Меняются правила работы с РНП по 44-ФЗ

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Меняются правила работы с РНП по 44-ФЗ

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов.

Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их.

Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
  • данные об аффилированных лицах;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный Закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

  1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
  2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

Меняются правила работы с РНП по 44-ФЗ

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

Какие условия для замены на товар с улучшенными характеристиками по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

44-ФЗ запрещает изменять существенные условия контракта. Предмет закупки — это существенное условие, как и его характеристики. Поставщик не имеет права предоставить заказчику товар, если его характеристики отличаются от тех, что указаны в контракте.

Но в ряде случаев даже добросовестный поставщик не может исполнить контракт на тех условиях, на которых он его заключил: например, если производитель прекратил выпуск товара, и его запасы на складах закончились.

Тогда поставщик имеет право заменить этот товар на другой, с улучшенными характеристиками.

Каковы условия замены на товар с улучшенными характеристиками

В ч.7 ст.95 44-ФЗ содержатся условия, при которых можно заменить товар на другой с улучшенными характеристиками. Для этого нужно одновременно соблюсти три условия:

  • Обе стороны закупки согласовывают необходимость заменить продукцию на аналогичную, но с лучшими свойствами.
  • Потребительские характеристики, технические и функциональные параметры заменённых товаров выше по сравнению с теми, которые были предложены к поставке изначально.
  • Замена продукции не противоречит ст.14 44-ФЗ о национальном режиме и нормативно-правовой документации, касающейся этой статьи.

Отдельного пояснения требуют второй и третий пункты.

В законе нет чётких критериев того, что считается улучшенными показателями товара. Заказчики сами определяют, насколько новый товар выгоднее, чем тот, что заявлен в контракте. В интересах поставщика — помочь заказчику в этом. При этом заказчик не может менять условия контракта — об этом говорится в письме Минэкономразвития от 9 декабря 2014 года № Д28и-2705.

Проверяющие службы могут потребовать обосновать замену товара в контракте на товар с улучшенными характеристиками. Обычно это бывает, когда выгода неочевидна.

Третье условие — соблюдение норм статьи 14 44-ФЗ о национальном режиме. Нельзя изменить страну происхождения товара, а в некоторых случаях и производителя в ходе исполнения контракта, поскольку это противоречит следующим нормативно-правовым актам:

Иногда замена страны происхождения товара возможна, если эта страна относится к участникам ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).

В каких случаях может потребоваться замена

Ситуаций, когда поставщик не может поставить указанный в контракте товар, много. Наиболее частые причины:

  • победитель торгов согласен поставить продукцию по конкретным характеристикам, указанным в ТЗ и контракте, но по ходу исполнения работ производитель перестал производить товар, и она закончилась на складе;
  • на момент подачи заявки и заключения контракта товар присутствовал на рынке, а к началу работ его завоз на рынок временно приостановлен по каким-то причинам, вследствие чего поставщик не может поставить именно эту продукцию;
  • в заявке был прописан конкретный товар, стоимость которого существенно повысилась, однако на рынке есть аналоги по приемлемым расценкам;
  • в заявке были отражены неверные показатели или ТЗ изначально было составлено с ошибками, которые после были перенесены в контракт.

Когда возможно улучшение свойств товара

Следует помнить о том, что изменить характеристики товара во время проведения торгов нельзя. Это можно сделать только после заключения контракта с победителем, в ходе исполнения обязательств. Остановимся на этом подробнее.

Если заказчик согласится с инициативой поставщика до подписания контракта, то заказчику может грозить административная ответственность по ч.1 ст.7.

32 КоАП РФ за заключение контракта на условиях, которые не были утверждены в закупочной документации.

При таком раскладе административный Штраф составляет 1% от НМЦК и накладывается либо на должностное лицо – от 5000 до 30 000 рублей, либо на организацию – от 50 000 до 300 000 рублей.

Если поставщик будет настаивать на замене предмета контракта до его заключения, то заказчик может направить сведения о нём в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), расценив такие действия, как уклонение от обязательств.

Читайте также:  Нотариальный договор купли-продажи доли в ооо в 2023 году

Если поставщик после заключения контракта понимает, что не может предоставить заявленный в контракте товар, выполнить работу или оказать услугу, он может направить заказчику предложение о замене товара с подробным объяснением, почему новый товар лучше. Обычно это оформляется письмом, в котором подробно расписано предполагаемое «улучшение».

Как определить улучшенные свойства товара

Важно, что улучшить товар можно только по тем характеристикам, которые указаны в контракте. Показатели, которые в нём не указаны, не являются основанием для замены товара. При этом можно улучшать не только характеристики товаров, но и работ и услуг.

Например, нельзя заменить принтер на другой с более высокой скоростью печати, если параметр по скорости распечатки одной страницы не был указан в ТЗ.

Заменить товар можно только в том случае, если одно или более его свойств лучше, чем те, что были заявлены в договоре изначально. При этом остальные параметры нельзя ухудшить.

Кроме того, при замене нельзя изменить предмет контракта, даже если за этим стоит очевидное улучшение: например, если в закупке указаны стационарные компьютеры, их нельзя заменить на ноутбуки или планшеты, поскольку они считываются другим техническим изделием.

Ответственность за определение улучшенных параметров лежит на заказчике, но согласование всё равно происходит между двумя сторонами. УФАС внимательно следит за этим: иногда такие замены ведут к ограничению конкуренции и используются для того, чтобы «отсеять» нежелательных поставщиков.

Некоторые региональные УФАС не допускают подписание допсоглашений между сторонами, если изменяются свойства изделий, которые заказчик в ТЗ обозначил конкретно.

Инструкция по работе заказчика с улучшенными характеристиками товара

Для того чтобы исключить ошибки и не попасть под подозрение УФАС, заказчики могут использовать следующий алгоритм работы.

  1. Определите, действительно ли новые характеристики товара лучше изначальных. Вот примерный образец таких параметров:
  2. Меняются правила работы с РНП по 44-ФЗ

  3. Проверьте, накладывает ли какие-то ограничения на продукцию ст.14 44-ФЗ.
  4. Обсудите новые характеристики с поставщиком.
  5. Составьте дополнительное соглашение и внесите изменения в текст контракта. Допсоглашение может выглядеть так:
  6. Меняются правила работы с РНП по 44-ФЗ

  7. Внесите сведения в ЕИС в реестр контрактов. В течение пяти дней после внесения изменений в текст контракта направьте информацию об этом в Казначейство.

Принять участие в торгах, подписать контракт или допсоглашение невозможно без электронной подписи. В этом поможет «Астрал-ЭТ» — надёжная и безопасная электронная подпись для участия в торгах, работы с госпорталами и электронного документооборота.

Инструкция по работе поставщика с улучшенными характеристиками товара

Что делать поставщику, который хочет заменить товар на другой с улучшенными характеристиками:

  1. Подготовьте и отправьте заказчику предложение о поставке новой продукции, укажите новые показатели и объясните, почему они более выгодны, чем те, что были описаны ранее. Приложите к письму проект допсоглашения к контракту.
  2. Поставляйте товар только после того, как заказчик подпишет дополнительное соглашение. В противном случае заказчик может отказаться от приёмки продукции, сославшись на то, что она не соответствует условиям контракта, а вам придётся платить неустойку.

«Астрал.Тендер» поможет разобраться во всех нюансах электронных торгов. Изучайте процессы и участвуйте в торгах сами или отдайте ведение тендеров и закупок на аутсорс и получайте готовые сделки.

Выводы

  1. В контрактном законодательстве и сопутствующих НПА нет чёткого определения улучшенных характеристик товара. Оценка характеристик и принятие решения о замене одного товара на другой полностью в руках заказчика.
  2. Заказчик должен учитывать все нюансы законодательства: замена товара не может противоречить 44-ФЗ и постановлениям Правительства РФ о национальном режиме.
  3. При возникновении спорных ситуаций, касающихся свойств поставляемой продукции, суды в большинстве случаев принимают сторону заказчика, так как именно его интересы берутся за основу.
  4. Менять товар на иной с улучшенными показателями можно при любом способе закупки.
  5. Стороны закупки могут заключить дополнительное соглашение, даже если это условие не было прописано в тексте договора. Это значит, что возможна замена предмета поставки в том числе и в контракте с единственным поставщиком.
  6. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Закупки в условиях санкций: меры поддержки поставщиков

В марте 2022 Правительство РФ приняло 46-ФЗ, который вносит поправки в «Закон о контрактной системе», и несколько постановлений. Перечислим основные изменения в закупочном законодательстве. 

Общие

Разрешили менять существенные условия в контрактах

Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 — статья 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1 (п. 4 ст. 8 46-ФЗ от 8 марта 2022). При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • Возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.
  • Выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ и есть решение властей — Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.  

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах. 

Избавили поставщиков от штрафов и неустоек

10 марта 2022 Правительство внесло изменения в ПП РФ № 783 от 04 июля 2018 и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Постановление распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения (ПП РФ № 340).

Списать можно только начисленные и неуплаченные штрафы. Если участник оплатил неустойку, списать или вернуть ее не получится. Если заказчик удержал неустойку, то шансы остаются: пример — дело № А55-26467/2017.

Что делать, чтобы списать неустойки по контракту, который исполнен частично или не исполнен из-за санкций:

  • Поставщику лучше направить заказчику письмо о списании неустойки, хотя списание — обязанность заказчика, но они не всегда спешат ее исполнять.
  • Стороны должны составить акт сверки по начисленным и неуплаченным  неустойкам. Неустойка не списывается, если поставщик ее не подтвердил.
  • Поставщик представляет заказчику письменное обоснование причин, из-за которых не удалось исполнить контракт, и, при наличии, прикладывает подтверждающие эти обстоятельства документы. Если есть акт приемки или аналог, нужно приложить и его. 

Если учесть опыт в период пандемии коронавируса, то просто письма без подтверждающих документов будет недостаточно. Постарайтесь собрать документальные подтверждения причин неисполнения — например, сравнение цен товаров до и после санкций, письма логистических компаний и производителей, заключение Торгово-промышленной палаты (ТПП), письма и акты органов власти.

Утвердили новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика

Помимо случаев, указанных в ч.1 ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать товары, работы и Услуги для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ у единственного поставщика, определенного актом соответствующих властей — п. 1 постановления Правительства РФ № 339 от 10 марта 2022. Срок действия постановления — до 31 декабря 2022 включительно.

Дополнили правила нацрежима

Товары из Луганской и Донецкой областей приравняли к отечественным (ПП РФ № 201 от 17.02.2022). Преимущества по нацрежиму распространяются теперь и на товары из этих регионов. Приказом Минфина № 30н от 5 марта 2022 утверждены изменения в приказ № 126н. Заметно скорректирован список товаров, к которым применяется порядок допуска. 

Продлили сроки лицензий и упростили их получение

Для компаний, чья деятельность лицензируется и требует специальных разрешений (ч.1 ст.

31 44-ФЗ), Правительство на 12 месяцев продлило действие разрешений, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022 (п.1 ПП РФ № 353 от 12 марта 2022).

Также власти вправе продлить действие разрешительных документов, срок которых истек ранее, чем постановление вступило в силу (п. 2 ПП РФ № 353). 

Если срок, до которого компании нужно было пройти лицензирование, пришелся на 2022 год, то он переносится на 12 месяцев (п. 3 ПП РФ № 353). 

Органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов — с учетом специфики видов разрешительной деятельности. Например, могут сократить сроки предоставления и переоформления лицензий, сократить список требований и документов для получения разрешений. Полный список мер указан в п. 4 Постановления. 

Позволили заказчикам по 223-ФЗ, попавшим под санкции, не размещать в ЕИС сведения о победителях закупки  

ПП РФ №301 от 06.03.2022 установило, что если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика по 223-ФЗ, то он вправе при проведении закупки не размещать в ЕИС сведения о победителе. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.

В сфере медицины

Упростили закупку медицинских изделий запросом котировок

6 марта 2022 Правительство упростило закупки медизделий через запрос котировок (ПП РФ №297). Срок действия постановления — до 1 августа 2022. 

При закупках медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (кроме изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчики могут проводить электронный запрос котировок, если начальная цена контракта (НМЦ) не больше 50 млн рублей. Годовой объем закупок таких медицинских изделий не должен превышать 750 млн рублей.

Расширили возможности закупок у единственного поставщика

По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России.

Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 (распоряжение № 430-р). Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки  технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (пп «б» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (пп «в» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Читайте также:  Образец приказа на отпуск по беременности и родам 2023

Срок действия новых мер, указанных в пп «а» и «в» п.3 ст. 8 46-ФЗ, два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.

В градостроении

Отдельные законы будут регулировать сферу градостроения

191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнили статьей 10.18: в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Такой режим вводили и в период пандемии, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. 

В 2022 правительство вправе устанавливать порядок и случаи изменения строительных контрактов

Санкции усилили рост цен на стройресурсы, материалы и оборудование, и участники закупок столкнулись с необходимостью пересмотра цен контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме N 7797-ИФ/09 от 1 марта 2022 детально разъясняет правила такого пересмотра. 

Документ определяет, в каких случаях и на основании какого нормативного акта можно увеличить стоимость контракта. Кроме того, при пересмотре цен договоров по 223-ФЗ нужно учитывать положения ПП РФ №1315 от 9 августа 2021.

Также законодатели рассмотрели порядок пересмотра стоимости комплексных контрактов, которые включают не только работы по строительству и реконструкции, но также проектные и изыскательские.

Члены саморегулируемой организации (СРО) могут получать от нее займы 

До 1 января 2023 у членов СРО остается возможность получать займы от организации из ее компенсационного фонда. Сумма всех таких займов не может превышать 50% от общего объема средств фонда. 

Правительство определяет требования к членам СРО для получения таких займов, цели займа, максимальный его размер для одной компании, процентную ставку и сроки, а также порядок контроля за использованием средств.

Как минимизировать риски

Приведем несколько простых советов и рекомендаций по выбору будущих тендеров в новых экономических условиях.

Выбираем надежные закупки

  • Выбирайте тендеры с теми товарами, в поставке которых вы уверены — лучше отечественного производства или из стран ЕАЭС. 
  • Продумывайте логистику с учетом закрытия границ и рассчитывайте сроки поставок с запасом.
  • Валютные тендеры сложно предсказать, рублевые контракты будут стабильнее.

Анализируем заказчиков и контрагентов

Изучайте заказчика: сможет ли он заплатить, есть ли в отношении него арбитражные дела, связан ли он с иностранными учредителями. Как анализировать заказчиков, подробнее рассказали в статье.

Также учитывайте, что с заказчиками по 223-ФЗ больше возможностей изменить Договор по соглашению сторон, чем в госзаказе.

Оцените возможности производителей товаров, которые вы поставляете. Желательно иметь несколько источников товара или материалов.

Исключаем возможные ошибки

Через запросы на разъяснения обсуждайте с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Где возможно, прописывайте условия по форс-мажору.

Если участвуете в электронных торгах, проверяйте надежность работы площадок и порталов.

Продумываем защиту

Если выполнить контракт все-таки не получается, для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях. 

Меры поддержки призваны оказать помощь как поставщикам, так и заказчикам, чтобы бизнес продолжал участвовать в госзаказе в том же объеме. Ведь именно тендеры, независимо от ситуации в стране, будут предоставлять компаниям работу, а следовательно, и возможность заработать, удержаться в своей нише на рынке.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Недобросовестный поставщик: кто это, как защититься и не попасть в ФАС РНП

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Где найти информацию о поставщиках, включенных в реестр?

Законодательство России (44-ФЗ, ст. 104, ч.8) требует, чтобы РНП находился в открытом доступе. Поэтому на сайте Единой Информационной Системы (ЕИС) без ограничений доступна для проверки вся информация о записях реестра здесь.

ЕИС обновляет записи РНП ежедневно по рабочим дням. Размер базы данных трех реестров внушителен. На май 2021 года в этих списках числится более 22 000 записей.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но Исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет.

Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению.

Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)

Невозможность исполнения контракта на прежних условиях — Компания «АПИ»

Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (см. совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020).

Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер исполнить контракт на прежних условиях не получится.

Не прекращайте исполнять контракт, в противном случае у заказчика может появиться основание для одностороннего отказа от контракта, если такое право закреплено в контракте. Такой отказ — основание для внесения вас в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Важно! ФАС России указала своим территориальным органам, что распространение новой коронавирусной инфекции необходимо учитывать как обстоятельство непреодолимой силы, в частности, при рассмотрении обращений о включении в РНП (Письмо от 18.03.2020 N ИА/21684/20).

Если из-за пандемии возникли трудности с исполнением, рассмотрите следующие варианты действий:

  1. Предложите заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Расторжение по соглашению не влечет для вас риска внесения в РНП.
  2. Предложите заказчику изменить контракт. Законом предусмотрено специальное основание для изменения в 2020 г. сроков исполнения и цены контракта, в том числе цены единицы товара, работы, услуги при контракте с неизвестным объемом. Это можно сделать, если контракт нельзя исполнить из-за распространения коронавирусной инфекции и в иных случаях, которые могут быть установлены Правительством РФ (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Направьте заказчику письмо, в нем укажите связь между пандемией и невозможностью исполнения контракта. Если это вызвано ограничительными мерами, сошлитесь на акты, которыми эти меры установлены.

Заказчику эта информация понадобится, поскольку изменение контракта возможно при наличии письменного обоснования таких изменений в зависимости от уровня контракта, на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта или местной администрации (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

При положительном решении подготовьте новое обеспечение исполнения контракта, если в связи с изменениями появились новые необеспеченные обязательства. Для этого замените банковскую гарантию либо, если вносили обеспечение деньгами, перечислите недостающую сумму пропорционально стоимости новых обязательств. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в стандартном порядке.

Если заказчик не идет вам навстречу и изменить или расторгнуть контракт по соглашению не получается, продолжайте исполнять контракт насколько это возможно.

При нарушениях по контракту вы освобождаетесь от уплаты неустойки, если докажете, что нарушения вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-Ф).

Учитывайте, что такими обстоятельствами могут быть не только распространение коронавирусной инфекции и принимаемые в связи с этим меры на территории РФ, но и аналогичные меры, принятые в других странах (см. п.

3 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Кроме того, учтите, что начисленная за 2020 г. неустойка по контрактам подлежит списанию в случаях и по правилам, которые установит Правительство РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  В Налоговом кодексе появятся 3 новых сбора

Приостановка контракта возможна только по подрядному контракту и только в ограниченном перечне случаев (ст. 716, п. 3 ст. 743 ГК РФ). Ни в каких других случаях приостановить исполнение контракта нельзя, Закон N 44-ФЗ такой возможности не предусматривает.

Обращайтесь для расторжения контракта в суд, если достигнуть договоренности с заказчиком не удалось. Форс-мажор не отнесен Законом N 44-ФЗ к основаниям, дающим одной из сторон право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подайте в суд заявление о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Главное в 44-ФЗ для начинающих

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы Как участвовать
Аукцион Наименьшая цена Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс  Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок Наименьшая цена Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *