В России предложили ввести новый налог для организаций и ИП

Это добровольная уплата нескольких налогов и взносов одним платежным поручением. При этом не надо уточнять вид платежа, срок его уплаты, принадлежность к бюджету и др. Такое уже есть для физлиц — они могут разом заплатить НДФЛ и налоги на имущество, транспорт, землю.

Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ добавляет в НК РФ новую статью о едином налоговом платеже для организаций и ИП. Они смогут разом заплатить:

  • налоги и авансовые платежи по ним (кроме тех, которые уплачивают физлица);
  • страховые взносы;
  • торговый сбор;
  • сборы (кроме госпошлин, на уплату которых суд не выдал исполнительный документ);
  • пени, штрафы и проценты.

Важно, что не только добровольные перечисления налоговая посчитает единым налоговым платежом. К нему будут отнесены все перечисления в бюджет, а также суммы переплаты и излишне взысканные суммы после 1 июля 2022 года.

Как это будет работать

Поступившие в счет ЕНП деньги налоговая сама зачтет на нужные направления. 

Очередность зачета будет такой: Недоимки → Предстоящие платежи по налогам, взносам и сборам → Долги по пеням → Долги по процентам → Долги по штрафам. 

При этом в каждой группе начинать будут с суммы, которая образовалась или должна быть внесена раньше других. Если суммы ЕНП не хватает и даты уплаты налогов, сборов и взносов одинаковы, платеж зачтут пропорционально суммам обязанностей в соответствующей последовательности. Аналогичный подход действует для пеней, процентов и штрафов.

Организации и предприниматели, перешедшие на новый порядок уплаты, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленных суммах. Сроки следующие:

  • налогоплательщики — за пять дней до установленного срока уплаты налогов и авансовых платежей;
  • плательщики взносов — за пять дней до установленного срока уплаты взносов;
  • налоговые агенты по НДФЛ — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Когда обязанность по уплате считается исполненной

Днем исполнения обязанности по уплате будет тот, в который налогоплательщик передал в банк поручение на ЕНП при наличии достаточной суммы на счете. Но есть ограничение — обязанность не может быть исполнена раньше, чем наступит срок уплаты налога, по которому принято решение о зачете.

Можно ли вернуть ЕНП

По заявлению можно вернуть часть ЕНП, по которой еще не принято решение о зачете. Налоговики отдадут деньги в течение месяца, а за просрочку доплатят процент по ставке рефинансирования.

Решение о возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней, а копию решения направить в казначейство.

Как перейти на единый налоговый платеж

Чтобы перейти на ЕНП, нужно провести сверку расчетов с бюджетом и добиться отсутствия разногласий. 

В течение месяца после сверки следует подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Сделать это можно только в электронной форме по ТКС. 

По НК РФ подать заявление нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года. Это значит, что сверку следует провести в марте.

Уплачивать ЕНП за организацию или предпринимателя смогут и третьи лица, однако у них не будет возможности потребовать возврат платежа из бюджета.

Фнс начала «проектировку» нового налогового режима для малого бизнеса — рбк

По словам представителя ФНС, исключение обязанности представления отчетности сократит непроизводственные издержки для бизнеса, связанные с ведением учета и сдачей деклараций.

«Это позволит бизнесу сэкономить и направить освободившиеся средства на развитие», — указал он, добавив, что благодаря технологии онлайн-касс в ФНС «есть все средства, чтобы самостоятельно рассчитывать налоги и присылать платежные уведомления по аналогии с режимом самозанятых».

В России работает около 5,5 млн микропредприятий, где заняты около 12 млн человек, напоминает президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

«Сейчас даже небольшим компаниям необходимо держать в штате бухгалтера, заполнять 17 видов отчетов.

За несдачу отчетности вовремя или сдачу в неправильной форме предусмотрены штрафы и другие санкции», — подчеркивает он.

Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo Денис Кутергин согласен, что новый налоговый режим в перспективе сможет «сильно улучшить прозрачность, легальность, открытость бизнеса и, сократив некоторые процессы, повысить удобство работы с государством». «Предприниматель будет совершать меньше операционных процессов, соответственно, нагрузка на бухгалтерию станет меньше, потому что некоторые операции на себя возьмет ФНС», — отмечает он.

Идея увеличения налога на 4 п.п.

для ИП при отмене страховых выплат также «может быть интересна» бизнесу, но эффект будет зависеть от его оборотов: «Те ИП, которые не имеют сотрудников, смогут перейти на формат самозанятых, что уже сейчас происходит, а те, у кого они есть, но кто имеет не очень большой оборот, смогут перейти на новый режим. Однако без подробностей пока сложно о чем-то говорить более детально».

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимира Ефремова, предложенный режим подойдет «исключительно для белых компаний, проводящих все платежи с клиентами, сотрудниками и контрагентами через расчетный счет».

Инициатива может быть использована ФНС «как дополнительный стимул для обеления экономики», говорит он, указывая, что такой налоговый режим направлен «на вывод микробизнеса из серой зоны и перевод всех платежей в легальное банковское поле».

Это выгодно и банкам: любое потенциальное увеличение оборотов и транзакций на счетах клиентов неминуемо приводит к росту их прибыли, добавляет Ефремов.

В то же время, по его словам, на количество банковских клиентов такие изменения вряд ли повлияют, поскольку расчетные счета и сейчас открыты у подавляющего числа компаний из микро- и малого бизнеса.

Налоговый юрист, управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин не видит запроса от бизнеса на то, чтобы у него забрали расчет налогов. «Предложение освободить бизнес от расчета налогов — не новое, это давняя мечта ФНС.

Но только слепой не увидит, что схема предусматривает скрытое повышение налогового бремени и конфликт интересов, — отмечает Костальгин.

 — И тем более такой режим не может быть принудительным для бизнеса или полностью заменить текущие спецрежимы».

Сокращение налогового периода до одного месяца, по мнению представителя Taxadvisor, приведет к тому, что у бизнеса будет меньше свободных ресурсов: сейчас, вместо того чтобы платить налоги каждый месяц, предприниматели могут направлять свободные средства на развитие.

Наконец, Костальгин уверен, что ведение учета нужно в первую очередь не ФНС, а самому бизнесу. «ФНС уже какое-то время проводит пилот по расчету УСН по банковскому счету. Однако нет и не будет автоматических инструментов, позволяющих отделить выручку от иных, необлагаемых поступлений на счет.

А облагать весь оборот по счету — это за гранью», — говорит эксперт.

«Режим спорный — получается, что твой бизнес будет довольно открытым и для банка, и для налоговиков», — добавляет еще один собеседник РБК, знакомый с планами ФНС.

Он обращает внимание на то, что от внедрения нового режима могут пострадать работники, поскольку за них не будут выплачиваться взносы в Пенсионный фонд России.

«Банки вряд ли станут этим заниматься, так что только сами работники должны будут позаботиться о пенсионных накоплениях», — рассуждает он.

Кто должен одобрить предложение

Представитель ФНС подчеркнул, что ведомство не обладает законодательной инициативой, а решение о критериях и введении налогового режима будут принимать «компетентные органы власти».

«Решение о сроках введения, параметрах и условиях нового налогового режима будет принято после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными участниками и изучения общественного мнения со стороны бизнес-сообщества», — добавил он.

Представитель пресс-службы Минфина говорит, что прорабатываемая сейчас концепция направлена на упрощение процесса ведения бизнеса микропредприятиями и пока ФНС готовит итоговые параметры ее реализации.

Какого дохода могут недосчитаться бюджеты социальных фондов из-за отмены взносов для индивидуальных предпринимателей, он не пояснил. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минэкономразвития.

По мнению Александра Калинина, обсуждение предложенного ФНС концепта по-настоящему начнется, скорее всего, только в октябре, когда к работе приступит новый состав Госдумы.

По его словам, подобная инициатива не будет принята без одобрения парламентом и без учета мнения участников рынка, в том числе «Опоры России».

У идеи, скорее всего, будут противники, например из числа представителей Пенсионного фонда, считает Калинин. Представитель ПФР воздержался от комментариев.

Фнс разработала законопроект о новом налоговом режиме для малого бизнеса — ставка 8%, не будет страховых взносов — финансы на vc.ru

Для компаний, которые платят налоги по УСН с режимом «доходы минус расходы» предлагают поднять минимальный уровень налога — с 1% до 3%.

{«id»:297255,»gtm»:null}

Новый режим предназначен для компаний и ИП, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН). Их освободят от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя и сотрудников, но ставка вырастет, пишут «Ведомости» со ссылкой на законопроект. Его подлинность подтвердили несколько источников, участвующих в разработке.

  • Для компаний с режимом УСН «доходы» ставка вырастет с 6% до 8% от выручки, с режимом «доходы минус расходы» — с 15% до 20% от прибыли.
  • Сумма налога к уплате будет уменьшена на величину торгового сбора — он действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Компании освободят от обязанности вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации.
  • Также законопроект предлагает поднять минимальный уровень налога для компаний с режимом «доходы минус расходы» с 1 до 3% от годовой выручки. Сейчас, если сумма налога предприятия на данном режиме УСН меньше 1% от годовой выручки, оно обязано перечислить в бюджет 1% доходов.
  • Платить зарплату сотрудникам нужно будет только через банк, а не наличными. Банки будут сами исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников.
Читайте также:  Бюджетникам предложили установить повышенный МРОТ

Законопроект не предполагает, что у регионов будет право снижать ставки, как в базовом варианте УСН. «Ведомости» направили запросы в правительство, Минфин, Минэкономразвития и ФНС.

Переход на новый налоговый режим будет добровольным, рассказал «Ведомостям» президент «Опоры России» Александр Калинин. Заявку можно будет подать в личном кабинете налогоплательщика.

Если проект согласуют, он коснётся только МСП с численностью до пяти работников в штате и выручкой до 60 млн рублей в год, добавил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Ограничений по видам деятельности в текущей версии законопроекта нет.

По данным ФНС, малый бизнес в России на 96% состоит из микропредприятий — с выручкой до 120 млн рублей в год и количеством сотрудников до 15. По оценке «Опоры России», новый налоговый режим покроет около 60–70% предприятий на УСН.

Управляющий партнёр Taxadvisor Дмитрий Костальгин отмечал, что переход на новый режим будет выгоден предприятиям с большой долей расходов на зарплату, и наоборот — невыгоден компаниям с низкими расходами на фонд оплаты труда, так как по действующей упрощенной системе налогообложения ставки ниже.

Адвокат Forward Legal Павел Капустин считает, что явным преимуществом для бизнеса станут только нулевые ставки по страховым взносам, которые позволят обелить зарплаты. Повышенные ставки налогов необязательно удастся компенсировать экономией за счёт взносов, не согласна ведущий специалист «Актион финансов» Ольга Смирнова.

Среди плюсов она называет отсутствие сложных учётов и отчётности, необходимости постоянно общаться с налоговой и переживать о налоговой проверке.

Кроме снижения страховых взносов бизнес серьёзно сэкономит и на административных издержках, полагал Дмитрий Костальгин. Однако возникают риски: в ситуации спора налогоплательщику будет труднее обосновать свою позицию.

По мнению Сергея Катырина, отказ от бухгалтерии существенно сократит издержки микропредприятий. Но Александр Калинин из «Опоры России» полагает, что это спорный вопрос: предпринимателям всё равно нужно вести бухгалтерию — прежде всего, чтобы видеть реальное положение дел.

  • В конце июня РБК сообщил, что ФНС начала разработку нового налогового режима для малого бизнеса. Тогда же издание писало про детали проекта — отмену страховых взносов и деклараций и другие. В ФНС сообщали, что проектируется концепция, ведомство проводит опросы в том числе через кредитные организации среди их клиентов.
  • В сентябре авторы бывшего канала VTimes рассказали детали нового налогового режима для малого бизнеса от ФНС. Они писали, что ставка составит 7-8% от доходов либо 20% от доходов за вычетом расходов.

{«contentId»:297255,»count»:4,»isReposted»:false,»gtm»:null}

{«id»:297255,»gtm»:null}

Ведомости. Бизнес будет платить все налоги по-новому с 2023 года

Государство готовится к полному переходу на новый способ уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Единый налоговый платеж предложили сделать обязательным и безальтернативным способом для всего бизнеса с 1 января 2023 г. Законопроект внесен на рассмотрение Госдумы.

В ноябре президент подписал первый «рамочный» закон, который распространил механизм единого налогового платежа на компании и индивидуальных предпринимателей (ИП). Новый законопроект предлагает сделать этот способ уплаты налогов единым с 2023 г. и регулирует работу механизма. 

Документ подготовили депутаты комитета Госдумы по бюджету и налогам вместе с Минфином и Федеральной налоговой службой (ФНС) при участии деловых объединений. Законопроект получил положительное заключение правительства.

Инструмент опробуют на бизнесе в течение полугода с 1 июля по 31 декабря 2022 г. В «добровольцы» компании смогут записаться с апреля.

Ряд компаний, особенно крупных, уже выразили желание участвовать в эксперименте, чтобы отладить все процессы и настроить учетные системы, рассказал «Ведомостям» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин: «Бизнес в целом воспринимает идею позитивно». Раскрывать дополнительную информацию и учетные базы не нужно, заверил президент ТПП.

Как это будет работать

Сейчас предприниматели, перечисляя налоги, должны заполнять множество платежек с различными реквизитами. Предполагается, что каждой организации и ИП откроют единый налоговый счет (ЕНС) в Казначействе.

Достаточно будет внести средства на счет, указав сумму и ИНН, и налоговая сама распределит деньги по нужным направлениям. Не надо заполнять множество платежек, уточнять вид платежа, срок его уплаты, принадлежность к бюджету и т. д.

Сначала спишется сумма в счет уплаты недоимки, затем по текущим обязательствам, после – пени и штрафы.

Детализация начислений и уплаты налогов будет доступна онлайн. При этом на ЕНС будет формироваться единое сальдо расчетов, что исключит появление задолженности по одним налогам и переплаты по другим, указано в документе. «Свободные» деньги на счету можно будет вернуть или заплатить налоги за другое лицо, подав заявление.

Минфин не рассматривает внедрение единого налогового счета как средство увеличения доходов бюджета.

Прежде всего, механизм упростит порядок уплаты обязательных платежей для организаций и ИП, а для налоговых органов –  администрирование, подчеркивает представитель Минфина: «Расширение доступа налоговой к системам и информации налогоплательщиков в рамках законопроекта не предполагается». «Ведомости» направили запрос в ФНС.

Важные изменения

Законопроект предлагает единые сроки уплаты налогов – 20-го и 25-го числа месяца. Это упростит платежный календарь для бизнеса, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Например, декларацию по НДС нужно будет сдавать 20-го числа месяца, следующего за кварталом, а не 25-го, как сейчас. По налогу на прибыль за год нужно будет отчитаться 20 марта вместо 28-го. «Сокращение сроков подготовки налоговой отчетности вряд ли порадует представителей бизнеса», – отмечает старший менеджер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Татьяна Глазнева.

За пять дней до уплаты налогов нужно будет направить в инспекцию уведомление о сумме исчисленного налога – по сути, это еще одна форма отчетности.

Изменится порядок возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. Деньги будут не возвращать налогоплательщику, а увеличивать «баланс» на налоговом счете. С него уже можно будет забрать деньги по заявлению.

Плюсы инструмента

«Технологический прорыв» позволит «максимально упростить жизнь налогоплательщиков», отмечал один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Такой способ, по его словам, позволит сэкономить время и сократить административную нагрузку на бизнес.

Из-за ошибок возникают «технические» долги, что может привести к блокировке счетов, говорил глава ФНС Даниил Егоров: «Образовалась ситуация, при которой вариаций заполнения платежки 900 трлн. Из этого следует около 30 млн ошибок в год. Это зачеты, это поиск своих платежей, это пени, это дополнительная работа, нервы, деньги для налогоплательщиков», – говорил Егоров.

«Переплаты и задолженности по разным налогам будут сальдироваться, что даст положительный эффект при расчете пеней и штрафов», – прокомментировала Глазнева из «Делойт».

Риски изменений

В первую очередь крупные компании увидели риски в новом способе уплаты налогов, рассказали два источника «Ведомостей» в деловых кругах. «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) отказался от комментариев.

Законодатели ссылаются на успешный опыт внедрения единого налогового платежа для граждан. Но налоги физлиц по сложности администрирования не сравнить с налогами бизнеса, подчеркивает Глазнева.

Наиболее значимым изменение окажется для малого и среднего бизнеса с условно одним бухгалтером на неполной ставке, считает глава экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин.

Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил, что новый способ облегчит администрирование в первую очередь для налоговых органов.

«Возможны конфликты по поводу списаний средств», – предупредил Калинин. Например, ИП на УСН–доходы и на патенте (ПСН) могут уменьшить сумму налога на страховые взносы за себя и сотрудников.

Кроме того, ИП и ООО в Москве могут снизить налог на торговый сбор. У таких предприятий при списании средств с единого налогового счета может возникнуть переплата.

«Опора России» поднимала этот вопрос при подготовке законопроекта.

Сделать новый способ обязательным предлагают сразу после пробного периода, хотя стоило бы взять паузу, чтобы «остановиться и оценить результаты – признать эксперимент удачным или нет», считает Никитин. Так что в данном случае это не столько «эксперимент», сколько «пробная эксплуатация», чтобы выявить и отработать «косяки» до полномасштабного запуска.

Крупному бизнесу придется авансировать бюджет на существенные суммы, отмечает партнер юридической практики и руководитель группы по урегулированию споров с государственными органами PwC Раиса Алексахина.

Читайте также:  При убыточной активности нпф смогут не возвращать правопреемникам пенсионные накопления их родственников

Компания с многомиллиардными ежемесячными платежами, пополняя налоговый счет, сразу же отвлекает из оборота огромные суммы, пояснила она. «Если вы внесли, допустим, 500 млн руб.

на счет за неделю до сроков уплаты налогов, то остается ли возможность в течение этого периода забрать их? Такая потребность может возникнуть экстренно, в случае, например, аварии на производстве», – предупредила эксперт.

Хотя механизм позволяет заплатить налоги заранее, бизнес вряд ли станет держать деньги на беспроцентных налоговых счетах, считает Никитин, за исключением специфического инструмента минимизации рисков.

В России распространена практика, когда бизнес специально переплачивает по конкретным налогам, если чувствует, что в результате проверки возможны доначисления.

Потом такую переплату можно зачесть в счет уплаты недоимки и не платить пени и штрафы, пояснил Никитин: «Но с введением единого налогового платежа налог будет считаться уплаченным после получения уведомления, а не когда сумма поступит на единый налоговый счет».

Кроме того, законопроект сокращает количество случаев, когда налоговая в случае задержки возврата НДС или неправомерного удержания средств должна вернуть деньги с процентами. «Мы рассчитываем на основании полученных заверений, что это недоразумение и норма будет устранена во втором чтении», – прокомментировал Никитин.

Ольга Агеева

Говорят, что Минфин предложил ввести новые налоги. Так ли это и как может повлиять на бизнес?

26 апреля заканчивается период публичных обсуждений законопроекта Минфина «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».

Несмотря на то, что на первый взгляд законопроект не несет в себе какую-то налоговую революцию и лишь переносит в кодекс уже и так существующие не первый год платежи, тем не менее принятие этого закона повлечет вполне конкретные последствия для налогоплательщиков и может привести к чисто юридическим казусам.

В связи с этим и законопроект, и сама идея включения дополнительных платежей в Налоговый кодекс вызвала бурную дискуссию и между бизнесом и властью, и в научных кругах, среди юристов.

В чем суть?

Законопроектом расширяется перечень налогов добавлением четырех «новых» федеральных налогов и одного местного. Минфин предлагает ввести:

  • экологический налог вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также в связи с размещением отходов);
  • утилизационный сбор вместо экологического и утилизационного сборов, уплачиваемых производителями и импортерами товаров и упаковки в первом случае и производителями или импортерами транспортных средств – во втором;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения вместо платы, взимаемой через систему «Платон» для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (уплачивается собственниками таких транспортных средств);
  • налог на операторов сети связи общего пользования заменяет отчисления операторов связи на формирования резерва универсального обслуживания по закону «О связи» (отраслевой сбор);
  • гостиничный сбор (местный налог) вместо курортного сбора (отраслевой и региональный сбор), существующего сейчас только в четырех субъектах Федерации; сбор может вводиться для пополнения местных бюджетов и предполагает обложение сбором гостиниц и провайдеров временного размещения,  взимаемым с «гостя в сутки».

Помимо этого, предлагается придать статус государственной пошлины значительному списку платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений, внесение изменений, просмотр сведений из государственных реестров (регистров), например, за предоставление сведений из реестра саморегулируемых организаций, или автомобильных дорог, или прав на воздушные суда и сделок с ними и так далее.

В публичных выступлениях представители власти постоянно подчеркивают, что перенос отдельных платежей в Налоговый кодекс не повлечет увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Отчасти такое заявление верно.

Действительно, если сравнивать ранее существовавшие ставки, а также порядок расчета платежей, размеры платежей, после их «перемещения» в Налоговой кодекс не вырастут (исключением, пожалуй, можно считать лишь гостиничный сбор, который может начать действовать для налогоплательщиков в большем количестве городов, чем это было раньше).

То есть формально все это укладывается в концепцию «настройки» налоговой системы России, которая, правда, жаль, что пока продолжает расстраивать бизнес.

Что просили?

Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия.

Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.

Государство их при расчете не учитывает (название-то другое), а для бизнеса суть не меняется – налог или не налог, но платить приходится.

В свою очередь это влечет удорожание ведения деятельности в России. По разным данным, называлось от 50 до 80 таких дополнительных «неналоговых» налогов.

Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.

Проблема неналоговых платежей в 2017 году попала в повестку Петербургского международного экономического форума с участием президента России.

После этого в начале 2018 года за вопрос с новой силой взялся Минфин (до этого, летом 2017 года Минфин предлагал проект другого закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященной этой же проблематике).

С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.

Предполагалось, что Минфин должен разобраться в их сути, эффективности и определить наилучший порядок их регулирования и по возможности инициировать отмену неэффективных и чрезмерных платежей, на что смел надеяться бизнес.

1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.

Что получили?

Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.

По сути, Минфин выбрал наиболее интересные для бюджета платежи и сосредоточился на их регулировании, оставив все остальное в режиме «как было».

Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.

Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.

Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.

С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:

  • возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
  • право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
  • дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
  • риск уголовной ответственности за неуплату налога.  

Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль.

Более того, власти используют и точечное успокоение.

В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.

Честности ради, надо отметить, что проект ничего такого пока не предусматривает. Единственное послабление, которое сейчас в нем содержится, – это уменьшение размера штрафа за неуплату или несвоевременную уплату «новых» налогов с 20% до 10% в течение первых 10 лет действия «новых» правил.

Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».

Читайте также:  Выходное пособие при сокращении: какое положено и как рассчитать, примеры расчета

А что юристы?

Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.

Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.

Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.

Сейчас же получится, что суть этих платежей останется той же, но государство просто может переназвать их «налогом», и по мановению волшебной палочки название изменит суть платежа.

Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию.

Зато совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference.

Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.

Налоги на малый бизнес в 2021 году

Правительство РФ приняло ряд законодательных актов, которые вступили в силу 1 января 2021 года. Они повлияют на налоговую нагрузку бизнеса.

Отмена ЕНВД

Федеральный закон от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ

С 1 января 2021 года перестал действовать единый налог на вменённый доход. ИП, которые до этого применяли вменёнку, могли перейти на другой спецрежим или на общий режим налогообложения. Для тех, кто применял ЕНВД в последнем квартале 2020 года и хочет перейти на УСН, продлён срок перехода. Заявление можно подать до 31 марта 2021 года.

НДФЛ 15%

Федеральный закон от 23 ноября 2020 года № 372-ФЗ

Вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Те, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Для тех, чьи доходы ниже этой суммы, сохраняется ставка 13%.

Повышенный МРОТ и страховые взносы

Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ

С 1 января 2021 года федеральный и региональный МРОТ составляет 12 792 рубля. Зарплаты работникам должны быть повышены в соответствии с новой суммой, а значит, вырастет налоговая нагрузка на работодателя.

Также с начала года увеличилась предельная база для расчёта по страховым взносам:

  • в ПФР — 1 465 000 рублей — с суммы превышения нужно платить взносы по ставке 10%;
  • в ФСС — 966 000 рублей — с суммы превышения взносы не уплачиваются.

Лимит для расчёта взносов на обязательное медицинское страхование не установлен.

Повышенные лимиты для УСН

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 266-ФЗ

Стандартные ограничения на применение упрощёнки — доход до 150 млн рублей и до 100 работников в штате. Налоговая ставка может отличаться в регионах, но её средний размер составляет:

  • по доходам — от 4 до 6 %;
  • по доходам за вычетом расходов — от 7 до 15 %.

Если налогоплательщик на упрощёнке выходит за пределы этих ограничений, его переводят на ОСНО.

Но с 2021 года вводится переходный период для упрощенцев с новыми ограничениями:

  • доход — до 200 миллионов рублей;
  • число сотрудников — до 130.

Налоговая будет отправлять «нарушителей» на переходный режим автоматически. Ставки одинаковые для всех регионов:

  • 8 % — для доходов;
  • 20 % — для доходов за вычетом расходов.

Новые ставки действуют весь квартал, в котором произошло превышение.

Взносы ИП «за себя»

Суммы страховых взносов, которые ИП платят «за себя», не изменились. В 2021 году они составляют:

  • на ОПС — 32448 руб;
  • на ОМС — 8426 руб;
  • дополнительный взнос в ПФР — 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода.

Рост акцизов

Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 321-ФЗ

Ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты выросли на 20% по сравнению с 2020 годом. Ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году составляет 2359 рублей за 1 тысячу штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку.

Также не следует забывать о ежегодной индексации ставок акцизов на другую продукцию. План повышения ставок до 2023 года содержится в статье 193 НК РФ.

Налоговые каникулы

Федеральный закон от 31 июля 2020 № 266-ФЗ

Налоговые каникулы для ИП на УСН и ПСН продлены до конца 2021 года. Предприниматели могут рассчитывать на нулевую ставку налога, если соблюдены следующие условия:

  • в регионе регистрации ИП принят соответствующий закон;
  • ИП впервые зарегистрирован после того, как в регионе приняли закон о налоговых каникулах.
  • ИП работает в производственной, научной, социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду;
  • доходы от этой деятельности составляют не менее 70% от общего дохода ИП.

Новости для ПСН

Федеральный закон от 23 ноября 2020 года № 373-ФЗ

Помимо налоговых каникул, введены новые льготы для ИП на ПСН.

Расширен перечень видов деятельности, при котором можно применять ПСН. Теперь в него входят преподаватели, фотографы, повара и фермеры. Последние смогут получить единый патент на животноводство и растениеводство.

ИП на ПСН смогут уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов. Если у предпринимателя нет работников, то можно вычесть из стоимости всю сумму взносов, а если работники есть — только половину.

Также увеличена до 150 м² площадь торгового зала, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общепита.

Отмена декларации по земельному и транспортному налогу

Федеральный закон от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ

Начиная с налогового периода 2020 года, налогоплательщики больше не сдают декларации по земельному и транспортному налогам. Теперь ФНС сама рассчитывает сумму налогов и высылает квитанции. Уплатить эти налоги нужно до 1 марта 2021 года.

Освобождение от аудита

Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 476-ФЗ

С 2021 года от обязательных аудиторских проверок освобождены субъекты малого предпринимательства, которые отвечают следующим условиям:

  • доход за предыдущий год не превышает 800 млн рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец прошлого года не превышает 400 млн рублей.

Также не будут проверять НКО, соответствующие хотя бы одному из условий:

  • доход от предпринимательской деятельности за прошлый год до 800 млн, активы до 400 млн;
  • является фондом, поступление имущества (в том числе денег) в который за предыдущий год не превышает 3 млн рублей;
  • является организацией потребительской кооперации.

С 1 января 2021 года эти налогоплательщики могут применять упрощённые способы ведения бухучёта и составлять упрощённую бухотчётность начиная с отчётности за 2021 год.

Льготы для IT-сферы

Федеральный закон от 31 июля 2020 № 265-ФЗ

Для разработчиков программного обеспечения снижены налоги и страховые взносы. Налог на прибыль касается только налогоплательщиков на ОСНО. Его ставка теперь составляет 3% вместо 20%, как было раньше.

Пониженные страховые взносы действуют для налогоплательщиков на любой системе налогообложения. Общая ставка снижена с 14 до 7,6%, а по отдельным видам взносов проценты распределены так:

  • пенсионное страхование — до 6 %;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5 %;
  • медицинское страхование — до 0,1 %.

Право на льготы по налогам и страховым взносам имеют компании, которые включены в реестр аккредитованных организаций в IT-области. Кроме того, в штате должно быть не менее 7 человек.

Также изменились правила применения льготы по освобождению реализации от НДС. Теперь для того, чтобы воспользоваться льготой, разработчикам необходимо включать своё ПО в реестр российских программ для ЭВМ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *