Право ребенка на получение содержания от своих родителей является ключевым имущественным правом, закрепленным в Семейном кодексе. Даже если суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих, они должны расходоваться именно на содержание, воспитание и образование ребенка (ст. 60 Семейного кодекса РФ). Одной из традиционных форм содержания детей, имеющих законодательное закрепление, считается уплата алиментов, которые предназначены для удовлетворения привычных потребностей ребенка – в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе, лечении и т. д.
Как отмечал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 26 декабря 2017 г.
№ 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» (далее – Постановление № 56), алиментные обязательства направлены на обеспечение условий жизни, необходимых для развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей.
Именно поэтому требования о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежат удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей и нуждаемости ребенка в алиментах (п. 18 Постановления № 56).
Концепция алиментных обязательств исходит из того, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и если они не выполняют этой обязанности, то соответствующие средства взыскиваются с них в судебном порядке (ст.
80 Семейного кодекса РФ).
Но поскольку нормы об алиментах действуют уже много лет и за это время претерпели только точечные изменения, в последние годы активизировались обсуждения на тему необходимости более глубокой корректировки рассматриваемой концепции.
В частности, на прошлой неделе на портале РОИ появилась общественная инициатива № 21Ф80612 с предложением разработать законопроект о реформе Семейного кодекса РФ в этой части1. Остановимся более подробно на ее ключевых положениях.
Предпосылки изменений
Необходимость обновления концепции алиментных обязательств авторы инициативы связывают с тем, что действующий подход к расчету алиментов уже давно устарел. Начиная с советского периода Алименты преимущественно рассчитываются в процентах от дохода плательщика.
Но если ранее такой подход был социально и экономически оправдан, поскольку каждый имел гарантированное право на работу и среднюю зарплату, при этом сами зарплаты были примерно равными, то сейчас, по мнению инициаторов поправок, это создает массу трудностей.
Одни платят алименты с минимальной «серой» зарплаты, другие – с большой «белой», в итоге в первом случае средства могут не покрыть базовые потребности ребенка, а во втором – будут явно избыточными.
Как указывается в тексте инициативы, в настоящее время алименты из разряда поддержки детей перешли практически в разряд преступлений – за неуплату и задержку установлены административные штрафы, предусмотрены аресты, Неустойка с большими процентами и даже уголовное преследование.
«Но разве это все в интересах детей? Разве в интересах детей претендовать на доходы и проценты по неустойке, запугивать родителя штрафами и арестами? Нет, в интересах детей иметь гарантированный набор базовых благ – таких, как еда и одежда, предметы для учебы и развития. Не огромные проценты, выбиваемые когда-то потом, а необходимый минимум каждый день.
И спокойные, бесконфликтные отношения между родителями», – отмечается в обосновании необходимости внесения поправок.
Согласно инициативе смещение акцентов требуется и в отношении цели уплаты алиментов – не обеспечение ребенку прежнего уровня жизни, а обеспечение гарантированного прожиточного минимума.
«Иначе алименты могут выступать как средство угрозы, шантажа и в некоторых случаях – необоснованного обогащения. При этом в существующей системе разделить действительно нуждающихся от преследующих личные интересы не представляется возможным», – считают авторы.
При этом сам термин «алименты» они предлагают заменить на понятие «материальная помощь».
Еще один момент, на который обращают внимание разработчики инициативы, – это несправедливое назначение алиментов.
Проблема заключается в том, что из-за большого количества дел по алиментам судебные приставы зачастую не успевают рассматривать их все и уделяют больше внимания тем, кто более настойчив и чаще подает жалобы, а не реально нуждающимся в материальной помощи.
«В результате, когда одни дети не получают и минимума, приставы тратят свое время на выбивание чрезмерных для содержания других детей процентов. Как следствие – большое количество нуждающихся в защите и помощи детей фактически не защищены», – подчеркивается в инициативе.
В целом авторы считают существующую систему алиментных обязательств не соответствующей современным реалиям, несбалансированной, неэффективной и не способной достигнуть целей защиты интересов детей. Они называют ее неоправданно жестокой, варварской и видят в ней импульс для разжигания внутрисемейных конфликтов и подрыва института семьи.
Суть поправок
Инициаторы изменений предлагают исходить из того, что при разводе родители сами будут определять расходы на содержание детей. Если же они не смогут договориться, то любой из них сможет обратиться в органы опеки.
В таком случае на имя ребенка заведут специальный детский счет, на который государство ежемесячно будет перечислять денежные средства в размере одного прожиточного минимума по региону. Покрывать соответствующие расходы по этому счету будут родители в равных частях — по 50% каждый.
Кроме того, родители смогут дополнительным соглашением установить и другие целевые выплаты на детей, расходы по которым, аналогично расходам по спецсчету, необходимо будет подтверждать документально через органы опеки.
При этом у органов опеки появятся полномочия по определению ответственного за расходы на ребенка и по контролю при необходимости таких расходов путем запроса выписок со специального детского счета. Одновременно инициативой предусмотрено создание информационной системы для учета органами опеки расходов на детей с предоставлением родителям доступа к отчетам о расходах на ребенка.
Также предлагается установить санкции за невнесение платежей на детский спецсчет – например, предполагается, что в случае отсутствия платежей более нескольких месяцев органы опеки смогут направить заявление в суд о принудительном взыскании либо списании. Если причина неуплаты уважительная, то у суда будет возможность списать долг полностью или частично, а если неуважительная, то – назначить отсрочку и, при необходимости, пени в размере ставки рефинансирования Банка России.
«Неустойка должна быть отменена, так как по уровню негативного воздействия сопоставима с уголовным наказанием», – говорится в тексте инициативы.
Также авторы идеи считают целесообразным соотносить максимальные размеры алиментов с медианной зарплатой в регионе и уровнем безработицы, предусмотрев возможность оказания дополнительных мер поддержки или помощи (например, в переселении) в тяжелых случаях.
Еще один акцент сделан на необходимости декриминализации алиментных отношений – в частности, уголовные дела, вытекающие из алиментных отношений, предлагается перевести в разряд гражданских дел, а текущие выплачиваемые алименты – перевести на специальные детские счета.
«Существующие долги по алиментам следует пересчитать исходя из половины прожиточного минимума на ребенка. Новый размер долгов записать на баланс родителя на специальном детском счете. Проценты неустойки по этим старым долгам не начислять», – предлагают инициаторы поправок.
Что касается действующих штрафов и неустоек за неуплату алиментов, то на них планируется ввести мораторий, отменив штрафы и неустойки в случае уплаты алиментов по новым правилам без превышения лимитов долга до совершеннолетия ребенка.
Причем к последнему правилу в случае одобрения инициативы можно будет применять положения ст. 5 Семейного кодекса РФ об аналогии закона и ст. 4 Гражданского кодекса об обратной силе закона.
Принципы предлагаемой реформы
Предусмотренную общественной инициативой реформу Семейного кодекса РФ предполагается провести, опираясь на принципы:
- равенства всех детей для государства и гарантированного обеспечения их базовых потребностей;
- безотлагательности помощи детям в минимальном размере, необходимом для их развития;
- снижения участия судебных приставов в делах об алиментах;
- эффективной защиты интересов детей и родителей.
Первый исходит из того, что действующий механизм сохранения прежнего уровня содержания ребенка в условиях повышения социального неравенства в обществе исчерпал себя.
В настоящее время государство должно, в первую очередь, гарантировать минимальный Прожиточный минимум всем детям и без условий и отсрочек перечислять средства на счет ребенка, а уже после этого компенсировать их за счет средств родителей, считают авторы инициативы.
Второй принцип предусматривает, что если ребенок не получает минимума для развития, то с высокой долей вероятности он вырастет либо больным, либо преступником, и, соответственно, потребуются дополнительные расходы государства на его содержание. Поэтому затраты на безотлагательную материальную помощь детям вполне оправданы как с социальной, так и с экономической точки зрения.
Третий принцип базируется на том, что до решения суда о необоснованной причине неуплаты алиментов вопросами платежей будут заниматься органы опеки, а не судебные приставы.
Наконец, четвертый принцип предполагает, что граждане имеют право на эффективные и гуманные способы защиты своих прав, поскольку они платят налоги государству именно для защиты своих интересов в трудных жизненных ситуациях.
И предлагаемый в инициативе способ защиты соответствующих прав видится более гуманным и эффективным, чем действующий.
Практический результат
Ожидается, что реализация предложенных в инициативе поправок позволит упростить администрирование, будет способствовать гуманизации правовых отношений граждан и восстановлению института семьи.
В свою очередь, новый порядок распределения расходов родителей на детей поможет обеспечить необходимую поддержку реально нуждающимся в ней детям, гарантировав им оперативное предоставление базового дохода на удовлетворение жизненно необходимых нужд.
Кроме того, снижение участия судебных приставов в делах об алиментах и перевод расходов на детей под контроль органов опеки позволит сделать механизм более прозрачным, исключить возможные злоупотребления и предотвратить конфликтные ситуации между родителями в интересах детей.
***
Алименты в 2022 году
Порядок назначения и выплаты алиментов на детей в России оговаривается статьями 80-88 Семейного кодекса (СК) РФ.
В них указано, что обеспечивать ребенка обязаны оба родителя независимо от того, пребывают ли они в браке.
При этом формально алименты выплачиваются на ребенка, однако фактически распоряжается этими деньгами родитель, который с ним проживает (при этом предполагается, что деньги расходуются в интересах несовершеннолетнего).
Главные особенности алиментного законодательства в 2022 году:
- Ужесточили законодательство по отношению к должникам. Власти упростили и уточнили порядок их привлечения к административной и уголовной ответственности, в том числе если средства на ребенка выплачиваются частично (в неполном размере и нерегулярно).
- Основные принципы назначения и выплаты алиментов остаются теми же, что и раньше. Однако в 2022 году отчисления на детей будут взиматься с большего количества доходов (нововведение с ноября 2021).
- В связи с инфляцией повышаются минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и детский прожиточный минимум (ПМ). А значит, повышается и минимальный размер алиментов.
- Алиментных выплат от государства пока нет и их вряд ли введут. Однако есть несколько видов материальной помощи нуждающимся семьям, которые не получают алименты из-за недобросовестного плательщика.
Основные правила взыскания алиментов на ребенка в 2022 году
Ежегодно в российское алиментное законодательство вносятся изменения, не стал исключением и 2022 год. Однако главные принципы, согласно которым удерживаются детские алименты, остаются неизменными.
Стороны (родители) могут договориться об их сумме, заключить добровольное соглашение об уплате и заверить его нотариально.
Если не получается достичь согласия, заинтересованный родитель должен обратиться в районный суд с иском. Тот принимает решение, по результату которого второй родитель обязан выплачивать назначенную сумму.
В 2022 обязательные алименты будут взыскиваться по таким принципам:
- На каждого из несовершеннолетних детей до их 18-летия. После 18 лет — только на лиц с инвалидностью.
- Способ взыскания:
- в долях (%) от дохода — если плательщик имеет стабильный заработок;
- в твердой денежной сумме (ТДС) — если заработок нестабилен или от случая к случаю);
- смешанный вариант (% +ТДС).
- Если размер вычисляется в долях от дохода, то:
- Если отчисления назначены в ТДС, то на каждого из детей положено 50% от детского регионального ПМ.
- Любой из родителей может обратиться в суд с иском об изменении размера в ту или иную сторону. Но при условии, что есть основания — например, существенно помелось материальное или семейное положение, случилась травма или инвалидность.
Кроме обязательных, существуют дополнительные алименты. Проживающий с ребенком родитель может их истребовать (по договоренности или дополнительным иском по суду) по нескольким поводам. Например, ребенку требуется дорогостоящее лечение или дополнительный уход, он получил инвалидность, нужно оплачивать жилье в сложных жизненных обстоятельствах.
С каких доходов и как будут удерживаться алименты (изменения)
Одно из главных изменений во взыскании алиментов с 2022 — теперь они будут удерживаться с расширенного списка доходов
Изменения в Семейном Кодексе в 2022 Году
Поправки в Семейный Кодекс 2021 коснулись вопроса обеспечения жильем ребенка, даже если родитель проживает отдельно. Ранее ст.
86 СК РФ содержала требование о привлечении каждого из родителя к оплате дополнительных расходов, вызванных исключительными обстоятельствами — в том числе тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними.
Иски по этому вопросу раньше удовлетворялись только при наличии фактически понесенных расходов на лечение или реабилитацию ребенка. Вероятно, именно по этой причине правительством было принято решение добавить — отсутствие у ребенка пригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Таким образом, отдельно проживающий от ребенка родитель может быть обязан судом обеспечивать его жильем.
Важно соблюдать: какие права имеет ребенок в России
По правовому смыслу обязанность для родителя в обеспечении ребенка жильем, отвечающим условиям комфортного проживания, возникает только в том случае, если несовершеннолетний ребенок действительно в нем нуждается.
К примеру, семья проживала в квартире отца, приобретенной до брака, а после развода мать с ребенком вынуждены переехать в съемное жилье. Если финансовое положение матери не позволяет арендовать «достойную» квартиру, тогда отец будет обязан принять участие в расходах на съем жилья.
Важное пояснение: данная обязанность возникает исключительно по решению суда, а предоставлять доказательства обязан Истец, в данном случае мать.
Не менее масштабные изменения в семейном праве ожидаются и осенью. Планируется ввести в кодекс значение слова «Брак» — добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и запрет на однополые браки для представителей ЛГБТ-сообщества (в том числе и для лиц, сменивших пол, — трансгендеров).
Под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей — семью родителей ребенка и (или) их родственников.
Право родителей устанавливать опекуна
В этом случае родитель не теряет своих прав на ребенка и по-прежнему несет обязанности и при этом уверен, что его ребенок находится под опекой лица, которому он доверяет.
Приходилось ли Вам сталкиваться с задержкой выплат алиментов?
Еще появилось понятие «фактические воспитатели».
Оно дает возможность родителям пользоваться услугами частных нянь, а также отдавать детей на время родственникам без составления дополнительных документов (в том числе свидетельства о рождении).
Это значительно упростит посещение детей различных кружков и секций и исключит обвинение родителей в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Презумпция добросовестности
В поправках в Семейный кодекс появилась и : действия родителей считаются добросовестными, пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением.
Это значит, что родители вправе самостоятельно выбирать методы воспитания ребенка
С одной стороны, Закон будет защищать семьи от произвольных действий органов. Ведь существуют случаи, когда органы опеки безосновательно забирали ребенка из семьи. С другой стороны, судебный процесс может длиться до двух лет, а ребенок в это время будет подвергаться жестокому обращению и ненадлежащему уходу
???? Изменения в Семейном Кодексе в 2022 При этом, процент может устанавливаться как от всего дохода плательщика, так и от его определенных видов, например, заработной платы. ☑ Безналичными средствами на банковский счет или карту;.
Традиционные ценности
Поправки к Семейному кодексу коснутся защиты детей Более того, по словам Вторыгиной, приоритет воспитания ребенка в семье, который также заявили сенаторы, существует в России давно, как и вообще первоочередность интересов и прав ребенка в вопросах его взросления и воспитания. Тем не менее возможность остаться в семье не всегда является лучшим вариантом для самого ребенка. Сейчас, добавила депутат, сотрудники службы опеки заходят в семьи только в тех случаях, если есть сигналы и жалобы от общественности, например от соседей или из школы.
Более того, в законопроекте предлагается возможность оставлять ребенка с кровными родственниками — теми же бабушками и дедушками — на длительный срок без специальных документов, если у родителя есть уважительная причина.
Он подчеркнул, что из законопроектной деятельности эта работа перешла в исполнительную и судебную власть, идет практическая работа в регионах и муниципальных образованиях.
Передумать можно
Домашнему обучению предложили новые правила «Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят».
Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребенком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей.
Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.
Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
«Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием.
Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
«С теми странами, где существует регистрация однополых браков, которые являются участниками Римской конвенции, где истолкование позволяет заключать вторые и третьи браки, мы, безусловно, будем руководствоваться нашей Конституцией, именно российскими основами правопорядка и нравственности, и в данном случае мы эту проблему здесь решаем», – пояснил Крашенинников.
26.11.2020
Между тем законопроект спровоцировал большое количество вопросов у парламентариев. В частности, депутат от «Справедливой России» Игорь Моляков поинтересовался, считает ли Крашенинников гражданскую регистрацию брака, без церковных обрядов, законным основанием для создания новой семьи.
Представитель фракции КПРФ Ольга Алимова попыталась уточнить, встречались ли главе думского комитета международные договоры, которые противоречат основам российского правопорядка и нравственности – и не проще ли выйти из такого договора, чем каждый раз обосновывать приоритет над ним Семейного кодекса РФ.
Новости , Кратко , Популярное
Новости Москва В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующая редакция статьи Семейного кодекса содержит правило, совпадающее с подходом, закрепленным в Гражданском кодексе РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора». В результате проект закона был принят парламентариями единогласно. Документ был внесен президентом РФ 14 октября в пакете проектов, разработанных во исполнение поправок к Конституции.
Москва. Другие новости 26.11.20
«Эта норма при определенном ее истолковании может противоречить вступившей в силу новой редакции статьи 79 Конституции РФ.
Во избежание этого статью 6 Семейного кодекса РФ предлагается дополнить положением о том, что применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также основам правопорядка и нравственности, не допускается», – поясняется в документе.
«Мы не можем про многоженство, однополые браки вписать это все в Конституции, все вопросы детально, про биологический материал, например, – заявил в ответ Крашенинников. – Мы это здесь написали, потому что такие случаи возникают».
Изменение четвертое
Учимся дома 1-11 классы Появились сроки уведомления о выборе семейной формы образования — 2 недели.
Школа теперь будет обязана составить график, определить порядок сдачи промежуточной аттестации и выдать это все на руки родителям при прикреплении ребенка для аттестаций к школе. Это хорошее изменение.
Потому что как вспомню нашу свистопляску с составлением графика: придите позже, нам некогда, вы нам мешаете. А потом: завтра приходите сдавать аттестации. Какие вопросы? Вы должны быть готовы по всем вопросам… Надеюсь, что сейчас будет больше порядка.
Становится обязательной промежуточная аттестация за начальную школу, без нее не допустят к ОГЭ. Мы каждый год аттестации сдаем, для нас непринципиально.
Новые поправки в Семейный кодекс Таким образом, в нем закрепляется приоритет Конституции РФ, основ правопорядка и нравственности над международными договорами Президент России Владимир Путин подписал закон, который закрепляет в Семейном кодексе приоритет Конституции РФ, основ правопорядка и нравственности над международными договорами. Документ опубликован в четверг на официальном интернет-портале правовой информации.
В связи с этим в кодекс вносятся поправки, устанавливающие, что «не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности». Как отмечается в законе, такое противоречие может быть установлено в определенном федеральным конституционным законом порядке.
Регулирование расходов на содержание детей
Что поменяется в Семейном кодексе 2021: 4 поправки, которые важно знать По правовому смыслу обязанность для родителя в обеспечении ребенка жильем, отвечающим условиям комфортного проживания, возникает только в том случае, если несовершеннолетний ребенок действительно в нем нуждается. Важное пояснение: данная обязанность возникает исключительно по решению суда, а предоставлять доказательства обязан истец, в данном случае мать.
Не менее масштабные изменения в семейном праве ожидаются и осенью. Планируется ввести в кодекс значение слова «брак» — добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и запрет на однополые браки для представителей ЛГБТ-сообщества (в том числе и для лиц, сменивших пол, — трансгендеров).
В Думу внесен пакет законопроектов о защите семьи «Законопроект.
прекращает практику заключения брака между лицами одного пола, в том числе сменившими пол, соответственно, усыновление такими парами детей», — говорится в сообщении пресс-службы одного из авторов инициативы Елены Мизулиной. Он, в частности, предполагает запрет однополых браков и устанавливает правила лишения родительских прав и усыновления
Основной законопроект о поправках в Семейный кодекс содержит 112 поправок в 69 из 170 статей Семейного кодекса, дополняет Семейный кодекс двумя новыми главами, 27 новыми статьями.
Закон о семье в Российской Федерации: об изменениях в Семейном кодексе РФДо внесения этой поправки согласно Семейному кодексу такими обстоятельствами считались тяжкая болезнь или увечье несовершеннолетнего или нетрудоспособного совершеннолетнего малоообеспеченного ребенка. Также по Кодексу исключительным обстоятельством была необходимость оплаты ухода за ним. В 2021 году в Семейном Кодексе появилась еще одна исключительная причина дополнительных родительских расходов: отсутствие у ребенка пригодного для постоянного проживания помещения.
Закон о семье в Российской Федерации: об изменениях в Семейном кодексе РФ Так, в минувшем году в сфере семейных отношений вступили в силу два новых закона — изменения были внесены в СК РФ и закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Так, если после развода ребенок живет с одним из родителей в арендованной квартире или жилье куплено в ипотеку и долг еще не закрыт, можно обязать второго родителя вносить часть платы за съем жилья или в счет погашения ипотеки.
Причем эти расходы и алименты — не одно и то же: взносы на жилье будут рассчитывать в отдельном порядке — с учетом финансового и семейного положения родителей и ребенка, но не в процентах от заработка, а в твердой сумме.
Сотрудники органов опеки, в свою очередь, передадут эти сведения в федеральный и региональный банки данных о детях, которые остались без попечения родителей. В этой базе данных — ФБД — теперь аккумулируются сведения о недобросовестных опекунах (попечителях), приемных или патронатных родителях и лицах, которые лишены родительских прав — тех, кто не справился со своими родительскими обязанностями.Еще одна новация в СК РФ 2021 года — введение обязанности обеспечить ребенка пригодным для жилья помещением. Эта норма позволяет привлечь к суду родителя, который отказывается нести дополнительные расходы на ребенка в исключительных обстоятельствах.
Юристы рассказали Минюсту о проблемах применения семейного законодательства
Проблемы Применения Семейного Законодательства В России Открывая встречу, А. В.
Коновалов назвал главной задачей проводимого мониторинга – выявление проблем, возникающих в правоприменительной практике, а критерием оценки эффективности законов — их соответствие требованиям общества.
Поэтому министр юстиции призвал всех участников в своих докладах перейти от общих оценок к конкретным предложениям по совершенствованию правовой системы, чем мы и занялись в ходе работы круглых столов и секций.
- режим имущества, приобретенного в фактическом браке, в том числе и порядок его раздела;
- режим ответственности по обязательствам фактических супругов (особенно в ситуации, когда один из них оформляет на себя Кредит, предоставляя денежные средства в распоряжение другого);
- алиментные отношения фактических супругов в отношении друг друга;
- перечень имущественных прав фактических супругов и способы их защиты.
Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из МРОТ, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 года №841-О-О и 05 июля 2011 года №953-О-О, а также разъяснению Верховного Суда РФ, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года.
§ Реформа семейного права: взыскать нельзя разделить???? Семья — дело государственное: чем вредны «поправки Мизулиной» в Семейный кодекс
Поправки в Семейный кодекс: поиск компромисса
Проект федерального закона № 604443-7 о внесении изменений в ст. 66 Семейного кодекса РФ (далее – законопроект) вызвал оживленную дискуссию среди адвокатов.
Действительно, тема злоупотребления родительскими правами, в том числе в случае раздельного проживания родителей, давняя и острая.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предусмотренных законом мер для обеспечения социального равенства родителей при проживании ребенка с одним из них явно недостаточно, не обеспечиваются права отдельно проживающего родителя на общение с ребенком при отсутствии согласия второго родителя.
Безусловно, с данным выводом нельзя не согласиться, однако отмечу, что большинство трудностей возникают именно в процессе исполнения решений по делам об определении порядка общения с ребенком, а не при принятии соответствующего судебного акта. Здесь разделяю мнение коллег: суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
К сожалению, семейное законодательство РФ не содержит определения понятия злоупотребления родительскими правами. Термин «злоупотребление родительскими правами» встречается в СК РФ фактически в двух статьях:
- во-первых, в п. 2 ст. 56, где указано, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) и вправе самостоятельно обращаться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд;
- во-вторых, в ст. 69 злоупотребление родительскими правами указано в качестве одного из оснований лишения родительских прав.
Первоначально попытка дать определение указанного понятия была предпринята в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г.
№ 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», где под злоупотреблением родительскими правами понималось их использование в ущерб интересам детей – например, препятствие обучению, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. Данное разъяснение относилось исключительно к ст. 69 СК.
Защита интересов несовершеннолетнихПленум Верховного Суда дал разъяснения, касающиеся порядка отобрания детей и лишения родительских прав
В дальнейшем упомянутый пункт постановления утратил силу в связи с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г.
№ 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав». В подп.
«в» п. 16 постановления был расширен перечень действий, которые следует понимать как злоупотребление родительскими правами.
В перечень, в частности, вошли: создание препятствий к получению детьми общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности (ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
В п. 3 ст.
66 СК РФ предусмотрено, что при невыполнении решения суда об определении порядка общения с ребенком к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда по требованию проживающего отдельно родителя может быть вынесено решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов последнего и с учетом его мнения.
Таким образом, можно сделать вывод, что закон не относит неисполнение решения об определении порядка общения с ребенком одним из родителей, проживающим совместно с ребенком, к злоупотреблению родительскими правами.
При этом в законе предусмотрен механизм привлечения виновного в невыполнении решения суда об определении порядка общения с ребенком к ответственности, а при злостном невыполнении ребенок может быть передан второму родителю.
Авторы законопроекта полагают, что именно отсутствие перечня установленных законом способов общения ребенка и проживающего отдельно родителя создает возможность злоупотребления правом со стороны второго родителя, проживающего с ребенком. В связи с этим, по мнению разработчиков, обеспечить реализацию прав ущемленного родителя и ребенка и до вынесения судебного решения, и после вступления его в законную силу невозможно.
Сенаторами предложена комплексная система мер защиты и укрепления семьи
Проект Федерального закона N 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»
Настоящий законопроект содержит 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, дополняет его двумя новыми главами (12.1 и 18.1) и 27 новыми статьями.
- Законопроект охватывает те сферы семейных отношений, которые имеют публично-правовую направленность, а именно:
- отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- установление факта отсутствия у ребенка родительского попечения и его устройство;
- институт семейно-правовой ответственности: ограничение и лишение родительских прав;
- институт брака.
- В частности, в целях обеспечения укрепления института семьи законопроектом предлагается расширить систему принципов семейного права, включив в нее принципы, определяющие характер взаимодействия семьи и публичных органов власти, такие как:
— презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав.
Предусматривается, что действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка лежит на истце;
— право ребенка жить и воспитываться в родной семье (семье своих родителей или иных родственников). Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у детей попечения родителей.
- Законопроектом предлагается иная концепция отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится):
- — отказ от отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети);
- — отобрание ребенка рассматривается как принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится. Вводится запрет отобрания ребенка у родителей иначе, как на основании судебного решения;
- — основанием отобрания является виновное поведение родителя (иного лица, на попечении которого находится ребенок), установленное вступившим в законную силу судебным решением о лишении родителя родительских прав, об ограничении родителя в родительских правах; об отмене усыновления; актом органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей, а в случае обжалования такого акта, — вступившим в законную силу судебным решением об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного акта незаконным;
- — исполнение решения суда об отобрании ребенка и передача ребенка производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок.
- В систему мер защиты ребенка вместо действующего механизма его отобрания при непосредственной угрозе его жизни или здоровью предлагается включить меры самозащиты, временные меры защиты, а также меры семейно-правовой ответственности.
- К мерам самозащиты законопроект относит:
- — установление опеки (попечительства) над детьми по заявлению их родителей на период, когда родители по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. К уважительным причинам предлагается отнести, в том числе: не достижение родителями возраста
- Перейти в текст документа »
- Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
- Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 15.07.2020
Поделиться ссылкой:
О внесении изменений в статью 54 семейного кодекса российской федерации и статьи 36 и 67 федерального закона "об образовании в российской федерации" от 02 июля 2021
- ПринятГосударственной Думой
- 15 июня 2021 года
- ОдобренСоветом Федерации
- 23 июня 2021 года
Абзац второй пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16; 2019, N 49, ст.6970) изложить в следующей редакции:
«Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.».
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2014, N 23, ст.2930; 2016, N 27, ст.4160, 4245, 4292; 2018, N 1, ст.57; 2019, N 30, ст.4134; N 49, ст.6970; N 52, ст.7833; 2020, N 12, ст.1645; 2021, N 18, ст.3071) следующие изменения:
1) статью 36 дополнить частью 18 следующего содержания:
«18.
Размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.»;
1)* часть 3_1 статьи 67 изложить в следующей редакции:
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
«3_1. Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.».
- ПрезидентРоссийской Федерации
- В.Путин
- Москва, Кремль
- 2 июля 2021 года
- N 310-ФЗ
- Электронный текст документа
- подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
- Официальный интернет-портал
- правовой информации
www.pravo.gov.ru, 02.07.2021,
N 0001202107020029