Новые требования к ремонту автомобилей приведут к закрытию тысяч СТО и удорожанию работ

Ко всем статьям 22 января 2022

Весной 2017 года в России был принят закон о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО — страховщикам разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт автомобиля на станции технического обслуживания. Что они из себя представляют и как работают, рассказывает Mafin Media.

СТОА — станция технического обслуживания автомобилей. Согласно правилам, при наступлении страхового случая, после осмотра поврежденного авто и проведения независимой технической экспертизы, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт на СТО, с которой у него подписан договор о сотрудничестве.

Как правило, страховая компания предоставляет потерпевшему список своих СТОА-партнеров.

В зависимости от страховщика в этот перечень могут входить как официальные дилерские центры, так и автосервисы, специализирующиеся на ремонте машин разных брендов.

Поскольку вся ответственность за качество ремонтных работ лежит на страховой компании, в ее интересах выбрать надежных и добросовестных партнеров по техническому обслуживанию.

! Страховая компания не вправе навязывать услуги конкретной СТОА. Право выбора автосервиса остается за потерпевшим, а страховщик обязан оплатить работу этой станции и стоимость запчастей.

В обязанности страховщика входит поддержание в актуальном виде информации о перечне СТО на своем официальном сайте. Там должны быть указаны адреса станций, марки и годы выпуска обслуживаемых авто.

Требования к СТО при восстановительном ремонте по ОСАГО

Новые требования к ремонту автомобилей приведут к закрытию тысяч СТО и удорожанию работ

Первое условие — доступность. Установлено, что максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТОА не может превышать 50 км. Исключением могут быть случаи, когда страховщик организовал или оплатил транспортировку поврежденного авто до места проведения ремонта и обратно.

Второе — срок проведения восстановительного ремонта. Он должен составить не более 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО.

Третье — сохранность гарантийных обязательств производителя транспортного средства. Это требование относится к автомобилям, с года выпуска которых прошло менее двух лет. Восстановительный ремонт таких транспортных средств должен осуществляться на СТО — официальных сервисных центрах данной марки авто.

Согласовать ремонт на СТО не из списка партнеров страховой, в соответствии с законодательством, невозможно. Однако при наступлении страхового случая потерпевшая сторона может рассчитывать на денежные выплаты по ОСАГО. В таком случае провести ремонт авто можно на любой СТО.

Новые требования к ремонту автомобилей приведут к закрытию тысяч СТО и удорожанию работ

Что случилось?

Департамент технического регулирования и аккредитации Совета Евразийской экономической комиссии разработал третий блок изменений в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Когда документ будет ратифицирован национальными властями России, Белоруссии и Казахстана и начнет действовать, тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются торговлей автомобильными запчастями и ремонтом авто-и мототехники, могут остаться без работы.

Ведь их деятельность фактически окажется вне закона.

Почему владельцам СТО не нравится технический регламент ЕврАзЭС

Профессиональное сообщество авторемонтников уже обратилось к российским властям с просьбой продолжить обсуждение документа, а еще лучше — пересмотреть его редакцию кардинально. Они написали в Госдуму, Минэкономразвития и Минпромторг соответствующее письмо. Дело в том, что новые правила:

  • запрещают использование восстановленных и снятых с других машин деталей;
  • ужесточают порядок сертификации и установки новых неоригинальных запчастей;
  • делают практически невозможным согласование почти любых изменений в конструкции автомобиля: от двигателя до кузова.

Владельцы СТО уверены, что новые требования выгодны исключительно официальным дилерам и иностранным производителям автомобилей. А для небольших мастерских, торговцев автомобильными запчастями и автовладельцев они несут существенные неудобства и финансовые потери.

Сейчас небольшие СТО умеют профессионально восстанавливать изношенные детали автомобиля, избавляя владельцев авто от необходимости переплачивать за новые детали.

Кроме того, с успехом работают так называемые авторазборки, которые продают исправные запчасти, снятые с автомобилей после ДТП.

Разница в стоимости новых официальных запчастей у автодилеров и бывших в употреблении или неоригинальных деталей достигает десятков и даже сотен тысяч рублей.

Авторы изменений обосновывают свое решение безопасностью. Они отмечают, что все группы деталей, которые в соответствии с поправками в техрегламент нельзя будет повторно использовать с 01.01.2021, имеют важное значение в обеспечении безопасности жизни и здоровья пассажиров и водителя авто. В число таких запчастей вошли:

  1. сидения, в которые вмонтированы крепления ремней безопасности;
  2. подушки безопасности — даже если речь идет о полностью исправных и неиспользованных системах;
  3. тормозная система;
  4. рулевая система;
  5. каталитические нейтрализаторы;
  6. сажевые фильтры;
  7. глушители.

Если поправки в техрегламент вступят в силу, участники авторемонтного рынка потеряют 75–80% выручки. А автовладельцы будут вынуждены или влезать в долги, или ставить машину в гараж до лучших времен, так как на ремонт с новыми запчастями у многих попросту не хватит денег.

Официальные дилеры в свою очередь полностью поддерживают поправки в техрегламент. Как пояснил журналистам издания «Фонтанка» глава АО «Автодом» Евгений Войтенков:

В поправках идет речь не о каких-то декоративных элементах, а о критически важных деталях с точки зрения безопасности: управление, тормоза, подушки.

Если техрегламент запретит их ремонтировать в кустарных условиях и потребует устанавливать только новые детали с подтвержденными строгими параметрами, это пойдет на пользу самим же автомобилистам, которые сейчас из-за экономии готовы рисковать жизнями. Рекомендации автопроизводителя делаются не просто так — это требования безопасности.

Представители СТО готовы принять на себя ответственность за качество работы. Правда, подтверждают, что сейчас нет никакой сертификации предприятий, занимающихся авторемонтом. И вот в этом необходимы перемены — нужно разработать требования и ввести обязательную сертификацию для подтверждения качества работы.

Какое решение примут законодатели, пока не ясно. Но всем автовладельцам нужно быть готовым к тому, что с 01.01.2021 ремонт авто может существенно подорожать.

Роспотребнадзор разъяснил правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автотранспорта

«Управление Роспотребнадзора по Москве разъясняет, что отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, регулируются законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных постановлением правительства РФ», — говорится в сообщении.

Так, исполнитель обязан довести до сведения автовладельца фирменное наименование своей организации, место нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Такая информация должна быть размещена на вывеске.

При этом договор (заказ-наряд, квитанция) на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых передается потребителю.

В документах в обязательном порядке должны содержаться сведения об организации-исполнителе, данные потребителя, дата приема заказа и сроки его исполнения, цена оказываемой услуги и порядок ее оплаты, данные об автомобиле и его стоимость, перечень оказываемых услуг и запчастей, подписи принявшего заказ и потребителя услуг, а также другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ. Если работы выполняются в присутствии потребителя, закон позволяет совершить такую сделку устно. В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

«В договор могут быть включены и другие имеющие значение условия: например, о сроках устранения недостатков работы, порядок рассмотрения споров и так далее. При этом следует помнить, что условия, ущемляющие права потребителя или ограничивающие ответственность исполнителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, будут являться недействительными», — уточнили в ведомстве.

Также исполнитель услуг обязан также предоставить адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы удостоверяющих прием заказа документов и перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг, в соответствии с правовыми актами.

Кроме того, вместе с заказ-нарядом оформляется приемосдаточный акт. В акте должная быть указана комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты. В случае, если потребитель предоставляет запасные части и материалы, указать их точное наименование, описание и цену.

Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем, заверяется печатью.

В случае если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно. Тогда договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

«Если работы были выполнены некачественно, у исполнителя можно требовать: безвозмездно устранить недостатки; выполнить работы повторно; уменьшить стоимость работ; возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами; в случае обнаружения существенных недостатков — полностью возместить все уплаченные суммы и все понесенные убытки. Недостатки работы, за которые отвечает исполнитель, должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, который указывается в договоре или в заявлении, направленном потребителем исполнителю», — пояснили в пресс-службе.

Там добавили, что в случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, последний вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки. Так, за нарушение срока выполнения работы установлена ответственность исполнителя в виде неустойки 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах).

«Проверка качества выполненной работы, а также рассмотрение имущественных споров (расторжение договора, возврат денежных средств, выплата неустойка) не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора.

Обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия (расторжение договора), вытекающие из договорных отношений, в административном порядке не представляется возможным, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы», — добавили в ведомстве.

Читайте также:  Материнский капитал во владимире и владимирской области: размер региональных выплат в 2019 году, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

В Роспотребнадзоре обратили внимание автовладельцев на то, что если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно. В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

Права потребителя: гарантийный ремонт автомобиля, сроки ремонта автомобиля по закону по КАСКО и ОСАГО | Роскачество

Большинство предпочитает не ремонтировать автомобиль самостоятельно, а отдавать его в специальный сервис для устранения всех неисправностей. Как и в случае с любой услугой, клиент может остаться недоволен работой. Да и многие слышали истории, как обманывают в автосервисах. Каким образом защитить свои права и подстраховаться от неприятностей? Рассказываем в этой статье.

Какую информацию должен предоставить автосервис?

Потребителю-владельцу автомобиля автосервис еще до того, как взять автомобиль в ремонт, обязан:

  • Подробно рассказать о тех работах, которые планируются.
  • На сертифицируемые работы должны предоставить сертификат соответствия.
  • Назвать корректные цены на услуги и запчасти, если они приобретаются в автосервисе.
  • Озвучить сроки работы, а также гарантийное время на них и запчасти, которые при этом используются.
  • Представить конкретного исполнителя, который выполняет работы.

На что обратить внимание при заключении договора

После обсуждения деталей клиент может потребовать, чтобы с ним заключили предварительный договор. В нем должны быть указаны юридический адрес и название компании.

Чаще всего это договор типа «заказ-наряд», но он может быть и в произвольной форме. Обратите внимание на то, что должно быть указано в договоре:

  • дата приема заказа,
  •  сроки его исполнения,
  • перечень оказываемых услуг и запасных частей и расходных материалов,
  • цена каждой услуги
  • общая стоимость работ,
  • порядок оплаты, марка,
  • модель и номер машины,
  • номера основных агрегатов,
  • примерная стоимость сдаваемой в ремонт машины

Договор составляется как минимум в двух экземплярах. Его должно подписать ответственное лицо со стороны автосервиса и заверить печатью. Один экземпляр остается у заказчика.

Предоставление акта

К договору прикрепляется специальный акт, в котором описываются видимые внешние повреждения авто, его комплектность. Это нужно для того, чтобы в случае конфликтной ситуации было понятно, появились какие-то повреждения на авто в результате действия сотрудников автосервиса, или были изначально. Такой акт – дополнительная страховка для владельца.

Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя

В Законе «О защите прав потребителей» указывается, что производитель должен обеспечивать исправную работу автомобиля на протяжении всего гарантийного срока. Срок гарантийного ремонта автомобиля указывается в договоре, который оформляется при покупке. В сервисной книжке указывается, что именно подлежит ремонту в случае неисправности в течение гарантийного срока.

Важно! Расходные детали и материалы не входят в гарантийный перечень. К ним относятся различные жидкости, фильтры, свечи зажигания, предохранители, тормозные колодки, лампочки.

Срок гарантийного ремонта автомобиля

В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? Сроки гарантийного ремонта:

  • ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;
  • ремонт может длиться до 45 суток.
  • Гарантия на ремонт автомобиля определяется производителем.
  • Отсутствие деталей, на которое часто ссылаются ремонтники, не является основанием для увеличения срока ремонта, так как своевременный их заказ – задача обслуживающей организации.
  • Законный отказ от гарантийного ремонта может быть только один – если экспертиза выявит, что неисправность возникла в результате неверной эксплуатации автомобиля, и владелец, по сути, сам виноват в ее возникновении.

Оказание услуг ненадлежащего качества. Что делать, если автосервис некачественно выполнил ремонт

Если вы недовольны результатом работы автосервиса, первым делом стоит подготовить претензию.

Составление претензии

Составить ее необходимо в двух экземплярах, один останется у вас. Проследите, чтобы на обеих копиях поставили подпись и печать – это свидетельство того, что их претензию приняли в работу.

В претензии вы можете указать, какую компенсацию хотите:

  • Устранение недостатков без дополнительной оплаты.
  • Уменьшение цены за работы.
  • Выполнение работы по устранению возникших недостатков без дополнительной оплаты.
  • Компенсация за то, что вы устраняете недостатки своими силами.

Для проверки, в чем истинная причина недостатков, автосервис может провести экспертизу.

Экспертиза производится за счет автосервиса. Вы можете присутствовать при ней, чтобы убедиться в ее справедливости.

Однако если окажется, что недостатки не связаны с работой сотрудника автосервиса и связаны с тем, как вы эксплуатировали автомобиль, вам придется заплатить за экспертизу.

Исковое заявление в суд

Если на вашу претензию не реагируют или вы недовольны результатом экспертизы, можно обратиться в суд. Вам потребуются договор, все чеки, а также фото- и видеосвидетельства, которые подтвердят вашу правоту.

  1. Вы можете дополнительно потребовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.
  2. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  3. При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Новые требования к ремонту автомобилей приведут к закрытию тысяч СТО и удорожанию работ

Иногда с автомобилистами могут происходить различные поломки автомобиля в самых неожиданных местах. Например, при поездках за город или на дальние расстояния.

Конечно, каждый человек, стремящийся преодолеть определенные расстояние на своей машине заботится прежде всего о ее состоянии или подготовке в нужный вид, чтобы избежать различных казусов.

Но жизнь — это штука не предсказуемая, и не всегда можно предвидеть ряд нежданных событий.

Что же делать людям, оказавшимся в трудном положении на дороге.

Восстановительный ремонт легковых автомобилей

Как будет производиться возмещение вреда легковым автомобилям по новым правилам? Закон говорит, что в большинстве случаев будет производиться возмещение причиненного вреда в натуре.

Что это значит? Это значит, что страховая компания будет организовывать и оплачивать восстановительный ремонт поврежденных легковых автомобилей на станциях технического обслуживания, с которыми у страховщиков имеется обязательный договор на проведение ремонтов.

Если страховая компания даст письменное согласие, то ремонт поврежденного автомобиля может быть произведен владельцем на любой выбранной им станции техобслуживания. При этом автомобиль обязательно должен находиться в собственности гражданина и состоять на учете на территории РФ.

  Регулировка клапанов 421 Ульяновский мотор инжектор.

Когда страховое возмещение выплачивается деньгами

В настоящее время ограничено количество случаев выплаты страховки деньгами.

8 случаев выплаты деньгами

  • Полное уничтожение транспорта.
  • Потерпевший скончался.
  • Был причинен вред здоровью потерпевшего: тяжкий или средний вред. При этом потерпевший выбрал возмещение вреда деньгами.
  • Если потерпевший является инвалидом, которому автомобиль необходим по показаниям врачей, и в заявлении о страховом возмещении выбрал выплату деньгами.
  • Потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания в следующих случаях:
  • если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тыс. рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в размере 100 тыс. руб. (Европротокол).
  • все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред.
  • владелец поврежденного автомобиля не дал согласие на проведение ремонта поврежденного автомобиля на СТО, которое не соответствует требованиям, установленными правилами обязательного страхования.

Бухгалтерский и налоговый учет ремонта автомобиля

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли.

 В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете.

 К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы).

В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался.

Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.

Посмотреть ответ

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне.

 В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись.

 Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ

Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в туле в 2020 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.

Посмотреть ответ

Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде.

Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор.

Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ).

Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет.

 Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст.

17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2).

 При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Кратко

  1. Ремонт автомобилей и их техническое обслуживание производятся как внутри организации, так и вне ее.
  2. Некоторые хозяйствующие субъекты создают резервы на покрытие будущих ремонтов. Эта процедура – их право, а не обязанность. Она должна быть прописана в учетной политике.
  3. Арендованные автомобили ремонтируются за счет арендатора, если заключен договор аренды автомобиля без экипажа.
  4. Имущество в лизинге ремонтируется и обслуживается за счет организации, получившей автомобиль по договору, вне зависимости от того, на чьем балансе находится имущество.

Эксперты оценили возможное ужесточение правил ремонта автомобилей в РФ

В России планируют ужесточить правила ремонта автомобилей. Предполагается, что будут введены ограничения на использование при ремонте машины деталей, бывших в употреблении. Выясняем, нужны ли такие изменения.

Ударить по ремонту

depositphotos/kalinovsky

Министерство торговли и промышленности РФ разработало новый пакет поправок в техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

В пресс-службе Минпромторга пояснили, что владельцев авто не будут обязывать проходить внеплановый технический осмотр при минимальных изменениях в машине. Более того, проект предусматривает облегчение процедур вынесения изменений в конструкцию транспортного средства.

При этом в ведомстве уточнили, что продолжают обсуждать отдельные положения проекта. В частности, речь идет о запрете повторного применения при ремонте ряда запчастей, ранее демонтированных с других машин, не находящихся в эксплуатации.

На данный момент поправки проходят согласование в различных ведомствах. По словам сенатора Совета Федерации Андрея Кутепова, только за минувшее лето в Минпромторг поступило более 700 замечаний.

После их согласования, которое должно завершиться до конца 2020 года, поправки в течение следующего года будут проходить обсуждение на уровне правительств стран Таможенного союза и могут вступить в силу уже с 2022 года.

«Множество спорных моментов»

depositphotos/Wavebreakmedia

Автоэксперт и ведущий программы «Вечерняя передача» на «Москве FM» Максим Ракитин считает, что инициатива Минпромторга «ляжет на плечи» добросовестных водителей. По его словам, поправки приведут к удорожанию ремонта, в том числе страхового.

Читайте также:  Образец бессрочного трудового договора 2021 | Скачать форму, бланк

«Большое количество замен запчастей по ОСАГО производится в маленьких сервисах. Как только люди поймут, что это стало дороже и более проблемно, начнут искать другие выходы из ситуации», – пояснил эксперт Москве 24.

Ракитин считает, что замена запчастей на новые имеет место только в том случае, если это серьезная деталь, которая является ключевой в плане безопасности.

Если мы говорим про тормозную систему, про рулевое управление, про систему безопасности, то, безусловно, они обязаны быть новыми. Если мы говорим по кузовные детали, про жестянку, про бамперы, то абсолютно никакого смысла нет устанавливать новые детали, тем более если автомобилю условно 8–10 лет.

Максим Ракитин

автоэксперт

В свою очередь, руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Максим Едрышов также видит в поправках в техрегламент множество спорных моментов. По его словам, Минпромторг на одном из совещаний уже обещал убрать из проекта запрет на использование рулевых реек и других восстановленных запчастей.

«В нашей стране специалисты достаточно хорошо научились восстанавливать детали и даже дают гарантии на эти рейки, что говорит, на мой взгляд, о качестве их работы», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

По словам специалиста, новая рулевая рейка может стоить несколько десятков тысяч рублей, а восстановленная – в 2–2,5 раза дешевле. Здесь нужно не запрещать, а контролировать выполнение таких ремонтов, резюмировал он.

На сколько подорожало техобслуживание автомобилей и на чём сэкономить

Цена масел росла ещё в прошлом году, что объяснялось пандемийным кризисом поставок: так, по данным Autodoc.ru, за первую половину 2021 года цена литра масла увеличилась с 250–300 до 400–500 рублей. Сейчас же его розничная стоимость перевалила отметку 1000 рублей за литр, по крайней мере, если ориентироваться на продукцию известных брендов.

Так, например, популярное масло Total Quartz 9000 5W40 в прошлом году стоило около 2300–2500 рублей за 4-литровую канистру, сейчас — более 5000 рублей. Shell Helix Ultra подорожал с 2500–2700 до 6200–7200 рублей (также за 4 литра). Оптовая цена на Mobil Delvac XHP Extra 10w40 возросла с 41–49 тысяч до почти 94 тысяч рублей за 208-литровую бочку.

Подорожание коснулось и продукции российских брендов, например, бюджетные масла Gazprom Super 5W40 в прошлом году стоили от 900 рублей за 4 литра, в этом — около 1600 рублей.

Масло «Лукойл» Genesis Armortech 5W40 для иномарок подорожало с 1800 рублей до 3700 рублей в той же таре.

Наконец, оптовая стоимость масла «Лукойл» Авангард Экстра 10w40 для дизелей сейчас составляет порядка 50 тысяч рублей за бочку вместо 32 тысяч.

Получается, что стоимость выросла по всей линейке масел, при этом субординация между импортными и российскими брендами сохранилась: последние по-прежнему дешевле. Отсюда следующий вопрос.

Можно ли экономить на масле?

Можно, но с умом, считает эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Он подчёркивает, что если брать позицию самих автомобильных концернов, то она однозначная: только масла и детали, рекомендованные самим производителем:

— Я недавно задавал представительствам вопросы насчёт свечей зажигания: можно ли использовать вместо рекомендованной свечи, допустим, иридиевую или многоэлектродную, и все специалисты как один ответили: нет, производитель запрещает. То же самое касается моторных масел.

Есть рекомендации производителя, и он никогда не одобрит отклонения, потому что скажет, что на данном масле мы не проводили испытаний. И если у вас потом что-то случится с мотором, то перед гарантийным ремонтом первым делом будет отбираться проба топлива и масел, и если они не соответствовали требованиям производителя — отказ в гарантии, причём обоснованный. Это нужно иметь в виду.

Но если гарантийные обязательства закончились или этот вопрос не является для вас принципиальным, возможность выбрать более доступную марку масел есть, считает специалист. Главное, учитывать их класс качества (об этом чуть ниже).

— Рассуждать о ценах на импортные масла несколько наивно просто потому, что сейчас продают складские остатки, а завтра может не оказаться даже их.

Поэтому возникает вопрос, можно ли заливать масла, допустим, отечественных производителей.

Могу, например, сказать, что в ресурсных тестах «За рулём» масла «Лукойл» ни разу не проваливались: да, возможно, их уровень качества несколько ниже, чем у топовых европейских брендов, но не критично.

Мы проводили, например, ресурсный тест, в котором участвовало немецкое и российское масло.

Первое обеспечивало больший пробег между сменами масла без существенной потери качества, второе было примерно вдвое дешевле, поэтому требовало дополнительной замены в середине испытательного срока, но в целом также отработало без нареканий.

Бюджет получился примерно одинаковый. То есть использовать российское масло можно, просто нужно учитывать его особенности и параметры, — говорит Михаил Колодочкин.

Как правильно выбрать альтернативное моторное масло

Поясним на примере автомобиля Hyundai Solaris 1.6. В инструкции к автомобилю есть раздел, посвящённый маслам, где указаны их точные параметры и объёмы. Сам производитель рекомендует линейку Shell Helix Ultra, но, в принципе, подходят и другие, если они удовлетворяют указанным в инструкции параметрам.

Многие придают первостепенное значение классу вязкости (SAE), но именно в этом вопросе производитель оставляет большую свободу: для Solaris можно выбирать масла с индексами 20W-50, 15W-40, 10W-30, 0W-20, 5W-20, 5W-30 в зависимости от преимущественных температур использования. Для России наиболее универсальным из перечисленных является класс 10W-30.

С точки зрения надёжности двигателя важнее класс масла по системе API, который обозначается двойными буками SA, SB, SC и так далее до SL, SM, SN, SP (от менее совершенных к более совершенным).

Правило здесь такое: можно использовать масла с буквами, указанными в инструкции или более поздними, например, для Hyundai Solaris подходят масла класса SM и SN.

Класс по API всегда указывается на этикетке масла, например, продукт «Лукойл» Genesis Armortech GC 5W-30 имеет индекс SN, то есть укладывается в требование.

Чуть ниже класс API у масла «Лукойл» Genesis Armortech HK 5W-30 (SL), но в инструкции к Solaris есть сноска, что использование таких масел также допустимо. Подходит и масло «Лукойл» Genesis Armortech JP 5W-30, которое к тому же имеет высокий класс по системе ILSAC (GF-5).

Есть также классификация по ACEA, и в инструкцию к Hyundai указан класс A5 (для бензиновых моторов), но под сноской допустимо применение класса A3. Собственно, отличия этих классов относятся больше к экономии топлива и увеличенному межсервисному интервалу и напрямую на надёжность не влияют.

Подчеркнём, что эти масла напрямую не рекомендуются самим производителем, но их применение не противоречит требованиям, указанным в инструкции к автомобилю.

Как изменились цены на аккумуляторы в марте 2022 года?

По данным онлайн-прайсов, выросла стоимость как престижных иностранных брендов, так и отечественной продукции. Например, батарея Bosch S5 005 63 A·h подорожала с 6,6 до более чем 10 тысяч рублей, Varta Silver Dynamic D39 63 A·h — с 9 до 16 тысяч, Hyundai Enercel 65 A·h — с 5 до 9 тысяч, а тюменские батареи Tyumen Battery Standart 55 A·h — с 3400 до 6500 рублей.

Можно ли сэкономить на аккумуляторе?

Батареи служат достаточно долго и меняются уже в негарантийный период, а производители, как правило, не накладывают жёстких запретов. Вот подробная инструкция по выбору батареи, напомним лишь основные вехи. Аккумуляторы отличаются по размерам, полярности и типу клемм — здесь важно не ошибиться.

Гнаться за повышенной ёмкостью батареи (измеряется в А·ч) обычно бессмысленно, потому что при исправном автомобиле стандартной ёмкости должно хватать для надёжных стартов в мороз. Важнее другой параметр — пусковой ток, который также указывается в характеристиках аккумулятора, но измеряется в разных системах: при сравнении убедитесь, что используете одинаковые методики (подробнее об этом).

При этом гнаться за дешевизной не стоит: среди бюджетных аккумуляторов много тех, что не обеспечивают заявленных характеристик.

На сколько подорожало техобслуживание автомобилей

Косвенно судить об этом можно по новому прайс-листу на плановые ТО для автомобилей Lada: повышение цены составило в районе 15–28%.

Так, например, минимальная стоимость ТО-1 для Lada Granta теперь составляет 10 400 рублей (+19%), а ТО-6 прибавило до 24 600 рублей (+25%). Для Lada Vesta ТО-1 стоит 11 100 рублей (+18%), а ТО-6 — 35 700 рублей (+24%).

Самое дорогое обслуживание — у Lada Largus: ТО-6 обойдётся в 44 900 рублей (+28%).

Будут ли проблемы с запасными частями?

Мы обратились за комментарием в компанию «Автолайн». Директор розничной сети Владимир Бажанов считает, что сложности есть, но они преодолимы:

— Пострадали отрасли, где шло движение продукции через границу, — объясняет он. — Даже если производитель готов отгружать товар, возникает проблема с его доставкой.

Однако локальные склады в России по ряду позиций имеют остатки на несколько месяцев, а для популярных групп расходных товаров существуют альтернативные производители.

И, скорее всего, период дефицита по основным категориям товаров либо будет достаточно коротким, либо его вообще не будет.

— Это реально, но Китай Китаю рознь: там производят как оригинальные детали для поставок на конвейеры автопроизводителей, так и неоригинальные запчасти, и качество может быть разным. Многое зависит от того, на каком заводе производится товар и какие требования к продукции предъявляет заказчик, — говорит Владимир Бажанов.

Многие смотрят в сторону Востока: насколько реально заменить часть позиций товарами из Китая?

Артём Краснов13:01, 24 марта 2022

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *