Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Правительство РФ 30 сентября внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.
Вместе с ним внесен пакет бюджетообразующих законопроектов.
«Бюджет
внесен», — сказал Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«Сразу
обозначу, что собой представляют материалы, которые получила Государственная
Дума.
Это, собственно, проект закона о бюджете, а также те документы и материалы, которые определяет Бюджетный Кодекс — определяет не только их
название, но и содержание и оформление.
Проверить, насколько эти документы соответствуют
Бюджетному кодексу, предстоит Комитету по бюджету и налогам, который соберется
сегодня в 16:30», — сообщил парламентарий.
Объем
текста законопроекта с приложениями, уточнил Андрей Макаров, составляет 4645 страниц. Общий
объем бюджетного пакета 6915 страниц.
«На рассмотрение проекта бюджета Бюджетным кодексом определено 60 дней. В течение
60 дней Государственная Дума должна федеральный бюджет рассмотреть», —
подчеркнул Андрей Макаров.
Федеральный
бюджет – ориентир для региональных бюджетов, указал он.
- «В бюджете заложены все необходимые средства, которые касаются Послания Президента,
в первую очередь, мы говорим о Послании 2020 года», — также отметил Андрей
Макаров. - Новый формат взаимоотношений государства и граждан
- «Важнейшим вопросам, связанным
с бюджетом является то, что по существу Правительство предлагает перейти на новый формат взаимоотношения государства и граждан при оказании социальной
поддержки, социальной помощи, (и предоставлении) тех социальных выплат, на которые граждане имеют право», —
отметил парламентарий. - По его словам, теперь людям
не надо будет «собирать справки, ходить по кабинетам, чтобы доказать свое право
на получение такой поддержки».
«Государство будет выполнять эту работу само. И эти механизмы также предстоит рассмотреть Государственной Думе в ходе работы
над проектом бюджета», — сказал Андрей Макаров.
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения.
О том, как принимается федеральный бюджет, читайте в нашем материале.
Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году
Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности.
В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ).
Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт.
План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2022 год, заключенный в 2021 году: включить его в план 2022.
Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.
2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2021 формируем план на 2022 и плановые 2023-2024 годы.
Оплата закупок за счет средств бюджета 2021-2022
Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.
Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.
Заказчики имеют возможность заключить Договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.
Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих.
Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года.
Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).
Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
Укажите в договоре условие, что Услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.
Бюджетный кодекс РФ 2022 последняя редакция с ми
Министерство финансов решил изменить бюджетный кодекс РФ в 2022 году. В основном поправки носят юридико-технический характер. А именно изменения коснулись структуры кодекса, уточнение понятий, устранение внутренних противоречий и неточностей.
Общее понятие о бюджетном кодексе РФ
- Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
- Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
- С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие отношения:
- Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.
К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:
- Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- кредитные организации;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
- физические лица
Изменение структуры бюджетного кодекса РФ
За 17 лет, как существует бюджетный кодекс РФ, было принято более 130 законов. В новой редакции решили все изменения объединить в одну редакцию и сделать более удобным в применении. Бюджетный кодекс теперь не будет разделен на части. Он будет, состоят из 9 разделов и 33 главы.
В структуре бюджетного кодекса РФ в 2022 году внесено ряд изменений, которые представим в виде таблицы:
Наименование раздела | Какие внесены изменения в 2022 году |
Раздел 1 «Общие положения» | Часть заменена на раздел и вводится отдельная глава об информационном обеспечении бюджетного процесса |
Раздел 3 «Расходы бюджета» | Создание отдельной главы для публичных обязательств, согласно которым должен формироваться расходов бюджета. Ранее данная глава находилась в 4 разделе. |
В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» | Произведено объединение положений таких как: источники финансирования бюджета, эмиссия и обращение государственных ценных бумаг, управление долгами, формирование Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими; |
Раздел 6 называется «Планирование бюджета» | Ранее такого раздела не было, он появился только в 2022 году. Он состоит из пяти глав и в него входят положения о составлении проектов бюджета |
Раздел 7 «Исполнение бюджета» | В данный раздел внесены новые главы такие как : единый казначейский счет, система бюджетных платежей и казначейское обслуживание. |
В разделе 8 «Об учете и отчетности» | В данном разделе внесена глава, которая содержит требования к отчетности, как о государственных, так и о муниципальных финансах. |
Раздел 9 | В данном разделе теперь содержится информация об урегулировании вопроса бюджетного контроля и привлечение к ответственности за бюджетные нарушения |
Приведем сравнительную таблицу, в которой покажем, как изменилась структура бюджетного кодекса РФ:
Структура кодекса в 2022 году | Структура кодекса в 2022 году |
5 частей | Части отсутствуют |
9 разделов | 9 разделов |
30 глав | 33 главы |
307 статей | 313 статей |
Изменения в терминологии бюджетного кодекса РФ
В новой редакции бюджетного кодекса РФ запретят использовать такие определения как:
- получатель средств из бюджета – необходимо объединить не участников бюджетного процесса, которым выделяются средства из бюджета;
- публичное обязательство – произойдет разделение по предоставлению средств отдельно на формирование расходов и отдельное выполнение долговых обязательств;
- лимит долгосрочных договорных обязательств – необходим учет обязательств, которые выходят за рамки периода действия бюджета;
- казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.
По мимо запрета в использовании некоторых определений, из кодекса будут полностью исключены такие понятия как:
- собственный доход;
- межбюджетные отношения.
Произошла замена в терминологии:
Используемый термин в 2022 году | Используемый термин в 2022 году |
Главный распорядитель бюджетных средств | Главный распорядитель расходов бюджета |
Распорядитель бюджетных средств | Распорядитель расходов бюджета |
Получатель бюджетных средств | Администратор расходов бюджета |
Источник финансирования дефицита бюджета | Источник финансирования бюджета |
Кассовое обслуживание | Казначейское обслуживание |
Изменения в бюджетных правоотношениях
Так как бюджетные и автономные учреждения имеют только отдельные бюджетные права и обязанности и не относятся к участникам бюджетного процесса они активно принимают, участие в функционировании системы государственного и муниципального управления. Поэтому отдельные нормы законодательства, которые непосредственно имеют отношение к деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав определенных положений проекта.
Какие изменения коснулись доходов и расходов
Изменения в бюджетном кодексе РФ не прошли мимо и доходов и расходов бюджета. И так рассмотрим, какие изменения произошли в данных разделах.
Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет:
- формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение;
- сокращение количества всех возможных изменений в области доходов;
- установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.
В новой редакции бюджетного кодекса РФ решили разделить публичные обязательства на две категории, а именно:
- нормативно-правовые обязательства, которые возникаю из закона или иного нормативного правового акта;
- договорные обязательства, которые возникают между соглашениями сторон.
- Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении.
- Изменения в бюджетном бухучете.
Часто задаваемые вопросы
- Вопрос №1 Что представляет собой бюджетный кодекс РФ?
- Ответ: Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
- Вопрос №2 Зачем Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ?
Ответ: Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ для того, что бы объединить в одном законопроекте все изменения, которые были за 17 лет. А за это время было принято 130 новых законов. Тем самым новая редакция станет более удобной в применении.
Вопрос №3 Какая структура стала в 2022 году бюджетного кодекса РФ?
Ответ: Бюджетный кодекс РФ стал на 25% меньше от предыдущей редакции, это утверждают разработчики. БК РФ в новой редакции состоит из 9 разделов, 33 глав и 313 татей.
Вопрос №4 Какие определения запрещены в новой редакции бюджетного кодекса РФ?
Ответ: В 2022 году в бюджетный кодекс РФ были внесены ряд изменение, которые коснулись и терминологии бюджетного кодекса РФ.
И так в новой редакции запретили использовать такие определения как: получатель средств из бюджета, публичное обязательство, лимит долгосрочных договорных обязательств, казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства.
Вопрос №5 Какие изменения коснулись раздела доходов и расходов в бюджетном кодексе РФ?
Ответ: Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней.
Такое решение позволяет: формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение; сокращение количества всех возможных изменений в области доходов; установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.
Ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году
Инструмент, регулирующий кредитно-денежную политику страны важен не только для своего непосредственного сегмента применения. Он используется в налогообложении, начислении пеней и т.д. Поэтому сервис Brobank.
ru представил данные о том какая ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году действует на сегодня. Помимо этого, приведен график заседания Совета директоров по ее пересмотру. Ретроспективная информация в виде таблицы.
Естественно, с постоянной актуализацией указанных данных.
Уровень ключевой ставки ЦБ РФ на сегодня в 2022 году
Решение об уровне рассматриваемого показателя принимает Совет директоров Центробанка. На профильном заседании. Их на 2022 год их запланировано восемь.
Столько же, сколько было все восемь предшествующих лет. Стоит отметить, что лишь в 2014 году было 10 заседаний. Правда, два – внеплановых. В текущем — 2022 уже зафиксировано одно экстренное.
Поэтому заранее сложно прогнозировать их число.
Последнее заседание Совета директоров датируется 18 марта 2022 года. На нем принято решение: ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году на сегодня будет находится на уровне 20,0%. Параметр не был изменен – оставлен на прежнем уровне после экстренного заседания. Он внедрен в действие с 28 февраля 2021 года.
Важно отметить, что низменный уровень параметра начинает действовать не сразу. То есть не в момент принятия соответствующего решению Советом директоров. Он внедряется в первый рабочий день после заседания. Почти всегда – в понедельник. Естественно, если речь не идет о внеочередных сборах и случаях. В текущем году все плановые заседания приходятся на пятницу.
Ключевая ставка ЦБ РФ, таблица изменений (полная за все годы)
История параметра начинается с 2013 года. До первого дня 2016 он существовал отдельно от ставки рефинансирования. Лишь 1 января эти инструменты были уравнены. Что повысило значимость рассматриваемого.
По этим датам и будут разделены списки с изменениями. Действующая на сегодня ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году выделена в отдельную таблицу.
Она в дальнейшем и будет актуализироваться по мере принимаемых решений Советом директоров.
Дата заседания совета директоров | Установленный уровень ключевой ставки | Дата начала действия нового уровня |
Источник расходов: бюджетное правило намерены заморозить до 2025 года
Действие бюджетного правила на период 2022–2024 годов планируют приостановить, говорится в рабочей версии плана правительства по поддержке экономики в условиях санкций (есть у «Известий»). Кабмин также намерен заморозить лимиты расходования средств ФНБ и изменить требования к проектам, финансируемым из фонда.
В частности, перейти от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью. В Минфине «Известиям» заявили, что не рассматривают иных инициатив, помимо заморозки правила на 2022 год.
Вместе с тем эксперты рассматривают приостановку действия бюджетного правила как закономерный процесс, который призван минимизировать санкционные угрозы.
Игра не по бюджетным правилам
Правительство в ближайшее время собирается временно заморозить некоторые положения бюджетного законодательства. Соответствующие меры обозначены в проекте плана первоочередных действий по поддержке российской экономики в условиях санкционного давления от 9 марта (подлинность документа подтвердил источник в правительстве). В их числе:
- приостановка действия бюджетного правила в 2022–2024 годах;
- приостановка действия положения о возможности расходования средств ФНБ в размере, не превышающем 1% ВВП ежегодно;
- изменение характера требований к проектам, финансируемым из ФНБ, в том числе переход от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью.
Справка «Известий»
Бюджетное правило — это длительное количественное ограничение определенных показателей бюджета. Действующая в России схема была введена в 2018 году.
Она содержит формулу максимального объема расходов бюджета с учетом нефтегазовых доходов при определенной цене на энергоносители, объема иных доходов и расходов на обслуживание госдолга.
Кроме того, согласно действующему бюджетному правилу, Минфин направляет дополнительные доходы от высокой цены нефти на покупку иностранной валюты или золота. Федеральный бюджет на 2022 год сверстан исходя из стоимости Urals $44,2 за баррель. Этот показатель (цена отсечения) индексируется на 2% ежегодно, начиная с 2018 года.
Поправки в законодательство планируется внести до 4 апреля. Ответственными за реализацию указанных инициатив значатся Минфин и Минэк. При этом в более ранней версии плана, о которой писали «Известия», положения о приостановке бюджетного правила отсутствовали.
В Минфине «Известиям» напомнили, что президент подписал Закон, который предусматривает временную приостановку — на 2022 год — отдельных положений бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов, а также расширение перечня финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ.
— Никаких иных инициатив Минфин России не рассматривает, — указали в ведомстве.
Источник «Известий» в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил актуальность версии плана, на который ссылаются «Известия». По его словам, указанные формулировки сохранились в самой свежей версии документа от 11 марта.
Он также пояснил, что софинансирование из ФНБ всех 12 инфраструктурных проектов (в сумме на 2,5 трлн рублей), одобренных президентом, пока остается в силе. Для них условия самоокупаемости останутся, а изменения коснутся только новых проектов, критерии для которых разработает Минфин, рассказал собеседник.
Кроме того, в проекте правительственного плана фигурирует «временный запрет на привязку расчетов в иностранной валюте, применяемый в контрактах/договорах внутри страны», который должен быть введен до 4 апреля.
В Минфине на просьбу пояснить указанную меру заявили, что вопросы, касающиеся цен, относятся к компетенции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и подчеркнули, что все расчеты внутри страны происходят в рублях.
На 1 февраля объем ФНБ равнялся 13,6 трлн рублей, или $175 млрд по тогдашнему курсу, что составляло 10,2% ВВП. В конце 2021-го из фонда планировалось выделить 2,5 трлн рублей на инфраструктурные проекты до 2024 года включительно. В Минфине и Минэке не стали комментировать перспективы этих инвестиций в новых условиях.
Расходы на вырост
Отказ от бюджетного правила вызван необходимостью оперативного увеличения расходов бюджета в текущих кризисных условиях, пояснила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова.
Параметры бюджетного правила предусматривают направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и ограничение первичного дефицита размером 0,5% ВВП (в 2020–2021 годах ограничение было ослаблено до 2,6% и 1,5% соответственно).
Правило означает удержание расходов на уровне 17,8% ВВП в 2022–2023 годах и 17,4% ВВП в 2024-м, объяснила аналитик.
Она прогнозирует, что государство будет значительно наращивать расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан.
Санкции стали одной из причин приостановки бюджетного правила, в ситуации геополитического обострения под угрозой оказалось формирование доходов бюджета, прежде всего в части нефтегазовых поступлений, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Одним из факторов роста бюджетных расходов может стать увеличение социальных выплат из-за резкого ускорения инфляции, прогнозирует Эксперт.
Также дополнительные затраты ожидаются на исполнение инвестпроектов, масштабные меры поддержки системообразующих предприятий, реализацию программ импортозамещения и возможное увеличение расходов на оборону, оценил аналитик.
Бюджетное правило также содержит механизм пополнения и расходования ФНБ, который в своей ликвидной части входит в состав резервов Банка России, напомнил эксперт.
В настоящий момент средства ФНБ, находящиеся в ЦБ, заморожены из-за санкций и использование такого механизма временно потеряло смысл, объяснил он.
Кроме того, из-за роста инфляции и введенных ограничений приостановлено размещение ОФЗ как источника финансирования бюджетного дефицита, добавил аналитик.
— В настоящее время целесообразно все нефтегазовые доходы направлять на финансирование бюджетных расходов, тем более что намеченное на 2022 год использование части ФНБ для финансирования инвестиционных (самоокупаемых) проектов с большой вероятностью не состоится, — полагает Андрей Чернявский.
Указанные меры демонстрируют намерение государства значительно нарастить расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан, в том числе и на цели соцподдержки, уверен профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве РФ Никита Попадюк. Он назвал изменение бюджетных правил закономерным процессом, который минимизирует санкционные угрозы.
Санкции сделали невозможной работу бюджетного правила — РБК
С 28 февраля все торги ценными бумагами на Мосбирже приостановлены из-за опасения обвала после введения жестких западных санкций из-за начала Россией военных действий на Украине.
Если ценные бумаги будут в перспективе выкупаться фондом на вторичном рынке, это будет вливать дополнительную ликвидность в финансовый сектор, поддержит цены на эти активы и будет равнозначно косвенному финансированию бюджета.
Как санкции нарушили бюджетное правило
Можно сказать, что бюджетное правило уже неактуально: в условиях введенных санкций накопление золотовалютных резервов страны не имеет смысла, так как ими все равно невозможно распорядиться, говорит РБК директор ИНП РАН Александр Широв.
Более того, санкции показали, что сама идея резервирования средств оказалась нецелесообразной: сейчас непонятно, будет ли возможно когда-нибудь их потратить. А например, в 2017 и 2018 годах формирование кубышки стоило экономическому росту по 1,5 п.п., оценил Широв.
Поэтому настала пора подумать о том, как формировать бюджет, не прибегая к подобным инструментам.
Правило фактически не работает с первого дня введения санкций, подтверждает старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров.
Официальная заморозка правила или его отмена — это вопрос времени, поскольку для изменения Бюджетного кодекса нужна поддержка Госдумы.
Оперативными антикризисными инструментами правительство уже воспользовалось, объявив 2 марта, что не будет выходить с размещением нового госдолга, а будет использовать остатки на текущих счетах Минфина на покрытие дефицита бюджета.
Действие бюджетного правила сейчас невозможно как из-за санкций, так и с учетом того, что в условиях высоких девальвационных ожиданий правомерна не покупка валюты, а, наоборот, ее продажа, отмечает заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Ведев. В конце января ЦБ приостановил покупку валюты по бюджетному правилу на фоне начавшегося обвала рубля, а 24 февраля и вовсе начал продавать валюту.
При этом мировые цены на нефть сейчас превышают $100 за баррель, что в нормальные времена означало бы закупки валюты в эквиваленте более 0,5 трлн руб. в месяц.
Однако в связи с западными санкциями и тенденцией чрезмерного их соблюдения иностранными банками на фоне дальнейших санкционных рисков российская нефть Urals предлагается со скидкой $15–18, а экспортные отгрузки сильно сократились, сообщают западные СМИ.
В понедельник, 28 февраля, после объявления о блокировке внешних активов ЦБ, вместо валютных интервенций Банка России власти предписали экспортерам начать обязательную продажу валютной выручки (80%) в течение неопределенного времени.
Как работает бюджетное правило
Бюджетное правило — предохранительный механизм, изначально направленный на защиту бюджета от колебаний цен на нефть. С 2004 года было четыре его версии, и все они так или иначе определяли принцип сбережения конъюнктурных доходов от высоких цен на энергоресурсы.
Действующее правило состоит из двух базовых частей. Первая — это накопление или использование Фонда национального благосостояния. Минфин покупает валюту в ФНБ при ценах на нефть выше $44,2 за баррель в 2021 году (эта «цена отсечения» ежегодно индексируется) и продает валюту из ФНБ при ценах ниже этого уровня.
Вторая часть — это формула, которая ограничивает предельные расходы бюджета на год.
Сейчас общие расходы определяются как сумма базовых нефтегазовых доходов (это константа: если фактически нефтегазовые доходы оказываются ниже базовых, недостача восполняется за счет ФНБ), ненефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга и компонента в размере 0,5% ВВП на финансирование инфраструктуры.
В 2020–2021 годах Минфин временно отступал от бюджетного правила в части предельных расходов, чтобы стимулировать экономику в условиях пандемии. В 2020 году было потрачено на 2 трлн руб. больше, чем позволило бы правило, в 2021 году превышение должно было составить 875 млрд руб.
Что будет с бюджетным правилом дальше
Если в 2022 году будет принято решение сделать бюджет максимально стимулирующим, отступление от формулы предельных расходов может продолжиться, полагает генеральный директор АКРА Михаил Сухов.
Правительство уже начало переводить бюджетную конструкцию в кризисный режим.
О том, что в этом году кабмин сможет оперативно перераспределять бюджетные ассигнования не только на федеральном уровне, но и на региональном, в том числе для наполнения правительственного резервного фонда, заявил 2 марта премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, это даст возможность финансировать более актуальные, неотложные расходы.
Ужесточение бюджетной политики будет зависеть от того, как долго продлится санкционное давление, рассуждает Тихомиров. «От краткосрочного шока экономика может быстро оправиться, но если мы говорим о новой реальности в условиях санкций, то неизбежно урезание наименее социально значимых статей расходов и расширение других, например на поддержку компаний и финансового рынка», — считает он.
Россия еще может вернуться к политике резервирования с помощью бюджетного правила, предполагает Широв. «Ослабление курса национальной валюты на 1 руб. при прочих равных приносит бюджету дополнительные поступления на сумму 150 млрд руб.
В нынешней ситуации такие сверхдоходы могут составить более 1,5 трлн руб. Допускаю, что в какой-то момент правительство может заняться экзотикой и начать покупать юани, обязательства КНР», — отметил он.
Нынешнее правило уже пятое по счету, поэтому можно ожидать, что к этой практике власти через какое-то время вернутся, согласился Ведев.