Минфин предлагает ввести новый вид контроля за ККТ

Минфин предлагает ввести новый вид контроля за ККТ

Минфин подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают новую форму налогового контроля. Соответствующий законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В министерстве сетуют, что применяемые в настоящее время камеральные и выездные налоговые проверки, не позволяют осуществлять эффективный контроль, поскольку проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации.

В связи с этим Минфин подготовил законопроект, который вводит новую форму налогового контроля – «оперативный контроль». Оперативным контролем признается деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП требований законодательства о налогах и сборах по фиксации расчетов, в том числе полноте учета выручки.

Для реализации оперативного контроля в состав НК РФ предполагается включить законодательные нормы о применении ККТ и ввести новую категорию – «фиксация расчетов» взамен «применение контрольно-кассовой техники».

Предлагается, что новый раздел НК РФ «Оперативный контроль», в том числе будет определять правила фиксации организациями и ИП расчетов с применением ККТ. Фактически в новый раздел НК РФ предлагается включить большинство положений действующего федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

В частности, новый раздел НК РФ устанавливает, что организации и ИП обязаны фиксировать расчеты и выдавать (направлять) покупателю (клиенту, заказчику) кассовый или расчетный чек. При этом допускается, что обязанность по фиксации расчетов может быть исполнена организацией и ИП с использованием кабинета контрольно-кассовой техники с формированием расчетных чеков.

Одновременно в новом разделе НК РФ определяются случаи, когда организации и ИП вправе не фиксировать расчеты (не применять ККТ).

Также новый раздел будет регулировать правила регистрации ККТ, состав реквизитов кассового и расчетных чеков, требования к кассовой технике, фискальным накопителям, фискальным документам и операторам фискальных данных.

Соответственно, предполагается ввести новый вид налоговых проверок – оперативные проверки. При осуществлении оперативной проверки должностные лица налогового органа осуществляют проверку фиксации расчетов и полноты учета выручки.

Должностные лица налоговых органов, проводящие оперативные проверки, будут вправе проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемого лица. Также инспекторы смогут вести наблюдение для проверки соблюдения проверяемым лицом обязанности фиксации расчетов.

Под наблюдением понимается визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов.

Кроме того, новый раздел НК РФ будет содержать штрафные и иные санкции за нарушение обязанности по фиксации расчетов.

Минфин рассчитывает, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Подглядывать, подслушивать, мониторить: новый законопроект о том, как налоговики будут проверять ККТ

Власти готовят революцию в законодательстве о контрольно-кассовой технике. Они хотят отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и перенести все правила в Налоговый Кодекс. Заодно в НК добавят санкции и уберут их из Кодекса об административных правонарушениях.

Два проекта законов уже опубликованы на портале проектов НПА для обсуждения. О первом из них, про изменения в КоАП, «Клерк» писал ранее. В этой статье будет рассмотрен второй — с масштабными поправками в Налоговый кодекс.

Какова цель поправок?

Она указана в сводном отчете по проекту. Вернее, их там три.

  • «погружение» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в состав законодательства о налогах и сборах;
  • создание новой категории -«фиксация расчетов» взамен «применение контрольно-кассовой» техники;
  • закрепление «оперативного контроля» в системе налогового контроля

Там же указано, что не устраивает в текущем законодательном регулировании авторов проекта:

  • не позволяет осуществлять эффективный контроль — камеральные и выездные налоговые проверки проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, периодичность и глубина таких проверок ограничена;
  • несет дополнительную нагрузку на бизнес — при отсутствии автоматизации порождает обязанности у плательщиков, которые растянуты во времени

О какой дополнительной нагрузке на бизнес пишут авторы проекта, совершенно непонятно. А вот перенос из административной сферы в налоговую ответственности за нарушения в применении ККТ точно добавит нагрузку бизнесу. Поскольку увеличится срок давности по нарушениям. Сейчас он составляет один год с даты нарушения, а будет три. А еще налоговики получат почти неограниченные возможности по блокировкам сайтов, блогов и др. страниц в интернете, если сочтут, что через них идут продажи с нарушением правил применения ККТ. Но об этом ниже.

Кроме того, из заявленных целей сразу видно, что налоговая хочет контролировать выручку организаций и ИП фактически в режиме онлайн.

Что нового

Часть закона 54-ФЗ будет перенесена в НК практически дословно. Это и основные термины, и правила работы с ККТ, и многое другое. Но есть и абсолютные новинки.

В НК добавят Раздел V.3. «Оперативный контроль», в котором и будут все основные термины, правила.

Прежде всего, появится термин «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или индивидуальным предпринимателем с использованием средств автоматизации. Действия эти можно будет совершать как через ККТ, так и через некий информационный ресурс, который будет расположен на сайте ФНС. Речь идет о кабинете контрольно-кассовой техники.

Появится термин «расчетный чек». Из текста будущей статьи 105.36 следует, что он и будет формироваться в кабинете контрольно-кассовой техники. Расчетный чек будет отправляться либо по электронной почте, либо в такой же кабинет ККТ покупателя (клиента) (!).

Случаев, при которых можно формировать расчетные чеки в проекте обнаружить не удалось, хотя в пункте 1 статьи 105.36 написано «В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по фиксации расчетов может быть исполнена организацией и индивидуальным предпринимателем с использованием кабинета контрольно-кассовой техники с формированием расчетных чеков».

Однако есть статья 105.46, где написано, что особенности фиксации расчетов через кабинет ККТ будут утверждаться ФНС.

Может быть, наконец, можно будет обойтись и без ККТ с фискальными данными, хотя бы тем, кто работает через интернет?

Термин «применение контрольно-кассовой техники» исчезнет как таковой, вместо него и будет применяться фиксация расчетов.

Что изменится в правилах применения

В части правил применения проект не сильно отличается от текста нынешнего закона 54-ФЗ. Но есть небольшие отличия.

Так, термин «бланк строгой отчетности» перестанет существовать. Утвержденные разными ведомствами бланки, типа билетов на транспорт, останутся, но самого термина уже не будет. Этот бланк надо будет выдавать с содержащимися в нем реквизитами кассового чека.

Список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, останется почти прежним, за некоторыми незначительными изменениями. Главное — при безналичных расчетах между организациями и (или) ИП по-прежнему можно ККТ не применять. Вернее, в терминах нового закона — не фиксировать расчет.

Мнимый и притворный расчет

Да-да, авторы проекта решили ввести такие термины. Естественно, для того, чтобы штрафовать.

Под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

Под притворным расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Т.е. по сути это расчеты по мнимым и притворным сделкам.

Что такое оперативная проверка

Но главное, что изменится, это форма контроля. В Налоговом кодексе будут не только налоговые проверки, но и оперативные.

Оперативная проверка заменит проверки применения ККТ, которые налоговики проводят сейчас. Налоговые органы получат очень много полномочий, которых в настоящее время у них нет.

Прежде всего, проверять смогут три года предшествующих году проверки. Сейчас такой глубины проверки нет, потому что бессмысленно проверять — срок давности по нарушению всего один год. Более того, один и тот же период смогут проверять бесконечное количество раз, если будут жалобы покупателей.

Максимальный срок проведения проверки — 20 рабочих дней. Однако он может быть продлен до 40 рабочих дней. Может быть и продление сроков при наличии оснований.

  • Проверять при оперативной проверке будут как правильность фиксации расчетов, так и полноту учета выручки.
  • Акты о результатах проведения оперативной проверки будут только в электронном виде.

При проведении оперативных проверок ФНС сможет привлекать ФСБ.

Контрольные закупки, наблюдение и мониторинг

Суды давно признали право налоговиков проводить контрольные закупки. Теперь это право будет у них законодательно. Целая статья посвящена этим закупкам.

Контрольная закупка — действия налогового органа по созданию ситуации по совершению расчета. Причем их можно будет проводить и при дистанционной торговле (услугах), правила их проведения утвердит ФНС.

О том, что производится контрольная закупка предупреждать, естественно, не будут.

При проведении контрольной закупки налоговики могут допросить в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Вот пришли вы в магазин как покупатель. А тут, бац, оперативная проверка. И отказаться быть свидетелем вы не можете, если нет законных оснований. Здорово, правда?

После того, как объявляется о совершении контрольной закупки, деньги надо вернуть незамедлительно (если они наличные), либо принять меры для немедленного возврата безналичных денег. Но при расчетах через интернет или безналичным путем как принять эти меры незамедлительно, если Продавец получает данные об оплате иногда через несколько дней?

Но не только контрольными закупками будут заниматься проверяющие. У них появится право вести наблюдение — это визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов. Т.е.

грубо говоря, инспектор будет подсматривать, как работает кассир. И не только кассир, но и любой работник проверяемой организации (ИП).

Более того, наблюдение вообще может быть не в рамках оперативной проверки, а просто в рамках налогового контроля.

Подглядывание и подслушивание становится законным?

Читайте также:  Льготы, права и денежные выплаты детям-сиротам в 2023 году: помощь и поддержка сирот, что положено, как получить, документы, законы

Впрочем, подсматривать проверяющие могут не по собственной инициативе, а только с разрешения руководства ИФНС.

Еще одно мероприятие контроля — мониторинг. Это постоянный сбор, обобщение, систематизация и сбор информации о каком-то лице. Для этого будут использоваться данные о применении ККТ, поступающие в налоговую, жалобы (в том числе и общественных организаций, типа защитников прав потребителей) и данные любых открытых источников.

О проведении такого мониторинга проверяемое лицо извещаться не будет. Если будут выявлены какие-либо нарушения, то через кабинет ККТ будут направляться предписания об устранении нарушений. И сделать это налоговики смогут в течение трех лет со дня этого нарушения.

Если нарушение не будет устранено, то будет назначена оперативная проверка.

Обеспечение соблюдений фиксации расчетов

За нарушения фиксации расчетов налоговики смогут блокировать счета. Но это еще не самое «прекрасное».

Если организация или ИП ведут свой бизнес в интернете, то налоговики смогут ограничивать доступ в отношении:

  • доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • сетевого адреса, указателя страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • программы для электронных вычислительных машин, включая мобильное приложение (программное обеспечение, применяемое лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер);
  • страницы сайта социальной сети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • страницы абонента сервиса (включая каналы и чаты абонента) обмена мгновенными сообщениями в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (мессендждеры).

Еще одно «прекрасное» — при реализации товаров через торговые объекты (автоматы) без фиксации расчетов, налоговики смогут блокировать эти объекты. И разблокируют только при устранении нарушений.

Правда, следует заметить, что блокировка интернет-ресурсов и торговых объектов будет касаться только злостных нарушителей. И инициировать её смогут только руководители ИФНС.

Штрафы и другие санкции

Штрафы местами предлагается увеличить, кроме того есть изменение составов нарушений и круга лиц. Так, должностных лиц штрафовать не смогут (это вообще НК не предусмотрено). Вот некоторые из предлагаемых штрафов.

За осуществление расчета без фиксации ИП могут оштрафовать на 50% от суммы расчета, но не менее, чем на 10 тыс. рублей. Организацию на всю сумму расчета (сейчас от 50 до 100% расчета), но не менее, чем на 30 тыс.

рублей.

Фиксация мнимого или притворного расчета повлечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 000 рублей. С организации за это же деяние возьмут всю сумму зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 000 рублей.

За ненаправление электронного или невыдачу бумажного кассового или расчетного чека ИП оштрафуют на 2 тыс. рублей, а организацию — на 10 тыс. рублей.

Неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде — повлечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере 50 тыс. рублей; с организации — в размере 100 тыс. рублей.

Непредставление в установленный Налоговым кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы, —  Штраф с индивидуального предпринимателя в размере 100 тыс. рублей; с организации — в размере 200 тыс. рублей.

Субъектам МСП могут дать предупреждение, но только не злостным нарушителям.

Но главная новая Санкция в части неприменения ККТ, это блокировка всех интернет-ресурсов продавца товаров (работ, услуг), если налоговым органом будет установлено, что на этих сайтах предлагается заключать договоры дистанционным способом, в ходе исполнения которых продавцом при осуществлении расчетов нарушаются требования применения фиксации расчетов. Такие решения будут выноситься только при наличии серьезных оснований, причем совокупных — повторные нарушения, совокупность расчетов более 1 млн рублей и нарушение срока фиксации более, чем на 48 часов.

Еще одна неприятная для нарушителей санкция — приостановка деятельности ИП или организации до 90 суток, но она и сейчас есть в КоАП.

Странности законопроекта

Главная странность — это, конечно, переквалификация по сути административных нарушений в налоговые. Но ФНС упорно подгребает под себя все больше и больше полномочий.

Если этот закон будет принят (а он будет принят наверняка, вопрос только, что в результате там будет написано), налоговики получат практически безграничные возможности по проверкам всех расчетов в стране с участием организаций и ИП, причем в режиме онлайн.

Еще одна странность, это уже упомянутые расчеты через кабинет ККТ без применения самой ККТ (расчетные чеки). Никак не конкретизировано, кто же может этим пользоваться.

И главная непонятка, которая осталась после прочтения проекта — что такое пункт 1.1 статьи 346.13, упомянутый в тексте. Такого пункта нет ни в действующем Налоговом кодексе, ни в этом проекте, ни в каких-либо других. А упомянутые в этом пункте организации и ИП обязаны будут применять ККТ при расчетах по безналу между собой.

Заключение

Проект масштабный, но местами очень сырой. Там даже видны правки в виде зачеркнутых слов.

Обсуждение его должно продлиться до 5 августа.

И авторы проекта планируют, что закон вступит в силу уже с 2021 года. Готовьте ККТ и не нарушайте уже сейчас.

А то ведь срок давности наверняка начнут считать по-новому сразу после принятия закона, как обычно бывает, когда поправки в пользу государства.

Поскольку проект очень большой, автор статьи рекомендует всем заинтересованным лицам прочесть проект самостоятельно. Поскольку описать его полностью в одной статье нельзя.

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Оперативные проверки (контроль) ККТ по НК РФ с 2021 года: проект изменений

Также смотрите:

Что такое оперативный налоговый контроль

По мнению чиновников Минфина, существующая на 2020 год система налоговых проверок несовершенна.

Основное несовершенство – в отсутствии достаточной оперативности при реализации контрольных мероприятий: ведь камеральные и выездные налоговые проверки проводят только после завершения налогового (отчетного) периода. После того, как налогоплательщик представил свою версию событий в сданной декларации или расчете.

При этом чиновники считают, что отдельные сферы контроля можно сделать гораздо более оперативными и эффективными. В частности, это относится к проверкам фиксации расчётов и полноты учета выручки.

В результате, в Минфине решили помочь налоговикам с повышением скорости и эффективности проверок и разработали законопроект, который вводит в НК РФ новое понятие – «оперативный контроль».

Предполагается, что оперативный контроль будет выражаться во внезапных проверках фиксации расчетов и полноты учета выручки.

Уполномоченные на проведение оперативных проверок налоговики будут вправе проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемого лица.

Также инспекторы смогут вести наблюдение для проверки соблюдения проверяемым лицом обязанности фиксации расчетов. Под наблюдением понимается «визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов».

Что изменится в НК РФ

Чтобы оперативные действия налоговиков не выбивались за рамки основного рабочего документа – Налогового кодекса РФ – в Минфине разработали комплекс поправок, которые следует внести в Кодекс.

Если этот законопроект пройдет, то в НК РФ появится новый раздел или глава, посвященные оперативному контролю в части кассовых проверок.

Поскольку в указанном разделе речь идет в первую очередь о “фиксации расчетов” (кстати, это тоже новый термин из законопроекта), а такая фиксация чаще всего происходит посредством использования ККТ, для верности в Минфине решили переписать туда же в НК  все основные аспекты Закона о применении ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

  • Например, в версии Минфина именно в НК РФ должно быть установлено, что организации и ИП обязаны фиксировать расчеты и выдавать (направлять) покупателю (клиенту, заказчику) кассовый или расчетный чек.
  • Одновременно в новом разделе НК РФ определяют случаи, когда организации и ИП вправе не фиксировать расчеты (не применять контрольно-кассовую технику).
  • Также новый раздел НК в редакции финансового ведомства будет регулировать:
  • правила регистрации ККТ;
  • состав реквизитов кассового и расчетных чеков;
  • требования к кассовой технике, фискальным накопителям, фискальным документам и операторам фискальных данных.

И главное: штрафные санкции за нарушения в фиксации расчетов тоже будет устанавливать НК РФ.

По замыслу Минфина, новая редакция НК РФ с этими изменениями должна вступить в силу уже с 01.01.2021.

Минфин предлагает ввести новый вид контроля за ККТ

В ведомстве разработали проект Федерального закона об изменениях НК РФ. В частности, в кодекс планируют включить норматив о новых обязанностях лиц, осуществляющих расчеты через ККТ, и ОФД — операторов фискальных данных (п. 10 ст. 1 проекта). По новым правилам продавцы, работающие с ККТ, обязаны:

  • подавать документацию и пояснения для оперативного контроля по требованию ИФНС;
  • обеспечить инспектору доступ к кассовой технике и фискальному накопителю;
  • работать в кабинете ККТ.
Читайте также:  Образец доверенности на право подписи документов в 2023 году

Все об онлайн-кассах в 2021 году — в статье «Онлайн-кассы при оказании услуг населению с учетом последних изменений».

Что включает оперативный контроль

По сути, это новый вид налогового контроля. Процедура позволит сотрудникам ИФНС проверять правильность использования и соблюдения действующих нормативов по ККТ (п. 18 ст. 1 проекта). У инспекторов появятся следующие права:

  • доступа в помещение или на территорию организации или ИП, подлежащие проверке;
  • осмотра кассовой техники и фискального накопителя (в том числе и дистанционно);
  • делать аудиозаписи, фото и видеосъемку проверки;
  • снимать остаток наличных средств в кассе;
  • требовать документы и разъяснения;
  • вынимать документацию и предметы, напрямую имеющие отношения к ККТ;
  • проводить экспертизу.

Процедура оперативного контроля строго отрегулирована. Контрольные мероприятия включают наблюдение, оперативный мониторинг, контрольную закупку и комплексную оперативную проверку.

Разберем каждую процедуру подробнее.

Наблюдение

Наблюдение организовывают как отдельную процедуру или же в составе комплекса оперативных мероприятий. Его проводят без дополнительного уведомления организации или предпринимателя.

Подробности, как ИП на патенте работать с контрольно-кассовой техникой, — в статье «Онлайн-касса для ИП на патенте: последние изменения законодательства».

Для проведения отдельного наблюдения потребуется решение ИФНС. А по итогам проверки оформят акт — в этот же или на следующий рабочий день. Акт остается у инспектора, его не передают проверяемой организации или ИП.

Оперативный мониторинг

ИФНС собирает, обобщает, ранжирует и оценивает сведения об использовании ККТ по каждой организации. В этом и заключается оперативный мониторинг, который проводят при помощи специальной программы. Данные получают из открытых источников, ведомственных ресурсов и обращений в ИФНС.

При обнаружении нарушений и несоответствий налоговики уведомят проверяемого. Организация или ИП обязаны предоставить объяснения в течение 5 дней или внести исправления в течение 10 дней. Устранять нарушения придется, если плательщик не докажет правильность собственной позиции. А если проверяемый не исправит нарушения, то ИФНС проведет комплексную оперативную проверку.

Контрольная закупка

Это покупка товаров за счет наличных и безналичных средств в ходе оперативной проверки. Уведомлять о такой закупке они не обязаны, но после завершения процедуры инспектор сообщает о факте и результатах ее проведения, предъявляя решение о контроле и рабочее удостоверение. Деньги и товары сразу же возвращают.

Комплексная оперативная проверка

Это цикл контрольных мероприятий по месту расчета или по адресу территориальной ИФНС (если у плательщика нет помещения для проведения проверки). Чтобы провести комплексную проверку, потребуется решение инспекции. В нем указывают:

  • наименование (и полное, и сокращенное) организации, ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес проведения контрольных процедур;
  • предмет контроля.

Отдельно фиксируют и сведения о тех, кто проводит проверку. Решение о мероприятии заранее направляют проверяемому, за исключением случаев наблюдения и контрольной закупки.

Процедуру проводят в течение 20 дней с момента принятия решения о контрольных мероприятиях, то есть акт необходимо подписать не позже 20 дней от даты решения. При необходимости инспектор организовывает повторную проверку. А если проверяемый отсутствует по указанному для проверки адресу, то контроль временно приостанавливают. Максимальный срок такого приостановления составляет 20 дней.

Усиление контроля за применением ККТ позволит защитить права потребителей

Минфин России совместно с ФНС России подготовили предложения для устранения нарушения правил использования ККТ недобросовестными предпринимателями на розничных рынках.

Задачу усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках поставил Президент России, так как в их деятельности были выявлены существенные нарушения.

Из-за уклонения от применения ККТ в этом сегменте наблюдается теневой оборот наличных денег, что приводит к вовлеченности его участников в незаконную банковскую деятельность и неуплате налогов.

Также отсутствует «прослеживаемость» товаров, из-за этого невозможно идентифицировать их историю, качество, гарантию и цену на каждом этапе в цепочке перепродаж.

В результате осуществляется продажа нелегальной/санкционной, а также контрафактной продукции, что может нести риски, в том числе с точки зрения безопасности здоровья потребителей.

В действующем законодательстве перечень случаев, когда ККТ может не применяться, установлен недостаточно четко. Как следствие, недобросовестные арендаторы, используя «размытую» формулировку закона, мимикрируют под «льготные» категории, хотя фактически не имеют такого права.

Вопрос нарушения правил участниками розничных рынков также поднимался и предпринимательским сообществом, так как продавцы, уклоняющиеся от использования ККТ, получают конкурентные преимущества перед теми, кто ведет бизнес легально. При этом практика госконтроля за деятельностью розничных рынков показывает незаинтересованность, а зачастую, сопротивление управляющих компаний процессу легализации торговли на своих объектах.

Чтобы решить существующие проблемы Минфин совместно с ФНС разработали поправки в закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП. Предлагаемые изменения направлены исключительно на фактическую реализацию существующих обязанностей применения ККТ продавцами и осуществления контроля за этим управляющими компаниями. Поправки включают:

  1. сокращение перечня случаев, при которых ККТ на розничном рынке может не применяться;
  2. уточнение существующей обязанности потенциальных арендаторов при заключении договора об аренде торгового места представлять документальное подтверждение наличия ККТ (ч. 5 ст. 15 Закона о рынках);
  3. предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для реализации управляющей компанией существующей обязанности на постоянной основе проводить контроль за наличием у арендатора зарегистрированной ККТ (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках);
  4. конкретизацию существующей законодательной нормы о принятии управляющей компанией мер, направленных на устранение выявленных ею нарушений при контроле арендаторов (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках);
  5. введение ответственности управляющих компаний за допуск на рынок лиц, не имеющими ККТ;
  6. введение «упрощенного» порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
  • Важно подчеркнуть, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан ничего не поменяется –  для них предлагается сохранить право неприменения ККТ.
  • Реализация предлагаемых изменений позволит сократить теневой оборот товаров на розничных рынках, исключить случаи недобросовестного поведения их участников.
  • Также это будет способствовать реализации задачи руководства страны по формированию эффективного мониторинга цен на продовольственные товары благодаря автоматизированной системе учета выручки.

Восемь изменений, о которых должны знать пользователи онлайн‑касс в 2022 году

Основная часть изменений запланирована на весну, в основном это обновление форматов документов, продление льгот для курьерских и почтовых служб доставки по проставлению кода при расчетах за маркированные товары. Но ожидаются и другие новшества.

Новый формат фискальных данных для продавцов маркированной продукции

Приказ ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ ввел новый формат ФФД 1.2, который меняет реквизиты чеков и устанавливает дополнительные требования к использованию кассы при продаже маркированных товаров.

Пользователи онлайн-касс, осуществляющие расчеты за маркированные товары, должны успеть до 1 февраля 2022 года перейти на применение ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.2. Для этого нужно привести используемую ККТ в соответствие с требованиями или приобрести такую ККТ (Письмо ФНС РФ от 28.10.2021 N ПА-4-20/15207@).

Отмена плановых проверок применения ККТ

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ внесены поправки в ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о проведении проверок применения ККТ. Они начнут действовать с 1 марта 2022 года.

Проверки ККТ теперь будут называться контролем и надзором за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ. Следовательно, для регулирования этой сферы будет применяться Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, а не Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Но осуществление контроля останется за налоговыми органами.

  • В законе отмечается, что при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
  • О проведении внеплановой выездной проверки предупреждать не будут.
  • Контрольные мероприятия могут проводить по местонахождению налогоплательщика, месту установки ККТ, в том числе в жилом помещении.

Обновление форм документов для регистрации ККТ

Приказ ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@ утвердил следующие формы документов:

  • заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ;
  • заявление о снятии ККТ с регистрационного учета;
  • карточка регистрации ККТ;
  • карточка о снятии ККТ с регистрационного учета;
  • порядок заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ;
  • порядок заполнения формы заявления о снятии ККТ с регистрационного учета;
  • порядок заполнения формы карточки регистрации ККТ;
  • порядок заполнения формы карточки о снятии ККТ с регистрационного учета;
  • порядок направления и получения заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ и заявления о снятии ККТ с регистрационного учета на бумажном носителе;
  • порядок направления и получения карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета на бумажном носителе.

Обновленные формы будут действовать с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

В новой форме заявления о регистрации ККТ нет поля, где проставляется печать организации (ИП). В разделе 2 добавлено поле 120 «Контрольно-кассовая техника используется при осуществлении расчетов за товары, маркированные средствами идентификации».

Читайте также:  Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Курьеры могут не указывать в чеках код товара до апреля

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.2021 № 1139, до 20 апреля 2022 года для курьерских и почтовых служб доставки товаров действует отсрочка по проставлению кода при расчетах за маркированные товары, которые:

  • приобретены по образцам или дистанционно;
  • приобретены юрлицами и ИП, которые оказывают Услуги по доставке маркируемого товара по поручению продавца, в том числе с доставкой наложенным платежом в отделение почтовой связи или иные пункты выдачи и временного хранения товара (включая постаматы);
  • приобретены в вендинговых автоматах, оснащенных автоматическим устройством для расчетов.

Годом ранее правительство уточнило порядок указания в кассовом чеке реквизита «код товара» для маркируемого товара. Были определены ситуации, когда код товара в чеке может не указываться. Тогда была введена отсрочка для курьерских и почтовых служб доставки товаров.

Новый порядок ведения личного кабинета ККТ

Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@ определен перечень документов, которые налоговые органы размещают в кабинете ККТ. Также установлен порядок доступа организаций и ИП к кабинету, порядок передачи документов в налоговые органы через кабинет.

Правила ведения кабинета ККТ будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Доступ налоговых органов к фискальным данным

Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/801@ утвержден новый порядок получения доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления таких данных оператором по запросу налоговиков.  

Правила будут действовать в период с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Требования к ОФД

  1. По новым правилам ОФД обеспечивает беспрепятственный, дистанционный доступ к фискальным данным из своей базы.

  2. По запросу налоговиков ОФД раскрывает сведения о расчетах, включая сведения об организации или ИП, осуществляющих расчеты, а также сведения о ККТ, используемой при расчетах.

  3. Данные представляются в виде электронного документа (в течение суток с момента получения запроса) или на бумаге (в течение трех рабочих дней).

Определены случаи передачи информации в налоговые органы только в электронном виде

Приказ ФНС РФ от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ устанавливает порядок и сроки представления документов в случаях регистрации (перерегистрации) ККТ, снятии ее с учета, формирования отчетов через личный кабинет ККТ.

В частности, уточняется, что отчет о регистрации ККТ предоставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. Материалы для включения фискального накопителя в реестр направляются одновременно с заявлением о соответствии модели фискального накопителя.

Период действия приказа — с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Сохранится льгота неприменения ККТ для некоторых организаций и ИП

В 2022 году планируется внесение поправок в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В результате станет меньше исключений, позволяющих организациям и ИП не применять ККТ на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.

Изменения не коснутся плательщиков ЕСХН при торговле продовольственными товарами на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах с торговых мест площадью не более 15 кв. м. (включая места для хранения товара). То есть речь идет о сельскохозяйственных товаропроизводителях (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Что нужно помнить о штрафах 

С 1 февраля 2021 года для ИП на спецрежимах действует требование — указывать в чеках номенклатуру.

Под наименованием следует понимать название, количество и цену за единицу товара, работы или услуги. Оно должно быть не длиннее 128 символов.

Прочитав его, покупатель должен понимать, какой именно продукт предлагает продавец. Поэтому варианты в виде кода или штрих-кода недопустимы.

Если вы продаете, например, творог разной жирности и разных производителей, то отличия должны быть отражены в чеке.

Создайте каталог в Контур.Маркете, передайте его на кассу, добавляйте товары в чек и печатайте.

Узнать больше

О том, как сформировать наименование, кому не надо указывать название товара в чеке, какие способы занесения номенклатуры в кассу существуют и какие кассы могут работать с номенклатурой, мы подробно писали в статье «Номенклатура в чеке: как ИП на УСН, ПСН и ЕСХН подготовиться к требованиям 2021 года».

Также обратите внимание на развернутые комментарии эксперта по вопросам:

Даже если ваш бизнес не занимается торговлей и не применяет ККТ, изменения в чеках вас тоже коснулись. Теперь вам нужно помнить о том, что по авансовому отчету чеки без номенклатуры больше не соответствуют законодательству, а потому принимать их нельзя.

Штрафы за отсутствие номенклатуры в чеке

ФНС предупредила о штрафах, которые грозят бизнесу за игнорирование требования по номенклатуре.

Такое нарушение расценивается как несоблюдение порядка и условий применения ККТ. Ответственность за это прописана в ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностного лица — от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Аналогичные санкции распространяются на тех, кто указывает недостоверные ФИО кассира, осуществляющего расчеты.

Штрафы за ненаправление клиенту чека на почту или номер телефона

Если вы не выслали покупателю чек на электронную почту или номер телефона, то будьте готовы получить предупреждение или заплатить штраф в размере:

  • для ИП — 2 000 руб.;
  • для организации — 10 000 руб.

Контролируйте бизнес удаленно: проверяйте, сколько денег в кассе, настройте уведомления о работе ККТ, смотрите, когда кассиры открывают и закрывают смены.

Узнать больше

Штрафы за неприменение ККТ

Ответственность за неприменение ККТ устанавливает ст. 14.5 КоАП РФ.  

Для должностных лиц размер административного штрафа составляет — от 25 % до 50 % суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

На юрлиц — от 75 % до 100 % суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Стоит отметить, что Федеральный закон от 20.07.2020 № 240-ФЗ внес поправки, которые убрали из ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ фразу «с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа». И это расширило возможности для применения штрафов. 

Повторное совершение правонарушения, в случае, если сумма расчетов без применения ККТ составила в совокупности 1 млн руб. и более, подразумевает ответственность:

  • для должностных лиц — дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для ИП и юрлиц — «заморозка» деятельности на срок до 90 суток.

Предупреждения вместо штрафов для субъектов МСП  

Согласно ст. 4.1.1 КоАП, если малый или средний бизнес впервые ловят на правонарушении, связанном с неприменением или неправильным применением ККТ, то вначале ему обязаны выписать предупреждение. И только если Правонарушение было совершено повторно, следует штраф.

ККТ, Минфин и ФНС: в вопросе применения контроль-кассовой техники при взаимозачете поставлена точка? – АКГ «Деловой профиль»

Реформа законодательства в сфере контрольно-кассовой техники (ККТ) принесла с собой немало новых хлопот для сотрудников финансово-учетного блока большинства компаний. Напомним, что Федеральным Законом 03.07.

2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон») внесены поправки в правила применения контрольно-кассовой техники.

Данный Закон существенно расширил понятие «расчетов» для целей применения ККТ. 

  • В частности, помимо традиционного приема и выплаты денежных средств за товары, работы и услуги, теперь к расчетам относятся также:
  • 1. прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
  • 2. зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
  • 3. предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под Залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей);

4. либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Применять или не применять

Последняя из «нововведенных» форм расчетов, а именно – предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги и породила споры и неопределенности, разрешенные Письмом Минфина от 25 октября 2019 г. № 03-01-10/82064.

С 1 июля 2019 года перестал действовать льготный переходный период, установленный пунктом 4 Закона и позволявший организациям и индивидуальным предпринимателям не применять ККТ в отношении новых видов расчетов, в числе которых было упомянутое предоставление или получение иного встречного предоставления. Указанное обстоятельство породило противоречивые интерпретации применения норм законодательства о ККТ при осуществлении взаимозачетов.

Так как проведение расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением, является основанием для неприменения ККТ (п. 9 ст.

2 Закона № 54-ФЗ), то большинство юридических лиц и ИП, не осуществляющих сделок с физическими лицами, в принципе не используют ККТ. Сам по себе, зачет встречных требований не подразумевает оплату наличными денежными средствами или оплату с предъявлением электронного средства платежа.

Исходя из указанной логики следует, что при осуществлении взаимозачета между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями применение ККТ не требуется.

Стоит отметить, что Минфин России достаточно оперативно высказался аналогичным образом, и позиция о том, что взаимозачет – это безналичная форма расчетов, по которой применение ККТ не требуется, нашла свое отражение в письме от 2 августа 2019 года № 03-01-15/58437.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 861 ГК РФ определено, что безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее — банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором. Указанное обстоятельство ставит под вопрос правомерность отнесения взаимозачетов между юридическими лицами и ИП, как и любых иных «внебанковских» форм расчетов, к категории безналичных.

Применять — утверждает УФНС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *