Пенсионная система будущего будет выглядеть совсем не так, как все думали. НИИ труда подготовило концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, – именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить (см. документ). Пока это драфт документа, но Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом, говорит председатель «Национальной ассоциации пенсионных фондов» (НАПФ) Константин Угрюмов. По его словам, уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного. А задумано немало. Семь портфелей | Что получат граждане
СЕМЬ ПОРТФЕЛЕЙ
Во-первых, после 2023 года в России не будет обычных НПФ, их место займут негосударственные и государственный накопительные пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник.
Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно. Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов – защитить их средства от обесценения, положив их на депозит.
«Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», – говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей.
Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году – это 415 000 рублей.
Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника. Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления.
Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей (см. таблицу). Каждый из портфелей будет соответствовать определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем рискованней.
Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет. Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 – он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.
ЧТО ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ
Выйдя на пенсию, застрахованные смогут распоряжаться этими накоплениями по своему усмотрению: взять всю сумму сразу или получать ежемесячную пенсию. Можно будет также оставшиеся средства передавать по наследству.
Сейчас с этим есть проблема: средства обязательного пенсионного страхования не могут быть переданы по наследству, поскольку не являются собственностью пенсионера – они принадлежат Российской Федерации. Что делать со средствами добровольного пенсионного страхования – до сих пор не ясно. «Выплатной» Закон завяз в межведомственных согласованиях.
По словам председателя НАПФ Константина Угрюмова, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно правовой базы для ускоренной выплаты этих средств или их наследования. Более того, будущие пенсионеры смогут еще и заложить свои пенсионные накопления и получить под них ссуду.
Кроме того, граждане постепенно станут полноценными участниками корпоративных пенсионных программ. Случится это к 2040 году, когда, проработав в компании всего один год, работник будет иметь право на добровольные пенсионные накопления, сформированные этим работодателем. В 2023 году он будет иметь такое же право лишь по истечении 10 лет верной службы.
При этом работодатель уже в 2023 году будет обязан включать в добровольную пенсионную программу всех сотрудников старше 35 лет, правда, только в том случае, если такая программа у него есть. Программ таких может быть не больше двух: одна – для менеджмента, вторая – для всех остальных. Право создавать индивидуальные пенсионные программы будет ограничено.
За счет всех этих мер правительство рассчитывает вовлечь в добровольное пенсионное обеспечение 20% экономически активного населения уже к 2023 году, при этом половина всех работающих должна будет перечислять обязательные взносы в негосударственные фонды.
В этом случае, как считают авторы концепции, удастся обеспечить пенсию работающим гражданам на уровне 70% от утраченного заработка, правда, при двух условиях: если накопления осуществляются не менее 30 лет и зарплата не превышает подлежащий страхованию порог в 415 000 рублей (в рублях 2010 года). Для тех, кто зарабатывает больше, государство обещает пенсию на уровне 40% утраченного заработка. Ну, а тем, кто не работал или работал сам на себя – 2,5 прожиточных минимума пенсионера.
Пенсионная реформа в России
Правительство РФ приступило к новой пенсионной реформе, которая начала реализовываться уже в 2019 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.
Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательство назревала уже давно.
- Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
- Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2017 году — в том числе за счет непопулярной среди населения заморозки пенсионных накоплений, отмены индексации пенсии работающим пенсионерам и т.д.
Что изменится?
Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:
Какие из изменений вступят в силу уже с 2019 года, а какие проекты будут реализованы позднее — известно только частично. Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения досрочных пенсий начались уже с 2019 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается.
Причины новой пенсионной реформы
Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).
Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:
- Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года. В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 204 Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.
- Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек
- Для реализации нацпроектов 2018-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.
- Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).
Изменения в пенсионном возрасте
Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2018 году, — это повышение пенсионного возраста.
27 сентября 2018 г. Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о повышении пенсионного возраста с предложенными к нему поправками, в том числе и предложенные Президентом В. Путиным. Этот закон 3 октября 2018 г.
был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным.
В результате чего пенсионный возраст увеличился на 5 лет для мужчин и женщин, с предусмотренным в первые два года льготным выходом на пенсию (на 6 месяцев раньше срока).
Стоит напомнить, что 14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагалось проводить ежегодно на 1 год.
29 августа 2018 г. президент РФ В.Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:
- Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);
- Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2019-2020 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон — т.е. в 55.5 и 60.5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2019 г., 56.5 и 61.5 — в 2020 г.;
- Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;
- Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми — на 3 года раньше срока, с четырьмя — на 4 года раньше.
Окончательный, подписанный Президентом закон о повышении пенсионного возраста с 2019 г. представлен ниже:
Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).
Выплата накопительной пенсии — изменения в 2020 году
По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста.
Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).
Кроме того, с 1 января 2020 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии увеличился до 258 месяцев (для сравнения, на 2019 год это параметр был утвержден в размере 252 месяцев, т.е.
в 2020 году эта величина увеличилась на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений.
Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:
где соответственно:
- ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
- Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).
Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.
Стоит отметить, что корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2020 году.
Гарантированный пенсионный план
Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений.
Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается).
Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — гарантированным пенсионным планом (ИПК).
До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:
С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.
Новая добровольная накопительная система (ГПП) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.
Стоит отметить, что при введении в действие программы ГПП действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:
- переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
- либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.
Проект новой реформы пенсий выглядит пугающе — МК
Заставят ли россиян отстегивать еще часть зарплаты
Кто спорит, накопления иметь надо. Не только ввиду выхода на пенсию, а вообще, в любом возрасте. А по достижении зрелых лет, когда на новые трудовые поступления рассчитывать уже не приходится, тем более.
Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова представила такие расчеты: «Средний размер пенсии, который сейчас составляет чуть более 14 тысяч рублей, конечно, не может обеспечить пожилому человеку достойный уровень жизни.
Нехитрый подсчет расходов, таких как оплата ЖКХ (в среднем 5 тысяч рублей), приобретение жизненно необходимых лекарств (2 тысячи рублей), расходы на предметы личной гигиены (не менее 1 тысячи рублей), говорит о том, что на питание (при условии отсутствия расходов на одежду и обувь) остается всего 6 тысяч рублей, или 200 рублей в день». Для более четкого понимания реальности: пару лет назад один из глянцевых журналов выяснил, что содержание кошки в крупном городе обходится в 8,5 тыс. руб. в месяц. Так что в нашей сегодняшней реальности государство приравнивает по содержанию одного пенсионера к полутора кошкам.
Вечная «мерзлота»?
Пенсия для рядовых граждан в нашей стране всегда была скромной.
И власти, когда в начале нулевых начали первую перекройку пенсионной системы, совершенно справедливо приводили примеры других стран, где акцент пенсионного обеспечения делается не на государственных выплатах (они даже не везде существуют), а на индивидуальных накоплениях.
Разинув рты, россияне смотрели рекламные ролики, в которых «обычные» румяные норвежские пары, обоим хорошо за 70, в легкомысленных шортиках изучали достопримечательности какой-нибудь Мексики. Не похоже было, чтобы они считали кроны до пенсии.
«И у нас так будет!», — сказали власти и ввели пенсионную систему из трех уровней, один из которых — накопительный.
Слегка поэкспериментировали с возрастом, с которого «разрешали» накопления: сначала допустили 45–49-летних (женщин и мужчин, соответственно), но через три года их выгнали из будущего пенсионного рая и оставили только 38-летних и моложе. Логика в этом была: чтобы оставшиеся в системе точно успели накопить что-то существенное.
Население честно копило себе на беззаботную старость (если точнее — взносы за работающих делали работодатели) целых 11 лет (с 2002 года по второе полугодие 2013-го), когда власти объявили о временной «заморозке» их накоплений.
Работодатели, с которых по-прежнему взимали те же суммы, перечисляли деньги не на индивидуальные накопительные счета своих сотрудников, а в общий котел — государству в очередной раз понадобились деньги на текущие выплаты пенсий.
Потом появились пенсионеры Крыма, и «заморозку» продлили. С тех пор ее продлевают из года в год.
Цену этой «заморозки» в первые ее годы эксперты рассчитывали. Персональные копилки недосчитались около 500 млрд за 2013 год, 243 млрд за 2014-й, 309 млрд за 2015-й, около 340 млрд — за 2016-й. Более триллиона рублей только на начало 2017-го. Потом эксперты утратили интерес к публикации расчетов: публика перестала ужасаться. И надеяться.
Сейчас мораторий на прежние пенсионные накопления определен до 2022 года.
Формально (и, хочется верить, фактически) накопленные к моменту «заморозки» средства по-прежнему числятся за каждым конкретным гражданином и будут выплачиваться ему по достижении пенсионного возраста, который, правда, с этого года на пяток лет подвинули. Просто эти накопления вот уже шесть лет не пополнялись за счет новых поступлений.
План реанимации
Прошлой осенью власти сделали ход конем и объявили очередную пенсионную реформу. Пока она выразилась в повышении пенсионного возраста: у женщин — до 60 лет, у мужчин — до 65. Логика здесь простая: в последние десятилетия в стране отвратительная демография.
По данным Росстата, в ближайшие 15 лет численность трудоспособного населения в России сократится на 3 млн человек — до 79,4 млн, а это менее половины населения страны.
Повышением пенсионного возраста власти убили сразу двух зайцев: оставили еще на пять лет рабочую силу на рынке труда и сократили на какое-то время количество иждивенцев, претендующих на пенсию.
В рамках заявленной с 2019 года пенсионной реформы накопительную систему решили все-таки реанимировать. Не то что бы власть волновалась из-за потери лица.
Просто гарантированная трудовая пенсия, несмотря на все индексации, и дальше будет устремляться к нулю (демография: каждый работающий скоро окажется кормильцем чуть не двух пенсионеров), а накопительная схема — прекрасная возможность переложить ответственность за финансовое обеспечение своей старости на самих граждан.
В качестве альтернативы безвозвратно замороженной прежней накопительной схемы еще в 2016 году был заявлен новый инструмент — индивидуальный пенсионный капитал. Как заверил в свое время первый вице-премьер Антон Силуанов, благодаря этому замечательному механизму в перспективе пенсия достигнет 60% утраченного заработка.
Новую схему еще никто в глаза не видел — идет работа. Но некие общие контуры уже озвучивались авторами (главные по ИПК у нас ЦБ и Минфин).
Ключевое новшество механизма: средства в накопительную часть будет перечислять не работодатель, а сам работник.
Размер отчислений — 6% от зарплаты, но к этой планке человек будет идти поступательно, наращивая выплаты по одному проценту в течение пяти лет.
Модель заявлена распрекрасная: средства накопительной пенсии получат статус собственности и их можно будет наследовать; в некоторых случаях — например, тяжелая болезнь — ими можно будет воспользоваться досрочно, и не частями в виде ежемесячных выплат, а чуть ли не целиком. Назывался еще целый ряд замечательных опций.
Но до сих пор нет решения по самому главному вопросу.
Если Гражданин, по замыслу авторов, откладывает деньги на свою накопительную пенсию самостоятельно, насколько это дело добровольное? Несколько лет ушло на дискуссии по этому поводу, поскольку изначально доминирующей идеей была автоподписка: из самых лучших побуждений предлагалось механически вычитать деньги из зарплаты всех трудящихся, кто официально от этого не отказался. Но по статистике, медианное значение зарплаты в стране — 25 тысяч рублей. Куда ж еще списывать «автоматом»? Похоже, только с автоматом: добром от этих крох не отдадут.
Точку в дискуссии, казалось бы, поставил президент страны. Авторитетные источники утверждают, что он одобрил идею ИПК при условии добровольности участия в накоплениях.
Но много ли найдется желающих добровольно перечислять средства? Особенно с учетом опыта совсем свежей «заморозки» предыдущих накоплений? Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин напомнил, что с 2008 года действовал механизм, который позволяет оценить активность людей в этой сфере, — программа софинансирования пенсий. «Она была реально выгодна: на ежегодный взнос гражданина в размере 12 тыс. руб. государство добавляло свои 12 тыс. руб. Это были вложения со стопроцентной доходностью. Но на практике «средний чек» частных взносов за все эти годы составил менее 20 тыс. руб. В пересчете на размер накопительной пенсии это менее 80 руб. в месяц. То есть люди не участвовали даже в такой сверхвыгодной программе: потому что у них нет финансовых возможностей и потому, что нет доверия к институту накопительных накоплений», — полагает Эксперт.
Да и в принципе, может ли бедное в своей массе население что-то реальное накопить себе на пенсию? Имитацию «прогрессивной накопительной модели» запустить, пожалуй, можно, а вот получить реальное обеспечение к старости — да не смешите!
Парадиз только для богатых
Весной этого года дискутировалась идея вовлекать в модель пенсионных накоплений только людей относительно состоятельных. Называлась ставка отсечения: зарплата от 80 тыс. руб. Эта инициатива также споткнулась о принципиальную кочку: а что может официальная накопительная модель дать таким людям?
По расчетам ИНСАП, доходность обязательных накоплений в целом по всем негосударственным пенсионным фондам (НПФ) с 2005 по 2018 год составила в среднегодовом исчислении около 5%, при том, что средняя инфляция за этот период — около 9%, а депозиты крупнейших российских банков давали доходность чуть выше инфляции.
«Поэтому для тех, у кого есть возможность сберегать, вряд ли накопление на пенсию с использованием продуктов, предлагаемых НПФ, может быть привлекательным. Если, конечно, НПФ не начнут в будущем показывать существенно лучшие результаты, чем в прошедшие 15 лет.
Но пока что не очень ясно, какие для этого имеются значимые предпосылки», — считает Горлин.
Действительно, для чего небедным людям официально назначенная «копилка», которую к тому же могут из высших макроэкономических соображений «заморозить», не извинившись? Впрочем, если власти решат, что копить на старость можно только под их присмотром, они найдут способ доходчиво «убедить»: если речь о том, чтобы просто «состричь» деньги с тех, с кого еще можно что-то «состричь», аргументы всегда находятся.
Для кого будем копить?
Характерно, что в ходе обсуждения новой пенсионной модели власти ни разу не заговорили о возрасте, в котором подключение к накоплениям имеет смысл. А ведь пенсия — это именно про возраст. В предыдущей давно «замороженной» модели, напомним, поколение старше 1967 года рождения отсекли от участия в накопительной схеме: посчитали, что они уже ничего достойного собрать не успеют.
В отношении ИПК о возрасте — ни слова. То есть подключить-то при наличии политической воли к системе вычетов из зарплаты можно работника любого возраста. И даже 60-летний человек будет как миленький отстегивать 6% от заработка, если уж очень доходчиво «убедят». Вопрос в том, сколько он успеет накопить за оставшийся ему до пенсии период.
Но этот вопрос, похоже, мало волнует правительство.
Догадку об истинных видах власти на систему ИПК подтверждает еще годичной давности признание Антона Силуанова: «Для роста экономики необходимо привлечение длинных денег. Откуда их взять? Поэтому мы видим необходимость создания ресурса в виде инвестиционных накоплений наших граждан, речь идет о пенсионном капитале». Высокий чиновник не преминул после этого пассажа сослаться на мировой опыт.
Все верно: накопления будущих пенсионеров во всем мире действительно используют для инвестиций — средства гражданам понадобятся еще не скоро, а пользу экономике принести могут уже сейчас.
Но при этом российские апологеты «мирового опыта» забывают указать, что в развитых странах пенсионная система не перекраивается каждые пять лет.
Действительно, немецкий юноша начинает откладывать себе на пенсию с первой же зарплаты, полученной, условно, в 25 лет и за оставшийся 40-летний трудовой период успевает обеспечить себя до конца дней.
Но он-то, в отличие от нас, абсолютно уверен, что его накопления в одночасье не «заморозят» с неопределенной перспективой, что не запустят очередную пенсионную реформу в самый интересный момент.
Если бы наш соотечественник, гипотетический 25-летний выпускник вуза, 40 лет назад столь же по-немецки обстоятельно начал откладывать себе на старость, он сейчас сидел бы у разбитого корыта. Его сбережения трижды были бы «съедены» кризисами, «заморожены» в Сберкассе в начале 90-х, а в современной истории — конфискованы «временным» мораторием.
Кстати, российские эксперты единодушны в том, что срок жизнеспособности нынешней пенсионной реформы — пока речь о повышении возраста — весьма ограничен. Лет через 10 придется проводить очередную реформу, и ее фокус вновь будет на пенсионном возрасте. А что там будет с ИПК, предсказывать никто не берется.
- Справка «МК»
- Вехи пенсионной реформы в России:
- — До 2002 года большинство пенсионеров получали пенсию от государства.
— В 2002 году началась кардинальная пенсионная реформа. Пенсия стала состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной (индивидуальной). Возможность формировать персональную часть предоставлялась мужчинам 1953 года рождения и моложе (на тот момент им было 49 лет) и женщинам 1957 года рождения и моложе (45 лет).
- — В 2005 году из накопительной системы исключили граждан 1967 года рождения и старше.
- — В 2010 году отменили базовый вид пенсии.
- — В сентябре 2013 года накопительная часть пенсии была временно «заморожена»: все перечисления работодателя направлялись в страховую часть.
— В 2016 году власти объявили о начале разработки новой модели пенсионных накоплений — индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Декларируется, что средства ИПК получат статус собственности.
— С 1 января 2019 года запущена новая пенсионная реформа. Пока она выражается исключительно в повышении пенсионного возраста: до 60 лет — для женщин и до 65 — для мужчин.
«Пенсионные фонды лишили россиян миллиардов рублей»
Коронавирус заставит Путина отменить пенсионную реформу, но обиду россиян уже не отменить
Разгрузить сферу занятости, испытывающую сильнейшие нагрузки из-за карантина, может отказ от пенсионной реформы и увеличения пенсионного возраста, даже временный, считают эксперты.
Сегодня в России почти 12 тысяч заболевших, почти 8 тысяч случае зарегистрировано в столице, их число будет расти.
Специалисты прогнозируют, что карантинный режим как минимум могут продлить до начала июня. При этом даже при оптимистическом сценарии на рынке труда будет продолжительный застой.
Надо отметить, что в России далеко не самая критическая обстановка. К примеру, в США только во второй половине марта без работы остались 10 миллионов человек.
По прогнозам Bloomberg, уровень безработицы во втором квартале текущего года из-за экономических последствий коронавируса поднимется до 12,6%, что станет самым высоким показателем с 1940-х годов, при этом он снизится к концу 2020 года, но лишь до 8,1%. Для сравнения — феврале это число составляло 3,5%.
Тем не менее, ограничительные меры, действующие в российских регионах, отрицательно отразятся на внутреннем рынке труда.
Уже сейчас можно говорить об ощутимом уроне для туроператоров, авиаперевозчиков, предприятий общепита и некоторых других организаций.
Заработок потеряли лица, работавшие неофициально, но также под вынужденную оптимизацию расходов попали и некоторые работники с «белой» зарплатой.
По подсчетам Президентской академии, эпидемия оставит без работы порядка 7−10 млн. граждан. При этом городом с самым высоким уровнем заболеваемости и безработицы станет Москва, где зарегистрировано не меньше 50% больных COVID-19. Эксперты «Деловой России» считают, что столичный рынок труда будет пополнен 500 тыс. — 1 млн. соискателей. И в данные расчеты не были включены самозанятые.
При этом растущая безработица влечет за собой негативные эффекты, к примеру, рост криминала. В первую очередь, этому явлению могут быть подвержены мигранты, которые массово остались без работы.
Первые две недели карантина, в частности в Москве, многие еще перебивались работой на стройках, но с 11 апреля планируется закрыть и их.
Однако на «большую дорогу» могут выйти не только мигранты, но и сами москвичи, оставшиеся без средств к существованию.
Некоторые эксперты считают, что принятое два года назад решение власти сохранить федеральные активы с помощью повышения возраста выхода на пенсию сегодня исполняет обратную роль.
При увеличении пенсионного возраста власти хотели сократить нагрузку на казну благодаря страховым взносам стариков, однако карантин уменьшил количество вакансий, из-за чего уже и молодые специалисты лишились возможности реализовать свой потенциал.
Аннулирование реформы отчасти снимет нагрузку на рынок труда: благодаря вступлению в силу старого пенсионного возраста как минимум. Но непонятно, откуда взять деньги на пенсионное обеспечение, на которое не хватало средств при реформировании. По мнению аналитиков, для преодоления кризиса без критических последствий правительство должно выделять больше помощи населению.
Стоит также отметить, что пенсионная реформа, помимо негативного экономического эффекта, который проявился в условиях карантина, несла и серьезны негативный эффект для рейтинга власти.
Как пишет считает эксперта «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Жанна Тачмамедова, эпидемия коронавируса не вытравит из памяти граждан РФ пенсионную реформу и не помирит их с ее негативными последствиями.
По словам эксперта, «регулярное появление главы государства на экране» телевизора отчасти скрадывает «рост общего недовольства граждан» в связи с эпидемией и сопутствующими ей издержками.
При этом Владимир Путин своим поведением демонстрирует, «что ему небезразлична судьба людей», к примеру, пообещав финансовую поддержку молодым семьям с детьми, также тем гражданам, которые «могут потерять работу» в период эпидемии.
С другой стороны, одного «желания помочь и издать указы» явно недостаточно, если учесть, что эти указы далеко не всегда эффективно исполняются в российских реалиях. «Доверие граждан к власти» осложняется еще и тем, что пенсионная реформа, знаменующая собой отказ государства от социальных обязательств, так и не отменена», — отмечает эксперт.
По ее мнению, если пенсионную реформу не пересмотреть, то «на все новые трудности люди будут реагировать резче, жестче и более непредсказуемо». Эта тенденция, в свою очередь, будет «снижать возможности народа и власти организованно и сплоченно преодолевать кризис».
Последние два года мы неоднократно анализировали ситуации, в которых власть может пойти на временную отмену реформы или смягчение ее условий. Возможно, такое время настало именно сейчас?
— Если уровень безработицы в действительности достигнет уровня в 10 млн человек, то это станет колоссальным показателем для РФ, так как это чуть менее седьмой части всего экономически активного населения страны (на декабрь 2019 по данным Федеральной службы государственной статистики такого насчитывалось 75,9 млн), что, безусловно, очень много, — считает преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Сергей Маргулис.
— Более того, в начале нынешнего года число безработных составляло 3,5 млн, то есть более 5 млн человек потеряют работу… При таком раскладе, это станет антирекордом в новейшей российской истории, и превысит показатель постдефолтного 1999 г. (9,1 млн).
Тогда ситуация была обусловлена общим глубоким кризисом в отечественной экономике, ставшим итогом реформ 1992−1998 гг., выходом из которого стала существенная трансформация экономической политики, в т. ч. отказ от искусственного завышения курса рубля, важную роль сыграли и политические перестановки.
Однако, вряд ли все это имеет прямое отношение к сегодняшней ситуации …
«СП»: — В конце концов, у нас не самая худшая ситуация. Вон В США ожидают самый высокий уровень безработицы с 1940-х годов. И подушка безопасности есть. Может, не стоит сильно драматизировать?
— Я бы не стал сравнивать ситуацию в России с Соединенными Штатами, хотя бы из-за несопоставимого масштаба экономик, в конце концов бюджет США в 2019 г. составил $ 3,422 трлн, в то время как российский лишь чуть более $ 300 млрд, более чем в 20 раз больше и номинальный ВВП, в то время как население превосходит только чуть более, чем в 2 раза.
«СП»: — Возрастающая безработица повлечет за собой негативные эффекты. Кое-где активизировалась бытовая преступность. Ждать ли этого повсеместно, включая Москву? Грабить выйдут мигранты или не только?
— Количество преступлений вырастет безусловно, но произойдёт это скорее всего после снятия большинства ограничительных мер.
В настоящий момент у многих ещё сохраняются денежные запасы и к тому, же в нынешних условиях самоизоляции порядком сложнее совершать некоторые виды преступлений. Что касается мигрантов, то у меня действительно именно они вызывают наибольшие опасения, т.к.
они часто заняты в сфере услуг и многие из них рискуют потерять работу в период нынешнего кризиса. В то же время у них может не быть средств и возможностей уехать домой.
«СП»: — Какие еще негативные последствия может принести безработица?
— Здесь может быть целый ряд негативных последствий, это и общее снижение покупательной способности населения, что негативно отразится и на производителях, у некоторых людей возникнут проблемы с выплатами кредитов (в т.ч. ипотеки) и т. д
«СП»: — Аналитики склонны к мнению, что отказ от увеличения пенсионного возраста, даже временный, может разгрузить сферу занятости. Согласны ли с этим? Насколько это поможет?
— К такой мере отношусь весьма скептически и считаю, что она вряд ли даст какой-то положительный эффект.
Напомню, что пенсионная реформа осуществляется постепенно и в нынешнем году возраст выхода на пенсию у мужчин составляет 61 год, а у женщин 56 лет (то есть увеличился на год), соответственно, она пока затронула не такое уж и большое количество людей.
По прогнозам, данным в 2018 г. Минэкономразвития к 2024 г. в результате проведения пенсионной реформы общее количество трудоспособного населения должно увеличится лишь на 0,5 млн человек!
В тоже время, абсолютно очевидно, что власти на такой шаг не пойдут т.к. это даст дополнительную не запланированную нагрузку на бюджет и вызовет дополнительные политические вопросы относительно эффективности реформы.
Также стоит отметить и то, что в результате нынешнего кризиса по большей части пострадает молодёжь и люди средних лет, занятые в третичном секторе.
— Эпидемия короновируса, безусловно, повысила уровень тревожности в российском обществе, — соглашается руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений * Анна Очкина.
— Информация об эпидемии вытеснила или потеснила сообщения о ситуации с нефтью и курсом рубля, обсуждения поправок к Конституции и «обнуления» сроков президента РФ.
Однако осадок, связанный со всеми пертурбациями начала года, остался.
Сложности с трудоустройством лиц предпенсионного возраста, обострившееся из-за нарастающего экономического кризиса, постоянно будут обновлять обиду на пенсионную реформу.
Ещё один момент. Нерабочие дни большинство работодателей будут оплачивать по факту не полностью. То есть формально заработная плата выплачена будет, по крайней мере, в бюджетных организациях и на предприятиях с высокой долей государственного участия.
Но вот с надбавками за интенсивность и сложность труда возникнут сложности. Предприятия могут прекратить выплачивать премии, которые на практике составляли до половины месячного заработка, но формально зарплатой не являются и привязаны к финансовым результатам.
Люди попросту потеряют в зарплатах. И тут те, кто достиг «старого» пенсионного возраста, наверняка вспомнят, что могли бы уже получать пенсию, и почувствуют себя дважды обделёнными.
А оппозиция, в том числе и парламентская, будет постоянно вспоминать об этом наиболее очевидном анти-социальном решении ЕР.
Но я бы не преувеличивала значение пенсионной реформы в качестве фактора роста социального недовольства. Финансовые потери предприятий, наемных работников, самозанятых, разорение ИП и малых предприятий сбои и т. д. и т. п. — поводов для недовольства у граждан РФ будет куча. Отказ от увеличения пенсионного не так уж разгрузит рынок труда.
Безработица сильнее ударит по людям моложе предпенсионного возраста. Да, психологический эффект от этой меры был бы: люди поняли, что им пошли на встречу. Но, думаю, власть на это и не пойдет. Социальный эффект небольшой, затраты существенные, плюс репутационные потери для партии власти.
Да и власть очень много должна будет потратить на уже обещанные меры.
«СП»: — Некоторые считают, что регулярное появление главы государства на экране» телевизора отчасти скрадывает рост общего недовольства граждан в связи с эпидемией и сопутствующими ей издержками. Так ли это? Нынешний уровень участия государства в судьбах людей недостаточен? А отмена пенсионной реформы повысила бы Кредит доверия населения к власти?
— Обещания Президента успокаивают. Но они же порождают преувеличенные ожидания граждан. На деле же кредитные каникулы трудно получить, лимиты на прощаемые кредиты невелики. Повышенное пособие по безработице получить будет трудно тем, кто работал в одном городе, а регистрация имел в другом, и т. п. Так или иначе меры эти и сотой доли проблем россиян не решит и даже не сильно смягчит.
- | Пенсионная реформа, последние новости:
- В Госдуме предлагают льготный режим для пенсионеров по уплате налога на проценты
- Любовь Швец рассказала, отменит ли Мишустин пенсионную реформу (видео)
- Названа выгода для российского бюджета от пенсионной реформы
- Позор пенсионной реформы закрепят в Конституции, а в 2023-м снова повысят пенсионный возраст
- * Минюст России включил автономную некоммерческую организацию «Институт глобализации и социальных движений» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Правительство готовит новую пенсионную реформу: ЦБ оставит граждан России без пенсионного капитала — СМИ
СМИ узнали подробности пенсионной реформы, которую готовит правительство. Предполагаеся, что Минфин и ЦБ оставят граждан России без «индивидуального пенсионного капитала». Об изменениях может быть объявлено уже через неделю.
В правительстве решили переиграть план введения с 2020 года «индивидуального пенсионного капитала» и через неделю объявят о новой реформе, сообщает РБК со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Моисеева.
По словам чиновника, новый проект разработан на основе ранее широко обсуждавшегося проекта о пенсионном капитале, но называться будет иначе и работать будет по-другому. Так, например, Минфин планирует полностью отказаться от «любых средств принуждения к вступлению». Подразумевает ли это отсутствие системы поощрения пенсионеров, которые доверят накопления государству, неизвестно.
Новая реформа готовилась Минфином и Центробанком РФ, отмечает издание.
Источник «длинных» денег
Напомним, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в январе 2019 года объявила своим приоритетом внедрение в России системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) по принципу «молчание — знак согласия».
«Для экономики пенсионные накопления — это важнейший источник «длинных» денег», — пояснила она. Поэтому Центробанк счёл своим приоритетом уже в ближайшее время добиться внедрения системы ИПК, чтобы «вдохнуть новую жизнь» в систему пенсионных накоплений.
По мнению Набиуллиной, система ИПК «понятна, проста и надёжна». В её представлении ИПК должен формироваться за счёт добровольных отчислений граждан с зарплат на будущую пенсию, а также добровольного софинансирования работодателя. И для работников, и для работодателей в ЦБ предлагают ввести налоговые льготы.
ИПК под защитой?
ИПК будут защищаться системой гарантирования пенсионных накоплений, управлять капиталами гражданам позволят через онлайн-сервисы, обещали в ЦБ, а деньги на ИПК планивали списывать по принципу «молчание — знак согласия».
Это означает, что если гражданин не отдаст никаких распоряжений через упомянутые сервисы, то с его зарплаты будут автоматически списывать взносы.
Год молчания приведёт к списанию 1% от зарплаты, а затем взнос будет повышаться на один процент в год до 6%.
История вопроса
Напомним, накопительные пенсии в России уже существуют, причём с 2002 года.
Тогда в ходе пенсионной реформы пенсии разделили на базовую (гарантированную государством) часть, страховую (которая формируется за счёт взносов, которые вычитаются из зарплаты) и накопительную (на которую шли часть взносов с зарплаты, а также добровольные отчисления граждан и их работодателей). Тогда будущим пенсионерам предложили доверить накопительные пенсии негосударственным пенсионным фондам или управляющим компаниям — частным или государственным.
В 2010 году базовую часть пенсии отменили, остались только страховая и накопительная. В 2012 году на пенсию начали выходить первые из жителей страны, делавших отчисления в накопительную часть пенсии.
По оценкам экспертов, их «накопления» составляли ничтожную долю от назначенных им ПФР пенсий. А в 2013 году накопительные пенсии были заморожены и брошены на затыкание дыр в бюджете Пенсионного фонда.
Это решение правительство России продлевало ежегодно — вплоть до настоящего времени.
Об очередной реформе накопительных пенсий стало известно в конце 2018 года. Вице-премьер Антон Силуанов сообщил журналистам о подготовке в кабмине соответствующего законопроекта. При этом он призывал запустить систему ИПК как можно скорее.
«Делаться это будет — во всяком случае, предлагаем мы в том варианте, который у нас есть — очень аккуратно, постепенно, это деньги самих граждан, они никуда не будут централизовываться, будут накапливаться и могут быть использованы на определенные цели… деньги, которые будут наследоваться», — рассказал он.
По концепции, которую кабмин Дмитрия Медведева и ЦБ РФ вынашивали с 2016 года, предполагается, что взносы на накопительную пенсию будет делать сам работник, а не работодатель. Снизятся ли при этом уже существующие отчисления, не уточнялось.
Ни в кабмине, ни в ЦБ РФ не уточняли, какими темпами будут расти пенсионные капиталы граждан. Среднее предложение коммерческих банков по долгосрочным вкладам составляет около 7% годовых.
Правительство готовит новую пенсионную реформу!
К 2040 году пенсия будет составлять 40-70% от заработка граждан!
Пенсионная система будущего будет выглядеть совсем не так, как все думали. НИИ труда подготовило концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, — именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить (см. документ).
Пока это драфт документа, но Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом, говорит председатель «Национальной ассоциации пенсионных фондов» (НАПФ) Константин Угрюмов.
По его словам, уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного. А задумано немало.
- Прожиточный минимум пенсионера на 2010 год:
- Москва — 5790 рублей
- Московская область 4327 рублей
- Санкт-Петербург 4481 рублей
- Ленинградская область 4400 рублей
В остальных городах смотрите: http://www.slon.ru/articles/255047/
СЕМЬ ПОРТФЕЛЕЙ
Во-первых, после 2023 года в России не будет обычных НПФ, их место займут негосударственные и государственный накопительные пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник.
Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно. Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов — защитить их средства от обесценения, положив их на депозит.
«Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», — говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей.
Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году — это 415 000 рублей.
Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника.
Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления. Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей!(см. таблицу). http://www.slon.ru/articles/329084/
Каждый из портфелей будет соответствовать определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем рискованней.
Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет.
Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 — он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.
ЧТО ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ
Выйдя на пенсию, застрахованные смогут распоряжаться этими накоплениями по своему усмотрению: взять всю сумму сразу или получать ежемесячную пенсию. Можно будет также оставшиеся средства передавать по наследству.
Сейчас с этим есть проблема: средства обязательного пенсионного страхования не могут быть переданы по наследству, поскольку не являются собственностью пенсионера — они принадлежат Российской Федерации. Что делать со средствами добровольного пенсионного страхования — до сих пор не ясно. «Выплатной» закон завяз в межведомственных согласованиях.
По словам председателя НАПФ Константина Угрюмова, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно правовой базы для ускоренной выплаты этих средств или их наследования. Более того, будущие пенсионеры смогут еще и заложить свои пенсионные накопления и получить под них ссуду.
Кроме того, граждане постепенно станут полноценными участниками корпоративных пенсионных программ. Случится это к 2040 году, когда, проработав в компании всего один год, работник будет иметь право на добровольные пенсионные накопления, сформированные этим работодателем. В 2023 году он будет иметь такое же право лишь по истечении 10 лет верной службы.
При этом работодатель уже в 2023 году будет обязан включать в добровольную пенсионную программу всех сотрудников старше 35 лет, правда, только в том случае, если такая программа у него есть. Программ таких может быть не больше двух: одна — для менеджмента, вторая — для всех остальных. Право создавать индивидуальные пенсионные программы будет ограничено.
За счет всех этих мер правительство рассчитывает вовлечь в добровольное пенсионное обеспечение 20% экономически активного населения уже к 2023 году, при этом половина всех работающих должна будет перечислять обязательные взносы в негосударственные фонды.
В этом случае, как считают авторы концепции, удастся обеспечить пенсию работающим гражданам на уровне 70% от утраченного заработка, правда, при двух условиях: если накопления осуществляются не менее 30 лет и зарплата не превышает подлежащий страхованию порог в 415 000 рублей (в рублях 2010 года).
Для тех, кто зарабатывает больше, государство обещает пенсию на уровне 40% утраченного заработка. Ну, а тем, кто не работал или работал сам на себя — 2,5 прожиточных минимума пенсионера. http://www.slon.ru/articles/329084/