Из статьи вы узнаете:
Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Уже давно следует сдавать отчеты в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст.
25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19.04.1991 № 1032-1). Формы представления сведений утверждены приказом Минтруда от 26.01.
2022 № 24, они действуют с 11 февраля 2022 года.
О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров (приложение № 1). Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников (п. 2 ст. 25 Закона о занятости) | Не позднее чем за два месяца — организация-работодатель |
Не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий — ИП-работодатель | |
Не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий | |
О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2) (п. 2 ст. 25 Закона о занятости) | В течение трех рабочих дней после принятия решения |
Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства (приложение № 3). Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение № 4) (п. 3 ст. 25 Закона о занятости) | Ежемесячно |
Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение № 5) (п. 3 ст. 25 Закона о занятости) | Ежемесячно |
В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576). Рассмотрим, что изменилось.
Утвердили способы подачи сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости (см. в таблице):
- размещать на единой цифровой платформе «Работа в России»;
- представлять непосредственно в службу занятости;
- подавать почтовым отправлением с описью вложения;
- отправлять в виде электронного документа.
Утвердили перечень работодателей, которые обязаны размещать сведения из п. 3 ст. 25 Закона о занятости на портале «Работа в России» и не могут передавать их другими способами:
- работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек;
- органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Для работодателей из предыдущего пункта добавили обязанность размещать на портале «Работа в России» новые сведения (п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости):
- о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
- наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
- наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28.06.2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 16.2 Закона о занятости).
Каждая организация, которая размещает информацию на портале, должна создать «Личный кабинет работодателя». Для этого она может зарегистрироваться непосредственно на сайте «Работа в России» или сделать это через Госуслуги. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для работодателей:
Шаг 1. Зарегистрироваться на портале
В правом углу портала нужно нажать кнопку «Войти и зарегистрироваться». Ввести личные данные: e-mail, фамилию, имя, отчество, придумать пароль. Ниже ввести данные работодателя: ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП (если есть), наименование организации и полное юридическое наименование организации, для ИП в этой строке указать ФИО.
Если компания зарегистрирована на портале Госуслуг, то на сайте «Работа в России» нужно нажать лишь «Войти через Госуслуги». В личный кабинет сразу загрузятся данные с Госуслуг, которые нужны будут для размещения сведений на платформе.
Шаг 2. Ввести сведения о вакансии
Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 3.2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ.
Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).
Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.
Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные.
Шаг 3. Работа с соискателями
Искать работников на портале можно несколькими способами:
- Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
- В личном кабинете: смотреть, кто заинтересовался вакансией, знакомиться с резюме кандидата, вести переписку, отправить приглашение на собеседование.
- Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить.
Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 5. ст. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.
Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)
Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале
Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов».
Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26.01.
2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».
После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято».
Перед подачей отчета в ваш центр занятости, уточните его требования, так как в каждом регионе правила отличаются: некоторые разрешают не подавать сведения при отсутствии данных, а другие требуют ежемесячно сдавать нуевые отчеты. В то же время, поскольку законом предусмотрено ежемесячное представление сведений, отчеты можно подать с нулевыми показателями и это не будет ошибкой. Центр занятости может принять или отклонить его, если он будет не нужен.
Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить Штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП).
Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту
Минтруд подготовил проект о новом порядке регистрации безработных
© Игорь Самохвалов / ПГ
Министерство труда и соцзащиты разработало проект постановления Правительства о порядке регистрации безработных граждан, регистрации россиян для поиска подходящей работы и требованиях к её подбору. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
В конце июня президент Владимир Путин подписал закон о создании Единой цифровой платформы занятости .
Документ, в частности, предусматривает, что службы занятости будут максимально использовать электронный формат взаимодействия с соискателями наряду с очным приёмом граждан.
Для региональных отделений служб занятости введут единые стандарты работы, а искать вакансии люди смогут на едином портале на основе действующего сайта «Работа в России».
Проект предусматривает порядок подачи гражданином заявления о предоставлении помощи в поиске подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, портала госуслуг, путём личного посещения органов служб занятости. Также документ предполагает разделение потоков граждан, обратившихся за такой помощью, в зависимости от их мотивации к трудоустройству (претендующих и не претендующих на признание безработными).
Найти работу можно будет на единой онлайн-платформе
Согласно документу, подбор работы зарегистрированным гражданам и безработным осуществляется исходя из сведений о вакансиях, содержащихся на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Предлагать работу, где зарплата будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, нельзя. Для тех, чей средний заработок превышал величину прожиточного минимума в регионе, подходящей не может считаться работа, где предлагаемый заработок ниже этой величины.
Региональные службы занятости перестанут использовать свои информационные системы (кроме региональных порталов госуслуг) для реализации положений документа.
В Калужской, Ленинградской, Самарской областях, в Ставропольском крае такая норма начнёт действовать со дня вступления в силу постановления, а во Владимирской, Рязанской, Ульяновской, Кемеровской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Тюменской, Московской областях, в Красноярском, Краснодарском и Пермском краях, в Республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, в Санкт-Петербурге — с 1 ноября 2021 года. В Москве она вступит в силу с 1 января 2023 года, а в остальных регионах — с 1 января 2022 года.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в марте.
Разработан порядок предоставления работодателями информации о вакантных должностях
Выбор редакции
Минтруд России вынес на общественное обсуждение проект1 правительственного приказа, который конкретизирует требования к предоставлению работодателями информации для содействия в обеспечении занятости.
Напомним, что с 1 января 2022 года работодатели с численностью работников более 25 человек обязаны размещать на единой цифровой платформе «Работа в России» информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и специальных рабочих мест, оборудованных для инвалидов (п. 3.2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). То же касается компаний c госучастием, государственных и муниципальных органов и учреждений, а также унитарных предприятий.
В проекте уточняется, что работодатели обязаны представить данные о:
- ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров;
- введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;
- применении в отношении работодателя банкротных процедур;
- созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- потребностях в работниках и об условиях их привлечения, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Какой юридический статус имеет предложение о работе (job offer)? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
Сведения о нахождении в процессе банкротства, а также о работе по трудоустройству инвалидов подаются ежемесячно по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного месяца и представляются в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем.
О ликвидации, сокращении численности или штата работников и т. п. работодатели должны информировать заблаговременно, сроки уведомления уже установлены законом (п. 2 ст. 25 закона о занятости).
О появлении новых вакансий необходимо будет отчитываться не позднее чем на следующий день.
Если работодатели не имеют отношения к госсектору и численность их работников равна или меньше 25, они вправе будут отчитаться через платформу «Работа в России» либо непосредственно в службу занятости (на бумаге или в электронном виде, лично или почтовым отправлением). Все остальные будут обязаны направлять информацию исключительно первым способом.
_____________________________
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О порядке представления работодателями сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/09-21/00120363).
- Документы по теме:
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Новые отчеты в службу занятости с апреля 2020 года
Новые формы и новые правила подачи отчетов по кадрам введены Минтрудом в марте 2020 года. Что это за отчеты? Кому, как и когда их сдавать? Все разъясним в этой статье.
Новая отчетность работодателей в связи с коронавирусом
Изменения в отчеты, подаваемые в службу занятости, внесены Приказом Минтруда от 24.03.2020 № 152 «О внесении изменений в проведение оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников».
Напомним, что до развития ситуации с коронавирусом органы занятости отслеживали информацию о работниках:
- уволенных в связи с ликвидацией или сокращением штата (форма № 1-МВ);
- уволенных в связи с ликвидацией и сокращениями из градо- и системообразующих организаций (форма № 2-МВГ);
- уволенных в моногородах (форма № 3-МВМ);
- уволенных и планируемых к увольнению с предприятий, где численность персонала более 500 человек (форма № 4-МКО).
По Приказу № 152 каждая из отчетных форм дополнена новыми графами. Службу занятости нужно проинформировать о:
- долгах по зарплате;
- численности работников, которые на момент подачи отчета находятся на удаленке;
- численности работников, для которых установлено неполное рабочее время (день, неделя) на дату подачи отчета;
- численности работников, отправленных в простой;
- численности работников, отправленных в отпуск без сохранения заработка;
- численности работников, уволенных в связи с введением ограничительных мероприятий по противодействую пандемии коронавируса;
- численности работников, которых планируется уволить в связи с введением ограничительных мероприятий.
В какие сроки сдавать новый отчет в службу занятости
Появление новых требований связано с выходом Постановления Правительства от 08.04.2020 № 460.
Речь в нем идет в основном о назначении повышенных пособий по безработице гражданам, потерявшим работу из-за антикоронавирусных мер.
Чтобы упростить таким людям регистрацию и обращение за пособием, службу занятости обязали самостоятельно проверять предоставленную гражданином информацию об увольнении и заработке.
Подобными оперативными данными на момент принятия постановления фонд занятости не располагал. Поэтому специалистов фонда наделили правом запрашивать информацию у ПФР и у работодателей.
Это привело к двум важным последствиям для кадровых служб работодателей:
1. Форму СЗВ-ТД надо сдавать в ПФР на следующий рабочий день после состоявшегося увольнения.
Формально министры не имели права менять положения федерального закона (до 01.01.2021 действовала отсрочка обязанности сдавать СЗВ-ТД на следующий день после кадровых изменений по Закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «О персучете»). Однако законопроект, который уже рассматривается Госдумой, введет необходимые правовые поправки задним числом — с 01.04.2020. Поэтому новшества нужно выполнять.
2. Еженедельно предоставлять в службу занятости отчет с данными, сформулированными в Приказе Минтруда № 152.
Пока отдельного официального документа нет. Сотрудники службы занятости сами информируют руководство работодателей о необходимости подачи сведений и сроках.
Штрафов за несдачу или ошибки пока тоже не предусмотрено.
Но учитывая оперативность, с которой появляются новые НПА, регулирующие ситуацию с введением мер по противодействию вирусной пандемии, новые законы и штрафы возникнут очень скоро.
Новая отчетность в фонд занятости дистанционно
Пока нет официального регламента, отделения фондов на местах принимают отчеты несколькими способами. В одних регионах отчитаться можно в произвольной форме, направив скан-копию отчета на адрес предоставленной местным фондом электронной почты. В других местах фонд сам присылает письмо с приложенным бланком для заполнения (заполненный бланк шлют ответным письмом).
Заработал и сервис для дистанционного приема отчетов в службу занятости «Работа в России». Для использования сервиса нужно войти в качестве работодателя (вкладка «Работодателям» в правом верхнем углу экрана).
Для сдачи электронных отчетов с службу занятости регистрироваться на «Работа в России» нужно через сайт Госуслуг.
Инструкция по регистрации и сдаче отчета через портал службы занятости «Работа в России»
Подводим итоги
- Меры поддержки граждан, потерявших работу или заработок в период борьбы с коронавирусом, потребовали от службы занятости располагать оперативной информацией по увольнениям, изменениям условий работы и оплаты у обратившихся к ним граждан.
- Фонду занятости дали право истребовать нужные сведения у ПФР и работодателей.
- Работодатели с апреля 2020 года должны направлять в службу занятости еженедельный отчет с обязательными сведениями по перечню, утвержденному Приказом Минтруда № 152.
- Порядок и форму отправки сведений нужно уточнять в своем отделении фонда занятости. Однако по общему правилу сведения в любом формате предоставляются только дистанционно.
Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».
На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.
Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
С 1 января 2022 года вступили в силу новые нормы статьи Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации.
Они устанавливают, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек, обязаны размещать на Единой цифровой платформе Роструда информацию о потребностях в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также специальных рабочих мест для работы инвалидов. До конца прошлого года указанная информация предоставлялась работодателями в органы службы занятости.
— Это очень значимое нововведение, как для работодателей, так и для соискателей, которое позволит более качественно и в короткие сроки организовать предоставление государственных услуг, в том числе в электронном виде с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» — отметила министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова.
Информацию на портале обязаны размещать:- работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;- вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек;- органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;- государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;- юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования.Остальные работодатели могут предоставлять свои сведения непосредственно и в центры занятости населения: непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов.Также устанавливается единый порядок ежемесячного представления: сведений о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.При этом вся информация, размещаемая на единой цифровой платформе о потребности в работниках и об условиях их привлечения должна быть полной, достоверной и актуальной.
В настоящий момент в службе занятости республики функционирует система ежедневного сбора и обновления Единого Республиканского банка вакантных рабочих мест. Информация о вакантных рабочих местах ежедневно обновляется на информационном портале «Работа в России» (https://trudvsem.ru) и на Интерактивном портале службы занятости Республики Башкортостан (https://rabota.bashkortostan.ru).
По состоянию на 13 января 2022 года 4850 работодателями заявлены сведения о 49600 вакансиях.
Пресс-служба Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ.
Новый порядок предоставления информации :: Занятость населения Санкт-Петербурга
Уважаемые работодатели!
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 2576 от 30.12.2021 с 1 января 2022 года необходимо представлять информацию и сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», через единую цифровую платформу «Работа в России».
Обращаем ваше внимание! Представлять сведения и информацию посредством единой цифровой платформы «Работа в России» могут работодатели, авторизованные через Госуслуги (ЕСИА). Для этого организация должна быть зарегистрирована на портале «Госуслуг» и иметь личный кабинет на единой цифровой платформе «Работа в России».
В личном кабинете доступны соответствующие формы:
- сведения о банкротстве;
- информация о профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информация о рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
- Информация о потребностях в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов размещаются через личный кабинет в виде вакансий.
- Сведения и информацию, предусмотренные пунктом 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны предоставлять ежемесячно, не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
- Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», предоставляются в Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга в письменной форме, а также через единую цифровую платформу «Работа в России», в личном кабинете, где расположены соответствующие формы:
- сведения о ликвидации, сокращении численности;
- сведения о введении режима неполного рабочего дня, приостановке и об организации дистанционной работы
Сведения и информация предоставляются работодателями в Службу занятости населения, по формам, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.01.2022 № 24
Приказ Минтруда России № 24 от 26 января 2022 г
О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения
- В целях организации проведения оперативного мониторинга состояния рынка труда, в том числе представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – оперативный мониторинг), п р и к а з ы в а ю:
- форму представления работодателем сведений о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров согласно приложению № 1;
- форму представления работодателем сведений о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства согласно приложению № 2;
- форму представления работодателем сведений о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве) согласно приложению № 3;
- форму представления работодателем информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов согласно приложению № 4;
- форму представления работодателем информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, согласно приложению № 5.
- Федеральной службе по труду и занятости (М. Ю. Иванков) обеспечить:
- на основании информации, предоставляемой Пенсионным фондом Российской Федерации, а также работодателями и органами службы занятости субъектов Российской Федерации на Единую цифровую платформу в сфере занятостии трудовых отношений «Работа в России» (далее – Единая цифровая платформа), возможность получения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежедневно в онлайн-формате текущих результатов оперативного мониторинга на Единой цифровой платформе в разрезе, установленном согласно приложениям № 1-5 к настоящему приказу;
- на основании информации, представляемой органами службы занятости субъектов Российской Федерации, представление сведений о численности граждан, обратившихся в органы службы занятости и признанных в установленном порядке безработными, количестве свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленном работодателями в органы службы занятости[1], в Министерство трудаи социальной защиты Российской Федерации ежедневно согласно приложению № 6;
- контроль за актуализацией данных оперативного мониторинга.
- Пенсионному фонду Российской Федерации (А.С. Кигим) обеспечить еженедельно до 15-00 по четвергам предоставление в Федеральную службу по труду и занятости информации в разрезе организаций с указанием вида экономической деятельности, индивидуального номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, согласно перечню:
- 1) численность работающих;
- 2) численность уволенных;
- 3) численность принятых.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения:
- проводить анализ ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации по данным оперативного мониторинга;
- обеспечивать актуализацию сведений и информации, представляемых работодателями в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;
- оказывать содействие в размещении работодателями сведений и информации, представляемых в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерацииот 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»,
- на Единой цифровой платформе;
- размещать сведения и информацию, представляемые работодателями непосредственно в органы службы занятости населения согласно приложениям № 1 — 5 к настоящему приказу, на Единой цифровой платформе в течение 1 (одного) рабочего дня с момента их представления работодателями.
- Департаменту занятости населения и трудовой миграции Минтруда России (М.В. Кирсанов):
проводить анализ данных оперативного мониторинга;
направлять соответствующую информацию в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
- Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 30 декабря 2014 г. № 1207 «О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. № 664 «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1207
«О проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 9 марта 2017 г. № 253 «О внесении изменения в приложение № 7 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2017»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. № 708 «О внесении изменений в приказ Министерства трудаи социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1207«О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных
в органах службы занятости»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 марта 2020 г.
№ 152 «О внесении изменений в приложения № 1 — 8 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г.
№ 1207 «О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. № 201 «О внесении изменений в приказ Министерства трудаи социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1207«О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных
в органах службы занятости»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 июля 2021 г. № 497 «О внесении изменений в приказ Министерства трудаи социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1207 «О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных
в органах службы занятости».
Врио Министра О.Ю. Баталина
[1] Приложение № 9 к приказу Минтруда России от 20 октября 2021 г. № 738н «Об утверждении форм документов, связанных с предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения».
Минтруд изменит порядок выдачи пособий по безработице и статус самозанятых
Минтруд планирует разработать новую редакцию закона «О занятости населения», его концепция была представлена на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, сообщил РБК со ссылкой на министерство. Законопроект будет отвечать современным условиям рынка труда. Его внесут на рассмотрение в Госдуму осенью этого года.
В концепции документа обозначен круг проблемных вопросов, к которым министерство отнесло:
- Неконвенциональную (теневую) занятость. Минтруд предложил дать ей определение, указать последствия и закрепить в законе полномочия органов власти разных уровней в сфере рынка труда и необходимые механизмы.
В Минтруде пояснили изданию, что сейчас самозанятость – только налоговый режим, а для ввода механизма социальных гарантий сначала нужно закрепить правовой статус самозанятых. Также министерство предложило обсудить допустимую долю иностранного участия в платформах, которые нанимают таких работников.
- Правовой статус заемного труда. Министерство предложило определить правовой статус работников, которых их работодатель временно направляет к другим физлицам или юрлицам по договору о предоставлении труда. Предлагается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, которые оказывают подобные Услуги, и определить виды работ, для которых можно использовать заемный труд.
Также в документе предлагается разработать отдельное регулирование для компаний, которые предоставляют услуги в сфере занятости, наладить сотрудничество в области рынка труда в рамках Союзного государства и евразийского пространства, создать систему мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов.
Минтруд изменит правила выплат пособий безработным и опишет статус самозанятых
Минтруд разработал концепцию новой редакции закона «О занятости населения». Концепция не предлагает готовую структуру будущего законопроекта, а лишь обозначает круг проблемных вопросов, сообщили РБК в министерстве.
В качестве «болевых» точек в документе названы борьба с нелегальным трудоустройством, порядок выплат пособий безработным и нормы труда для самозанятых.
Планируется, что новый законопроект о занятости будет внесен в Госдуму на осенней сессии 2022 года.
Минтруд представил концепцию на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
В документе предполагается, что новый закон должен дать определение теневой занятости, описать ее последствия и закрепить полномочия органов власти по обелению рынка труда.
В ноябре 2021 года министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.
Минтруд в концепции предложил сделать индивидуальный план поиска работы главным механизмом взаимодействия безработных россиян со службами занятости.
Он станет обязательным для исполнения, составлять план будут при постановке безработного на учет. В случае невыполнения безработный может потерять пособие.
Минтруд допускает и возможность оказания службами занятости платных услуг сверх установленных законодательством.
Для самозанятых (плательщики налога на профессиональных доход) и работающих по договорам гражданско-правового характера установят нормы — по оплате услуг и времени работы и отдыха.
Закон также оговорит их доступ к социальным гарантиям — пенсионным правам, пособиям по безработице, временной нетрудоспособности и т.д. Для отслеживания соблюдения этих норм создадут саморегулируемую организацию (СРО).
В Минтруде пояснили, что механизмы социальных гарантий для самозанятых можно вводить только после законодательного закрепления их статуса.
Министерство также предложило обсудить допустимую долю иностранного участия в интернет-платформах, которые нанимают самозанятых. Новой редакцией закона предлагается установить правила использования заемного труда — когда работодатель по договору предоставляет сотрудников другом физическому или юридическому лицу.
Такой вид деятельности является переходным между классическими трудовыми отношениями и новыми формами занятости, отметил Минтруд.
Предусматривается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определить виды работ, для которых применим заемный труд.
Директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов предупредил о двух рисках доступа самозанятых к соцгарантиям. «Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента.
Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — отметил он. Руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Александр Башкатов отметил, что увязка плана поиска работы с выплатой пособия безработным соответствует международным практикам.
Так, в Великобритании невыполнение письменных обязательств безработным уменьшает размер его пособия.
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов считает, что сейчас властям не хватает системности в борьбе с теневой занятостью. Так, режим самозанятости привел к потере многими официального трудоустройства. По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых.
В ноябре 2021 года Минтруд представил проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.
Минфин предупреждал, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год. Серый фонд оплаты труда в России министерство оценивало в 10 трлн рублей.
По данным Росстата, в 2020 году он составил около 10,4 трлн рублей.