- (с изменениями на 29 ноября 2021 года)
- ПринятГосударственной Думой
- 30 сентября 2020 года
- ОдобренСоветом Федерации
- 7 октября 2020 года
Внести в Бюджетный Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339; 2004, N 34, ст.
3535; 2005, N 27, ст.2717; N 52, ст.5572; 2006, N 43, ст.4412; N 52, ст.5503; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; N 46, ст.5553; N 50, ст.6246; 2008, N 30, ст.3597; N 48, ст.5500; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.18; N 15, ст.1780; N 30, ст.3739; N 39, ст.4532; N 48, ст.5733; N 52, ст.6450; 2010, N 19, ст.2291; N 21, ст.2524; N 40, ст.4969; N 46, ст.
5918; 2011, N 15, ст.2041; N 49, ст.7039; 2012, N 26, ст.3447; N 50, ст.6967; N 53, ст.7593; 2013, N 19, ст.2331; N 27, ст.3473; N 31, ст.4191; N 52, ст.6983; 2014, N 30, ст.4250; N 40, ст.5314; N 43, ст.5795; N 48, ст.6655, 6664; N 52, ст.7560; 2015, N 45, ст.6202; N 51, ст.7252; 2016, N 1, ст.26; N 7, ст.911; N 22, ст.3093; N 27, ст.4278; N 49, ст.
6852; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; N 49, ст.7317; 2018, N 1, ст.18; N 11, ст.1580; N 30, ст.4557; N 49, ст.7495, 7525, 7528, 7529; N 53, ст.8430; 2019, N 16, ст.1825; N 23, ст.2916; N 30, ст.4101, 4103, 4104; N 31, ст.4454, 4466; N 40, ст.5490; N 52, ст.7774, 7797; 2020, N 14, ст.2001; N 17, ст.2698; N 22, ст.3376; N 29, ст.
4502; N 31, ст.5022) следующие изменения:
- 1) в статье 50:
- а) абзац девятнадцатый после слов «(за исключением» дополнить словами «полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1,»;
- б) дополнить абзацами следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
- налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства — по нормативу 100 процентов;
- налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 83 процента.»;
- 2) в пункте 2 статьи 56:
- а) абзац четвертый после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта)»;
- б) абзац шестнадцатый после слов «(за исключением» дополнить словами «полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1,»;
- в) дополнить абзацами следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 74 процента;
- налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 17 процентов.»;
- 3) в пункте 2 статьи 61:
- а) абзац второй после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце пятом настоящего пункта)»;
- б) дополнить абзацем следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 9 процентов.»;
- 4) в пункте 2 статьи 61_1:
- а) абзац второй после слов «городских поселений» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта)»;
- б) абзац третий после слов «сельских поселений» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта)»;
- в) абзац четвертый после слов «на межселенных территориях» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта)»;
- г) дополнить новыми абзацами восемнадцатым — двадцатым следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 4 процента;
- налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 11 процентов;
- налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов.»;
- д) абзац восемнадцатый считать абзацем двадцать первым;
- 5) в пункте 2 статьи 61_2:
- а) абзац второй после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце седьмом настоящего пункта)»;
- б) дополнить абзацем следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов.»;
- 6) в пункте 2 статьи 61_3:
- а) абзац второй после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце седьмом настоящего пункта)»;
- б) дополнить абзацем следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов.»;
- 7) абзац второй пункта 2 статьи 61_5 после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса)»;
- 8) в пункте 2 статьи 61_6:
- а) абзац второй после слов «физических лиц» дополнить словами «(за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце седьмом настоящего пункта)»;
- б) дополнить абзацем следующего содержания:
- «налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов.»;
- 9) абзац первый пункта 9 статьи 78 дополнить словами «, в объеме затрат, подлежащих возмещению в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»;
- 10) в пункте 11 статьи 78_3 слова «а также в случаях» заменить словами «или в случаях», дополнить словами «, в объеме затрат, подлежащих возмещению в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»;
- 11) в пункте 2 статьи 93_6 слова «90 дней» заменить словами «180 дней»;
- 12) в пункте 3 статьи 199 слова «585 миллиардам рублей ежегодно на период до 2023 года» заменить словами «1460 миллиардам рублей в 2021 году, 585 миллиардам рублей ежегодно в 2022 и 2023 годах»;
- 13) абзац девятнадцатый пункта 7 статьи 217 после слов «пунктом 4_2 статьи 132» дополнить словами «, пунктом 3 статьи 132_1».
- Внести в Федеральный Закон от 2 августа 2019 года N 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст.4437) следующие изменения:
- 1) в статье 4:
- а) часть 3 после слов «пункт 33 статьи 1» дополнить словами «(в части признания утратившей силу статьи 112 Бюджетного кодекса Российской Федерации)»;
- б) дополнить частью 3_1 следующего содержания:
«3_1. Пункт 33 статьи 1 (в части признания утратившей силу статьи 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации) настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.»;
2) в абзаце первом статьи 5 слова «1 января 2021 года» заменить словами «1 января 2022 года».
Внести в статью 2_1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 46, ст.6413; 2020, N 14, ст.2033; N 17, ст.2698; N 22, ст.3376; N 31, ст.5022) следующие изменения:
1) в части 3 слова «до 1800000000,0 тыс. рублей» заменить словами «до 2000000000,0 тыс. рублей»;
2) дополнить частями 20 и 21 следующего содержания:
«20.
Установить, что государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении государственных (муниципальных) учреждений на 2020 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании, в связи с приостановлением (частичным приостановлением) деятельности указанных учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
21.
Установить, что на 2020 год при прогнозировании и расчете нефтегазовых доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть, базовой экспортной цене на газ природный, базовых ценах экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемом либо фактически сложившемся за отчетный финансовый год обменном курсе доллара США к рублю используются прогнозные объемы добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, указанные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, положенном в основу прогноза доходов, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».».
В абзаце втором пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст.
7797) слово «перечисление» заменить словами «территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению», слова «в случаях, установленных настоящим Кодексом, может осуществляться» исключить, дополнить словами «, в порядке, установленном Федеральным казначейством».
1.
Приостановить до 1 января 2021 года действие части 23 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст.2291; N 49, ст.6409; 2011, N 30, ст.4587; N 49, ст.7039; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 40, ст.5314; 2015, N 45, ст.6202; 2016, N 1, ст.26; N 49, ст.6844; 2017, N 49, ст.7319; 2019, N 30, ст.4139) в части возврата остатков средств бюджетных учреждений при завершении текущего финансового года.
2. Приостановить до 1 января 2021 года действие части 3_20 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст.4626; 2007, N 31, ст.4012; N 43, ст.
5084; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 25, ст.3535; N 30, ст.4587; 2013, N 52, ст.6983; 2015, N 45, ст.6202; 2016, N 1, ст.26; 2017, N 24, ст.3482; N 49, ст.
7319) в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года.
3.
Приостановить с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года действие абзаца второго пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 93_2 (в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с частями 7 и 8 статьи 9 настоящего Федерального закона), абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 (в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены настоящим Федеральным законом), пункта 2 статьи 96_10, подпункта 2 пункта 18 и пунктов 19-28 статьи 103, пункта 7 статьи 107, пунктов 6-9, 11 и 12 статьи 107_1, пункта 1 статьи 115_2 (в части предоставления государственных гарантий Российской Федерации на основании федерального закона о федеральном бюджете), абзаца первого пункта 1 статьи 116 (в части права Правительства Российской Федерации принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период), пункта 1 статьи 126, абзаца третьего пункта 1 статьи 130 (в части распределения между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления субсидий, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации), абзацев третьего (в части наличия бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств), пятого и шестого пункта 3, абзацев первого и второго пункта 4 статьи 132, пункта 1_1 статьи 132_1, пункта 1 статьи 138_1 (в части случаев, установленных федеральными законами), абзацев третьего (в части наличия бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств), шестого и седьмого пункта 3 и абзаца первого пункта 4 статьи 139, части первой (в части случаев, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации), части третьей статьи 139_1, пункта 3 статьи 168_2, статьи 168_4, абзаца пятнадцатого пункта 3 статьи 217 (в части уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на обслуживание государственного (муниципального) долга), пункта 1 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339; 2004, N 34, ст.3535; 2006, N 52, ст.5503; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2008, N 30, ст.3597; 2009, N 1, ст.18; N 48, ст.5733; N 51, ст.6151; 2010, N 31, ст.4185; 2011, N 15, ст.2041; 2012, N 50, ст.6967; N 53, ст.7593; 2013, N 19, ст.2331; N 31, ст.4191; 2014, N 11, ст.1090; N 30, ст.4267; N 40, ст.5314; N 43, ст.5795; N 48, ст.6656, 6664; N 52, ст.7560; 2016, N 1, ст.26; N 26, ст.3861; N 27, ст.4278; N 49, ст.6852; 2017, N 30, ст.4452, 4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18; N 30, ст.4557; N 49, ст.7525, 7529; N 53, ст.8430; 2019, N 31, ст.4437, 4466; N 52, ст.7797; 2020, N 17, ст.2698; N 31, ст.5022).
Целевые субсидии с 2021 года
Зайцева Г., Эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам.
Требований к основным этапам этого процесса – от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования – станет больше.
Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?
Правовая основа
Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.
В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.
Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.
С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ).
А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.
Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.
Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений.
В порядках теперь необходимо будет указывать цели, условия и алгоритм предоставления субсидий, сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах, а также формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии. Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.
Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.
Целевое назначение средств
В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований).
А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы).
Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.
Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда.
Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.
, финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).
Топ-10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты
С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:
В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.
Методичку по применению стандарта довели Письмом Минфина от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.
Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.
- 3. СГС «Выплаты персоналу» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 184н.
Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.
Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.
В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.
Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.
Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).
В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.
Методичку по стандарту довели Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.
Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.
Методические рекомендации доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104383.
- Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского «ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам». Посмотрите отрывок из этого вебинара:
2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н
- Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)
С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.
- Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.
Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь.
3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н
Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.
Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре «Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету», лектор Александр Опальский.
4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год
Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.
Отчетность бюджетных и автономных учреждений
1. Скорректировали порядок заполнения и формы:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
- таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
- таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
- сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
- сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).
2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).
Отчетность казенных учреждений
1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:
- баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
- таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
- таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
- сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).
Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений
- Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.
Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).
Приглашаем пройти специализированный бюджетный курс «Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений».
Консолидированная отчетность
- Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.
В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:
- консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
- отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
- баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
- консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
- консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).
5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 222н
Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ.
Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов».
По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.
Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, Услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».
Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье «Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь».
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 № 98н
В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.
Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой «КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры».
6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года
- Приказ Минфина от 17.08.2020 № 168н
Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.
Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе «ПФХД‑2021 по новым правилам».
7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания
Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей.
Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.).
Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н.
Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.
Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:
- заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
- заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
- распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
- уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.
8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н
- Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н
С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.
Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.
О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье«Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н».
Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:
- акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
- решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
- решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
- ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
- решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.
9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года
- Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ
С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.
Онлайн-курс про учет зарплаты
Повышение квалификации в Контур.Школе. 60 ак. часов. Удостоверение
Посмотреть программу
Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.
Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.
10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504
Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:
- в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
- в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.
Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ
Скачать
Поправки в Бюджетный кодекс РФ прошли второе чтение
Госдума приняла во втором, основном, чтении поправки в Бюджетный кодекс. Законопроект, в частности, должен закрепить полномочия правительства РФ по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без изменения закона о федеральном бюджете по согласованию со специальной парламентской комиссией, сообщается на сайте нижней палаты российского парламента.
«Ранее эти нормы были приняты нами как временные меры на период борьбы с пандемией, чтобы дать правительству возможность действовать в этих условиях максимально оперативно», — отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, этот законопроект даст правительству возможность максимально оперативно принимать решения в интересах граждан, но Государственной думе необходимо обеспечить в этом вопросе контроль.
Среди прочего речь идет о перераспределении до 10% средств на реализацию госпрограмм (между программами, структурными элементами и годами), уточняется в сообщении Думы.
Предполагается сделать постоянным право использовать средства Фонда национального благосостояния сверх объема, заложенного в федеральном бюджете, если цены на нефть упали ниже базового уровня. В материале ТАСС на эту тему также сообщается, что во втором чтении одобрена норма о повышении порога ликвидной части ФНБ, сверх которого средства могут инвестироваться, с 7% до 10% ВВП.
Поправки также корректируют отдельные нормативы зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ и регулирует межбюджетные отношения. Устанавливается дополнительное регулирование правил предоставления субсидий юрлицам.
«Кроме того, законопроект предусматривает закрепление принципа участия граждан в бюджетном процессе, который означает, в частности, обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления проводить публичные слушания или общественные обсуждения проектов бюджетов в сроки, позволяющие учесть при подготовке проектов законов о бюджете результаты проведенных публичных слушаний или общественных обсуждений. Этот принцип также закрепляется с целью разработки и реализации государственных и муниципальных программ с учетом мнения граждан», — говорится в сообщении Госдумы.
По информации ТАСС, законопроект также предполагает меры по дальнейшему стимулированию деофшоризации в РФ: в качестве дополнительных ограничений на предоставление господдержки юридическим лицам в форме субсидий и бюджетных инвестиций сокращается с 50% до 25% возможность прямого или косвенного (через третьих лиц) офшорного владения. Минфину предоставляются полномочия по утверждению перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ.
В редакции, принятой во втором чтении, уточняется, что при расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юрлиц не учитываются прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в РФ, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юрлиц лиц, реализованное через участие в капитале этих ПАО.
Госдума смягчила бюджетное правило на 2021 год
РИА НовостиРИА Новости
Бюджетное правило сейчас ограничивает расходование нефтегазовых доходов. Их предельный уровень определяется по специальной формуле с учетом нефтяных цен, прогнозируемых объемов добычи нефти и прогнозного курса рубля. При этом Бюджетный кодекс устанавливает расчетный объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые могут направляться на расходы: он определен на уровне 585 миллиардов рублей ежегодно на период до 2023 года.
Закон увеличивает эту расчетную сумму на 2021 год до 1,46 триллиона рублей.
Для этого при расчете предельного уровня нефтегазовых расходов власти будут исходить из прежних, а не нынешних прогнозов объема добычи нефти – то есть без учета сделки ОПЕК+, которая привела к существенному снижению добычи.
Кроме того, закон продлевает право правительства использовать средства ФНБ в следующем году на финансирование дефицита бюджета в пределах 1% ВВП.
На 2021 год продляется и действие временных статей Бюджетного кодекса, которые позволяют кабмину в отдельных случаях перераспределять бюджетные средства без внесения изменений в закон о бюджете.
Это касается финансирования антикризисных мероприятий, мер по профилактике и устранению последствий коронавируса.
Не потребуется правка бюджета и для перераспределения межбюджетных трансфертов на финансирование индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, но в пределах общего объема расходов бюджета.
На год продлевается и деятельность комиссии Федерального собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований, в которую Минфин вносит предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись.
Одновременно устанавливаются нормативы распределения некоторых поступлений по НДФЛ.
Так, поступления налога по депозитам и ценным бумагам, а также по дивидендам и процентам, выплачиваемым нерезидентам, будут полностью зачисляться в бюджет РФ.
Поступления НДФЛ, связанные с его планируемым увеличением с 13% до 15% для доходов свыше 5 миллионов рублей в год, будут распределяться по следующим нормативам: в федеральный бюджет – 13%, в региональные и местные бюджеты – 87%.
Поступления НДПИ по рудам и удобрениям, для которых установлен повышающий рентный коэффициент 3,5, будут зачисляться на 83% в федеральный бюджет, на 17% — в бюджеты субъектов РФ; а в отношении полезных ископаемых, для которых коэффициент равен 1, нормативы составят 40% и 60% соответственно.
Закон содержит и другие изменения, в том числе исключает необходимость принятия отдельного решения правительства РФ для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юрлицам в рамках исполнения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.