Повсеместное внедрение онлайн-касс привело к значительному росту расходной статьи по содержанию и обслуживанию ККТ. Какая бы техника ни применялась в компании: автономные устройства или фискальные регистраторы, требующие подключения к компьютерной системе, в ее составе находится фискальный накопитель, сохраняющий данные о транзакциях. Его необходимо отразить в учете.
Фискальные накопители в соответствии с законодательством требуют периодической замены. Эти операции бухгалтер также обязан отразить в учетных данных.
Какие бывают ФН
Срок действия ФН может составлять 13, 15 и 36 месяцев. Однако эти цифры вовсе не означают, что накопитель прослужит в течение указанного времени. На устройстве прописываются максимальные сроки. В действительности период будет зависеть от особенностей работы компании.
Для многих видов деятельности и систем налогообложения законодательством допускается применение накопителей периодом действия от 13 месяцев. Как правило, бизнесмены в попытке сэкономить приобретают ФН с максимальной продолжительностью работы. Однако в большинстве случаев забыть о накопителе в онлайн-кассе на 36 месяцев не получается. Почему?
Причин тому две:
- Указанный срок не всегда совпадает с действительностью. К примеру, на кассе, которая не направляет сведения в ОФД, устройство на 36 месяцев проработает меньше 19.
- Возможности памяти накопителей одинаковы. При пробитии 200 и больше квитанций в сутки единственного ФН на длительный срок не хватит. В такой ситуации надежнее приобрести ФН на 13 или 15 месяцев.
Таким образом, приобретение ФН на три года не всегда целесообразно. Тем не менее, выбор есть не у всех предпринимателей.
Оставьте заявку, и мы вас проконсультируем
Материальные запасы или основное средство
Фискальный накопитель (ФН), как часть ККТ, при приобретении учитывается в ее составе. Техника, в свою очередь, может быть учтена как ОС и как МПЗ стандартными проводками по приобретению имущества. Фискальный накопитель в проводках не выделяется, он входит в стоимость приобретаемой ККТ.
Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на замену фискального накопителя?
В 2021 году лимит отнесения к ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. руб., а в налоговом – 100 тыс. руб. Бухгалтерский лимит может быть и ниже, если принято такое решение и отражено в учетной политике. Лимит НУ неизменен.
ККТ ниже лимита БУ и выше 100 тыс. руб. учитывается в налоговом и бухгалтерском учете одинаково: как МПЗ в первом случае и как ОС – во втором. ККТ стоимостью 40-100 тыс. руб. НУ к основным средствам не относят, а в бухгалтерском учете они являются ОС.
При работе на ОСНО образуется отложенное налоговое обязательство (ОНО). К примеру, если стоимость ККТ с фискальным накопителем — 46000 руб. (без НДС), то ОНО составит 46000*20%= 9200 руб. Дт 68/расчеты по налогу на прибыль Кт 77 и Дт 77 Кт 68/РНП – начисление ОНО и списание при погашении ОНО, исчисленного в отчетном периоде.
Как в налоговом учете отражаются расходы на приобретение и замену фискального накопителя?
При замене ФН пользуются такими корреспонденциями счетов:
- Дт 10 Кт 60 (76) – приобретение;
- Дт 08 Кт 10 или Дт 26 (44) Кт 10 – списание в расходы – в зависимости от отнесения ККТ к ОС.
Среди специалистов нет единого мнения, можно ли применять для учета фискального накопителя (в том числе и при его замене) субсчета 10-5 (в плане счетов для сельхозпредприятий это 10-6) «Запасные части».
Одни считают, фискальный накопитель можно отнести к запчастям, предназначенным для замены изношенных частей машин и оборудования.
Другие полагают, к запчастям относить эту часть ККТ некорректно, поскольку согласно плану счетов на с/счете 5 учитываются запчасти в запасе и обороте для основных производственных, хозяйственных нужд, ремонтов.
Очевидно, использование указанного субсчета зависит от характера ее деятельности и сформированной учетной политики.
Важно! При замене фискального накопителя требуется перерегистрация техники в ФНС.
Когда замена фискального накопителя необходима
- Срок действия модуля истекает.
- Переполнена встроенная память.
- Сменился собственник контрольно-кассового аппарата.
- Переход на новую налоговую систему.
- Если произошла ошибка в настройках кассы (например, неверно написали реквизиты).
- Поломка ФН.
Если какое-то одно или несколько из перечисленных условий Вам знакомы, но Вы не знаете, как заменить фискальный накопитель, непременно обращайтесь к специалистам.
Правильная замена без опозданий поможет избежать штрафов и нежелательных форс-мажоров в деятельности предприятия.
В составе основных средств
Фирма решила учитывать в БУ контрольно-кассовую технику как основное средство. Стоимость ККТ как основного средства в учете может быть сформирована:
- из стоимости ККТ, в том числе фискального накопителя;
- из услуг консультационного характера;
- из услуг по установке и отладке оборудования.
Учет кассового оборудования в составе основных средств
Для отнесения контрольно-кассовой техники к основным средствам необходимо выполнение следующих условий:
- предмет труда – самостоятельный объект, не являющийся запасной частью другого оборудования;
- срок полезного использования более года;
- применяется в процессе предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли;
- критерий первоначальной стоимости – не менее 100 тыс. рублей.
Если основные требования к технике удовлетворены, то по решению юридического лица в бухгалтерском учете в составе основных средств могут быть учтены активы стоимостью менее 100 тыс. рублей.
Как написать объяснительную о невозможности удержать НДФЛ
Если учетной политикой компании принято решение учитывать ККМ в составе основных средств, то первоначальная стоимость будет собираться из основных понесенных затрат:
- стоимость кассы;
- затраты на информационные и консультационные Услуги;
- стоимость работ по настройке и установке оборудования, доставке и т. д.
В бухгалтерском учете формирование первоначальной стоимости основных средств отображается на активном 08 счете: дебет – формирование цены, Кредит – перевод актива в состав ОС и начало использования:
- Дт 08 Кт 60 – учтены расходы на приобретение кассы и фискального накопителя;
- Дт 08 Кт 26 – списаны общехозяйственные услуги;
- Дт 01 Кт 08 – стоимость основного средства полностью сформирована, актив передан в использование.
Закажите кассу и начинайте продавать С Модулькассой это будет быстрее и удобнее
Как заменить фискальный накопитель
Предприниматель имеет право работать автономно в течение 30 дней для замены фискального накопителя. Но если за 30 дней ФН не будет установлен, то фирма будет оштрафована. Закон не запрещает предпринимателю менять фискальный накопитель самостоятельно. Именно про физическую процедуру замены мы и поговорим ниже.
- Закройте архив фискального накопителя
Прежде, чем начать процесс, все чеки должны быть сформированы и отправлены в ОФД. Счётчик неотправленных данных должен показывать 0.
Только после этого можно выбрать в меню «Закрыть архив фискального накпоителя». Кассовая машина сформирует отчёт о закрытии и распечатает его на чеке, а электронную версию направит в ОФД.
Раньше, чем это действие будет завершено, вынимать фискальный накопитель нельзя.
Поставить или снять фискальный накопитель не сложнее, чем вставить флэшку в компьютер. Тут, вообщем-то, и рассказывать нечего. Кроме того, что если касса опломбирована, то нужно соблюдать условия её вскрытия. Но далеко не все кассы имеют встроенный в корпус накопитель. Чаще всего он расположен так, что достать его можно и без вскрытия корпуса.
С помощью тест-драйвера или на самом кассовом аппарате в меню нужно найти пункт «Перерегистрация» и синхронизировать время начала эксплуатации нового ФН с компьютером.
Кроме того, проверьте, чтобы и отклонений с точным временем не было. Имейте в виду, что у разных кассовых машин это разные меню. Но логика везде одинаковая.
Выберите причину перерегистрации «Замена ФН» и проверьте все данные. Не забудьте распечатать отчёт.
- Перерегистрируйте кассу в ИФНС
Перерегистрация кассы в ФНС также необходима. Найдите ваш ККТ в списке, выберите пункт «Перерегистрировать». Заполните нужные данные и отправьте заявление на рассмотрение. Понадобится электронная подпись.
После этого дождитесь появления карточки регистрации в личном кабинете на сайте налоговой.
Проверьте новую электронную карточку в личном кабинете на nalog.ru, ведь ФНС могут отказать в перерегистрации. Ну, а если вы получили электронную карточку о перерегистрации ККТ, нужно кликнуть на строку «Карточка регистрации получена», а затем нажать «Завершить перерегистрацию». Готово!
Купить онлайн-кассу
Источники:
Топ-10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты
С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:
В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.
Методичку по применению стандарта довели Письмом Минфина от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.
Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.
- 3. СГС «Выплаты персоналу» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 184н.
Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.
Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.
В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.
Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.
Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).
В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.
Методичку по стандарту довели Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.
Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.
Методические рекомендации доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104383.
- Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского «ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам». Посмотрите отрывок из этого вебинара:
2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н
- Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)
С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.
- Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.
Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь.
3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н
Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.
Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре «Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету», лектор Александр Опальский.
4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год
Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.
Отчетность бюджетных и автономных учреждений
1. Скорректировали порядок заполнения и формы:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
- таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
- таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
- сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
- сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).
2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).
Отчетность казенных учреждений
1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:
- баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
- таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
- таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
- сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).
Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений
- Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.
Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).
Приглашаем пройти специализированный бюджетный курс «Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений».
Консолидированная отчетность
- Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.
В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:
- консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
- отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
- баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
- консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
- консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).
5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 222н
Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ.
Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов».
По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.
Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».
Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье «Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь».
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 № 98н
В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.
Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой «КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры».
6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года
- Приказ Минфина от 17.08.2020 № 168н
Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.
Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе «ПФХД‑2021 по новым правилам».
7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания
Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей.
Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.).
Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н.
Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.
Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:
- заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
- заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
- распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
- уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.
8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н
- Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н
С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.
Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.
О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье«Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н».
Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:
- акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
- решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
- решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
- ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
- решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.
9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года
- Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ
С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.
Онлайн-курс про учет зарплаты
Повышение квалификации в Контур.Школе. 60 ак. часов. Удостоверение
Посмотреть программу
Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.
Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.
10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504
Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:
- в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
- в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.
Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ
Скачать
Как вести учет при использовании онлайн-кассы?
В повседневной деятельности большинство коммерческий компаний используют контрольно-кассовую технику. Из-за новизны 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» точной и понятной информации очень мало. Налоговики сами не знают всех тонкостей. Одно известно точно — ФНС в реальном времени может отслеживать все кассовые операции налогоплательщиков.
Бизнесу приходится действовать в условиях неопределенности и это приводит к ошибкам, караемые достаточно серьезными санкциями. Разбираем, как при недостатке информации организовать работу с онлайн-ККТ, что предпринять для защиты своей компании от штрафов и внеплановых проверок кассовой дисциплины со стороны ФНС.
Что говорит закон о переходе на электронные кассы?
Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 устанавливает новые правила работы с онлайн-кассами. Большинство налогоплательщиков обязаны пробивать чеки или выдавать электронные бланки строгой отчетности.
Реформа позволила установить полный контроль в реальном времени за всеми кассовыми операциями. Сотрудникам ФНС больше не нужно выходить на проверку, чтобы выявить нарушения. Достаточно проанализировать отчет о работе онлайн-кассы.
Но у медали всегда есть две стороны. Одновременно с ужесточением контроля, «умные машины» способны помочь владельцам бизнеса посмотреть выручку в реальном времени или получить актуальную информацию о складских остатках. Все это возможно, но только при условии, что в компании грамотно поставлен бухгалтерский учет кассовых операций.
Важно!
Перемены коснулись не только правил работы электронных касс, но и техники ведения учета кассовых операций.
Как и прежде, онлайн-кассы позволяют регистрировать получение денег от клиента непосредственно в месте проведения расчетов.
Среди новшеств — необходимость приходовать поступление средств на счет при оплате через интернет-сайт, а также выдачу наличных клиенту (например, при сдаче вторсырья).
Изменились ли требования к документам по кассе?
Введение онлайн-касс спровоцировало внедрение новых требований к документам, оформляющие операции по кассе. Поскольку сейчас у инспекторов есть доступ онлайн к большинству сведений о движении наличных денег, отменен ряд отчетов. Более не нужно оформлять формы КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9.
Вместо устаревших отчетов введены в действие новые документы.
- отчет об открытии смены;
- отчет о закрытии фискального накопителя;
- чек коррекции;
- чек с признаком «возврат прихода».
Чек коррекции
Данный чек поможет исправить ситуацию, когда обычный чек не был пробит. Это возможно, если в работе кассы произошли сбои или в момент расчета касса не использовалась. Особенно актуально использование таких чеков в розничной торговле или при предоставлении услуг общепита.
Налогоплательщик, который обнаружил ошибку, должен действовать по следующему алгоритму:
- Составляет акт в произвольной форме, где указывает расчет, произведенный без использования ККТ, наименование товара или услуги, причины произошедшего.
- Формирует чек коррекции с обязательным указанием признака расчета (приход или расход), основания для корректировки (самостоятельная операция или предписание ФНС), сумму, которую необходимо отразить в учете.
- Сообщает в ФНС об обнаружении факта неприменения кассы и формировании чека коррекции
Обратите внимание!
Если компания использует форматы фискальных документов версии 1.05., то при некорректно сформированном кассовом чеке, чек коррекции использовать не следует. В данной ситуации надлежит оформить исправительный чек с признаком «возврат прихода» или «возврат расхода».
При самостоятельном обнаружении и исправлении кассовой ошибки компания или предприниматель освобождены от наказания (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).
Чек «возврат прихода»
Чек с признаком возврата прихода применяется при возврате денег покупателю либо при исправлении ошибок, допущенных при пробитии чека. Если сумма полностью возвращается покупателю, кассир обязан сформировать возвратный чек, аналогичный ошибочному, указав в поле «дополнительные реквизиты чека» фискальный номер корректируемой операции.
Если необходимо исправить допущенную ошибку, вместе с чеком «возврат прихода» используют чек коррекции, который выбивают на правильную сумму. Чтобы связать все операции воедино, в поле «дополнительный реквизит чека» указывают номер ошибочного и возвратного чеков.
Важно!
Специалисты 1С-WiseAdvice предупреждают, что слишком частое использование корректировочных документов свидетельствует о том, что в организации плохо поставлен учет операций и может спровоцировать внеплановую проверку кассовой дисциплины.
Как вести кассовый учет при онлайн-кассе?
Ведение кассового учета входит в обязанности каждой организации, где есть движение наличных денег. Касса — это традиционно сложный участок бухучета. Чтобы минимизировать риск ошибок, связанных с неправильным применением техники и учетом кассовых операций, необходима работа профессионалов высокого уровня.
При постановке учета, налогоплательщику следует руководствоваться правилами ведения документации по операционной кассе (указание Банка России № 3210-У от 11.03.2014). Организации по-прежнему обязаны вести кассовую книгу, оформлять приходные и расходные ордера, ежедневно производить оприходование выручки в кассу компании.
Работа с наличными деньгами очень ответственна и серьезна. Проведя аудит более чем 500 компаний, эксперты 1С-WiseAdvice отмечают, что вероятность ошибок на этом участке бухгалтерии очень высока. Регулярная внутренняя проверка полноты и правильности отражения кассовых операций значительно уменьшает риск доначислений и штрафов в случае проведения мероприятий налогового контроля.
Важно!
Все кассовые документы — это данные первичного учета. Их следует хранить не менее 5 лет (п.1 ст.29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ). Доступ к наличным деньгам должен иметь только бухгалтер-кассир либо иное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности. Обязательно заключение договора о материальной ответственности.
Проводки в бухучете кассовых операций
Для регистрации в учете движения наличности, используют счет 50 «Касса». При оприходовании (поступлении) делается запись по дебету, при выбытии — по кредиту счета.
Чтобы избежать ошибок, все проводки формируют только на основании первичных документов. Для кассового учета ими являются ордера, выписки, расчетные ведомости, договоры, авансовые отчеты и другие.
Дата формирования проводки в части регистрации розничной выручки должна всегда совпадать с датой проведения операции и подтверждаться ПКО и отчетом о розничной продаже.
Какие операции проводить по онлайн кассе обязательно?
Фискальный накопитель сохраняет информацию обо всех операциях, проводимых через кассу. Далее сведения через оператора фискальных данных передаются в инспекцию и используются при контроле налогоплательщиков.
Чтобы избежать ошибок в учете, необходимо понимать, какие операции обязательно проводить по онлайн-кассе, а при каких ККТ не используется.
Использование электронной кассы обязательно
- Прием денег от покупателей и клиентов.
- Продажа лотерейных билетов или ставок при азартных играх, а также выплата выигрышей по ним.
- Возврат денег покупателю или выдача денег за товар (например, при оплате сбора вторсырья или металлолома).
- В случае оплаты банковской картой услуг или товара на сайте компании или через терминал.
- Применять электронную кассу не нужно
- Есть только один случай, когда при получении безналичных денег от покупателей не надо пробивать чек — покупатель оплатил наличными через терминал.
- Применять онлайн-кассу не надо, если выдача наличных произведена по следующим причинам:
- Работнику выдана заработная плата или материальная помощь.
- Деньги выданы под отчет.
- Деньги выданы физическому лицу в оплату услуг, оказанных по гражданско-правовому договору.
Учет и контроль расчетов с подотчетными лицами
Наказание за нарушения правил учета
За ошибки кассира или бухгалтера чаще всего наказывают руководителя организации. Чтобы обеспечить качественный контроль за работниками, необходимо знать, какие действия могут повлечь претензии и штрафы контролирующих органов.
Компания будет признана нарушившей кассовую дисциплину и правила учета, если:
- Сведения учетных регистров (кассовой книги, книги учета доходов и расходов) противоречат данным первички (приходным ордерам, отчетам о закрытии смены и прочим).
- Превышен лимит остатка кассы.
- Сумма расчетов наличными вышла за установленный предел.
- Отсутствуют внутренние документы, которые устанавливают правила проведения кассовых операций в компании.
- Данные учета не соответствуют реальному остатку денежных средств.
Важно!
Если компания осуществляет прием и/или выдачу наличных, то она обязана установить лимит на остаток денежных средств в кассе. Это же правило касается компаний, которые еще только планируют принимать или выдавать наличные. Исключение допускается лишь в одном случае — фирма является малым предприятием.
Заметим, что период, на который фирмы определяют лимит, государством не установлен. Кроме того, не указывается этот период и в приказах/распоряжениях генерального директора компании. Он просто действует до того момента, пока не вступит в силу новый приказ руководства об установлении лимита кассы.
За каждое из указанных нарушений предусмотрены штрафы. Особенность заключена в том, что компанию могут оштрафовать за каждое выявленную ошибку. Другими словами, если на протяжении нескольких месяцев бухгалтер допускал одну и ту же ошибку, налоговики зафиксируют каждое нарушение отдельно и наложат за него Штраф.
Другая особенность состоит в том, что в большинстве случаев к ответственности привлекают одновременно должностное лицо (чаще всего руководителя) и саму компанию.
Ответственность генерального директора ООО
Нарушение лимитов расчетов с организациями | 4,0– 5,0 тыс. руб. | 40,0–50,0 тыс. руб. |
Неполное или несвоевременное оприходование выручки | ||
Несоблюдение порядка хранения ценностей | ||
Превышение лимита остатка кассы | ||
Неприменение кассы тогда, когда это предписано законом | От ½ до ¾ от суммы непроведенного расчета (но не меньше 10,0 тыс. руб.) | От ¾ до полной суммы непроведенного расчета (но не меньше 30,0 тыс. руб.) |
Повторное неприменение кассы, когда суммы расчета без использования кассовой техники больше или 1 млн. руб. (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ) | дисквалификация на 1-2 года | приостановление деятельности до 90 суток |
Использование кассовой аппаратуры, не соответствующей требованиям (например, это может быть неработающий кассовый аппарат или ККТ, которую неправильно поставили на учет/перерегистрировали и прочее) (п.4 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или штраф от 1,5 до 3,0 тыс. руб. | предупреждение или штраф 5,0 до 10,0 тыс. руб. |
Отказ в предоставлении налоговикам истребованных документов или нарушение срока их предоставления (п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или штраф 2,0 тыс. руб. | предупреждение или штраф 10,0 тыс. руб. |
Покупателю не направлен чек в ситуации, когда платеж проведен онлайн | предупреждение или штраф до 2,0 тыс. руб. | предупреждение или штраф до 10,0 тыс. руб. |
Значительно уменьшить риск нарушений помогает передача кассовых операций на аутсорсинг.
Такое решение позволяет снизить расходы и повысить эффективность бизнеса. Получив запрос, мы подробно обоснуем, какие преимущества даст аутсорсинг именно для вашей компании и определим удобный порядок взаимодействия. Учетом будут заниматься профессионалы, а вы сможете сосредоточиться на своем деле. Подробнее об условиях сотрудничества вы можете узнать здесь.
Учет запасов с 2021 года
- ФСБУ 5/2019 Запасы
- Поступление материалов
- Списание материалов
- Учет прихода материалов
- Малоценные основные средства
Ранее в ПБУ 5/01 не было привязки к сроку полезного использования (п. 2 ПБУ 5/01) и основные средства дешевле лимита часто учитывались на счете 10 «Материалы».
Согласно ФСБУ 5/2019 нельзя учитывать в составе запасов ТМЦ, Срок службы которых превышает 12 месяцев или операционный цикл организации.
Это недорогие офисные компьютеры, принтеры, спецодежда и т.д. Такие активы учитывайте в составе основных средств, если их стоимость превышает лимит по ОС. Более дешевые активы списываются сразу на расходы в периоде приобретения.
Новые правила применяются только к тем активам, которые организация поставила на учет после 1 января 2021 года.
При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 года пересмотрите сальдо счета 10 и выделите те объекты, у которых изначальный срок полезного использования превышал 12 месяцев или операционный цикл. Эти объекты спишите в расходы единовременно в межотчетный период.
- .
- .
- Проводки:
- Дебет 84 Кредит 10
- – списаны малоценные объекты с длительным сроком использования.
- Учет фактического наличия малоценных объектов со сроком полезного использования дольше 12 месяцев или дольше операционного цикла можно организовать двумя способами:
- за балансом. Для этого предусмотрите счет в рабочем плане счетов;
- в отдельном бухгалтерском регистре, который нужно утвердить в составе регистров.
Как разграничить запасы и основные средства по ФСБУ 5/2019
Срок | Не более 40 000 руб. или стоимостного критерия компании по ФСБУ 6/2020 | Более 40 000 руб. или стоимостного критерия компании по ФСБУ 6/2020 |
Не более 12 месяцев | Запасы | |
Один операционный цикл длительностью более 12 месяцев | Запасы | |
Более одного операционного цикла | В 2021 году – основные средства в составе материально-производственных запасов, которые списывают на расходы единовременно при вводе в эксплуатацию | Основные средства, которые списывают на расходы через амортизацию в течение срока полезного использования |
С 2022 года – основные средства, которые списывают на расходы единовременно при принятии к учету |
- .
- .
- Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов
- С 2021 года отменили специальные правила для спецодежды и спецоснастки.
Раньше учет на счете 10 были прописаны в Методических указаниях по бухучету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н).
С 2021 года эти указания утрачивают силу.
Для спецодежды и спецоснастки с 2021 года применяются общие правила квалификации и учета для запасов или основных средств – в зависимости от того, каким критериям они соответствуют (подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019).
Учет спецодежды и спецоснастки теперь зависит от срока ее использования и стоимости: в составе основных средств, запасов или путем списания сразу на расходы.
Запасы. Учтите в составе запасов спецодежду и спецоснастку, чей срок полезного использования не превышает 12 месяцев или длительность операционного цикла (подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019). По таким ТМЦ ничего не надо пересчитывать ни при перспективном, ни при ретроспективном переходе на ФСБУ 5/2019.
Основные средства. Учтите в составе основных средств спецодежду и спецоснастку, чья стоимость больше лимита для ОС, а срок полезного использования превышает 12 месяцев или операционный цикл организации.
При перспективном переходе на новые правила ничего пересчитывать не нужно. Новые правила применяются к фактам хозяйственной жизни, которые имели место после 1 января 2021 года.
При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 года пересмотрите сальдо счета 10 и выделите ту спецодежду и спецоснастку, у которых изначально установленный срок полезного использования превышал 12 месяцев или операционный цикл, а стоимость была дороже лимита по ОС. Есть два варианта, как их учитывать в 2021 году.
Бухгалтер вправе оставить такую спецодежду и спецоснастку на отдельном субсчете счета 10 и продолжать равномерно их списывать на счет 20 или 23. Но в отчетности сальдо по этому счету включать во внеоборотные активы.
- Другой вариант – перевести спецодежду и спецоснастку со сроком полезного использования дольше 12 месяцев или операционного цикла в состав основных средств в межотчетный период.
- Тогда проводки будут следующими:
- Дебет 84 Кредит 10
- – списана спецодежда и спецоснастка стоимостью дороже лимита по ОС и с длительным сроком использования;
- Дебет 01 Кредит 84
- – спецодежда и спецоснастка дороже лимита по ОС и с длительным сроком использования поставлены на учет в составе основных средств по первоначальной стоимости;
- Дебет 84 Кредит 02
- – начислена амортизация по спецодежде и спецоснастке с длительным сроком использования за период, который прошел с момента ввода в эксплуатацию и до перехода на учет по ФСБУ 5/2019.
- .
- .
- Списание в расходы отчетного периода
Спецодежду и спецоснастку, срок полезного использования которой превышает 12 месяцев или операционный цикл, нельзя учесть в запасах. Если в учетной политике установлен лимит для учета малоценных основных средств, то нельзя учесть и в составе основных средств.
- С 2021 года такие активы сразу списывайте в расходы отчетного периода при их приобретении.
- Проводка будет следующей:
- Дебет 20 (23, 25 или 44) Кредит 60
- – отражено приобретение спецодежды и спецоснастки с длительным сроком использования, но дешевле лимита по ОС.
- Учет фактического наличия спецодежды и спецоснастки можно организовать двумя способами:
- за балансом. Для этого предусмотрите счет в рабочем плане счетов;
- в отдельном бухгалтерском регистре, который нужно утвердить в составе регистров.
При перспективном переходе на новые правила ничего пересчитывать не нужно. Новые правила применяются только к тем активам, которые организация поставила на учет после 1 января 2021 года.
При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 года пересмотрите сальдо счета 10 и выделите ту спецодежду и спецоснастку, у которых изначально установленный срок полезного использования превышал 12 месяцев или операционный цикл. Такие объекты спишите в расходы единовременно в межотчетный период.
- Проводки:
- Дебет 84 Кредит 10
- – списана малоценная спецодежда и спецоснастка с длительным сроком использования;
- Дебет 012
- – принята на забалансовый учет малоценная спецодежда и спецоснастка с длительным сроком использования.
- ФСБУ 5/2019 Запасы
- Поступление материалов
- Списание материалов
- Учет прихода материалов