МРОТ решили трансформировать: от потребления к доходам

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил прописать в Конституции РФ, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума. Это предложение вошло в президентский законопроект поправок к Конституции РФ, принятый на всенародном голосовании и утвержденный 1 июля.

Позднее депутаты Госдумы предложили убрать из Гражданского кодекса определение МРОТ.

Они поручили Минюсту России разработать соответствующий законопроект и до конца года предоставить его правительству на утверждение.

В результате появился законопроект Минтруда о трансформации принципов определения минимума прожиточного, а вместе с ним и МРОТ. Чиновники предлагают изменить существующую систему.

Какими будут Прожиточный минимум и МРОТ

Концепция Минтруда по коррекции принципа установления прожиточного минимума и МРОТ заключается в отказе от расчета прожиточного минимума населения как статистической стоимости корзины потребления. Вместо этого чиновники хотят привязать его к среднедушевому доходу граждан на уровне 44,2%.

Дело в том, что по действующим правилам прожиточный минимум считают с 1999 года, и в его основу заложен принцип так называемой «карточной» системы рационирования потребления, принятый в Европе в послевоенное время. Минимальная потребительская корзина, которая лежит в основе прожиточного минимума, в РФ состоит из:

  • продовольствия — на 50%, это 42 наименования продуктов с годовыми нормами потребления;
  • непродовольственных товаров — на 25%;
  • обязательных услуг — на 25%.

Для определения прожиточного минимума к стоимости потребительской корзины добавляются обязательные платежи и сборы. Нормы потребления, по закону, должны пересматриваться раз в пять лет. В регионах рассчитываются собственные прожиточные минимумы по региональным нормативам для территориальных групп.

В результате такого подхода прожиточный минимум, а значит, и МРОТ с 2016 года составляют все меньшую часть медианных доходов населения. При сохранении действующей системы невозможно обеспечить рост зарплат.

Поэтому Минтруд намерен перевести принцип ранжирования на бедных и богатых, привязав его именно к медианному доходу по стране, и на ближайшие пять лет зафиксировать ее в среднем на уровне 44,2%.

При этом самый высокий показатель установят для трудоспособного населения — 109% медианного дохода. Для остальных групп скромнее:

  • для пенсионеров — 86%;
  • для детей — 97%.

Когда это будет сделано, МРОТ составит 42% медианной зарплаты в стране, так как она выше медианного среднедушевого дохода. В результате «бедным» будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше 2/5 медианного среднедушевого дохода по стране.

Что будет вместо МРОТ в ГК РФ?

В Гражданском кодексе может появиться новое определение, например финансовая единица. Точного названия еще нет. Аналогичные поправки внесут в другие кодексы и федеральные законы.

Как пояснили журналистам в Минюсте, поправки необходимы в связи с тем, что в последнее время понятию МРОТ придан более широкий смысл и возникают правовые коллизии. Внесение поправки о МРОТ в Конституцию РФ еще больше осложнило эту ситуацию.

Поэтому необходимо внести поправки в законодательство, исключив двоякое толкование. Как уточнили в министерстве:

Минимальный размер оплаты труда использовался в различных отраслях законодательства, в том числе для определения размеров сумм по гражданско-правовым обязательствам.

Согласно поручению вице-премьера Татьяны Голиковой, отданному еще в мае прошлого года, МРОТ должен трактоваться только в соответствии с нормами закона «О минимальном размере оплаты труда».

А точнее, исключительно как минимум денежных средств, который гарантируется работнику в качестве вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей.

Сейчас в законах есть множество разных сборов и штрафов, размер которых привязан к МРОТ. Их законодатели теперь хотят исчислять из утвержденного базового размера, например, равного 100 рублям. В Минюсте отметили:

Принятие законопроектов позволит установить в указанных актах размеры сумм, связанных с гражданско-правовыми обязательствами, без привязки к МРОТ (например, в абсолютных цифрах путем указания суммы в рублях или с использованием иного критерия, не связанного с МРОТ).

Законодатели подчеркивают, что речь о том, чтобы МРОТ перестал существовать совсем, не идет. Скорее, наоборот, его значение станет более узким и определенным.

Для регламентирования выплаты гражданам заработной платы и установления ее минимального размера достаточно Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и Трудового кодекса, в которых останется закреплено понятие МРОТ.

Но сам показатель изменится существенно — он будет зависеть не от расходов, а от доходов, что логичнее, чем сейчас.

Власти одобрили новый подход к расчету прожиточного минимума в России — РБК

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом (сейчас 44,2%) будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России.

Вводится дополнительная защитная норма — прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года.

«Такая гарантия введена на тот случай, если по каким-либо причинам в отдельные годы произойдет снижение медианного дохода», — подчеркнули в Минтруде.

Прожиточные минимумы трудоспособного населения, пенсионеров и детей, согласно проекту поправок, предлагается устанавливать в соотношении с прожиточным минимумом на душу населения в целом по России: для трудоспособного населения — 109% от этого уровня, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. Эти соотношения были определены на основе действующей потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию ВОЗ, уточнили в Минтруде.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет устанавливаться в соотношении 42% медианной зарплаты за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Новый подход к определению прожиточного минимума и МРОТ в России потребует дополнительных расходов федерального бюджета (в 2021 году —увеличение на 48,2 млрд руб., в 2022 году — на 13,4 млрд руб., в 2023 году — на 60,1 млрд руб.

), а также региональных бюджетов (в 2021 году — на 28,5 млрд руб. во всех регионах, в 2022 году — на 32,8 млрд руб., в 2023 году — на 49,6 млрд руб.). Одновременно дополнительные расходы внебюджетного сектора оцениваются Минтрудом в 253 млрд руб.

за три года.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов.

Сейчас во многих субъектах РФ региональные прожиточные минимумы занижены, и к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, пояснили в Минтруде.

 В 2021 году проектом поправок закрепляется норма, что все региональные прожиточные минимумы по всем социальным группам не должны быть ниже величины прожиточного минимума за второй квартал 2020 года.

Влияние на уровень бедности

Прожиточный минимум используется Росстатом для оценки уровня бедности в стране. В соответствии с федеральным планом Росстат продолжает ежеквартально рассчитывать число жителей с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности), сообщили в ведомстве.

«Таким образом, в случае принятия законопроекта Росстат будет рассчитывать численность жителей с доходами ниже прожиточного уровня на основе утвержденной величины прожиточного минимума и данных о среднедушевых доходах, которые мы продолжаем рассчитывать ежеквартально на основе утвержденной методологии», — пояснил РБК представитель Росстата, добавив, что для внесения изменения в план статистических работ необходимо отдельное постановление правительства.

Разработка нового подхода к определению прожиточного минимума и МРОТ велась в достаточно закрытом режиме, отмечает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, добавляя, что не видит оснований для введения соотношения 44,2% от медианного дохода для определения прожиточного минимума.

«Вы не найдете ни в одной стране линию бедности на уровне 44,2% от медианного дохода. Это сугубо наше творчество», — сказала она.

Согласно международным оценкам, 40% от медианного дохода — это крайняя бедность, 50% — это базовый Стандарт для относительной линии бедности, а уровень 60% от медианного дохода используется для программ, адресованных малоимущим категориям населения, но являющихся программами развития, пояснила Овчарова.

Предложенный правительством подход, по мнению Овчаровой, на практике то же самое, но переведенное на иные измерительные инструменты: «Прогресса в этом мы не видим».

«Дискуссия по поводу пересмотра линии бедности уводит от обсуждения значимых, действенных мер по сокращению бедности.

Любой подход к определению линии бедности реального влияния на уровень жизни не оказывает», — сказала Овчарова, указав, что для повышения уровня жизни необходимы рост зарплат и реальных доходов населения.

Изменение подхода не привело к серьезному увеличению величины прожиточного минимума и МРОТ, согласен проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

По его мнению, это связано с тем, что в основу расчета был взят медианный, а не среднедушевой доход населения. По его мнению, справедливее при определении прожиточного минимума было бы исходить именно из последнего.

Теперь ключевой станет прозрачность методологии Росстата при расчете медианного дохода и медианной зарплаты, заметил Сафонов.

Федеральный план статистических работ предусматривает публикацию данных о медианной зарплате населения по итогам исследования, которое пройдет в апреле 2021 года (раскрытие данных в июле 2021 года), уточнили РБК в Росстате.

Медианная зарплата, по данным исследования Росстата в 2019 году, составила 34 335 руб. Медианное значение зарплат россиян значительно ниже средней зарплаты по стране — 47 657 руб. в 2019 году (рассчитывается только по крупным и средним предприятиям) — и более приближено к реальной зарплате значительной части населения.

Медианные данные по доходам населения в 2020 году Росстат опубликует в апреле—мае 2021 года, добавили в Росстате. С 2013 года медианные доходы россиян постепенно росли с 19 тыс. до 26,4 тыс. руб. в месяц в 2019 году.

Как сейчас определяют прожиточный минимум и МРОТ

Действующий с 1997 года подход предполагает, что прожиточный минимум на душу населения и по всем основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры и дети) устанавливается каждый квартал на основе потребительской корзины.

Читайте также:  Выплата дивидендов по итогам года в 2023 году

В состав потребительской корзины входят продукты питания, непродовольственные товары и Услуги. Для трудоспособного населения учитываются также обязательные платежи и сборы.

Действующая корзина (не пересматривалась с 2012 года) включает в среднем на одного взрослого человека в год 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий.

В структуру корзины входят непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, белье, школьные принадлежности, лекарства, а также услуги — электроэнергия, водоснабжение, транспорт и другие.

Состав продуктов питания в действующей потребительской корзине не соответствует рекомендациям ВОЗ в части нормативов здорового питания и требует существенного пересмотра, признают в Минтруде.

С 2018 года МРОТ устанавливается ежегодно в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. В 2019 году размер МРОТ составлял 11 280 руб., в 2020 году — 12 130 руб.

Народ непоМРОТ: что такое справедливая «минималка»

 Сергей Лантюхов/NEWS.ruСергей Лантюхов/NEWS.ru

МРОТ сегодня — это не просто минимальный размер оплаты труда, меньше которого работникам в России платить не позволяет Закон, но и важный социальный и экономический механизм. Исключительно в узком смысле его рассматривать нельзя.

Дело в том, что МРОТ участвует непосредственно в образовании ряда социальных начислений, таких каких как больничный, пособие по беременности и родам, выплата по уходу за ребенком до полутора лет.

Кроме того, от размера «минималки» отталкиваются в процессе начисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей в государственный бюджет.

От расходов к доходам

В этом смысле вероятность хотя бы двукратного увеличения МРОТ напрямую зависит в том числе от возможностей бюджета.

Мы живём в условиях, когда расходы бюджета превышают его доходы, да и в ближайшие годы будем жить при дефиците, отмечает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. Существенное повышение МРОТ для нашего государства невыгодно с точки зрения увеличения бюджетных расходов:

Сможет ли государство справиться с возрастающими социальными расходами в связи с резким повышением МРОТ, а главное, готово ли оно к этому — большой вопрос.

Сегодня МРОТ, согласно закону, не может быть ниже прожиточного минимума. До сих пор прожиточный минимум в России рассчитывался по той же методологии, что и в СССР, и был привязан к так называемой потребительской корзине.

В неё входит установленный государством минимальный набор товаров и услуг, необходимых для комфортного проживания одного гражданина. На две трети корзина состоит из продуктов питания, на треть — из непродовольственных товаров.

Напомним, что в 2020 году МРОТ в РФ составляет 12 130 рублей.

В 2021-м этот показатель должен вырасти, всё благодаря новой методике расчётов, которую планируют ввести в России.

В ближайшее время Госдума будет рассматривать вопрос о включении в методику расчёта МРОТ медианную зарплату. На этом настаивают в Минтруде.

Там предлагают со следующего года отказаться от привязки прожиточного минимума к потребкорзине и считать этот показатель как 42% от медианного среднедушевого дохода.

Медиана — это значение, которое делит всех получателей заработной платы ровно пополам. Предполагается, что 50% граждан имеют доход ниже этой отметки, а 50% — выше.

С 2021 года для трудоспособного населения прожиточный минимум должен составить 109% от медианного дохода, для детей — 97%, для пенсионеров — 86%. МРОТ при этом планируется установить на уровне 42% медианной зарплаты.

Таким образом, с 1 января следующего года он должен вырасти до 12 792 рублей.

Новая методика расчётов вызвала множество разговоров и вопросов. Не оценили её в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Там считают, что расчёт прожиточного минимума и МРОТ следует вести исходя не из доходов населения, а из необходимых расходов. Предлагаемый Минтрудом способ расчёта прожиточного минимума исходит из «виртуальных цифр», считают в ФНПР.

Более того, «доходный» подход к расчёту МРОТ и прожиточного минимума опасен для нашего общества, полагает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. При определённых условиях величина прожиточного минимума может оказаться ниже стоимости минимальной потребительской корзины:

Новый подход не вполне продуман, ведь если будут сокращаться реальные доходы населения — а такое уже бывало и не раз, — то будет снижаться и медианная заработная плата. Стало быть, и МРОТ будет снижаться. Может случиться так, что минимальный размер оплаты труда окажется меньше стоимости потребительской корзины. На эти деньги человек просто не сможет выживать.

«Справедливый» МРОТ

Тем временем отдельные депутаты вообще предлагают не мелочиться и увеличить МРОТ сразу в четыре — пять раз. Так, лидер фракции «Справедливая Россия» в ГД Сергей Миронов считает правильным поднять минимальный размер оплаты труда до «приемлемых значений», а именно до 50–60 тысяч рублей.

В России необходимо рассчитывать МРОТ на уровне половины от зарплат среднего класса, это 50–60 тысяч рублей.

Тогда у нас не будет работающих бедных, а бизнес будет вынужден вкладываться в обновление парка техники, оптимизацию производственных процессов, искать другие способы повышения производительности труда.

Потребительский спрос при таких зарплатах обеспечит очень существенный экономический рост, — заявил Миронов, которого цитирует пресс-служба.

Согласно данным Росстата, половина семей в России может позволить себе только еду и одежду, в аналогичном материальном положении находятся две трети молодых семей, а также две трети пенсионеров. Новая методика, за которую выступает Минтруд, «законсервирует этот чудовищный уровень бедности ещё на пять лет», уверен Миронов.

Вопрос в том, что вкладывает депутат в понятие российского «среднего класса», рассуждает Константин Ордов. Об этом ранее говорил глава государства Владимир Путин, советовавший не сравнивать средний класс в России и странах Запада.

От президента мы услышали, что в нашей стране средний класс представляют те граждане, уровень доходов которых близок к доходам среднестатистического россиянина.

Мы понимаем, что среднестатистический россиянин получает, мягко говоря, не 50 и не 60 тысяч. Сегодня медианная заработная плата составляет порядка 35 тысяч рублей.

То есть половина россиян получает менее 35 тысяч рублей в месяц, другая половина — больше, — объясняет Эксперт.

По словам Ордова, сама же Госдума фактически уже рассматривает законопроект об изменении расчёта прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

Сами депутаты говорят о том, что данный показатель нужно рассчитывать относительно среднедушевого дохода, а МРОТ — относительно медианной зарплаты.

На этом фоне заявление Сергея Миронова эксперт сравнивает с «бесконечной какофонией», связанной с финансовой неграмотностью людей, обладающих полномочиями принимать законодательные решения в области финансов.

На грани фантастики

Впрочем, давайте представим, что минимальный размер оплаты труда в России подняли до 50 тысяч рублей. Ещё пять лет назад размер МРОТ не дотягивал даже до прожиточного минимума.

Это породило феномен «работающего бедного».

В нашей стране человек трудоспособного возраста может иметь работу и при этом быть нищим, особенно если у него есть дети или он, скажем, одинокий родитель с ребёнком на руках.

МРОТ был поднят до уровня прожиточного минимума, однако это не привело к снижению уровня бедности. Более того, сегодня полностью разрушена система финансовой мотивации: ни предпринимателям, ни даже самим работникам высокая белая заработная плата невыгодна, — говорит Константин Ордов.

По словам эксперта, на фоне кризисных явлений в экономике и роста налогового бремени бизнес стал активнее уходить в тень. В этих условиях диктовать предпринимателям платить своим сотрудниками минимум 50 тысяч по меньшей мере глупо, уверен он.

Резкое повышение МРОТ может привести к банкротству многих хозяйствующих субъектов, поскольку они просто не выдержат столь существенной нагрузки по зарплате, отмечает Александр Щербаков. Что касается рядовых граждан, то и здесь не всё так просто.

После 1990-х годов произошло некоторое «обеление» заработных плат в результате перехода к накопительной пенсионной системе: люди поверили, что они смогут увеличить размер своей будущей пенсии. Однако увеличение возраста выхода на пенсию, а также не слишком понятные схемы начисления пенсионных баллов привели к тому, что россияне разочаровались в «светлом» пенсионном будущем.

По сути, мы перешли от накопительной к распределительной системе, тем самым никаких стимулов платить налоги из фонда оплаты труда нет. Ни работникам, ни работодателям, — объясняет Ордов.

Более того, резкий рост МРОТ может не снизить число бедных, а напротив, увеличить их количество за счёт роста числа безработных. Непомерная социальная нагрузка на бизнес вынудит предпринимателей отказаться от «лишних» рабочих рук, заменив, где это только возможно, людей на машины.

Если сегодня таджик с лопатой является реальной заменой снегоуборочной машины, то при «минималке» на уровне 50 тысяч рублей работодателю будет выгоднее использовать исключительно современную технику. Это самый простой пример, но он наглядно показывает, что осуществить резкое повышение МРОТ за счёт частного сектора — это заблуждение, отмечает Ордов.

Что тогда государство будет делать с людьми, которые не смогут найти себя на рынке труда?

По мнению экспертов, решения должны быть более реалистичными и системными.

И если кому-то очень хочется в разы увеличить размер минимальной оплаты труда, прежде стоит позаботиться как минимум об уверенном экономическом росте.

Для этого Россия должна начать заниматься не только продажей сырьевых товаров, но и экспортом промышленной продукции, открыв экономику для новых проектов и иностранных инвестиций.

Нужно перестать рассуждать о том, как здорово нам помогают санкции. Самоизоляция до добра не доведёт, — подчёркивает эксперт.

Читайте также:  У льготной ипотеки для семей с детьми улучшились условия предоставления

Чудес не бывает: деньги не берутся из ниоткуда, резюмировал специалист.

Настройка бедности

Министерство труда и социальной защиты представило на заседании правительства проект одного из самых значимых изменений в системе соцподдержки — коррекции принципа установления прожиточного минимума и МРОТ.

С 2021 года предлагается отказаться от расчета прожиточного минимума (ПМ) как статистической стоимости корзины потребления — и определить его как часть (44,2%) среднедушевого дохода. МРОТ же до 2026 года Минтруд предлагает установить на уровне 42% медианной зарплаты. Переход от «карточной системы» расчета ПМ к общемировому стандарту обойдется в 128,5 млрд руб.

дополнительных расходов в 2021 году и 439 млрд руб. в 2025 году — это первые крупные вложения Белого дома в сокращение доходного неравенства, которое при действующей системе расчета ПМ и МРОТ могло только расти.

Как стало известно “Ъ”, на вчерашнем заседании правительства был одобрен готовившийся не менее полугода новый подход к установлению прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соответствующие поправки в два профильных федеральных закона представил Минтруд.

Действующая модель социального минимума потребления, ПМ, введена федеральным законом №134-ФЗ в 1997 году. РФ, как и большинство постсоветских стран, унаследовала от СССР подход к определению ПМ (а вместе с ним — и бедности), называемый экономистами и социологами «абсолютным»: бедными считаются те, кто не имеет доходов для потребления минимальной корзины товаров и услуг.

В ЕС и в большинстве стран ОЭСР применяется относительный подход: граница бедности определяется относительно принятого в обществе «стандартного», обычного потребления. Существует третий подход: бедным считается тот, кто субъективно считает себя бедным; в чистом виде он не используется нигде, как дополнительный — в Армении, Казахстане, Белоруссии.

В США и Канаде используются «гибриды» первого и второго подходов.

Нынешний состав российской «минимальной потребительской корзины» работает с 1999 года и с 2012 года закреплен в 227-ФЗ, но восходит, по существу, к военной и послевоенной «карточной» системе рационирования потребления в Европе.

В минимальной корзине 50% составляет продовольствие (42 наименования продуктов, от 126,5 кг хлеба в год на трудоспособного до 11 кг растительного масла). Стоимость этого набора рассчитывается раз в квартал (из-за чего нередко в третьем квартале ПМ снижается из-за сезонного снижения цен на овощи).

В то же время «продовольственная корзина» ПМ имеет мало отношения к понятию «здоровое питание» в определении ВОЗ.

Непродовольственная часть «корзины» ПМ привязана к продовольственной — считается, что минимальное непродовольственное потребление должно стоить 50% продуктовой корзины, услуги — столько же. Наконец, к ПМ добавляются обязательные платежи и сборы.

Эта «натуральная» корзина должна пересматриваться раз в пять лет — последний раз это должно было произойти в 2018 году, но из-за существенного увеличения МРОТ и доведения его до уровня ПМ пересмотр был отложен до конца 2020 года.

В регионах рассчитываются собственные ПМ по территориальным группам.

Кроме оценки уровня бедности и установления МРОТ, ПМ используется для назначения соцподдержки (выплаты на детей, соцконтракты, соцобслуживание) и для расчета региональных и федеральных доплат к пенсии. Причины, по которым Минтруд предлагает менять методику определения ПМ и МРОТ, прозаичны.

Расчеты правительства показали, что только в 13 регионах России (среди них — Краснодар, Волгоград, Иваново) ПМ соответствует федеральной методике. В 11 регионах (Москва, ХМАО и ЯНАО, Мурманск, Карелия) он выше, в 61 регионе — ниже условной федеральной «нормы минимального потребления» на 4,1–36,8%.

Есть и долгосрочная проблема. ПМ в России с 2016 года составляет все меньшую часть медианных доходов населения (уровень, выше которого доходы ровно у половины населения РФ, этот показатель считается справедливее вычисления среднего дохода).

И если сохранять «натурально-карточную» систему расчета ПМ, его вес будет снижаться и далее — гарантированный социальным государством минимум в реальности не привязан к росту зарплат в стране, а реальная доля питания в потреблении снижается.

Идея Минтруда и заключается в переходе от «абсолютного» к «относительному» подходу — прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать ее на уровне 44,2% (пересматривать показатель предлагается не реже).

ПМ для трудоспособного населения предлагается определить как 109% от этого показателя, ПМ для детей — 97%, для пенсионера — 86% (это в среднем выше, чем сейчас).

Соответственно, МРОТ, который по закону не может быть меньше ПМ для трудоспособного населения, составит 42% медианной зарплаты в стране (она выше медианного дохода).

Региональные ПМ мгновенно довести до новой нормы не удастся — субъектам РФ предлагается сделать это поэтапно в 2021–2025 годах, регионам, которые сейчас «завышают» ПМ, можно продолжать это делать. ПМ на 2021 год предлагается установить на уровне второго квартала 2020 года и далее увеличивать по всем группам по правительственной методике.

«В целом переход к относительной линии бедности, устанавливаемой в долях от медианного душевого дохода,— это правильный путь. Такой подход соответствует мировой практике определения порога бедности на основе соотнесения с преобладающим стандартом потребления»,— отмечает проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

«В свое время, в 1990-е, потребительская корзина позиционировалась как временная, кризисная мера. Полагали, что мы через короткое время сможем отказаться от этого подхода и перейти к определению бедности через медианные доходы граждан.

Но мы прожили с этой временной мерой почти четверть века,— отмечает глава НИИ труда Дмитрий Платыгин.— Сегодня переход к установлению минимального размера оплаты труда в зависимости от медианного размера заработной платы — общемировой тренд.

Социальный смысл установления минимального размера оплаты труда — защита наиболее уязвимых, низкооплачиваемых групп работников.

В этом смысле увязка МРОТ с медианной заработной платой, которая растет более быстрыми темпами, чем стоимость потребительской корзины, будет «подтягивать» зарплаты уязвимых категорий работников».

Есть еще один аспект проблемы ПМ, о котором упоминает руководитель Общественной палаты Лидия Михеева. «Россия — страна с исторически большой долей серых зарплат, поэтому расчет от медианной зарплаты может показаться рискованным на первый взгляд.

На мой взгляд, риск таких искажений не настолько существенный.

Правительство уже сильно продвинулось в сфере налогового администрирования, налоговая уже видит большую часть доходов, расширен и успешно функционирует Налог на профессиональный доход, решающий проблему теневого рынка самозанятых,— со временем этот риск будет снижаться еще больше»,— уверена она.

Цена вопроса в ближайшие годы высока для бюджета не будет. В 2021 году она составит для федерального бюджета 48,2 млрд руб. допрасходов, для регионов — 23,4 млрд руб., для внебюджетного сектора — порядка 60 млрд руб. Цифры будут расти к 2025 году, когда федеральный бюджет должен будет найти дополнительные 241,3 млрд руб.

Долгосрочно же эффект от реформы более значим: по существу, это первая структурная мера в социальной политике, которая, привязывая соцвыплаты к стандартным для страны доходам, а МРОТ — к медианной зарплате, будет непосредственно влиять на масштабы социального расслоения (в том числе через использование медианных, а не средних оценок как базы для ПМ). Субъективное ощущение значительной части населения РФ прожиточного минимума и МРОТ как «очень низких» во многом следствие «абсолютного» подхода к оценке бедности и массового занижения ПМ в регионах. В массовой культуре в европейских странах (и в этом смысле РФ — страна европейская) бедность интуитивно оценивается от «нормы», близкой к медиане, тогда как «абсолютный» подход более понятен в странах третьего мира, где бедность — это не несоответствие стандартам «обычной» жизни, а невозможность выживания. В действующей модели лишь завышение МРОТ и ПМ богатыми регионами могло немного противостоять росту доходного расслоения, тогда как предлагаемая новая модель делает ПМ буквальным отражением интуитивно понимаемого «среднего дохода»: при реализации концепции Минтруда «бедным» в РФ будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше двух пятых «среднего», то есть медианного для всей страны, дохода.

Неудивительно, что Минтруд предложил именно эту меру в качестве первого крупного изменения в соцполитике.

С одной стороны, ПМ — базовое понятие для любой конструкции «сети безопасности» в любой модели социального государства с XX века, и сохранять ее в архаичном «карточном» виде бессмысленно — такой ПМ просто будет обесцениваться, вызывая рост социального недовольства.

С другой стороны, все другие возможные инициативы Белого дома в соцсфере, в том числе адресность соцпомощи, будут так или иначе тормозиться постоянным бюджетным торгом Минфина с регионами вокруг расходов на поддержку наиболее проблемных социальных групп.

Наконец, хотя доля бедных в РФ, определяемая по новой методике, сама по себе не изменится, для региональных властей «справедливость» в поддержке таких социальных групп — важный и нефальсифицируемый фактор внутренней стабильности.

Дмитрий Бутрин

От выживания к жизни: в России пересчитают МРОТ и ПМ — Газета.Ru

Минтруд собирается скорректировать методы расчета прожиточного минимума, введенные как временные еще в 1997 году.

По замыслу чиновников, тем самым Россия уйдет от «карточной» системы расчета, после чего бедными будут считаться те, чье потребление товаров и услуг отклоняется от общей нормы, а не те, кто по сути находятся на грани выживания. Но сделать это для всех и сразу не получится.

Читайте также:  Вторая волна COVID-19: как в организации ввести перчаточно-масочный режим

Министерство труда РФ решилось на одну из самых важных реформ в системе социальной поддержки страны, пишет газета «Коммерсантъ». Издание сообщает, что 23 сентября в ходе заседания правительства был одобрен готовившийся не менее полугода проект изменения подхода к расчету прожиточного минимума и МРОТ.

По задумке ведомства в России в течение следующих пяти лет должен произойти переход от «абсолютного» к «относительному» прожиточному минимуму. Суть в том, что

впредь прожиточный минимум должен рассчитываться как 44,2% медианного дохода (уровень, выше и ниже которого зарабатывает половина населения) в среднем по стране, и в дальнейшем этот показатель должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

Для трудоспособного населения ПМ будет составлять 109% от этого показателя, для детей – 97%, а для пенсионеров – 86%. В результате МРОТ, в соответствии с действующим законом, составит 42% от медианой зарплаты в стране.

Но сделать это сразу для всех регионов одновременно не получится: субъектам предоставят возможность поэтапно дойти до этих показателей за следующие пять лет, а регионы, которые уже «завышают» прожиточный минимум, смогут делать это и дальше. В том же проекте предлагается установить ПМ на следующий год на уровне второго квартала 2020-го и в дальнейшем увеличивать этот показатель по всем группам в соответствии с правительственной методикой.

В целом такое новшество обойдется бюджету сравнительно дешево: из федерального бюджета на реализацию мер понадобится 48,2 млрд рублей, для регионов – 23,4 млрд руб., а для внебюджетного сектора – около 60 млрд руб. Постепенно эти цифры будут увеличиваться вплоть до 2025 года, когда из федерального бюджета нужно будет дополнительно потратить 241,3 млрд рублей.

Поправки в законодательство, предложенные Минтрудом, для России по сути можно считать историческими, ведь действующий принцип определения прожиточного минимума был введен еще в 1997 году как временная мера. На практике же

такая модель больше характерна для стран третьего мира, где под минимумом подразумевается черта, ниже которой человек находится на грани выживания. В развитых же странах (Евросоюз и большинство стран ОЭСР) под этим подразумевается отклонение от среднего «нормального» потребления всего общества.

Постепенный отказ стран, нацеленных на рост благосостояния граждан, от до сих пор применяемой в России методике во многом обусловлен тем, что старый подход основывается на послевоенной «карточной» системе.

Нынешняя российская «минимальная потребительская» корзина состоит из продовольственной части (которая имеет мало общего с принятым в ВОЗ определением здорового питания), непродовольственной и услуг (каждая из этих категорий – не менее 50% от продуктовой корзины) плюс обязательные платежи и сборы.

В долгосрочной перспективе такая модель приводит к увеличению разрыва между доходами бедных и более обеспеченных слоев населения. Ведь по сути установленный набор ПМ за последние четыре года составляет все меньшую долю медианных доходов граждан. На выходе получается, что социальная мера в виде минимума, гарантированного государством, никак не привязана к росту зарплат в стране.

Цены продолжат расти

На днях «Газета.Ru» сообщала, что аналитики института «Центр развития» НИУ ВШЭ заметили нетипичное для России в целом движение инфляции в течение летних месяцев. Дело в том, что в обычные годы в этот период отмечается снижение общего уровня цен во многом связанное с наплывом продуктов нового урожая на внутренний рынок. Но

в этом августе цены почти не изменились, а если скорректировать данные Росстата на сезонность, то в течение всех трех месяцев цены продолжали расти: на 0,3% в июне-июле и на 0,4% в августе.

Такие показатели фиксировались в самые тяжелые для россиян годы: в августе 2004-го, 2008-го, 2010-го, 2014-го и 2015-го индекс потребительских цен (ИПЦ) в августе находился примерно на той же отметке, что и в этом году.

Важно заметить, что рост цен коснулся всех категорий товаров, начиная от продовольствия, заканчивая непродовольственными товарами и платными услугами.

В целом это могло бы означать восстановление спроса на все категории, а значит – постепенный выход из модели сбережения средств, если бы не одно «но»: по данным Росстата в течение августа оборот розничной торговли упал на 2,7% в сопоставимых с тем же месяцем 2019-го ценах, а по отношению к июльским темпам сокращения, динамика показателя ускорилась почти в полтора раза.

Новый МРОТ 2021: что нужно знать бухгалтеру

С 2021 года введен новый МРОТ. Значит бухгалтерские расчеты нужно вести по-новому. Расскажем, что нужно знать бухгалтеру, чтобы не наделать ошибок.

Как МРОТ влияет на заработную плату

Размер МРОТ с 01.01.2021 составляет 12 792 рубля.

Если работники трудятся полный день, их заработная плата не должна быть меньше МРОТ. Причем не федерального, а МРОТ установленного по региону, где ведет деятельность работодатель.

Если зарплата сотрудников до регионального МРОТ не дотягивает, ее нужно повысить. В противном случае работодателя вызовут на зарплатную комиссию и оштрафуют.

Штрафы за зарплату ниже МРОТ

Нарушение карается штрафом по п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • руководителя юрлица накажут на сумму от 10 до 20 тысяч рублей;
  • предпринимателя – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • организацию – от 30 до 50 тысяч рублей.

При повторном нарушении наказание будет весомее:

  • руководителя юрлица накажут на сумму от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет;
  • предпринимателя – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • организацию – от 50 до 100 тысяч рублей.

Размер МРОТ для работников Крайнего Севера

Персонал, который трудится в местностях с особыми климатическими условиями, должен получать зарплату в повышенном размере.

Расчет оплаты труда на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях производится с учетом надбавок и районных коэффициентов.

При этом в МРОТ надбавки и коэффициенты включать запрещено. Они начисляются сверх минимальной оплаты труда.

Размер МРОТ для совместителей

Зарплата совместителя тоже не может быть меньше МРОТ. Обычно совместители трудятся не полный рабочий день. При приеме на работу в договоре указывают, по какой ставке их принимают. Соответственно они работают то количество часов, которое пропорционально ежедневной норме рабочего дня.

Например, работник на полставки будет трудиться 4 часа в день. Значит, его зарплата не должна быть ниже половины МРОТ.

Размер МРОТ для иностранного сотрудника

Трудовой Кодекс не разделяет работников на иностранцев и российских граждан. Поэтому работодатель обязан установить иностранному работнику зарплату не ниже МРОТ.  

Размер МРОТ для работника обособленного подразделения

Если головной офис и обособленные подразделения организации расположены в разных субъектах РФ, то размер МРОТ для сотрудников может быть разным. Ориентироваться нужно на региональное законодательство.

Работник филиала или головной организации не должен получать зарплату меньше МРОТ по региону, в котором он работает.

Как оформить повышение зарплаты на предприятии

Повышение зарплаты до МРОТ оформляется следующими документами:

  1. Приказ руководителя организации с указанием перечня должностей, по которым увеличивают оклады.
  2. Дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками.
  3. Приказ руководителя о внесении изменений в штатное расписание организации.

Бесплатный вебинар «Как организовать кадровое делопроизводство с нуля».Торопитесь зарегистрироваться. Вебинар пройдет 25 февраля в 10:00 мск. Расскажем о ключевых локальных актах работодателя, требованиях к документам и ответственности за нарушение ТК РФ.

Как МРОТ влияет на отпускные

Для расчета отпускных используют средний дневной заработок сотрудника за 12 предшествующих месяцев. Полученный результат не может быть меньше среднего дневного заработка из расчета МРОТ.

Пример: работник берет полный отпуск (28 дней) в марте 2021 года. Его средний дневной заработок за 12 предшествующих месяцев составляет 427 рублей.

Определим средний дневной заработок с учетом МРОТ: 12 792 / 29,3 = 436,59 рублей.

436,59 > 427. Значит, начисляем отпускные из расчета МРОТ: 436,59 * 28 = 12 224,52 рубля.

Как МРОТ влияет на больничные

При расчете пособия по больничному листу МРОТ применяют, если:

  • средний заработок сотрудника за 2 предшествующих года меньше МРОТ;
  • сотрудник на протяжении последних 2 лет не работал и не имел фактического заработка;
  • страховой стаж сотрудника меньше полугода;
  • есть основания для снижения пособия: травма в состоянии алкогольного опьянения, неявка к врачу без уважительных причин, нарушения режима лечения.

Так как в 2021 году все субъекты РФ перешли на прямые выплаты из ФСС – работодатели оплачивают только первые три дня больничного.

Пример: стаж работы сотрудника – 5 месяцев. Он принес больничный лист за 10 дней. Рассчитаем размер пособия за три дня больничного из расчета МРОТ. Средний дневной заработок составит: 12 792 * 24 / 730 = 420,56 рублей. Сумма пособия: 420,56 * 3 = 1 261,68 рублей.

Как МРОТ влияет на страховые взносы

Организации и предприниматели, которые включены в реестр МСП, могут платить взносы по пониженной ставке – 15 %.

Но пониженная ставка применяется только к той части зарплаты, которая превышает МРОТ.

Поэтому в 2021 году взносы по основной ставке (30 %) придется платить с большей суммы – 12 792 рубля. В итоге взносы для малого бизнеса вырастут.  

  • Пример: оклад работника – 30 000 рублей.
  • Общая сумма страховых взносов за декабрь 2020 составила:
  • 12 130 * 30 % + (30 000 – 12 130) * 15 % = 3 639 + 2 680,50 = 6 319,50 рублей
  • Общая сумма взносов в январе 2021 стала больше:
  • 12 792 * 30 % + (30 000 – 12 792) * 15 % = 3 837,60 + 2 581,20 = 6 448,80 рублей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *