Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Российские граждане давно привыкли к тому, что заработная плата руководителей организации и главных бухгалтеров имеет далеко не маленькие значения. Однако в последнее время в сети и средствах массовой информации появились данные о том, что скоро это изменится.

Депутаты стали задумываться о вынесении законопроекта, который бы установил лимит на размер заработной платы лиц, занимающих руководящие должности. О чем речь, как планируется это реализовывать и возможен ли вообще подобный законопроект?

Есть ли зерно правды в подобных слухах

На самом деле, так оно и есть. Это не обычные слухи и дело касается не просто нового нормативного акта. Государственная дума хочет рассмотреть представленный ранее законопроект под номером 746454-7, который внесет определенные поправки в Трудовое законодательство.

  • Разговор идет об ограничении, а точнее об установлении максимального дохода для определенного количества должностей, среди которых будут руководители (директора) организаций, их непосредственные заместители, главные бухгалтеры и так далее.
  • Инициатива по установлению законопроекта принадлежит группе государственных деятелей, принадлежащих к партии «Справедливая Россия».
  • Основная цель, которую преследуют депутаты, это установить определенный лимит в соотношении между заработной платой простых работников и лиц, занимающих руководящие должности.
  • Что нужно знать о зарплате? Ответ в видео:
  • К сожалению, даже при установлении нового правила, оно не коснется коммерческих организаций, где заработная плата устанавливается по личному распоряжению собственника бизнеса.

Какие лимиты планируют установить

 Что по данному вопросу говорят инициаторы поправок в Трудовое законодательство. На текущий момент установлен определенный ряд ограничений для лиц, занимающих руководящие должности и главных бухгалтеров.

Будет ли у самозанятого пенсия? Читайте по ссылке.

Чтобы реализовать задуманное на деле, потребуется дополнительные меры воздействия и контроля. По этой причине и планируется введение дополнения в 145 статью Трудового законодательства. Какие изменения планируется в принципе внести?

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Из того, что известно на текущий момент, статьей ТК будет определен лимит на уровни заработной платы сотрудников организации и лиц, занимающих руководящие должности. Он должен будет соответствовать определенной норме и не превышать кратности от 1 до 8.

Стоит понимать, что в расчет будет браться не только конкретная заработная плата. Планируется учитывать все возможные источники финансирования, в том числе и дополнительные. Для сравнения уровня дохода работников и работодателей, будет браться показатель за 1 календарный год.

Как именно будет выглядеть поправка в законодательстве

В том случае, если нормативный акт все же будет принят, то ТК претерпит существенное изменение.

Законно ли просить 5% при оплате покупок картой? Подробнее тут.

  1. Как проверить работу бухгалтера? Смотрите видео:
  2. При этом данные условия в обязательном порядке должны будут прописываться в трудовом договоре.

Когда закон вступит в силу

На текущее время нормативный акт только прошел регистрацию в государственной думе и направлен на предварительное рассмотрение. В том случае, если закон пройдет и поправки будут приняты, введение новых правил можно будет ожидать с января следующего года.

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплатеОграничения зарплаты руководителям. Фото admvbr.ru

Будет ли принят указанный закон или нет, говорить пока рано. Как и невозможно сказать, принесет он какой-то положительный результат или же нет.

Подпишитесь на срочные экономические новости в Telegram

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Несправедливая зарплата руководителей: вся правда про ограничение доходов начальства

Доходное неравенство в России, как мы знаем, имеет колоссальные масштабы. Самые яркие его проявления, как ни странно, наблюдаются на государственных предприятиях, где топовые позиции обладают зарплатой, многократно превышающей уровень жалования среднестатистического рабочего или, например, инженера.

Но, с такой несправедливостью, похоже, покончено. С начала 2017 года в законную силу вступили поправки в трудовое законодательство, и теперь начальство, как и вся приближенная к нему «верхушка», не сможет устанавливать себе зарплаты, существенно превышающие средние оклады подчиненных.

По крайней мере, так нам объясняют суть поправок их инициаторы.

Суть в том, что жалование руководящего состава предприятия теперь будет кратно привязано к средней зарплате сотрудников. В какой пропорции – вопрос второй, и судя по всему, самый главный.

Теперь предельный оклад начальства может превышать зарплату сотрудников лишь в 8 раз, но эта кратность может быть ограничена.

Норма будет касаться всех федеральных, региональных и муниципальных предприятий, госучреждений, бюджетных организаций и всех других, кроме госкомпаний, обладающих естественной монополией – РЖД, «Газпром» и т.д. Карьерист.ру разобрался, поможет ли это восстановить зарплатную справедливость?

Нововведения

Вступившие в силу с начала года поправки требуют установления кратности между зарплатами начальников, замов и главных бухгалтеров с зарплатами рядовых сотрудников.

Максимально допустимая кратность в зарплатах (1 к 8) существовала и до этого, но распространялась лишь на госкомпании и учреждения федерального уровня. Зарплата должна включать в себя не только оклад топ-менеджера, а всю получаемую им зарплату, учитывая компенсационные, стимулирующие и прочие выплаты. Но даже в таком случае формула, узаконившая восьмикратную разницу в зарплатах, совсем не представляется справедливой. В той же Америке или Европе, зарплатная «вилка» между подчиненными и начальством редко превышает пропорцию 1 к 3. Почему отечественные чиновники допускают такую большую пропорцию – остается загадкой.

Но для инициаторов поправок нашлось оправдание. Мол, 1 к 8 – неокончательная пропорция.

Региональные и муниципальные органы исполнительной власти наделены правом ограничения такой кратности в пределах региона и муниципалитета, а органы, выступающие учредителями государственных и местных учреждений, предприятий, внебюджетных и территориальных фондов – в пределах, установленных в регионе.

Например, если власти субъекта федерации определили кратность 1 к 6, то учредитель, определяя зарплату руководства, может понизить ее до 1 к 4. В теории возможно даже 1 к 1 – нижней границы кратности зарплат законодательство не определяет. Но пойдет ли кто-то на такие шаги, вопрос риторический.

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Вместе с этим федеральный, региональный и муниципальный центры могут самостоятельно определять списки «исключительных» организаций, на которые нововведения распространяться не будут.

Конкретных критериев исключительности законодательство не предусматривает – власть определяет их на собственное усмотрение. Понятно, что это будут единицы, но возможность все же присутствует.

Например, кабмин уже постановил внести в число таковых Эрмитаж, Московский Кремль, КНИТУ, ННИГУ, некоторые московские театры и ряд других учреждений науки и культуры.

Из действительно справедливого: учредителей обяжут размещать информацию о зарплате руководства предприятий на порталах ведомств или самих предприятий. Многие уже высказали негативную оценку относительно этого, якобы публичное распространение такой информации может привести к негативным последствиям для самого декларанта.

Но, имеем то что имеем. В качестве санкции за нарушение требования по кратности зарплат установлена возможность расторгнуть с руководителем учреждения трудовой договор.

Однако нужно учитывать, что размер заработных плат обычно устанавливается самим учредителем, и руководитель учреждения фактически не сможет понести ответственности за это.

Что реально нового?

Еще на этапе рассмотрения законопроекта, Минтруд, выступающий автором документа, высказывал положительные отзывы о нем.

Там уверяли, что он позволит избавиться от неоправданно высоких зарплат у высшего руководства предприятий и организаций, а также сделает их предельно прозрачными – никто не сможет скрыть завышенные зарплаты.

Но, такие оценки вызывают сомнение, если учесть что указанная в законе зарплатная пропорция 1 к 8 была внесена в законодательство еще 9 лет назад! Тогда для этого хватило обычного правительственного постановления, но распространялось оно лишь на органы и предприятия федерального подчинения. Этим же постановлением (№ 583 от 05.08.2008) учредитель организации наделялся правом увеличивать кратность зарплат на предприятии, если кабмин внес его в соответствующий список «исключительных».

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

При этом еще в 2008 году в правительстве понимали, что «хитрые» руководители могут обойти данное правило благодаря большим премиям и прочим выплатам, и тогда бонусы решили внести в учет зарплаты.

Смогло ли это избавиться от неоправданно высоких зарплат руководства в учреждениях федерального уровня? На протяжении 9 последних лет данное постановление расширялось. Например, в 2012 в список, на который распространялась кратность, были включены государственные учреждения.

В 2015 году к ним добавили унитарные предприятия. Но дало ли это достигнуть желаемого результата? Едва ли.

Теперь же кратность зарплат нормирует уже ТК, а не постановление правительства.

 Как ни крути, но в новой форме правила ограничения зарплат все-таки расширены. Увеличен список предприятий и организаций, на которые оно распространяется, произведена децентрализация управления зарплатами, определена ответственность руководства за нарушение, а сам процесс сделан прозрачным благодаря обязанности размещать информацию о зарплатах в сети. Все остальное же существовало в законодательстве последние 9 лет, и боролось с неоправданно высокой зарплатой не самым успешным образом.

Читайте также:  Пфр напоминает о правах льготников выбрать форму получения набора соцуслуг

Дубль девятилетней давности

Что ждать от вступивших в силу изменений в ТК? Учитывая то, что их главная концепция попросту дублирует нормы 9-летней давности, в современных российских условиях они едва ли способны на изменения в системе.

Из всех нововведенных норм, самой адекватной выступает положение, расширяющее список организация и учреждений, на которые кратность распространяется.

Но учитывая очевидную необходимость их расширения, возникает вопрос, почему это было сделано лишь сейчас, а не 3-5-7 лет назад? Второе противоречивое положение – это «вертикаль», уполномоченная принимать конкретные пропорции в зарплате.

Какой смысл отдавать право на определение кратности на места, создавая дополнительный зарплатный диссонанс? Внесенная в законодательство модель позволяет установить разную зарплату для руководства идентичных предприятий, расположенных в разных регионах. Да и потом, никто не отменял повсеместного своячества на местах.

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате

Интересно и то, зачем вообще давать возможность на местном уровне определять конкретную кратность, почему нельзя установить ее как «одну для всех», стандартизируя порядок оплаты труда руководства на этих предприятиях? Как «Российской газете» рассказал Александр Сафонов из АТиСО, во многих европейских странах зарплата руководителей бюджетных организаций превышает зарплату рядовых сотрудников максимум на 30%. Почему бы не установить одну для всех предельную кратность, например, 1 к 2? Руководству пришлось бы или смириться, или поднимать работникам зарплату – вопрос адекватности жалования топ-менеджеров отпал бы сам собой. Наличие же такого внушительного разбега в 800% (именно столько может составлять зарплата руководителя, в сравнении со средней зарплатой на предприятии), попросту не оставляет шансов.

Конечно, изменения в ТК могут принести положительный эффект в сравнении с прошлыми годами, но повального снижения зарплатного неравенства ждать не стоит.

В конце концов, большинство предприятий, где оклады ТОПов взывают бурю возмущений – это представители естественных монополий, а на них кратность как раз и не распространяется. Нет сомнений – вопрос зарплатных несоответствий в госкомпаниях требует куда более радикальных решений.

А вступившие в силу нововведения, даже несмотря на их закрепление в ТК – основе трудового законодательства, к таким решениям отнести очень сложно.

Разместить резюме Добавить вакансию

Записки неадекватного главбуха: о том, почему бухгалтерам мало платят

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплате «Наша служба и опасна, и трудна» — это про нас. Про бухгалтеров. На небольших предприятиях мы и жнец, и швец, и на всем подряд игрец. На нас валится все, что хоть как-то связано с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность юридических лиц: и бухгалтерский учет, и налоговый, и кадровый, и статистический, и даже спецоценку условий труда чаще всего организовывает бухгалтер. 

Порой засиживаемся на работе до позднего вечера, и так себя жалко – слезы наворачиваются. В такие дни сомнений и тягостных раздумий начинаешь шерстить сайты по поиску работы в надежде найти волшебное место, где будет хорошая зарплата и полное соответствие должностной инструкции и профстандарту. А на этих сайтах меж тем – масса всего интересного.

Увы, давно прошли те времена, когда бухгалтерам платили большие деньги, а профессия считалась безопасной и вообще не особенно сложной. 

Сейчас стоимость наших услуг, на мой взгляд, серьезно недооценена. То ли потому что кризис, который пришел к нам в 2008 году, да так и остался, то ли потому что бухгалтером себя числит каждый, закончивший трехмесячные курсы системы «слева – дебет, справа – кредит», поэтому предложение существенно превышает спрос, то ли аутсорсинговые фирмы демпингуют. 

Главбухам и руководителям установят лимит по зарплатеБУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.

Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.

Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.

Среди моих директоров нет двух одинаковых.

Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.

При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.

Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.

Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.

Однажды в интернете я наткнулась на предложение: полный набор – бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за 1 000 (ОДНУ ТЫСЯЧУ) рублей в месяц. Интереса ради позвонила – действительно 1000 рублей в месяц. Ну потому что отчетность сформировать в 1С – это ж только кнопку нажать, больше эта работа не стоит, правда ведь? 

Такое, конечно, редкость. Чаще всего объявления содержат подробное описание обязанностей главного бухгалтера и кадровика в одном флаконе. При этом в свободное время вменяется в обязанность «выполнение поручений руководителя».

Какого рода поручений – не уточняется, что наводит на странные размышления как о наличии свободного времени, так и о содержании этих самых поручений. Также следует заниматься закупкой канцелярских товаров, воды, чая, кофе в офис. И за все это счастье предлагается баснословная сумма в 35 000 рублей в месяц. И да – это Москва.

То есть бухгалтер с функциями кадровика, личного помощника, менеджера офиса и бог знает кого еще. 

На бухгалтерских форумах у посетителей, когда приводят примеры таких вакансий, возникает закономерный вопрос: «А полы еще мыть не надо?».

Вполне возможно, что эта обязанность вытекает из поручений руководителя. И добро бы при этом хотели девочку после бухгалтерских курсов – нет. Требуется опыт работы единственным бухгалтером от 10 лет, возраст кандидата – не старше 35 лет, опыт прохождения выездных налоговых проверок и аттестат профессионального бухгалтера.

И задумываешься. С одной стороны, еще Кейнс справедливо утверждал, что спрос рождает предложение, и, вполне возможно, у авторов этого объявления от кандидатов нет отбоя. А с другой, если вдуматься, оно дает понять, насколько работодатель не ценит труд бухгалтера и мыслит в парадигме устоявшегося стереотипа «бухгалтеры на работе сидят и чаи гоняют».

Порой контекстный поиск выдает дивное предложение – секретарь (кофе-леди) за 90 тысяч рублей в месяц. Среди стандартного набора секретарских обязанностей вроде «регистрации входящей и исходящей корреспонденции» вижу прекрасное: «формирование и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности». 

Любая кухарка может управлять государством? Нет, понятно, что в результате руководитель выхватит проблем с фискальными органами и заплатит в разы больше за восстановление учета и сдачу уточненных деклараций, но тенденция прослеживается очень печальная. Секретарь оплачивается лучше, чем профессиональный бухгалтер. Обесценивается наша профессия. Печально. 

Расчет среднемесячной зарплаты руководителя

Среднемесячная зарплата выплачивается руководителю по тем же основаниям, что и обычным работникам. Разбираем, как правильно ее рассчитать и какие нюансы необходимо принять во внимание.

Зачем необходимо рассчитывать среднемесячную заработную плату

Есть несколько ситуаций, когда необходимо рассчитать среднемесячную зарплату:

  • работник собрался в отпуск, необходимо сделать соответствующие выплаты;
  • компания намерена компенсировать работнику неиспользованные дни отпуска;
  • бухгалтер рассчитывает выходное пособие;
  • компания оплачивает обучение с отрывом от производства и пр.

Полный список причин, когда бухгалтер считает среднюю з/пл, содержится в ТК РФ.

Расчет средней зарплаты при командировке

Еще одна причина, по которой рассчитывается средняя з/пл — определение предельного соотношения выплат директору и рядовому персоналу. Расскажем об этом в следующем разделе.

Что такое предельное соотношение и зачем оно нужно

Размер финансового вознаграждения рядового сотрудника может значительно отличаться от выплат директорам учреждений. Это закономерно: руководитель и главбух имеют солидный опыт, несут серьезную нагрузку, да и уровень их ответственности несопоставим с ответственностью обычных работников.

Вполне логично, что и доходы будут различаться. Но есть такие ситуации, когда законодательство устанавливает лимит соотношения доходов. Другими словами, з/пл директора учреждения может превышать з/пл обычного сотрудника до установленного законом предела.

Новые правила расчета зарплаты 2019

Закон № 347-ФЗ от 03.07.2016 определил перечень организаций, которые обязаны соблюдать этот самый лимит соотношений.

Важно!

Требование касается государственных учреждений, которые финансируются из бюджетов разного уровня.

Так, для директоров ФГУП и их замов лимит варьирует в пределах от 1 до 8, для руководителей гос. внебюджетных фондов требования иные — от 1 до 10.

Читайте также:  Льготы, права и привилегии матерей-одиночек в 2020 году: помощь одиноким матерям, что положено и как получить, законы и новости

Чтобы найти предельную величину, необходимо предварительно рассчитать показатели среднемесячного заработка работников, осуществляющих деятельность на управленческих постах, и остальных работников, на основании чего определяется соотношение зарплат.

Обратите внимание!

Расчет предельного уровня соотношения средней заработной платы необходимо производить по итогам календарного года.

Формула расчета среднего месячного заработка

Существует общепринятый порядок расчета средней з/пл. Подробнее о нем можно узнать, ознакомившись со статьей 139 Трудового кодекса.

Важно!

В любых ситуациях среднюю з/пл определяют, исходя из фактически начисленного сотруднику заработка и времени, которое он фактически отработал за двенадцать календарных месяцев, истекших до периода, в котором бухгалтер рассчитывает среднемесячную зарплату. 

Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей вычисляем по формуле:

Важно!

Бухгалтер должен понимать, что указанный выше расчет осуществляется в отношении каждой единицы управленческого персонала. Если же сотрудник совмещает должности, то в расчет включаются как выплаты по основному месту деятельности, так и доплата за совмещение. В случае же совместительства к расчету принимается только оплата основной деятельности.

  • При определении размера среднемесячного заработка во внимание принимаются следующие выплаты
  • Учет премий при расчете средней заработной платы

Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей

В большинстве компаний стараются сохранить в тайне сведения о заработке сотрудников, сумме премиальных администрации и основного персонала, о размере окладов, расчете отпускных или компенсаций.

Разглашение данной информации внутри предприятия ведет к созданию недовольства, конфликтам сотрудников. Так, некоторые организации при трудоустройстве просят подписать документ о неразглашении информации о зарплате коллегам.

Но наиболее остро стоит проблема с сохранением конфиденциальности размера выплат ТОП-менеджменту. Когда расчет зарплаты ведет штатная бухгалтерия, «засекретить» данную информацию не получится, потому что бухгалтер-расчетчик точно будет в курсе. А уже от него информация, чисто по-дружески, может стать доступной кому-то еще. И так далее.

В 1С-WiseAdvice обеспечивается полная сохранность конфиденциальных файлов. Никто из сотрудников компании-клиента не будет знать, сколько зарабатывают руководители.

О нашем подходе к начислению зарплаты

Подведем итог

Расчет среднемесячной зарплаты руководителя осуществляется по тем же принципам, что и рядовым сотрудникам компании.

В госучреждениях необходимо соблюсти баланс между соотношениями зарплат руководителя и линейного персонала. Контрольные показатели установлены законодательством.

Изменения зарплат главных бухгалтеров в 2021 году

Средняя зарплата главного бухгалтера во II квартале 2021 года составила 96 500 рублей. Минимальный уровень начинается с 77 500 рублей. Максимальный уровень может доходить до 135 000 рублей. За год средний уровень зарплат главных бухгалтеров вырос на 8,4%.

Позиция Минимум Средний уровень Максимум
главный бухгалтер по МСФО 110 000 140 000 280 000
главный бухгалтер по УСНО 77 500 96 500 135 000
заместитель главного бухгалтера 79 000 104 500 185 000
Главные бухгалтера по отраслям
производство 97 750 127 500 222 500
строительство 90 000 110 000 187 500
торговля 77 150 97 500 155 000
торговля ВЭД 81 900 102 500 182 500
услуги 73 750 90 000 125 000

К соискателям на позицию главного бухгалтера работодатели предъявляют следующие требования:

  • наличие профильного образования (либо технического),
  • опыт работы по специальности,
  • опыт успешного прохождения налоговой проверки,
  • отслеживание изменений и тенденций в бухучёте,
  • склонность к саморазвитию,
  • участие в доработке систем автоматизации бухгалтерского учёта.

Отметим, что чаще всего требуется опыт работы в должности главного бухгалтера от 3х лет. Но по нашей практике этот критерий может варьироваться от 1 года до 10 лет.

Соискатель с минимальным опытом или с опытом работы заместителем главного бухгалтера может рассчитывать на минимальную зарплату в небольшой компании.

Кроме того в компаниях ждут от соискателей:

  • навыков управления коллективом,
  • умения представлять интересы компании в налоговой службе,
  • лояльности к компании,
  • навыков работы в коллективе.

Ключевыми требованиями к кандидатам на позицию главного бухгалтера по МСФО являются:

  • опыт работы с международными стандартами финансовой отчетности МСФО,
  • наличие соответствующего сертификата,
  • знание английского язык на уровне не ниже Upper.
  • Отметим, что требование знания английского языка также увеличивает заработную плату на 15-25%, если же в работе необходим другой европейский язык, то выплаты возрастают уже на 20–30%.
  • Преимуществом в конкурсе на должность главного бухгалтера по МСФО может стать опыт работы в консалтинговых и аудиторских компаниях.
  • Если же соискатель претендует на позицию главный бухгалтер в единственном лице, необходим опыт работы на всех участках бухгалтерского учета.

На позицию главного бухгалтера в крупных компаниях или холдинговой структуры, как правило, подбирают кандидатов старше 35 лет, с опытом работы от 5-ти лет и  опытом организации и управления коллективом. Немаловажное значение имеет опыт работы главбуха с современными ERP-системами.

Треть работодателей хотят видеть кандидата с опытом в схожей отрасли – например, в промышленности, строительстве или торговле. Также иногда отдельно оговаривается наличие опыта в крупной фирме или иностранной компании.

Диаграмма №3. Средний уровень зарплат главных бухгалтеров с 2019 по 2021 гг.

Должность одна, а оклады разные – законно ли это?

Трудовой кодекс запрещает по-разному оплачивать труд равной ценности. Обнаружили разницу в окладах или наборе доплат и надбавок у себя и коллег при одинаковых квалификации, сложности выполняемой работы, количестве и качестве затраченного труда? Можно ставить вопрос о дискриминации

В январе текущего года Мосгорсуд признал законными решения нижестоящих судов, которые не согласились с работником в том, что действия его работодателя являются дискриминацией в сфере труда.

Изначально поводом для обращения работника в суд стало получение им информации о том, что его коллега, занимающий аналогичную должность и выполняющий те же должностные обязанности, получает больший оклад, нежели он.

Работник посчитал свои права нарушенными и попытался взыскать разницу в зарплатах за годы работы. Не вышло…

Приведенный в качестве примера трудовой спор уходит своими корнями в советское прошлое. Тогда не использовалось понятие «свобода договора», не принималась во внимание личность работника при установлении ему заработной платы.

Размер оплаты труда был связан с квалификационными справочниками и присвоенными работнику разрядами.

Так, слесарь-сантехник 2-го разряда не мог получать больше слесаря-сантехника 3-го разряда, а тот – больше слесарей-сантехников 4, 5, 6-го разрядов.

Немного теории: тарифный разряд – это показатель уровня квалификации работника, сложности его труда.

Если работник в первый раз устраивался на работу и у него имелся документ об образовании, то тарифный разряд ему присваивался на основании этого документа, так как разряд, указанный в нем, уже был подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов.

С понятием разряда тесно связано понятие тарифной ставки – это минимальный размер денежной выплаты за конкретный объем работы, выполненный работником определенной квалификации.

Таким образом, тарифно-квалификационная система определения заработной платы (ее окладной части) являлась основой формирования системы оплаты труда.

Полагаю, многие скажут, что эта система сохранилась и активно используется до сих пор. Спорить не буду – так и есть. Особенно если речь идет о больших предприятиях, где широко применяется труд так называемого рабочего персонала. Более того, использование этой системы связано с наличием льгот у работников, с пенсионным законодательством.

Именно эклектика переходного периода (а в глобальном смысле – переход от одной экономической системы к другой) является основанием для порождения трудовых споров, подобных приведенному в начале статьи.

Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

Эти условия зависят от установленной у работодателя системы оплаты труда, которая предусматривает размеры окладов и тарифных ставок (ст. 135 ТК РФ).

Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

Совокупность приведенных положений при формальном толковании норм Трудового кодекса позволяет сформулировать следующий вывод: произвольное установление работникам окладов, потому что так договорились при заключении трудовых договоров, невозможно. Произвол в этом вопросе «сломает» систему оплаты труда, предусмотренную ст. 135 ТК РФ.

Позиция Минтруда сводится к тому же: «Зарплата сотрудников зависит только от квалификации сотрудника, сложности работы и качества труда. Об этом сказано в ч. 1 ст. 132 ТК РФ. Поэтому работодатель обязан устанавливать одинаковые оклады для работников на одной должности. Даже если сотрудник проходит испытательный срок» (Письмо Минтруда от 25 октября 2017 г. № 14-1/В-953).

Читайте также:  Утвердили требования к доверенности представителя налогоплательщика в ФНС

Обратите внимание на последний тезис: «Даже если сотрудник проходит испытательный срок». Именно это правило чаще всего нарушают работодатели, определяя оклад на испытательном сроке в размере меньшем, чем после его прохождения.

Причем некоторые работодатели считают это законным и не стесняются включать условие об увеличении оклада после испытательного срока в трудовой договор. Так делать нельзя. Норма ст.

132 ТК РФ о дискриминации как раз охватывает такие случаи (подробнее о прохождении испытательного срока и оплате труда в этот период читайте в публикации «Какие опасности для работника таит условие об испытательном сроке»).

Суды не так категоричны, как Минтруд.

Например, имеются решения судов, которые демонстрируют следующие позиции:

  • установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя;
  • принятие необходимых кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, установление размера заработной платы относится к исключительной компетенции работодателя и не может рассматриваться как дискриминация в отношении работника;
  • статья 132 ТК РФ, запрещающая дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда, не исключает индивидуального договорного регулирования этих условий.

Между тем следует отметить, что каждое судебное решение имеет свои особенности, поскольку принимается исходя из анализа конкретных обстоятельств. И даже отрицательное для работника решение, которое стало поводом для написания этой статьи, не отрицает норм Трудового кодекса, запрещающих по-разному оплачивать труд равной ценности.

Так, суд отказал работнику, потому что, во-первых, тот согласился с условиями трудового договора и подписал его. Во-вторых, работник не доказал, что он выполнял тот же объем работы, что и его коллега, получавший большую зарплату.

В-третьих, по результатам аттестации, проведенной на предприятии, уровень квалификации другого работника был выше, чем уровень истца.

Кроме того, график работы истца отличался от графика работы других сотрудников: он выполнял свои обязанности на условиях неполной рабочей недели.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что суды не встают на сторону работодателей без оснований. Но работник не может просто заявить о дискриминации, ему придется доказать свое право на доплату.

1. Следует разобраться, за счет чего формируется разница в оплате.

Трудовой кодекс не запрещает работодателю платить разную зарплату сотрудникам, занимающим одинаковые должности, если эта разница – результат премирования или доплат, которые зависят от особенностей работника или результатов его труда. Разные оклады или разный набор доплат и надбавок при одних и тех же показателях – вот где основание ставить вопрос о дискриминации.

Работнику следует проанализировать должностные инструкции (свою и «того парня»), уточнить, не имеет ли коллега более высокий разряд, не проходил ли курсы повышения квалификации. Может быть, он имеет больший опыт работы, а система оплаты труда связывает с опытом дополнительные надбавки?

В качестве базы для сравнения следует держать в голове три позиции: квалификация, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда. Если после сравнения по всем трем пунктам выяснится, что работа выполняется наравне, а зарплата разная, – это повод для обращения к работодателю.

2. Обращаться к работодателю следует письменно – в виде запроса. В нем просите дать ответ на вопрос о разнице заработных плат.

Поскольку суды при рассмотрении дел обращают внимание на то, заявлял ли работник свое несогласие с этим, то запрос следует зарегистрировать – на своем экземпляре нужно попросить поставить входящий номер и дату.

Обратиться очно будет нельзя – направляйте запрос по почте, сохраняя опись вложения в письмо.

3. Если ответ на обращение не устроит или ответа не последует – будет повод обратиться в суд. Обращаться ли до суда к работодателю снова, но уже с требованием об изменении условия трудового договора – решать вам, закон этого не требует.

Нужно иметь в виду, что добиться изменения условия трудового договора об оплате и взыскать денежные средства в виде разницы в зарплатах очень сложно. Ведение такого дела без помощи юриста может резко уменьшить шансы на успех. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту.

И не затягивайте с иском в суд, чтобы не пропустить сроки, которые отводятся на защиту трудовых прав.

13 Октября 2016Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

М. Е. Смолева

эксперт журнала «Руководитель автономного учреждения»

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583).

То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения.

Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

  • Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:
  • – в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • – в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • – в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ[1], вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования.

Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения.

То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения.

Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *