Минпросвещения разъяснило правила по доплате за кураторство педагогам техникумов и колледжей

Минпросвещения разъяснило правила по доплате за кураторство педагогам техникумов и колледжей

С 1 сентября 2021 года для педагогических работников колледжей и техникумов, осуществляющих одновременно с педагогической работой кураторство групп обучающихся, введена ежемесячная доплата в сумме 5 тыс. руб. Соответствующие расходы на себя берет федеральный бюджет – регионам будут предоставлены целевые межбюджетные трансферты для обеспечения указанных выплат.

В связи с поступающими вопросами о порядке начисления выплат педагогам – кураторам групп Минпросвещения России совместно с профсоюзом образовательной отрасли подготовили разъяснения по применению законодательства РФ при осуществлении таких выплат (Разъяснения Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2021 г.).

Выделим моменты, наиболее важные для бухгалтера:

В объеме предоставленных трансфертов учитываются установленные на федеральном уровне размеры районных коэффициентов и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к них местностям. Если в регионе применяются районные коэффициенты, превышающие эти размеры, то разницу должен покрыть региональный бюджет.

Денежное вознаграждение за кураторство выплачивается в дополнение к установленной региональной выплате за классное руководство из бюджета субъекта РФ.

В бухгалтерском учете и отчетности начисление и выплата ежемесячного денежного вознаграждения должны быть обособлены, а потому формировать эти выплаты нужно в отдельной ведомости. Подобные рекомендации ведомство давало в прошлом году, когда были введены выплаты за классное руководство в школах, теперь ими могут руководствоваться и учреждения СПО.

Вознаграждение за кураторство относится к компенсационным выплатам и является составной частью заработной платы педагогического работника, а потому:

  • выплачивается ежемесячно за полностью отработанное месяце время одновременно с выплатой заработной платы;
  • облагается НДФЛ;
  • учитывается при расчете уровня средней заработной платы отдельных категорий работников при определении ее отношения к средней заработной плате по региону;
  • учитывается при определении страховых взносов в ФСС, ПФР, ФОМС;
  • учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
  • учитывается при расчете среднего заработка, в т.ч. для оплаты отпускных;
  • учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Если в течение месяца часть времени педагог-куратор отработал, а часть времени был на больничном, то за отработанную часть календарного месяца будет пропорционально начислена заработная плата, в составе которой за дни фактической работы будет учтено денежное вознаграждение, а за дни нетрудоспособности – пособие по временной нетрудоспособности.

Кураторство в двух группах может быть возложено с выплатой вознаграждения временно на одного педагога в связи с заменой длительно отсутствующего по болезни или по иным причинам работника. А в случае необходимости кураторство может осуществляться педагогами из числа руководителей и других работников учреждения, ведущих занятия в данной группе.

Время каникул, а также периоды отмены или приостановки занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются для педагога рабочим временем (конечно, если на эти периоды не выпадает его отпуск).

За такие периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или отмене занятий с учетом ежемесячной выплаты за кураторство.

  • Документы по теме:
  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Минпросвещения — о доплатах за воспитание и новых профессиях в колледжах

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Дмитрий Глушко: Мы сделали предварительные расчеты. Задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с тем, что ложится на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться. Есть соответствующее поручение, и мы сейчас на стадии межведомственного обсуждения.

Мы полностью меняем подходы к воспитанию в сфере профобразования. Если раньше каждое учебное заведение формировало программу и календарь мероприятий на основе только своего опыта и знаний, то теперь эта работа будет системной.

Почему учебники для школ проходят госэкспертизу (исключены устаревшая информация и ошибки, нет научно не подтвержденных фактов), а учебники для СПО — нет?

Дмитрий Глушко: В среднем профобразовании есть два типа учебников: по общеобразовательным предметам и профессиональным дисциплинам. И да, есть проблема: использование учебников в колледжах, к сожалению, закон сегодня регулирует не так комплексно.

Колледжи по-прежнему могут использовать любые учебники с любым содержанием, и получается, что содержание одного и того же предмета у 10-классника и студента-первокурсника колледжа может сильно отличаться. Мы планируем урегулировать этот вопрос.

В 2021 году в колледжах, техникумах и училищах минпросвещения и Рособрнадзор впервые проведут Всероссийские проверочные работы

Почему это так важно? Рособрнадзор в свое время проводил исследования качества общего образования в колледжах. Они показали низкие результаты. А нам важно, чтобы колледж был привлекателен не только с точки зрения профессиональных компетенций и современных рабочих мест, но и с точки зрения качественного общего образования. Приведу пример.

Ежегодно из СПО выпускаются около 20 000 педагогов, из них большая часть — преподаватели начальных классов.

О каком качестве образования в начальных классах мы можем говорить, если не будем управлять качеством знаний, того же русского языка или математики у молодых педагогов, закладывающих фундамент образования детям в самом начале их образовательного пути? Поэтому в 2021 году в колледжах, техникумах и училищах мы совместно с Рособрнадзором впервые проводим Всероссийские проверочные работы. Участниками станут студенты первых курсов, поступившие после 9-х классов школы, и студенты, которые завершили обучение по общеобразовательным предметам в колледже. Это позволит оценить качество общего образования в системе СПО, скорректировать учебную программу.

Но главное все-таки — дать современную профессию?

Дмитрий Глушко: Профессиональные дисциплины тоже можно разделить условно на два блока. Есть фундаментальная часть, которая меняется относительно медленно: скажем, для сварщиков это основы материаловедения.

А есть «динамическая» часть, которая в разных профессиях может меняться раз в год или даже в полгода! Появляется новое оборудование, новые технологии и инструменты. Особенно это заметно на IT-специальностях.

Здесь нам предстоит наладить очень гибкую систему выстраивания образовательного процесса, включая методику преподавания.

Но главное, на что мы делаем ставку, — это повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. То, что они умеют и знают, как быстро они учатся чему-то новому в своей профессиональной отрасли… Ежегодно переобучаем более 5 тысяч человек.

И они не просто слушают лекции, а учатся работать на самом современном оборудовании по мировым стандартам и опыту WorldSkills Russia. После обучения преподаватели и мастера колледжей сдают практические экзамены. Причем экзаменаторами выступают сотрудники предприятий, профессионалы, реально работающие на рынке.

До 2024 года планируем обучить 35 тысяч преподавателей.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» в колледжах и техникумах за два года уже создано 1574 мастерских, оснащенных по последнему слову промышленности.

Среди приоритетных направлений — строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. К 2024 году в регионах появится 5000 таких мастерских.

Это очень дорогостоящий проект, на него предусмотрено финансирование из федерального бюджета в 24,79 млрд рублей.

В этом учебном году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников: стереотип о «ПТУ для троечников» в прошлом? Ваш прогноз — прием продолжит бить все рекорды?

Дмитрий Глушко: Да. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор «подрастет» еще на 50 тысяч.

Глобальная работа ведется в рамках национального проекта «Образование» — в регионах проводятся чемпионаты профмастерства «Молодые профессионалы — WorldSkills Russia». Это площадка для профориентации: тысячи школьников идут туда, чтобы посмотреть, чему они могут научиться. Оборудование многих колледжей уже опережает то, что есть на рынке и на предприятиях.

Сегодня в колледжах дается образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность.

Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами все-таки остается более доступным для выпускников школ.

Поэтому неудивительно, что количество студентов растет: молодые люди друг с другом общаются и быстрее передают эту информацию. Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование.

Более того, растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на «короткие» программы и «добирают» себе новые компетенции. Мы это видим по цифрам: в колледжах увеличивается внебюджетная часть.

Это говорит о том, что люди и предприятия стали больше доверять системе СПО и вкладывают деньги в получение профессиональных компетенций, потому что колледжи стали более надежными и полученные профессиональные компетенции позволяют человеку вложенные в образование деньги быстро «отбивать» на рынке труда.

Нередко слышу от работодателей, что колледжи учат «не тех и не так». Есть такое?

Дмитрий Глушко: В конце прошлого года мы утвердили концепцию основных действий министерства по развитию среднего профобразования. Ее ключевой тезис: колледжи и техникумы должны обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами.

Но каких специалистов готовить? В каком объеме? К какому времени? Все это вопросы, которые мы сегодня решаем: смотрим контрольные цифры приема, как их корректировать с учетом потребностей экономики каждого региона.

Уже провели детальный анализ по каждому техникуму, по каждой программе, насколько она нужна рынку труда.

Читайте также:  Реструктуризацию кредитов для малого и среднего бизнеса могут продолжить

Например, мы увидели, что в колледжах Северо-Кавказского федерального округа было немного программ по туризму. А он там активно развивается, и нужно готовить соответствующие кадры уже сейчас.

Более того, в 10 регионах России мы начали пилотный проект по синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов. Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства.

Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.

Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше.

Так много профессий исчезнет?

Дмитрий Глушко: Ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие — переведем на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента.

Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, — совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и «широким» — оставим один документ для целой группы профессий.

Это позволит быстро реагировать на требования экономики и оперативнее корректировать образовательные программы.

Например, действующие три профессии — «Мастер общестроительных работ», «Арматурщик» и «Слесарь по строительно-монтажным работам» укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций.

«Мастер по пошиву швейных изделий» будет включать ранее отдельные профессии закройщик, портной, модистка, швея.

Аналогичная ситуация с токарями, фрезеровщиками и станочниками.

И абсолютно каждую профессию мы постоянно анализируем, обсуждаем с экспертами от рынка и от предприятий. Например — «пчеловод-водитель». Стоит ли таких специалистов учить в колледжах, да еще за счет бюджета? Эксперты говорят, что уже нет такой потребности и ее убрали из перечня. ЗАТО на оператора беспилотников, наоборот, есть реальный запрос рынка.

И это уже не только квадрокоптеры, которые ведут съемку с воздуха. Уже появляется строительная и карьерная техника, которая управляется удаленно. Еще пример — солнечные батареи. Если их производители не будут работать с системой СПО, то на рынке просто не будет людей, которые способны вести монтаж, эксплуатацию и обслуживание такого оборудования.

Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше

Иногда название профессии не меняется, но ее «начинка» — уже кардинально другая. Несколько лет назад везде появились пластиковые трубы, и любой сантехник сегодня должен уметь их устанавливать и монтировать. Для этого колледжам пришлось очень быстро менять программы. Так что среднее профобразование — живая система.

Правда ли, что по некоторым программам министерство хочет сократить сроки обучения до двух лет? Можно ли за это время подготовить профессионала?

Дмитрий Глушко: Несколько лет назад у нас программа обучения парикмахеров по заочной форме доходила до 5 лет 10 месяцев. Зачем так долго учиться на парикмахера? Этого никто не знал. Сейчас такого нет. Но и по другим специальностям студенты и работодатели задают нам вопросы.

Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев.

Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.

На современном рабочем месте повара сегодня стоит, к примеру, пароконвектомат — очень высокотехнологичное оборудование, на котором выпускнику нужно уметь работать. Но учиться этому 4 года нет необходимости. И опять же, повторю, необходимые компетенции студент сможет «добрать» дополнительно к основной профессии.

Директора колледжей нам говорят, что все больше студентов-старшекурсников стали регистрироваться как самозанятые и индивидуальные предприниматели. Особенно в сфере IT. Только лишь учиться им становится скучно: старшекурсник-айтишник понимает, что на рынке труда он будет востребован, и хочет туда быстрее попасть, начать зарабатывать деньги.

Дмитрий Глушко: Мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам.Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Пресс-служба министерства просвещения РФ

Минпросвещения хочет создать при колледжах малые инновационные предприятия, на которых студенты смогут работать и зарабатывать. Это возвращение советских учебно-производственных комбинатов? Аналог знаменитой немецкой системы дуального обучения?

Дмитрий Глушко: В эту тему я очень внимательно погружался. И слышал от старших коллег, что немецкая дуальная система (когда студенты учатся и параллельно работают на предприятии. — Прим. ред.) — это очень хорошая калька со старой советской практики, которую немцы просто переняли.

Такая система у нас была и до сих пор существует. Правда, не во всех регионах и в несколько другой форме, потому что все-таки у нас другой экономический уклад. Но малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны.

Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам.

Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.

Но по статистике, уровень трудоустройства не очень высокий. Почему?

Дмитрий Глушко: На самом деле более половины выпускников трудоустроены (более 60%) — это хорошая цифра. В этой статистике мы смотрим только первый год работы после обучения, а значительное число молодых людей после колледжей и техникумов продолжают обучение в вузе, кто-то идет в декрет или в армию.

Есть и регионы-лидеры по трудоустройству. Допустим, в Чукотском автономном округе у нас трудоустраивается 81,16% ребят, в Архангельской области — 67,36%, в Нижегородской — 67,2%.

Думаю, что такие показатели могут стать реальными не только для отдельных субъектов, но и для всей страны: мы работаем в тесном контакте с центрами трудоустройства, с предприятиями.

Самые популярные направления, выпускники которых работу находят практически сразу, — это фармация (81,26%), образование и педагогические науки (76,42%), сестринское дело (73,77%).

Вы перечислили топ профессий у работодателей. А у абитуриентов?

Дмитрий Глушко: Самые популярные программы у ребят по направлениям «Здравоохранение и медицинские науки» («Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация»).

«Инженерное дело, технологии и технические науки» («Информационные системы и программирование», профессия «Графический дизайнер»), «Науки об обществе».

Также сохраняется спрос на востребованную профессию «Мастер по ремонту автомобиля», специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

Экзамены у студентов колледжей и техникумов тоже изменятся?

Дмитрий Глушко: В моем представлении колледж — это фабрика или предприятие, и он должен выглядеть соответствующе. В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки — демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились. Выполняют задания, которые «пришли» из реальной жизни, от работодателей.

За 4 года демэкзамен сдали порядка 150 тысяч студентов и выпускников. Я знаю десятки случаев, когда прямо после экзамена работодатели заключали с ребятами контракты на работу.

Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО.

Исключения могут быть в медицинских специальностях и специальностях культуры, а также в подготовке экипажей судов и авиационного персонала.

Напомню, у нас сегодня около 3,3 тысячи колледжей и 338 вузов, в которых более трех миллионов ребят учатся на образовательных программах СПО. И демэкзамен дает нам уверенность, что полученный после колледжа диплом будет релевантным для всех регионов.

А сами выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. С ним портфолио молодого профессионала попадает в базу данных, доступ к которой имеют ведущие предприятия.

При этом информационная система позволяет нам увидеть — условно — Иванова, Петрова и Сидорова — лучших сварщиков в разрезе страны, которые выпустились и в этот год, и в предыдущие годы.

Мы видим колледжи и техникумы, которые стабильно выпускают на рынок труда высококлассных специалистов.

Сейчас мы ведем работу по закреплению правового статуса цифрового Паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО.

Как система СПО справилась с удаленкой?

Глушко: Изучая все только в онлайне, высококвалифицированным мастером производственных работ не стать. Но мы сделали все, чтобы учеба в прошлом году не прервалась и чтобы дистанционные занятия были максимально информативны и полезны. Нам помогли коллеги из WorldSkills, из Агентства стратегических инициатив.

Именно в условиях карантина порядка 40 тысяч студентов и выпускников сдавали демэкзамен в гибридном формате: экзаменуемый находился на площадке с оборудованием и необходимыми инструментами, а экзаменатор подключался удаленно. Оказалось, что даже в таких тяжелых условиях система СПО смогла адаптироваться и даже получить новый опыт по многим специальностям, особенно в сфере IT.

Читайте также:  ​​льготы на “ласточку”: есть ли льготы или нет, кому положены и как получить

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский Профсоюз образования

В соответствии с поручениями Президента РФ В.В.

Путина предусмотрено с 1 сентября 2020 года осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных доплат, которые получают педагогические работники за классное руководство.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2020 г.

N 448«О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» утверждены Правила, согласно которым выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам» и  выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно, но не более 2-х выплат одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.

Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования  разработали и направили в регионы для использования в работе  Разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (далее – Разъяснения).

Разъясняется, что из п.

11 Правил следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с письменного согласия работника.

  • 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.
  • Одновременно рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
  • Обратим внимание, что согласно  Разъяснениям:
  • — на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах при недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство, а также временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам;
  • — в случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе;
  • — при регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации;
  • в колдоговоре может быть предусмотрена  возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
  • Разъяснено также, что  денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника и учитывается:
  • -при определении налоговой базы по НДФЛ,  отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также  для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;  
  • — при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.
  • Также следует обратить внимание на разъяснение о том, что:
  • — осуществление педагогическими работникам классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой Договор без согласия педагогического работника не допускается;

— введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, т.к. такой должности нет  в Номенклатуре должностей,  утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678  и  отсутствует регулирование трудовых прав работника по такой должности;

— согласно квалификационным характеристикам (приказ Минздравсоцразвития от от 26 августа 2010 г.

N 761н) классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей.  

Источник:

Информационный бюллетень №3 май 2020 года ЦС профсоюза работников народного образования: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

  1. Также в блоге
  2. Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о  классном руководстве
  3. О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

Дополнительные разъяснения Минпросвещения России о выплатах за классное руководство

eduinspector 19.09.2020

С 1 сентября 2020 года в соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина осуществляются выплаты ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам  школ за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных на муниципальном и региональном уровнях доплат за эту работу.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448 утверждены Правила, согласно которым должна осуществляться  эта выплата.

Минпросвещения России  направило в регионы письмо от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08  с  разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (далее – разъяснения от 28 мая).

Вместе с тем по отдельным положениям разъяснений от 28 мая потребовались дополнительные пояснения. Поэтому Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования разработало и направило в регионы письмом   от 7 сентября 2020 года  N ВБ-1700/08 дополнительные разъяснения по данному вопросу.

О выплатах за классное руководство в класс-комплектах

Так, согласно разъяснениям от 28 мая,  5000 рублей ежемесячно выплачивается педработнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается, и она также не должна зависеть от количества обучающихся в классе.

В дополнительных разъяснениях поясняется, что класс-комплект, который принимается за один класс, может формироваться из обучающихся I — IV классов в порядке, предусмотренном пунктом 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Отмечено также, что не должно допускаться уменьшение размера денежного вознаграждения в малокомплектных сельских школах, в каждом классе которых может обучаться менее 10 обучающихся, а также объединение двух и более классов с малой наполняемостью в класс-комплект (за исключением объединения I — IV классов) с целью установления одной выплаты денежного вознаграждения как за один класс.

  • Как исчисляется денежное вознаграждение за классное руководство
  • В дополнение к сказанному в разъяснениях от 28 мая Минпросвещения разъясняет, что выплата из регионального бюджета также, как и денежное вознаграждение из федерального бюджета, должна иметь фиксированный размер, не зависящий от количества обучающихся в классе (классе-комплекте).
  • При введении выплаты денежного вознаграждения из федерального бюджета не допускается ухудшение ранее установленных условий оплаты труда, снижение размеров индексации заработной платы, отмена либо уменьшение размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных педагогическим работникам из региональных (муниципальных) бюджетов.
  • Выплаты в 5 тысяч рублей в месяц предоставляются с учетом установленных районных коэффициентов к заработной плате.
  • Разъяснено, что денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время.
  • Приводится такой пример: если осуществление функций классного руководителя возложено на педагогического работника, например, с 15 числа, то размер денежного вознаграждения будет исчисляться пропорционально отработанному времени.

Отмечено, что Минпросвещения  письмом от 21 августа 2020 г. N ВБ-1625/08 предложило  руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ   организовать раздельное начисление и выплату денежного вознаграждения за классное руководство. В связи с чем им рекомендовано обеспечить контроль за полным и своевременным доведением этой федеральной выплаты до ее получателей.

Что такое «длительное отсутствие» и как оплачивается замещение классного руководителя?

В п.8 разъяснений от 28 мая  отмечается, что классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В дополнительных разъяснениях поясняется, что в данном  случае вопрос с оплатой замены  вправе решать сама школа с учетом имеющихся в ее распоряжении средств фонда оплаты труда.

Разъяснено, что при отсутствии работника в случае его нетрудоспособности первые 3 дня оплачиваются за счет фонда оплаты труда работодателя, а последующие дни — за счет средств Фонда социального страхования.

При отсутствии педагогического работника, совмещающего работу с получением образования, при направлении его в командировку, при получении им дополнительного профессионального образования работодатели сохраняют за работником среднюю заработную плату, в связи с чем может отсутствовать возможность для установления замещающему работнику соответствующих выплат.

  1. В дополнительных разъяснениях рекомендуется эти и другие вопросы  урегулировать  в положении об оплате труда и (или) закрепить в коллективном договоре школы, не допуская при этом возложения на педагогического работника работы по классному руководству и в дополнительном классе, в том числе временно, без дополнительной оплаты.
  2. Напомним, что в разъяснениях от 28 мая рекомендуется в колдоговоре  закрепить, что  временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником осуществляется с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения.
  3. К каким выплатам (стимулирующим или компенсационным) относятся выплаты за классное руководство?
Читайте также:  Материнский капитал в астрахани и астраханской области: размер региональных выплат, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

К п.

9 разъяснений от 28 мая поясняется, что осуществление классного руководства не входит в основные должностные обязанности учителей и других педработников, а является для них дополнительной работой, которая может возлагаться на них только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, в том числе в размере 5 тысяч рублей в виде ежемесячного денежного вознаграждения, которое предусматривается из федерального бюджета. Рекомендовано выплаты за дополнительную работу, осуществляемую с письменного согласия педработников, относить к выплатам компенсационного характера.

Поэтому, как сказано в п.

9 разъяснений от 28 мая,   денежное вознаграждение за классное руководство  должно учитываться  при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

О  порядке исчисления пособия по временной нетрудоспособности

В соответствии с п.10 разъяснений от 28 мая  денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

К этому пункту Мипросвещения дополнительно поясняет, что денежное вознаграждение за классное руководство включается в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, но порядок его исчисления имеет существенные особенности, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ , и подробно поясняется как это производится в связи с тем, что федеральная выплата осуществляется с 1 сентября 2020 года.

Так, например, если в течение месяца часть времени приходится на работу в должности, а часть времени связана с временной нетрудоспособностью, то работнику за часть календарного месяца будет пропорционально начислена заработная плата, в составе которой за дни фактической работы будет учтено денежное вознаграждение, а за дни нетрудоспособности — пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в порядке, установленном положениями Федерального закона N 255-ФЗ. При этом за первые 3 дня временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств работодателя.

Справочно 

По вопросам выплат за классное руководство можно  обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону:    8-800-200-91-85.

Необходимую информацию о классном руководстве можно найти в Информационном бюллетене ЦС профсоюза работников народного образования №3 май 2020 года: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Источник:

Дополнительные разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций

https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-07.09.2020-N-VB-1700_08/

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74239620/

Доплаты в колледжах

В России с 1 сентября вводят доплаты за классное руководство в колледжах. Об этом на совещании в «Минпросвещения» сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.

Это решение было озвучено Президентом РФ В.В.Путиным на ежегодном Послании к Федсобранию. К началу нового учебного года все учителя.

Которые возьмут на себя кураторство групп, будут получать надбавку к зарплате в 5 тыс. руб. в месяц.

Причина решения: доплата школьному учителю.

С прошлого, 2020 г. подобные доплаты были введены для учителей Общеобразовательных школ, им за классное руководство стали выплачивать 5 тыс. руб.

Преподаватели техникумов, колледжей указали на несправедливость такого решения, они также как и учителя имеют дополнительную нагрузку, но без стимулирующих выплат.

Помимо учебного процесса, преподаватели в колледжах занимаются и воспитанием подрастающего поколения, ученики СПО – это вчерашние 9-тиклассники, которых, как и школьникам 10-11 кл. нужно направлять, учить, готовить ко взрослой жизни.

Теперь, до 01.09.2021 г. будет разработана программа выплат, по которой преподаватель средних учебных заведений, взявших на себя классное руководство, будут получать по 5 тыс. руб. дополнительно к зарплате

Система начислений выплат в СПО

Учреждения среднего технического звена (колледж, техникум) реализуют 2-х ступенчатую подготовку специалистов.

Здесь вчерашние школьники получают знания по общей школьной программе, равной той, что учат в 10-11 кл., а также – начальное профобразование, соответствующее выбранной профессии.

Исходя из этого, учителям в техникумах и колледжах приходится брать на себя двойную нагрузку, выполнять обязанности школьного учителя (общеобразовательные предметы и воспитание) и давать знания по профильным предметам.

Зарплата преподавателя СПО состоит из:

  • Должностных окладов.
  • Стимулирующих надбавок.
  • Компенсационных выплат.

О тонкостях начислений говорится в п. 1 ПП № 583 от 05.08.08 г. По ст. 135 ТК РФ каждая образовательная организация имеет право установить систему оплаты труда для преподавателя самостоятельно.

По ст. 132, 144 ТК оклады и ставки учителей в колледжах устанавливаются согласно требованиям к профподготовке. Учитывается уровень квалификации, сложность и объем выполняемой работы.

Каждый работник СПО может рассчитывать на премиальные, которые начисляются сверх стандартных выплат.

Утверждаются они внутренними актами, положениями о премировании, размер зависит от количественных и качественных показателей проведенной работы.

Доплата за классное руководство.

Нормы оплаты: что должен получать учитель в колледже

Должностные оклады для преподавателей среднего спец.заведения формируются с учетом образования, стажа, наличия квалификации.

Ставка дается за часы работы с учетом нормативов за неделю и ее величина зависит от того, какую должность занимает преподаватель.

С 2021 г. доплаты кураторам в колледже положены, если они берут дополнительную нагрузку в виде классного руководства.

Это означает, что к преподавательским часам прибавляется время, фактически на воспитательную работу подрастающего поколения.

Структура оплаты труда для СПО:

  • Общие положения.
  • Распределение ФОТ.
  • Расчет зарплаты для педагогов.
  • Оказание матпомощи.
  • Прочие вопросы.

Ранее доплата за кураторство в колледже не была предусмотрена. Преподаватели вели классную работу на общественных началах.

С нового учебного 2021 года будет назначена доплата в 5000 руб. за классное руководство в колледже.

В дополнении руководство СПО может назначить иные повышающие коэффициенты для отдельных категорий преподавателей. В рублях могут быть оценены непрерывный стаж, высокие показатели работы и т.п.

Порядок начисления доплат

Кураторство в техникумах и колледжах будет оценено в 5 тыс. руб., при этом средства поступят из Федерального бюджета. Президент РФ поручил выделить на 2021-23 учебные года на классное руководство 75 млрд. руб.

В общей сложности на новые выплаты в колледжах из казны планируется потратить дополнительно почти 10 млрд. руб. в год.

При этом отмечено что:

  • Доплаты назначат с 01.09.2021 г.
  • Все действующие региональные выплаты должны быть сохранены.

Президент РФ особо отметил последний пункт. Это означает, что преподаватели, взявшие на себя классное руководство, не должны потерять в зарплате.

Нельзя «урезать» в одном месте, пересчитать начисление иных выплат, чтобы выделить 5 тыс. руб. Эта сумма должна идти плюсом к существующей до 01.09.21 г. заплате преподавателя колледжа.

Единственное условие снижение оплаты – это самостоятельный отказ учителя от часов преподавания.

Правила назначения

Согласно нормативным актам, доплата:

  • Не может заменить другие существующие выплаты.
  • Выплачивается вместе с основной зарплатой.
  • Учитывается при выделении налоговой базы, страховых взносов, среднего заработка и пр.
  • Не прекращаются на период отпуска, каникул или по иным причинам, когда преподаватель не работает.

Надбавка не может быть ниже установленной границы, не влияет на нее и количество студентов в группе.

Пока нет разъяснений по поводу кураторства двух и более групп, как будут начисляться выплаты, если преподаватель возьмет их несколько.

Но известно, что в отношении школьных учителей установили планку в 2 класса – т.е. доплата будет равна 10 тыс. руб., а если учитель возьмет 3 класса – за последний доплачивать не будут.

Заключение

С нового учебного года преподаватели в колледжах будут получать новые доплаты в размере 5 тыс. руб. Положены они тем, кто возьмет классное руководствокураторство в группах. Доплаты будут идти плюсом к уже существующей заработной плате, надбавкам.

Дополнительные сведения о назначении выплат можно получить по телефону «Горячей линии» в «Минпросвещения» РФ, специалисты ответят на все интересующие вопросы касаемые образовательного процесса

по телефону 8-800-200-91-85 круглосуточно.

Елена Анатольевна Подбельская — главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».

Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *