В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый Стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.
Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.
Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС
Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 – ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.
Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).
Альтернативный – перспективный переход – подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.
О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.
Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:
- изменила срок полезного использования;
- и/или установила ликвидационную стоимость.
Однако эти обстоятельства не обязательно возникнут. Например, ликвидационная стоимость может быть признана равной нулю, а способ начисления амортизации и срок полезного использования (СПИ) не меняются. В такой ситуации пересчитывать накопленную амортизацию не нужно.
Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:
- условий хозяйствования;
- величины организации;
- соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).
То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.
А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.
Шаг 1. Утвердите новую учетную политику
Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть – в 2021 году.
Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.
ВЫБРАННЫЙ СПОСОБ ПЕРЕХОДА
Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.
По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.
ЛИМИТ СТОИМОСТИ ДЛЯ ОС
По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект – теперь на усмотрение того, кто ведет учет.
Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.
НАЧАЛО НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ
По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.
Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:
- если с момента признания в учете – заканчивать начисление надо в момент выбытия;
- если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцев выбытия.
СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ В БУХУЧЕТЕ
ФСБУ 6/2020не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- пропорционально количеству продукции (работ, услуг).
Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.
ПРИЗНАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ОС
Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).
Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания – какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.
ОТРАЖЕНИЕ ПЕРЕОЦЕНКИ
ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.
2022 можно:
- списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 – Кт 01;
- довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).
Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.
ТЕСТ НА ОБЕСЦЕНЕНИЕ
С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.
При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).
МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.
Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ Недвижимость
Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.
Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее – по справедливой или рыночной.
Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.
Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):
- объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
- разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.
Шаг 2. Провести переоценку ОС
Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.
Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.
Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита
Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.
По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.
Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит
Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге – когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.
В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.
Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация
Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно – пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.
Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость
После того, как выполнены шаги 2 – 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта. Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.
Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:
Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.
Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации
- На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 – 5.
- Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.
- Ввиду обилия новшеств и нюансов начисления амортизации по ФСБУ 6/2020, подробно рассмотрим этот процесс в отдельной статье.
Подробнее об этом см. “Что нужно знать про амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020: её элементы, формулы, правила начисления“.
В этом материале только отметим, что если то, как начисляли амортизация до ФСБУ 6/2020, явно противоречит требованиям самого ФСБУ, элементы амортизации придется пересмотреть, а саму ее пересчитать. В любом случае, как будто не переходили на ФСБУ 6/2020.
Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации
На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка – пересчитываем или не пересчитываем.
Те объекты, по которым:
- не нужно пересматривать СПИ;
- не нужно менять способ расчета амортизации;
- ликвидационная стоимость признана равной нулю
можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).
А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.
Шаг 9. Пересчитать амортизацию
По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.
Напомним, что формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:
БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ – ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС – ЛС |
Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:
СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС – ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ |
Шаг 10. Внести переходные корректировки
При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.
Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:
- Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 – Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020 |
2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.
3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:
При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:
- отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе – 02 и 84);
Учетная политика — 2021: почему ее сложно составить и как заставить работать в свою пользу
Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →
Конец года — традиционный период пересмотра учетной политики. В последнее время без этой процедуры не обойтись — уж очень стремительно меняется законодательство. К началу 2021 года, благодаря активности Минфина и ФНС, налоговую и бухгалтерскую учетную политику снова надо шерстить. Причем не просто слегка корректировать, а серьезно прорабатывать.
Почему от года к году все сложнее формировать этот документ? Можно ли облегчить данную процедуру? Как превратить учетную политику из инертной бумажки в активного помощника? Сегодня разговор об этом.
Все материалы по ФСБУ 5/2019 ЗАПАСЫ смотрите здесь.
В чем сложность формирования учетной политики-2021
На сегодняшний день внесено огромное количество изменений в нормативные акты, руководствоваться которыми предстоит в 2021 году: появились новые федеральные стандарты бухучета, все активнее в хозяйственную жизнь внедряется электронный документооборот, меняются отдельные правила налогового учета.
Некоторые изменения приведут к усложнению работы бухгалтера. К примеру, с января 2021 года по новому стандарту ФСБУ 5/2019 необходимо организовать учет запасов (Приказ Минфина от 15.11.2019 N 180н).
А значит, бухгалтеру придется разобраться в тонкостях оценки справедливой стоимости, обесценения активов и свободно ориентироваться во многих других вещах.
От бухгалтера потребуется применение профессионального суждения, о котором все слышали, но многие пока не только не применяли, но и не знают, «с чем это едят».
Перестроиться и адаптироваться к новым подходам не так-то просто. Десятилетиями бухгалтерам внушался единый принцип — учет вести строго по правилам, прописанным в кодексах, законах и методических указаниях.
Любое отступление воспринималось контролерами как нарушение.
Сейчас подходы иные — в основе, как и прежде законодательные правила и нормы, но многое зависит от умения бухгалтера профессионально мыслить и принимать взвешенные решения.
Ясно одно: упрощения учета в ближайшем будущем не предвидится. Сближение отечественных стандартов с международными правилами продолжится. И чем раньше бухгалтер освоит новые принципы и подходы, тем легче ему будет потом.
В таких непростых условиях нам предстоит верстать учетную политику на 2021 год. Но мы знаем, как упростить этот процесс.
5 универсальных правил для учетной политики-2021
Существует несколько выверенных практикой правил составления учетной политики. Они помогут сделать «учетку» компактной, удобной и функциональной:
- Не отражайте в учетной политике абсолютно все применяемые компанией способы учета
Описывая в политике весь набор применяемых способов, вы только неоправданно раздуете ее объем. Если бухгалтерские стандарты или нормы НК РФ устанавливают единственный способ учета актива или обязательства, то он и применяется: в учетной политике его отражать не нужно. Если же есть возможность выбора одного способа из нескольких, то утвердите в учетной политике только выбранный способ (п. 7 ПБУ 1/2008). - Не включайте в учетную политику лишние разделы
Нет необходимости описывать в ней порядок учета активов или обязательств, которых у вас нет, и вы не планируете с ними работать в предстоящем году. Например, если в компании нет финансовых вложений или НМА, писать о них в учетной политике не нужно. Как только они появятся, достаточно дополнить учетную политику нужными сведениями (п. 10 ПБУ 1/2008). - Избегайте излишней детализации рабочего плана счетов
Не стоит включать в рабочий план счетов аналитические счета — ограничьтесь указанием о синтетических счетах и субсчетах. В течение года нередко приходится менять аналитику, что заставляет многократно дополнять «учетку». Это отнимает время и вносит путаницу. - Устанавливайте разумный уровень существенности
Выше 10% уровень существенности лучше не устанавливать. За искажение показателей в отчетности на 10% и более контролеры вправе оштрафовать или дисквалифицировать бухгалтера по ч. 1,2 ст. 15.11 КоАП РФ. Размер административного штрафа — от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении он удваивается. - Больше внимания — актуальности приложений к учетной политике
Обычно в виде приложений к учетной политике оформляются детализированные методики (к примеру, порядок раздельного учета НДС) или объемная по содержанию информация (например, комплект применяемых первичных документов). Иногда до корректировки приложений у бухгалтера просто руки не доходят, хотя их текст может быстро устаревать. Такое невнимание к приложениям опасно: налоговики исключают из расчета налога на прибыль расходы по первичке, не утвержденной в учетной политике (Определение ВС РФ от 15.06.2015 N 301-КГ15-5643).
Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
Учетная политика является важным доказательством, которое судьи учитывают при вынесении решений по налоговым спорам. Грамотно составленная политика помогает компаниям отбиваться от налоговых доначислений и санкций и экономить существенные суммы.
Компании удалось сохранить 11 241 089 руб., оспорив в суде решение налогового органа о доначислении НДС, штрафа, пеней и отказе в налоговых вычетах. Налоговики ставили в вину налогоплательщику отсутствие раздельного ведения регистров по учету затрат на объекты, подлежащие реализации.
Помогла выиграть дело в т. ч. учетная политика: проведенная компанией финансово-экономическая Экспертиза установила, что фактическое ведение раздельного учета соответствует учетной политике и требованиям НК РФ (Постановление АС Центрального округа от 13.02.2020 N Ф10-6907/2019 по делу N А09-7687/2018).
Если же компания формально подходит к формированию учетной политики и не утруждает себя разработкой ее положений с учетом специфики своей деятельности, вредит она только себе, да еще и теряет при этом деньги.
Неграмотная учетная политика поспособствовала проигрышу в суде и потере 3 752 332 руб.: суды признали, что при составлении перечня прямых расходов налогоплательщик не учел специфику производственной деятельности (Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2019 N Ф07-4475/2019 по делу N А05-6819/2018).
А что же в итоге? Формулировать учетную политику с каждым годом становится все сложнее из-за сближения отечественного учета с МСФО и повышенных требований к качеству отчетности.
Шаблоны конструкторов учетной политики, хоть и экономят время, но не всегда помогают сформулировать по-настоящему эффективный документ, учитывающий все нюансы вашего уникального бизнеса.
В итоге — проигрыши налоговых споров, оптимизационные пробелы и, как следствие, потеря денег компании.
Как же превратить собственную учетную политику из обычной бумажки в помощника? Подсказка — в следующем разделе.
Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Мы не будем сейчас говорить о том, что для составления эффективной учетной политики бухгалтеру нужно много всего: актуальные знания норм постоянно меняющегося законодательства, способность формулировать профессиональное суждение по различным учетным аспектам, детальное понимание особенностей производства, умение изложить нестандартные нюансы на бумаге, и еще много чего.
Только перечисление этого уже наводит тоску и вызывает безысходность. Да сейчас это уже и бессмысленно: ваша учетная политика должна быть готова к началу 2021 года, то есть буквально через пару недель.
Возможно, вы уже занялись ее пересмотром или планируете сформулировать обновленную версию учетной политики в свете новых требований законодательства. Но уверены ли вы, что сможете учесть все необходимое и не упустите что-то важное из последних законодательных новостей и требований?
- У вас есть уникальная возможность сэкономить время
и получить ответы на свои вопросы,
возникшие при составлении учетной политики-2021. - Приглашаем вас на семинар
24 декабря 2020 года
Составляем учетную политику – 2021: обзор принципиально новых положений
- Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →
Программа семинара
- Роль учетной политики в контексте закона «О бухгалтерском учете». Новая иерархия НПА, на которых выстраивается учетная политика: на что можно и нужно опираться? Новые требования к стандартам учета экономического субъекта. Принципы построения и утверждения, изменения учетной политики.
Новое требование расширенного применения МСФО при ведении российского бухучета — как найти оптимальный вариант учетной политики?
- Реализация требования рациональности при формировании учетной политики с учетом новых Стандартов.
- Определение в учетной политике места и способа вынесения профессионального суждения.
- Защитная функция учетной политики для главбуха в условиях роста его ответственности за достоверность бухучета.
- Основные положения бухгалтерской учетной политики:
- утверждение форм первичных учетных документов и учетных регистров;
- утверждение рабочего плана счетов с учетом изменений в ФСБУ, разработки новых ФСБУ и «тисков» учетных программ;
- определение подходов к созданию оценочных резервов и резервов оценочных обязательств;
- учет основных средств;
- учет запасов с применением ФСБУ 5/2019— совершенно новая часть учетной политики-2021;
- учетная политика для целей ПБУ 18/02, переход на применение балансового метода учета разниц;
- другие обязательные и факультативные положения учетной политики.
- Документы, сопровождающие учетную политику:
- положение об инвентаризации;
- положение о внутреннем контроле.
- Новое в налоговой учетной политике в 2021 году в связи с изменениями налогового законодательства.
- Учетная политика для целей НДС.
- Учетная политика для целей налогообложения прибыли.
- Обязательные и факультативные положения учетной налоговой политики.
- Где границы сближения бухгалтерской и налоговой учетных политик и имеет ли оно вообще право на существование?
Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →
- Не стоит искать сложных путей, а лучше всего лишь
на одном семинаре получить нужные разъяснения!
А сэкономленное время — пустить
на подготовку к новогодним праздникам!- По всем вопросам пишите нашим онлайн-консультантам на сайте
Прямой эфир пройдет 24 декабря начало в 11:00 мск.
Запись будет доступна через 36 часов после окончания эфира!
Ждем вас и вашу компанию!
Всех с наступающим 2021 годом!!!
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета 2021
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации наделены правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют, в частности, организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 .
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности следующие организации:
а) субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, определенных федеральными законами), доход которых, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб.
(ранее — субъекты, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год не превышал 400 млн. руб.
), и сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);
б) некоммерческие организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами) в случае, когда они соответствуют одному из следующих условий:
доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб.
(ранее — объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), не превышавший 400 млн. руб.
), и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);
является организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества, в том числе денежных средств, в который за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
является организацией потребительской кооперации, осуществляющей деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
В результате этого названные организации (если иное не установлено законодательством) получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.
Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета оформляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации».
Последствия таких изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.
Департамент регулированиябухгалтерского учета,финансовой отчетности,аудиторской деятельности,валютной сферы инегосударственных пенсионныхфондов Минфина России |
1 Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности размещается на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация».
Обзор документа
Поправками от 29 декабря 2020 г. упразднен обязательный аудит годовой бухотчетности для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства и НКО. В результате они смогут с 2021 г. применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухотчетность начиная с отчетности за 2021 г.
В части малого бизнеса речь идет о субъектах с доходами до 800 млн и активами до 400 млн руб. Ранее это были выручка до 400 млн и активы до 60 млн.
Для НКО условия пересмотрели аналогичным образом. Также аудит упразднили для фондов с поступлениями до 3 млн и потребкооперативов.
Решение о применении упрощенных способов оформляется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Последствия изменений, которые влияют или могут влиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение средств, можно отражать в отчетности перспективно.
Источник
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не отражать последствия изменений учетной политики, связанных с переход на ФСБУ 6/2020, ретроспективно, или упрощенно (т.е. не применять пп. 48 и 49 Стандарта).
Такие организации вправе начать применять Стандарт перспективно: — только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта; — без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета; — без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и — не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода. В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила признания объектов в качестве ОС, определения их первоначальной стоимости и установления элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта.
То есть объекты ОС, имеющие первоначальную стоимость менее лимита, установленного организацией в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, не списываются с баланса и продолжают учитываться в составе ОС.
Обоснование вывода:
Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета
То, насколько успешна организация, во многом зависит от грамотности ведения бухгалтерского учета, для обеспечения которой необходимо точно соблюдать все общепринятые принципы бухгалтерского учета. Существует следующая классификация принципов бухучета:
- начисление;
- непрерывность;
- понятность;
- значимость;
- существенность;
- достоверность;
- объективность и беспристрастность;
- нейтральность;
- осмотрительность;
- завершенность;
- сопоставимость;
- последовательность;
- единое денежное измерение.
Начисление является одним из основных принципов бухгалтерского учета, на базе которого составляются финансовые отчеты.
Он гласит, что все доходы и расходы должны учитываться (отражаться) по мере завершения хозяйственной операции, а не тогда, когда произойдет оплата.
То есть, если денежные средства заработаны, это нужно отразить в финансовом отчете, не дожидаясь момента их поступления.
Непрерывность – это один из основных принципов бухучета, по которому предполагается, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем и что у него нет намерения или необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности.
Понятность подразумевает доступность предоставляемой информации для пользователя. Этот принцип построения бухгалтерского учета стандартизирует возможные формы записи хозяйственных операций.
Значимость является одним из общих принципов бухгалтерского учета. Он утверждает необходимость учета только значимой информации для того, чтобы потребности пользователей были полностью удовлетворены в процессе принятия решений, а также в момент анализа и оценки событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Существенность принципиально отличается от значимости тем, что пропуск подобной информации или неверное ее представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Этот принцип ведения бухгалтерского учета характеризует ценность информации, отраженной в учете.
Достоверность является основным принципом ведения бухгалтерского учета. Информация, не содержащая существенной ошибки или предвзятости, считается достоверной.
Объективность и беспристрастность относятся не только к принципам, но и основам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции должны быть отражены в финансовом отчете, зарегистрированы на каждом этапе хозяйственной деятельности, а также подтверждены оправдательными документами.
Нейтральность – один из общих принципов организации бухгалтерского учета, обязывающий применять к вносимой в финансовый отчет информации непредвзятость, что позволяет характеризовать отраженную там информацию как надежную.
Осмотрительность предполагает некоторую предосторожность при принятии решений, необходимых при расчетах в условиях неопределенности. При пренебрежении данным принципом бухучета и отчетности велика вероятность переоценить активы и доход (возможности) либо недооценить расходы (потребности).
Завершенность определяет логическую полноту и достаточность указанных данных. По данному правилу бухгалтерского учета информация считается достоверной, только когда представлена в полном объеме и имеет логическое завершение.
Сопоставимость определяет необходимость стандартизации отчетных форм различных отчетных периодов.
Являясь одним из базовых принципов бухгалтерского учета, сопоставимость указывает на то, что полезными могут быть только те данные, которые можно сравнить за несколько отчетных периодов.
Для этого необходимо организовать учетную политику на предприятии и ознакомить с ней всех пользователей.
Последовательность предполагает переход отчетной информации из года в год. Сутью данного принципа бухгалтерского учета является сохранение учетной политики для получения достаточной информации с целью составления графиков и диаграмм, демонстрирующих различные тенденции к изменениям.
Единое денежное измерение для всех хозяйственных операций позволяет упростить анализ финансового отчета. Данный принцип бухучета регламентирует оценочные действия на предприятии.
Выше приведены все основные принципы организации бухгалтерского учета. Данная финансовая отчетность имеет множество нюансов и особенностей, которые значительно влияют на результаты хозяйственной деятельности. Поэтому лучше отдать решение подобных вопросов профессионалам.
Компания «Главный бухгалтер» предлагает услугу ведения бухгалтерского учета. Высококвалифицированные профессионалы проведут все необходимые расчеты и предоставят вам достоверные результаты анализа. Доверив нам ведение бухгалтерского учета на своем предприятии, вы сможете избежать ненужных ошибок и лишних финансовых потерь.
Раздельный учет по ГОЗ: как вести в 2021 году
09.06.2021
Исполнители гособоронзаказа должны отчитываться о статьях расходом перед закупщиками и предоставлять сведения по запросу проверяющих органов. Для этих целей введён раздельный учёт по ГОЗ, который позволяет обосновывать расходование целевых средств. Исполнителю следует вести аналитическую фиксацию затраченных ресурсов, определять и отражать в учётном регламенте методы персонального учёта.
С 2021 года действуют новые правила фиксации затрат по гособоронзаказу. Открывать счета исполнителям ГОЗ следует в федеральном органе Федерального казначейства. Расходование целевых средств находится под контролем ведомства.
Осуществлять раздельный учёт по контрактам ГОЗ следует в соответствии с инструкцией, содержащейся в приказе Минфина РФ № 334н. Документ вступил в силу с 9 февраля 2021 года.
Кто и как должен вести раздельный учет в 2021 году
Раздельный учёт в рамках ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ должны вести:
- головные исполнители — юридические лица, подписывающие с заказчиком контракт на исполнение ГОЗ (пп.18 п.1 ст.8 275-ФЗ);
- исполнители — участники, являющиеся членами кооперации головного подрядчика, и заключившие Договор с головным подрядчиком или подрядчиком (пп.16 п.2 ст.8).
Алгоритм ведения персонального учёта по ГОЗ в 2021 году содержится в приказе Минфина № 334н от 30 декабря 2020 года. Основные положения приведены в соответствие с 385-ФЗ о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый срок.
Организации, получающие финансирование на выполнение контракта, должны отражать его в учёте по следующим позициям:
- поступление денежных средств;
- затраты;
- активы (права на собственность, основные средства, нематериальные активы, финансы, дебиторская задолженность);
- обязательства (кредиторская задолженность);
- иные статьи расходов.
Персональный отчёт следует сформировать по каждому договору по гособоронзаказу. договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и т.п. Следует руководствоваться внутренним распорядком и положениями Приказа Минфина РФ № 334н.
Общие правила ведения раздельного учёта прописаны в Приказе Минфина № 255 от 25.12.2019.
Как организовать раздельный учёт по гособоронзаказу
С 2019 года раздельный учёт финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести все организации, выполняющие заказы оборонного назначения.
Все производимые взаиморасчёты и перечисляемые целевые средства подлежат казначейскому сопровождению, иными словами — подотчётны Федеральному казначейству. Вести раздельный учёт по каждому контракту должны все получатели целевых средств.
Если подобное условие содержится в договоре, вести его необходимо исполнителям всех уровней.
Исполнителям, работающим с гособоронзаказом следует начать с организации учётной политики. В ней отражается принцип ведения раздельного учёта по ГОЗ. Далее издаются приказы об открытии заказов и готовиться первичная документация. Можно следовать инструкции.
- Осуществить раздельный учёт доходов, расходов и активов: деньги, основные средства, материальные запасы, нематериальные активы, кредиторская и дебиторская задолженность, имущественные права и прочие бухгалтерские объекты.
- Закрепить правила в учётной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
- Осуществить аналитику по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
- Отразить фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
- Пропорционально базе распределения включить в себестоимость накладные издержки. Показатель распределения следует выбрать в соответствии с учётной политикой. Накладные расходы нужно распределить по каждому соглашению пропорционально срокам исполнения. Данные оформляются бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 255н).
- В качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета следует использовать первичные бухгалтерские документы. В каждом из них указываются обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
- Нужно расписать структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к приказу № 255н).
Расходная декларация необходима для дальнейших взаиморасчётов. За информацией, необходимой для формирования расходной декларации получателю целевых средств следует обратиться в территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК).
В течение 1 рабочего дня казначейство должно предоставить сведения о состоянии лицевого счёта с плановыми и фактическими показателями. Для проведения окончательного или промежуточного расчёта получателю нужно подготовить расчётную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов.
Документы нужно отправить в ТОФК в бумажной или электронной форме. Во втором случае документы подписываются квалифицированной ЭЦП.
После проверки регистров специалисты ТОФК принимают решение о перечислении или неперечислении средств. В случае отказа в финансировании, следует исправить нарушения и вновь отправить документы в Казначейство.
Как работать с гособоронзаказом в 2021 году, вести раздельный учёт, об условиях контракта по ГОЗ, ценообразовании, банковском и казначейском сопровождении, вы узнаете на курсах и семинарах в Учебном центре «Финконт».