Налоговая революция: 184 страницы поправок в НК РФ

Налоговая революция: 184 страницы поправок в НК РФ

Новые поправки облегчат жизнь и налогоплательщикам, и налоговым органам, считают эксперты / Максим Стулов / Ведомости

Президент подписал Закон о внесении изменений в Налоговый Кодекс (НК). Поправки затрагивают обе главы НК и охватывают множество норм – от условий подачи налоговых деклараций до установления места добычи водных биологических ресурсов и обложения налогом дивидендов.

Подготовкой законопроекта занимался налоговый департамент Минфина, о чем уведомил на портале раскрытия нормативно-правовых актов еще в середине марта 2020 г. К июлю проект закона был готов и доступен для экспертной оценки. Отдельные его инициативы подверглись критике («Ведомости» писали об этом в июле).

«Некоторые положения проекта были существенно доработаны правительством после того, как были получены критические замечания от бизнеса на стадии обсуждения законопроекта, – рассказал партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов.

– Например, исчезли положения, предполагающие, что обнаружение арифметических ошибок в декларации приводит к тому, что декларация считается неподанной.

Исключена также норма, что представительство организаций в налоговых органах должно быть оформлено нотариальной доверенностью (это требование осталось только для физических лиц)».

В целом закон разрабатывался в качестве поддержки программных изменений, заложенных в основных направлениях налоговой и таможенной политики на предстоящую трехлетку.

«Цикл «Основные направления налоговой политики на три года – законопроект – единый закон» выдерживается уже несколько лет, – отмечает директор практики налогового консультирования PwC Василий Голованов.

– Это соответствует и мировой практике, где в бюджетный день (например, в Нидерландах) анонсируются все планы на изменение налогов на следующий год».

Такую практику, по мнению Голованова, следует лишь приветствовать, так как она избавляет налогоплательщика от необходимости «быть начеку, что в какой-то законопроект, иногда даже не относящийся к налогам, после первого чтения внезапно, особо не обсуждая, вносятся несколько строк текста, которые значительно меняют налоговую систему».

Множество поправок, которые вносит закон, можно условно разделить на технические и программные. «Закон содержит очень много технических норм, которые не связаны с изменением ключевых положений налоговой системы, – отмечает Орлов.

– Например, включение МФЦ в число органов, помогающих обмену информацией налогоплательщика с налоговым органом; повышение порога по недоимке с 3000 до 10 000 руб.

, который требует от налогового органа начать принудительную процедуру взыскания этой недоимки; обязательное зачисление возмещенной суммы налога на счет в российском банке – эти и подобные изменения решают технические вопросы функционирования налоговой системы».

Эти и другие поправки должны облегчить цифровизацию налоговых сервисов, объясняют специалисты. «Многие статьи дополнены положениями, регулирующими цифровой обмен документами», – указывает руководитель практики «Налоговые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Юрий Счастливый.

Но в законе содержится и очень большое количество существенных изменений, которые могут значительно повлиять на положение налогоплательщиков.

«Среди наиболее обсуждаемых можно выделить ограничение трехлетним периодом применение нулевой ставки на полученные дивиденды для иностранных компаний, ставших налоговыми резидентами РФ, и возможность применения нулевой ставки налога на прибыль при продаже долей и акций иностранных компаний», – отмечает Голованов. 

Некоторые значимые поправки приняты в диалоге с бизнесом, они будут способствовать преодолению кризисных явлений в экономике. «В статью 251 НК РФ включена норма, предполагающая освобождение от налогообложения между взаимозависимыми лицами не только имущества, но и имущественных прав.

Это позволит однозначно освободить от налога прощение материнской компанией долгов дочерней структуры, – приводит пример Орлов. – Плюс – на два года расширен «безопасный коридор» по процентам по займам (статья 269 НК РФ): на 2020–2021 гг. этот коридор составит диапазон от 0% до 180% от учетной ставки ЦБ.

Это тоже реакция на потребность бизнеса использовать внутри холдингов займы с самой разной кредитной ставкой, включая нулевую.

Если говорить о статье 269 НК РФ, то важно обратить внимание на то, что при исчислении суммы контролируемой задолженности курс пересчета иностранной валюты зафиксирован на дату 28 февраля 2020 г. (статья 8 ФЗ). Это также «антикризисная мера», вызванная резким ослаблением курса рубля. Уточнены положения статьи 284.

2 НК РФ, предусматривающей применение ставки 0% по налогообложению дохода от реализации акций, которые были в собственности у налогоплательщика более пяти лет. Теперь эта норма распространяется и на иностранные пакеты акций».

Не менее значимы и другие поправки.

Счастливый отмечает, что теперь налогоплательщик сможет предъявить к вычету суммы НДС при приобретении рекламных и маркетинговых услуг; налоговая база по налогу на имущество физических лиц будет определяться в отношении объектов налогообложения как кадастровая стоимость. Датой приобретения недвижимости по договору долевого участия будет считаться дата ее полной оплаты (а не приобретения, как было ранее).

Налог на прибыль придется платить при безвозмездной передаче имущества от материнской организации, владеющей не менее 50% налогоплательщика. Изменяются правила проведения камеральных проверок.

Теперь налоговый орган сможет по заявлению взыскать налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества физического лица в судах в том случае, если общая сумма налогов превысит 10 000 руб. (ранее данная сумма была ограничена 3000 руб.).

«На наш взгляд, данное положение улучшает права как налогоплательщиков, так и налоговых органов, поскольку вопросы по небольшим суммам задолженности можно будет решать на досудебной стадии, не доходя до судебных тяжб, влекущих куда более значительные судебные издержки», – поясняет Счастливый.

Новые поправки в налоговый кодекс: 4 закона под занавес 2020 года

23 ноября Президентом РФ были подписаны сразу 4 закона, вносящие изменения в налоговый кодекс Российской Федерации. Часть этих изменений были давно анонсированы, например, поправка о повышении ставки налога на доходы физлиц, превышающие сумму в 5 миллионов рублей за год.

Но были и те, что стали для налогоплательщиков сюрпризом. Подробнее о принятых законах и основных нововведениях, которые они привнесут в систему налогообложения – читайте в нашей статье.

А также о том, как учесть все нововведения, число которых перевалило только в последнем пакете законов за сотню, с помощью сервисов СБИС.

Последняя декада ноября 2020 года была богата на подписание различных законов главой государства, особенно продуктивным оказался понедельник, 23 ноября. В этот день Президент РФ подписал сразу четыре закона, вносящие изменения в налоговый кодекс РФ.

Какие законы были подписаны:

  • Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период». Суть закона: вводится прогрессивное налогообложение доходов, превышающих 5 миллионов рублей в год.
  • Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Суть закона: увеличен список видов деятельности, попадающих под патент (ПСН – патентную систему налогообложения).
  • Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации». Суть закона: вносит около 100 изменений в части первую и вторую НК РФ. Поправки в НК РФ неоднородные: часть из них носит сугубо технический характер, часть влечет за собой ощутимые изменения. В целом поправки оцениваются как послабляющие, дающие налоговые смягчения, льготы, прозрачность процедур.
  • Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Суть закона: до конца 2022 года продлено освобождение от НДС для предпринимателей, занимающихся племенным животноводством.

Наиболее весомым в списке новых законов эксперты называют Федеральный закон № 374, внесший целый калейдоскоп поправок в НК РФ. Именно этому закону мы посвятим значительную часть статьи, однако вкратце поясним и три другие закона от 23 ноября 2020 года, внесшие изменения систему налогообложения.

Более сотни изменений в одном законе: от процедурных до принципиальных

Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками.

В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9.

То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.

В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.

Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности — НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?

  • В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
  • В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
  • Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
  • Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
  • Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
  • В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
  • Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
  • По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
  • По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
  • По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
    • от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
    • матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
    • курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
    • расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2020 года,
    • датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
  • Уточнены способы удостоверения прав уполномоченного представителя налогоплательщика-индивидуального предпринимателя или физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
  • Определены случаи, при которых Налоговая декларация считается непредставленной, в частности, если установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, физическое лицо, подписавшее налоговую декларацию, дисквалифицировано и срок дисквалификации не истек на момент подачи налоговой декларации, в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям.
Читайте также:  Чем отличается бухгалтерский учет от налогового учета в 2023 году

Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.

В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.

Заработок выше 5 млн. руб. в год будет облагаться 15% НДФЛ

Федеральный закон № 372 меняет подход к налогообложению высоких доходов физических лиц. Он распространяется на тех, чей заработок в год превысит сумму в 5 миллионов рублей.

Закон вводит дифференцирующий подход к назначению ставки НДФЛ, ее величина будет зависеть от величины дохода и вида дохода. Вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.

Какие ставки НДФЛ вводятся:

  • 15% — на величину дохода, превышающего сумму в 5 миллионов рублей.
  • 13% — на доходы до 5 миллионов рублей включительно.

Повышенная ставка НДФЛ распространяется также на доходы по продаже ценных бумаг, но не распространяется на доходы от продажи имущества, страховые и пенсионные выплаты.

«Патент» станет доступнее

Федеральный закон № 373-ФЗ расширил возможности патентной системы налогообложения.

Во-первых, закон уточнил перечень видов деятельности, попадающей под ПСН и указал виды деятельности, которые не попадают по патентную систему налогообложения. Закон, по большому счету, адаптировал патент под реалии, под новые ниши, которые появляются в том или ином виде бизнеса.

Например, пункт о ремонте автотранспорта и мототранспорта в новом законе звучит так: ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.

Новый закон дает возможность работать на «патенте» рознице или общепиту площадью зала до 150 квадратных метров. Ранее эта площадь была ограничена 50 кв. м.

Также налогоплательщики получают право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, на платежи организации по добровольному страхованию работника на случай временной нетрудоспособности.

Племенных животных можно будет продавать без НДС

Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» продлил на два года (2021-2022 гг.) освобождение от уплаты НДС на ввоз и продажу для личных нужд племенных животных.

От уплаты НДС освобождаются те, кто ввозит и продает для личного использования племенной крупный рогатый скот, племенных лошадей, свиней, овец, коз, птицы и других животных, перечень которых установлен законодательно.

И это далеко не все изменения, которые ждут налогоплательщиков уже в ближайшем будущем. Изменения, уточнения, дополнения в НК РФ вносились на протяжении всего года, а также и в предшествующие годы были приняты изменения, действия которых начнется с 2021 года.

Нововведений следующий год привнесет множество, успеть за всеми уже невозможно без специальных автоматизированных сервисов.

СБИС Электронная отчетность поможет вести отчетность без сбоев за счет автоматического обновления форм и алгоритмов в соответствии со всеми законодательными новшествами.

Если же вам не поддается какой-то отчет и нужна помощь в его подготовке, мы готовы помочь. Готовы дать подробную консультацию по заполнению нужного отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности.

За подробностями о том, как с помощью сервисов СБИС учесть все нововведения в налоговом законодательстве, обращайтесь к нашим специалистам.

Поправки в НК: к чему готовиться налогоплательщикам в 2020 году

Госдума приняла законопроект № 720839-7 с поправками в НК. Что ждет налогоплательщиков, если документ примут в неизменном виде?

Ст. 208: налоговый агент будет платить НДФЛ за свой счет. Речь идет о случаях, когда агент не удержал налог, хотя должен был, и налоговики обнаружили этот факт. Сейчас в той же ситуации налог платит или доплачивает физическое лицо и работник не заинтересован в том, чтобы сообщить в налоговые органы о «серой» зарплате.

Ст. 217: педагогов освободят от НДФЛ с компенсаций в сумме до 1 млн рублей по государственной программе «Земский учитель». Сейчас налогом не облагают такие компенсации только медицинских работников.

Ст. 220: можно будет получить имущественный вычет за взрослых детей. Поправки внесут в пункт 6 статьи, получить вычет при покупке жилья можно будет на детей и подопечных независимо от возраста, если суд признал их недееспособными.

Ст. 230: формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно будет сдавать раньше, а именно до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать отчет о доходах физлиц в бумажном виде смогут только работодатели с численностью штата не более 10 человек.

Ст. 80: 3-НДФЛ можно будет сдать в МФЦ. Центры обяжут по просьбе налогоплательщика проставлять на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема. Эта дата будет считаться днем представления формы в налоговый орган.

Ст. 226: для фирм с «обособками» учет по НДФЛ станет проще. Организации с несколькими ОП на территории одного муниципального образования смогут перечислять НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких подразделений, либо по месту нахождения главного офиса.

Ст. 214: налогоплательщику, который не сдал 3-НДФЛ при продаже недвижимости, начислять налог по итогу камеральной проверки. Налоговики рассчитают налог по имеющимся у них данным. При продаже доходом станет цена сделки или 0,7 кадастровой стоимости (то, что будет больше по сумме). При дарении доходом будет кадастровая стоимость недвижимости.

УСН. Ст. 346.20: список видов деятельности для налоговых каникул при УСН расширится. Сейчас ИП на УСН может использовать ставку 0 % для предпринимательской деятельности в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Теперь в список войдут услуги по предоставлению мест для временного проживания.

ПСН. Ст. 346.51: патент можно будет купить на часть месяца. То есть платить патентный налог нужно будет за конкретное количество дней в течение календарного года, когда предприниматель ведет деятельность. Но по прежнему срок патента в одном налоговом периоде не может переходить за 1 января.

Ещё одна хорошая новость: сотрудников, которые заняты в деятельности, облагаемой в рамках другого режима, не нужно учитываться при подсчете лимита численности на ПСН.

Однако местные власти смогут ограничивать применение ПСН в зависимости от количества транспортных средств, сдаваемых площадей, объектов торговли и т.п.

Читайте также:  Может ли директор ООО быть самозанятым в 2023 году. Может ли учредитель ООО быть самозанятым

Также с 1 января 2020 года нельзя применять ПСН при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. Даже единичная продажа такого товара лишает бизнес права применять ПСН.

ЕНВД. Ст. 346.27: продавцов товаров, подлежащих маркировке, лишают права применять вмененку. С 1 января 2020 года им запретят продавать лекарства, обувь, одежду и принадлежности к ней, изделия из натурального меха.

Земельный налог. Ст. 397 НК: для организаций установили единый срок уплаты земельного налога — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ст. 92: налоговики смогут осматривать помещения, вещи и документы организации, в отношении которой взыскивается недоимка свыше 1 млн рублей. Однако при условии, что решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней. Проводить осмотр инспекторы смогут не более одного раза по одному решению и с согласия организации.

Ст. 430: адвокаты во время приостановления статуса будут подавать в ИФНС только соответствующее заявление. Дополнительных документов с них не будут требовать.

Изменится порядок расчета фиксированных взносов: при освобождении от них в середине года сумма будет рассчитана пропорционально дням, а не месяцам.

Компании с обособленными подразделениями будут платить взносы и сдавать РСВ по месту нахождения ОП, только если организация открыла для него счет в банке. В ином случае сделать это можно по месту нахождения компании.

Однако сдать РСВ на бумаге смогут только те страхователи, в чьем штате числится не более 10 сотрудников. Сейчас этот порог составляет 25 человек.

Ст. 30: в ней пропишут возможность передачи документов от ИФНС налогоплательщику и наоборот через МФЦ.

Налоговые органы получат право раз в квартал напоминать налогоплательщикам о залолженностях по налогам с помощью СМС-сообщений и электронной почты.

Ст. 23: организации должны будут сами напоминать налоговикам об имуществе, на которое они не получили налоговое уведомление. Направить в налоговый орган сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков нужно будет в течение года, если в предыдущий налоговый период инспекция не прислала сообщение об исчисленной сумме налога на данные объекты.

***

Это только краткий обзор изменений, с которыми заинтересованные могут ознакомиться по ссылке на законопроект в начале статьи. Чтобы не упустить сроки, когда поправки вступят в силу, следите за новостями на сайте нашей компании.

Тихая революция в налоговой системе

Российскую налоговую систему в ближайшие три-четыре года ждет революция. Такой вывод можно сделать на основе анализа изменений в цифровых взаимоотношениях ведомства с бизнесом. Федеральная налоговая служба (ФНС) последовательно идет по пути отказа от интерпретаций Налогового кодекса (НК) к полной стандартизации налогового учета.

Итогом станет то, что не компании будут самостоятельно исчислять налоги, а налоговая служба, получив всю полноту данных, будет выставлять уведомление об уплате налогоплательщику.

Что ждет бизнес и как заранее подготовиться к изменениям, разбираемся с заместителем директора продукта T1 EasyTax Лидией Черновой и методологом продукта Майей Воробьевой.

Что нового ждет систему налогового мониторинга?

Институт налогового мониторинга развивается с 2016 года. С 2017 по 2021 год число крупнейших налогоплательщиков, выбравших этот механизм взаимодействия с ФНС, выросло с 7 до 209 организаций.

На 2022 год заявления о подключении налогового мониторинга подали еще 130 компаний. К 2024 году ожидается, что общее количество участников превысит 8 тыс.

Это демонстрация доверия бизнеса к новой системе администрирования, которая предусматривает «бесконтактную» работу с налогоплательщиками в режиме реального времени.

Законодательные новеллы 2020–2021 годов подводят правовую основу для дальнейшей эволюции налогового мониторинга. При этом меняется и способ цифрового взаимодействия. В начале ноября ФНС объявила о том, что с 2023 года начнется постепенный переход к прямому контакту налоговиков с юрлицами.

T1 EasyTax — электронный сервис, обеспечивающий взаимодействие между ФНС и налогоплательщиком в рамках новой формы налогового контроля.

Система позволяет реализовать все требования ФНС РФ для участников налогового мониторинга, как текущие, так и вступающие в силу с 2024 года, включая прямое подключение к АИС «Налог-3».

Т1 EasyTax обеспечивает получение, размещение и хранение исходных данных и расшифровку показателей налоговой и бухгалтерской отчетностей, а также имеет удобные пользовательские интерфейсы и пул инструментов для работы и настройки.

Сейчас налоговый мониторинг, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществляться тремя способами, напоминает заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова. Первый вариант: инспектору ФНС может быть открыт непосредственный доступ к учетной ИТ-системе предприятия, к необходимой отчетности и документам для осуществления контроля.

Второй вариант — это витрина данных, тот же самый функционал с доступом к отчетности, только не внутри учетной системы, а во внешней среде и где инспектор может все проанализировать и проверить.

Третий вариант — электронный документооборот, подразумевающий, что соответствующие файлы оперативно отправляются по телекоммуникационному каналу (ТКС) через операторов ЭДО в адрес ФНС.

Но на текущий момент фактически возможны только два сценария: от общения посредством ТКС налоговая служба отказалась в конце прошлого года, когда было сделано заявление, что этот способ будет работать только до 2024 года. Официальные причины отказа — существенные финансовые и временные затраты, снижение безопасности передачи информации и скорости обмена данными.

Бизнес, который мыслит более чем годовыми стратегиями, оказался на развилке: открывать прямой доступ в учетную систему или на витрину данных. Пока размышляли и выбирали ИТ-решение, изменилась парадигма.

С 2024 года уже не требуется, чтобы инспектор заходил во внутренние ИТ-системы, у каждой из которых уникальные интерфейс, пароли-явки, и разбирался в данных, поясняет Майя Воробьева, методолог продукта T1 EasyTax.

«Сотрудник ФНС хочет работать на своей территории и получать все те сведения, которые раньше выкладывались на витрины или в учетную систему, в полном объеме в своем рабочем компьютере в привычной системе АИС ”Налог 3”»,— отмечает она. Иными словами, трансформируется сам принцип налогового мониторинга. При этом выставляются новые требования к взаимодействию.

Во-первых, полностью исключается электронный документооборот с помощью посредника, даже сертифицированного: в системе будут напрямую общаться только два участника — налогоплательщик и налоговый инспектор.

Во-вторых, передавать по защищенным каналам связи они будут не привычную налоговую отчетность. Если сейчас российские компании сдают декларации и пакет регистров, подтверждающих данные деклараций, то вскоре они обязаны будут предоставлять стандартные файлы налогового аудита (SAF-T).

Их формат еще только разрабатывается ведомством. По сути, это срез учетной системы в отношении какого-то конкретного налога, содержащий полную аналитику по всем операциям, событиям, проводкам, документам…

Огромный массив данных, не сгруппированных в декларацию, а представляющих собой слепок с учетной системы, будет отправляться в адрес ФНС.

Кардинальная смена подхода к налоговому мониторингу явно указывает на быстрое приближение налоговой реформы, обращает внимание Лидия Чернова. «Фактически в стране начинается эра уведомительного налогообложения, при котором не спрашивают, сколько вы заплатили, а ставят перед фактом, сколько должны.

Об этом говорит и запущенный в середине ноября эксперимент по автоматизации налогообложения микропредприятий.

Участников эксперимента освобождают от необходимости подавать налоговые декларации: налог рассчитывается автоматом на основании данных контрольно-кассовой техники и движений средств по банковским счетам»,— поясняет Лидия Чернова.

Этот метод налогового администрирования также используется при налогообложении самозанятых: онлайн-сервисы по контролю за поступлением выручки каждого участника системы позволяют автоматически рассчитать налоги и контролировать сроки их оплаты.

В корпоративном мире подобные правила уже действуют при начислении транспортного и земельного налогов: инспекторы используют свои базы по имуществу, зарегистрированному на предприятиях, и сами исчисляют сумму, которую необходимо уплатить. С 2023 года такая же система будет использоваться по налогу на имущество предприятий в части имущества, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости.

Эти методы используются и в других странах, например в Норвегии, Казахстане, Польше, но точечно. Например, в Норвегии SAF-T-файлы используются в целях налога на прибыль, в Польше — НДФЛ. Те скорости и те масштабы, которые предлагает наша ФНС, можно назвать беспрецедентными, считает Майя Воробьева.

Что сделать, чтобы подготовиться?

Во-первых, серьезным образом модернизировать существующие ИТ-системы компании, уверена Лидия Чернова.

Это касается как учетных систем предприятия, так и биллингового ПО для расчетов с клиентами и электронных архивов.

Их однозначно придется перестраивать, после того как ФНС выдаст требования к стандартным файлам налогового аудита. Сейчас предполагаемый объем данных в полном объеме не формируется ни в одной из учетных систем.

Для осуществления стопроцентной интеграции ИСО налогоплательщиков с АИС «Налог-3» целесообразно предусмотреть возможность организации информационного хаба, который будет представлять собой более совершенную замену используемых в настоящий момент витрин данных. Этот электронный сервис будет автоматически с определенной периодичностью выводить информацию из всех ИТ-систем организации после каждого закрытия бухгалтерского и налогового периодов.

Во-вторых, автоматизировать систему внутреннего контроля, так как данный механизм становиться основным критерием доверия получаемой ФНС информации. Проверять работоспособность и эффективность системы будет само ведомство.

Читайте также:  Образец технического задания на видеонаблюдение 2023 | Скачать форму, бланк

В-третьих, неизбежны кадровые изменения. Функционал традиционной бухгалтерии по отражению фактически совершенных операций будет смещаться в сторону рискориентированного анализа операций до их фактического осуществления.

В любом случае, уверена Лидия Чернова, нужно быть готовым к революционным изменениям в части налогового администрирования — функция ФНС по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов будет заменена на контроль за правильностью отражения операций в целях налогообложения и своевременностью уплаты налогов. При этом функцию исчисления налогов и сборов налоговые органы возьмут на себя, и она будет полностью автоматизирована. Ждать, по-видимому, недолго.

  • Преимущества решения T1 EasyTax:
  • Комплексное решениеТ1 EasyTax — это решение под ключ для клиента
  • ИмпортонезависимостьПродукт является разработкой российской компании
  • РазмещениеВозможность размещения продукта: cloud и on-premise
  • УниверсальностьМожет взаимодействовать с любой учетной системой: SAP, 1С и другими.
  • АктуальностьПолное соответствие актуальным требованиям ФНС РФ
  • УдобствоВозможность настроить интерфейсы и ИТ составляющую под каждого клиента
  • Техническая поддержкаОсуществление технической поддержки на всех этапах работы продукта
  • Методологическое сопровождениеОпытная команда методологов, работающая с ФНС и в области налогового мониторинга с 2016 года, сопровождает весь процесс внедрения.

Фнс ускорила предоставление налоговых вычетов для россиян — рбк

По данным ФНС за 2020 год (более свежей статистики нет), социальные вычеты разных типов были предоставлены 2,6 млн налогоплательщиков на общую сумму 139 млрд руб.

На получение имущественных вычетов на покупку жилья и по уплате процентов за ипотеку от физлиц было подано 5,3 млн заявлений об уменьшении налоговой базы на сумму 2 трлн руб. По имущественному вычету при продаже имущества подано 1,5 млн заявлений на сумму 1,6 трлн руб.

Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2020 года по всем типам вычетов, составила 287,7 млрд руб.

Решение налоговых органов о сокращении срока камеральной проверки по предоставлению имущественных вычетов до 15 дней не только актуально и востребовано обществом, но и позитивно для бюджетного процесса, уверен Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. «Таким образом ФНС сокращает срок оборота средств граждан и ускоряет процесс вовлечения их в оборот реального сектора экономики. То есть фактически замороженные в течение одного-трех месяцев средства будут «заходить» в экономику (в частности, в сектор розничной торговли) быстрее», — поясняет собеседник РБК.

С прошлого года ФНС упростила получение имущественных и инвестиционных вычетов (с возникшим на них правом после 1 января 2020 года), сократив процедуру до одного шага — от налогоплательщика требуется лишь заполнить заявление, не направляя декларацию о доходах и другие документы.

Для обоих вычетов сократился срок рассмотрения заявлений и перечисления возврата — с четырех до полутора месяцев.

Нововведение облегчило процедуру тем, кто приобрел жилье по антиковидной программе льготной ипотеки, а также владельцам индивидуальных инвестиционных счетов (в пандемию был инвестиционный бум: по данным ЦБ, число ИИС за 2020 год выросло более чем в два раза, до 3,5 млн штук). На социальные вычеты упрощенная Процедура не распространилась.

Те послабления для вычетов вносились через соответствующие поправки в Налоговый кодекс, то есть с прохождением всего законодательного цикла — от внесения в Госдуму до подписания президентом.

Сейчас же ФНС провела инициативу в рамках внутриведомственной директивы, для чего не требуется одобрение парламента. Это обусловлено «стремлением оперативно решить вопрос», полагает Саськов.

Вместе с тем распоряжение не носит временный характер, новые сроки будут соблюдаться постоянно, пояснили источники РБК.

Ранее правительство получило полномочия принимать социально-экономические решения без участия парламента, чтобы быстрее реагировать на вызовы в условиях санкционного давления.

При сокращении срока проверок до 15 дней налоговым инспекциям может не хватить трудовых ресурсов для этих функций, предупреждает ведущий Юрист практики «налоговые споры» юрфирмы «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Земченков.

Даже при старых сроках профильные сотрудники часто не успевали получить от налогоплательщиков необходимую информацию. Например, инспекторов могло не устроить качество прикрепленного документа, но была возможность запросить у налогоплательщика более четкую копию, на что требовалось время.

Теперь в подобных случаях инспекторы, рискуя не уложиться в сроки, будут вынуждены закрывать проверку, опасается юрист.

Принимать положительное решение о возврате в спорных ситуациях для инспекторов чревато наказанием в случае ошибки. «При рассмотрении вопроса о вычетах речь идет о возврате денег из бюджета.

За неправомерный возврат сотрудник рискует не отделаться только недовольством руководителя или урезанием премии.

Ошибку могут перевернуть в уголовную плоскость и наказать сотрудника за халатность, злоупотребление должностными полномочиями, если посчитают, что в погоне за соблюдением установленных руководством сроков сотрудник закрыл проверку, [ошибочно] подтвердив право на вычет», — рассуждает юрист.

Чтобы увеличить трудовые ресурсы, налоговые инспекции могут бросать на камеральные проверки работников других отделов, предполагает Земченков.

Это опасно тем, что у непрофильных сотрудников может возникнуть такая логика — откажу в возврате, а если буду не прав, налогоплательщик подтвердит свое право на досудебной стадии спора, говорит эксперт.

«Таким образом, решение об уменьшении срока камеральных проверок при всей социальной направленности этой инициативы может привести к увеличению количества досудебных споров, что вызовет дополнительное недовольство у самих налогоплательщиков», — предполагает он.

Однако Саськов не разделяет эти опасения. По его оценке, основная часть процедуры камеральной проверки осуществляется с помощью цифровых процессов. В пресс-службе ФНС сказали РБК, что расширение сервисов для налогоплательщиков «происходит за счет электронных технологий администрирования».

Ассоциация банков России обратилась в Минфин и Госдуму с просьбой внести поправки в Налоговый кодекс

Ассоциация банков России предлагает внести изменения в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, которые позволят исключить взимание налогов с заемщиков, которые ранее получили займы от работодателей в рамках стимулирующих корпоративных социальных пакетов.

Например, с учетом реализации государственных программ льготного кредитования для ипотечных кредитов предлагается полностью исключить взимание налога и удалить из рассматриваемой нормы условие о нахождении заемщика в трудовых отношениях с кредитором. В отношении иных кредитов предусмотреть налогообложение материальной выгоды, только если ставки для работников и третьих лиц отличаются.

Другим возможным решением для таких кредитов могла бы стать формулировка о сравнении уровня ставки с нормируемым показателем (2/3 ставки рефинансирования) на момент заключения договора. При этом необходимо исключить пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ. Указанным мерам предлагается придать ретроспективное действие – с 1 января 2022 года.

В письме также содержится просьба рассмотреть возможность изменения ст.214.2 НК РФ и перехода к использованию среднего значения ключевой ставки Банка России за налоговый период, взамен ее значения, действующего на первое число налогового периода.

Ассоциация банков России отмечает, что на начало 2022 года ключевая ставка Банка России составляла 8,5 процентов годовых.

В ситуации более чем двукратного роста ключевой ставки и пропорционального увеличения процентных ставок по банковским вкладам действующий порядок определения сумм налога дестимулирует сбережения значительной части банковских клиентов.

В соответствии с предварительными оценками, под данный налог попадут сбережения более чем 10 млн граждан, суммы вкладов которых превышают 400 тыс. рублей.

Еще одна неопределенность налогового законодательства мешает банкам-кредиторам осуществлять поддержку заемщиков, испытывающих финансовые сложности, путем прощения части долга.

В качестве дополнительных мер поддержки банки предлагают заемщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, альтернативные способы урегулирования просроченной задолженности. Один из способов реструктуризации кредитов предполагает прощение части долга по выданным кредитам при условии возврата оставшейся части.

Однако существует риск того, что такое прощение долга заемщика не приведет к уменьшению налоговой базы кредитной организации по налогу на прибыль. По смыслу п.2 ст.

266 НК РФ безнадежными долгами признаются только те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Положение Банка России 590-П определяет случаи, по которым признает ссуду безнадежной, но формулировки Налогового кодекса и Положения 590-П совпадают не полностью и часть задолженности, которая прощается по инициативе банка с целью помощи заемщику, попавшему в сложную жизненную ситуацию, может не признаваться налоговым органом безнадежной. Как следствие, она не может быть списана за счет сформированных кредитной организации резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России № 590-П.

В заключение письма Ассоциация банков России просит подтвердить право банков списывать задолженность заемщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Положением Банка России № 590-П при реализации программ реструктуризации (с частичным прощением долга) просроченной кредитной задолженности заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с введением против России международных санкций и пандемией коронавирусной инфекции.

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *