Чиновники уже несколько лет готовят список обязательных платежей / Андрей Гордеев / Ведомости
Поступления от неналоговых платежей в 2018 г. в федеральный бюджет превысили 1,5 трлн руб., сообщила Счетная палата и предупредила, что такие платежи нужно оптимизировать.
Минфин оценивал поступления от неналоговых платежей ниже – в пределах 1 трлн руб., в 2018 г. – 740 млрд руб. Показатель Счетной палаты включает доходы от государственной собственности, безвозмездные поступления, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов, объяснил ее представитель.
Власти уже давно пытаются решить проблему неналоговых платежей. Сначала чиновники разработали отдельный законопроект, но позже Минфин решил включить ключевые платежи (сначала шесть) в Налоговый Кодекс.
В перечень важнейших платежей, подлежащих внесению в кодекс, по версии Минфина, должны были войти экологический, утилизационный и курортный сборы, плата за проезд большегрузов по автодорогам, за негативное воздействие на окружающую среду и обязательные отчисления операторов связи. В 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб.
Это непоследовательное решение, предупреждает Счетная палата, сначала нужно определить критерии обязательных неналоговых платежей, провести их инвентаризацию и оптимизацию. Должен появиться реестр обязательных платежей.
Вносить платежи в Налоговый кодекс можно, только если они действительно нужны и несут фискальную функцию, приводятся в сообщении Счетной палаты слова ее аудитора Сергея Шторгина.
Такая работа займет минимум 2–3 года, считает он.
Однако Минфин уже сам отказался от идеи законопроекта с шестью платежами и предлагает включать платежи в Налоговый кодекс поэтапно, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. В первую очередь, перечислил он, это должны быть утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов связи, курортный сбор и такие неналоговые платежи, как госпошлины.
Включение платы за проезд большегрузов по автодорогам предлагается рассмотреть после того, как завершит действие соглашение между Росавтодором и оператором системы «Платон» (в 2027 г.
– «Ведомости»), а плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор – после завершения реформы Минприроды в сферах экологического нормирования, обращения с отходами, нацпроектов, объяснил представитель министерства.
В марте бизнес просил не торопиться с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс президента Владимира Путина. Бизнес видел риски потерь платежей целевого характера, необоснованного роста ответственности, увеличения административной и фискальной нагрузки, рассказывает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Минфин, напротив, утверждал, что бизнес выиграет от включения сборов в Налоговый кодекс. Например, снизится административная нагрузка за счет объединения утилизационного и экологического сборов в один платеж, появится возможность возвращать излишне уплаченные деньги, перечисляло министерство в проекте основных направлений на 2020–2022 гг.
Сейчас позиции Минфина и бизнеса сблизились: органы власти признали необходимость детальной переработки законопроекта для минимизации рисков, говорит Шохин.
Инвентаризация неналоговых платежей и формирование реестра необходимы, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
Нужно оценить обоснованность размера обязательных платежей, эффективность и прозрачность их установления, взимания – да и в целом их необходимости, уверен Шохин. Ревизия должна затронуть в первую очередь платежи федерального, а затем регионального и муниципального уровня, считает он.
Главное – чтобы исполнение не откладывалось, дополняет партнер Taxology Алексей Артюх. Реестр не поможет бизнесу напрямую, но может способствовать тому, что правила расчета и уплаты платежей станут более понятными, замечает он, хотя его значимость переоценивать не стоит.
Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?
В ближайшие два года Минфин планирует внести ряд изменений в налоговый кодекс: добавить еще один УСН, ввести обязательный единый налоговый платеж для организаций, пересмотреть правила учета расходов на страхование для целей налогообложения. Рассказываем, как эти инициативы отразятся на бизнесе.
Что планируется изменить?
Минфин России опубликовал основные направления налоговой политики (ОННП) на ближайшие два года. Перечень инициатив – это лишь направления, общие предложения, по каждому из которых в дальнейшем планируется разработать отдельные законопроекты.
Эксперты отмечают, что принципиально новых идей нет: все они уже высказывались и обсуждались ранее. Для МСП наиболее интересными будут следующие направления:
- Новый режим «УСН.онлайн» для микробизнеса и ИП. Для исчисления налога планируется использовать сведения ККТ и банковских выписок. На ФНС явно повлиял положительный опыт с самозанятыми: налоговики предлагают отказаться от декларирования и перейти к автоматическому отчислению налогов через специальное приложение.
- Единый налоговый платеж – позволит одним платежным поручением рассчитаться со всеми долгами. Кстати, поправки по этому предложению уже готовы и прошли второе чтение в Государственной думе.
- Изменение условий учета расходов при добровольном страховании, а также при осуществлении лизинговых операций.
- Налог для тех, кто работает дистанционно за пределами России.
- Нормирование суточных выплат, по которым не нужно платить страховые взносы, а также замена суточных для вахтовиков на денежные надбавки.
- Сохранение льгот на имущественный налог для организаций.
- Увеличение лимита на приобретение или создание рекламной единицы товара, не облагаемой НДС.
- Изменение порядка определения места реализации услуг или работ для НДС.
- Окончательное закрепление системы прослеживаемости товаров: теперь она будет работать на постоянной основе.
- Регулирование налогообложения цифровых активов.
Далее предлагаем рассмотреть все эти предложения подробно.
Налог на имущество
С 1 января 2022 года вступают в силу новые налоговые правила, связанные с обязательным применением обновленного бухгалтерского стандарта об аренде. До этого (с 1 января 2019 г.) применение стандарта являлось добровольным. Что изменится при расчете налога на имущество в отношении арендных площадей:
- актив можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
- стоимость актива может отличаться от исторической стоимости.
Кроме этого, Минфин планирует урегулировать вопросы учета расходов и доходов при лизинговых операциях, а также определить, кто и с какой суммы должен оплачивать налог на имущество организаций.
Новые виды добровольного страхования для учета налогообложения прибыли
В ближайшие годы планируется расширить список, приведенный в ст. 263 НК РФ. К примеру, Минфин предлагает вычитать для целей налогообложения на прибыль расходы на страхование некоторых видов ответственности и от перерыва в производстве.
Сейчас список видов добровольного страхования является закрытым: его хотят открыть, применив к расходам на страховку критерии вычитаемости расходов, прописанные в ст. 252 НК РФ.
Налогообложение цифровых активов
Первые шаги в этом направлении Минфин уже сделал, однако часть вопросов осталась до сих пор без соответствующего регулирования. Например, как учитывать цифровые активы, которые собственник не купил, а получил за счет майнинга или аренды, как учитывать обмен валют или затраты на сервера и электричество.
Планируется, что сдача первых цифровых отчетов (в бумажном варианте ФНС их принимать не будет) произойдет в 2022 году: до 30 апреля нужно будет отчитаться за 2021 год. За нарушения, связанные с использованием цифровых активов, грозит административная и уголовная ответственность. Последняя наступает, если по итогам трех лет сумма незадекларированных сделок превысит 15 млн руб.
НДФЛ
В этом направлении у Минфина сразу несколько инициатив:
- Признание расходов на приобретение имущественных прав. Сейчас расходы по сделкам уступки права требования не учитываются для целей НДФЛ, кроме договоров долевого строительства. В будущем ситуацию планируют исправить.
- Учет долей в уставном капитале ООО, полученных в дар или при наследовании. При отчуждении долей или ликвидации ООО будет применяться та же практика, что и в отношении ценных бумаг: п. 18 и п. 18.1 ст. 217 НК РФ, п.13 ст. 214.1 НК РФ.
- Налог для фрилансеров, работающих за рубежом. Минфин предложил рассматривать денежные средства от дистанционной работы за рубежом как доход от источников в РФ. Теперь блогеры с YouTube или арендодатели с Airbnb будут платить НДФЛ, точнее, за них это будут делать соответствующие платформы или посредники.
НДС
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС.
В соответствии с предложением Минфина Услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности.
При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Обеспечение залогом неуплаченных долгов до или после камеральной проверки
- Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
- Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
- Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
К чему готовиться бизнесу?
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
- расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
- сохранить освобождение от налога на Движимое имущество;
- рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
Пока что из всех изменений для малого бизнеса наиболее полезным видится введение нового налогового режима: он избавит предпринимателей от налогового учета, упростит документооборот и исключит возможность ошибочного расчета налоговых отчислений.
Как изменятся налоговые платежи россиян с 2021 года — РБК
Кто будет платить. Министр финансов Антон Силуанов приводил верхнюю оценку количества россиян, которые будут платить 15% с заработка свыше 5 млн руб., — 1% всех работающих, или около 700 тыс. человек.
Исходя из данных Росстата о распределении доходов между гражданами, налог может затронуть меньше — 200–300 тыс. человек.
По мнению экспертов РАНХиГС, состоятельные граждане, которых коснется повышение налога, проживают в основном в столичных агломерациях (Москве, Петербурге, Казани) и нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).
Насколько вырастет платеж. Если у человека зарплата составляет, например, 500 тыс. руб. в месяц (до уплаты НДФЛ), то в сумме за год работодатель при повышенной ставке удержит с нее лишние 20 тыс. руб. Чем выше доход, тем дополнительный платеж будет выше.
Какие доходы освобождаются от 15-процентного НДФЛ. Повышенная ставка будет применяться только к «периодическим и активным» доходам сверх 5 млн руб. в год, включая зарплату, дивиденды и продажу ценных бумаг, и не будет применяться к разовым или нерегулярным доходам, например от продажи личного имущества, включая Недвижимость.
На что пойдут деньги. НДФЛ с состоятельных россиян, в отличие от общего правила, не будет поступать в региональные бюджеты — средства целевым образом пойдут на лечение детей от редких и тяжелых болезней. Отбирать пациентов и распределять эти средства на лечение будет специальный некоммерческий фонд.
Налог на сбережения
Кто будет платить. В России 5,9 млн счетов с остатками свыше 1 млн руб. (1% всех счетов), сообщало в марте Агентство по страхованию вкладов. Общий объем средств на таких счетах составляет 17,95 трлн руб. (57% от всей суммы вкладов россиян). Если у человека несколько вкладов в разных банках (каждый из которых меньше 1 млн руб.
), но в сумме они превышают пороговое значение, то НДФЛ в размере 13% все равно будут облагаться полученные за год доходы за вычетом необлагаемого дохода с 1 млн руб. Поэтому дробить сбережения по разным банкам ради ухода от налога нет смысла. Уплатить налог должны будут даже вкладчики, не являющиеся налоговыми резидентами России.
«Ожидаемые доходы бюджета в 2022 году от этой меры составят 100 млрд руб.», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.
Как было раньше. Доходы по депозитам формально подлежали налогообложению, но только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ плюс 5 п.п. Такие ставки на рынке практически отсутствовали, поэтому налоги не платились.
Как будет рассчитывать платеж. Когда был открыт вклад, неважно: налогом будет облагаться процентный доход по вкладам за год. Но из него будет вычитаться сумма, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ на 1 января года, за который взимается налог (сейчас это 42,5 тыс. руб.).
Например, у физлица один рублевый вклад на 1,5 млн руб. со ставкой 5% годовых, а проценты выплачиваются в конце срока действия — 1 декабря. Такой вклад принесет 68 750 руб. дохода в год. При ключевой ставке ЦБ на 1 января 2021 года — 4,25% необлагаемый доход составляет 42,5 тыс. руб.
В результате налог к уплате равен (68 750 — 42 500) х 13% = 3 412,5 руб.
Если счет в валюте, то процентный доход будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на день фактического получения дохода. Курсовая разница налогом не облагается.
Когда платить. Банки будут выплачивать проценты по вкладам в полном объеме без вычета налога. Уплатить налог вкладчики должны будут самостоятельно.
Но подавать декларации о доходах по вкладам не нужно: все российские банки должны будут не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сообщить в налоговую о процентах, выплаченных физлицам.
Налоговая сама рассчитает сумму налога и направит гражданину уведомление (как в случае с транспортным, земельным налогами или налогом на имущество). Уплатить налог за 2021 год нужно будет до 1 декабря 2022 года.
Какие счета выводятся из-под налогообложения. От налога освобожден доход по рублевым счетам со ставкой ниже 1% годовых, в частности текущие, зарплатные счета.
Также не будут облагаться налогом процентные доходы по счетам эскроу (специальный счет в банке, на котором замораживаются средства граждан на недвижимость до окончания строительства).
Когда по вкладу установлена плавающая процентная ставка в зависимости от срока действия (например, 4–11 месяцев — 0,6% годовых, с 12 месяцев — 1,1% годовых), налог будет взиматься со всех процентных доходов (даже полученных по ставке меньше 1%), если в период действия вклада ставка превысит это пороговое значение.
Куда пойдут деньги от налога. Доходы государства поступят в федеральный бюджет, хотя по общему правилу НДФЛ идет в бюджеты субъектов. Средства будут направлены целевым образом на выплаты семьям с детьми и безработным.
Налог на доходы с вложений в ценные бумаги. С 2021 года также отменены налоговые льготы с доходов по некоторым видам облигаций.
В результате все купоны любых облигаций (ОФЗ, облигаций регионов, корпоративных бумаг) будут облагаться налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов, независимо от суммы инвестиций. Налоги удержит брокер, как это происходит и сейчас.
Налог с купонов облигаций не должны будут взимать с резидентов России, если их облигации находятся на индивидуальном инвестиционном счете типа Б с вычетом на доход.
Минфин уточнил, какие неналоговые платежи войдут в Налоговый кодекс — новости Право.ру
Минфин доработал законопроект о кодификации основных неналоговых платежей. Остальные сборы прошли инвентаризацию, часть из них планируется внести в Налоговый кодекс позже.
Финансовое ведомство подвело промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию неналоговых платежей. Шесть из них будут погружены в Налоговый кодекс – это утилизационный, экологический и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с тяжелых грузовиков через систему «Платон», сбор с операторов связи. Соответствующий законопроект ожидает «скорейшее внесение в правительство».
Оставшийся 61 платеж обобщен в шесть групп, пишут «Ведомости». К первой отнесены 10 платежей за получение сведений из 200 госреестров и регистров.
Во вторую попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (подготовка документов, прохождение медицинского обследования для покупки оружия и другие).
Третья группа – это платежи за услуги естественных монополий, четвертая – компенсации (за вред водным объектам или лесам). Пятая состоит из платежей за обязательную экспертизу (регистрация автомобиля), а шестая объединяет девять платежей за услуги обязательного контроля.
https://www.youtube.com/watch?v=P6FByAxn4ww
По мнению ведомства, некоторые из них впоследствии могут также быть включены в НК. Речь идет о платежах за предоставление сведений из госреестров, которые «схожи по своей природе с госпошлинами».
«По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет», – комментирует Минфин. Также могут быть кодифицированы патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.
Остальные платежи, связанные с получением обязательных услуг, необходимо проанализировать и внести поправки в Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы их размер устанавливался только правительством или законодателем.
Одновременно Минфин предлагает установить 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после того, как они будут внесены в НК, и увеличить лимит налогов, неуплата которых может стать преступлением. Ведомство подчеркивает, что кодификация призвана обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей и не допустить роста нагрузки на бизнес.
В налоговом кодексе появятся новые налоги и сборы
11 апреля 2019
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) подготовлен в целях включения в Налоговый кодекс РФ некоторых неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.
Предлагается внести в Налоговый кодекс РФ следующие налоги и сборы:
· экологический налог;
· утилизационный сбор;
· сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения;
· налог на операторов сети связи общего пользования;
· гостиничный сбор.
Экологический налог должен заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В пояснительной записке говорится, что проведенный анализ динамики фактических поступлений этой платы свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и бюджетов субъектов РФ. При этом штрафные санкции по КоАП можно взыскать только через суд. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Внесение экологического налога позволит резко увеличить поступления в бюджет. Налоговикам будут даны полномочия не только проводить камеральную проверку деклараций, но и производить осмотр помещений в рамках её проведения.
Утилизационный сбор планируется ввести главой 25_6 НК РФ взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со статьями 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.
06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В законопроекте определены плательщики сбора, объекты обложения сбором, установлены ставки сборов и коэффициенты к ним, предусмотрен порядок расчета сбора и порядок подтверждения уплаты сбора.
Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования заменит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (так называемая плата в систему «Платон»). Будет введена новая глава 25_7 «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования» НК РФ. Ставка сбора устанавливается в размере 3,73 рубля на один километр пути, которая подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Оператором по сбору так и останется ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Но налоговикам будет передано право взыскивать задолженность по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором.
Налог на операторов сети связи общего пользования заменит обязательный платеж, взимаемый в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».
Этот налог вводится в НК РФ новой главой 25_8. Ставка останется прежней — 1,2% от доходов оператора, определяемых по данным бухгалтерского учета.
Однако для организаций связи добавится отчетности, ведь будет введена новая квартальная декларация по этому налогу.
Гостиничный сбор заменит действующий сейчас в качестве эксперимента на территориях четырех субъектов РФ неналоговый платеж — курортный сбор. Законопроектом устанавливается новая глава 33_1 «Гостиничный сбор» НК РФ.
Плательщиками гостиничного сбора будут не физические лица, а организации и ИП, владеющие средствами временного размещения. Но для введения гостиничного сбора именно местные власти должны будут принять соответствующее решение.
Введение этого сбора планируется с 1 января 2023 года.
Иные неналоговые платежи
Кроме включения новых налогов и сборов законопроектом предлагается включить в НК в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из госреестров (регистров), таких, например, как внесение изменений, просмотр сведений и так далее.
Говорят, что Минфин предложил ввести новые налоги. Так ли это и как может повлиять на бизнес?
26 апреля заканчивается период публичных обсуждений законопроекта Минфина «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».
Несмотря на то, что на первый взгляд законопроект не несет в себе какую-то налоговую революцию и лишь переносит в кодекс уже и так существующие не первый год платежи, тем не менее принятие этого закона повлечет вполне конкретные последствия для налогоплательщиков и может привести к чисто юридическим казусам.
В связи с этим и законопроект, и сама идея включения дополнительных платежей в Налоговый кодекс вызвала бурную дискуссию и между бизнесом и властью, и в научных кругах, среди юристов.
В чем суть?
Законопроектом расширяется перечень налогов добавлением четырех «новых» федеральных налогов и одного местного. Минфин предлагает ввести:
- экологический налог вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также в связи с размещением отходов);
- утилизационный сбор вместо экологического и утилизационного сборов, уплачиваемых производителями и импортерами товаров и упаковки в первом случае и производителями или импортерами транспортных средств – во втором;
- сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения вместо платы, взимаемой через систему «Платон» для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (уплачивается собственниками таких транспортных средств);
- налог на операторов сети связи общего пользования заменяет отчисления операторов связи на формирования резерва универсального обслуживания по закону «О связи» (отраслевой сбор);
- гостиничный сбор (местный налог) вместо курортного сбора (отраслевой и региональный сбор), существующего сейчас только в четырех субъектах Федерации; сбор может вводиться для пополнения местных бюджетов и предполагает обложение сбором гостиниц и провайдеров временного размещения, взимаемым с «гостя в сутки».
Помимо этого, предлагается придать статус государственной пошлины значительному списку платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений, внесение изменений, просмотр сведений из государственных реестров (регистров), например, за предоставление сведений из реестра саморегулируемых организаций, или автомобильных дорог, или прав на воздушные суда и сделок с ними и так далее.
В публичных выступлениях представители власти постоянно подчеркивают, что перенос отдельных платежей в Налоговый кодекс не повлечет увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Отчасти такое заявление верно.
Действительно, если сравнивать ранее существовавшие ставки, а также порядок расчета платежей, размеры платежей, после их «перемещения» в Налоговой кодекс не вырастут (исключением, пожалуй, можно считать лишь гостиничный сбор, который может начать действовать для налогоплательщиков в большем количестве городов, чем это было раньше).
То есть формально все это укладывается в концепцию «настройки» налоговой системы России, которая, правда, жаль, что пока продолжает расстраивать бизнес.
Что просили?
Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия.
Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.
Государство их при расчете не учитывает (название-то другое), а для бизнеса суть не меняется – налог или не налог, но платить приходится.
В свою очередь это влечет удорожание ведения деятельности в России. По разным данным, называлось от 50 до 80 таких дополнительных «неналоговых» налогов.
Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.
Проблема неналоговых платежей в 2017 году попала в повестку Петербургского международного экономического форума с участием президента России.
После этого в начале 2018 года за вопрос с новой силой взялся Минфин (до этого, летом 2017 года Минфин предлагал проект другого закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященной этой же проблематике).
С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.
Предполагалось, что Минфин должен разобраться в их сути, эффективности и определить наилучший порядок их регулирования и по возможности инициировать отмену неэффективных и чрезмерных платежей, на что смел надеяться бизнес.
1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.
Что получили?
Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.
По сути, Минфин выбрал наиболее интересные для бюджета платежи и сосредоточился на их регулировании, оставив все остальное в режиме «как было».
Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.
Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.
Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.
С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:
- возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
- право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
- дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
- риск уголовной ответственности за неуплату налога.
Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль.
Более того, власти используют и точечное успокоение.
В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.
Честности ради, надо отметить, что проект ничего такого пока не предусматривает. Единственное послабление, которое сейчас в нем содержится, – это уменьшение размера штрафа за неуплату или несвоевременную уплату «новых» налогов с 20% до 10% в течение первых 10 лет действия «новых» правил.
Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».
А что юристы?
Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.
Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.
Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.
Сейчас же получится, что суть этих платежей останется той же, но государство просто может переназвать их «налогом», и по мановению волшебной палочки название изменит суть платежа.
Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию.
ЗАТО совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference.
Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.
Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах
2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей.
Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.
Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров.
По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года.
Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Зачем это нужно и почему бизнес выступает против?
Зачем кодифицировать неналоговые платежи
Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.
За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.
Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:
— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);
— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;
— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).
В чем позиции бизнеса и властей расходятся
Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.
В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.
Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.
В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.
Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.
Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.
Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.
Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.
Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.
Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный Штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).
Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.
Ожидаемые последствия
С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.
А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.
Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.
В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.
Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.
Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.
Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.
Если власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.
Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.
После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.
Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.