Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

  • Законодательная и нормативная база по обязательным резервам, подлежащим депонированию в Банке России
  • В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
  • В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.
  • В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.
  • Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
  • Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Письмом Банка России от 11 августа 2010 года № 113-Т «Об отражении в бухгалтерском учете кредитной организации операций по депонированию обязательных резервов в Банке России».
  • Перечень нормативных и иных актов Банка России, определяющих порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России
  • Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России
Депонирование обязательных резервов в Банке России  

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

  1. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
  2. Порядок депонирования обязательных резервов
  3. Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).

Счета по учету обязательных резервов открываются в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России», 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России»).

Основные составляющие расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России  
  • Резервируемые обязательства — обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П.
  • Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:
  • — «обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);
  • — «обязательства кредитной организации перед физическими лицами» – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

  1. — «иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.
  2. Не включаются в состав резервируемых обязательств следующие обязательства:
  3. — денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
  4. — облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
  5. — обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
  6. — обязательства перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, обязательства передмеждународной финансовой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе международного договора (соглашения) о ее создании с участием Российской Федерации, а также обязательства перед Внешэкономбанком, Банком России, возникающих в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), и обязательства перед государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающих в рамках оказания финансовой помощи по планам участия государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»;
  7. — задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.
  8. Сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам уменьшается на сумму обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, рассчитываемую путем применения кредитной организацией корректировочного коэффициента к сумме обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам, и рассчитывается по следующей формуле:
  9. Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций
  10. где,
  11. — сумма резервируемых обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,
  12. — сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,
  13. — корректировочный коэффициент.
  14. Корректировочный коэффициент — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств (информация о нем публикуется в «Вестнике Банка России»).
  15. Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.
Регулирование размера обязательных резервов  

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Сроки, установленные для проведения регулирования размера обязательных резервов.

Обязательные резервные требования

В данной статье мы рассмотрим практику использования обязательного резервирования, которая считается одним из традиционных инструментов при проведении денежно-кредитной политики.

Что понимается под обязательным резервированием?

Обязательные резервные требования (англ.

– «Reserve requirements») – считаются традиционным инструментом денежно-кредитной политики разработанным Федеральной Резервной Системой США (Federal Reserve System) в 1863 году с целью влияния на ликвидность банковской системы страны1. Сегодня во многих развитых и развивающихся странах мира (США, Швейцария, Китай, Россия, Индия, Бразилия и др.), применяются требования по обязательным резервам.

Центральным банком Республики Узбекистан также на практике реализуются обязательные резервные требования как важное и эффективное средство регулирования денежной массы и воздействия на ликвидность банковской системы страны. Данная практика осуществляется коммерческими банками путем перечисления денежных средств в обязательном порядке на счет, открытый отдельно в Центральном банке2.

То есть обязательные резервы означают денежные средства, которые должны быть переведены на специальный счет в Центральном банке, исходя из установленных норм в отношении депозитных средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных коммерческими банками. В частности, данный инструмент используется Центральным банком в следующих целях:

  • оказание влияния на кредитную деятельность коммерческих банков, посредством координации объемов их ликвидных средств;
  • расчет по обязательствам коммерческого банка в случае банкротства;
  • непосредственное влияние на мультипликативное увеличение денежной массы при регулировании темпов роста денежной массы.

В соответствии с Положением «Об обязательных резервах коммерческих банков, депонируемых в Центральном банке Республики Узбекистан», зарегистрированное Министерством юстиции 25 апреля 2018 года за номером 3002, Центральный банк устанавливает объем обязательных резервов (нормативная сумма), который должен быть перечислен коммерческими банками в Центральный банк, а также порядок депонирования.

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

В свою очередь, при расчете нормативной суммы обязательных резервов, в отношении обязательств коммерческих банков по формированию резерва, Центральным банком, для обоих валют (национальной и иностранной),  с 1 июля 2019 года установлены нормативы обязательного резерва в следующем порядке:

  • для депозитов в национальной валюте — 4%;
  • для депозитов в иностранной валюте — 14%3.

Нормативная сумма обязательных резервов — объем обязательных резервов, подлежащих перечислению банками в Центральный банк.

Нормативная сумма обязательных резервов рассчитывается путем умножения норматива обязательных резервов на среднюю сумму обязательств, по которой формируется резерв в отчетном периоде.

Если вы хотите ознакомиться с точной информацией по расчетам, пожалуйста, перейдите по следующей ссылке.

Необходимо упомянуть такие понятия, как коэффициент усреднения и усредненная сумма обязательных резервов, а также о конечных целях их использования на практике. 

  • коэффициент усреднения — коэффициент нормативной суммы обязательных резервов от 0 до 1 используется при определении усредненной суммы, хранящихся на корреспондентском счете Центрального банка.
  • усредненная сумма обязательных резервов — это минимальная средняя сумма денежных средств, высчитываемая с помощью коэффициента усреднения в отношении нормативной суммы обязательных резевров банков, подлежащая хранению на корреспондеском счету в Центральном банке.

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

Что означает, что с помощью  определения усредненного коэффициента по отношению к нормативной сумме обязательных резервов, разрешается оставлять на корреспондентском счету банков 75 процентов от суммы обязательных резервов подлежащих переводу в Центральный банк.

Данная ликвидность, предоставленная банковской системе, прежде всего, обеспечивает непрерывность платежей.

Так как она будет использоваться в качестве ресурсной базы для кредитов, выделяемых коммерческими банками.

Читайте также:  Имущество ИП используемое в предпринимательской деятельности в 2023 году

В свою очередь, дальнейшая активизация денежного рынка с помощью трансмиссионных механизмов, способствует снижению краткосрочных и среднесрочных процентных ставок в банковской системе.

Центральный банк в дальнейшем может изменять коэффициент усреднения, исходя из анализа текущего состояния ликвидности в банковской системе.

В заключение можно сказать, что инструмент обязательного резервирования является одним из основных факторов, обеспечивающих минимальный уровень ликвидности, что является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков при проведении денежно-кредитной политики Центрального банка, и широко используется при управлении уровнем ликвидности в банковской системе и тем самым регулирует денежное предложение в экономике.

1 https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/0693lead.pdf

2 Положение «Об обязательных резервах коммерческих банков, депонируемых в Центральном банке Республики Узбекистан» (зарегистрировано Министерством юстиции 25 апреля 2018 года за номером 3002), 1-глава: Общие правила.

3 www.cbu.uz

Цб пересмотрел резервные требования к банкам

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

Цб пересмотрел резервные требования к банкам / Андрей Гордеев / Ведомости

ЦБ решил уточнить список обязательств, которые должны резервировать банки. С 1 апреля в него будут включены все долгосрочные долги (кроме обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями и ВЭБом, говорится в сообщении регулятора.

Чтобы компенсировать эффект от этих нововведений, ЦБ одновременно снизит на 0,25 п. п. – до 4,75% – ставки некоторых обязательных резервов.

Для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций с апреля снизятся нормативы резервирования по обязательствам перед юрлицами-нерезидентами, физлицами и иным обязательствам в рублях, для банков с базовой лицензией – по рублевым средствам, привлеченным от юрлиц-нерезидентов. Ставки резервов по остальным обязательствам не меняются.

Еще одна поблажка: банку, который не выполнил обязанность по усреднению обязательных резервов, больше не нужно депонировать деньги на отдельном счете, указано в сообщении ЦБ. С апреля обязательные резервы будут храниться на одном счете в ЦБ – независимо от вида валюты резервируемых обязательств.

Вероятнее всего, изменения носят технический характер и не повлияют на ликвидность в банковском секторе, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Точно подсчитать сложно, но можно предположить, что изменение будет незначительным, указывает он: при расширении списка обязательств, по которым банки делают отчисления, регулятор одновременно снижает ставку этих отчислений.

«Меры, которые собирается ввести ЦБ, выглядят достаточно соразмерными и, по нашим оценкам, компенсируют друг друга», – соглашается аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Сейчас банки могут проводить через разные счета сходные по сути операции, снижая таким образом резервирование, говорит она: «Скорее всего, с помощью нововведений регулятор решает именно эту проблему».

Снижение ставки резервирования по обязательствам перед физлицами сделает фондирование банков дешевле, а это может позитивно повлиять на стоимость кредитов экономике, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. На отчислениях по таким обязательствам банки могут сэкономить порядка 56 млрд руб., посчитала она.

Рублевые обязательства банков перед юрлицами-нерезидентами значительно меньше, чем перед физлицами – 302 млрд руб. против 22 трлн руб. на 1 января 2019 г., указывает Кожекина.

Поэтому и эффект от послаблений по резервированию привлеченных средств от юрлиц–нерезидентов будет незначительным, говорит она.

Не будет негативного эффекта и от резервирования обязательств перед ВЭБом, считает Кожекина: по данным МСФО за III квартал, ВЭБ размещал в банках-резидентах порядка 153 млрд руб., что эквивалентно дополнительным расходам банков в 7 млрд руб. (при ставке резервирования 4,75%).

Нововведения ЦБ нейтральны для банковской системы, для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств, говорит представитель Сбербанка. Фонд обязательного резервирования в масштабах всей банковской системы может вырасти с нынешних 2,8 трлн руб. на 30 млрд руб. (или 1%), указывает он.

Обязательное резервирование долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков, продолжает представитель Сбербанка: это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по Базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего норматив краткосрочной ликвидности банковской группы – Н26).

«Решение не окажет существенного влияния на финансовую систему. Подстройка таких нюансов – постоянная кропотливая работа регулятора», – передал через пресс-службу первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

Сотрудник другого банка из топ-20 неприятно удивлен новацией, считая ее весьма серьезной – при том что ее причины регулятор не объяснил. Банки много работали над удлинением пассивов – в том числе потому, что их не надо было резервировать, это позволяло развивать инструменты с длинным сроком обращения – получается, зря, объясняет он, почему считает изменения «стратегически спорными».

Новые правила резервирования не окажут существенного влияния на Промсвязьбанк, говорит главный финансовый директор Евгений Смирнов: по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится.

Немного снизится сумма резервов и у Росбанка, сообщил его финансовый директор Александр Овчинников.

Требования по резервированию долгосрочных обязательств для Росбанка преимущественно коснутся выпущенных облигаций сроком свыше 3 лет, добавил он.

«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ», — сообщила пресс-служба ВТБ. Представитель Альфа-банка не стал отвечать на вопросы «Ведомостей».

«Ведомости» ожидают комментариев других банков из топ-20.

Цб изменит нормы резервирования для банков — рбк

ЦБ снизит нормативы резервов по рублевым средствам клиентов. Так регулятор компенсирует расширение перечня обязательств, нуждающихся в резервировании. Меры ЦБ увеличат отчисления по банковской системе на 30 млрд руб., или 1%

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

Андрей Любимов / РБК

ЦБ решил с 1 апреля снизить для банков на 0,25 п.п., до 4,75%, норматив обязательных резервов по рублевым депозитам и расчетным счетам физических и юридических лиц, а также по иным обязательствам банков в рублях.

Соответствующие изменения внесены в указание ЦБ «Об обязательных резервных требованиях».

От норматива зависит объем отчислений банков в Фонд обязательного резервирования (ФОР), который нужен для гарантирования обязательств банков по средствам клиентов и используется для управления общей ликвидностью.

Решение снизить нормативы было принято для того, чтобы компенсировать увеличение объемов обязательных резервов из-за расширения с 1 апреля списка резервируемых обязательств банков, объясняет ЦБ.

В этот список Центробанк включил все долгосрочные обязательства банков (за исключением обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями, а также перед госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».

С разных обязательств банк производит определенный процент отчислений на счет в ЦБ, но с тех обязательств, которые регулятор внес в перечень, банки пока отчислений не делали, а теперь будут, поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Само по себе расширение перечня негативно сказалось бы на ликвидности сектора, но, поскольку одновременно с этим ЦБ снижает ставки отчислений по некоторым обязательствам, общий эффект будет, скорее всего, незначительным, говорит эксперт.

Влияние, с одной стороны, расширения перечня резервируемых обязательств, а с другой — снижение нормативов обязательных резервов будут зависеть от структуры пассивов каждого конкретного банка, указывает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. В среднем по сектору это может компенсировать расширение резервируемых обязательств, но ситуация неоднородна от банка к банку, поясняет он.

Возможное увеличение резервов в масштабах всей системы составит около 30 млрд руб., и это не так много по сравнению с общим объемом требований ЦБ в рамках объема ФОР (около 2,8 трлн руб.

), то есть около 1%, подсчитали в Сбербанке.

«Данное изменение в целом нейтрально для объема ФОР банковской системы, но для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств», — отметили в банке.

Банк России смягчает обязательные резервные требования

МОСКВА, 21 МАР — ПРАЙМ.

Центральный банк России смягчает с 1 апреля этого года обязательные резервные требования, а также устанавливает коэффициенты для расчета резервируемых обязательств кредитных организаций, так, для банков с базовой лицензией нормативы обязательных резервов уменьшаются с 2% до 1% по всем категориям обязательств в рублях, говорится в сообщении на сайте регулятора.

Меняют правила бухучета и контроля обязательных резервов для кредитных организаций

«Банк России в связи со вступлением в силу Положения Банка России от 11 января 2021 года № 753-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» с 1 апреля 2022 года устанавливает обязательные резервные требования и коэффициенты для расчета резервируемых обязательств кредитных организаций», — сказано в релизе.

Так, нормативы обязательных резервов для банков с базовой лицензией остаются в размере 2% по всем категориям обязательств в валюте других стран и уменьшаются с 2% до 1% в рублях. Для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций эти нормативы остаются на уровне 2,00% по всем категориям обязательств как в рублях, так и в валюте.

При этом, коэффициенты усреднения обязательных резервов ЦБ оставил без изменений: банки с базовой и универсальной лицензией могут рассчитывать на коэффициент 0,9, небанковские кредитные организации — 1. «Нормативы обязательных резервов и коэффициенты усреднения обязательных резервов будут применяться начиная с расчета размера обязательных резервов за апрель 2022 года», — отметили в ЦБ.

Кроме того, чтобы определить размер резервируемых обязательств кредитных организаций, которые участвуют в операциях репо и депозитных сделках с централизованным клирингом, Банк России устанавливает коэффициенты по таким операциям, применяемые по обязательствам в рублях и в иностранной валюте. С 1 апреля коэффициент равный 0,1 будет применяться начиная с расчета размера обязательных резервов за апрель 2022 года, коэффициент 0,2 — начиная с расчета размера обязательных резервов за июль 2022 год.

«Размер корректировочного коэффициента, устанавливаемого в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями — резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств, оставлен без изменений — в размере 0,2», — уточнили в регуляторе.

Резервные требования

Резервные требования – это сумма наличных денег, которую банки должны иметь в своих хранилищах или в ближайшем Федеральном резервном банке , в соответствии с операции на открытом рынке и учетная ставка .

  • Резервные требования – это сумма средств, которую банк держит в резерве, чтобы гарантировать, что он сможет выполнить свои обязательства в случае внезапного снятия средств.
  • Резервные требования – это инструмент, используемый центральным банком для увеличения или уменьшения денежной массы в экономике и влияния на процентные ставки.
  • Резервные требования в настоящее время установлены на нуле в ответ на пандемию COVID-19.
Читайте также:  Программа переселения из байконура: условия и правила программы, последние новости и изменения

Основы резервных требований

Банки ссужают средства клиентам в зависимости от части наличных денег, которые у них есть. В обмен на эту возможность правительство предъявляет к ним одно требование: держать под рукой определенную сумму вкладов для покрытия возможных выплат. Эта сумма называется резервным требованием, и это ставка, которую банки должны держать в резерве и им не разрешается предоставлять ссуды.

Совет управляющих Федеральной резервной системы устанавливает требования, а также размер процентной ставки, которую банки получают за избыточные резервы .

Закон о регулировании финансовых услуг от 2006 года дал Федеральной резервной системе право выплачивать проценты по избыточным резервам. Датой вступления в силу выплаты процентов банкам было 1 октября 2008 года.

Эта процентная ставка называется процентной ставкой по избыточным резервам и служит прокси для ставки по федеральным фондам .

Пороговые значения требований к резервам

Закон учреждения Garn-St Germain депозитарный 1982 года позволяет некоторым банкам , которые будут освобождены от правила требования.

В настоящее время порог для освобождения установлен на уровне 2 млн долларов, что означает, что на первые 2 млн долларов резервируемых обязательств не распространяются правила резервных требований.

Пороговое значение корректируется каждый год в соответствии с расчетом, приведенным в законе. По состоянию на 1 января 2018 года для банков с депозитами менее 16 миллионов долларов резервные требования отсутствуют.

Для банков с депозитами от 16 до 122,3 млн долларов требуется резервное требование в размере 3%, а для банков с депозитами на сумму более 122,3 млн долларов – 10%. Неличные срочные вклады и обязательства в евро с декабря 1990 года имеют нулевой коэффициент резервирования .

Резервные требования – это еще один инструмент, которым ФРС располагает для контроля ликвидности в финансовой системе. Уменьшая резервные требования, ФРС проводит экспансионистскую денежно-кредитную политику , и, наоборот, когда она повышает требования, она проводит сдерживающую денежно-кредитную политику. Это снижает ликвидность и вызывает охлаждение экономики.

История резервных требований

Практика хранения резервов началась с первых коммерческих банков в начале 19 века. У каждого банка была своя банкнота, которая использовалась только в пределах его географической зоны деятельности.

Обменять его на другую банкноту в другом регионе было дорого и рискованно из-за отсутствия информации о средствах в другом банке.

Чтобы преодолеть эту проблему, банки в Нью-Йорке и Нью-Джерси организовали добровольный выкуп в филиалах друг друга при условии, что и банк-эмитент, и банк-выкупщик имели согласованный депозит в золоте или его эквиваленте.

Впоследствии Закон о Национальном банке 1863 года установил 25-процентные резервные требования для банков, находящихся в его ведении. Эти требования и Налог на государственные банкноты в 1865 году обеспечили замену национальных банкнот другим валютам в качестве средства обмена.

Создание Федеральной резервной системы и входящих в нее банков в 1913 году в качестве кредитора последней инстанции дополнительно устранило риски и затраты, необходимые для поддержания резервов, и снизило резервные требования по сравнению с их прежними высокими уровнями.
Например, резервные требования для трех типов банков в рамках Федеральной резервной системы были установлены на уровне 13 процентов, 10 процентов и 7 процентов в 1917 году.

В ответ на пандемию COVID-19 Федеральная резервная система с 26 марта 2020 г. снизила норматив обязательных резервов до нуля для всех уровней депозитов. Целью этого сокращения было дать толчок экономике, позволив банкам использовать дополнительную ликвидность для ссужать физическим и юридическим лицам.

Требования к резервам и требования к капиталу

В некоторых странах нет резервных требований. К этим странам относятся Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Гонконг.

Деньги не могут быть созданы без ограничений, но вместо этого некоторые из этих стран должны придерживаться требований к капиталу, которые представляют собой размер капитала, который банк или финансовое учреждение должен держать в соответствии с требованиями его финансового регулятора .

Пример требования к резерву

В качестве примера предположим, что у банка есть депозиты на 200 миллионов долларов, и он должен держать 10%. Банку теперь разрешено предоставлять ссуду на 180 миллионов долларов, что резко увеличивает банковский Кредит .

Помимо обеспечения буфера от массового изъятия средств из банков и уровня ликвидности , резервные требования также используются Федеральной резервной системой в качестве денежного инструмента. Увеличивая резервные требования, Федеральная резервная система по сути забирает деньги из денежной массы и увеличивает стоимость кредита.

Снижение требований к резервам закачивает деньги в экономику, давая банкам избыточные резервы, что способствует расширению банковского кредита и снижает ставки.

Банковские резервные требования (обязательные резервы, резервы на возможные потери, резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности)

Обязательные резервы представляют собой долю средств кредитных организаций, которую они обязаны хранить на депозитах в Банке России и которую использует ЦБ РФ как средство контроля за объемом банковских депозитов и совокупной денежной массы.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования) являются инструментом денежно-кредитной политики и устанавливаются Банком России в целях регулирования общей ликвидности банковской системы РФ (ст. 35 Закона о Банке России).

Обязанность кредитных организаций по депонированию обязательных резервов установлена в ст. 25 Закона о банках, а порядок депонирования раскрыт в Положении ЦБ РФ от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Обязанность по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации данной лицензии. Выполнение резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций.

Размер обязательных резервов устанавливается советом директоров банка.

При этом «отчисления в обязательные резервы должны производиться кредитными организациями от всех видов привлеченных ими средств: депозитов, средств на банковских счетах клиентуры, денег, полученных от реализации ценных бумаг банка (облигаций, векселей), средств, находящихся в незавершенных расчетах, и т.п. Исключения из этого правила установлены Положением № 342-П»[1].

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, не могут быть одновременно изменены более чем на пять пунктов, и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Депонирование обязательных резервов осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств в валюте РФ на особый счет для хранения обязательных резервов, открытый в Банке России.

Регулирование размера обязательных резервов, а также контроль выполнения кредитной организацией обязанности по формированию обязательных резервов осуществляется уполномоченным учреждением Банка России[2] ежемесячно.

При нарушении нормативов обязательных резервов[3] уполномоченное учреждение Банка России осуществляет списание недовзноса с корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации инкассовым поручением. В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России при нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов уполномоченное учреждение Банка России применяет Штраф.

Помимо обязательных резервов кредитная организация при осуществлении банковской деятельности обязана формировать резервы на возможные потери и резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к пей задолженности.

Резерв на возможные потери

Обязательные резервные требования

Важное значение для осуществления Банком России денежно- кредитной политики имеет предоставленное ему право определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России, устанавливаемые Советом директоров.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке РФ» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Порядок применения Банком России обязательных резервов помимо вышеуказанного Федерального закона регулируется Положением «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации». 

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно- кредитной политики Банка России, представляющим собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора (коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода), устанавливаемого в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств юридических лиц.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

  •  Положение от 29 марта 2004 г. №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;
  •  решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов. Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники – это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей.

Читайте также:  Материнский капитал за 2 ребенка: размер сертификата и сроки, правила оформления, последние новости 2023 года

Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов – это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Состав резервируемых обязательств

Назначению обязательных резервов как инструменту денежно- кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников. В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте; — средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним; — депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней; -депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т.д.;
  • выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются.

Норма резервирования

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования. Норма резервирования непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования. Уровень норматива обязательного резервирования в России периодически пересматривается.

Нормативы обязательных резервов, установленных Банком России, с 01.03.2013г. по настоящее время: перед банками – нерезидентами 4,25%; перед физическими лицами 4,25%; по иным обязательствам 4,25%.

В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

Способ расчета обязательных резервов

Важным элементом системы обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета. Период, за который определяется необходимый объем резервов, называется расчетным периодом.

Чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов.

Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов. Для российских банков расчетный период составляет 1 месяц, например, для банков США – 2 недели.

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

  • 1) Расчет нормативной величины обязательных резервов
  • Схема расчета нормативной величины обязательных резервов в России выглядит следующим образом.
  • 2) Определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам: юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, юридических и физических лиц в иностранной валюте.
  • Определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути.
  • 3) Определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, по привлеченным средствам в иностранной валюте.
  • 4) Определение величины обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

В последние годы (Положение Банка России от 29 марта 2004 г. №255-П) наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется расчетная их величина как составная часть нормативной величины. Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины.

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей.

В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой).

Указанное право кредитных организаций сопровождается их обязанностью обеспечить в течение периода усреднения среднехронологический остаток средств на корреспондентском счете в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов. Эта величина рассчитывается исходя из применения коэффициента усреднения (в настоящее время он установлен в размере 0,2 нормативной величины обязательных резервов). Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных), которые отвечают таким критериям, как:

  • соблюдение правила обязательного резервирования, т.е. не допускают недовзноса, не имеют штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов и своевременно представляют расчеты размера обязательных резервов;
  • выполнение обязанности по усреднению в предыдущие периоды (если кредитная организация пользовалась таким правом);
  • отсутствие просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В случае, если кредитная организация не имела права на усреднение, расчетная величина равнялась нормативной. Расчетная величина обязательных резервов предназначена для регулирования размера обязательных резервов каждой кредитной организации.

Регулирование представляет собой комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных счетах в Банке России их расчетной величине.

Политика резервирования банка россии

Обязательные резервные требования используются центральными банками во многих странах мира. В Российской Федерации уровень нормативов обязательных резервов регулируется на законодательном уровне. Согласно ст.

38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов) устанавливается Советом директоров Банка России.

Законом наложено офаничение на применение нормативов обязательных резервов, которые:

  • • не могут превышать 20% обязательств кредитной организации;
  • • могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;
  • • не могут быть единовременно изменены более чем на 5 процентных пунктов.

В Законе о банках и банковской деятельности зафиксирована обязанность банков выполнять нормативы обязательного резервирования, установленные Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

В Положении об обязательных резервах кредитных организаций, утвержденном Банком России 01.12.2015 № 507-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

В состав резервируемых обязательств включаются:

  • • подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);
  • • определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);
  • • незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются только кредиты, полученные от банков-нерезидентов).

Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств нс включаются.

В структуре денежной базы (в широком определении) обязательные резервы на начало 2017 г. составили 4,1%, или 484,7 млрд руб. (табл. 10.4).

В России нормативы обязательных резервов впервые стали применяться в 1991 г., максимальное значение которых было установлено с 1 февраля 1995 г. по 30 апреля 1995 г. в размере 22 % для счетов до востребования и срочных обязательств до 30 дней включительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *