Отнесение организаций к категориям по ГО и ЧС в 2021 году

15.03.2021

https://ctbs.info/school/articles/dokumenty-po-go-i-chs-v-organizatsii-v-2021/

Документы по ГО и ЧС в организации в 2021 году

Документы по ГО и ЧС в организации разрабатываются вне зависимости от численности сотрудников, вида осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности. Состав и количество необходимой документации зависят только от категории предприятия. Категорию присваивают в случае:

  • наличия мобилизационного задания, которое назначают МЧС и региональные власти;
  • высокого риска возникновения внештатных ситуаций;
  • наличия уникального историко-культурного статуса.

Существует 3 вида категорий: особой важности, 1-я и 2-я.

Некатегорированные организации тоже обязаны подготовить пакет документов по ГО и ЧС. Отвечает за это непосредственно руководитель или его заместитель.

В случае возникновения ЧС один из них берет на себя руководство штабом, издает приказы, организует спасательные мероприятия.

В организации может быть приказом назначен ответственный сотрудник, которому работодатель делегирует свои обязанности по ГО и ЧС.

Нормативные акты, которые определяют работу организации по ГО и ЧС

Перечень основных документов по ГО в организации разрабатывается на основании Федеральных законов, Постановлений Правительства и приказов МЧС России.

Федеральные законы:

  • от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действует в редакции от 23 июня 2016 г.) — обязывает планировать и организовывать защиту сотрудников от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать обучение по ГО (инструктажи, курсы, тренировки), создавать и поддерживать в рабочем состоянии системы оповещения;
  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» — определяет полномочия организаций в области гражданской обороны.

Постановления Правительства РФ:

  • от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  • от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
  • от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
  • от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Кроме того, с 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г.

№ 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерарасчетов и журналов. ». Постановление носит временный характер, будет действовать до конца 2026 г.

Приказы МЧС России:

  • от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
  • от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»;
  • от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
  • от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
  • от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Основные документы по ГО и ЧС

Перечень документов организации по ГО и ЧС в 2021 г. состоит из приказов и Положений по организации, планов, расчетов и журналов. Приводим список документов по гражданской обороне, без которых нельзя обойтись.

Приказы:

  • об организации гражданской обороны и назначении сотрудников, ответственных за ГО, с приложениями: Положение о структурном подразделении по ГОЧС; Положение о службах ГО; состав и оснащенность НАСФ и НФГО в случае их создания;
  • на выполнение мероприятий первой очереди по гражданской обороне, о введении общей готовности ГО, о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в военное время;
  • о создании объектового звена РСЧС — подразумевает 2 приложения: Положение об объектовом звене: Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности;
  • об итогах обучения в прошедшем году и задачах обучения на текущий год. В приложениях обозначается тематика обучения, дается перечень групп обучающихся и руководителей занятий, план подготовки руководителей и расписание занятий по ГО и ЧС с сотрудниками предприятия;
  • проект приказа о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • о составе эвакуационной комиссии — прилагается Положение о ней;
  • о комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта — в приложении: Положение и состав комиссии по ПУФ;
  • о назначении лиц, которые отвечают за содержание защитных сооружений гражданской обороны.

Планы:

  • основных мероприятий на текущий год, согласовывается с органами РСЧС;
  • действий по предупреждения и ликвидации ЧС;
  • гражданской обороны;
  • служб гражданской обороны, если они есть на предприятии;
  • план эвакуации в военное время;
  • план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • планы текущей работы отдела по ГО и ЧС и комиссии по ПУФ.

К документам по гражданской обороне, разрабатываемым организациями, также относятся: документы НАСФ и НФГО (в случае их создания), расчеты по материально-техническому обеспечению мероприятий ГОЧС, учетные документы на средства индивидуальной защиты, журналы, в которых ведется учет занятий с сотрудниками по ГОЧС.

Среди документов по ГО некатегорированной организации обязательно должны быть: договоры на обслуживание защитных сооружений специализированными предприятиями, схемы оповещения и сбора КЧС и ОПБ, а также отдела ГОЧС, схемы размещения сотрудников в помещениях для оперативной работы.

Хранение документов по ГО и ЧС

По гражданской обороне документы в бюджетной организации хранятся от 1 года до 25 лет (паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса) согласно подразделу 11.2 приказа Росархива от 20 декабря 2019 г.

№ 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока их хранения».

Обратите внимание — замена документов новыми не освобождает от обязанности хранить предыдущие установленный срок.

Обучение по ГО и ЧС

Согласно федеральному законодательству, обучение по ГО и ЧС сотрудников организаций является обязательным, за его организацию отвечает непосредственно руководитель предприятия. При составлении документов необходимо обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г.

№ 1485 и на утвержденную МЧС России 20 ноября 2020 г. Примерную программу курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11. Она является методической основой при разработке программ обучения работников.

Для качественного обучения рекомендуется создавать группы численностью не более 25 человек.

Администрация учебного центр СТБШ

Возврат к списку

Распоряжение МЧС России от 17.12.2021 N 1095 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год"

  • РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 декабря 2021 г. N 1095
  • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2022 ГОД

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 , предлагаю:

———————————

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5378.

1.

Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год.

2.

Контроль за реализацией Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Р.Ш. Еникеева.

Заместитель Министра — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

А.М.СУПРУНОВСКИЙ

1.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ НА 2022 ГОД

1.

1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .

———————————

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2021, N 24, ст. 4188.

МЧС России и его территориальные органы (далее — надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Читайте также:  УСН или ЕНВД: что выгоднее в 2021 году

С 1 июля 2021 г. в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г.

N 1013 , с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

———————————

Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400.

  1. а) к категории высокого риска:
  2. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;
  3. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;
  4. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;
  5. деятельность государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  6. б) к категории значительного риска:
  7. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;
  8. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;
  9. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;
  10. деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  11. в) к категории среднего риска:
  12. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;
  13. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;
  14. деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;
  15. г) к категории низкого риска — деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте «в», при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае отсутствия составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По состоянию на 30 июня 2021 г.

в соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 , к категории высокого риска отнесено 5504 объекта надзора, к категории значительного риска — 4898 объектов, к категории низкого риска — 201451 объект.

———————————

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 232; 2017, N 31, ст. 4924.

Данные за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 12-ГОЧС приказа МЧС России от 8 февраля 2017 г. N 43 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России» соответственно, приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2021 года (9 месяцев) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1843 проверки (в плановом периоде 2020 г. — 711, увеличение на 159,2%).

  • Всего за 9 месяцев 2021 года проведено 2154 проверки (9 месяцев 2020 г. (далее — АППГ) — 768, увеличение на 180,4%), из них:
  • а) 1804 — плановых (АППГ — 557, увеличение на 223,8%);
  • б) 350 — внеплановых (АППГ — 211, увеличение на 65,8%).
  • 23. Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
  • а) по проверке исполнения ранее выданных предписаний — 345 проверок (АППГ — 191, увеличение на 80,6%);
  • б) по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ, в том числе о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — 3 проверки (АППГ — 3);
  • в) по требованиям органов прокуратуры — 2 проверки (АППГ — 0, увеличение на 2 проверки).
  • В ходе проведенных проверок выявлено 2365 нарушений обязательных требований (АППГ — 1013, увеличение на 133,4%).
  • По результатам надзорных мероприятий вручено 541 предписание по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ — 202, увеличение на 167,8%).
  • Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 76,25% (АППГ — 73,78% увеличение на 2,47%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) составлено 566 протоколов об административных правонарушениях (АППГ — 227, увеличение на 149,3%), из них на должностных лиц 370 (АППГ — 136, увеличение на 172%) и на юридических лиц 196 (АППГ — 91, увеличение на 115,3%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) — 455 протоколов (АППГ — 139, увеличение на 227,3%), по ст. 19.5 КоАП РФ — 109 протоколов (АППГ — 84, увеличение на 29,7%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 294 лица (АППГ — 134, увеличение на 119,4%), из них должностных — 197 лиц (АППГ — 85, увеличение на 131,7%) и юридических — 97 лиц (АППГ — 49, увеличение на 97,9%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ — 226 лиц (АППГ — 80, увеличение, на 182,5%), по ст. 19.5 КоАП РФ — 66 лиц (АППГ — 53, увеличение на 24,5%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 5384,4 тыс. руб. (АППГ — 1868,26 тыс. руб., увеличение на 188,2%).

1.

2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа

На официальном интернет-портале МЧС России www.mchs.gov.

ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в разделе Документы, ссылке: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/perechen-obyazatelnyh-trebovaniy.

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 9 месяцев 2021 года, представленные территориальными органами МЧС России по форме 6-ГПН приказа МЧС России от 8 февраля 2017 г. N 43 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России», приведены в таблице 1.

  1. Таблица 1
  2. Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
  3. и техногенного характера за 9 месяцев 2021 года
Информирование подконтрольных хозяйствующих субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:
проведено онлайн-консультирований, раз
рассмотрено жалоб, полученных по «горячей линии» на нарушителей обязательных требований, ед.
на действие (бездействие) контрольно-надзорного органа, ед.

С 2021 года у работодателей появятся новые ежегодные обязанности

Правительство РФ утвердило новый порядок подготовки граждан, иностранцев и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который описан в Постановлении Правительства №1485 от 18.09.2020 г. и вступает в силу с 1 января 2021 года.

Что нужно будет делать

  • Согласно положению сотрудники предприятий, учащиеся, руководители органов государственной власти, другие уполномоченные работники, а также неработающие граждане должны проходить подготовку по борьбе с чрезвычайными ситуациями (ЧС).
  • Граждане, в том числе неработающие, должны самостоятельно изучать порядок действий в ЧС, читать листовки, буклеты, смотреть специальные передачи.
  • Работодатели должны проводить инструктаж по правилам поведения во время ЧС не реже, чем один раз в год, а также при приеме на работу в организацию проводить инструктаж для всех новых сотрудников в течение первого месяца работы. 
  • Основные задачи работодателя при подготовке сотрудников в области защиты от ЧС: 
  • ознакомление с правилами поведения при ЧС;
  • обучение способам защиты в разных ситуациях;
  • демонстрация способов оказания первой помощи пострадавшим;
  • объяснение порядка использования коллективных и индивидуальных способов защиты;
  • проведение учебных тренировок по действиям во время ЧС.

В зависимости от наличия категории по гражданской обороне и количества работников зависит, сколько в организации должно быть ответственных за гражданскую оборону. У большинства компаний нет категории, и число работников составляет меньше 200 человек. Такие организации вправе добавить в штатное расписание всего одного уполномоченного по гражданской обороне. Причем на эту должность можно назначить сотрудника по совместительству.

Если сотрудник взят на должность, которая связана с обеспечением безопасности и защиты от ЧС, он обязан в течение первого года работы пройти программу повышения квалификации и получить дополнительное профессиональное образование.

В зависимости от занимаемой должности обучение проводится в учебно-методических центрах по гражданской обороне и ЧС, на курсах гражданской обороны, а также в Академии гражданской защиты Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подготовка населения должна проводиться в рамках единой системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Новое постановление действует до 31 декабря 2026 года включительно.

Читайте также:  Материнский капитал в барнауле и алтайском крае: размер региональных выплат в 2020 году, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

Существующие обязанности работодателей по подготовке работников в области гражданской обороны

В соответствии со ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 г.

«О гражданской обороне» организации должны осуществлять подготовку работников в области гражданской обороны, планировать и организовывать проведение мероприятий, а также оформлять по ним документы.

Согласно правилам подготовки населения в области защиты от ЧС такая подготовка сотрудников должна проводиться за счет организации.

По положению о подготовке населения в области гражданской обороны работодатели обязаны проводить вводный инструктаж по гражданской обороне в течение первого месяца работы для вновь принятых работников. Все остальные проходят курсовое обучение, участвуют в тренировках и других плановых мероприятиях. Также предусмотрено самостоятельное изучение правил гражданской обороны.

Обращаем внимание на то, что невыполнение мероприятий по подготовке сотрудников в области гражданской обороны влечет штраф для юридических лиц в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. в соответствии с п. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. 

Постановление Правительства №1485 от 18.09.2020 г. о подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Категорирование по гражданской обороне

Продукты и услугиИнформационно-правовое обеспечениеПРАЙМДокументы ленты ПРАЙМПисьмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

Обзор документа

Определение категории по ГО у организации (ЮЛ)

Одним из основных и частых вопросов у руководителей организаций, а также должностных лиц уполномоченных по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), является вопрос необходимости разработки планов гражданской обороны (план ГО) и/или наличия у организации (юридического лица) категории по гражданской обороне (категории по ГО).

Согласно действующего законодательства в области гражданской обороны (ГО), действительно предусмотрено отнесение организаций к категориям по ГО.

Какие организации относятся к категориям по гражданской обороне на территории РФ (категория по го и чс как узнать)?

Категорированию по ГО подлежат организации:

  • имеющие мобилизационные (МОБ) задания (заказы) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  • уникальные в историко-культурном отношении объекты к категориям по ГО в зависимости от оборонного и экономического значения.

Для организаций, указанных выше, государством устанавливаются дополнительные обязанности в сфере ГО, к которым можно отнести планирование действий по ГО (разработка и согласование плана ГО).

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) муниципальных образований и организаций (ЮЛ) утвержден Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП.

  • Для того, чтобы организациям выяснить, относятся ли они к категориям по гражданской обороне, необходимо обращаться с соответствующим запросом в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ периодически утверждают (пересматривают) перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также в месячный срок (после утверждения/пересмотра) сообщают (уведомляют) соответствующим организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.
  • Оптимальным способом получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, является обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту нахождения организации.
  • Организации, не отнесенные к категориям по ГО, не имеющих своих МОБ заданий (прекращающих деятельность в военное время), у которых отсутствуют в эксплуатации опасные производственные объекты (ОПО) или уникальные в историко-культурном отношении объекты, свои планы гражданской обороны (планы ГО) не разрабатывают.
  • Такие организации должны учитываться в планах по ГО соответствующих Муниципальных (территориальных) образований.

Это интересно: Риск-ориентированный подход

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

Принципы классификации

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

  • имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
  • имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
  • имеющие большое значение в экономике;
  • представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
  • имеющие на балансе культурные объекты особого значения.

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

  1. Получить доступ ко всем материалам КонсультантПлюс на 2 дня
  2. В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:
  3. Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.
  4. Существует деление территорий по ГО:
  • к особой группе по гражданской обороне относятся два главных города страны — Москва и Санкт-Петербург;
  • к первой относятся территории городов при следующих показателях: численность населения — от полумиллиона до миллиона, наличие важных для ГО компаний в установленных пределах; более 50% населения попадают в зону поражения (химического, радиационного или затопления);
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся города с той же численностью, но меньшей концентрацией важных для ЧС предприятий, и только если 30% населения попадает в зону поражения;
  • к третьей группе по гражданской обороне относятся города при численности населения от 250 000 до 500 000 человек при наличии хотя бы одной значимой для гражданской обороны компании.

Письмо МЧС России от мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

Вопрос:

Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:

Категории организаций по гражданской обороне

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне необходимо для сохранения их нормальной деятельности и для защиты сотрудников от различных серьезных опасностей, которые возникают при начавшемся военном конфликте или ЧС. Для этого в мирный период времени разрабатываются и реализуются различные виды мероприятий по ГО.

Современный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
  • Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
  • Организации с высокой культурной ценностью.
  • Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
  • Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
  • Также учитывается ряд следующих условий:
  1. Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
  2. Место нахождения организации.

  3. Значимость компании как уникального объекта.

Как узнать категорию предприятия по ГО и ЧС?

Для того чтобы узнать к какой категории был отнесен объект, необходимо изучить положение о гражданской обороне в организации. Также рекомендуется позвонить в территориальное управление МЧС и попросить выполнить уточнение по интересующему вопросу.

Некатегорированные предприятия

Если объекты не имеют мобилизационного полученного задания и прекращают свою деятельность при наступлении войны, они являются некатегорированными.

Документы некатегорированного действующего предприятия, на котором работают менее двухсот человек:

  • Разработанный план по предупреждению и быстрой ликвидации различных последствий при внезапной ЧС.
  • План выполнения эвакуации при разных по характеру ЧС.
  • Приказ о процессе обучения сотрудников ГО.
  • Обязанности непосредственных руководителей формирований по ГО.
  • Схема оповещения работающих сотрудников о внезапно случившемся чрезвычайном происшествии.
  • Порядок выполнения действий персонала на промышленном объекте при ЧС.

Сегодня у многих руководителей возникает вопрос о том, какие организации должны проводить ГО. С весны этого года все без исключения. При этом ответственный за ГО и ЧС на предприятии становится уполномоченным для решения важных запланированных задач в этой области.

Образец приказа по ГО на предприятии можно изучить и затем скачать на нашем сайте.

Категория организации по гражданской обороне 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория организации по гражданской обороне 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.

Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.

МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.

Читайте также:  Минфин изменил КБК. Новые коды для налогов, госпошлины и штрафов

Инструкция: как узнать категорию организации по гражданской обороне

Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

  1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
  2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
  3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

  • имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
  • имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
  • имеющие большое значение в экономике;
  • представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
  • имеющие на балансе культурные объекты особого значения.

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Инструктаж по гражданской обороне (далее – инструктаж по ГО) является частью системы обучения по гражданской обороне, которая включает в себя:

  1. Вводный инструктаж по ГО

  2. Обучение по ГО:

  • сотрудников рабочих профессий
  • руководителей и специалистов
  • отдельных категорий застрахованных граждан

Остановимся подробнее на том разделе законодательства, который затрагивает инструктаж и обучение сотрудников по теме гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 2017 году МЧС России ужесточило требования в отношении вводного инструктажа по ГО, который обязателен для проведения на всех предприятиях. Вид деятельности и число сотрудников предприятия при этом значения не имеют.

Законы, которые устанавливают необходимость по организации и проведению вводного инструктажа по ГО:

  • Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (п.1 ст.9)
  • Положение о подготовке населения в области гражданской обороны

Новое в законодательстве – краткий обзор — новости — пресс-центр — главная — министерство общественной безопасности свердловской области официальный сайт

5 июля 2021

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ – КРАТКИЙ ОБЗОР

С 12 июля вступает в действие Федеральный закон от 01 июля 2021 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Спасатели, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска или крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда.

Уточнены отдельные понятия, используемые в Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в том числе – «аварийно-спасательная служба», «аварийно-спасательное формирование» и др.

Введены новые понятия – «оправданный риск», «крайняя необходимость».

Законом закреплено, что спасатели, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, других спасателей или их гибель в соответствии с законодательством. Также установлено, что требования охраны труда спасателей в период проведения аварийно-спасательных работ, виды которых определены в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», регламентируются нормативными правовыми актами, устанавливающими правила, процедуры, критерии и нормативы проведения аварийно-спасательных работ.

С 1 марта 2022 года вступают в силу Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 № 981 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов»).

Правила устанавливают порядок формирования и утверждения перечня критически важных объектов, за исключением критически важных объектов военной инфраструктуры.

Объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования, которых может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта или административно-территориальной единицы субъекта, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, подлежат отнесению к критически важным объектам и обязательному учету в перечне.

Новые Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и в области безопасности людей на водных объектах, а также государственном пожарном надзоре утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, вступили в силу с 1 июля текущего года.

Так нормативный акт о надзоре в области ГО (постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1007) регулирует организацию и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны, основываясь на принципах соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

  • Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является МЧС России, включая его территориальные органы.
  • Объекты надзора относятся к одной из следующих категорий риска:
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • низкий риск.
  • Установлена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска.
  • В рамках осуществления федерального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка, срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Устанавливается набор средств, механизмов и мероприятий по проведению профилактической работы. Так, к числу профилактических мероприятий отнесены информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, осуществление консультирования и профилактический визит.

В исчерпывающий перечень надзорных мероприятий включены инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки, а также наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.

Кроме того, актуализирован порядок и критерии отнесения объектов надзора к определенной категории риска, а также регламентировано применение информационных технологий в работе надзорных органов.

Граждане и организации смогут обжаловать действия/бездействия и решения надзорных органов в досудебном порядке, воспользовавшись, например, электронным сервисом на официальном интернет-портале МЧС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.

2021 № 1013 «О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» установлен порядок осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предметом федерального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска причинения вреда (ущерба) и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет.
  2. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:
  3. для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  4. для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  5. для категории среднего риска — один раз в 5 лет.
  6. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.

2021 № 1014 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах» установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах. Государственный контроль (надзор) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.

  • Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование, срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.

2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» в новой редакции изложено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, в котором определяются, в том числе:

  1. предмет надзора;
  2. органы государственного пожарного надзора;
  3. виды плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  4. категории риска и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска;
  5. виды профилактических мероприятий.
  6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
  7. Реализация постановлений Правительства Российской Федерации о государственном надзоре в указанных областях повысит эффективность и прозрачность надзорной деятельности.
  8. Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *