Новый контракт при переводе госслужащего на другую должность: рекомендации Минтруда

Новый контракт при переводе госслужащего на другую должность: рекомендации Минтруда podachaiska.ru

Перевод на другую работу — это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, при продолжении работы у того же работодателя(ст. 72.1 ТК РФ).

Отметим, что при понижении в должности меняется трудовая функция. Это сопровождается внесением ряда поправок в существенные условия трудового договора. Перевод — это смена существующих условий труда. Но не всегда основания руководителя для перевода сотрудника правомерны.

Внимание! Перевод на нижестоящую должность допускается только с письменного согласия работника.

Зачастую у сотрудника просто нет выбора, и он должен либо соглашаться на перевод, либо увольняться.

В каких случаях можно понизить работника в должности без его согласия?

Есть несколько ситуаций, когда трудовое законодательство позволяет сделать это:

  1. Если заключено письменное соглашение между сторонами(ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ). В основном такой перевод происходит в случае замещения временно отсутствующего сотрудника(ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ).
  2. В связи с временной приостановкой работы по причинам экономического, технологического, организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
  3. Если работник отказывается трудиться в новых условиях (ст. 74 ТК РФ);
  4. Если происходит сокращение численности или штата работников (п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
  5. По медицинскому заключению (ст. 73 ТК РФ).
  6. Из-за невозможности выполнения прежних трудовых функций женщиной, имеющей детей в возрасте до полутора лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ).
  7. В связи с прекращением трудового договора из-за нарушения правил его заключения (ст. 84 ТК РФ).
  8. По результатам проведенной аттестации (п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Руководители могут не увольнять работника за отсутствие должной квалификации, а в качестве альтернативы перевести на нижестоящую должность.

Внимание!Перевод работника на нижестоящую должность за совершение дисциплинарного проступка не допустим.

Алгоритм действий руководителя

  1. Руководителю необходимо известить работника обо всех изменениях, касающихся перевода, путем составления положения об изменении производственной организации. Если работнику не нравятся новые условия работы, он может отказаться от них, но в этом случае его могут уволить.

  2. Также руководитель должен составить и направить предложение о переводе работнику для получения его согласия. В данном документе указываются основания перевода и перечень всех имеющихся должностей, которые может занять работник в соответствии со своей квалификацией.

  3. Следующим шагом работодатель должен опубликовать приказ о переводе, внести поправки в ранее заключенный трудовой договор и в трудовую книжку. Отметим, что также оформляются официальные приказы об увольнении для тех, кто не согласен с новыми условиями.

Внимание! Руководитель не может настаивать на постоянном переводе. Принудить работника подписать соглашение о переводе на другую работу нельзя.

Какие проблемы могут возникнуть у руководителя при переводе?

Судебные разбирательства

Чтобы избежать возможных судебных разбирательств руководители часто просят сотрудника написать заявление о добровольном переводе на другую должность. Для того, чтобы работник согласился на такую процедуру, руководителю нужно предоставить ему подходящие условия труда.

Финансовые вопросы

Размер должностного оклада является существенным условием трудового договора и его изменение по инициативе руководителя без согласия работника возможно лишь в случаях изменения организационных или технологических условий труда. При этом, необходимо документально подтвердить обоснование таких изменений и предупредить о предстоящем изменении условий трудового договора не позднее, чем за 2 месяца до их введения.

Если перевод на нижеоплачиваемую должность на постоянную основу был обусловлен медицинскими показаниями, то за ним сохраняется средний заработок в течение 1 месяца с момента перевода (ст. 182 ТК РФ).

Внимание! Оклад работника при переводе может быть как увеличен, так и уменьшен. В обоих случаях изменение размера заработной платы возможно по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, работодатель не вправе в приказном порядке переводить работников на нижеоплачиваемые должности, а может лишь предлагать им это сделать.

Какие еще существуют нюансы перевода? Какова процедура увольнения работника?— решения этих и многих других вопросов вы можете найти в «Директории».

Минтруд разработал методичку по справке о доходах госслужащих

Госслужащие каждый год подают справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Форма справки утверждена Указом Президента РФ № 460 от 23.06.2014.

Новый контракт при переводе госслужащего на другую должность: рекомендации Минтруда

Методические рекомендации к заполнению справок периодически обновляются. В 2022 году госслужащие отчитываются о доходах, полученных за 2021 г.

В связи с этим Минтруд выпустил методичку по заполнению справок в 2022 г.

Базовые рекомендации остались прежними, но специалисты ведомства уточнили особые правила — к примеру, как заполнять сведения по счетам эскроу и цифровым финактивам (Информация Минтруда от 28.12.2021).

Подробнее о заполнении справки читайте в статье инструкция: заполняем декларацию о доходах госслужащего

Государственным служащим следует запрашивать сведения о доходах по единой форме. Причем форму эту рассылают не только банкам, но и брокерам, страховым компаниям и другим финансовым организациям. Если финансовые представители заполнят этот документ с ошибками, то госслужащему не грозит ответственность за искажение показателей в декларации о доходах.

А если у финкомпании нет сведений о доходах и расходах служащего, то исполнитель ставит прочерк в единой форме. В таком случае получите информацию у другой финансовой организации. Если же длящиеся обстоятельства мешают подать справку о доходах супруга или супруги, несовершеннолетних детей, то необходимо подать специальное заявление.

Если сотрудника переводят в другой государственный орган или на госслужбу другого вида, то ему оформляют увольнение. Заключая договор на новом месте работы, служащий обязан подать справку о доходах в качестве кандидата на замещаемую должность.

Как показать информацию о доходах

Все поступления от продажи имущества необходимо вписать отдельными суммами. Единой суммой показывают только сделки по реализации мелких имущественных объектов. Одной суммой по совокупности операций проводят и доходы от ценных бумаг, долей участия в коммерческих предприятиях.

Купоны по облигациям отражают после вычета накопленного купонного дохода, оплаченного в момент приобретения таких бумаг. Кроме того, в иных доходах показывают:

  • полную, частичную компенсацию госслужащим и членам их семей от стоимости товаров, работ или услуг в случае, если по ним не требуется отчет о целевом использовании;
  • государственные выплаты семьям с детьми для погашения ипотечных кредитов;
  • меры государственной поддержки 2021 года, различные региональные и местные выплаты.

А вот туристический, детский кешбек и социальную поддержку по Пушкинской карте (мера поддержки для молодежи) показывать в доходах не надо. Но информацию о счете Пушкинской карты необходимо отразить в разделе 4 справки.

Как показать сведения о расходах

Если вы пополняли счета эскроу, то отразите операции в разделе 2. Но только если сумма пополнения за отчетный период превысила совокупный доход госслужащего и супруга/супруги за 3 предыдущих года. А если объект приобрели в общую собственность вместе с третьим лицом по одной сделке, то доходность за 3 года необходимо сравнить с полной суммой сделки.

Как внести информацию о счетах и банках

В остатках на счетах не надо показывать средства, зарезервированные по одобренным операциям. Если арестовали деньги на счетах или приостановили операции, то остатки на счете не уменьшаются.

Как отразить сведения об обязательствах имущественного характера

Покажите в срочных финансовых обязательствах сведения по фьючерсным договорам и договорам долевого участия с использованием счетов эскроу.

Как показать цифровые финансовые активы

С 01.07.2021 в справке необходимо показывать цифровые активы, цифровые права, утилитарные цифровые права и цифровые валюты. В методических рекомендациях подробно расписали, как в разделах 1–3 и 7 раскрыть информацию о цифровых активах.

Перевод муниципального служащего на другую должность

Новый контракт при переводе госслужащего на другую должность: рекомендации Минтруда

У муниципального служащего меняются название должности и размер оклада. Должностные обязанности остались те же. Должны ли мы оформить перевод на другую должность?

В данном случае оформляется не перевод, а изменение обязательных условий трудового договора. Это осуществляется или по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), или в одностороннем порядке в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Обоснование. Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1 ТК РФ).

[1]

Трудовая функция работника — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

В силу ст. 57 ТК РФ к обязательным условиям трудового договора относится наименование должности работника, причем должность должна быть предусмотрена штатным расписанием организации. Переименование должности возможно тогда, когда у работника, выполняющего определенные обязанности, не меняется ничего, что повлекло бы за собой изменение его трудовой функции.

Таким образом, если трудовая функция остается прежней, а изменяются наименование должности и размер оклада, оформляется не перевод, а изменение обязательных условий трудового договора. В этом случае работодателю необходимо осуществить следующие действия.

В первую очередь должны быть внесены изменения в штатное расписание. Работнику следует направить уведомление об изменении названия должности и оклада с указанием причин.

Если работник согласен — с ним подписывается соглашение к трудовому договору. Не согласен — работодатель должен действовать в порядке, установленном ст.

74 ТК РФ (но только если такие изменения вызваны изменением организационных или технологических условий труда).

Когда меняется название должности, изменения также нужно внести в трудовую книжку работника и личную карточку.

Порядок внесения в трудовую книжку записи о переименовании должности не определен. Согласно абз. 4 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.

2003 N 69, изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников.

После этого в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Запись в трудовой книжке может быть следующего содержания: «Должность «. » с . числа переименована в «. «.

В соответствии с п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, запись в личной карточке работника повторяет запись, сделанную в его трудовой книжке.

редактор журнала «Отдел кадров государственного

«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 5, май 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Читайте также:  Выходное пособие при сокращении работнику - ИП тоже положено

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

[3]

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы.

Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Правильно ли будет оформление переводом работника с должности технического персонала на должность муниципального служащего (конкурс на должность не предусмотрен)?

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, которые предусмотрены в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 3 данного закона).

Закон № 25-ФЗ не содержит ограничений для применения к муниципальным служащим положений статей 72.1 и 72.2 Трудового кодекса РФ. Таким образом, действующее законодательство допускает перевод работника по соглашению сторон на должность муниципального служащего у того же работодателя.

При этом должны быть соблюдены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам переводимого работника, для исполнения им должностных обязанностей муниципального служащего (ч. 1 ст. 9 Закона № 25-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ), на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статьей 72.

1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), установлено, что перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 ТК РФ.

В силу статьи 72 ТК РФ, перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Таким образом, перевод на другую работу оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору (контракту).

Соглашение составляется в двух экземплярах и подписывается муниципальным служащим (работником) и представителем нанимателя.

Один экземпляр вручается муниципальному служащему (работнику) о чем, на экземпляре нанимателя проставляется соответствующая отметка, заверенная подписью муниципального служащего (ст. ст. 72, 67 ТК РФ).

Затем издается соответствующий приказ (распоряжение) представителя нанимателя. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» утверждены формы № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу».

В трудовую книжку следует вносить записи о переводе муниципального служащего на другую постоянную работу (ч. 4 ст. 66 ТК РФ, п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Инструкция по заполнению трудовых книжек не дает примера такой записи.

Данная запись вносится в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) представителя нанимателя и в точном соответствии с его текстом не позднее недельного срока (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

В силу статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ, муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Вместе с тем статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Статьей 12 Федерального закона № 25 ФЗ устанавливается, что к обязанностям муниципального служащего относятся, в том числе, обязанности по соблюдению и исполнению устава муниципального образования, должностной инструкции

Зачастую, положениями устава муниципального образования предусматривается, что должности муниципальной службы устанавливаются (учреждаются) правовыми актами Главы администрации в соответствии с Законом Красноярского края «О реестре должностей муниципальной службы», а также в соответствии со структурой администрации, утвержденной Советом депутатов. Одновременно с учреждением должности муниципальной службы сельсовета утверждается должностная инструкция по данной должности, содержащая квалификационные требования для ее замещения и конкретные обязанности по исполнению либо обеспечению исполнения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Таким образом, в целях частичного сохранения за специалистом I категории функционала бухгалтера, необходимо внести соответствующие изменения в должностные инструкции указанных специалистов.

По вопросу о порядке оформления перевода работника от 14 августа 2019

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо от 3 июля 2019 г. по вопросу о порядке оформления перевода работника и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме от 3 июля 2019 г., не является разъяснением и нормативным правовым актом.

  • В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
  • Согласно части 1 статьи 256 Кодекса по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
  • Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
  • На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (часть 4 статьи 256 Кодекса).
  • На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сохраняется место работы, заключается срочный трудовой договор.
  • Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу (часть 3 статьи 79 Кодекса).
  • Статьей 57 Кодекса установлено содержание трудового договора, заключаемого работником и работодателем.
  • Обязательным для внесения в договор в числе других является условие о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работы).
  • В соответствии со статьей 72 Кодекса изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Как следует из статьи 72.1 Кодекса, переводом на другую работу является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на другую работу в другую местность вместе с работодателем.

При решении вопроса о переводе работников, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, и на место которых приняты работники по срочным трудовым договорам, следует учитывать, что при переводе основного работника на другую должность условие о срочном характере работ замещающего работника теряет свою силу. Иными словами, срочный трудовой договор может быть преобразован в бессрочный.

С нашей точки зрения, в случае, если с основным работником достигнуто соглашение о переводе, ему следует прервать отпуск по уходу за ребенком. При этом срочный трудовой договор с замещающим работником подлежит расторжению.

После оформления перевода основной работник вправе возобновить отпуск по уходу за ребенком, а с замещающим работником может быть заключен новый срочный трудовой договор.

Внесение изменений и дополнений в трудовой договор (в частности, изменение трудовой функции, условий оплаты труда, срока трудового договора) оформляется в письменном виде отдельным соглашением, которое подписывается обеими сторонами трудового договора и является его неотъемлемой частью. Как правило, в данном соглашении излагаются в новой редакции конкретные пункты, положения трудового договора, претерпевшие изменения.

https://www.youtube.com/watch?v=W8moKOrM418\u0026t=602s

Заместитель директора Департаментаоплаты труда, трудовых отношенийи социального партнерства

Т.В.Маленко

  1. Электронный текст документа
  2. подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  3. рассылка

Временный перевод госслужащего на другую должность возможен лишь по согласию сторон контракта

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 5-КГ20-158-К2 по трудовому спору между Росимуществом и его бывшей сотрудницей о признании незаконными ее перевода на другую должность и последующего увольнения.

Перевод на временную должность закончился увольнением

В августе 2017 г. Наталия Колгатина была принята на госслужбу на должность заместителя начальника отдела развития портальных технологий Управления информационных технологий Росимущества.

С ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок.

Впоследствии женщина обратилась к руководству с заявлением о назначении ее на должность заместителя начальника отдела эксплуатации информационных ресурсов в связи с уходом в декретный отпуск К., замещающей эту должность.

Просьба была исполнена, и 8 октября 2018 г. был издан приказ о переводе Наталии Колгатиной на новую должность. Спустя месяц ведомственная кадровая служба направила женщине уведомление об ознакомлении с приказом о переводе, поскольку та находилась на больничном.

Уже на следующий день Наталия Колгатина отозвала свое заявление о замещении желаемой должности, документ поступил в Росимущество 27 ноября 2018 г.

В тот же день она письменно обратилась к руководителю ведомства с просьбой признать незаконным ее перевод со старой должности на новую и восстановить ее в должности заместителя начальника отдела развития портальных технологий.

Читайте также:  На Госуслугах заработал новый раздел для иностранцев

В конце ноября 2018 г. К., находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, уведомила руководство об окончании декрета в декабре того же года.

В связи с этим работодатель проинформировал Наталию Колгатину о расторжении служебного контракта, заключенного с ней на замещение новой должности, в связи с выходом ее коллеги на работу. В декабре 2018 г.

ее уволили с госслужбы в связи с истечением срочного служебного контракта.

Тогда же уволенная сотрудница обратилась в Минэкономразвития и прокуратуру г. Москвы с жалобами на незаконность перевода с постоянной должности на должность, замещаемую другим гражданским служащим, и последующего увольнения с госслужбы.

Нижестоящие суды встали на сторону Росимущества

Далее Наталия Колгатина обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о признании незаконными приказов о переводе и об увольнении, требованием восстановить ее на госслужбе и выплатить компенсацию морального вреда в размере 850 тыс. руб.

По словам истца, она написала заявление о переводе на новую должность под психологическим давлением и введением в заблуждение относительно предстоящей ведомственной реорганизации.

Женщина добавила, что ее не ознакомили с приказом о переводе на другую должность, она не подписывала служебный контракт на замещение новой должности, а после перевода продолжала исполнять прежние обязанности, поэтому перевод на новую должность фактически не случился.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика представил составленный сотрудниками кадровой службы Росимущества акт об отказе Колгатиной от ознакомления с приказом о переводе на новую должность на период отпуска по уходу за ребенком К.

и от подписания срочного служебного контракта на замещение этой должности. В решении суда отмечалось, что госслужащая не была ознакомлена с этим актом. Тем не менее суд отказал в удовлетворении иска, признав законными перевод на новую должность и последующее увольнение.

При этом суд счел, что Наталия Колгатина собственноручно подала заявление о переводе на новую должность и была ознакомлена с новой должностной инструкцией.

Все это, подчеркивалось в судебном решении, свидетельствовало о добровольности действий истца и об отсутствии нарушения ее трудовых прав со стороны Росимущества.

Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания на истца давления со стороны представителя нанимателя, а также продолжения выполнения ею прежнего функционала на новой должности. В дальнейшем решение суда устояло в апелляции и кассации.

При этом вторая инстанция добавила, что истец письменно согласилась на перевод на иную должность на определенный срок – на время декрета ее коллеги.

Как пояснила апелляция, сам отзыв служащей ранее написанного ею заявления не имеет правового значения, так как Законом о госслужбе не предусмотрена такая возможность.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Рассмотрев жалобу Наталии Колгатиной, Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что для оформления служебных отношений по прохождению гражданской службы необходимы не только издание соответствующего акта госоргана, но и заключение служебного контракта, который вступает в силу с момента подписания сторонами.

В свою очередь, назначение госслужащего на не обусловленную его служебным контрактом иную (невакантную) должность гражданской службы в том же госоргане на период временного отсутствия замещающего такую должность на постоянной основе сотрудника возможно только по соглашению сторон контракта.

Неподписание госслужащим изменений к имеющемуся служебному контракту или срочного служебного контракта о переводе на иную должность означает, что соглашение о таком назначении достигнуто не было.

«Иное противоречило бы основным принципам правового регулирования трудовых (служебных) отношений о свободном выборе гражданином труда на основе свободного согласия, о запрещении принудительного труда и дискриминации в сфере труда и о стабильности гражданской службы», – заключил Суд.

Как отметил ВС, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Наталии Колгатиной не применили эти нормативные положения, определяющие основания и порядок заключения служебного контракта, его существенные условия и значение служебного контракта при оформлении служебных отношений, а также условия для временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы. Вследствие этого не были установлены действительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Высшая судебная инстанция перечислила ряд обстоятельств, которые требовалось установить для правильного разрешения дела: был ли соблюден ответчиком порядок назначения истца на новую должность; было ли достигнуто соглашение между Росимуществом и истцом о таком переводе с учетом неподписания последней срочного служебного контракта на невакантную должность, замещаемую К. на постоянной основе; а также факт направления истцом в адрес ведомства письменного заявления об отзыве и признании недействительным ее заявления о переводе на новую должность.

Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не дали правовой оценки доводам истца о том, что она не соглашалась с переводом с постоянной должности на временную.

Кроме того, они проигнорировали утверждения женщины о том, что она написала заявление о назначении на новую должность принудительно под давлением представителя нанимателя в преддверии организационно-штатных мероприятий по сокращению штата без указания даты подачи этого заявления, и иные ее доводы.

Как пояснил Суд, также несостоятелен вывод апелляции о том, что Законом о госслужбе не предусмотрен отзыв гражданским служащим его согласия на перевод на иную должность.

ВС отметил, что данный закон не запрещает отозвать заявление о назначении госслужащего в порядке временного замещения на невакантную должность до подписания сторонами соответствующих изменений в имеющийся служебный контракт или до заключения в установленном порядке срочного служебного контракта об этом. Таким образом, акты нижестоящих судов были отменены, а дело – возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП г.

Москвы Павел Андреев отметил, при рассмотрении дела в ВС председательствовала лично председатель судебного состава по социальными трудовым спорам гражданской коллегии Верховного Суда Людмила Пчелинцева. В решении, по его словам, подчеркивается важный довод, что законодательство о государственной службе должно применяться только в совокупности трудовым законодательством РФ.

«В данном споре суды нижестоящих инстанций оценивали фактические обстоятельства дела с точки зрения волеизъявления работника путем написания заявления на перевод, а ВС обратил внимание, что пока сторонами не подписано соглашение о переводе на иную должность, такой перевод не считается осуществленным с точки зрения законодательства, как трудового, так и законодательства о государственной службе. Верховный Суд также подчеркнул, что госслужащая фактически не приступала к новым обязанностям, поскольку находилась в состоянии временной нетрудоспособности, что не получило оценку нижестоящих судов. Определение ВС РФ гарантирует каждому государственному служащему право на отзыв поданного заявления о переводе на иную должность, в равной степени как это гарантировано работникам с точки зрения трудового законодательства», – пояснил эксперт.

Он добавил, что судебный акт значим для правоприменительной практики не только тем, что в нем подчеркивается необходимость одновременного применения законодательства о государственной службы и трудового законодательства, но и тем, что в трудовых отношениях и в служебных отношениях госслужбы существенны не только волеизъявление работника и такие локальные акты, как заявления или приказ.

«В первую очередь важно само соглашение между работником и работодателем – как о переводе на работу, так и о любых иных существенных условиях правоотношения между ними. Только такое соглашение, подписанное сторонами, влечет для них возникновение нового правоотношения, чего не было сделано работодателем в данном случае, и это уже не может им быть восполнено», – подытожил Павел Андреев.

Партнер Юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Верховный Суд, по сути, сделал один общий вывод о том, что должна быть строго соблюдена процедура трудоустройства государственного служащего на соответствующую должность.

«Значение имело наличие подписанного служащим нового срочного контракта или подписание изменений к действующему контракту, а также факт его ознакомления с приказом о назначении на новую должность.

При этом не имело значения наличие заявления о переводе на другую должность самого служащего», – пояснил он.

По мнению юриста, ВС в отсутствие заключенного контракта со служащим на работу по новой должности квалифицировал приказ о его переводе на новую должность как временный перевод служащего на другую должность.

«Соответственно, ВС обоснованно применил нормы Трудового кодекса, регулирующие временный перевод работника на другую должность.

Следует отметить, что по тексту определения Верховный Суд несколько раз ссылается на принцип стабильности гражданской службы, предполагающий постоянство служебной деятельности для каждого гражданского служащего», – добавил Антон Алексеев.

Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

Читайте также:  Суд может смягчить наказание за нарушение коронавирусных ограничений

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

  • При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.
  • В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).
  • Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г.

№ 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г.

№ 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

Верховный суд не дал «выдавить» сотрудницу с бессрочного контракта

На  новоиспеченную сотрудницу Росимущества  стало давить руководство, заставляя перевестись в другой отдел на место ушедшей в декрет коллеги. Сперва написав заявление о переводе, сотрудница вскоре передумала. А начальство решило, что «обратного пути» у нее нет. Вскоре женщину уволили в связи с истечением срока соглашения, хотя при устройстве на работу она подписала бессрочный контракт.

В 2017 году москвичка устроилась работать в Росимущество. С ней заключили контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы. Соглашение было бессрочным, а по его условиям сотрудник стал заместителем начальника отдела развития портальных технологий Управления информационных технологий Росимущества, приводит подробности «ПРАВО.ru».

В 2018 году вакантным оказался пост замначальника в «соседнем» отделе эксплуатации информационных ресурсов все того же Управления информационных технологий – чиновница, которая занимала эту должность, ушла в декретный отпуск.

Женщина попросила перевести ее на это место, написав соответствующее заявление. Потом, уже в ходе судебных разбирательств с работодателем, чиновница настаивала – заявление о переводе она написала под давлением руководства.

Руководитель Росимущества в октябре подтвердил «трансфер». Приказ был подписан 8 октября – в тот день женщина находилась в отпуске. Чиновница узнала о переводе, когда после отпуска ушла на больничный.

Она почтой направила письмо руководителю Росимущества, в котором заявила, что отзывает свое заявление о переводе и просит считать его недействительным. Когда женщина вернулась с больничного, она потребовала признать ее перевод в другой отдел незаконным, но бесполезно.

А уже в декабре того же года ее уволили в связи с истечением срочного служебного контракта на должность замначальника отдела эксплуатации информационных ресурсов.

Обратите внимание

В связи с наличием четко определенных и практически не подлежащих корректировке штатных расписаний, на государственной службе распространена практика подобных движений между должностями с целью не допустить сокращения нужного работника, если сокращается его ставка.

Такие структуры используются в равной мере как для «защиты» нужных работников, так и для «выманивания» работника с должности и последующего перевода его на подлежащую сокращению ставку. При этом споры об увольнении из госструктур, как правило, не доходят до судов.

Дело, дошедшее до Верховного суда, с учетом решений первых инстанций и настойчивости сотрудницы – может стать серьезным примером для други, полагают эксперты, опрошенные «ПРАВО.ru».

Экс-чиновница попыталась оспорить увольнение. Она обратилась сперва в Минэкономразвития, которому тогда подчинялось Росимущество, и в прокуратуру – но безуспешно. После этого женщина пошла в суд.

Увольнение «под давлением»: как оспорить?

Читать далее…

Решения нижестоящих судов

Тверской районный суд Москвы признал увольнение законным. Чиновницу ознакомили с должностной инструкцией на «новом» рабочем месте.

Хотя она отказалась от ознакомления с приказом о переводе и не заключала нового служебного контракта с Росимуществом, фактически она приступила к исполнению своих трудовых обязанностей на новом месте.

Это говорит о добровольности ее действий и об отсутствии нарушения ее трудовых прав, решил суд.

Можно ли «настроить» работника на увольнение, не нарушая закон?

Читать далее…

Кроме того, первая инстанция указала – раз истица отозвала свое заявление уже после издания приказа о ее переводе, то у Росимущества не было оснований для отмены этого приказа. Московский городской суд согласился – отзыв гражданским служащим своего согласия о переводе на другую должность вообще не предусмотрен в законе.

Кроме того, апелляция сделала вывод, что с момента перевода на должность в новом отделе старый бессрочный контракт истца прекратил свое действие – и вступил в силу новый, с ограничением срока службы.

Работницу «ушли» за звонок Президенту. Вмешался ВС РФ

Читать далее…

Второй кассационный суд подтвердил законность выводов нижестоящих инстанций и отказал женщине в жалобе. После этого экс-сотрудница Росимущества обратилась в Верховный суд.

Позиция ВС РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *