Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 сентября 2021 года

Рассказываем, какие нововведения начнут действовать с сегодняшнего дня и как они повлияют на жизнь собственников жилья и застройщиков

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 сентября 2021 года

Alekcey-Elenashutterstock

С 1 октября 2021 года в силу вступают несколько законов, которые касаются недвижимости. Они регулируют вопросы кадастрового учета, государственной регистрации, строительства типовых проектов, размещения адресов собственников и размера машино-мест.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Регистрация недвижимости

С 28 октября 2021 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Это часть масштабной реформы отрасли регистрации недвижимости, направленной на модернизацию и цифровизацию регистрационных процедур.

«Напомним, что 30 апреля 2021 года опубликованы изменения в закон «О госрегистрации недвижимости…».

Они призваны упростить и сократить сроки административных процедур, а также сделать их более доступными — в электронном виде и посредством выездного приема регистрирующего органа», — рассказал юрист компании VEGAS LEX Александр Казарин. Среди вступающих в силу он особенно выделил следующий поправки:

  • устанавливаются сокращенные сроки госрегистрации последующих договоров долевого участия (ДДУ), заключенных после регистрации первого такого договора (по общему правилу — в течение пяти рабочих дней, в случае подачи документов в электронной форме — в течение трех рабочих дней, в течение семи рабочих дней в случае подачи документов через МФЦ);
  • появляется возможность подачи заявления о госрегистрации прав через нотариуса, отметил юрист Эдуард Бугров (управляющий партнер компании «Бугров и партнеры»). Однако, по его словам, исключение составят ситуации, когда в качестве заявителя выступает кадастровый инженер, или специалисты, связанные с данной сферой деятельности.
  • появляется возможность размещения сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом);
  • уточняется порядок выездного приема для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав;
  • устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы в случае принятия ими решений;
  • устанавливается, что реестровые дела ведутся только в электронной форме (сейчас возможно ведение реестрового дела на бумажном носителе, если заявление и необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представлены заявителем в простой письменной форме и оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах власти);
  • исключается максимальный размер машино-места (сейчас законом и приказом Минэкономразвития России ограничен как минимальный размер машино-места — 5,3 x 2,5 м, так и максимальный — 6,2 x 3,6 м).

Сведения об адресах

С 28 октября вступают в силу поправки, направленные на обеспечение достоверности, полноты и актуальности сведений в государственном адресном реестре.

Этот информационный ресурс содержит данные об адресах объектов капитального строительства и земельных участков. Формирование, ведение и использование указанного реестра обеспечивается федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

ФИАС функционирует с ноября 2011 года. Ее оператором выступает Федеральная налоговая служба.

«Федеральным законом от 30.04.

2021 № 136-ФЗ устанавливается, что сведения об адресах в реестре должны соответствовать муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта России — городов Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, а также установленным правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса. Кроме того, указанным законом вводится ответственность уполномоченных должностных лиц за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах, а также размещение недостоверных сведений», — объяснил Казарин.

Типовая документация застройщиков

С 1 октября 2021 года вступает в силу очередной блок изменений в Градостроительный кодекс России, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 № 275-ФЗ, в части введения института типового проектирования.

Институт типовой проектной документации приходит на смену экономически эффективной проектной документации повторного использования, существовавшей с 2016 года, отметил Казарин. По его словам, это очередная попытка оптимизировать расходы на проектирование объектов, которые строятся за счет бюджета.

«В соответствии с изменениями проектная документация, прошедшая госэкспертизу и использованная при строительстве или реконструкции объекта капстроительства, может быть признана типовой.

Сведения о ней включаются в единый госреестр заключений экспертизы проектной документации.

Со дня включения в реестр застройщики и технические заказчики будут вправе использовать типовую документацию для проектирования аналогичных объектов», — пояснил юрист.

Порядок принятия решения о признании проектной документации типовой и ее использовании, а также случаи ее применения устанавливается правительством. В соответствии с документом критерии аналогичности объекта будут устанавливаться Минстроем.

«Это облегчит жизнь застройщика, который сможет сэкономить на разработке и легально воспользоваться ранее разработанной документацией для строительства», — отметила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.
Читайте также:  Образец дополнительного соглашения об увеличении стоимости договора в 2021 году

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности

  • Федеральный закон
    принят Государственной Думой 16 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.
  • Справка
    Государственно-правового управления
  • Федеральный закон направлен на совершенствование правового
    регулирования отношений в области градостроительной деятельности.
Читайте также:  Льготы и субсидии по оплате за капитальный ремонт дома в 2020 году

Федеральным законом в Градостроительном кодексе Российской Федерации
институт экономически эффективной проектной документации повторного
использования заменяется институтом типовой проектной документации.

Кроме того,
вводится понятие «рабочая документация», которая разрабатывается на основании
проектной документации и содержит материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются
строительство, реконструкция объекта капитального строительства.

Предусматривается, что сведения о типовой проектной документации
являются составной частью единого государственного реестра заключений
экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, а порядок признания проектной документации типовой проектной документацией
устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом подготовка
проектной документации и подготовка рабочей документации могут осуществляться одновременно.

Также понятие «процедуры, включённые в исчерпывающие
перечни процедур в сферах строительства» заменяется понятием «мероприятия,
осуществляемые при реализации проектов по строительству объектов капитального
строительства».

При этом под проектом по строительству понимается перечень
мероприятий, осуществляемых застройщиком и (или) федеральными органами
исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными
организациями, в целях строительства, реконструкции объекта капитального
строительства. Определяются этапы реализации проекта по строительству, а также
мероприятия, которые может включать каждый из этих этапов.

  1. Согласно Федеральному закону Правительством Российской
    Федерации устанавливаются:
  2. исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований,
    предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях
    выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного
    проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объекта
    капитального строительства, а также в целях осуществления государственной
    регистрации прав на такой объект;
  3. единые стандарты предоставления государственных услуг и (или) муниципальных
    услуг при реализации проекта по строительству;
  4. случаи, в которых мероприятия осуществляются исключительно в электронной форме.
  5. Устанавливаются требования к проведению экспертизы проектной
    документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической
    экспертизы, в частности предусматривается возможность установления
    Правительством Российской Федерации порядка проведения таких экспертиз по принципу «одного окна».

Уточняются порядок выдачи разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию
объектов капитального строительства, уведомлений о планируемом строительстве и сносе таких объектов, порядок подачи заявления о выдаче градостроительного
плана земельного участка, осуществления государственного строительного надзора.
Кроме того, уточняются требования к эксплуатации зданий, сооружений, а также
особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской
Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» вносятся изменения, предусматривающие новые
полномочия и функции Фонда, в том числе привлечение средств Фонда национального
благосостояния, предоставление за счёт привлечённых средств займов юридическим лицам
и возможность приобретения облигаций этих лиц при их первичном размещении в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации
объектов инфраструктуры.

Институт типового проектирования закреплен законодательно

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.

ru опубликован Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит в Градостроительный кодекс Российской Федерации институт типового проектирования и понятие «рабочая документация», а также закрепляет этапы реализации строительных проектов.

Документ вступает в силу 1 сентября 2021 года за исключением отдельных положений, касающихся рабочей документации и одновременного проведения экспертиз, которые начинают действовать с 12 июля 2021 года. Кроме того, положения о введении института типового проектирования вступают в силу с 1 октября 2021 года.

  • Введение института типового проектирования
  • После вступления закона в силу проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признана типовой проектной документацией.
  • Институт типовой проектной документации призван заменить систему экономически эффективной проектной документации повторного использования.
  • Согласно закону сведения о типовой проектной документации включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).

Со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.

2 статьи 48 Градостроительного кодекса, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства вправе использовать типовую проектную документацию, подготовленную применительно к объекту капитального строительства, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять такие строительство, реконструкцию.

  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ получают право безвозмездно использовать типовую проектную документацию, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.
  2. Иные лица со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ вправе использовать типовую проектную документацию при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  3. Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению:
  4. — порядка признания проектной документации типовой проектной документацией, срока применения типовой проектной документации, порядка отмены решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, а также случаев обязательного использования типовой проектной документации;
  5. — порядка предоставления сведений о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на типовую проектную документацию;
  6. — критериев типовой проектной документации.
  7. Также законом предусмотрено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти определяет критерии установления аналогичности проектируемого объекта и того объекта, применительно к которому подготовлена типовая проектная документация.
  8. Продление экспертизы
Читайте также:  Размер курортного сбора в крыму в 2021 году

Градостроительный кодекс дополнен положением о том, что в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению застройщика или технического заказчика срок проведения государственной экспертизы может быть продлен еще не более чем на тридцать рабочих дней.

Напомним, что в настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса срок проведения государственной экспертизы не должен превышать сорок два рабочих дня и может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней.

Параллельность экспертиз

Статья 49 Градостроительного кодекса дополнена частью 6.

4, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить порядок проведения экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна». Проведение указанных экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, уполномоченными на проведение указанных экспертиз проектной документации, осуществляется без участия заявителя.

Таким образом, законом установлена возможность одновременного проведения вышеуказанных экспертиз.

Рабочая документация

В соответствии с законом рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Она разрабатывается на основании проектной документации. При этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.

Правительство Российской Федерации может установить отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.

В случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1-5 части 3.

8 статьи 49 Градостроительного кодекса, приведение проектной документации на соответствие таким изменениям, внесенным в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.

  • Реализация проекта по строительству объекта капитального строительства: этапы
  • Градостроительный кодекс дополнен статьей 5.2, устанавливающей этапы реализации проекта по строительству объекта капитального строительства:
  • 1) приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • 2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
  • 3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
  • 4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;

5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место). Эти этапы в свою очередь могут включать в себя различные мероприятия.

Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов и согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для строительства объекта.

Также статьей 5.2 Градостроительного кодекса установлено, что недопустимо требовать разрешения, заключения, документы, сведения, материалы и согласования, выдаваемые различными структурами, в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, если эти документы не предусмотрены в соответствии с данной статьей.

Многофункциональный центр: подача заявлений

Закон также вводит положения, расширяющие перечень способов подачи заявлений о выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Так, после его вступления в силу, подать такие заявления будет можно через многофункциональный центр, единый государственный портал государственных и (или) муниципальных услуг, а также с использованием информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (статьи 51, 55 Гражданского кодекса в редакции закона).

Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *