Российским бюджетникам поднимут зарплаты с 1 апреля 2022 года, путем изменения функциональных стратегий, совершенствовав систему оплаты труда, а также индексируют их.
Введение ряда законов в прошлых периодах и в текущем, должны самым лучшим образом сказаться на доходах государственных и муниципальных служащих и выровнять их по стране. Какие условия станут бустером, а какие замедлят процесс – обо всем в последних новостях.
Прожиточный минимум в России в 2022 году
Когда повысят зарплату бюджетникам?
Прошлогодний Указ Президента РФ готов к исполнению для реализации следующего этапа. Как известно, по государственному регламенту установлено несколько дат, когда положено пересматривать оклады бюджетным работникам, в том числе правоохранительным, социальным службам. Это либо начало года 1 января, либо даты, привязанные к кварталам – 01 апреля, 01 июня, 01 октября.
С 01 октября 2021 года уже были увеличены зарплаты бюджетников, в частности правоохранительных, таможенных и силовых органов, а также некоторых групп социальных работников и сотрудников реабилитационных центров, на 3,7%. Следующее увеличение планируется в октябре уже текущего года.
В новом периоде, а конкретнее с 01 января 2022 года, изменены доходы врачей, медицинского персонала, учителей, преподавателей Вузов, научного состава и трудящихся в сфере культуры. Такой сроковый распорядок для этих групп установлен еще в мае 2012 года. В соответствии с распоряжением, подписанным Мишустиным М.В., из резервов госбюджета для этих целей выделено 12 млрд 200 млн руб.
Сколько бюджетников в России?
Статистические данные утверждают, что в России бюджетные сотрудники занимают 42% от доли рынка труда, в цифрах где-то 60 млн чел. Число российских госслужащих почти стабильно: есть сокращения в некоторых сферах, но в основном из-за реорганизации госструктур.
Кроме того, в ведущих областях наблюдается рост – к примеру, за последние 10 лет число работников госсектора увеличилось на 2%. Для госбюджета нагрузка по выплате зарплат превысила 4%. Как правило, на рост доходов повлияла инфляция, доля трудового оклада и премиальности. Следует отметить, что чем беднее экономика в регионе, тем выше привязанность к госсектору и федеральному бюджету.
Индексация зарплаты бюджетникам
Напомним, что «потребительский спрос» означает совокупность желаний и возможностей граждан приобретать жизнеобеспечивающие товары. Данный показатель приводит к прогрессии такой величины, как «индексация». Если добавить еще термин «зарплаты бюджетников», то все вместе характеризует крепкую цепь взаимосвязанных событий.
Принятые законы по повышению окладов учитывают такое сплетение и основываются на подведенных годовых итогах и прогнозах. Чем выше потребительский спрос в ценовом измерении, тем выше индексация и соответственно больше заработная плата.
В текущем году полагаясь на проиндексированный минимальный ЗП на 8,6%, можно говорить о подъеме доходов отчасти на данную цифру. Размер вычислен с учетом прогнозируемой инфляции, которая бьет свои рекорды и зафиксирована в 2021 году на отметке 8,5%. Это всего лишь один из методов, влияющих на справедливое изменение величин трудовых окладов.
Согласно обращению Президента РФ, частным компаниям следует тоже, ежегодно, выравнивать доходы граждан, на уровень инфляции. В настоящем периоде повышение окладов должно составить в среднем на восемь процентов.
Но есть тут поправка от представителей ведущих компаний, которые отслеживают ситуацию на рынке, а в частности подмечают рост цен и потребительский спрос в течение года, и по сути моментально на это реагируют.
Другими словами, хорошие работодатели неоднократно повышают своим сотрудникам ЗП в течение отчетного периода. Хотелось бы увидеть такое же отношение со стороны остальных работодателей и госкомпаний.
24.03.2022 Ответ России на санкции: последние новости
Новая система оплаты труда бюджетников
Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.
- В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.
- Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.
- Итак, в 2022 году вопрос взят на государственный контроль и принимаются такие меры, как:
- Поднятие заработных плат бюджетникам с подведением показателей к региональным среднемесячным значениям. Это же касается внутрирегионального выравнивания доходов, например, сельским врачам/учителям в Красноярском крае должны устанавливать базовый оклад на одном уровне с городскими специалистами.
- Установление федерального МРОТ и его применение в виде минимальной ставки для исчисления зарплат во всех регионах. При этом отсутствует право устанавливать его в меньшую сторону. Если раньше в субъектах самостоятельно принималось решение главами регионов и местным расчетным комитетом, то теперь цифра, озвученная уполномоченным федеральным органом, является закономерностью.
- Начисляется оклад в размере не менее 50% от полной суммы дохода федерального или муниципального работника. Приравнивается к шкале трудового рынка, с учетом данных, собранных по финансовым и статистическим отчетам государственных/частных компаний.
- Тарифная сетка расширяется и внедряется 18 разрядов компетенции, путем справедливой оценки профессионализма, степени ответственности, стажа, научного звания, дополнительных навыков.
- Больше внимания будет уделено оплате за сверхурочные часы, работу в праздники и выходные.
- В рамках половины оклада будет выделяться сумма для покрытия оздоровительных программ и 30% в виде матпомощи.
- За работу в селах и отдаленных уголках страны, при вредных условиях, также за особые заслуги прибавят к основному заработку премии, назначат доплаты и надбавки.
- В том числе вводится пункт о поощрении самых добросовестных и ответственных сотрудников.
- Ограничат руководителей в распределении бюджета и определении окладов для рядовых специалистов.
Все эти способы по увеличению доходов госслужащих должны уравнять статистику в регионах и повысить уровень жизни специалистов. Далее, поднять уровень престижности трудоустройства в государственные компании. Препятствовать «утечки мозгов» за пределы России, в частности оттока педагогов, медиков, научных работников и исследователей.
Каким бюджетникам повысят зарплату?
Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:
- медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
- сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
- бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)
Начнем с того, что с декабря 2021 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2021 года).
Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.
https://www.youtube.com/watch?v=AEc025I0by8
Целями введения пилотных проектов:
- Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
- Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
- Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
- Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).
С 2021 – 2023 гг. должны быть выполнены: анализ применяемых систем, междурегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, принимающих участие в пилотных проектах.
Заработная плата работников бюджетной сферы по профессиям до и после повышения
Индексация зарплаты должна была состояться в январе 2022 года и федеральные бюджетники должны были получить ЗП на 8,4 – 8,6% больше. Муниципальные и региональные структуры предположительно повысят на этот же процент, так как должны выполнять общеустановленные условия согласно статьи 134 Трудового Кодекса.
Предлагаем сравнить заработную плату медперсонала, образовательного состава и социальной сферы между некоторыми регионами. Ведущие критерии – «до повышения» и «после повышения» в 2022 году с февраля. Смотрите актуальные данные в таблице:
Профессия | Москва | Московская область | Санкт-Петербург | Республика Татарстан | Алтайский край | Красноярский край | Краснодарский край | Забайкальский край | Ставропольский край | Приморский край | Республика Коми | ХМАО | ||||||||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | |
Врач | 70 035 | 76 625 | 54 141 | 58 797 | 57 001 | 61 903 | 41 652 | 45 572 | 39 000 | 42 354 | 49 894 | 54 589 | 47 000 | 50 547 | 47 284 | 51 734 | 32 994 | 35 798 | 55 092 | 59 829 | 46 707 | 50 677 | 53 689 | 58 273 |
Медсестра | 44 024 | 47 810 | 40 905 | 44 423 | 38 720 | 42 050 | 30 513 | 33 137 | 25 534 | 27 730 | 30 828 | 33 479 | 26 658 | 28 951 | 31 675 | 34 399 | 22 275 | 24 191 | 33 611 | 36 502 | 33 401 | 36 273 | 36 489 | 39 627 |
Учитель | 30 783 | 33 430 | 31 552 | 34 265 | 33 592 | 36 481 | 28 011 | 30 420 | 23 905 | 25 961 | 31 441 | 34 145 | 26 969 | 29 288 | 28 275 | 30 707 | 25 204 | 27 372 | 29 797 | 32 360 | 30 419 | 33 035 | 34 042 | 36 970 |
Преподаватель в Вузе | 55 827 | 60 628 | 52 793 | 57 333 | 31 978 | 34 728 | 32 164 | 34 930 | 22 500 | 24 435 | 31 480 | 34 187 | 29 050 | 31 548 | 26 667 | 28 960 | 27 110 | 29 441 | 25 000 | 27 150 | 31 672 | 34 396 | 37 500 | 40 725 |
Воспитатель | 41 630 | 45 210 | 37 264 | 40 469 | 35 359 | 38 400 | 22 919 | 24 890 | 23 363 | 25 372 | 27 647 | 30 025 | 25 475 | 27 666 | 27 523 | 29 890 | 22 416 | 24 344 | 30 752 | 33 397 | 29 782 | 32 343 | 36 698 | 39 854 |
Научный сотрудник | 39 078 | 42 439 | 35 063 | 38 078 | 35 146 | 38 169 | 24 852 | 26 989 | 17 753 | 19 280 | 31 072 | 33 744 | 31 084 | 33 757 | 23 697 | 25 735 | 26 938 | 29 255 | 23 801 | 25 848 | 21 827 | 23 704 | 37 460 | 40 682 |
Работник в сфере культуры | 43 581 | 47 329 | 40 758 | 44 263 | 39 339 | 42 722 | 29 045 | 31 543 | 26 551 | 28 834 | 29 594 | 32 139 | 28 895 | 31 380 | 32 335 | 35 116 | 24 275 | 26 363 | 36 227 | 39 343 | 32 751 | 35 568 | 34 705 | 37 690 |
Вышеперечисленные сведения показаны в среднем по субъектам и обобщены по группам профессий. Сегодня в государственных учреждениях величина окладов в среднем составляет от 22 тыс. до 76 тыс. рублей, без учета премиальных начислений.
Будет ли 13я зарплата бюджетникам в 2022 году?
Стимулирование сотрудников всегда было и будет, и как раз один из путей этого действия – это начисление 13й выплаты. По стандарту условия ее получения прописаны в регламентирующих документах организации, в том числе в должностном контракте сотрудников.
Законы РФ не обязывают конкретно привязываться к этому термину и способу начисления по премированию. Стимулирующие выплаты могут быть квартальными, полугодовыми и годовыми. В частных компаниях, часто в конце года могут добавить к ЗП за декабрь, еще от 1-3 окладов. Бюджетниками все же ближе тринадцатая зарплата, еще с советских времен.
Сохраняются ли условия поощрения в 2022 году? На этот вопрос можно ответить так: Во многих бюджетных структурах работникам прибавят в декабре еще и 13ю. Чаще всего такая схема практикуется в силовых структурах, правоохранительных органах, в банковской и социальной сферах. При этом многое зависит от регионов и от результативности трудового периода.
Поскольку сегодня действуют эксперименту по созданию и введению обновленной системы поощрения труда, тогда стоит ждать дополнительных новшеств в конце текущего года.
Минимальная зарплата бюджетников в 2022 году
С начало нового периода россиян всегда ждут новости по увеличению минимального размера заработной платы и прожиточного минимума. От этих показателей зависят дальнейшие расчеты по ЗП и социальным пособиям.
По Указу Президента РФ Путина В.В. индексация была проведена на опережение величины инфляции, таким образом, минимальный размер ЗП в текущем периоде составил 13 тыс. 890 руб., ПМ для трудоспособного населения – 13 тыс.
793 руб.
Получается, что бюджетникам минимально обязаны оплатить не ниже МРОТ, в то же время данная величина едина для всех регионов. На практике же, минимальные оклады начисляют в небольших населенных пунктах и рядовым специалистам без опыта работы.
Обычно бухгалтера прибавят к МРОТ оплату за совмещение должности, за сверхурочное время или выходы в праздники/выходные, компенсации, премии, в том числе районный коэффициент. К примеру, в Ростовской области минимальная ЗП в пределах 16 668 руб., Башкортостане – 15 973,5 руб., Иркутской области и в Иваново – 13 890 руб.
В гд внесен проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Правительство РФ 30 сентября внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.
Вместе с ним внесен пакет бюджетообразующих законопроектов.
«Бюджет
внесен», — сказал Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«Сразу
обозначу, что собой представляют материалы, которые получила Государственная
Дума.
Это, собственно, проект закона о бюджете, а также те документы и материалы, которые определяет Бюджетный Кодекс — определяет не только их
название, но и содержание и оформление.
Проверить, насколько эти документы соответствуют
Бюджетному кодексу, предстоит Комитету по бюджету и налогам, который соберется
сегодня в 16:30», — сообщил парламентарий.
Объем
текста законопроекта с приложениями, уточнил Андрей Макаров, составляет 4645 страниц. Общий
объем бюджетного пакета 6915 страниц.
«На рассмотрение проекта бюджета Бюджетным кодексом определено 60 дней. В течение
60 дней Государственная Дума должна федеральный бюджет рассмотреть», —
подчеркнул Андрей Макаров.
Федеральный
бюджет – ориентир для региональных бюджетов, указал он.
- «В бюджете заложены все необходимые средства, которые касаются Послания Президента,
в первую очередь, мы говорим о Послании 2020 года», — также отметил Андрей
Макаров. - Новый формат взаимоотношений государства и граждан
- «Важнейшим вопросам, связанным
с бюджетом является то, что по существу Правительство предлагает перейти на новый формат взаимоотношения государства и граждан при оказании социальной
поддержки, социальной помощи, (и предоставлении) тех социальных выплат, на которые граждане имеют право», —
отметил парламентарий. - По его словам, теперь людям
не надо будет «собирать справки, ходить по кабинетам, чтобы доказать свое право
на получение такой поддержки».
«Государство будет выполнять эту работу само. И эти механизмы также предстоит рассмотреть Государственной Думе в ходе работы
над проектом бюджета», — сказал Андрей Макаров.
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения.
О том, как принимается федеральный бюджет, читайте в нашем материале.
Бюджетный кодекс РФ 2022 последняя редакция с ми
Министерство финансов решил изменить бюджетный кодекс РФ в 2022 году. В основном поправки носят юридико-технический характер. А именно изменения коснулись структуры кодекса, уточнение понятий, устранение внутренних противоречий и неточностей.
Общее понятие о бюджетном кодексе РФ
- Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
- Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
- С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие отношения:
- Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.
К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:
- Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- кредитные организации;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
- физические лица
Изменение структуры бюджетного кодекса РФ
За 17 лет, как существует бюджетный кодекс РФ, было принято более 130 законов. В новой редакции решили все изменения объединить в одну редакцию и сделать более удобным в применении. Бюджетный кодекс теперь не будет разделен на части. Он будет, состоят из 9 разделов и 33 главы.
В структуре бюджетного кодекса РФ в 2022 году внесено ряд изменений, которые представим в виде таблицы:
Наименование раздела | Какие внесены изменения в 2022 году |
Раздел 1 «Общие положения» | Часть заменена на раздел и вводится отдельная глава об информационном обеспечении бюджетного процесса |
Раздел 3 «Расходы бюджета» | Создание отдельной главы для публичных обязательств, согласно которым должен формироваться расходов бюджета. Ранее данная глава находилась в 4 разделе. |
В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» | Произведено объединение положений таких как: источники финансирования бюджета, эмиссия и обращение государственных ценных бумаг, управление долгами, формирование Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими; |
Раздел 6 называется «Планирование бюджета» | Ранее такого раздела не было, он появился только в 2022 году. Он состоит из пяти глав и в него входят положения о составлении проектов бюджета |
Раздел 7 «Исполнение бюджета» | В данный раздел внесены новые главы такие как : единый казначейский счет, система бюджетных платежей и казначейское обслуживание. |
В разделе 8 «Об учете и отчетности» | В данном разделе внесена глава, которая содержит требования к отчетности, как о государственных, так и о муниципальных финансах. |
Раздел 9 | В данном разделе теперь содержится информация об урегулировании вопроса бюджетного контроля и привлечение к ответственности за бюджетные нарушения |
Приведем сравнительную таблицу, в которой покажем, как изменилась структура бюджетного кодекса РФ:
Структура кодекса в 2022 году | Структура кодекса в 2022 году |
5 частей | Части отсутствуют |
9 разделов | 9 разделов |
30 глав | 33 главы |
307 статей | 313 статей |
Изменения в терминологии бюджетного кодекса РФ
В новой редакции бюджетного кодекса РФ запретят использовать такие определения как:
- получатель средств из бюджета – необходимо объединить не участников бюджетного процесса, которым выделяются средства из бюджета;
- публичное обязательство – произойдет разделение по предоставлению средств отдельно на формирование расходов и отдельное выполнение долговых обязательств;
- лимит долгосрочных договорных обязательств – необходим учет обязательств, которые выходят за рамки периода действия бюджета;
- казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.
По мимо запрета в использовании некоторых определений, из кодекса будут полностью исключены такие понятия как:
- собственный доход;
- межбюджетные отношения.
Произошла замена в терминологии:
Используемый термин в 2022 году | Используемый термин в 2022 году |
Главный распорядитель бюджетных средств | Главный распорядитель расходов бюджета |
Распорядитель бюджетных средств | Распорядитель расходов бюджета |
Получатель бюджетных средств | Администратор расходов бюджета |
Источник финансирования дефицита бюджета | Источник финансирования бюджета |
Кассовое обслуживание | Казначейское обслуживание |
Изменения в бюджетных правоотношениях
Так как бюджетные и автономные учреждения имеют только отдельные бюджетные права и обязанности и не относятся к участникам бюджетного процесса они активно принимают, участие в функционировании системы государственного и муниципального управления. Поэтому отдельные нормы законодательства, которые непосредственно имеют отношение к деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав определенных положений проекта.
Какие изменения коснулись доходов и расходов
Изменения в бюджетном кодексе РФ не прошли мимо и доходов и расходов бюджета. И так рассмотрим, какие изменения произошли в данных разделах.
Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет:
- формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение;
- сокращение количества всех возможных изменений в области доходов;
- установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.
В новой редакции бюджетного кодекса РФ решили разделить публичные обязательства на две категории, а именно:
- нормативно-правовые обязательства, которые возникаю из закона или иного нормативного правового акта;
- договорные обязательства, которые возникают между соглашениями сторон.
- Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении.
- Изменения в бюджетном бухучете.
Часто задаваемые вопросы
- Вопрос №1 Что представляет собой бюджетный кодекс РФ?
- Ответ: Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
- Вопрос №2 Зачем Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ?
Ответ: Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ для того, что бы объединить в одном законопроекте все изменения, которые были за 17 лет. А за это время было принято 130 новых законов. Тем самым новая редакция станет более удобной в применении.
Вопрос №3 Какая структура стала в 2022 году бюджетного кодекса РФ?
Ответ: Бюджетный кодекс РФ стал на 25% меньше от предыдущей редакции, это утверждают разработчики. БК РФ в новой редакции состоит из 9 разделов, 33 глав и 313 татей.
Вопрос №4 Какие определения запрещены в новой редакции бюджетного кодекса РФ?
Ответ: В 2022 году в бюджетный кодекс РФ были внесены ряд изменение, которые коснулись и терминологии бюджетного кодекса РФ.
И так в новой редакции запретили использовать такие определения как: получатель средств из бюджета, публичное обязательство, лимит долгосрочных договорных обязательств, казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства.
Вопрос №5 Какие изменения коснулись раздела доходов и расходов в бюджетном кодексе РФ?
Ответ: Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней.
Такое решение позволяет: формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение; сокращение количества всех возможных изменений в области доходов; установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.
Ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году
Инструмент, регулирующий кредитно-денежную политику страны важен не только для своего непосредственного сегмента применения. Он используется в налогообложении, начислении пеней и т.д. Поэтому сервис Brobank.
ru представил данные о том какая ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году действует на сегодня. Помимо этого, приведен график заседания Совета директоров по ее пересмотру. Ретроспективная информация в виде таблицы.
Естественно, с постоянной актуализацией указанных данных.
Уровень ключевой ставки ЦБ РФ на сегодня в 2022 году
Решение об уровне рассматриваемого показателя принимает Совет директоров Центробанка. На профильном заседании. Их на 2022 год их запланировано восемь.
Столько же, сколько было все восемь предшествующих лет. Стоит отметить, что лишь в 2014 году было 10 заседаний. Правда, два – внеплановых. В текущем — 2022 уже зафиксировано одно экстренное.
Поэтому заранее сложно прогнозировать их число.
Последнее заседание Совета директоров датируется 18 марта 2022 года. На нем принято решение: ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году на сегодня будет находится на уровне 20,0%. Параметр не был изменен – оставлен на прежнем уровне после экстренного заседания. Он внедрен в действие с 28 февраля 2021 года.
Важно отметить, что низменный уровень параметра начинает действовать не сразу. То есть не в момент принятия соответствующего решению Советом директоров. Он внедряется в первый рабочий день после заседания. Почти всегда – в понедельник. Естественно, если речь не идет о внеочередных сборах и случаях. В текущем году все плановые заседания приходятся на пятницу.
Ключевая ставка ЦБ РФ, таблица изменений (полная за все годы)
История параметра начинается с 2013 года. До первого дня 2016 он существовал отдельно от ставки рефинансирования. Лишь 1 января эти инструменты были уравнены. Что повысило значимость рассматриваемого.
По этим датам и будут разделены списки с изменениями. Действующая на сегодня ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году выделена в отдельную таблицу.
Она в дальнейшем и будет актуализироваться по мере принимаемых решений Советом директоров.
Дата заседания совета директоров | Установленный уровень ключевой ставки | Дата начала действия нового уровня |
Источник расходов: бюджетное правило намерены заморозить до 2025 года
Действие бюджетного правила на период 2022–2024 годов планируют приостановить, говорится в рабочей версии плана правительства по поддержке экономики в условиях санкций (есть у «Известий»). Кабмин также намерен заморозить лимиты расходования средств ФНБ и изменить требования к проектам, финансируемым из фонда.
В частности, перейти от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью. В Минфине «Известиям» заявили, что не рассматривают иных инициатив, помимо заморозки правила на 2022 год.
Вместе с тем эксперты рассматривают приостановку действия бюджетного правила как закономерный процесс, который призван минимизировать санкционные угрозы.
Игра не по бюджетным правилам
Правительство в ближайшее время собирается временно заморозить некоторые положения бюджетного законодательства. Соответствующие меры обозначены в проекте плана первоочередных действий по поддержке российской экономики в условиях санкционного давления от 9 марта (подлинность документа подтвердил источник в правительстве). В их числе:
- приостановка действия бюджетного правила в 2022–2024 годах;
- приостановка действия положения о возможности расходования средств ФНБ в размере, не превышающем 1% ВВП ежегодно;
- изменение характера требований к проектам, финансируемым из ФНБ, в том числе переход от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью.
Справка «Известий»
Бюджетное правило — это длительное количественное ограничение определенных показателей бюджета. Действующая в России схема была введена в 2018 году.
Она содержит формулу максимального объема расходов бюджета с учетом нефтегазовых доходов при определенной цене на энергоносители, объема иных доходов и расходов на обслуживание госдолга.
Кроме того, согласно действующему бюджетному правилу, Минфин направляет дополнительные доходы от высокой цены нефти на покупку иностранной валюты или золота. Федеральный бюджет на 2022 год сверстан исходя из стоимости Urals $44,2 за баррель. Этот показатель (цена отсечения) индексируется на 2% ежегодно, начиная с 2018 года.
Поправки в законодательство планируется внести до 4 апреля. Ответственными за реализацию указанных инициатив значатся Минфин и Минэк. При этом в более ранней версии плана, о которой писали «Известия», положения о приостановке бюджетного правила отсутствовали.
В Минфине «Известиям» напомнили, что президент подписал Закон, который предусматривает временную приостановку — на 2022 год — отдельных положений бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов, а также расширение перечня финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ.
— Никаких иных инициатив Минфин России не рассматривает, — указали в ведомстве.
Источник «Известий» в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил актуальность версии плана, на который ссылаются «Известия». По его словам, указанные формулировки сохранились в самой свежей версии документа от 11 марта.
Он также пояснил, что софинансирование из ФНБ всех 12 инфраструктурных проектов (в сумме на 2,5 трлн рублей), одобренных президентом, пока остается в силе. Для них условия самоокупаемости останутся, а изменения коснутся только новых проектов, критерии для которых разработает Минфин, рассказал собеседник.
Кроме того, в проекте правительственного плана фигурирует «временный запрет на привязку расчетов в иностранной валюте, применяемый в контрактах/договорах внутри страны», который должен быть введен до 4 апреля.
В Минфине на просьбу пояснить указанную меру заявили, что вопросы, касающиеся цен, относятся к компетенции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и подчеркнули, что все расчеты внутри страны происходят в рублях.
На 1 февраля объем ФНБ равнялся 13,6 трлн рублей, или $175 млрд по тогдашнему курсу, что составляло 10,2% ВВП. В конце 2021-го из фонда планировалось выделить 2,5 трлн рублей на инфраструктурные проекты до 2024 года включительно. В Минфине и Минэке не стали комментировать перспективы этих инвестиций в новых условиях.
Расходы на вырост
Отказ от бюджетного правила вызван необходимостью оперативного увеличения расходов бюджета в текущих кризисных условиях, пояснила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова.
Параметры бюджетного правила предусматривают направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и ограничение первичного дефицита размером 0,5% ВВП (в 2020–2021 годах ограничение было ослаблено до 2,6% и 1,5% соответственно).
Правило означает удержание расходов на уровне 17,8% ВВП в 2022–2023 годах и 17,4% ВВП в 2024-м, объяснила аналитик.
Она прогнозирует, что государство будет значительно наращивать расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан.
Санкции стали одной из причин приостановки бюджетного правила, в ситуации геополитического обострения под угрозой оказалось формирование доходов бюджета, прежде всего в части нефтегазовых поступлений, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Одним из факторов роста бюджетных расходов может стать увеличение социальных выплат из-за резкого ускорения инфляции, прогнозирует Эксперт.
Также дополнительные затраты ожидаются на исполнение инвестпроектов, масштабные меры поддержки системообразующих предприятий, реализацию программ импортозамещения и возможное увеличение расходов на оборону, оценил аналитик.
Бюджетное правило также содержит механизм пополнения и расходования ФНБ, который в своей ликвидной части входит в состав резервов Банка России, напомнил эксперт.
В настоящий момент средства ФНБ, находящиеся в ЦБ, заморожены из-за санкций и использование такого механизма временно потеряло смысл, объяснил он.
Кроме того, из-за роста инфляции и введенных ограничений приостановлено размещение ОФЗ как источника финансирования бюджетного дефицита, добавил аналитик.
— В настоящее время целесообразно все нефтегазовые доходы направлять на финансирование бюджетных расходов, тем более что намеченное на 2022 год использование части ФНБ для финансирования инвестиционных (самоокупаемых) проектов с большой вероятностью не состоится, — полагает Андрей Чернявский.
Указанные меры демонстрируют намерение государства значительно нарастить расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан, в том числе и на цели соцподдержки, уверен профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве РФ Никита Попадюк. Он назвал изменение бюджетных правил закономерным процессом, который минимизирует санкционные угрозы.