Ответственность за неуплату налогов в 2023 году

Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое Правонарушение.

А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный.

Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов.

Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов.

А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

  • путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;
  • путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?

«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей.

Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате.

Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.

Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Непредставление декларации в налоговый орган

Ответственность за неуплату налогов в 2021 году

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

Пример #1

Налоговые нарушения и преступления

По данным Федеральной налоговой службы за первые два квартала 2021 года бизнесу было дополнительно начислено 170,2 млрд рублей налогов и штрафов. Чаще всего уклоняются от налогов в Москве, Подмосковье, Нижегородской обрасти, Санкт-Петербурге, Сахалинской обл. При этом количество выездных налоговых проверок было сокращено до 3.

37 тыс., а камеральных проверок было проведено порядка 44,66 млн. Чаще всего уклоняются от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В чем отличие налоговых нарушений и налоговых преступлений, какое за них предусмотрено наказание и какие методы налогового контроля применяются — рассказываем далее.

Ответственность за неуплату налогов

Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

  • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
  • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
  • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения.

Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ.

Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Самые частые налоговые преступления и наказания за них

Нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган.

-Штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Напоминаем, что организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

Нарушение сроков предоставления отчетности в ИФНС.

-штраф 300-500 рублей. Как правило, виновным по данной статье признается главный бухгалтер или другое лицо, отвечающий за предоставление декларации в инспекцию. Физические лица также несут ответственность на основании ст. 119 НК РФ.

Подать вовремя декларацию и остальные отчеты в контролирующие органы поможет СБИС Электронная отчетность. Узнайте прямо сейчас, как подлечиться ко СБИС за половину стоимости!

Ответственность за неуплату налогов в 2021 году

  • Отказ в предоставлении документов, необходимых инспекторам ФНС для проведения контрольных мероприятий налогового характера.
  • -штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей.
  • Неуплата налогов

-штраф 2000 – 3000 рублей. Размер зависит от суммы расхождения с фискальными платежами.

Как ФНС выявляет налоговые нарушения и преступления

Выявление нарушений законодательства в области налогообложения проводится с помощью комплекса мер, которые объединены в понятие «налоговый контроль».

Способы проверки налогоплательщика:

  • Налоговые проверки. 1. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции. 2. Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности.
  • Запросы дополнительных сведений. Пояснения могут быть запрошены как в письменной форме, так и в устной. Все предоставляемые сведения протоколируются.

Инструменты выявления налоговых нарушений:

  • ФНС проверяет реальность сделки.
  • Изучает взаимозависимость и проявление должной осмотрительности.
  • Анализируют документы, проводит допросы свидетелей.
  • Осматриваются помещения, производственные, складские территории и т.п. Осмотр должен проходить в присутствии понятых, при необходимости ведется фото и видеосъемка.

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам мероприятий налогового контроля ФНС не имеет полномочий. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передаются в правоохранительные органы. На основе этих данных решается вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

В разработке статья о «налоговом мошенничестве»

С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.

Читайте также:  31 декабря 2023 года рабочий день или выходной. 31 декабря праздничный или выходной день

Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы.

На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество.

Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.

В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.

Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков .

С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое.

А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.

О том, как с помощью сервисов СБИС оптимизировать бизнес процессы вашей компании и не оказаться под пристальным внимание налоговиков готовы рассказать наши специалисты.

Предстоящие изменения в ответственности за налоговые и сопутствующие им преступления

18 марта группа депутатов (в основном от ЕР) внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения в Уголовный кодекс, связанные в основном с ответственностью за создание и использование подставных (фиктивных, технических) компаний с целью совершения налоговых преступлений – уклонения от уплаты налогов, а также хищения бюджетных средств под видом возмещения налогов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ.

Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда. Отзыва Правительства пока нет, но учитывая, что к пакету документов приложено письмо о поддержке законопроекта со стороны ФНС, а также то, что законопроект, несомненно, был разработан правоохранительными органами, можно ожидать в ближайшее время поступления положительного отзыва и от Правительства.

О том, что законопроект готовился в недрах силовых структур, свидетельствует заявление заместителя руководителя СКР в 2020 году: «У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – «Налоговое мошенничество».

 В 2021 он же сообщал, что «на федеральном уровне работает межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения. В нее входят представители СК, МВД, ФНС и Генпрокуратуры.

Мы регулярно вырабатываем общие подходы в борьбе с криминалом в области налогообложения».

Положительные отзывы Верховного суда и ФНС, а также позиционирование законопроекта как инициативы ЕР говорят о достаточно высоких шансах принятия закона. Положительный отзыв Правительства (хотя, возможно, и с замечаниями) сделает их крайне высокими. 

В пояснительной записке утверждается, что предлагаемые изменения «направлены на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью дополнительную либерализацию ответственности в указанной сфере, разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения». Так ли это, можно сказать только после подробного разбора, им и займемся.

Регистрация субъектов предпринимательской деятельности на подставных лиц

Как известно, статьи 173.1 и 173.2 УК РФ предусматривают ответственность за использование или участие подставных лиц (номиналов) для регистрации юридических лиц. Законопроектом предлагается криминализовать использование подставных лиц для регистрации подставных же индивидуальных предпринимателей. Пробел в этой части есть, согласен.

Предлагается ввести освобождение от ответственности по этим статьям, если лицо добровольно сообщило о преступлении и активно способствовало его раскрытию. Необходимость такой нормы в пояснительной записке объясняется тем, что выявить настоящих организаторов и выгодоприобретателей преступлений сложно.

Для этого надо пройти по цепочке контактов, а рядовые исполнители не заинтересованы сотрудничать с правоохранительными органами: показания, изобличающие соучастников, для раскаивающихся означают повышение тяжести квалификации деяния, т.к. оно может быть квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору.

Норма, полагаю, необходимая, но не исключена вероятность оговоров и споров, т.к. «номинальность» бывает разной степени.

Законопроект предусматривает, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Это означает, что даже если лицо деятельно раскаялось, оно не получит освобождения, если имеет место иной состав. Любой взрослый человек знает, что в нашей стране издавна повелось правило «был бы человек, а статья найдется». Поэтому такое условие может лишить норму эффективности, т.к.

при желании следователь всегда может «найти» сопутствующий состав. Поэтому необходимо уточнить, что лицо освобождается не вообще от уголовной ответственности, а по «указанным статьям», но исключить условие о том, что в действиях лица не должно быть иного состава.

В таком случае лицо будет подлежать ответственности только по этому иному составу, если он действительно имеется.

Фальсификация документов учета и отчетности

Предложено дополнить УК РФ новой статьей 173.3 УК РФ, предусматривающей ответственность за фальсификацию документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности.

Преступным деянием предлагается считать (процитирую слово в слово из внесенного пакета документов) «изготовление с целью сбыта, представления в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, бухгалтерской и (или) налоговой отчетности, содержащих заведомо ложные сведения, сбыт указанных документов либо их представление в налоговые органы, через подставных лиц или с использованием персональных данных, полученных незаконным путем либо путем введения в заблуждения субъекта персональных данных или без его ведома, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере и не содержат признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 1591, 198 – 1994 настоящего кодекса, а равно соучастия в указанных преступлениях»[1].

Такие деяния предлагается считать преступлениями средней тяжести (срок лишения свободы – до 4 лет), а если они совершены организованной группой, либо повлекли причинение особо крупного ущерба или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, то тяжкими (срок лишения свободы – до 7 лет).

Столь мудреный текст сразу же наводит на мысль, что для главных бухгалтеров, да и всех, кто имеет дело с учетом и отчетностью, вводится новая и довольно суровая ответственность. Но судя по всему, хотели одного, а получилось «как всегда».

Во-первых, речь идет только о деяниях, не подпадающих под статьи 198 – 199 УК РФ. А они уже предусматривают ответственность за уклонение от налогов путем подачи деклараций с заведомо ложными сведениями.

Во-вторых, ФНС в своем письме подчеркивает важность появления этого состава с целью устранения пробела уголовного законодательства, действующие нормы которого не предусматривают ответственность за такие деяния, осуществляемые для дальнейшего использования фальсифицируемой отчетности в противоправной деятельности.

Что это за противоправная деятельность, узнаем из пояснительной записки к законопроекту: «В настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный с фальсификацией налоговой отчетности, осуществленной в интересах третьих лиц за вознаграждение.

Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы и ключи электронных цифровых подписей организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых в дальнейшем в налоговые органы предоставляется недостоверная налоговая отчетность, подтверждающая налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.

За указанные Услуги организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы подтвержденных налоговых вычетов. [… ] По сути подобную деятельность можно охарактеризовать как «лжепредринимательство»[2], то есть создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц.

При этом организаторы деятельности получают доход в виде незаконного вознаграждения за указанные услуги созданию фальсифицированной налоговой отчетности».

Конечно же, речь идет об ответственности организаторов «бумажного НДС» а точнее, в дискурсе АСК НДС-2, «виртуального НДС», с помощью которого заявляется изначально фиктивное право на вычеты[3].

Из пояснительной записки мы узнаем, что «смежных» статей 172, 173.1 и 173.2 УК РФ в подобных случаях недостаточно, т.к. они не предусматривают ответственность за такого рода «деятельность».

Далее в пояснительной записке указано самое главное, ради чего, собственно, и предлагается ввести новый состав (точная цитата): «Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по фальсификации налоговой отчетности до того момента пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. В такой ситуации достаточно сложно задокументировать связь организатором фиктивного документооборота и налогоплательщиком применившим вычет, поскольку «сбыт» противоправной услуги, как правило, осуществляется через цепочку посредников, либо с использованием сети Интернет. Существенным обстоятельством, является тот факт, что даже в случае предъявления обвинения организаторам схемы как пособникам по ст. 199 УК РФ, они будут освобождены от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба по конкретному уголовному делу, при этом не будет учитываться размер извлеченного ими преступного дохода от противоправной деятельности в целом».

Получается, что тех, кто пользуется «бумажным НДС» для завышения вычетов и снижения налоговой нагрузки, можно привлечь по ст.

Читайте также:  Что считать недвижимостью: ФНС согласилась с Минфином

199 УК РФ, а их пособников, массово генерирующих фиктивные счета-фактуры – нет (неудивительно, что в условиях полной безнаказанности в мессенджерах и соцсетях расплодилась реклама таких явно криминальных услуг).

Главная сложность для следователей – доказать причастность организаторов к заявленным налогоНЕплательщиками вычетам.

Именно для этого вводится новый состав — своего рода процессуальный костыль для обычных налоговых составов.

По-видимому, подобным образом из-за сложности доказывания появился когда-то грозный состав для организаторов преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). Но и проблемы при применении ст. 173.

3 УК РФ могут образоваться аналогичные – расширительное толкование, натяжка и т.п. Другой крайне неудачный и опасный состав — ст. 193.1 УК РФ.

Поэтому чтобы армия главбухов спала спокойно, а днем могла корректно вести учет и готовить отчеты, не боясь этого жупела, диспозицию нормы надо тщательно доработать. В существующем виде она создает неоправданные даже не риски, а угрозы для большого числа более или менее законопослушных граждан.

Законопроектом предлагается освобождать от ответственности по ст. 173.3 УК РФ тех, кто выплатит 3-кратную сумму по правилам ч. 2 ст. 76.

1 УК РФ: перечислит в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двухкратной суммы причиненного ущерба, либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.

Очевидна слишком высокая вариативность и неопределенность параметра, который надо будет выполнить для получения освобождения – в этой части законопроект тоже требует доработки, иначе норма об освобождении будет декларативной.

Надо сказать, что даже выплата однократной суммы может быть невыполнимым условием, если, к примеру, руководитель или главбух уже бывший, то есть не имеет отношения к компании: понятно, что компания в таком случае не слишком заинтересована расходовать средства, а сам экс-менеджер нужной суммы, порой огромной, может и не найти.

Проектирумая статья имеет явно налоговую природу и должна быть помещена в «семью» налоговых составов — статей 198 — 199.4 УК РФ.

Мошенническое возмещение налогов

Предлагается дополнить УК РФ новой статьей 159.7, предусматривающей ответственность за мошенничество в налоговой сфере.

Таковым предлагается считать хищение денежных средств при возмещении налога, сбора, страховых взносов путем включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с налоговым законодательством обязательно.

По сути это выделение из ст. 159 УК РФ, по которой сейчас преследуются подобные деяния, спецсостава в отдельную статью. В пояснительной записке необходимость выделения такого состава обоснована тремя причинами:

1) другие «особые» виды мошенничества в 2012 г. законодатель выделил в отдельные статьи;

2), статистика свидетельствует, что мошенническое возмещение НДС довольно распространено среди других видов мошенничества;

3) у мошеннически возместивших налоги нет мотивации к возмещению ущерба, т.к. на ст. 159 УК РФ освобождение от ответственности, предусмотренное ст. 76.1 УК РФ, не распространятся.

Представленная в пояснительной записке статистика, как и отражение понимания госорганами существующей практики, представляют несомненный интерес. Пожалуй, впервые мы узнаем конкретное количество дел по случаям возмещения НДС и их динамику: таких дел немало, хотя количество постепенно снижается.

Разработчики законопроекта считают нормальным, что следователи и суды квалифицируют по ст. 159 УК РФ как выплаты из бюджета на расчетный счет, так и зачет в счет предстоящих налоговых платежей, хотя во втором случае средства из бюджета не похищаются, а недоплачиваются текущие платежи, то есть имеет место недоимка, и, соответственно, должна применяться ст. 199 УК РФ. 

Что делать, если просрочили уплату налогов? | Rusbase

Неуплата или несвоевременная уплата налогов является, по сути, налоговым правонарушением. Такая ошибка несет в себе негативные последствия для налогоплательщика в виде начисления пеней, штрафов, а также иных правовых рисков.

Как узнать, что Налог не уплачен или был нарушен срок его уплаты, какие действия в связи с этим необходимо предпринять, как определить размер налоговых обязательств и не допустить подобных нарушений в будущем, рассказала Лина Дмитриева, финансовый директор онлайн-университета SF Education.

Что делать, если просрочили уплату налогов? Ирина Печёрская

Как узнать, что налог не уплачен, и определить сумму налога

Если вам нужен официальный документ для предоставления внешним пользователям (в какое-либо учреждение, банк или государственный орган), тогда вам следует направить в налоговый орган запрос о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. 

Такой запрос или заявление можно составить в свободной форме или по форме, рекомендованной ФНС России в приказе от 03.09.2020 № ЕД-7-19/[email protected] ​​Указанная справка о состоянии расчетов в соответствии с абз. 2 пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ направляется инспекцией в адрес налогоплательщика в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган такого запроса. 

При этом справка формируется на дату, указанную в запросе о ее предоставлении. Если запрос без даты или указана будущая дата, справка формируется налоговиками на дату регистрации этого запроса в инспекции, поэтому следует учитывать факт, если справка необходима вам на конкретный день.

Если вам нужно выяснить наличие долгов и их сумм без документального подтверждения, то в таком случае можно воспользоваться рекомендованными ФНС России способами:

  • в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России

В верхнем левом углу главной страницы личного кабинета будут отражены актуальные сведения о задолженности. При клике на кнопку «Детали» можно ознакомиться с подробной информацией о том, по какому именно налогу числится недоимка, начислена ли Пеня, выставлялось ли в ваш адрес требование об уплате налога.

Важно помнить, что такой способ подходит только для физических лиц и ИП. Услуга предоставляется бесплатно и в режиме реального времени. Необходимо быть авторизованным на портале, выбрать в категориях услуг «Налоговая задолженность» и кликнуть кнопку «Проверить». 

Чтобы иметь возможность проверять задолженность фактически из любой точки, возможно установить мобильное приложение «Госуслуг» и получать соответствующие оповещения на телефон.

Что делать, если налог не уплачен в срок

  • Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
  • Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
  • 1) Телефонные переговоры с инспектором.
  • Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
  • 2) Направление в налоговый орган возражений:
  • письменно изложить вашу позицию (почему вы не согласны с выявленной задолженностью перед бюджетом) со ссылками на нормы налогового законодательства (в зависимости от конкретной ситуации важно подкрепить свою позицию применимыми нормами НК РФ), разъяснений ФНС России и Минфина России;
  • указать судебную практику, аналогичную вашей позиции. Зачастую возникшая ситуация неуникальна, и, скорее всего, кто-то уже сталкивался с аналогичной проблемой и дошел до стадии судебных разбирательств с налоговым органом. В таком случае, описание кейса будет отражено в соответствующем судебном акте, найти который можно с помощью справочных правовых систем («Консультант+», «Гарант») либо картотеки арбитражных дел и сослаться на него в своих возражениях;
  • приложить подтверждающие документы, например, платежные поручения, подтверждающие перечисление налога в бюджет, копии налоговых деклараций с отметками налогового органа об их принятии, письменное подтверждение даты отправки писем в налоговый орган (можно выгрузить из программ «Контур» или «Сбис», в зависимости от того, какую вы используете) и т.п. Важно понимать, что на каждый описываемый вами в возражениях факт необходимо предоставить свой подтверждающий документ, например, если вы утверждаете, что Налоговая декларация была своевременно отправлена вами и принята налоговым органом, то имеет смысл приложить копию такой декларации с отметками инспекции о ее принятии.

3) В случае, если ваши возражения остались без внимания, нужно подготовить письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС России по региону) с изложением позиции и приложением подтверждающих документов.

4) Подготовка искового заявления и его подача в суд.

Однако, важно помнить, что в случае, если недоимка не вызвана ошибкой инспекторов, образовавшуюся недоимку будут взыскивать через направление требования об уплате налога. Если данное требование налогоплательщиком не будет исполнено в установленный срок, налоговый орган вынесет решение о взыскании налога и приостановлении операций по счетам в банке на сумму недоимки, пеней и штрафа. 

В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ такое требование необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней с даты его получения, однако, зачастую налоговики в самом требовании указывают более продолжительный срок для исполнения требования.

Далее взыскание может осуществляться путем списания денежных средств со счета налогоплательщика, а в случае недостатка денег на счетах — путем взыскания за счет имущества нарушителя.

Читайте также:  Изменение КоАП РФ с 17 февраля 2023 года

Виды ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налогов

Если налог правильно рассчитан и отражен в налоговой декларации, но не уплачен в срок, то с налогоплательщика взыщут только пени. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. При этом сумма начисленных на недоимку пеней не может превышать размер этой недоимки.

Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка определяется следующим образом:

Какой он — срок исковой давности по налогам

Умный Потребитель

/ 14 октября 2021 12:20

Каждый Гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить.

На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны.

Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на Кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

Иногда человек может забыть оплатить ежегодный налог. В этом случае поможет приложение «Госуслуги»: в личном кабинете указаны все долги по штрафам и налогам, которые можно легко и безопасно оплатить в два клика.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Человек, который не платит налоги, не экономит, а ворует у государства, а это карается законом

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции Юридическое лицо Физическое лицо
Штраф Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей
Наказание Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел Юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

Денис Фокин

Люблю жизнь, тратить деньги и экономить. Но только не на себе! Рассказываю, как потратить меньше, а получить больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *