Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.
Скачать документбесплатно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .docСкачать образец приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .doc
Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест.
Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%.
Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.
Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.
Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.
Кто составляет
Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.
Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.
Составные части приказа
Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:
- Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
- Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
- Город и дату.
После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:
- Ссылки на Федеральный Закон №181-ФЗ.
- Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
- Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
- Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
- Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
- Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
- Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
- На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.
Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.
Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.
Положенные льготы
Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:
- Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
- В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
- Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
- Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
- Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.
В принципе, требования не очень жесткие.
К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.
Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.
В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:
- Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
- Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
- Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.
Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.
Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный Нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.
Скачать документбесплатно
«Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов»
В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места
Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.
Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.
Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.
Если Прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.
Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:
- организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
- организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
- создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
- стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
- организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
- расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.
Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.
Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Закон «О защите прав инвалидов в РФ» обязывает работодателей обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квотой. В статье разберем, как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов, а также выясним, какая ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов предусмотрена для работодателей.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Согласно закону №181-ФЗ от 24.11.1995 года, содействие в трудоустройстве является одним из направлений государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями.
Работодатели (как юрлица, так и ИП), независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры, обязаны обеспечить рабочие места для инвалидов в необходимом количестве. Трудоустройство инвалидов осуществляется путем создания новых рабочих мест либо выделения должностей из уже имеющихся в штатном расписании.
При организации трудоустройства инвалида работодатель должен учитывать следующие особенности:
- Работодатель принимает решение о трудоустройстве кандидата вне зависимости от наличия инвалидности. Гражданин с ограниченными возможностями вправе не сообщать потенциальному работодателю о присвоении инвалидности.
- Если инвалид проинформировал работодателя о своем статусе, то работодатель, в свою очередь, обязан обеспечить сотрудника необходимыми условиями труда, которые полностью соответствуют медицинским показаниям работника.
При создании (выделении) рабочего места для инвалида работодатель обязан выполнять следующие требования:
- Квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в пределах квоты, установленной ст. 21 закона №181-ФЗ и региональными нормативными актами.
- Должность. Работодатель вправе нанимать инвалидов на должности (профессии), которые согласно Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года, являются максимально подходящими для лиц с ограниченными возможностями.
- Условия труда. Согласно ТК РФ, характер работ, выполняемых инвалидом на основании трудового договора, не должен противоречить медицинским показаниям работника и программе реабилитации. Кроме того, работодатель не вправе привлекать работника-инвалида к работе в выходные дни, ночные смены, а также сверхурочно.
статью ⇒ «Сверхурочные работы для инвалида: как оформить, расчет выплат».
Как рассчитать квоту: формула
При расчете квоты по трудоустройству инвалидов работодатель руководствуется следующими нормами:
- Закон «О защите прав инвалидов». В соответствие со ст. 12 закона №181-ФЗ, квотирование рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере не более 3% для фирм со средней численностью от 35 до 100 человек включительно. Организации, количество сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны трудоустраивать инвалидов в пределах квоты от 2% до 4%.
- Нормы регионального законодательства. Конкретные размеры квоты по трудоустройству инвалидов устанавливаются на основании законодательных актов конкретного региона. Муниципальные власти могут применять дифференцированный подход к установлению квоты для предприятий с численностью сотрудников свыше 100 человек. К примеру, квота для фирм с численностью сотрудников от 100 до 500 человек может составлять 3%, для организаций со штатом свыше 500 единиц – 4%.
- Формула расчета квоты имеет следующий вид:
- Инв = СрСпис * Квота,
- где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем; СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия; Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.
Контроль выполнения квоты по трудоустройству инвалидов
Контролирующие органы осуществляют постоянный мониторинг работодателей на предмет выполнения квоты по трудоустройству инвалидов.
В соответствие с законодательными нормами, организации обязаны ежемесячно составлять и подавать отчет, содержащий сведению по трудоустройству инвалидов («Информация о рабочих местах для инвалидов»). Отчет подается в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации.
На основании отчета, ЦЗН проверяет выполнение работодателем установленной квоты по трудоустройству инвалидов, после чего передает необходимые сведения в Государственную инспекцию труда (ГИТ).
Трудовая инспекция осуществляет контроль выполнения квоты путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В ходе проверки ГИТ вправе запросить документы, провести переговоры с сотрудниками, осмотреть помещения.
Общая цель проверки ГИТ – контроль соблюдения работодателем требований относительно трудоустройства инвалидов (выполнение квоты, обеспечение необходимыми условиями труда, ограничения в части привлечения к сверхнормативному труду).
статью ⇒ «Ночные смены для инвалида: как оформить, расчет выплат».
Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов: ответственность работодателя
В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается Штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.
Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.
Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.
- Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:
- СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
- где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
- Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.
- К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2020 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)
Пример
АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.
В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:
- 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
- 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Старт-2» во 2-м полугодии 2020 года:
Отчетный период | Количество сотрудников | Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде | ||
Принято в отчетном периоде | Уволено в отчетном периоде | Отработали полный месяц | ||
Июль 2020 | – | – | 88 | |
Август 2020 | – | – | 88 | |
Сентябрь 2020 | 20 | – | 88 | 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2020, период работы – 11 календарных дней |
Октябрь 2020 | – | 5 | 103 |
Полномочия по надзору за квотированием рабочих мест для инвалидов хотят передать трудовой инспекции
Минтруд России подготовил проект поправок в ст. 356 Трудового кодекса, предусматривающий расширение полномочий федеральной инспекции труда. В их число планируется включить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В настоящее время надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (подп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Отметим также, что поручение указанных функций ГИТ, очевидно, потребует и внесения изменений в КоАП, поскольку на сегодняшний день в силу п. 87 ч. 2 ст. 28.
3 указанного кодекса составлять Протоколы об административных правонарушениях, заключающихся в неисполнении работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, могут только должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения. Однако пока о подготовке такого рода поправок в КоАП РФ нам неизвестно.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Трудоустройство инвалидов в РФ в 2020 году — льготы при приеме инвалида на работу
Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности.
Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2020 г.
Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.
С 2020 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Председатель ВОИ М. Терентьев
Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов
В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:
Предоставление рабочих мест инвалидам
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:
Численность работников, чел. | Размер квоты, % |
Более 100 | 2-4 |
35-100 | 3 |
В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.
Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.
Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту
Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.