Налоговый учет субсидий, полученных в связи с коронавирусом. Разъяснения Минфина

Напомним, что организации и ИП могли получить две «коронавирусные» субсидии.

Первая выдавалась на оплату текущих счетов, выплату зарплаты и другие бизнес-потребности.

Вот официальная формулировка: «…в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.».

Эту финансовую помощь (по 12 130 руб.

за апрель и за май на каждого работника и ИП без работников) могли получить организации и предприниматели, которые были включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 1 марта 2020 года; относились к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, и соответствовали другим критериям (постановление Правительства от 24.04.20 № 576; см. «Правила предоставления государственной субсидии изменены»).

Еще одна субсидия предоставлялась на мероприятия по профилактике коронавируса. Ее размер составлял: 15 000 руб. — на первоначальная расходы, плюс 6 500 руб.

, умноженные на число работников в мае 2020 года, — на текущие расходы  (постановление Правительства от 02.07.20 № 976; см.

«Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить» и «Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование»).

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».

Подключиться к сервису «Контур.Фокус»

Должны ли получатели субсидий учесть эти выплаты в доходах? Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ.

В этой статье упомянуты, помимо прочего, доходы в виде «коронавирусных» субсидий, полученных налогоплательщиками, которые включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года и относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса.

Из положений НК РФ следует, что у налогоплательщиков, подпадающих под действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, субсидии «на зарплату» и другие нужды не должны облагаться налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. (Напомним, что при определении объекта налогообложения по УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. Об этом сказано в пункте 1.1 статьи 346.15 НК РФ).

Вести учет и рассчитывать Налог по УСН по правилам 2022 года Попробовать бесплатно

В Минфине считают, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ действует только в отношении категорий налогоплательщиков, указанных в постановлении Правительства № 576. То есть в доходах не учитываются субсидии, полученные на выплату зарплаты и другие нужды в соответствии с постановлением № 576.

Что касается финансовой помощи на профилактику коронавируса, то такая субсидия выделялась «иной категории налогоплательщиков», заявили авторы письма.

В связи с этим на эту субсидию положения подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются. Это значит, что ее необходимо включить в состав доходов при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН (также см.

обсуждение «Включается ли в доход по УСН субсидия на проведение мероприятий по профилактике коронавируса?»).

«Коронавирусная» субсидия: как учесть в бухгалтерском и налоговом учете

Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям. И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то.

Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии. Самые частые вопросы собраны в этой статье.

ФНС объяснила, как будут давать субсидии малому и среднему бизнесу

Должны ли мы выплатить эту субсидию работникам?

Нет. Эта субсидия хоть и рассчитывается от количества работников, дается самому работодателю. На покрытие его расходов.

Надо ли платить налоги с полученной субсидии?

Полученная субсидия не является налогооблагаемым доходом у организаций и ИП. Основание: подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК (внесен законом от 22.04.

2020 № 121-ФЗ)

Так что налог на прибыль, так же как налоги по УСН или ЕСХН платить с неё не надо. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, тоже налог с субсидии не уплачивает.

И тем более этот доход не облагается НДС, ведь никакой реализации государству не производилось. Деньги получены безвозмездно.

Как провести субсидию в бухгалтерском учете?

Учет государственной помощи (а обсуждаемая субсидия таковой является) ведется в соответствии с ПБУ 13/2000. При получении субсидии делается проводка Д51-к86.

Если вы считаете, что вам компенсировали уже понесенные расходы, то можно сразу сделать проводку д86-к 91.1 на всю полученную сумму. Обратите внимание, что по сути субсидия нецелевая. Т.е. она не дана на определенные расходы.

Если вы считаете, что субсидию надо потратить на определенные цели, то проводка д86-к91.1 делается тогда, когда эти затраты будут произведены.

Некоторые эксперты предлагают задействовать еще и счет 98 Доходы будущих периодов. Но ввиду незначительности сумм и того, что субсидия вряд ли будет потрачена на покупку какого-либо актива, автор статьи считает это излишним.

Примеры:

Получена субсидия в размере 121300 рублей 19 мая. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 121300 руб.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 21300 руб. — сумма зарплаты за апрель

31 мая д86-к91.1 — 100000 руб. — сумма аренды за май.

Как провести субсидию в налоговом учете?

Как выше уже указывалось, доходом субсидия не является. Поэтому отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается.

А при ЕНВД доходы по определению вменные, а не реальные.

ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, также не включает в свою декларацию эту субсидию и налог с неё не уплачивает.

Не показывает он её и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

При УСН и ЕСХН в книгу учета доходов и расходов, а также в книгу учета доходов по ПСН, полученная субсидия не включается.

С расходами сложнее. Законом 121-ФЗ в статью 270 НК внесены изменения, туда добавлен пункт 48.26, согласно которому в расходы нельзя поставить затраты, произведенные за счет субсидии.

Из этой ситуации можно выйти обходным путем. У организации (ИП) могут быть затраты, которые в принципе не включаются в расходы при расчете налогооблагаемой базы. Например, уплата того же налога по УСН.

Субсидия ведь может быть потрачена на любые цели.

В любом случае, налогоплательщик сам решает, на что потратил субсидию, налоговики не в праве ему указывать.

Если субсидия потрачена на расходы с НДС, то НДС можно взять к вычету как обычно. По мнению ФНС, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ к обсуждаемой субсидии не применяются.

Мы за счет субсидии выплачиваем работникам зарплату. Надо ли удерживать с неё НДФЛ и начислять страховые взносы?

Субсидия дается не для выплаты работникам зарплаты, а просто на покрытие расходов организации (ИП). Заработная плата облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно.

Надо ли отчитываться о том, куда потратили субсидию?

Никакой отчетности по субсидии нет. И требовать её не имеют права.

Я ИП. Могу я просто взять и положить в карман полученную субсидию?

Да, можете. Это ваши деньги, и вы можете потратить их на любые цели, в том числе и личные. Только если у вас есть работники, не забывайте, что им нужно платить зарплату.

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке  (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 % 

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Читайте также:  Образец приказа на увольнение Т-8 2023 | Скачать форму, бланк

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный Кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются  все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

  • В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
  • Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
  • Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают. 

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576) 

Субсидия  по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г. 

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег. 

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления». 

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только  бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013). 

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Бухгалтерия и коронавирус 2020: особенности бухгалтерского учета субсидий, расходов и др

Также смотрите:

Учет затрат на защиту от коронавируса в обычных расходах

  • Расходы по обычным видам деятельности – это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
  • При этом по Трудовому кодексу РФ одна из обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и нормальных условий труда, соответствующих государственным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
  • С учетом этого, в качестве расходов по обычным видам деятельности подлежат учету, в частности, следующие затраты на обеспечение защитных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это оплата услуг по:
  • тестированию работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней;
  • дезинфекции рабочих помещений;
  • обеспечению связи с работниками на удалёнке;
  • доставке работников до своих рабочих мест и обратно в период действия режима повышенной готовности.

Оба варианта бухгалтерских проводок по учёту тестов (анализов) на коронавирус 2020 есть в КонсультантПлюс:

Бухгалтерский учет тестирования на COVID-19 (на антитела к нему) зависит от того, централизованно проходило такое тестирование или нет.

Вариант 1. Проводки при централизованном тестировании…(читать подробнее).

Если организация предпринимает защитные меры от коронавируса полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты тоже включают в состав расходов по обычным видам деятельности.

Учет в прочих расходах

В соответствии с ПБУ 10/99 затраты, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. В частности, в составе прочих в бухучете отражают следующие расходы, произведенные в связи с распространением коронавируса:

  • зарплата за нерабочие дни, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, и соответствующие отчисления на социальные нужды;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой есть угроза возникновения ЧС;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам – невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг и др.;
  • расходы, связанные с благотворительностью, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
Читайте также:  Образец договора аренды автомобиля с экипажем в 2023 году

Для обобщения информации о прочих расходах на коронавирус используют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет материально-производственных запасов

Формирование в бухгалтерском учете информации о приобретаемых МПЗ в связи с распространением коронавируса происходит в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В частности, такими запасами могут быть:

  • средства индивидуальной защиты (СИЗ) – маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны и др.;
  • санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления – дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы и др.;
  • медицинские изделия для диагностики и лечения – аптечки, тесты и др.;
  • дезинфицирующие средства (если такие объекты не подлежат бухучету в качестве основных средств).

Учет основных средств

Формирование в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, приобретаемых в связи с распространением коронавирусной инфекции, происходит в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В частности, такими объектами ОС может быть:

  • медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование;
  • приборы;
  • приспособления.

Учет нематериальных активов

Формирование в бухгалтерском учете информации о НМА организации, приобретаемых в связи с распространением коронавируса, происходит в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В частности, такими объектами НМА могут быть права на программные средства, закупка (создание) которых связана с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации. Условие: если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов.

Учет субсидий

Коммерческие организации формируют в бухгалтерском учете информацию о государственной помощи, связанной с ведением деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса, в том числе в форме субсидий, бюджетных кредитов и иных формах (ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»). При этом информацию о видах указанной госпомощи раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

В соответствии с ПБУ 13/2000 организация принимает субсидию к бухучету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:

  1. Есть уверенность, что условия предоставления этих средств выполнены.
  2. Есть уверенность, что субсидия будет получена.

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с указанными условиями, отражают как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.

СПИСАНИЕ СУБСИДИИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ СПИСАНИЕ СУБСИДИИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ КАП. ЗАТРАТ
Производят в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, относят на увеличение финансового результата.
Если на момент получения субсидии часть расходов, на финансирование которых она предоставлена, ещё не сделаны, неиспользованную сумму учитывают на счете 86 «Целевое финансирование» до несения соответствующих расходов.
По мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации.
Или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.
При этом целевое финансирование учитывают при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока их полезного использования по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

Что касается бюджетных кредитов, предоставленных организации, то их отражают в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Если же при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусмотрено, что при выполнении определенных условий организация освобождена от их возврата и есть достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, такие средства учитывают ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

ПБУ 13/2000не применяют при возмещении недополученных доходов и/или финансовом обеспечении (возмещении) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.

При отражении в бухучете информации о таких доходах нужно руководствоваться правилами ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Некоммерческим организациям при формировании в бухучете информации о госпомощи следует руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). В частности, описанием счета 86 «Целевое финансирование».

Информацию о государственной помощи, полученной коммерческой организацией, раскрывают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Аналогичные сведения НКО показывают в отчете о целевом использовании средств.

Учет налоговых расходов

Организации, ведущие деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса, освобождены от обязанности платить за 2 квартал 2020 года налоги и авансовые платежи по ним, кроме НДС (Федеральный Закон от 08.06.

2020 № 172-ФЗ).

Кроме того, они исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства по ставке 0% – по выплатам физлицам, начисленным за апрель, май и июнь 2020 года.

  1. Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за 2 квартал 2020, относят в уменьшение расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
  2. Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относят в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.
  3. Использованы материалы: сайт Минфина.

Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020 | «Правовест Аудит»

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

  • они включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
  • их основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, отнесен к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

В свою очередь, количество работников получателя субсидии определяется ФНС РФ на основании полученных от ПФ РФ данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФ России от 01.02.

2016 N 83п, представленной в соответствии с установленным порядком получателем субсидии.

При этом, в случае установления факта искажения получателем субсидии указанных выше данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, субсидия в соответствии с законодательством РФ подлежит возврату в федеральный бюджет.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Читайте также:  Может ли выговор быть строгим

Олег ПеньковВедущий Эксперт-консультант

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

В частности, пункт 1 ст.

 251 НК РФ был дополнен положениями, исключающим из состава налогооблагаемых доходов субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в единый реестр субъектов МСП и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ (подпункт 60).

В свою очередь, «зеркальные» дополнения были внесены в статью 270 НК РФ, исключающие из состава учитываемых для целей налогообложения расходы, осуществленные за счет указанных субсидий (подпункт 48.26).

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.

2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения).

Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Также необходимо отметить, что в отношении «короновирусных» субсидий положения пункта 2.1 и подпункта 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяются (п. 1 ст.2 Закона № 121-ФЗ).

Это, в частности, означает, что при использовании субсидированных средств на оплату товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, а также имущественных прав суммы «входного» НДС, предъявленного при приобретении указанных объектов и уплаченного на таможне при ввозе товаров, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Кроме того, у налогоплательщиков не возникает также обязанности и по восстановлению ранее принятых к вычету сумм «входного» НДС.

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями.

В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились.

Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Минфин разъяснил особенности бухучета в связи с коронавирусом

В Информации от 16.07.2020  N ПЗ-14/2020 Минфин обобщил отдельные вопросы бухучета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения коронавируса.

  • В составе расходов по обычным видам деятельности можно учесть оплату услуг:
  • – по проведению тестирования работников на коронавирус и иммунитет к нему;
  • – по дезинфекции рабочих помещений;
  • – по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
  • – по доставке работников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности.
  • Если данные мероприятия организация осуществляла полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), такие расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
  • В составе прочих расходов организации могут учесть, например, следующие расходы:
  • – зарплату работникам за время нерабочих дней, установленных Президентом РФ;
  • – оплату вынужденного простоя из-за приостановления деятельности;
  • – штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарных норм, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности;
  • – расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации;

– расходы, связанные с благотворительной деятельностью (приобретение для медучреждений оборудования и иного имущества для выявления и лечения коронавируса; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет и врачей и проч.).

  • О материально-производственных запасах, основных средствах и нематериальных активах

К МПЗ относятся СИЗ — маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др., санитарно-гигиенический инвентарь — дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др., медицинские изделия — аптечки, тесты, др., дезинфицирующие средства (если такие объекты не относятся к ОС).

Объектами ОС могут быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.

Объектами НМА могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты соответствуют критериям НМА).

  • О государственной помощи в виде субсидий и льготных кредитов

Получатели субсидий из наиболее пострадавших отраслей экономики (на дезинфекцию, в целях частичной компенсации затрат) должны формировать в бухучете информацию о госпомощи в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

При этом информация о видах госпомощи раскрывается в бухгалтерской отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

Минфин приводит  разъяснения по бухгалтерскому учету при получении и использовании субсидии.

Также ведомство отмечает, что бюджетные кредиты (например, льготный кредит для бизнеса по ставке до 2%), предоставленные организации, отражаются в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Если при предоставлении кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

Информация о госпомощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах.

  • Об учете освобождения от уплаты налогов за II квартал 2020 года

При освобождении от обязанности уплатить за II квартал 2020 года налоги нужно учесть следующее. Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 г.

, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль согласно  ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Читайте подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *