, никто не разбирался в этих нюансах. В итоге ущемлялись интересы граждан.
Новый механизм прописывает особую маркировку доходов, которая разграничит средства на счету на те, что можно изымать, и не подлежащие списанию», — отмечает специалист.
Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете взыскания долгов с социальных выплат. Поправки вступают в силу с 1 июня 2020 года.
Документ подразумевает: взыскание на денежные средства должников не может быть обращено на средства, полученные в качестве возмещения причиненного вреда здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, пенсии, социальные пособия, в том числе на детей, средства материнского капитала и так далее. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
«Не случайно вступление в силу нового закона отложили на полтора года — для этого нужно создать определенные условия. В настоящий момент пока не понятно, как приставы будут разграничивать суммы.
К примеру, у должника на счету 10 тысяч рублей, 5 из которых получены в виде пособия, вторая половина — выигрыш в лотерею.
Если должник потратил пять тысяч на свои нужды, возникнут нюансы — средства будут маркироваться определенным кодом при поступлении, но не при списании.
В любом случае Банку России придется выпустить некую инструкцию, а возможно, и инициировать принятие подзаконных актов. Все это не быстрые процедуры, а нюансов для проработки достаточно много. Впрочем, законодатель отвел на эти вопросы достаточно много времени. Банкам и работодателям параллельно тоже придется привыкать работать по новым правилам», — подчеркивает аналитик.
Банковские процедуры
Судебному приставу-исполнителю изначально не известны источники денежных средств на банковском счету должника и их назначение.
Авторы законопроекта изначально учли, что в процессе принудительного исполнения судебных актов неизбежно возникнут ситуации, когда на деньги нельзя наложить взыскание.
Закон устанавливает, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов, исполняют требования о взыскании или об аресте денег по исполнительному документу с учетом нового запрета.
Отныне работодатели обязаны указывать в расчетных банковских документах соответствующий код вида дохода — порядок еще предстоит разработать Центробанку.
Также взысканию не подлежат средства, «выделенные пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации».
«Государство этим законом предотвращает негативные социальные последствия для россиян. Руководство страны не заинтересовано в том, чтобы у населения социальные выплаты отнималось за долги.
Оно заинтересовано, чтобы в стране была низкая безработица, граждане получали доход не ниже прожиточного минимума. это основы социальной защищенности и гарантий.
Кроме того, государство гарантирует адресность и целевое назначение этой помощи.
При этом как банкам, так и работодателям придется пойти на определенные издержки — новые требования заставят пересмотреть некоторые административные процессы, в некоторых случаях — доработать бухгалтерское программное обеспечение и нормы отчетности. Однако эти траты не будут критичными или даже существенными в сравнении с общественным благом, которое несет новый закон.
И едва ли нововведение толкнет банки на лоббирование поправок для смягчения требований — с точки зрения интересов государства в данном случае проще немного изменить свои административные процессы. Так что полноценное вступление закона в силу вряд ли будет отложено», — заключает Тимур Нигматуллин.
Видео дня. Названы условия получения ипотеки под 6,5%