Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций

Премьер-министр России Михаил Мишустин представил новые меры поддержки бизнеса и населения в условиях санкций. Так, в ответ на западные ограничения кабмин сможет запрещать или ограничивать ввоз и вывоз ряда товаров. Перечень соответствующей продукции планируется подготовить уже в ближайшее время.

Помимо этого, будет отменён подоходный Налог с процентов по банковским вкладам размером более 1 млн рублей. Одновременно власти собираются поддержать транспортную, строительную и гостиничную отрасли.

Также правительство поднимет порог стоимости авто, с которой взимают налог на роскошь, с 3 млн до 10 млн рублей.

Правительство России подготовило новые меры для повышения устойчивости экономики в условиях санкций. Об этом в среду, 9 марта, заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин.

«Сегодня обсудим ещё ряд законодательных инициатив — в дополнение к тем, которые были приняты на прошлой неделе. Все они нужны для ускоренной адаптации к сложившейся ситуации, для поддержки наших граждан и предприятий в период турбулентности», — отметил Мишустин на заседании кабмина.

По его словам, президент наделил правительство полномочиями запрещать или ограничивать импорт и экспорт ряда товаров «в условиях недружественных действий» со стороны других государств. Речь идёт о сырье, оборудовании, комплектующих и материалах. Соответствующий перечень продукции кабмин планирует утвердить в ближайшее время.

«Это решение позволит обеспечить экономическую безопасность нашей страны, гарантировать бесперебойную работу промышленности и сельского хозяйства», — подчеркнул Мишустин.

Также по теме

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций «Для стабилизации обстановки»: как временный порядок операций с наличной валютой может отразиться на россиянах и рубле

На торгах в среду, 9 марта, курсы доллара и евро на Московской бирже впервые превысили 120 и 130 рублей соответственно. Участники…

Как предположил в беседе с RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев, власти могут, например, запретить вывоз сельскохозяйственной продукции из страны для обеспечения внутреннего рынка. Такая мера позволит избежать дефицита продуктов питания и ограничить рост продовольственных цен.

В то же время правительство может ввести запрет на ввоз целого ряда товаров, включая продукцию АПК. Это, по мнению Деева, позволит стимулировать импортозамещение и поддержать развитие некоторых секторов экономики.

«Наверняка будет закрыт импорт товаров, которые мы вполне можем заместить самостоятельно. Это станет достойным ответом странам, вводящим в отношении России санкции. Бизнес этих государств также почувствует негатив от сокращения поставок своих товаров в нашу страну», — добавил Деев.

Похожей точки зрения придерживается и директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его мнению, в текущих условиях нужно не только заниматься импортозамещением, но и переориентироваться на новые рынки.

«Нужно минимизировать количество импортных товаров и увеличить число аналогичной продукции российского производства. Также следует переориентировать импорт с западного направления на восточное. Это не обязательно только Китай. Хорошую продукцию могут предоставить в том числе азиатские государства, включая Южную Корею», — считает Остапкович.

Комплекс мер

В рамках антикризисных мер правительство предложило освободить россиян от уплаты налога с процентов по банковским вкладам более 1 млн рублей. Как напомнил Михаил Мишустин, соответствующая норма была введена с 1 января 2021 года. Предполагалось, что с части дохода по таким депозитам россияне заплатят налог 13%.

«После повышения ключевой ставки кредитные организации существенно увеличили проценты по вкладам, а значит, доходы по ним вырастут, как и сумма налога, которую нужно было бы уплатить в этом году. Отмена такой нормы на уплату процентов не только за прошлый, но и за текущий, 2022 год позволит поддержать граждан и помочь сохранить сбережения», — пояснил Мишустин.

Помимо этого, правительство собирается упростить порядок регистрации иностранных компаний в специальных административных районах, а также упростить регулирование импорта. Наряду с этим власти разработали комплекс мер для помощи строительной отрасли.

«В текущих условиях наша главная задача — не дать стройке остановиться. Это важно прежде всего для миллионов наших граждан, которым нужны новые дома, квартиры, а также для профильного бизнеса», — подчеркнул премьер-министр.

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций

  • РИА Новости
  • © Александр Астафьев

В кабмине предусмотрели и ряд мер по поддержке транспортной отрасли. Как отметил Михаил Мишустин, власти помогут авиаперевозчикам сохранить парк иностранных самолётов и введут ответные ограничения для стран, запрещающих заходить в свои порты российским морским судам. Также власти ограничат влияние международных организаций на железнодорожный транспорт России.

Более того, правительство собирается поддержать и гостиничный бизнес за счёт обнуления ставки НДС для отрасли до июля 2027 года. Одновременно власти хотят зафиксировать курс иностранной валюты для расчёта так называемой тонкой капитализации.

«Организации, деятельность которых финансируется за счёт привлечения заёмных средств, не столкнутся с ростом обязательств перед государством из-за повышения стоимости доллара или евро. Кроме того, у ряда компаний появится возможность перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактических доходов», — объяснил Мишустин.

В правительстве собираются оказать помощь и российским автомобилистам. Так, власти предлагают освободить часть граждан от уплаты повышенного транспортного налога. Уже в текущем году порог стоимости автомобиля, с которой взимают так называемый налог на роскошь, планируется поднять с 3 млн до 10 млн рублей.

По словам Деева, таким образом руководство страны реагирует на заметное удорожание автомобилей в России. По разным оценкам, с начала пандемии COVID-19 многие авто выросли в цене в полтора-два раза. На этом фоне действующий порог стоимости автомобиля для уплаты налога на роскошь уже не актуален, считает Эксперт.

«Сейчас в категорию автомобилей до 3 млн рублей уже входят не самые дорогие транспортные средства, а массмаркет. Повышение порога — это техническая мера, чтобы сбалансировать реалии авторынка и уровень налога для владельцев действительно дорогих авто», — подчеркнул Деев.

Санкционный ответ

Напомним, 21 февраля Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР, а 24-го числа сообщил о начале военной спецоперации по защите республик Донбасса от агрессии со стороны Украины.

В ответ Евросоюз, США и ряд других государств стали вводить антироссийские ограничения.

Рестрикции коснулись компаний и банков страны, а семь кредитных организаций были отключены от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT.

Санкции также затронули авиационную отрасль и поставки высокотехнологичной продукции в Россию. Была заморожена половина золотовалютных резервов Центробанка, Европа остановила сертификацию газопровода «Северный поток — 2», а США ввели запрет на импорт нефти и других энергоресурсов из России. Одновременно многие западные компании объявили об уходе из РФ.

Всего в отношении России введено уже более 5,6 тыс. ограничений. По этому показателю страна обошла Иран, Сирию, КНДР, Венесуэлу и Кубу. Такая информация содержится в глобальной базе данных по отслеживанию санкций Castellum.AI.

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций

  • РИА Новости
  • © Виталий Белоусов

На фоне вводимых ограничений Владимир Путин подписал Закон, направленный на защиту экономики страны и самих россиян в условиях санкций. Так, власти собираются предоставить гражданам и бизнесу кредитные каникулы, приостановить плановые проверки предприятий и запустить новый этап амнистии капиталов.

Помимо этого, правительство сможет при необходимости самостоятельно проводить дополнительную индексацию пенсий, МРОТ и прожиточного минимума. Также по закону аккредитованные в России IT-компании освобождены от уплаты налога на прибыль, а россияне — от уплаты НДС при покупке драгоценных металлов.

В кабмине при этом предложили три варианта развития отношений с компаниями, желающими уйти из России. Так, бизнес может остаться в стране, временно перейти под российское управление или будет вынужден объявить о банкротстве.

«Мы видим, что сейчас разрабатывается дорожная карта помощи правительства бизнесу и населению.

Не исключаю, что все принятые меры — это лишь первый транш, а впереди нас ждут и другие пакеты помощи, как это было в пандемию. Главное сейчас — стабилизировать доходы и занятость.

Думаю, государство в первую очередь сосредоточится на поддержке малообеспеченного населения с помощью прямых выплат и других льгот», — заключил Остапкович.

Кредиты под 13,5% и субсидии бизнесу: как банки и государство поддержат предпринимателей в условиях санкций

Как сохранить капитал в условиях кризиса, какими предложениями банков стоит воспользоваться и что прогнозируют эксперты в отношении малого и среднего бизнеса? Ответы на эти и многие другие вопросы получили участники делового завтрака «Бизнес и капитал: как обезопасить средства компании в связи с санкциями и финансовой нестабильностью». Мероприятие организовало нижегородское региональное отделение «Деловой России», а информационным партнером выступил финансовый портал BANKNN.RU.

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций BankNN

Об основных направлениях работы банков рассказал вице-президент, управляющий операционным офисом «Нижегородский» ПАО ТКБ Банк Марк Фельдман.

«Никаких новых ограничений по работе банков на текущий момент нет», — подчеркнул спикер в начале своего выступления. По словам банкира, финансовые организации худо-бедно адаптировались к работе в новых условиях, поэтому вполне можно сделать какие-то краткосрочные прогнозы о том, что будет дальше.

Прогнозы

Самое важное правило в это сложное время и для банков, и для представителей бизнеса — быть открытым и честным. «Хотелось бы, чтобы мы всегда руководствовались этим, — подчеркнул Марк Фельдман, — однако, именно сейчас такая установка поможет нам устоять».

Он отметил, что отношения между банками и предпринимателями являются взаимовыгодными — никто не готов к сотрудничеству на проигрышных для себя условиях, что абсолютно нормально. Каждый из партнеров пытается остаться на плаву. Поэтому эксперт советует заемщикам честно рассказывать банку о потенциальных трудностях и о том, как именно он планирует возвращать долги.

На основании этих данных банк расскажет ему об условиях, на которых он готов пойти на соглашение. Каждый просчитывает свои риски и только потом принимается решение.

Не надо думать, что перед банками стоит задача ободрать всех, как липку. На самом деле клиентоориентированный, честный банк заинтересован в развитии бизнеса своих партнеров, независимо от того, физическое или юридическое это лицо. Нужно просто находить варианты взаимовыгодного сотрудничества, и у современных банков есть для этого все механизмы, — сказал Марк Фельдман.

Читайте также:  Акцизы и налоговые льготы в 2023 году

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций BankNN

Банкир также сообщил, что накануне встречи ЦБ опубликовал среднесрочные прогнозы, согласно которым каких-то более жестких санкций в банковском секторе не ожидается.

Среднегодовую стоимость доллара регулятор прогнозирует в пределах 110 рублей, ожидаемая инфляция — порядка 20%, снижение ВВП — 8%. Пока это только прогнозы. Но на их основании российские банки уже могут выстраивать свою дальнейшую деятельность.

Неважно, позитивные ли это данные или негативные. Важно, что они есть и с ними можно работать.

В частности, уже заработали так называемые ипотечные каникулы для физических лиц и для юридических организаций. Это — шаг в сторону стабилизации ситуации, уверен эксперт.

Кредиты

По словам Марка Фельдмана, на текущий момент ни один банк не приостановил выдачу кредитов. Сократились суммы, лимиты, повысились ставки до 20%, но займы выдаются.

Аналогично обстоят дела с ипотекой. В последнем обращении Центробанка содержится информация о мерах поддержки кредитования.

Банкам будет предоставлена ликвидность вплоть до 30 декабря текущего года, процентная ставка по кредитам — 9,5%.

То есть финучреждения смогут предлагать клиентам займы уже под 13,5–15 процентов годовых. Субсидирование субъектов среднего и малого предпринимательства может варьироваться уже в пределах 10–10,5%. Это уже реальные цифры, — подчеркнул Фельдман.

Господдержка, региональные и городские субсидии бизнесу

Наряду с господдержкой, разрабатываются региональные и муниципальные механизмы финансовой помощи для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе для самозанятых.

Как сообщил Марк Фельдман, на уровне Нижегородской области рассматривается возможность увеличения грантового потенциала почти втрое. То есть, если на эти цели уже запланировано 400 млн рублей, вполне возможно, что эта сумма вырастет до миллиарда.

Также разрабатываются варианты субсидирования по аналогии с государственными.

Уже имеем прецеденты, когда чуть ли ни половину стоимости купленного оборудования предприниматель возвращал в виде субсидий. Вот такие механизмы будут работать на уровне региона, области, города.

Важно сохранить набранный нами темп, не потерять его в это сложное время. И это возможно, для этого есть все необходимые ресурсы.

А что касается банков, банки жили, живут и будут жить, – подытожил Марк Фельдман. 

Поддержка бизнеса в условиях финансовых потрясений во избежание банкротства во время кризиса COVID-19

Организация экономического сотрудничества и развития подготовила аналитическое исследование о механизмах поддержки бизнеса в условиях финансовых потрясений во избежание банкротства во время кризиса COVID-19.

Снижение экономической активности, вызванное коронавирусом и соответствующими чрезвычайными мерами, предпринятыми для преодоления кризиса в области здравоохранения, привело компании к серьезным трудностям при выполнении своих финансовых обязательств.

Многие расходы, такие как арендная плата и процентные платежи по кредитам, остаются в силе, в то время как поток денежных средств, предназначенных для исполнения этих обязательств, отсутствует. В результате многие компании сталкиваются с нехваткой ликвидности, что в конечном итоге может привести к проблемам с платежеспособностью.

Во избежание банкротств в результате пандемии COVID-19 национальные власти могут принять ряд временных мер, по отдельности или в совокупности направленных на преодоление дефицита финансирования в корпоративном секторе, поддержание производственного потенциала и восстановление.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

С целью поддержки жизнеспособных предприятий может применяться каскадный подход в принятии дополнительных мер.

Принимаемые меры важно рассматривать в контексте каскадного подхода, при котором правительство и организации могут последовательно или параллельно использовать различные взаимодействующие инструменты в зависимости от конкретных обстоятельств. Здесь важным фактором также является своевременное применение мер поддержки на каждом этапе.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:38:41.408

В условиях кризиса могут корректироваться критерии оформления банкротства.

Временное приостановление обязательства подавать заявление о банкротстве может быть рассмотрено для компании в том случае, когда финансовые трудности организации вызваны непосредственно кризисом в условиях вспышки COVID-19.

В странах, где не существует регулирующих инструментов на этапе банкротства или судебная власть не способна эффективно справляться с большим количеством сложных процессов реструктуризации, альтернативным решением может быть предоставление компании возможности запрашивать временный мораторий, если компания в целом платежеспособна, но испытывает финансовые проблемы исключительно в связи с текущим кризисом. Для стран-членов ЕС действует Директива о реструктуризации и банкротстве, принятая в середине 2019 г. Стоит отметить, что также существуют рыночные решения, которые не требуют прямого участия судов и других государственных органов или конкретной нормативно-правовой базы. Некоторые инвесторы специализируются на приобретении облигаций, выпущенных компаниями с финансовыми трудностями, у учреждений, которые сами не имеют возможности проходить длительные и сложные процессы реструктуризации.

Видео: https://roscongress.org/sessions/povyshenie-privlekatelnosti-rossiyskoy-yurisdiktsii-i-privlechenie-investitsiy/search/#00:45:25.119

Компаниям следует выстраивать справедливые отношения с кредиторами для поддержания доверия участников рынка.

Держатели облигаций и кредиторы являются ключевыми корпоративными заинтересованными сторонами. Условия, объем и вид кредита будут зависеть от правовых гарантий заинтересованных сторон.

Временные чрезвычайные меры, связанные со вспышкой COVID-19, должны, насколько это возможно, обеспечивать эффективные механизмы для согласования интересов.

Важно, чтобы компании оценивали, как кризис повлияет на их деятельность с точки зрения ликвидности и их способности выдерживать предстоящие долговые обязательства при различных сценариях.

Видео: https://roscongress.org/sessions/vtoraya-zhizn-bankovskikh-aktivov-novye-vozmozhnosti-dlya-investirovaniya/search/#00:37:41.504

Прямая и непрямая государственная поддержка поможет сократить стремительный отток денежных средств.

Правительства могут предоставлять капитал в форме займов, гарантий, грантов или вливаний в акционерный капитал с целью поддержания жизнеспособной экономической активности и рабочих мест.

Правительства также могут рассмотреть вопрос о введении, расширении гарантийных мер, чтобы стимулировать банки предоставлять кредиты. В соответствии с такой схемой государство гарантирует частичное или полное погашение займов в случае неуплаты и, таким образом, повышает готовность банков предоставлять кредиты.

Косвенная (непрямая) поддержка может включать дополнительные налоговые меры: снижение существующих налоговых ставок, отсрочки в отношении налоговых платежей и отмену штрафов за просрочку налоговых платежей.

Дальнейшие меры могут включать приостановление платежей за коммунальные Услуги, отсрочку уплаты аренды площади, которая принадлежит органам власти или государственным предприятиям. Правительство может поощрять усилия банка по временному облегчению платежей по кредитным схемам государственного сектора.

В рамках процедур кредитования — правительства также могут поощрять прекращение сборов и сокращение процедурных требований, связанных с займами.

Меры косвенной государственной поддержки также могут включать предоставление технической поддержки, чтобы фирма могла быстро адаптироваться к новой деловой среде: пособий на обучение, программ развития профессиональных навыков и бизнес-консультаций. Административные процедуры должны быть простыми и прозрачными. Использование цифровых инструментов облегчит для компаний доступ к предлагаемым мерам поддержки и повысит прозрачность процедур.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:28:23.936

Корпоративный доступ к рыночным финансам будет иметь ключевое значение на пути к восстановлению и устойчивости.

Особое значение имеет сохранение открытого рынка капитала и его способность укреплять корпоративные балансы за счет собственного капитала.

Из-за существенного снижения на рынке в марте 2020 года как первичного публичного предложения (IPO), так и вторичного публичного предложения акций дополнительного (нового) выпуска (SPO), объем капитала снизился по сравнению со средними показателями за последние 5 лет.

Показатели объема капитала, привлеченного нефинансовыми компаниями во всем мире в течение первого квартала 2020 года:

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций

Рынки долговых ценных бумаг, в частности, рынки долгосрочных корпоративных облигаций представляют собой жизнеспособную альтернативу для компаний в поисках капитала.

Однако еще до кризиса COVID-19 существовали важные различия с точки зрения использования различных видов долгового финансирования.

В то время как компании из США в основном используют корпоративные облигации и другие долговые ценные бумаги для финансирования, компании из еврозоны и Японии в значительной степени используют кредитование.

Вторичные рынки акций и облигаций играют две основные функции: ликвидность и определение цены. Обе функции становятся критически важными в кризисные времена, чтобы позволить инвесторам реагировать на новую информацию, перераспределять свои инвестиции и иметь возможность ликвидировать свои активы. Рынки становятся односторонними в кризисные периоды.

Это означает, что все участники рынка хотят либо продавать, либо покупать, и приводит к повышению волатильности цен.

Несмотря на более высокую волатильность, наблюдаемую на рынках акций и облигаций во всем мире во время пандемии, поддержание открытости вторичных рынков будет иметь важное значение, которое будет способствовать здоровому процессу ценообразования и предоставит вкладчикам адекватный доступ к активам.

Сегодняшние рынки капитала являются глобальными.

На пути к восстановлению важно, чтобы страны работали сообща для обеспечения плавной интеграции рынков капитала, что предоставит отдельным компаниям и инвесторам с расширенными инвестиционными возможностями доступ к большему объему капитала. Принципы корпоративного управления G20/OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) обеспечивают глобальный ориентир для этого процесса.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-ottsy-i-deti-konflikt-pokoleniy-kak-vzglyad-na-esg-problematiku/search/#00:31:30.304

В период кризиса возрастает роль государственной поддержки, возможен переход к временной государственной собственности при соблюдении минимальной рыночной диспропорции.

Если частные инвесторы не будут заинтересованы в том, чтобы выкупить неплатежеспособную компанию, государство может принять решение о вмешательстве.

Национализация на некоторый период времени может быть единственным и неизбежным вариантом в случае, если компания имеет стратегическое значение для государства и не может быть выкуплена и переведена в иностранную собственность.

Некоторые правительства включили в свои программы поддержки конкретные условия, запрещающие увольнение работников или стимулирующие сохранять рабочие места.

При разработке косвенных или прямых мер государственной поддержки, таких как отсрочка по уплате налогов, субсидии и банковские гарантии, правительства должны поддерживать разумную рыночную конкуренцию и обеспечивать равные условия между компаниями, которые получают поддержку, и конкурентами, которые этого не делают.

Читайте также:  Образец уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2023 года. Пример заполнения корректировочной декларации по НДС 2023

Это может быть достигнуто путем установления объективных критериев и четких правил государственной поддержки, применимых ко всем предприятиям отрасли.

Когда государственная поддержка приводит к переходу компании в государственную собственность, властям необходимо соблюдать передовой опыт «конкурентного нейтралитета», чтобы гарантировать, что ни одно предприятие не имеет неоправданных преимуществ или недостатков вследствие своей формы собственности. Субсидии и другие меры поддержки со стороны правительств не должны использоваться в целях увеличения мощности или объема производства и приводить к возникновению долгосрочных барьеров, препятствующих выходу компаний с избыточным потенциалом, когда экономика в конечном счете восстановится.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:39:58.208

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство, Государственно-частное партнерство и Финансовый рынок, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам развития предпринимательства и финансового рынка.

Поможет ли антикризисная поддержка малому и среднему бизнесу России

Разработали дополнительные меры для поддержки бизнеса в условиях кризиса и санкций

Андрей Гордеев / Ведомости

Эпидемия COVID-19 и меры по снижению заболеваемости резко снизили потребление товаров и услуг. Сильнейший удар нанесен малому и среднему бизнесу (МСП): резко упала выручка, но сохранилась обязанность платить зарплату, гасить кредиты, рассчитываться с контрагентами. Возник серьезный кассовый разрыв, увеличивается число компаний, допускающих просрочку платежей.

По оценкам экспертов РАНХиГС и Института Гайдара, волна банкротств в цепочке поставок при наименее благоприятном сценарии может затронуть более 67% всех компаний и индивидуальных предпринимателей, а их оборот в апреле – мае 2020 г. мог сократиться на 77% в сравнении с предыдущими месяцами.

Правительство и президент предложили меры поддержки малых и средних предприятий:

– отсрочка в уплате налогов и страховых взносов в наиболее пострадавших отраслях, освобождение от их уплаты за II квартал 2020 г.;

– снижение страховых взносов с 30% до 15%, если заработная плата работника выше минимального размера оплаты труда;

– субсидирование российских банков на обеспечение отсрочки платежей по кредитам;

– кредитные каникулы индивидуальным предпринимателям, чей доход снизился более чем на 30%;

– безвозмездная финансовая помощь в апреле и мае 2020 г. наиболее пострадавшим отраслям на зарплату;

– беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату заработной платы;

– списание кредитов наиболее пострадавшим отраслям при условии сохранения занятости (с 1 июня 2020 г.);

– введение моратория на налоговые проверки МСП.

Не все меры окажут долгосрочное влияние, есть и риски, что вырастет фискальная и кредитная нагрузка, а также административных издержек по окончании эпидемии, есть и риск поддержать не тех, кому это действительно нужно.

По оценкам специалистов РАНХиГС, более 90% субъектов МСП прежде не пользовались мерами господдержки – по незнанию, из-за недоверия государству, малых сумм поддержки и избыточной отчетности. Это может снизить эффективность антикризисных мер.

Мы уже предлагали собрать все меры поддержки (разных ведомств, в разных регионах) в одной цифровой платформе, а возможно, и в мобильном приложении.

Для повышения доверия к системе одновременно нужны четкие и открытые критерии поддержки, а также анализа эффективности мер.

Основной фактор развития МСП в России – потребительский спрос. Но жители большинства регионов страны существенно сократили потребление: траты только на питание, ЖКХ и предметы первой необходимости. По опросам Росстата, в I квартале 2020 г.

54% компаний малого производственного бизнеса отметили недостаточный спрос на внутреннем рынке как основной ограничивающий фактор их развития. Поэтому материальная помощь семьям с детьми, которую предложил 11 мая президент, полезна и для МСП. Но они не помогут большинству пострадавших секторов.

Вероятно, стоило бы дополнить поддержку: сохранить или даже увеличить госзакупки у МСП и усилить контроль за своевременной оплатой контрактов.

Высокий уровень налогообложения более 53% малых производственных компаний называют основным препятствием для развития. После повышения НДС и внедрения онлайн-касс в прошлом году этот фактор стал вторым по значимости.

Поэтому отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, снижение страховых взносов предприниматели называют в числе наиболее действенных мер поддержки. К сожалению, сами отсрочки могут привести к росту налоговой нагрузки в посткризисный период.

На наш взгляд, следует обсудить снижение страховых взносов в наиболее пострадавших отраслях для всех МСП вне зависимости от величины заработной платы работников (введенная на 2020 г. льгота по сниженным страховым взносам применяется только в той части зарплат, которая превышает МРОТ).

Кроме того, официально зарегистрированным в 2019 г.

и уплатившим налог на доход самозанятым, а это около 340 000 человек, предлагается полностью вернуть уплаченные средства, а всем впервые зарегистрированным плательщикам налога на предпринимательский доход – предоставить «налоговый капитал» для уплаты налогов за 2020 г. У экспертов есть возражения: более существенные налоговые льготы в будущем могут предоставляться только тем компаниям и предпринимателям, которые прежде исправно платили налоги.

Есть риск, что временный мораторий на налоговые проверки МСП может привести к резкому росту их числа в будущем: контрольно-надзорные органы будут стремиться выполнить утвержденные заранее планы проверок. Многие фирмы не знают требований до выявления нарушения.

Поэтому для дальнейшего снижения административных издержек потребуется актуализация, упрощение и размещение на едином онлайн-ресурсе конечного чек-листа всех форм проверок бизнеса. То есть потребуется продолжение так называемой регуляторной гильотины и внедрения риск-ориентированного подхода.

Полезной может стать и разработка мобильного приложения для регистрации, ведения хозяйственной деятельности и сдачи отчетности индивидуальными предпринимателями (по аналогии с приложением для самозанятых).

Ставки кредита для МСП в последние годы снижались, и кредитование росло. В России около 29% малых и средних компаний торговли, 22% компаний сферы услуг имели или получили кредиты.

Среди финансовых мер поддержки МСП наиболее важными можно назвать субсидирование ставки части процентов по кредитам, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и кредитные каникулы для индивидуальных предпринимателей. По данным Минэкономразвития, одобрено более 23 000 беспроцентных кредитов на сумму 58 млрд руб., что помогло сохранить 800 000 рабочих мест.

Для сравнения: в наиболее пострадавших отраслях более 590 000 МСП и более 1 млн занятых. Упомянутые меры позволяют снизить или полностью исключить ежемесячные платежи по кредитам на время кризиса. Происходит реструктуризация задолженности или сдвиг ежемесячных платежей.

Дополнительная кредитная программа поддержки занятости с возможностью полного списания долгов при условии сохранения 90% работников позволит поддержать 7 млн рабочих мест. А вот предложенное экспертами списание прошлых кредитов вызовет непонимание на банковском рынке и у добросовестных предпринимателей.

Президент предложил также дать дополнительные деньги региональным институтам развития, оказывающим микрофинансовую поддержку МСП: 12 млрд руб. из средств национального проекта.

Но тут может возникнуть риск увеличения закредитованности бизнеса.

Расширение доступа к финансированию может и не оказать большого эффекта: большинство предпринимателей не рискнут брать кредиты в связи с неопределенностью экономической ситуации и низкой рентабельностью.

Для получения поддержки почти по всем мерам необходимо, чтобы компания или индивидуальный предприниматель были зарегистрированы в Едином реестре субъектов МСП и относились к наиболее пострадавшим отраслям. Сейчас в списке 42 вида деятельности. Бизнес-сообществу не всегда понятно, по каким критериям отбирались эти отрасли.

Отсутствие четких формальных критериев и применение различных методик расчета могут помешать адресной поддержке и снизить доверие к мерам. Далеко не все предприятия той или иной отрасли и не во всех регионах могли пострадать.

Усложняет ситуацию то, что многие компании вовремя не сдали отчетность и не попали в обновленный реестр МСП, а еще указывали устаревшие коды ОКВЭД, не соответствующие их реальной деятельности. Есть риск, что нуждающиеся компании не получат вовремя должной поддержки.

К концу мая более 70 000 МСП уточнили отчетность для включения в реестр, при выделении поддержки могут учитываться дополнительные коды ОКВЭД, а еще появилась возможность уточнить вид деятельности до 1 июля 2020 г. Но чтобы не поддерживать предприятия, которые фактически не пострадали, нужна методика определения фактической деятельности МСП.

Уже сейчас необходимо предусмотреть меры для преодоления долгосрочных негативных последствий экономического кризиса и адаптацию МСП к новым условиям, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам.

Среди этих мер поддержка цифровой трансформации предприятий (создание веб-сайта, внедрение онлайн-оплаты, организация удаленной работы и т. д.), цифровизация госуслуг, улучшение делового климата, обучение и консалтинг.

Удачным примером мы считаем выделение стипендий учащимся матерям в Москве, что позволяет освоить новую профессию, в том числе основы предпринимательской деятельности, дистанционно.

Авторы – старший научный сотрудник РАНХиГС; заведующая лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС; младший научный сотрудник РАНХИГС

Госдума опубликовала предложенные Кабмином меры поддержки бизнеса в условиях санкций

Госдума в понедельник, 14 марта, опубликовала предложенный и утвержденный правительством комплекс мер поддержки бизнеса в условиях санкционных ограничений: льготы для IT, мораторий на проверки МСП и кредитные каникулы. В условиях, когда Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением, требуются быстрые и эффективные решения для поддержки отечественного бизнеса, говорится в сообщении нижней палаты парламента.

Мораторий на проверки для малого бизнеса

С 10 марта и до конца 2022 года действует мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий. Исключениями являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).

  • Лицензирование и разрешительные режимы
  • Представители бизнеса по решению правительства смогут осуществлять свою деятельность без лицензии, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов.
  • Новый этап амнистии капиталов
Читайте также:  Правительственные эксперты разработали сценарии повышения пенсионного возраста

В рамках уже четвертого этапа процедуры добровольного декларирования счетов и имущества предприниматели получат возможность задекларировать наличные. Вместо ценных бумаг в законе устанавливается определение «финансовые активы», что позволит легализовать не только акции и облигации, но и, например, фьючерсные контракты, опционы и другие финансовые инструменты.

Поддержка IT-отрасли

Аккредитованные в РФ IT-компании освободят от уплаты налога на прибыль и плановых проверок до конца 2024 года. Сотрудники IT-компаний смогут оформить льготную ипотеку и получить отсрочку от армии.

Изменения контрактов по госзакупкам

По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок. Речь идет о контрактах, заключенных до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от его сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

  1. Продление сроков уплаты налогов на федеральном и региональном уровнях
  2. С 1 января до 31 декабря 2022 года правительство сможет принимать решения о приостановлении, отмене или переносе на более поздний срок мероприятий налогового контроля, а также о продлении сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
  3. Субсидирование выданных в 2021 году кредитов по льготной программе ФОТ 3.0 на 6,2 млрд рублей

Выделенные средства пойдут на субсидирование льготной трехпроцентной ставки для заемщиков первого и второго этапов ФОТ 3.0.

Финансирование в первую очередь поддержит компании из сферы общепита, гостиничного бизнеса, культуры и спорта — тех, кто сохранил не менее 90% занятости в пандемию. Программа ФОТ 3.

0 предусматривает займы по низкой ставке для предпринимателей. Она направлена на восстановление деятельности бизнеса и поддержку занятости.

Поддержка аграриев и сельхозпроизводителей

Правительство направит 5 млрд рублей на субсидирование более 8 тыс. ранее выданных кредитов аграриям. Такое решение особенно важно в период посевной кампании, которая уже началась в ряде регионов страны.

Упрощение получения статуса участника СЭЗ в Крыму и Севастополе

Организациям, зарегистрированным за пределами свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе, для получения статуса участника достаточно будет иметь на полуострове филиал или представительство. Инвестиционные проекты компании или предприятия, претендующего на этот статус, обязательно должны быть связаны с Крымом и Севастополем.

Налоговые льготы для новых организаций на Курилах

Новые организации смогут претендовать на определенные льготы при соблюдении ряда условий.

В частности, предприятие не должно иметь обособленных подразделений, находящихся за пределами территории Курильских островов, осуществлять посредническую деятельность, производство или переработку подакцизных товаров, добычу или переработку углеводородного сырья, вылов ценных видов ракообразных (за исключением артемии и креветки).

В качестве льгот предприятие на 20 лет освобождается от уплаты налога на прибыль, земельного, транспортного и имущественного. Также в течение указанного периода оно будет иметь право применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.

На прошлой неделе депутаты одобрили еще ряд мер в сфере инвестиций, транспорта, ЖКХ и строительства.

Ранее Минэкономразвития определило виды деятельности для получения бизнесом кредитных каникул.

В число отраслей бизнеса вошло сельское хозяйство, наука, культура, туризм, общественное питание, медицина, информационные технологии (в том числе производство компьютеров и разработка программного обеспечения), розничная торговля. В перечень также был включен отдельный блок — обрабатывающие производства.

Кредитные каникулы смогут получить субъекты МСП, которые заключили кредитные договоры до 1 марта 2022 года. Обратиться в банки и оформить льготный период на срок до полугода можно будет до 30 сентября 2022 года.

При предоставлении кредитных каникул банк не может начислять неустойки за невозврат кредита, требовать досрочного погашения.

При этом сам заемщик в любой момент может уведомить банк и прекратить действие каникул или во время этих каникул погасить часть или всю сумму кредита.

Рспп представит кабмину перечень мер для поддержки отраслей в условиях кризиса

МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий крупный государственный и частный бизнес, разрабатывает и намерен обсудить с правительством перечень мер, которые поддержат отрасли российской экономики в условиях кризиса, заявил ТАСС глава РСПП Александр Шохин.

Перечень содержит два блока мер: программу поддержки внутреннего и внешнего спроса, которая включает предложения по поддержке традиционного экспорта помимо несырьевого, а также меры по недопущению кризиса неплатежей в ряде отраслей из-за отсрочек, предоставляемых властями населению.

Обсуждать свои предложения с правительством РСПП намерен на площадке рабочей группы при правкомиссии по экономическому развитию и интеграции, созданной первым вице-премьером РФ Андреем Белоусовым.

«Мы пока в силу технических проблем не собираемся полным составом, но, тем не менее, он (Белоусов — прим. ТАСС) РСПП приглашает и на штабы, и на комиссию по обеспечению устойчивого развития экономики и, в частности, мы договорились, что будем раз в неделю даже встречаться.

На текущей неделе мы будем встречаться и обсуждать более широкий круг вопросов», — сказал Шохин.

Поддержка внутреннего спроса

В рамках программы поддержки внутреннего спроса РСПП предлагает, в частности, не сокращать инвестпрограммы естественных монополий, а также увеличить авансирование госзаказа для бизнеса. Но поддерживать следует не все инвестпроекты госмонополий, а только те из них, которые влияют на поддержку спроса в других отраслях, заявил Шохин.

«Не все инвестпроекты естественных монополий, мы считаем, нужно поддерживать сейчас, а прежде всего те, которые имеют высокий мультипликатор, то есть предъявляют спрос в ряд других отраслей.

Причем это должно ориентироваться на сохранение занятости именно сейчас, в 2020 году, а не, скажем, на какую-то далекую перспективу.

То есть все равно, видимо, какое-то сокращение произойдет программ этих, но не драматическое», — сказал Шохин.

Отрасли, формирующие спрос, по мнению РСПП следует поддерживать, в том числе, с использованием облигационных инструментов. В частности, РСПП обсуждает с правительством механизм «вечных» облигаций для РЖД, «Россетей» и других госкомпаний.

«Безусловно мы понимаем, что нужны какие-то инструменты. Это не просто бюджетная поддержка отраслей, формирующих спрос, нужны финансовые инструменты облигационного типа или нужны какие-то механизмы предоставления гарантий, субсидирование процентной ставки и так далее.

То есть здесь поиск этих инструментов — это отдельная тема, и мы сейчас в диалоге с правительством обсуждаем те или иные варианты.

Например, для ряда крупных государственных компаний есть такой инструмент, как «вечные» облигации, вот их можно было бы и для РЖД, и для «Россетей» предложить», — сказал Шохин.

Поддержка экспорта

В рамках поддержки не только внутреннего, но и внешнего спроса РСПП предлагает поддерживать не только экспортеров несырьевой продукции, но и традиционный экспорт, предоставляя всем экспортерам ускоренный возврат НДС и транспортно-логистическую субсидию.

«Есть понятные и очевидные вещи: перераспределить те деньги, которые есть на поддержку экспорта.

Например понятно, что выставочно-ярмарочная деятельность, бизнес-миссии за рубежом и так далее по естественным причинам «под нож» идут, но эти деньги надо пускать на транспортно-логистические субсидии, поскольку они для экспортеров традиционных. Надо поддерживать не только несырьевой неэнергетический экспорт, но и экспорт традиционных отраслей», — сказал Шохин.

По его словам, для всех экспортеров нужно вводить ускоренный механизм возврата НДС, сделав его универсальным.

Кризис неплатежей

По словам Шохина, РСПП считает существенным риск дефолта сбытовых компаний из-за отсрочек по коммунальным платежам для населения, в связи с чем намерен обсудить с правительством РФ меры по недопущению кризиса неплатежей.

«Одна из проблем — что население, получая отсрочку по коммунальным услугам и так далее, многие сбыты, компании, которые между «Газпромом» и «Россетями», находятся в дефолтном состоянии, потому что населению вроде штрафы никакие не предъявляются и до конца не понятно: пени начисляются или нет. Если пени не будут начисляться, никто платить не будет. А если «Газпром», «Россети» предъявят штрафные санкции, еще и пени набегать будут к компаниям, поставляющим непосредственно то же тепло и так далее, то (сбыты — прим. ТАСС) в дефолте они окажутся», — сказал Шохин.

По его словам, необходимо так выстроить цепочку отношений между гражданами, малым бизнесом, поставщиками тех или иных товаров и услуг и монополистами, чтобы не спровоцировать кризис неплатежей.

Также, по словам главы РСПП, ЦБ РФ должен смягчить регулирование в отношении российских банков, которые в текущих условиях предоставляют заемщикам отсрочки по кредитам.

«Если банки дают те или иные отсрочки по кредитам и более либеральную политику к заемщикам проводят, то они залетают с нормативами. Поэтому без дополнительных шагов по смягчению регуляторики со стороны Центрального банка здесь тоже не обойтись», — сказал Шохин. Он отметил, что большая часть предложений РСПП связана с дерегулированием экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *