Антикоррупционную проверку доходов можно провести только за предыдущие 3 года: мнение судов

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Антикоррупционную проверку доходов можно провести только за предыдущие 3 года: мнение судов На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

Антикоррупционную проверку доходов можно провести только за предыдущие 3 года: мнение судов Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

Власти предложили возможность изымать деньги на счетах чиновников — РБК

Обращать денежные средства на банковских счетах чиновников в доход государства можно будет, если поступившая сумма превышает задекларированный доход за последние три года, при этом законность ее получения не доказана

Антикоррупционную проверку доходов можно провести только за предыдущие 3 года: мнение судов

Мария Дмитриенко / ТАСС

Правительство предложило ужесточить антикоррупционное законодательство и распространить возможность обращения в доход государства денег на счетах чиновников, если поступившая сумма превышает доход госслужащего за три года. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму.

Документ предполагает поправки в два федеральных закона — «О банковской деятельности» и «О противодействии коррупции». Правительство предлагает распространить механизм контроля за расходами чиновников на их банковские счета.

Если госорганы получат информацию, что в течение последнего года на счета госслужащего, его супруги или несовершеннолетних детей поступила сумма, превышающая общий доход этих лиц за три года, при этом «не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность получения» этих денег, сведения об этом должны будут поступить в органы прокуратуры. Она вправе обратиться в суд с иском об обращении этой суммы (если она превышает 10 тыс. руб.) в доход государства.

По действующему законодательству в доход государства можно взыскивать регистрируемое имущество: земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства или ценные бумаги, законность которых чиновники не могут подтвердить, указывается в пояснительной записке. Отсутствие же в законодательстве правовых оснований для изъятия денежных средств «может способствовать совершению коррупционных правонарушений», уверены авторы законопроекта.

При этом и ранее суды многократно обращали в доход государства денежные средства на счетах госслужащих, а также в наличной форме; юристы говорили о расширительном толковании норм закона о контроле за расходами чиновников.

Среди бывших госслужащих, у кого изымали именно денежные средства, — бывший министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, «полковник-миллиардер» МВД Дмитрий Захарченко, бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

Сравняют счет: у кого смогут изъять неподтвержденные доходы

Легальность происхождения денежных средств будут проверять у всех, кто в соответствии со ст. 8 закона «О противодействии коррупции» обязан декларировать сведения о своих доходах и имуществе. Об этом «Известиям» сообщили в Минюсте.

Читайте также:  Командировочного удостоверение в 2021 году | скачать форму, бланк

Речь идет о чиновниках разных уровней, членах совета директоров Центрального банка, сотрудниках госкорпораций и т.д., а также членах их семей.

Ведомство разработало поправки в Гражданский кодекс, позволяющие изымать у коррупционеров не только имущество, но и денежные средства со счетов. Решение о конфискации будет принимать суд.

Надо доказать

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минюста, законопроекты «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса РФ» и «О противодействии коррупции» были внесены в правительство в июле.

Они предусматривают появление механизма, позволяющего обращать в доход РФ «неподтвержденные» денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организаций от лиц, в обязанность которых входит предоставлять сведения о своих доходах, имуществе, а также членов их семей.

Как уточнили в Минюсте, это может произойти, если сумма превышает общий доход этих граждан за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении нее не представлены сведения, подтверждающие законность получения.

Мера касается федеральных, региональных и муниципальных чиновников, а также иных лиц, обязанных «в соответствии со ст.

8 Федерального закона «О противодействии коррупции» представлять нанимателю (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», пояснили в пресс-службе Минюста.

Таким образом, речь идет не только о госслужащих, но и о членах совета директоров Центрального банка, руководителях госкорпораций, федеральных фондов и т.д. Как уточнили в ведомстве, выявление нарушений будет происходить в процессе проверки достоверности деклараций, представленных этими гражданами.

Поправки были разработаны в рамках национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.

Изменения в ГК потребуют также поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, рассказали в Минюсте. Как ранее писали «Известия», их готовит Минфин — законопроект предполагает, что изъятые денежные средства будут направляться в Пенсионный фонд.

— В настоящее время средства, конфискованные в рамках «коррупционных» дел, зачисляются в бюджет ПФР. Это — действующие нормы БК РФ.

В Гражданский кодекс сейчас Минюстом вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы, но и денежные средства — в случае отсутствия доказательств законности их получения.

Это касается только госслужащих, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина. — В связи с этим требуются корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс, которые разрабатывает Минфин. По сути, это техническая правка в целях синхронизации норм с ГК РФ.

В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.

В конце прошлого года Конституционный суд уточнил, что имущество может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих. КС рассматривал этот вопрос в связи с жалобами бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родственников и знакомых. Ранее у них было изъято имущество на общую сумму более 9 млрд рублей.

Чтобы не размывались

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов рассказал «Известиям», что инициативу нужно поддержать, так как теперь средства коррупционеров не будут «размываться». Однако, по его мнению, и в ПФР их движение необходимо тщательно контролировать.

— С 2008 года в России идет активная реализация антикоррупционного законодательства. Один из важных шагов, который был сделан, это сначала изъятие предметов незаконного обогащения, а теперь и средств. Что это такое? Это несоответствие декларируемых доходов и расходов чиновников, проверку которых осуществляет Генпрокуратура, — пояснил эксперт.

По его словам, сумма нелегальных средств, которые выявляются правоохранительными органами, давно превысила десятки миллиардов.

— Однажды в рамках экспертного совета правительства возник вопрос, что с этими деньгами делать. Так вот там впервые прозвучало предложение направить эти деньги в Пенсионный фонд на решение конкретных задач, — рассказал Кирилл Кабанов.

  • Эксперт отметил, что это не должно быть единственным дополнительным источником доходов для ПФР, так как коррупционные суммы могут быть разными год от года.
  • — Это может быть 20 млрд, а может быть и 5 млрд, цифры нестабильны, — уточнил он.
  • Глава Института избирательных технологий Евгений Сучков в разговоре с «Известиями» отметил, что инициатива Минюста и Минфина может позитивно отразиться на имидже власти.

— Мне кажется, у этого предложения две составляющие. Первая — фискальная, так как понятно, что с наполнением федерального бюджета в условиях пандемии дела обстоят не очень хорошо. Вторая — политическая. Поскольку речь идет о наказании чиновников, это может повысить рейтинг власти, причем всех уровней, — отметил эксперт.

По его мнению, проблем с принятием законопроекта не будет.

Контроль за расходами физических лиц: миф или неизбежность?

Обязанность подтверждать законность источников дохода и операций с личными активами скоро превратится в «новую реальность» для российских налоговых резидентов. Об инструменте, позволяющем обладателям крупных счетов и имущества оперативно отвечать на запросы надзорных органов, “Ъ” рассказала управляющий партнер юридической компании FTL Advisers Мария Чуманова.

Российское «дело Салливана»: версия 2.0

В 30-х годах прошлого века правоохранительные органы США так и не смогли доказать в суде, что легендарный гангстер Аль Капоне был замешан в криминальной деятельности. Максимум, что удалось американской Фемиде,— отправить его в тюрьму за неуплату налогов.

Однако обвинения, предъявленные мафиози в 1931 году, не были первой ласточкой использования налоговых претензий в целях борьбы с преступностью: еще в 1927 году Верховный суд в решении «Соединенные Штаты против Салливана» (дело, разрешившее судебное преследование преступников за уклонение от уплаты подоходного налога) указал на необходимость включать в налоговую декларацию абсолютно все доходы физического лица. Эта позиция получила логическое развитие: обвинения в неуплате налогов подкреплялись не прямыми доказательствами того, что определенное лицо обогащается незаконным путем, а подтверждением наличия у него расходов, несоразмерных задекларированному доходу.

В России механизм контроля соотношения доходов и расходов физических лиц законодательно не установлен, однако первый шаг к нему уже сделан: свой «кейс Салливана» — дело бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко — есть теперь и в российской судебной практике.

В 2017 году Никулинский районный суд города Москвы изъял у Дмитрия Захарченко, членов его семьи и знакомых активы на сумму более 9 млрд руб., придя к выводу, что их официальные заработки не позволили бы им приобрести указанное имущество.

Позднее Конституционный суд (КС) РФ подтвердил правомерность изъятия имущества в пользу государства не только у чиновников и членов их семей, но и иных лиц, если оно покупалось на доходы, легальность которых не подтверждена.

По мнению КС РФ, это не нарушает частных интересов собственника, поскольку не лишает его права в судебном порядке доказать законность происхождения средств, потраченных на спорные активы.

Законность придется подтверждать

В скором времени необходимость подтверждать источники дохода может появиться не только у родственников и знакомых госслужащих, но и у всех российских налоговых резидентов. С чем это связано?

Во-первых, 8 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении.

В документ войдут: данные о постановке на учет в налоговом органе (в том числе в качестве плательщика налога на профессиональный доход), сведения о регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, записи о физических лицах, являющихся родителями, супругами, детьми конкретных лиц.

Также в регистр будут включаться учетные записи физических лиц в единой системе идентификации и аутентификации. Текст закона не содержит прямого указания на то, что в реестре окажутся сведения о совокупных доходах граждан и домохозяйств, но эта информация может быть получена путем консолидации данных.

Во-вторых, в конце июля Минфин внес в правительство законопроект, согласно которому денежные средства на банковских счетах граждан, законность получения которых не доказана, могут быть изъяты и перечислены в пользу Пенсионного фонда России.

Позже Минюст пояснил, что нововведения призваны заполнить пробел в антикоррупционном законодательстве, позволяющем обращать в доход государства лишь имущество, но не деньги, и коснутся только чиновников, обязанных декларировать свою собственность, а также их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей.

Читайте также:  Реестр онлайн касс 2021 года

Тем не менее с учетом позиции Конституционного суда можно ожидать, что обнародованный перечень лиц не станет исчерпывающим.

Еще одна точка контроля источника происхождения денег — организации финансового рынка (в рамках выполнения ими обязанностей, предусмотренных федеральным законом №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

В частности, банк вправе запросить у клиента не только бумаги, выступающие формальным основанием для совершения операции по счету, но и другие необходимые банку сведения, позволяющие определить цели и характер рассматриваемых операций, включая документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на счет клиента.

Важно отметить, что действующее антиотмывочное законодательство не ограничивает кредитные организации в части объема информации, запрашиваемой у клиентов.

Доступный инструмент защиты — комплаенс-досье

Необходимость кропотливо собирать и систематизировать документы, которые подтверждали бы законность источников дохода и историю операций с личными активами (ценные бумаги, доли в бизнесе, недвижимость и др.), стала новой реальностью для всех российских граждан, имеющих банковские счета или имущество за рубежом.

Параллельно российские банки и брокерские компании ужесточают комплаенс-процедуры, приводя их в соответствие с лучшими международными практиками в сфере борьбы с отмыванием средств.

Таким образом, вопросы относительно источника происхождения денег могут возникать и в отношении уже имеющихся у клиента депозитов и счетов — даже при их закрытии.

Защититься поможет комплаенс-досье — процедура, при которой юридическая фирма проверяет налоговые декларации, первичную документацию по сделкам и прочие пункты, подтверждающие получение и декларирование доходов физическим лицом.

По результатам проверки клиенту выдают заключение о наличии у него документально подтвержденных доходов и выполнении им всех отчетных требований в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Составление комплаенс-досье допускается как на русском, так и на иностранном языке — это позволяет оперативно отвечать на запросы надзорных органов, а также существенно ускорить прохождение комплаенс-процедур как при открытии новых счетов, так и в рамках обновления файла клиента по уже существующим счетам и вкладам.

Записала Юлия Карапетян

Часто задаваемые вопросы — Противодействие коррупции — Главная — Официальный сайт Режевского городского округа

Часто задаваемые вопросы

        Вопрос:Что такое «коррупция»? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

        Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

  •         Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц. 
  •         К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
  •         vзлоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 
  •         превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 
  •         незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 
  •         получение взятки (ст. 290 УК РФ); 
  •         дача взятки (ст. 291 УК РФ); 
  •         провокация взятки (ст. 304); 

        служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ); 

  1.         присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); 
  2.         мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ); 
  3.         воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 

        неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ); 

        регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); 

        халатность (ст. 293 УК РФ).

        Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. 

        В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. 

        К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

  •         Вопрос: Какие меры противодействия коррупции? 
  •         Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
  •         К мерам противодействия коррупции относится: 
  •         а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);
  •         б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  •         в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
  •         Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе? 

        Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.

 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

        Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

        Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять? 

        Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

  1.         Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?
  2.         Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
  3.         Вопрос:В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
  4.         Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
  5.         Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период? 

        Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

  •         Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?
  •         Ответ: Является.
  •          Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

        Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Читайте также:  Как ИП работать без онлайн-кассы, кассового аппарата в 2022 году

Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

        Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

        В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

  1.         В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.
  2.         В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу
  3.         Вопрос:Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?
  4.         Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
  5.         Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?
  6.         Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

        Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно. 

        Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления.

В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения. 

        В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

        В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации.

В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления.

Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней. 

  •         По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).
  •         В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:
  • материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;
  •         по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
  •         Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица органов местного самоуправления?
  •         Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
  •         Вопрос: Ответственность за коррупционные правонарушения?

        Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Счета чиновников начнут проверять на соответствие задекларированным доходам

Количество государственных служащих настолько превышает количество проверяющих, что проверка налоговых деклараций ­носит больше формальный характер / Андрей Гордеев / Ведомости

Денежные средства чиновников, уличенных в коррупции, будут изымать в пользу государства. Соответствующий законопроект внесло на рассмотрение Госдумы правительство. Инициатива касается всех госслужащих, которые обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе.

Законопроект вносит изменения в закон «О банках и банковской деятельности», а также дополняет закон «О противодействии коррупции» новой статьей «Контроль за законностью получения денежных средств».

Она предусматривает прокурорскую проверку счетов, открытых на имена чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Если поступившие на счета суммы превысят их общий доход за три года более чем на 10 000 руб.

, будет запущена процедура по изъятию этих средств в бюджет государства через суд.

Существующий в настоящее время антикоррупционный механизм позволяет обращать в доход РФ только земельные участки, объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги и денежные средства, эквивалентные стоимости такого имущества, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Но деньги неизвестного происхождения, оказавшиеся на счетах чиновников, до сих пор этой процедуре не подлежат.

Законопроект не предусматривает введение нового вида проверки для кадровых служб органов и организаций, подчеркивается в пояснительной записке. Выявление таких случаев будет проходить в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе чиновников. И только при подозрении на сомнительное происхождение денежных средств к проверке будет подключаться прокуратура.

Эксперты оценивают новую антикоррупционную инициативу правительства скептично. «Полагаю, что данный законопроект сильно отстал от действительности, – говорит управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. – Лет десять назад действительно многие госслужащие хранили на банковских счетах денежные средства, нажитые преступным путем.

Однако после введения обязательной ежегодной подачи деклараций о доходах эти деньги либо перекочевали на офшорные счета, либо хранятся в наличном виде. Поэтому в доход государства будут обращаться наличные денежные средства, изъятые в ходе следственных действий, а также те средства, которыми обвиняемые будут добровольно гасить ущерб».

Законопроект, безусловно, устраняет пробел в законодательстве, но на практике его принятие ситуацию никак не изменит, соглашается партнер адвокатского бюро ЗКС Сергей Малюкин. И то, что никто сегодня не хранит на банковских счетах незаконные доходы, не единственная причина.

«На практике крайне редко применяется механизм обращения в доход государства имущества государственных служащих, не представивших достоверные сведения о законности его получения, – отмечает Малюкин. – В основном такие действия производятся в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности.

Так что обращение имущества в доход государства превратилось скорее в дополнительный механизм воздействия в рамках уголовного судопроизводства».

Кроме того, количество государственных служащих, по его словам, настолько превышает количество проверяющих, что проверка налоговых деклараций носит больше формальный характер.

А пристальное внимание к конкретным служащим чаще вызвано какими-либо иными причинами.

«Фактически законопроект поднимает важную проблему, но не содержит реальных механизмов обнаружения денежных средств, полученных коррупционным путем, с целью их последующего обращения в доход государства», – считает Малюкин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *