Изменение Уголовного кодекса РФ с 1 апреля 2023 года: сроки за нарушение карантина

Первое, что необходимо усвоить – это различие между нарушением и наказанием. Увы, об этом не было бы и речи, если бы в обиходе многих автолюбителей не ходил такой термин как «штрафы ПДД».

По закону не бывает санкции в отсутствии проступка, однако, есть нарушения, за которые не существует ответственности.

В ситуации с режимом самоизоляции от распространения коронавируса такие много ситуаций, когда и за нарушение ничего может не грозить, и Штраф может быть незаконен. Об этом и пойдёт речь в статье.

Автоматические штрафы по смс – это правда?

В последнее время активизировались разного рода мошеннические схемы по «разводу» граждан на фоне ограничительных мер из-за распространения коронавируса. На сегодняшний день есть 2 наиболее распространённые схемы обмана:

  • смс-сообщение, где сообщается, что по геолокации определён выход человека из дома, и за данное нарушение предлагается перечислить штраф на номер телефона – инициатором штрафа при этом выступает якобы госучреждение (чаще всего ФСИН),
  • листок под дворник автомобиля якобы от ГИБДД с предложением заплатить штраф и посмотреть детали нарушения по QR-коду.

Оба этих способа не являются законными: ни ГИБДД, ни иные ведомства не могут штрафовать по смс. Постановление вообще не может быть вынесено в отсутствие лица, за исключением ряда случаев. Поэтому, если вы получите подобного рода сообщения, ни в коем случае просто никак не реагируйте на них. Не переходите на сайты по QR-коду. Данную информацию также неофициально опровергает МВД России.

Какие актуальные штрафы за самоизоляцию в 2022 году?

На самом деле, за нарушение режима карантина, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации – в зависимости от конкретного статуса положения в России и регионах – есть целых 3 санкции:

  • штраф от 15 до 40 тысяч рублей для физлиц за несоблюдение противоэпидемических и гигиенических правил при действующей угрозе распространения коронавируса по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ,
  • Санкция от 1 000 до 30 000 рублей – также для граждан, за нарушение установленных правил поведения в режиме угрозы развития ЧС, по статье 20.6.1 КоАП,
  • штрафы, устанавливаемые регионами и отдельными городами России, за несоблюдение указаний и других нормативных актов на региональном уровне; так, к примеру, в Москве установлен штраф 5 тысяч рублей за выход на улицу на автомобиле за невыполнение требований правовых актов столицы в режиме повышенной готовности, аналогичное наказание готовится в Татарстане.

Но это только часть санкций. Давайте подробнее в виде таблицы рассмотрим все наказания за нарушения режима самоизоляции и других – в зависимости от конкретного положения, введённого в субъекте РФ.

Изменение Уголовного кодекса РФ с 1 апреля 2022 года: сроки за нарушение карантина

Все санкции подробно

Итак, за выход на улицу из дома – без разницы, на личном автомобиле, общественном транспорте или пешеходом – предусмотрены различные методы наказания. Они зависят от конкретного проступка и статуса лица.

Штрафы за нарушение самоизоляции

За что наказание и норма закона Штраф для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Статья 20.6.1 КоАП РФ, часть 1: Несоблюдение правил поведения при введении режима повышенной готовности, если это не подпадает под действие статьи 6.3 КоАП Предупреждение или штраф 1-30 тысяч рублей 10 000 – 50 000 30 000 – 50 000 100 000 – 300 000
Статья 20.6.1 КоАП РФ, часть 2: те же действия или бездействие, если это повлекло вред имуществу или здоровью людей, если нет состава для уголовного преследования, а также за повторное нарушение по части 1 этой статьи 15 000 – 50 000 300 000 – 500 000 или дисквалификация на 1-3 года 500 000 – 1 000 000 или приостановление деятельности до 90 суток 500 000 – 1 000 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Статья 6.3, часть 1 КоАП РФ: Нарушение закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия: нарушение санитарных правил и невыполнение противоэпидемических мероприятий. Предупреждение или штраф 100-500 рублей 500 – 1 000 500 – 1 000 или приостановление деятельности до 90 суток 10 000 – 20 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Статья 6.3, часть 2: те же действия или бездействие в режиме повышенной готовности или карантина, а также неисполнение предписаний. 15 000 – 40 000 50 000 – 150 000 50 000 – 150 000 или приостановление деятельности до 90 суток 200 000 – 500 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Статья 6.3, часть 3: те же действия или бездействие (из части 1 этой статьи), повлёкшие вред здоровью или смерть человека, если нет состава для уголовного наказания 150 000 – 300 000 300 000 – 500 000 или дисквалификация на 1-3 года 500 000 – 1 000 000 или приостановление деятельности до 90 суток 500 000 – 1 000 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Статья 3.18.1 КоАП Москвы, часть 1: несоблюдение требований об ограничении работы определённых предприятий и организации мероприятий в связи с коронавирусом, если за это нет наказания в Федеральном КоАП Не предусмотрено штрафа 30 000 – 40 000 300 000 – 400 000
Статья 3.18.1 КоАП Москвы, часть 2: невыполнение требований по самоизоляции (выход на улицу), если за это нет наказания в Федеральном КоАП 4 000
Статья 3.18.1 КоАП Москвы, часть 3: повторное нарушение частями 1 или 2 этой статьи 5 000 40 000 – 50 000 300 000 – 500 000
Статья 3.18.1 КоАП Москвы, часть 4: нарушение самоизоляции с использованием автомобиля 5 000
Статья 236 УК РФ: Нарушение санитарных норм, повлёкшее по неосторожности массовое заболевание людей или если это создало такую угрозу От штрафа 500 000 рублей до лишения свободы до 7 лет От штрафа 500 000 рублей до лишения свободы до 7 лет От штрафа 500 000 рублей до лишения свободы до 7 лет От штрафа 500 000 рублей до лишения свободы до 7 лет

Из таблицы штрафов многим автолюбителям не сразу становится понятны определённые вещи. Давайте разберёмся!

  • Штрафы за нарушение карантина, самоизоляции или иных мер на региональном уровне (по КоАП Москвы или Татарстана, например) применяются только в том случае, если на федеральном уровне за это не предусмотрено наказание. Это прямо вытекает по тексту соответствующих санкций, но и в принципе законодательство работает так, что при противоречии или одинаковых наказаниях субъектов и федерального уровня приоритет имеет федеральная санкция.
  • Уголовная ответственность зависит от последствий, а фактически тесно перекликается со статьёй 6.3 КоАП РФ, предполагая наказание за нарушение санитарных норм. Только по уголовной статье вас могут судить, если это привело к последствиям или могло привести к таковым в виде массового заболевания коронавирусом (и не только).
  • А вот различия между штрафами по статьям 20.6.1 и 6.3 Кодекса имеют гораздо более тонкую грань. Поэтому Верховный суд разъяснил, в каких случаях какая норма должна применяться.

Чем отличаются статьи 6.3 и 20.6.1 КоАП?

Обе эти нормы предусматривают ответственность за одинаковое Правонарушение, может показаться по тексту их официальной трактовки. Однако, это не так:

  • статья 6.3 применяется в случае нарушения санитарных и гигиенических правил, неисполнении противоэпидемических мероприятий,
  • статья 20.6.1, как указал Верховный суд является более частной к 6.3 и влечёт ответственность за нарушение правил поведения на территории, где объявлен режим повышенной готовности.

И простому обывателю вновь ничего из этого не понятно. Именно поэтому ВС РФ разъяснил в своём очередном обзоре от 21 апреля 2020 года о том, когда применять ту или иную санкцию.

Так, наказанию именно по статье 20.6.1 подлежат лица, которые нарушили режим самоизоляции такими, к примеру, действиями (или бездействием):

  • вышли на улицу без необходимости,
  • нарушили карантин,
  • отправились на работу, не имея справки,
  • и другие нарушения.

Изменение Уголовного кодекса РФ с 1 апреля 2022 года: сроки за нарушение карантина

Обратите внимание, что такие ограничения могут различаться в разных городах и регионах, а где-то и нарушать может быть нечего, если не введён запрет на выход из дома. Вот актуальный список регионов, где введён режим повышенной готовности с официальными ссылками на правовые акты, регулирующие ограничения.

Такое мнение Верховный суд выразил в вопросе №17 своих разъяснений, сделав такой вывод:

Из анализа приведённых норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Так, по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

№ 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или индивидуального предпринимателя, юридического лица, выразившиеся в нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа и другие.

Вместе с тем, относительно чётко даётся ответ и на вопрос №22 о том, в каких случаях должна применяться часть 2 статьи 6.3 КоАП:

Исходя из толкования приведённых выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.

3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях.

До дачи соответствующих разъяснений многие правоохранители в различных городах применяли статью 6.3 именно для тех, кто выходил на улицу на машине или без неё в отсутствие законного основания.

Читайте также:  10 главных законов июля, которые изменят жизнь граждан и бизнеса

Так нередко делали в Москве, привлекая к штрафу 15 тысяч. В Татарстане же, и в частности в Казани изначально чаще штрафовали водителей по статье 20.6.

1, но применяли уже не минимальную санкцию из предусмотренного «разбега», а выше – в среднем, от 5 до 15 тысяч рублей.

Таким образом, если вы просто нарушили действующий режим самоизоляции, вышли из дома на улицу без законных оснований, то к вам применяется статья 20.6.1 КоАП со штрафом от 1 до 30 тысяч рублей.

Если же вы при этом больны коронавирусом (или другим заразным заболеванием) или с подозрением на такую болезнь, приехали из неблагополучной по эпидемобстановке страны, находились с людьми с подозрением на болезнь или с болеющими лицами, уклоняетесь от лечения, то будет применена ответственность по статье 6.

3 КоАП, и по ней минимальный штраф будет уже 15 тысяч рублей (кроме части 1 этой статьи, которая применяется вне режима повышенной готовности).

Изменение Уголовного кодекса РФ с 1 апреля 2022 года: сроки за нарушение карантина

Законны ли эти штрафы?

Фактически приведёнными выше разъяснениями Верховный суд поставил точку в спорах о том, законны ли штрафы за нарушение режима самоизоляции и других проступков.

Дело в том, что нижестоящие суды обязаны руководствоваться мнением ВС РФ, хотя и не обязательно должны строго ему следовать.

Но нужно понимать, что попытка обжалования штрафа на этом основании с высокой долей вероятности может закончиться оставлением постановления в силе.

Другое дело, если вы хотите оспорить сам факт применимости любого штрафа из-за незаконности самого термина «самоизоляция». Да, она даже буквально понимается как инициатива самого изолирующегося лица.

Но обратите внимание, что как в предписывающем законодательстве, так и в нормах ответственности вообще почти не используется слово самоизоляция.

Здесь применяются несколько иные термины: режим повышенной готовности, правила при угрозе чрезвычайно ситуации, нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие.

Что касается нарушения гражданина конституционного права свободно передвигаться по России, то и здесь следует чётко отследить такую логику нормативных актов:

  1. действительно, Конституция в своей статье 55 указывает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральными законами, а никакими не указами глав регионов и даже постановлениями Правительства РФ,
  2. но 1 апреля 2020 года власти оперативно ввели изменения в ФЗ №68 О защите населения от чрезвычайных ситуаций, где в подпункте «а1» данный федеральный Закон даёт правительству полномочия вводить ограничения на отдельных территориях РФ,
  3. далее соответствующими Правилами поведения граждан обязали соблюдать эти самые правила по законодательству РФ.

Можно много рассуждать о законности применения таких мер к гражданам и противоречии Конституции федеральным законам. Однако, граждан штрафуют, а количество обжалованных постановлений пока не даёт чёткого ответа о сложившейся судебной практике в 2022 году.

Следить за изменениями этой статьи

За нарушение карантина – уголовная ответственность

31 января 2020 г. Правительство РФ внесло новую коронавирусную инфекцию 2019-nCoV в список опасных для окружающих заболеваний, а уже 1 апреля был принят Федеральный закон № 100-ФЗ (далее – Закон № 100-ФЗ), согласно которому ст. 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил») УК РФ претерпела существенные изменения.

Правовые основы привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ

Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантинаКроме того, Уголовный Кодекс дополняется статьями о публичном распространении информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и распространении информации, повлекшем тяжкие последствия

Санитарно-эпидемиологические правила – это совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Основными правовыми актами по данному вопросу являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13 июля 2020 г., далее – Закон № 52-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 (в ред. от 15 сентября 2005 г.), которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

В соответствии с Законом № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10).

К числу таких актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о госпитализации или об изоляции граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями и контактировавшие с ними лица, лица с подозрением на такие заболевания, а также являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае если они представляют опасность для окружающих, – обязательной госпитализации или изоляции в установленном порядке (п. 1 ст. 33 Закона № 52-ФЗ).

Совокупность указанных нормативных актов представляет собой правовую основу для привлечения к уголовной ответственности по ст. 236 УК за нарушение санитарно-эпидемиологических правил лицом, инфицированным COVID-19.

Изменения, внесенные в ст. 236 УК РФ Законом № 100-ФЗ

С вступлением в силу Закона № 100-ФЗ диспозиция ч. 1 ст. 236 УК стала выглядеть следующим образом: «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий».

То есть если человек нарушил санитарно-эпидемиологические правила и его действия привели к массовому заражению либо создали угрозу этого, его действия фактически могут квалифицироваться как преступление. Ключевая формулировка здесь – «угроза наступления» последствий.

Это значит, что формально к уголовной ответственности может быть привлечен любой человек, зараженный COVID-19, который знал о том, что инфицирован, и, несмотря на это, покинул стационар либо место самоизоляции.

Это крайне существенные изменения, поскольку угроза, как и массовое заражение людей, являются оценочными признаками преступления, и как они могут быть оценены – большой вопрос.

Адвокаты проанализировали второй «коронавирусный» обзор Верховного СудаНаиболее значимыми они посчитали разъяснения по вопросам аренды, прекращения моратория на банкротство и размещения заведомо ложной информации в публичный доступ

Тем не менее Верховный Суд РФ в Обзоре № 2 от 30 апреля 2020 г. по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, привел разъяснения, касающиеся указанных оценочных признаков.

В частности, при решении вопроса об отнесении заболевания (отравления) к массовому следует учитывать не только число заболевших, но и тяжесть заболевания.

Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь специалистов (например, представителей органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления указанных последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание не произошло лишь благодаря вовремя принятым органами государственной власти и местного самоуправления, медработниками и другими лицами мерам по предотвращению распространения заболевания или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего указанные правила.

Изменения коснулись и санкции ст. 236 УК. Так, если ранее максимальным наказанием за совершение преступления, предусмотренного ч. 1, было ограничение свободы сроком до одного года, то теперь это лишение свободы на срок до двух лет. Максимальный штраф за совершение данного преступления также вырос на порядок – с 80 тыс. до 700 тыс. руб.

Изменения коснулись и ч. 2 данной статьи, последствием преступного деяния согласно которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Ранее данная норма предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Изменениями в статью был введен нижний порог наказания в виде лишения свободы – 3 года (максимальное наказание не изменилось).

Кроме того, в санкцию статьи добавлен штраф в размере от 1 млн до 2 млн руб.

Также в ст. 236 была введена ч. 3, последствием преступления по которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Санкция по данной норме предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Элементы состава преступления по ст. 236 УК

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК, состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий – физическое лицо, вменяемое, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет (ч. 2 ст. 20 УК).

Что касается специального субъекта, это может быть должностное лицо, в чьи обязанности входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут относится не только заболевшие, которые стали источником распространения инфекции, но и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году в россии: особенности признания статуса и порядок оформления статуса, необходимые документы

Субъективная сторона преступления представляет собой прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит их, хотя должно было и могло.

Объектом преступления является здоровье населения.

Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил, которое может выражаться в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий и т.п.), а также в бездействии (непроведение обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; неосуществление ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

До изменения ст. 236 УК имела материальный состав (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей)).

После внесения в статью поправок ее состав изменился – стал формальным: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления. Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч.

2 ст. 236 УК и административную – по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает лишь в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния.

В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК.

Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью (одного человека или нескольких), содеянное полностью охватывается составом данного правонарушения при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст.

236 УК (не установлено наличия массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы таких последствий).

Правоприменительная практика по новой редакции ст. 236 УК

С момента изменения ст. 236 УК в апреле 2020 г.

и до настоящего времени в СМИ периодически встречаются упоминания о привлечении к уголовной ответственности граждан, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила (чаще всего это было нарушение карантина гражданами, больными COVID-19, или теми, у кого было подозрение на наличие коронавируса). Например, 9 апреля 2020 г. в отношении 36-летнего жителя г. Апатиты Мурманской области было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК). Мужчина вернулся из-за границы и почувствовал себя плохо, однако не стал обращаться за медпомощью и продолжил ходить на работу. 21 марта его госпитализировали – подтвердился коронавирус. «Действия подозреваемого повлекли за собой массовое инфицирование граждан коронавирусной инфекцией», – утверждают в МВД, не уточняя число зараженных.

12 апреля 2020 г. МВД Якутии возбудило уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) в отношении 49-летнего жителя г. Алдан, который по возвращении в республику получил предписание Роспотребнадзора о самоизоляции, но не стал соблюдать его.

«Мужчина посещал общественные места г. Алдана и контактировал с достаточно широким кругом граждан. На данном этапе удалось их установить и изолировать в обсерватор», – отметили в МВД.

Самого подозреваемого госпитализировали в инфекционное отделение центральной районной больницы.

23 апреля 2020 г. в г. Липецке было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) из-за побега 62-летнего мужчины из больницы, куда он был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Инцидент произошел 19 апреля. Вскоре сотрудники ППС нашли пациента и передали его скорой помощи для возвращения в стационар.

В январе 2021 г. возбужден ряд уголовных дел за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в отношении лиц, которые были заражены коронавирусом и участвовали в несогласованных митингах в российских городах.

Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 236 УК работающая, и привлечение к ответственности по ней часто практикуется правоохранителями, особенно после внесения поправок в 2020 г.

В заключение отмечу, что если Гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, включая ограничения, умышленно их не выполняет (например, зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим, посещает общественные места и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1–3 ст. 236 УК, находящихся в причинно-следственной связи с допущенными нарушениями эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность.

За прогулки, фейковые новости, работу кафе и прием посетителей

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Невыполнение требований санэпиднадзора

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает

Для граждан

150 000—300 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте.

То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы.

Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого.

Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать.

Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. ЗАТО уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП

Для граждан

1000—30 000 Р или предупреждение

Для должностных лиц

10 000—50 000 Р

Для юрлиц

100 000—300 000 Р

То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу

Для граждан

15 000—50 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р, или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять Протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий.

Незнакомый Юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе.

А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц.

Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза.

В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Читайте также:  Образец приказа приказ по личному составу 2023 | скачать форму, бланк

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Нарушение

Варианты наказаний

Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза

Штраф 500 000—700 000 Р, лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

То же самое, если умер один человек

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р, ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Если умерли два человека и более

Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок.

Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании.

Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам заболевшего курьера, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты.

Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан.

И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение

Варианты наказаний

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р, исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р, исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Вс разъяснил, когда наступает уголовная ответственность для нарушителей карантина

30 апреля 2020, 16:51 • ТАСС

Уголовная ответственность для нарушителей карантина наступает при условии реальной угрозы массового заражения или смерти человека. Это разъяснил Верховный суд РФ в обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства в связи с распространением коронавируса.

Предусмотренный в статье 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил») признак «повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей» либо «создание угрозы наступления таких последствий», пояснил Верховный суд, «является оценочным, при решении вопроса об отнесении заболевания или отравления к массовому следует принимать во внимание не только количество заболевших или получивших отравление людей, но и тяжесть заболевания». Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь специалистов Госсанэпиднадзора или Роспотребнадзора.

«Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления таких последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание или отравление людей не произошло лишь в результате вовремя принятых органами государственной власти, местного самоуправления, медицинскими работниками и другими лицами мер, направленных на предотвращение распространения заболевания (отравления), или в результате иных обстоятельств, независящих от воли лица, нарушившего указанные правила», — пояснил Верховный суд.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 6.

3 КоАП РФ («Нарушение законодательства обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), которая предусматривает ответственность за действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, может применяться лишь в случае, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Но в случаях, когда нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть человека, действия или бездействие виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ, отметил суд.

Если в результате действий нарушителя наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом ч. 3 ст. 63 КоАП, но лишь при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий).

Принятая 1 апреля в новой редакции ст. 238 УК РФ грозит виновному штрафом от 500 тыс. до 700 тыс. рублей, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до двух лет.

В случае смерти человека по неосторожности штраф по этой статье может достигать 1 млн рублей, а срок лишения свободы или принудительных работ — от 3 до 5 лет.

В случае смерти двух и более лиц из-за нарушения санитарно-эпидемиологических правил предусмотрены принудительные работы на срок от 4 до 5 лет или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет. Часть 3 ст. 6.

3 КоАП, которая также была введена с 1 апреля, за нарушение санитарных правил и невыполнение противоэпидемиологических мероприятий, повлекших по неосторожности вред здоровью или смерть человека, предусматривает для граждан штраф от 150 тыс. до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификацию, для индивидуальных предпринимателей — штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Парламентом приняты законы по противодействию коронавирусу

Совет Федерации на своем внеочередном заседании во вторник, 31 марта, поддержал законы, направленные на борьбу с коронавирусной инфекцией, защиту граждан, экономики и бизнеса. Ранее в тот же день они были одобрены Государственной Думой.

  • Увеличение больничных и поддержка семей с детьми
  • Закон устанавливает особенности определения размеров пособий по временной нетрудоспособности на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
  • «Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями указанного федерального закона, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда», — говорится в тексте пояснительной записки. 

Кроме того, закон предполагает, что родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере соцзащиты населения, и территориальные органы ПФР о смене места жительства и т. д. 

Борьба со спекуляцией лекарствами

Законом, в частности, устанавливается особый порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство также в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Кроме того, закон регулирует процедуру введения ЧС во время эпидемий.

  1. Защита туристов
  2. Этим же законом в целях поддержки туроператоров в сфере выездного туризма предусмотрена возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также предложен механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению Правительства по каждой «закрытой» стране.
  3. Оперативное внесение поправок в бюджет

Правительство наделяется правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Также предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.

Поддержка регионов

В тех же поправках прописано, что региональным руководителям предоставляются универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением ухудшения экономической ситуации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Подробнее о мерах по защите экономики, читайте в нашем разъясняющем материале.

Штрафы за несоблюдение карантина

Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с поправками в УК РФ нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

В соответствии с поправками в КоАП предлагается установить штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс.

рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. Если же эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно наказуемого деяния, штрафы для граждан составят от 150 тыс. до 300 тыс. рублей.

Также оба закона вводят ответственность за распространение фейковых новостей о коронавирусе.

Изменение порядка техосмотра

Также закон меняет правила проведения техосмотра в РФ: полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года.

Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. Согласно нынешнему порядку, проходить техосмотр каждые два года должны автомобили от 3 до 7 лет, раз в год — легковые авто старше 7 лет.

Полностью от процедуры освобождаются автомобили младше трех лет. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *