Разработали правила проверок работы с ККТ

Разработали правила проверок работы с ККТ МБУ «Агентство по развитию туризма,инвестиций и предпринимательства»

Междуреченского городского округа

«Заработайте себе репутацию, и она будет работать на вас.»
Разработали правила проверок работы с ККТ

человек приняли участие в конкурсах

Разработали правила проверок работы с ККТ

человек получили гранты

Разработали правила проверок работы с ККТ

Total Projects

Разработали правила проверок работы с ККТ

Custom Options

Правительство РФ разработало и вынесло на общественное обсуждение проект положения о государственном контроле за соблюдением норм в применении контрольно-кассовой техники. Предполагается, что положение вступит в силу уже с 01.03.2022. В соответствии с проектом положения, органом, уполномоченным контролировать соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил работы с КК, является ФНС. Налоговикам предстоит проводить следующие внеплановые контрольные мероприятия:- контрольную закупку;- документарную проверку;- наблюдение;- выездное обследование.При проведении контрольной закупки производится осмотр или эксперимент. Дистанционная покупка требует присутствия двух инспекторов, уведомлять о проведении контроля проверяемое лицо они не обязаны.Подробнее можно посмотреть здесь:

Разработали правила проверок работы с ККТ

Основная цель:

  • содействие развитию эффективного малого и среднего предпринимательства и благоприятного инвестиционного климата в Междуреченском городском округе.

Инвестиционная деятельность, регистрация, реорганизация, ликвидация бизнеса, подбор ОКВЭД, регистрация в Роспотребнадзоре, оформление имущественных отношений, лицензирование, сертификация, получение разрешений, получение господдержки, корректировка бизнес-планов, юридическая поддержка, финансовая поддержка, бухгалтерский учет, налогообложение, участие в семинарах, взаимодействие с органами власти и другими организациями.

  • Подробнее …
  • Подробнее …
  • Подробнее …

© 2022 МБУ «АРТИП» Все права защищены

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Что меняется в 2021 году?

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в 2021 году заканчивается отсрочка по онлайн-кассам. Кто и когда должен поставить кассовый аппарат? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров — с 1 февраля 2021 года это обязательно для ИП на ПСН, УСН, ЕСХН. Для этого нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ в 2021 году

1. C 1 февраля 2021 ИП на на ПСН, УСН, ЕСХН должны указывать в чеке наименование товара. Покупатель должен легко читать название товаров. Подробнее читайте в нашей статье «Наименование товара в чеке онлайн-кассы».

2. С 1 июля 2021 заканчивается отсрочка для ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают Услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам.

3. Закон о ККТ требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году >>

4. Курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.

5. Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.

6. Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД.

6. Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно. Как снять онлайн-кассу с учета — здесь.

7. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить Договор. Список операторов фискальных данных — здесь.

8. Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году.

9. Онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. По-другому работать нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20%.

Разработали правила проверок работы с ККТ

Применение ККМ в 2021 году — как это выглядит на практике

Сегодня предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать Продавец. Применение ККТ в 2021 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный.

Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую.

Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Разработали правила проверок работы с ККТ

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете.

При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней.

Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2021 году?

За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей.

За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит Штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей.

При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб.

ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей.

Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас.

Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время.

А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа.

Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой.

Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Разработали правила проверок работы с ККТ

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2021 году

С 1 января 2021 года налоговый спецрежим ЕНВД прекратил существование. В связи с переходом на другой налоговый режим перерегистрировать онлайн-кассу не надо. Но необходимо скорректировать данные об используемой системе налогообложения, которые указывались при регистрации. Подробнее об этом читайте здесь.

По закону менять фискальный накопитель при смене СНО необязательно. На ЕНВД предприниматели использовали ФН со сроком действия 36 месяцев.

При этом организации на ОСНО должны использовать ФН сроком не менее чем на 13 месяцев.

Закон не запрещает при переходе на общую систему налогообложения использовать ФН на 36 месяцев, который ранее использовался для работы на ЕНВД. Применять его можно до окончания его срока действия.

Читайте также:  Изменение Градостроительного кодекса РФ с 19 августа 2023 года

Применение ККТ при УСН в 2021 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2021 году

Нет, в 2021 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности. Подробнее >>

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2021 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте.

Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018.

Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

  • Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.
  • Читайте по теме: «Онлайн-кассы в 2021 году. Новый закон в вопросах и ответах»

Индикаторы для проверок пользователей онлайн-касс: приказ Минфина России

Разработали правила проверок работы с ККТ

Регулирующие органы продолжают дорабатывать нормативную базу, на основании которой будут проводиться проверки на предмет соблюдения законодательства о контрольно-кассовой техники.

Так, Минфин России:

  1. Инициировал 27 января 2022 года общественное обсуждение проекта ведомственного приказа об утверждении индикативных показателей, применяемых при проверках пользователей ККТ – ССЫЛКА.

Соответствующие показатели определяют результативность и эффективность деятельности контрольно-надзорных органов в части мониторинга, анализа деятельности их работы, выявления проблем при такой работе и определения причин их возникновения.

Индикативные показатели отражают соотношение между степенью устранения риска причинения предприятием вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, как и уровень вмешательства проверяющих в деятельность контролируемых лиц (ст.

30 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Иными словами, на основании указанных индикативных показателей будет оцениваться качество работы инспекторов. Знание таких показателей полезно для самих проверяемых — в данном случае, пользователей онлайн-касс.

Общаясь с представителями контролирующих органов, они могут указывать последним на действия, которые явно вредны для бизнеса, но при этом никак не способствуют росту позитивных индикативных показателей.

Проверяемое лицо совершенно законным способом получает возможность корректировать «линию поведения» инспекторов.

Разработали правила проверок работы с ККТ

Документ предусматривает такие индикативные показатели как, например:

  • количество внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (сейчас и далее — которые проведены за отчетный период);
  • количество внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия пользователя ККТ параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований (или отклонения пользователя от таких параметров);
  • общее количество контрольно-надзорных мероприятий;
  • количество проведенных профилактических визитов, объявленных предостережений
  • количество мероприятий, на которых были выявлены нарушения требований законодательства о ККТ;
  • количество мероприятий, по итогам которых были возбуждены административные дела о нарушениях;
  • сумма административных штрафов на пользователей ККТ по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
  • количество жалоб, поданных пользователями ККТ в досудебном порядке;
  • количество исков от пользователей ККТ об оспаривании решений, действий, бездействия должностных лиц проверяющих органов.

Всего в проекте 22 индикативных показателя.

Можно, например, говорить о том, что проверяющие не будут заинтересованы в большом количестве жалоб и судебных рисков со стороны пользователей ККТ — иначе снизятся показатели эффективности работы инспекторов.

Соответственно, правомерно ожидать ответственного отношения к организации проверок с их стороны — поскольку не в интересах проверяющих будет допущение ошибок и нарушений, на которые у пользователей онлайн-касс возникнет повод пожаловаться.

Приказ в случае его принятия вступит в силу с 1 марта 2022 года. К 10 февраля должно закончиться общественное обсуждение документа.

  1. Инициировал 28 января 2022 года общественное обсуждение проекта приказа об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований законодательства о ККТ — ССЫЛКА.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ, контрольно-надзорные органы относят объекты контроля — в данном случае пользователей ККТ, к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба):

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Определяются критерии отнесения проверяемых к указанным категориям риска — учитывающие тяжесть причинения вреда (ущерба), вероятность наступления негативных событий, способных привлечь причинение вреда (ущерба), а также добросовестность проверяемых лиц (ч. 4 ст. 23 Закона № 248-ФЗ). При определении указанных критериев учитываются сведения о степени тяжести причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, сложность преодоления последствий причинения вреда (ч. 5 ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Контрольно-надзорный орган также разрабатывает конкретные индикаторы риска нарушения требований (ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ). К их числу — в соответствии с перечнем, приведенным в рассматриваемом проекте, отнесены:

  • наличие у проверяющих органов сведений о причинении вреда (ущерба) пользователем ККТ или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
  • отсутствие в течение 15 календарных дней фискальных данных в распоряжении ФНС — при наличии зарегистрированных онлайн-касс;
  • выявление расхождений между суммами, отраженными в налоговой отчетности пользователя ККТ, и теми, что приведены в фискальных документах (как с показателями по аналогичным налогоплательщиками и со среднеотраслевыми показателями) более, чем на 5%.

Таким образом, онлайн-кассу, имеющую статус зарегистрированной и в полной мере функциональной, будет рискованно держать в простое более 2-х недель.

Как и, вероятно, с большой осторожностью нужно будет пользоваться возможностью не передавать в ФНС (например, если касса обесточена или нет подключения к интернету) уже сформированные фискальные данные в течение 30 дней (п. 1 ст. 4.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Точно так же, как и допускать расхождения между выручкой, пробитой на кассе, и той, что отражена в налоговой декларации. Можно предположить, что на среднеотраслевые показатели ФНС будет ориентироваться в ситуациях, когда выручка фактически не декларируется (то есть, когда магазин работает на ПСН).

Приказ, если его примут, также вступит в силу с 1 марта 2022 года. К 11 февраля должно завершиться общественное обсуждение проекта.

Видео — как будут проверять пользователей ККТ в 2022 году по новым правилам:

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений. 

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ 

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам. 

Обратите внимание! Срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 5 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Разработали правила проверок работы с ККТ

Далее расскажем о последних двух процедурах более подробно. 

Проверка документов на ККТ 

Данная Процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей. 

Перечень приведен в п. 34 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов. 

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации. 
Читайте также:  Ответственный за пожарную безопасность в организации 2023

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ 

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности. 

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Разработали правила проверок работы с ККТ

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке. 

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.

В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении. 

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц. 

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц. 

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы?».

*** 

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.

Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.

В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Как проводят проверки ККТ в 2019 году — кто и кого штрафует

Разработали правила проверок работы с ККТ

Согласно закону 54 -ФЗ “О применении кассовой техники с 2016 года на территории России”, происходит поэтапное введение ККТ. В настоящее время в стране работает более 2 млн. онлайн-касс. Работа с использованием ККМ несколько усложнило работу организаций и ИП, но послужило упорядочиванию налоговых сборов и защите прав потребителя в виде гарантированных чеков в электронном виде или на бумажном носителе.

Правила проведения проверок

Кто проводит проверки

 Проверки могут происходить как в удалённом режиме, путём просмотра состояния расчетов на ККТ, так и с выходом налогового инспектора на место осуществления торговой деятельности. По результатам составляется акт проверки, предписание об устранении нарушений или возбуждение производства дела об административном нарушении.

Режим проверок

Согласно письму ФНС России от 12.09.2012 г. №АС-4-2/15195 плановые проверки могут происходить ежемесячно, без предварительного оповещения и планирования конкретных дат. Внеплановые проверки осуществляются главным образом по поводу жалоб потребителей, полученным по различным каналам связи, в том числе по мобильному приложению.

В июле 2019 года в России завершается кассовая реформа:

Возможные нарушения и штрафные санкции

Наиболее распространённым нарушением является работа без использования ККМ. Сумма штрафа за это нарушение бывает различной. Согласно Ст. 14.5 КоАП РФ за работу без онлайн- кассы для ИП предусматривается штраф в размере 25-50% от суммы чека, но не менее 10 000 р. Для юридических лиц положен штраф в размере 75-10% от суммы чека, но не менее 30 000 р.

Немаловажно, что при работе без кассового аппарата в течение нескольких дней, сумма штрафа определяется от суммарной выручки за эти дни.

При повторном нарушении в случае, если выручка без применения ККТ составила более миллиона рублей, на руководителя предприятия накладывается запрет занимать руководящую должность на 1-2 года, деятельность ИП приостанавливается на 90 дней. Сумма штрафа при повторном нарушении остаётся прежней.

Другие возможные нарушения, выявляемые при проверках представителем налоговой инспекции:

Виды нарушений Штрафные санкции для ИП Штрафные санкции для юридических лиц
Отсутствие регистрации в ФНС, неправильная регистрация ККМ, использование неподходящего ФН, печать чеков без QR-кода со ссылкой на интернет-ресурс и др. 1,5-3 тыс. р. 5-10 тыс. р.
Нарушение сроков и порядка предоставления данных и документации в электронном виде в ФНС. 1,5-3 тыс. р. 5-10 тыс. р.
Несоблюдение новых требований, предъявляемых к ККТ. 1,5 тыс. р. 7 тыс. р.
Невыдача чека, не отправка чека на электронный адрес или телефон покупателя 2 тыс. р. 10 тыс. р.

Новые требования к использованию ККМ в 2019 году

С начала года введены новые требования при использовании онлайн-касс, несоблюдение которых может повлечь за собой штрафные санкции:

  • До 01.01 2019 г. применялись три формата фискальных данных. С начала года формат 1,0 запрещается.
  • Реквизит, отражающий вид оплаты с “электронного” заменён на “безналичный”.
  • С 1.01.2019г. увеличена ставка НДС до 20%, что должно отражаться в товарном чеке.

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

Разработали правила проверок работы с ККТ

  • требования к ККТ;
  • порядок регистрации ККТ;
  • порядок применения ККТ.

Проверка применения контрольно-кассовой техники

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Важно: регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 132н, планируют отменить. Вместо него разработают новый порядок контроля ККТ в соответствии с положениями Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ в новой редакции.

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать не только с МВД России, но и с ФСБ России (п. 5 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ).

Что проверяет инспектор

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:

  • проводят мониторинг расчетов с применением ККТ;
  • наблюдают за применением ККТ;
  • проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств;
  • проверяют деятельность операторов фискальных данных;
  • проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки;
  • запрашивают пояснения и справки, в том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ – день его размещения;
  • получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.
Читайте также:  Увеличение в 5 раз штрафов за хулиганство и другие положения нового КоАП РФ

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Количество проверок

Ситуация: могут ли налоговые инспекции проводить проверки правильности применения ККТ в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год?

Да, могут.

При планировании проверок полноты учета выручки налоговые инспекторы применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 № 197.

Если организация или предприниматель в высокой группе риска, то ИФНС может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 № АС-4-2/15195.

Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ и фискальные накопители включены в реестры

Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ведет ФНС России (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены статьей 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Актуальный реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ФНС России размещает на сайте www.nalog.ru.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п.

44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п.

47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п.

11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 № 2).

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Обжалование постановления о правонарушении

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п.

67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п.

68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Минфин разработал правила проверок применения ККТ

По проекту налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки (п. 16 проекта положения). Это могут быть такие мероприятия, как (п. 17 проекта положения):

По окончании мероприятия должны составить акт (п. 34 проекта положения). Оформляют его там же, где и проводили мероприятие (п. 35 проекта положения). Если выявят нарушения, то проверяющие выдадут предписание (п. 38 проекта положения).

Контрольная закупка

При закупке проверяющие могут провести осмотр или эксперимент (п. 20 проекта положения). Если это не дистанционная закупка, то присутствовать должны 2 инспектора. Уведомлять контролируемого не нужно.

Обращаем внимание, что Минфин разработал поправки, по которым среди прочего предложил закрепить в НК РФ понятие «контрольная закупка».

Документарная проверка

Проверяющие при таком виде проверок могут (п. 21 проекта положения):

  • получать письменные объяснения;
  • истребовать документы;
  • проводить экспертизу.

Проводить документарную проверку можно будет не дольше 10 рабочих дней. В этот срок не включают периоды, которые дают пользователю, чтобы предоставить запрошенные документы или пояснения к ним.

Наблюдение

Наблюдение – это сбор и анализ информации о проверяемом (п. 22 проекта положения). Сведения могут получить в том числе при межведомственном взаимодействии, из информационных систем, интернета, а также путем фото- и видеосъемки. Для наблюдения не нужно решение о проведении контрольных мероприятий (п. 18 проекта положения).

Если при наблюдении выявят нарушения, то проверяющие могут принять решение (п. 23 проекта положения):

  • провести внеплановое мероприятие;
  • объявить предостережение;
  • выдать предписание.

Это может быть и иное решение по Закону о ККТ.

Обращаем внимание, что нормы о наблюдении также планируют внести в НК РФ.

Выездное обследование

При выездном обследовании проводят осмотр и отбирают пробы или образцы (п. 24 проекта положения). Если выявят признаки нарушений, проверяющие могут тут же организовать контрольную закупку без дополнительного решения.

Как и для наблюдения, для выездного обследования решение о контрольных мероприятиях не нужно (п. 18 проекта положения).

Профилактика правонарушений

Инспекция вправе контролировать и с целью профилактики (разд. III проекта положения). Проверяющие могут:

  • информировать контролируемых лиц, в т. ч. через личный кабинет;
  • обобщать правоприменительную практику;
  • объявить предостережение;
  • консультировать;
  • совершать профилактические визиты.

Правительство РФ разработало правила проверок работы с ККТ

Правительство РФ разработало и вынесло на общественное обсуждение проект положения о государственном контроле за соблюдением норм в применении контрольно-кассовой техники. Предполагается, что положение вступит в силу уже с 01.03.2022.

В соответствии с проектом положения, органом, уполномоченным контролировать соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил работы с КК, является ФНС.

Налоговикам предстоит проводить следующие внеплановые контрольные мероприятия:

  • контрольную закупку;
  • документарную проверку;
  • наблюдение;
  • выездное обследование.

При проведении контрольной закупки производится осмотр или эксперимент. Дистанционная покупка требует присутствия двух инспекторов, уведомлять о проведении контроля проверяемое лицо они не обязаны.

Проводя документарную проверку, инспектор исследует, в первую очередь, бумаги, которыми уже располагает налоговая служба. Если имеющихся в распоряжении налоговиков сведений недостаточно, проверяющий вправе:

  • истребовать дополнительные документы у проверяемого лица;
  • запросить письменные объяснения;
  • провести экспертизу.

Срок проведения такого контрольного мероприятия — не более десяти рабочих дней, но в этот срок не включаются периоды, в течение которых проверяемое лицо отвечает на запрос документов и пояснений.

Процедура наблюдения предполагает сбор информации о подконтрольном лице из публичных источников и в рамках межведомственного взаимодействия. Если по результатам анализа собранных сведений налоговики выявят нарушения, они вправе:

  • провести внеплановую проверку;
  • объявить предостережение;
  • выдать предписание.

Для проведения наблюдения не требуется официального решения о нем.

Выездное обследование — это мероприятие, в рамках которого проверяющие проводят осмотр и отбирают пробы и образцы. Если при его проведении обнаружены нарушения, инспектор вправе тут же провести контрольную закупку без дополнительного решения о ней.

По итогам каждого контрольного мероприятия непосредственно по месту его проведения проверяющие обязаны составлять акт. Если выявлены нарушения, проверяемому лицу выдадут предписание об устранении.

Деятельность контролирующих органов направлена не только на выявление уже состоявшихся правонарушений, но и на их профилактику с целью недопущения. В рамках профилактических мероприятий налоговики вправе:

  • направлять подконтрольным лицам информационные сообщения;
  • собирать, анализировать и обобщать правоприменительную практику;
  • объявлять предостережение;
  • проводить консультации;
  • наносить профилактические визиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *