Мы взяли интервью у человека, который не понаслышке знает, как купить бумажный НДС и как он работает. Из этого получилась серия небольших текстов, если у вас каждый сезон возникает этот вопрос, читайте советы, чтобы не обжигаться. И этот человек — аноним, в силу своей профессии.
Система налогообложения в России не идеальна. Экономика страны построена в основном на крупных предприятиях и добывающих гигантах, а небольшой частный бизнес появился не так давно, и общая система (ОСН) сделана как раз под них. Большинство небольших предприятий на ОСН просто физически не в состоянии платить такое количество налогов в бюджет. А учитывая всё новые ограничения, им всё труднее.
Это краткое руководство по бумажному НДС, более подробное (аж на 10 экранов!) смотрите тут.
Что такое НДС и зашив НДС?
Налог на добавленную стоимость (НДС) – основная проблема малого бизнеса. Как-то полностью законно работать с ним в ключе оптимизации невозможно, так как это косвенный налог. Либо его платите вы, либо ваш контрагент. Нас часто спрашивают: можно ли законно снизить НДС? Ответ тут один – нет.
Налоговый Кодекс такого не предусматривает. Снизить НДС можно только если у вас есть документы от партнёра на вычет, больше никак. Но тогда этот НДС заплатит он. И система АСК-НДС и призвана за этим следить, выявляя так называемые разрывы в цепочках и утечки НДС. Соответственно, единственный вариант – получение документов.
Как их получать, каждый решает сам.
В связи с огромным спросом появились и компании, которые эти документы предоставляют. В народе это называется «зашив НДС».
Происходит это так: компания, кому нужны документы, связывается с поставщиком услуг и обозначает условия, какие конкретно документы ей нужны для зачета, на какие суммы, за какие товары/Услуги, какими датами и т.п.
Поставщик подбирает подходящую организацию, оформляет документы и проводит их у себя в книге продаж. Клиент проводит их в книге покупок и получает вычет. Здесь много нюансов и сейчас уже далеко не всё так просто.
Начнём с того, что на этом рынке до сих пор ещё очень много мошенников и дилетантов, которые при случае проблем с налоговой просто пропадают, предоставляя клиенту разбираться во всём самому.
Про мошенников напишем отдельный пост, а пока скажем, что самая большая проблема для клиентов тут в том, что понять заранее, насколько качественной будет услуга и по какой схеме работает поставщик, невозможно. Риск есть всегда.
Система отслеживания налога АСК-НДС тоже постоянно обновляется, и только профессионалы, которые сами регулярно улучшают свои схемы и имеют для этого необходимые инструменты в виде набора работающих фирм и схем, способны оказать качественную услугу.
Каким должен быть хороший НДС?
Хороший НДС должен выглядеть реальным, для этого фирмы, которые его предоставят, должны обладать всеми признаками настоящего бизнеса: иметь персонал, налоговую нагрузку, обороты, активы.
Также не должно быть прямых разрывов, программа не должна показывать красные значки и инспектор, видя ваши цепочки, не должен хотеть в них разбираться.
К сожалению, тех, кто работает по уже отжившим схемам ещё хватает, поэтому работа у налоговиков и так всегда есть.
Что нужно сделать при покупке НДС? Для начала найти хорошего поставщика услуг.
На эту тему напишем отдельный пост, если вкратце, то у него как минимум должен быть раскрученный и качественно-оформленный ресурс, который будет жалко бросить, и отзывы о предыдущих кварталах от клиентов.
Грубо говоря, репутация. Должна быть корректная обратная связь и адекватное предложение, а также ответы на любые ваши вопросы, которые вас устроят.
Как происходит работа с бумажным НДС?
Схемы взаимодействия у всех разные, примерно это выглядит так: вы высылаете запрос, где указываете максимально всю информацию, затем производите оплату аванса (хотя кое-кто работает и без предоплаты), вам высылают номера документов, а после и сами документы по почте или курьером.
Первичная документация, а также копии уставных документов должны быть пропечатаны и подписаны директором, после чего доставлены вам лично. Необходимо проработать и составить корректные договоры. Очень желательно произвести всю или часть оплаты безналом на компанию, которая дала вычет.
Это покажет движение средств для банка и налоговой.
Вам должны не только предоставить квитанцию о приёме декларации, но и оперативно помогать в ответах на возможные требования и сам ходить (отправлять директора) на комиссии при вызове в ФНС.
Будет очень хорошо, если вы закроете часть кредиторки, которая будет висеть в вашей базе 1С по отношению к компании, о вариантах закрытия расскажем в следующий раз. Хорошие поставщики такую услугу тоже предоставляют. Заранее стоит подумать о доказательствах реальности сделок.
Это то, что сейчас называют легендированием. Это создание видимости общения в виде переписки и заранее заготовленные ответы на вопросы о вашем контрагенте: откуда вы о нем узнали, как проверяли, почему стали работать и т.п. И никогда не берите НДС на весь объём.
Более 80% покупного НДС показывать крайне опасно. И лучше брать его у нескольких поставщиков. Тема очень большая, в дальнейшем будем писать ещё.
Можно ли законно купить НДС?
Пожалуйста, помните, что законно купить НДС нельзя. Мы не призываем вас к этому, а предостерегаем, в случае, если партнер или поставщик предлагает подобное. Если у вас возникают какие-то вопросы по этой теме, автор статьи готов ответить в телеграме.
Чем рискуют покупатели «бумажного» НДС
За счет цифровой трансформации ФНС уверенно проводит курс на сокращение теневой экономики. Рассказываем, как налоговая выявляет одну из наиболее популярных схем оптимизации налогов — «бумажный» НДС.
Нина Зотина / РИА Новости
Существует два вида налога на добавленную стоимость (НДС). В стоимость сырья, материалов, товаров, которые вы приобретаете, включен входящий НДС. Его вы платите поставщику, налог как бы «входит» в вашу компанию вместе с чем-то ценным.
Исходящий НДС платят уже вам, ведь в роли поставщика выступаете вы. Налог как бы «уходит» из вашего бизнеса, когда вы продаете товар или услугу. Есть и третья сторона — это государство.
НДС для уплаты в бюджет рассчитывается так: исходящий налог минус входящий.
Именно поэтому в счетах-фактурах и накладных от поставщиков всегда указана сумма НДС. Без такой строки мы не сможем правильно отразить входящий НДС в учете. И, как следствие, не сможем уменьшить налоговую нагрузку.
Идеально, когда входящий НДС больше исходящего. Ведь тогда за счет разницы можно уменьшить выплаты по любым другим налогам. Такое послабление предоставлено недавно: в августе 2020-го (Письмо Минфина от 10 августа № 03-02-07/1/72100).
Правда, на практике разница между двумя видами НДС — всегда огромная головная боль для предпринимателя. Потому что почти все виды выручки попадают под НДС. Появляются обязательства платить в бюджет. Уменьшить расходы, например на оплату труда, не удастся. К НДС эти расходы отношения не имеют. Поэтому у предпринимателей появляется соблазн в виде покупки фиктивного входящего НДС.
«Бумажный» НДС
Такой НДС называется «бумажным», потому что сделка оформляется только на бумаге. По факту товары не отгружают, услугу не оказывают. Покупатель, соответственно, в реальности ничего не оплачивает. А просто учитывает входящий по бумагам НДС при уплате налогов государству.
В результате в учете компании появляется огромная кредиторская задолженность. Но поскольку она фиктивная, нужно просто подождать, когда пройдет формальный срок исковой давности. Потом задолженность списывается простой бухгалтерской операцией.
Идут на это предприниматели с тем, чтобы снизить свои реальные обязательства перед бюджетом. А вместо этого ухудшают финансовые показатели компании, привлекают внимание налоговой, еще и банки с опаской относятся к таким азартным кредиторам.
Как ФНС выявляет «бумажный» НДС
Для мониторинга сомнительных операций с НДС налоговая применяет систему АСК НДС. Под мониторинг ФНС попали все сделки юрлиц, которые существуют менее 3 месяцев. Либо существуют давно, но крупными сделками начали заниматься совсем недавно.
На практике работа строится следующим образом. Покупатель фиксирует свою счет-фактуру в книге покупок, Продавец — в книге продаж. Документы сдаются в налоговую. Данные ФНС сверяет уже в автоматическом режиме в системе АСК НДС.
Дальше происходит вот что. Предприниматель купил «бумажный» НДС и не платил налогов в бюджет. Продавец такого НДС тоже не заплатил, ведь его фирма фиктивная. Реальные налоговые поступления меньше, чем бумажные. Это называется разрывом цепочки. Ее система обнаруживает автоматически.
Система ФНС анализирует факты оплаты по банковским выпискам. Сколько денег было перечислено, был ли там заложен НДС, какие назначения платежей стоят в цепочках? А ведь мы помним: при покупке «бумажного» НДС сделки фиктивные, никакой реальной оплаты не происходит. И факт того, что оплаты нет, — уже основа для подозрений. Удар на себя в этом случае принимает покупатель «бумажного» НДС.
К продавцам НДС применяют другой метод проверки — сопоставление выручки. Это когда в платежках одна сумма, в декларации другая. Становится понятно, какие доходы бумажные, а какие реальные. А еще проверяют, платит ли такая фирма реальные налоги в бюджет.
Риски для предпринимателя
На самом деле рисков много, и они разные. Продавцами НДС выступают фиктивные компании-однодневки, которые создаются, чтобы нарушать Закон. Ничто не гарантирует соблюдение деловой этики со стороны таких контрагентов.
Ведь мы помним, как оформляется сделка с «бумажным» НДС. По факту никакой сделки нет, хотя по бумагам она оформлена.
Всегда есть риск, что владелец однодневки может пойти в суд и заявить, что вы не оплатили поставленный товар. И по закону будет прав, ведь платежей за бумажную сделку и вправду никто не делает.
И если суд взыщет с вас полную стоимость бумажной сделки, винить придется только себя.
Нарушителям налогового законодательства может грозить Штраф в размере 20% от неуплаты суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если будет доказано умышленное совершение деяния, то штраф составит уже 40% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ). Для должностных лиц, ответственных за ведение бухучета, предусмотрены штрафы и даже уголовная ответственность.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»Наши телеграм-каналы:Стартапы и технологииНовые бизнес-тренды
«Бумажный» НДС перспективы и последствия
Бизнесу интересны легкие и простые способы налоговой оптимизации. К этому долгое время приучала схема с фирмами-однодневками, которая решала сразу четыре актуальные задачи: 1. уменьшение НДС; 2. снижение налога на прибыль; 3. «оптимизация» зарплатных налогов; 4. получение собственником бизнеса наличных денежных средств, которыми можно было свободно распорядиться.
СУР АСК НДС-2 с 2015 года изменил ситуацию: автоматический контроль деклараций по НДС, счетов-фактур, книг продаж и книг покупок позволил выявлять разрывы в оплате НДС, а судебная практика по схемам с использованием «однодневок» дала возможность налоговикам довести уровень выигрыша налоговых споров до 84%. Количество выездных налоговых проверок пошло на спад: с 29 393 штук в 2015 году до 7 398 штук по итогам 7 месяцев 2018 года. При этом средний размер доначислений вырос с 9,1 до 21,9 млн. рублей.
Значительное сокращение использования схем с фирмами-однодневками привело к неожиданному последствию. По данным начальника правового управления ФНС РФ Олега Овчарова: налоговики за первое полугодие 2018 года выиграли 66,3% налоговых споров (ранее – 84%). Уменьшилось и само количество судебных споров — на 6,4% по сравнению с 2017 годом (до немногим более 7 300 штук).
И нет, дело не в том, что юристы ФНС стали хуже работать или суды стали поддерживать бизнес: большинство налогоплательщиков подают «уточненки» по спорным контрагентам добровольно после «задушевного» общения в налоговой инспекции. Судебные споры по дроблению бизнеса, использованию агентских, давальческих схем, простых товариществ и т.п.
значительно сложнее, что обуславливает падение процента выигрыша налоговиков в судах.
Пока не успела сформироваться судебная практика по применению ст.54.1 НК РФ (действует для проверок с 19 августа 2017 года), а первые появляющиеся решения судов неоднозначны. Например, АС Калужской области по делу №А23–8752/2017 указал, что положения п.2 ст.54.
1 НК РФ не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев, и налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика и несоблюдении налогоплательщиком установленных п.2 ст.54.1 НК РФ условий (решение не обжаловано).
Если судебная практика будет складываться на основании указанной выше логики, то схемы с фирмами-однодневками в 3-100 звене могут появиться снова. Впрочем, не стоит забывать, что концепция привлечения к ответственности фактического выгодоприобретателя от схемы устоялась, а значит, его будут искать, исключая из цепочки «технические» организации.
Но так как спрос в «оптимизации» НДС сохраняется, родилась новая услуга — продажа «бумажного» НДС. Здесь возможны два варианта: 1. контрагент просто «рисует» необходимые для заказчика счета-фактуры и вносит их в книгу продаж; 2.
у контрагента действительно есть НДС к вычету. В любом случае сделка не реальна, денежные средства контрагенту не перечисляются, но счета-фактуры выставляются и регистрируются в книге покупок и продаж сторон договора.
На схеме это выглядит так:
Если документы оформлены, верно, и зарегистрированы, АСК НДС-2 не выявляет разрыв НДС (по крайней мере, в ближайший квартал), но у заказчика появляется целый букет проблем, о которых он радостно сдавший декларацию по НДС, не задумывается.
Первая проблема очевидна – схема незаконна и противоречит ст. 54.1 НК РФ. Вторая – если контрагентом «поставляется» товар, то у заказчика образуются виртуальные товарные остатки.
Третья – как говорил Кот Матроскин: «чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное», контрагент в 99% никогда не покупал то, что продал заказчику, а значит, не перевозил его, не отражал в бухгалтерском учете и т.д.
Если оплата происходит за услугу, то контрагент в подавляющем числе случаев ее оказать не может (нет необходимых сотрудников, допусков и т.п.), а если даже потенциально может – допросы исполнителей поставят все на свои места (перечень вопросов прямо указан в письме ФНС РФ от 13 июля 2017 г. NЕД-4-2/13650@).
Четвертая – у заказчика образуется задолженность перед контрагентом, который может обратиться в суд: формально поставка была осуществлена, первичные документы оформлены, счета-фактуры зарегистрированы, при этом поставка не оплачена.
Долг пытаются закрыть двумя способами: либо векселем, либо цессией, когда долг переуступается на контролируемое заказчиком лицо:
В данном примере показана «жадная» схема, когда контрагент переуступает долг учредителю заказчика. При этом создается схема прикрытия: контрагент пишет претензию заказчику, у последнего на счете нет денег для погашения задолженности, на помощь приходит учредитель, выкупающий долг совей организации, после чего заказчик перечисляет долг учредителю, который деньги обналичивает.
Очевидная слабость такого решения – отсутствие подтверждения оплаты учредителем договора цессии, ведь безналично контрагент денег не получает (иначе схема еще больше усложняется необходимостью контрагенту обналичить денежные средства для заказчика, а при круговой схеме возврата денег от контрагента заказчику через технические организации, возникают неблагоприятные налоговые последствия). Если же уступка оплачивается учредителем наличными денежными средствами, то контрагент должен применить ККТ (ст.1.1 54-ФЗ, Письмо ФНС РФ от 18 сентября 2018 г. N ЕД-4-20/18186@).
Пятая — если задолженность перед контрагентом длящаяся – это первый признак необычности сделки для налоговиков и полиции, которая по данным, указанным на сайте МВД, меньше выявлять налоговых преступлений не стала.
Шестая – контрагент должен «не забыть» зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж, для минимизации этого риска, заказчики подстраховываются и не оплачивают саму услугу покупки «бумажного» НДС до того, как пройдет камеральная проверка декларации.
При этом контрагент может подать уточненную декларацию позже, исключив из нее «поставку» заказчику (справедливости ради, надо отметить, что потенциально такой риск есть во взаимоотношениях и с реальными контрагентами).
При этом не стоит забывать, что декларация по НДС может быть аннулирована, при наличии у контрагента признаков однодневки (Письмо ФНС России от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247).
Дробление, обнал, маскировка: 10 ошибок, на которых налоговая ловит предпринимателей | Rusbase
Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Авирта», рассказал, за что чаще всего штрафуют организации и как правильно взаимодействовать с налоговой.
Дробление, обнал, маскировка: 10 ошибок, на которых налоговая ловит предпринимателей Ирина Печёрская
Главная ошибка, которая может предопределить неудачу вашего проекта на самом старте, — неверно выбранная форма организации. Не ищите удобный вариант — ищите оптимальный для себя. Отличий между ИП и ООО много — еще больше условий, влияющих на ваш выбор. Собранность и грамотность на начальном этапе не только сэкономит средства, но, возможно, даже сохранит бизнес и вложения в непростое время.
Ошибка №2. Нарушение сроков сдачи декларации
О горящих дедлайнах в современном мире много говорить не приходится. Особенно внимательно к срокам нужно относиться бухгалтерам. Ведь в случае нарушений к ответственности и штрафам могут привлечь не только организацию, но и их самих.
Не стоит откладывать отчетность на последний день. Однако если это все же произошло, шанс уменьшить штраф у вас есть — найдите «смягчающие обстоятельства». Налоговики могут пропустить их мимо ушей, а вот суд внимательно выслушает историю об отсутствии злого умысла, рассмотрит документы о предбанкротном состоянии компании или примет во внимание незначительность периода просрочки.
Ошибка №3. Оформление бывших сотрудников как самозанятых
Это напрямую противоречит федеральному закону о налоге на профессиональный доход, который гласит: если сотрудник работал в вашей компании, он не может в течение двух лет заключать с вами Договор в качестве самозанятого.
Если кадр очень ценный, а лишнее общение с налоговой не входит в ваши планы, вам нужно оформить самозанятым его родственника.
Или наоборот: сотрудник должен заключить договор на оказание услуг с каким-то другим вашим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В противном случае налоговая инспекция при проверке доначислит вам НДФЛ и страховые взносы со всех платежей. Придется платить все 43%.
Ошибка №4. Аванс без НДС
Один из самых популярных способов попасться налоговой инспекции — не начислять НДС с аванса, замаскировав его под обеспечительный платеж. Налоговая инспекция прекрасно знает эту схему и отслеживает ее по просмотрам банковских выписок, по договорам и вашим операциям. Тем не менее схема еще живет. Применять ее мы не советуем — если только вы не решили бросить налоговой вызов.
Ошибка №5. Покупка «бумажного НДС»
На дворе 2021 год, а малый бизнес по-прежнему оптимизирует налоги, используя агрессивные способы вывода наличных и безналичных денежных средств через бумажный НДС.
Налоговая инспекция, обладая мощным программным комплексом, замечает таких предпринимателей и заставляет платить налог в бюджет за своих же бумажных поставщиков.
Эта схема скоро однозначно уйдет в прошлое, но пока у нее есть свои поклонники — ведь это просто, быстро, да и шансы, что «пронесет» все же сохраняются.
Ошибка №6. Взаимозависимость компаний и дробление бизнеса
Само по себе дробление бизнеса не ошибка. Эта абсолютно легальная схема ведения дел, однако некоторые предприниматели все же используют ее незаконно. Руководители любят «разбивать» компанию на несколько маленьких, регистрируя новые юрлица или ИП и получая значительную налоговую экономию.
Используя свои информационные ресурсы, налоговики отслеживают подозрительных бизнесменов и интересуются причинами дробления компании. Если грамотно их сформулировать и подкрепить слова реальными бизнес-процессами, то в нелегком споре с налоговой можно выиграть.
У дробления бизнеса должна быть деловая цель, не связанная с экономией на налогах. Например, вам легче управлять делами при такой структуре.
Дробить бизнес можно и из географических соображений, а также в целях оптимизации производства. Если вскроется фиктивность дробления, вероятность выигрыша в суде — 10%.
Налоговые доначисления в этом случае могут исчисляться миллионами, поэтому не дробите бизнес, не озаботившись деловой целью.
Ошибка №7. Продажа за наличку
Схема, которую наиболее часто используют предприниматели, — торговля втемную: официально закупаете товар, но продаете его за наличные средства, не отражая нигде. При этом по данным бухгалтерского учета у вас в остатках числится большое количество товара.
Налоговые инспекторы будут настаивать, что он реализован и его нужно включить выручку и, соответственно, доначислить НДС и налог на прибыль. Если вы прибегаете к таким способам, озаботьтесь «списанием» товара. Остатки на вашем складе должны хотя бы стремиться к реальным.
Ошибка №8. Неуплата налога на имущество
Многие предприниматели или даже крупные организации имеют Недвижимость, но оттягивают момент ее регистрации в Росреестре, чтобы не платить налог на имущество. Однако отсутствие регистрации не спасет вас от начисления налогов.
Если налоговые инспекторы докажут, что это имущество находится в эксплуатации — вы сдаете его в аренду или используете в качестве склада — налоговые инспекторы доначислят вам пени, штрафы и налог на имущество. Верховный суд встанет на сторону органов. Доказать свою правоту у вас не получится.
Ошибка №9. НДС на упрощенке
Упрощенная система налогообложения абсолютно законна. Но в ней, как и в случае с дроблением бизнеса, есть свои нюансы — этот режим не для всех.
Работать «на упрощенке» могут и ИП, и ООО, но с ограничениями — по виду деятельности, по количеству сотрудников, по оборотам и филиалам (их, например, вообще быть не должно).
Проверить эту информацию несложно, поэтому, решив действовать по такой схеме, изучите все ее условия.
Ошибка №10. ИП-управляющий
Решение само по себе неоднозначное: кто-то успешно работает в этом формате, кто-то обжигается. К неудачам чаще всего приводит так называемая подмена понятий.
Оформив ИП вместо директорской позиции, руководители начинают отправлять на него большие суммы. Так они экономят на страховых взносах, уменьшают налог на прибыль и выводят кеш.
Никакого экономического эффекта от внедрения этой схемы организация не получает.
Налоговая инспекция легко докажет то, что это не реальное управление бизнесом, а просто вывод средств и обход налогов, но есть нюансы. Если вы все-таки решили поставить во главе своей организации ИП-управляющего, вам нужно заключить договор, прописать KPI и мотивацию этого управляющего.
Затем ежемесячно нужно показывать в актах, почему именно эта сумма выплачивается управляющему и от каких достигнутых бизнес-показателей она зависит. Такая деятельность будет прозрачна не только для вас и сотрудника, но и для налогового органа. Вас не смогут обвинить в аффилированности с этим ИП.
Несмотря на разницу компаний, ошибки, которые они совершают, очень схожи, поэтому внимательно изучайте чужой опыт.
Фото на обложке: REDPIXEL.PL/shutterstock.com
Предстоящие изменения в ответственности за налоговые и сопутствующие им преступления
18 марта группа депутатов (в основном от ЕР) внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения в Уголовный кодекс, связанные в основном с ответственностью за создание и использование подставных (фиктивных, технических) компаний с целью совершения налоговых преступлений – уклонения от уплаты налогов, а также хищения бюджетных средств под видом возмещения налогов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ.
Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда. Отзыва Правительства пока нет, но учитывая, что к пакету документов приложено письмо о поддержке законопроекта со стороны ФНС, а также то, что законопроект, несомненно, был разработан правоохранительными органами, можно ожидать в ближайшее время поступления положительного отзыва и от Правительства.
О том, что законопроект готовился в недрах силовых структур, свидетельствует заявление заместителя руководителя СКР в 2020 году: «У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – «Налоговое мошенничество».
В 2021 он же сообщал, что «на федеральном уровне работает межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения. В нее входят представители СК, МВД, ФНС и Генпрокуратуры.
Мы регулярно вырабатываем общие подходы в борьбе с криминалом в области налогообложения».
Положительные отзывы Верховного суда и ФНС, а также позиционирование законопроекта как инициативы ЕР говорят о достаточно высоких шансах принятия закона. Положительный отзыв Правительства (хотя, возможно, и с замечаниями) сделает их крайне высокими.
В пояснительной записке утверждается, что предлагаемые изменения «направлены на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью дополнительную либерализацию ответственности в указанной сфере, разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения». Так ли это, можно сказать только после подробного разбора, им и займемся.
Регистрация субъектов предпринимательской деятельности на подставных лиц
Как известно, статьи 173.1 и 173.2 УК РФ предусматривают ответственность за использование или участие подставных лиц (номиналов) для регистрации юридических лиц. Законопроектом предлагается криминализовать использование подставных лиц для регистрации подставных же индивидуальных предпринимателей. Пробел в этой части есть, согласен.
Предлагается ввести освобождение от ответственности по этим статьям, если лицо добровольно сообщило о преступлении и активно способствовало его раскрытию. Необходимость такой нормы в пояснительной записке объясняется тем, что выявить настоящих организаторов и выгодоприобретателей преступлений сложно.
Для этого надо пройти по цепочке контактов, а рядовые исполнители не заинтересованы сотрудничать с правоохранительными органами: показания, изобличающие соучастников, для раскаивающихся означают повышение тяжести квалификации деяния, т.к. оно может быть квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Норма, полагаю, необходимая, но не исключена вероятность оговоров и споров, т.к. «номинальность» бывает разной степени.
Законопроект предусматривает, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Это означает, что даже если лицо деятельно раскаялось, оно не получит освобождения, если имеет место иной состав. Любой взрослый человек знает, что в нашей стране издавна повелось правило «был бы человек, а статья найдется». Поэтому такое условие может лишить норму эффективности, т.к.
при желании следователь всегда может «найти» сопутствующий состав. Поэтому необходимо уточнить, что лицо освобождается не вообще от уголовной ответственности, а по «указанным статьям», но исключить условие о том, что в действиях лица не должно быть иного состава.
В таком случае лицо будет подлежать ответственности только по этому иному составу, если он действительно имеется.
Фальсификация документов учета и отчетности
Предложено дополнить УК РФ новой статьей 173.3 УК РФ, предусматривающей ответственность за фальсификацию документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности.
Преступным деянием предлагается считать (процитирую слово в слово из внесенного пакета документов) «изготовление с целью сбыта, представления в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, бухгалтерской и (или) налоговой отчетности, содержащих заведомо ложные сведения, сбыт указанных документов либо их представление в налоговые органы, через подставных лиц или с использованием персональных данных, полученных незаконным путем либо путем введения в заблуждения субъекта персональных данных или без его ведома, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере и не содержат признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 1591, 198 – 1994 настоящего кодекса, а равно соучастия в указанных преступлениях»[1].
Такие деяния предлагается считать преступлениями средней тяжести (срок лишения свободы – до 4 лет), а если они совершены организованной группой, либо повлекли причинение особо крупного ущерба или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, то тяжкими (срок лишения свободы – до 7 лет).
Столь мудреный текст сразу же наводит на мысль, что для главных бухгалтеров, да и всех, кто имеет дело с учетом и отчетностью, вводится новая и довольно суровая ответственность. Но судя по всему, хотели одного, а получилось «как всегда».
Во-первых, речь идет только о деяниях, не подпадающих под статьи 198 – 199 УК РФ. А они уже предусматривают ответственность за уклонение от налогов путем подачи деклараций с заведомо ложными сведениями.
Во-вторых, ФНС в своем письме подчеркивает важность появления этого состава с целью устранения пробела уголовного законодательства, действующие нормы которого не предусматривают ответственность за такие деяния, осуществляемые для дальнейшего использования фальсифицируемой отчетности в противоправной деятельности.
Что это за противоправная деятельность, узнаем из пояснительной записки к законопроекту: «В настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный с фальсификацией налоговой отчетности, осуществленной в интересах третьих лиц за вознаграждение.
Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы и ключи электронных цифровых подписей организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых в дальнейшем в налоговые органы предоставляется недостоверная налоговая отчетность, подтверждающая налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.
За указанные услуги организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы подтвержденных налоговых вычетов. [… ] По сути подобную деятельность можно охарактеризовать как «лжепредринимательство»[2], то есть создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц.
При этом организаторы деятельности получают доход в виде незаконного вознаграждения за указанные услуги созданию фальсифицированной налоговой отчетности».
Конечно же, речь идет об ответственности организаторов «бумажного НДС» а точнее, в дискурсе АСК НДС-2, «виртуального НДС», с помощью которого заявляется изначально фиктивное право на вычеты[3].
Из пояснительной записки мы узнаем, что «смежных» статей 172, 173.1 и 173.2 УК РФ в подобных случаях недостаточно, т.к. они не предусматривают ответственность за такого рода «деятельность».
Далее в пояснительной записке указано самое главное, ради чего, собственно, и предлагается ввести новый состав (точная цитата): «Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по фальсификации налоговой отчетности до того момента пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. В такой ситуации достаточно сложно задокументировать связь организатором фиктивного документооборота и налогоплательщиком применившим вычет, поскольку «сбыт» противоправной услуги, как правило, осуществляется через цепочку посредников, либо с использованием сети Интернет. Существенным обстоятельством, является тот факт, что даже в случае предъявления обвинения организаторам схемы как пособникам по ст. 199 УК РФ, они будут освобождены от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба по конкретному уголовному делу, при этом не будет учитываться размер извлеченного ими преступного дохода от противоправной деятельности в целом».
Получается, что тех, кто пользуется «бумажным НДС» для завышения вычетов и снижения налоговой нагрузки, можно привлечь по ст.
199 УК РФ, а их пособников, массово генерирующих фиктивные счета-фактуры – нет (неудивительно, что в условиях полной безнаказанности в мессенджерах и соцсетях расплодилась реклама таких явно криминальных услуг).
Главная сложность для следователей – доказать причастность организаторов к заявленным налогоНЕплательщиками вычетам.
Именно для этого вводится новый состав — своего рода процессуальный костыль для обычных налоговых составов.
По-видимому, подобным образом из-за сложности доказывания появился когда-то грозный состав для организаторов преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). Но и проблемы при применении ст. 173.
3 УК РФ могут образоваться аналогичные – расширительное толкование, натяжка и т.п. Другой крайне неудачный и опасный состав — ст. 193.1 УК РФ.
Поэтому чтобы армия главбухов спала спокойно, а днем могла корректно вести учет и готовить отчеты, не боясь этого жупела, диспозицию нормы надо тщательно доработать. В существующем виде она создает неоправданные даже не риски, а угрозы для большого числа более или менее законопослушных граждан.
Законопроектом предлагается освобождать от ответственности по ст. 173.3 УК РФ тех, кто выплатит 3-кратную сумму по правилам ч. 2 ст. 76.
1 УК РФ: перечислит в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двухкратной суммы причиненного ущерба, либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.
Очевидна слишком высокая вариативность и неопределенность параметра, который надо будет выполнить для получения освобождения – в этой части законопроект тоже требует доработки, иначе норма об освобождении будет декларативной.
Надо сказать, что даже выплата однократной суммы может быть невыполнимым условием, если, к примеру, руководитель или главбух уже бывший, то есть не имеет отношения к компании: понятно, что компания в таком случае не слишком заинтересована расходовать средства, а сам экс-менеджер нужной суммы, порой огромной, может и не найти.
Проектирумая статья имеет явно налоговую природу и должна быть помещена в «семью» налоговых составов — статей 198 — 199.4 УК РФ.
Мошенническое возмещение налогов
Предлагается дополнить УК РФ новой статьей 159.7, предусматривающей ответственность за мошенничество в налоговой сфере.
Таковым предлагается считать хищение денежных средств при возмещении налога, сбора, страховых взносов путем включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с налоговым законодательством обязательно.
По сути это выделение из ст. 159 УК РФ, по которой сейчас преследуются подобные деяния, спецсостава в отдельную статью. В пояснительной записке необходимость выделения такого состава обоснована тремя причинами:
1) другие «особые» виды мошенничества в 2012 г. законодатель выделил в отдельные статьи;
2), статистика свидетельствует, что мошенническое возмещение НДС довольно распространено среди других видов мошенничества;
3) у мошеннически возместивших налоги нет мотивации к возмещению ущерба, т.к. на ст. 159 УК РФ освобождение от ответственности, предусмотренное ст. 76.1 УК РФ, не распространятся.
Представленная в пояснительной записке статистика, как и отражение понимания госорганами существующей практики, представляют несомненный интерес. Пожалуй, впервые мы узнаем конкретное количество дел по случаям возмещения НДС и их динамику: таких дел немало, хотя количество постепенно снижается.
Разработчики законопроекта считают нормальным, что следователи и суды квалифицируют по ст. 159 УК РФ как выплаты из бюджета на расчетный счет, так и зачет в счет предстоящих налоговых платежей, хотя во втором случае средства из бюджета не похищаются, а недоплачиваются текущие платежи, то есть имеет место недоимка, и, соответственно, должна применяться ст. 199 УК РФ.